Хоть горшком называй, только в печку не ставь. Как язык влияет на сознание. Если американец всегда помнит, кто что разбил, запачкал или опрокинул, то для испанца центральным является только сам факт этого события. Выходит, язык влияет на такие сложные эле

А еще говорят, что тульский Левша (Лескова) не был леворуким умельцем. Он был ЛЁвшей - Лёвой,
т. е. (Коля - Кольша, Ваня - Ваньша)

(потырено на просторах интернета)

4. Тип Ваньша, Маньша
Антропонимы типа Ваньша, Маньша, образованные от основ уменьшительных имён типа Ваня, Маня с помощью суффикса
-ш-, довольно распространены в говоре села Пеньки, но по срав-нению с именами типа Ванькя, Манькя употребляются реже.
Этот тип антропонимов имеет большую возрастную ограниченность. Так чаще называют молодых людей, которых уже неудобно именовать Ванькя, Манькя, но еще рано называть Иван, Марья или по имени и отчеству.
Эмоциональная окраска этого типа—ласко-во-уважительное отношение к именуемому.
Ср.: «Офоньшой в тягосте тогда ходила». «Феньша робила тогда за всех». «Петьша приехал». «Мунына молодинькёй жанилса». «Тимшы где-то не видно сёдни».

Русские люди, дававшие меткие прозвища, в то же время не придавали особое значение «смыслу» антропонимов. Недаром говорилось: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь!»
Инородным этническим компонентом были местные татары, принадлежащие исторически к сибирским татарам - тюменское родоплеменное объединение. Кроме них, в формировании русского населения Исетского края приняли участие калмыки, казахи, бросившие свою беспокойную кочевую жизнь. Несомненно присутствие в числе первопоселенцев и коми-зырян, и, наконец, следует заметить ещё и литвинов, то есть не собственно литовцев, а белорусов и украинцев, пленных воинов, сосланных на сибирское житьё.
Татары не только принимали православные имена, но и русские обычаи, жизненный уклад, духовно-нравственные ценности. Их дети быстро переходили на русский язык, вступали в смешанные браки. Потомки первых крещёных татар становились уже русскими.

МОУ «Батуринская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области»

Исполнители: члены кружка «Юные следопыты» 7 класс. Руководитель: Ерёмина Н.А. учитель географии.

Образование уменьшительно-ласкательной формы в тюркских языках
Уменьшительно-ласкательная форма в тюркских языках образуется с помощью аффикса -ша, например: ак - белый, акша - беленький.
Точно так же и в русском языке: Таня - Таньша, Ваня - Ваньша (в старину); Танюша, Ванюша (сегодня).

Образование превосходной степени
Одним из способов образования превосходной степени в тюркских языках является повторение слова
дважды: сак - громко, сак-сак - очень громко.
Точно так же и в русском языке: тихо - тихо-тихо; плавно - плавно-плавно и т.д.
Обозначение рода занятий, профессии
Для обозначения рода занятий или профессии тюрки применяют аффикс -ар: хаз - кочевать, хазар - ко-
чевник,
Точно так же поступают и русские: точить токарь, печь - пекарь и т.д.
Образование глагола из существительного
В тюркских языках глагол из существительного образуется путём простого прибавления к нему аф-
фикса -у: кузет (караул) - кузетý (караулить).
Точно так же и в русском языке: бег - бегу, рёв - реву.
Характеристика человека
Для характеристики человека применяется аф-
фикс -уз, например: ог (думать) - огуз (думающий,
мудрец).
Точно так же в русском языке: бояться - боягýз.
Или же бут (тюркская мера веса) - бутýз (толстый, упитанный ребёнок, дословно «пудовый»).

У каждого есть свойство, без которого мы не смогли бы выжить в сообществе - оценивать и давать характеристику окружающим нас людям . И от того, насколько точно мы дадим оценку человеку, зависит будет взаимодействие или нет и всевозможные вытекающие из этого результаты.

В тему вспомнила историю и даже не одну. Но приведу всего один пример.

Это было в далекой молодости. Рядом со мной стоит человек и вдруг он падает и перестает дышать. Никаких поводов, до этого он спокойно стоял рядом, а потом затихающим голосом: «Мне плохо», падает и начинает отходить в мир иной.

Я без долгих раздумий опускаюсь на колени и начинаю его хлестать по щекам, делать искусственное дыхание, рот в рот, сажусь сверху на него короткими мощными толчками начинаю продавливать грудь в районе сердца, после снова рот в рот, бью по щекам… Сколько времени это продолжалось, не знаю, может быть 10 секунд, может 30.

И…, человек делает вдох, начинает дышать, потом открывает глаза, и уже я перевела дыхание:«Ух, все нормально, вернулся».

Когда он уже пришел в себя, первое что он сказал - был вопрос: «Чего у меня так лицо болит?»

Конечно, мне можно было спокойно, не спеша поговорить с отходящим в мир иной человеком: «Ну что ты, не гоже человеку валяться на полу и умирать, возвращайся назад и вставай уже».

И что я хотела этим сказать? А хотела перейти к теме стратегии страны в отношении детей.Так вот, в деле стратегии страны «Все для детей» мы уже опоздали .

Нас уже давным- давно убаюкали сладкими голосами выступлений с высоких трибун, красивыми картинками с ТВ, сериалами, и новостями о достижениях, и решениях всех наших насущных проблем, кредитами, ипотеками на десятилетия.

«Все будет хорошо, вы только спите, никуда не дергайтесь, а мы все сделаем, чтобы вам было хорошо и сладко спать».

И еще - «Вагонные споры последнее дело

"И тянет поговорить»... В поезде, в котором я ехала,сосед рассказывал истории из своей жизни - и смех, и грех: «Взял ипотеку на 27 лет, а мне 55, когда я ее выплачу, мне будет 82 года…, если не умру, конечно. Зато 92 квадратных метра».

Конечно, это не плохо, что сейчас можно позволить себе сразу то, на что денег не хватает, но железобетонная плита долга прижимает к земле так, что света белого не видно, а тебе в узкую щель и тихо шепчут: «Ты теперь не дергайся, все будет хорошо, мы все за тебя сделаем».

Некоторое время назад я задавала вопрос: «Вы хотите пойти учиться в школу вместе со своими детьми?».

Результаты опроса- 80% не хотят идти туда, куда отправляют своих детей , причины разные, «нет ничего ценного», «нет интересного», «пустая трата времени», мы это прошли и этого нам не нужно» и т.п. И только небольшая часть выразила желание пойти. Причина? Чтобы не потерять контакт с детьми (!).

Очевидно, что с нашим образованием проблема. Оно, как проговорился бывший министр образование Фурсенко, решает главную задачу – «Готовит качественных потребителей». Какие последствия вытекают из этого?

Главное последствие – безответственность. За что отвечает потребитель? За качество потребления?

Предыдущие поколения выходили из системы образования потребителями, сегодняшнее поколение молодежи проходит ту же систему, штампующую безответственных потребителей.

Никаких изменений не предвидится, значит, и завтрашнее поколение, т.е. уже наши внуки, будут безответственными потребителями.

Четыре поколения – это изменение генофонда народа в корне. Т.е. через два поколения, задача, озвученная бывшим министром, будет решена.

Мы уже летим по встречке лоб в лоб и от столкновения, практически, не возможно уйти.

Стратегия «Все для детей» объединяет и повышает ответственность.

Вот и хотелось бы поговорить друг с другом без претензий и упреков, слушая и слыша. И сейчас мы решили начать все сначала, только уже на другом уровне, с осознанием, осмыслением, выделением сути, главного, чувствуя себя и друг друга.

И я думаю, что когда избавляешься от кучи помех, ничего не мешает быть ближе, а результаты получать больше.

Принятие стратегии «Все для детей», повышает ответственность за завтра, и объединяет.

Что в имени тебе моем?..
И правда, что?

Имя - это то, что дает представление о герое. Как-то мне сказали, что имя неважно при описании персонажа. Я возразила, что наоборот, очень даже важно. А почему, давайте разбираться вместе.
Вот есть герой. Мы о нем еще ничего не знаем. А вот автор сообщил нам его имя. Неужели вам и правда кажется, что имя - это всего лишь имя, и ничего по нему узнать нельзя? Плохо, если это действительно так.
Во-первых, имя дает представление хотя бы о приблизительной национальности героя. Особенно это важно для тех, кто любит читать работы с героями только из определенной страны. Например, вы любите только работы про Россию и про Машу с Пашей. Будете ли вы читать произведение, главным героем которого является Роберт, Омар или Айко? Вряд ли.
Вот и получили мы первое представление о герое. Исходя из имени можно также предположить кое-какие черты личности. Если герой грек, итальянец, испанец, русский, то, скорее всего, будет довольно экспрессивен, эмоционален, а еще будет «разговаривать руками», т.е. активно жестикулировать. Если он англичанин, финн или швед - будет более сдержан и холоден.
Одежда тоже приходит на ум в связи с именем (и национальностью). Индеец - перья, кожаные или полотняные штаны, сандалии. Индус - дхоти и тюрбан или сари. Араб-кочевник - бурнус и куфия. Американец - джинсы (скорее всего). Продолжать можно до бесконечности.
Теперь давайте поговорим о длине имени. Безусловно, когда большинство адекватных читателей видит дли-и-инное имя, состоящее из пяти-десяти (а то и больше) частей, то сразу начинает плеваться и закрывает работу. «ЙАшка», - презрительно цедит читатель. Но не спешите делать скоропалительные выводы. Давайте вспомним всем известные примеры длинных имен.
София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, больше известная нам как императрица Екатерина II. Во-первых, заграницей порой используют не одно второе имя, а два, три и даже пять. Это уж как родителям захочется. Во-вторых, иногда такое имя говорит о высоком статусе носителя. Поэтому не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
Пеппилотта Виктуалия Рульгардина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок. Знаете такую? Уж не знаю, чем руководствовалась Астрид Линдгрен, придумывая своей героине такое имечко, но согласитесь, выглядит это довольно забавно и по ЙАшески. Причем если прочитать внимательнее, становится понятно, что Линдгрен использовала в этой «связке имен» даже нечто, похожее на отчество. Пеппи - дочь Эфраима Длинныйчулок. А Эфраимсдоттер в ее имени так и переводится - дочь Эфраима.
В связи со всем вышесказанным хочу дать несколько практических советов, как дать имя герою и не попасть при этом впросак.

1. Всегда давайте имя персонажу, исходя из реалий его мира. Учитывайте страну, в которой он живет, принципы образования имен в этой стране. Взять, к примеру, Литву. Вот у них в одной семье будут разные фамилии. Если бы Алла Пугачева при заключении брака с Миколасом Орбакасом взяла бы его фамилию, то стала бы Орбакене. А дочь у него носит фамилию Орбакайте. Окончание фамилии указывает на семейный статус носящего - мужчина, замужняя женщина (вдова), незамужняя женщина. При этом не обязательно брать фамилию мужа, можно просто добавить необходимый суффикс к своей, указывая на то, что стала замужней женщиной.
Как думаете, нужно учитывать такие нюансы в своих работах? Жизненно необходимо. Это придает произведению реализма. Такому автору всегда хочется дать печенек за знание матчасти.

2. Смысл имени. Да, русскую девочку могут звать как угодно (встречала такие имена, что Даздраперма - еще вполне прилично), но если имя необычное, то требуется обоснование. Допустим, имя как-то расшифровывается. В последнее время опять вошли в моду подобные имена. Мальчиков стали называть Владпутами и Едросами, к примеру (чистая правда). Родители-патриоты назвали дочь Россией или Москвой. Или мама прочитала какую-то книжку и ей так понравилось имя героини, что она решила назвать дочь в честь нее. Обоснование нужно всегда . Нельзя дать странное для страны или национальности имя и забыть пояснить, почему это так, а не иначе.

3. Избегайте длинных имен, если этого не требует сюжет или исторические реалии. Поверьте, мало кто помнит полное имя героини Астрид Линдгрен, зато все помнят, что ее звали Пеппи. Этого достаточно. Не думайте, что длинное имя подчеркнет значимость героини. Скорее, оно сразу будет ассоциироваться с Мэри Сью.

4. Не забывайте об обычаях. В давние времена существовал такой обычай - давать имя ребенку не сразу, а позднее, когда он уже подрастет и проявит свой характер. Так подбирали более подходящее имя. А были и обратные ситуации. Допустим, индейцы называли своих детей именем, которое должно было стать для них неким стимулом для развития. Некоторые народы давали два имени - одно имя обычное, для всех, второе истинное, тайное, которого никто не знал, кроме родителей. Так избегали сглаза. Считалось, что проклясть или сглазить ребенка можно только в том случае, если знаешь истинное имя. И обычаев разных несть числа. У каждого народа, в каждой культуре. Забывать об этом не стоит.

5. Если ваш мир выдуманный, фантастический или вообще инопланетный, то, с одной стороны, все гораздо проще. Можно давать любые имена, какие в голову взбредут. С другой стороны, все сложнее, потому что обосновать выбор имен все же надо. Здесь уже автор сам придумывает принципы образования имен, обычаи и прочее. Но давать имена, которые ничем не обоснованы, а просто потому, что так захотелось левой пятке автора, нельзя ни в коем случае.

6. Учитывайте особенности языка. Вспомните книгу (или фильм) «Сегун» и его главного героя с фамилией Блэкторн. Японцам было очень трудно называть его по фамилии, потому что в их языке нет буквы «л». И произносить ее им очень трудно, т.к. язык для этого не приспособлен. Они ее коверкают при произношении. Соответственно, в других языках есть буквы, произношение которых сложно для нас, потому что мы не привыкли их произносить. И тоже будем что-то коверкать.

7. Ну и наконец, прозвища. Конечно, это не совсем имя, но ведь они тоже даются не просто так. Они могут отражать внешность, характер и даже способности или профессию. Самым ярким примером являются коротышки из Цветочного города. У них-то это были имена, но они настолько похожи на прозвища, что в качестве примера подходят не хуже. Вспомните, Тюбик - художник. Пилюлькин - врач, Сиропчик - любит сахар и сладости, Пончик - толстый и любит поесть, Знайка - все знает, а Незнайка - не знает ничего. Эти имена настолько на слуху, что стали практически нарицательными. Вот и прозвища могут о многом нам сказать, в том числе и об отношении того, кто дал прозвище, к тому, кому он его дал. Если Паша из первого подъезда зовет Мишу из третьего не иначе как «жиртрестом», то это не только дает представление о Мише как о толстом мальчике, но и об уровне воспитания Паши и его нелюбви к Мише. Иногда такое прозвище приклеивается на всю жизнь, даже если человек с годами перестает ему соответствовать. Был Миша маленьким и толстым, а потом вырос, стал ходить в спортзал и стал высоким и стройным. И теперь он скорее «каланча», но его так и зовут «жиртрестом» по старой памяти.
Прозвища также дают за приверженство к какой-то религии, течению или просто убеждениям. Вегетарианца могут называть «травоядным» или «лошадью», любителю техники фирмы «Эппл» - «яблочником» и т.п. Политические убеждения порой играют не последнюю роль.
Национальность тоже является поводом давать прозвища. Южные народы все как один «чурки», восточные - «узкоглазые», а африканцы - «черножопые». Мало того, что это не политкорректно, так еще и расизмом попахивает.
Частенько прозвища образуются из исковерканного или переиначенного имени или фамилии. Чаще всего, такие прозвища дают в школе одноклассникам. Но и учителям тоже часто достается.
Кроме прозвищ есть еще такое понятие, как «кодовое имя». Обычно их дают высокопоставленным или известным людям, чтобы не было понятно, о ком идет речь. Это могут быть президенты, мировые звезды или иные охраняемые лица вплоть до преступников.

Напоследок хочется обратиться ко всем авторам - начинающим и не очень. Главное, что надо делать, когда даешь имя своему персонажу - думать . Всегда. Задавать себе вопрос: а почему именно так? Если вы нашли правдоподобный ответ (не только для себя, но и для остальных) - все хорошо. Если нет - попробуйте поменять имя. Глядишь, и работа станет лучше, и читать ее будет приятнее.

«хоть горшком назови, только в... не ставь» (посл.)

Альтернативные описания

В ней готовила еду Баба Яга, живя в избушке на курьих ножках из русских народных сказок

Созвездие Южного полушария

Сооружение для отопления помещения, приготовления горячей пищи

Устройство для обработки материала или изделий нагреванием

Буржуйка

. «что за зверь: в зиму ест, а летом спит, тело тепло, а крови нет, сесть на него сядешь, а с места не свезет?» (загадка)

Ею не хвалятся в нетопленой избе

Горн, но не музыкальный инструмент

. «летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают, глотает» (загадка)

Транспорт Емели

Дровяной крематорий

Каменное или металлическое сооружение для отопления

Емелино «авто»

Транспорт Емели по щучьему велению

Деревенская домашняя «котельная»

На ней имеются полати

Муфельная...

На ней лежал Илья Муромец

Емелина кровать

Сказочная самоходка

Созвездие Южного полушария

Сооружение для обработки чего-нибудь нагреванием

Устройство для нагрева жилища

Южное созвездие

. "летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают, глотает" (загадка)

Деревенская домашняя "котельная"

Емелино "авто"

Или печи, пекать что, пещи, церк. прогревать, прокалять на огне, либо в вольном духу нежидкую пищу, снедь, яство. Пекут хлеб, пироги, блины. Печеная баранина, на углях. Печеная ветчина, запеченная в тесте. сроду блинов не пекала. Так наша печь печет, иначе мы не умеем. Не учи печи, не указывай подмазывать. На дворе печет, солнце печет, жжет, палит, жарит, невыносимый зной. Сверху печет, снизу морозит. -ся, страдат. или возвр. Пироги в печи сидят, пекутся. Весь день пекся на зное, все коня искал. См. печа. Хлеб не выпечен, не выпекся. Допекает он меня. Запечь окорок. Кровь запеклась. Испекла пирожок, и корова не ест! Наварила и напекла хоть отца с матерью жени! Опекуны опекают его, шуточн. Отпекли блины. Попекся на солнце. Пирог перепечен. тебя припеку! угроза. Хлебы не пропеклись. Начальник всех распек! распушил. Упекут они меня в беду! Печь глаг. ср. арх. светить (Шейн). Печенье ср. действие по глаг. Хлебенные, мучные, печеные яства, пироги, блины, пышки и пирожное всякого рода; зап. печеня ж. печное, печиво, печень пск. печина влад. Печенье, кровь печенками, створоженная, запекшаяся. Печь, печка ж. пещь церк. петь [Слово петь произносится твердо, а между тем женского рода, как печь] влад. груба малорос. снаряд для топки, для разводки в нем огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба; голландская, комнатная, разных видов и устройства, ради тепла, угреву; плавильная (домна, вагранка, шахтная и пр.) для добычи и отливки металлов; разделительная, для очистки природных сплавов, серебра со свинцом: стекловарная, для плавки стекла; про(за)кальная, для исподвольного охлажденья его и пр. Кузнечная печь, горное. Малая железная, грелка; обжигальная, для выжига алебастра, извести, для обжига гончарной посуды и пр. Волчья печь, сыродутный горн, в котором прямо из руды добывается железо. Варить пиво песником, арх. в печи. русской печи: опечье, низ, битое основанье ее, из песку и глины, иногда в деревянном срубе; подпечье, простор под опечьем; запечье, простор между печи и стены; припечье, припечек, заваленка, либо голбец; плоскость, подошва внутри печи, под; над подом свод; впереди его очаг или шесток с загнеткой (порск, бабурка, зольник), отделенный очелком или задорожкой от поду; в задорожке чело, устье, а над шестком кожух и труба. иных печах кожух зовется также колпаком и шатром. комнатной печи: опечье (основанье же), под, свод, топка, хайло (куда тяга идет), обороты, разделка (начало трубы, на проходе сквозь потолок и накат) и труба; наружные плоскости, бока печи, зеркала. Печь нам мать родная. На печи все красное лето. Добрая-то речь, что в избе есть печь. Словно у печки погрелся (хорошо). Сижу у печи, да слушаю людские речи. Хлебом не корми, только с печи не гони! Сижу подле печи да грею плечи. До лет греет жена, после 30-ти рюмка вина, а после и печь не греет. Корми деда на печи; и сам будешь там. Где зимовать, там и на печи лежать. просе на печи лежать (южн.). Лежи на печи да ешь калачи. них и печки и лавочки, все вместе (дружны). Придет счастье и с печи сгонит. Счастье придет и на печи найдет. Умереть на печи, все одно, что с перепою, рскл. Около печи нельзя не нагреться (поживиться). Не хвались печью в нетопленной избе. холодной печи не согреешься. Печь без дров, гора. Звали на-честь, а посадили на-печь, тестя. Кого зовут пиво пить, а нас печь бить (на работу). Подать оплачена, хлеб есть, и лежи на печи! по летам, и по годам, одно место: печь. Кожух с плеч да и полез в печь! (париться). плеч, да в печь (такова одежа). печи тесно (как готовят), а в брюхе просторно. Словно в печь: сколько ни вали, все ничего нет. Живет, что в печи (мотает). Пет здорова, да ялова корова; сама не кормит, а добывай. Печь светит, а луна печет, арх.-шнк. Из одной печи, да не одне речи. Разбирать встречи не слезать с печи. Стой у печи, да не приставай к чужой речи. Не пересказаны речи, сам видел с печи (т. е. где меня не видали). Всем бита, и об печь бита, только печью не бита. Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться! Словно с печи свалился. Пока баба с печи летит, дум передумает. Не о том речь, что много в печь, а о том, куда из печи идет? Не хлопочи, когда нет ничего в печи. печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки. Все нам печаль по чужим печам; а своя, словно яловая! Полна печь перепечей, а середи печи коровай? (небо, звезды, месяц). Печь класть на новолуние теплее будет. Если под печью голик лежит, либо сидит лягушка, хлебы не дойдут. Печь, количество припасов, идущих за один раз в печь. Печь хлеба, печь кирпича, извести, Две печи горшков. Печка, горное. сиб. местная, небольшая выработка руды колодцами, дудками ниж. Вообще яма печкой, вырыть что печкой, пещеркой, подкопом, подрываясь под пласт. Печища, увеличенная печь; печище ср. остатки развалившейся печи, напр. на пожарище. Печище, опечек, приглубая, ровная мель. Арх. деревушка, в

Буржуйка как отопительное устройст..

Буржуйка как отопительное устройст.