Все министры культуры ссср. История министерства культуры

Портал «История.РФ» - о том, какой вклад внес министр культуры Петр Демичев в развитие страны.

3 января 2018 года исполняется ровно 100 лет со дня рождения министра культуры Советского Союза Петра Ниловича Демичева.

Демичев был преемником Екатерины Фурцевой, которая известна своим длительным пребыванием на этом посту - она была министром целых 14 лет. А после ее смерти в 1974 году Брежнев назначил на эту должность Петра Демичева, который на тот момент был секретарем ЦК КПСС и управляющим делами Совета министров СССР.

Е.А. Фурцева

Сохранились некоторые сведения о том, что Демичев сперва не был рад назначению, поскольку был довольно далек от культуры. В 1944 году он окончил Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева, а в 1953 году пополнил ряды выпускников Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Тем не менее на посту министра Демичев пробыл 12 лет - с 1974 по 1986 год.

За это время он успел сделать многое. В годы его руководства Министерством культуры советский кинематограф снял такие замечательные фильмы, как «Влюблен по собственному желанию», «Кин-дза-дза!», «Вам и не снилось…», «Великий укротитель», «Блокада» и многие другие. При Демичеве трудились выдающиеся советские артисты театра, кино, оперы и балета. А в 1980 году он, как министр культуры, руководил культурной программой московской Олимпиады, которая навсегда осталась в памяти всех советских людей.

Он постоянно принимал у себя известных на всю страну музыкантов, режиссеров и писателей: с просьбами помочь опубликовать свои книги или издать пластинки к министру приходили Владимир Высоцкий, Александр Твардовский и многие другие; к нему часто наведывался художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов. Кому-то, конечно, приходилось отказывать, но Демичев со всеми держался приветливо, старался никого не обидеть.

П.Н. Демичев

Современники отзывались о Демичеве как о человеке образованном и интеллигентном. Так, известная оперная певица Елена Образцова говорила о нем следующее: «Три высших образования он имел и был очень деликатный и умный… бессребреник был - замечательный, дивный человек с чистой совестью». Хотя были и те, кто считал Петра Ниловича излишне мягким, неспособным принимать ответственные решения, а некоторые деятели культуры даже вступали с ним в конфликт.

Ныне живущих современников Петра Ниловича, которые сохранили воспоминания о нем, осталось не так много. Но все-таки еще есть те, кто помнит о его заслугах перед страной, и с одним из таких людей нам удалось поговорить. Это - председатель Совета ветеранов войны Министерства культуры Российской Федерации, заслуженный работник культуры РСФСР Михаил Лавренович Чаусов. Он и его коллеги хорошо помнят Демичева и даже решили организовать в его честь памятный вечер. О том, каким государственным деятелем, военным и просто человеком был Петр Демичев, а также о предстоящей акции, наш собеседник охотно поделился в интервью порталу «История.РФ».

Был ранен на войне, а под конец жизни - ослеп…

Михаил Лавренович, расскажите немного о предстоящем вечере памяти. Почему вы решили устроить эту акцию? Чем вам так запомнился Демичев?

Мы решили провести этот вечер потому, что речь идет о незаурядном человеке, о котором мы не вправе забывать. Если в течение столетия такие люди появляются хотя бы десятками, их нужно помнить, нужно учиться на их примере, опыте и, возможно, что-то заимствовать. Петр Нилович 12 лет возглавлял Министерство культуры Советского Союза - это большой срок. Он успел сделать много хорошего. Вспоминая сейчас его заслуги перед Отечеством, можно говорить и о его гибкости в работе с интеллигенцией, и о его принципиальном и последовательном проведении в жизнь политики партии в ее гуманистическом проявлении, о сохранении и развитии культуры и ее нравственных основ, а также материальной базы, ее кадровом обеспечении и многом, многом другом. Говорить обо всех достижениях Демичева можно бесконечно долго. Это сподвигло нас к тому, чтобы задуматься об историческом значении творчества этого человека и попытаться дать ему какую-то оценку.

- Расскажите, каким будет ваше мероприятие, посвященное министру.

Мы решили провести нашу акцию в трех частях. Первая часть - возложение цветов и венков на могилу Петра Ниловича. Он похоронен на Знаменском кладбище в Одинцовском районе Московской области. Вторую часть мероприятия мы планируем провести в Музее Победы на Поклонной горе, поскольку Демичев был не просто заметным советским идеологом, но, ко всему прочему, еще и служил в армии. Он пробыл на службе целых восемь лет - с 1937 по 1944 год, был тяжело ранен, вследствие чего в последние три года своей жизни был, по сути, незрячим. Таким образом, вся биография Петра Ниловича непосредственно связана с темой защиты Отечества. Так вот, вторая часть акции пройдет в форме круглого стола, на заседание которого мы приглашаем большую группу ветеранов Великой Отечественной войны, а также ветеранов Министерства культуры - преимущественно тех, кто либо работал под руководством Демичева, либо как-то иначе соприкасался с ним в течение жизни, у кого сохранились какие-то живые воспоминания и наблюдения за этим человеком. Что касается третьей части акции, мы предполагаем, что она пройдет в форме концерта из произведений, которые нравились Петру Ниловичу.

- Какую музыку он любил?

Он был большим любителем русской народной, а также военной песни. У него самого, кстати, был прекрасный голос! Опять же, у Демичева была музыкальная семья: его жена, Мария Николаевна, пела в хоре имени А. В. Свешникова, а дочь, Елена Школьникова, стала известной певицей, получила звание Народной артистки России. Короче говоря, с точки зрения культурного и общего развития Демичев был незаурядным человеком, не говоря уже о его порядочности и чистой совести.

- Редко можно услышать такое о человеке, который занимал такую высокую правительственную должность.

Часто говорят, что политика - дело грязное, но говорить о Демичеве в сочетании с такими понятиями язык не поворачивается. Упрекнуть его в этом никак невозможно. Можно говорить о чем угодно, но только не о том, что Петр Нилович занимался своим делом с «нечистыми руками». Вот такие соображения приходили в голову, когда мы начинали готовиться к этой акции. Сейчас подготовка находится в самом разгаре. Я надеюсь, что мы справимся с теми задачами, которые перед собой поставили. Активное участие в этом , а также музея на Поклонной горе убеждают меня как руководителя ветеранской организации Министерства культуры, что за дело взялись люди неравнодушные. Я верю, что будет сделано все необходимое для того, чтобы эта акция осталась в памяти людей, чтобы она способствовала возрождению памяти об этом нашем незаурядном соотечественнике.

П.Н. Демичев в Музее изобразительных искусств в Берлине

Министр - не художник, а вершитель судеб

Демичева некоторые шутливо называли «химиком», и на то есть логичная причина. В 1944 году он действительно окончил Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева, а потом еще год работал там преподавателем. Я даже читала о том, что он неохотно пошел на должность главы Минкульта и поначалу жаловался Брежневу на некомпетентность в вопросах культуры. Однако в итоге, как мы видим, Петр Нилович справился с вверенными ему обязанностями. Значит ли это, что у него был какой-то особый талант?

Да, я тоже наслышан об этом. Но ведь в этом и заключается все значение этого человека, и этим вызван интерес к его персоне. Несмотря на то что он не имел ни музыкального, ни театрального образования, он был удивительно эрудирован и «широк» в своем восприятии мира, в трактовке его понимания на основе единственно правильного, как мне кажется, диалектико-материалистического подхода к вопросам отражения и преобразования действительности. Я думаю, что специальное образование, конечно, не помешало бы Демичеву, но было совсем необязательно. Екатерина Алексеевна Фурцева, его предшественница, тоже ведь, как известно, была ткачихой! У министра все-таки другие обязанности, нежели у скрипача или художника. Он комплексно подходит к решению глобальных вопросов, от которых зависит судьба десятков тысяч музыкантов, художников и артистов. Поэтому мне представляется спорной эта позиция, согласно которой министр культуры должен во что бы то ни стало быть специалистом узкого профиля. Это совсем не так! У него должны быть другие достоинства: широта кругозора, высокая человеческая нравственность и, конечно, идейная позиция!

Поразительно, насколько разнятся отзывы современников о Демичеве. Одни упрекают его в чрезмерной мягкости и нерешительности, другие называют жестким идеологом. У Демичева действительно были конфликты с некоторыми представителями мира искусства - например, с Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким. В то же время многие культурные деятели отзывались о нем с большой теплотой и говорили, что Демичев даже помогал им решать какие-то бытовые вопросы. Так какие же все-таки отношения были у него с творческой интеллигенцией того времени?

Мне кажется, он был человеком последовательным и убежденным в каких-то идейных основах своего мировоззрения. Если он и проявлял себя по-разному в разных ситуациях, все равно эта последовательность просматривалась в его поступках. Я тоже ознакомился с некоторыми материалами и читал о том, что в свое время Петр Нилович выступил против того, чтобы популяризировали творчество лагерной тематики. Оно проявлялось в попытках смотреть на период советского развития сквозь призму ГУЛАГа - и только. А ведь было же в этом и что-то положительное! В годы пятилеток мы смогли создать необходимый оборонный потенциал, который потом позволил достичь великой победы. Не будь этих пятилеток, не будь Октябрьской революции, не было бы и победы над фашизмом!

Советская делегация во главе с министром культуры СССР Петром Демичевым (второй справа) на Днях культуры СССР в ГДР

Демичев ведь к тому же был одним из инициаторов выноса тела из Мавзолея. В начале 60-х, когда он занимал должность первого секретаря Московского горкома КПСС, будущий министр культуры входил в комиссию Президиума ЦК КПСС по перезахоронению останков вождя.

Да, я читал об этом. Он действительно выступал за то, чтобы вынести прах Сталина из Мавзолея и похоронить его в другом месте. Но ведь он выступал против любых крайностей - как правого, так и левого толка. В этом как раз проявлялись его последовательность и человеческая сущность. Я не говорю уже о том, что в бытовом плане, как рассказывают, он был очень сердечным человеком. Люди, которые знали Демичева, называли его сердечным и раскрепощенным. Казаться застегнутым на все пуговицы, приглаженным и отутюженным он мог только на официальных приемах - положение его к этому обязывало. Но в быту, в окружении товарищей, друзей он был совершенно нормальный, живой человек. И таким он остался в памяти людей, которые его знали.

За что самые популярные исполнители советской эстрады попадали в опалу

К министру культуры СССР Екатерине Фурцевой относились по-разному. Одни с ней дружили, другие умело находили подход к своенравной чиновнице. Третьим же отказывали даже в телефонном разговоре. В её власти было запретить концерты, отказать в выпуске пластинки, не пустить в зарубежную командировку. Были и те, кому Екатерина Фурцева фактически сломала жизнь. Что было причиной неприязненного отношения министра культуры к самым популярным исполнителям советской эстрады?

Долгое время Владимир Высоцкий не мог выпустить пластинку со своими песнями. Его популярность переоценить было просто невозможно, но уже готовые, записанные песни не выпускали. При личной встрече Фурцева, попав под невероятное обаяние исполнителя, дала ему номер телефона своей приёмной. А после велела секретарю всегда говорить Высоцкому о занятости министра.

Причина неприязненного отношения к талантливому певцу крылась в его песнях. Ей они казались попросту кощунственными. «На Канатчиковой даче», «Диалог у телевизора» - она воспринимала эти песни, как вызов лично ей. Позже, когда встал вопрос о выездах Владимира Высоцкого за границу, она сопротивлялась до последнего. Вмешательства самых влиятельных покровителей знаменитого барда она пресекала на корню, настоятельно советуя им не лезть не в своё дело.

Когда Тамара Миансарова победила на конкурсе песни в Сопоте в 1963 году, Екатерина Фурцева лично послала ей поздравление, а встречать певице у трапа самолёта отправила летчика-космонавта Германа Титова и уже известного в то время Иосифа Кобзона. Казалось, что Тамара Миансарова попала в число любимчиков министра культуры. Но все изменилось в один миг. Точнее, в одну ночь.

Она уже была победителем конкурса эстрадной песни «Дружба» среди исполнителей социалистических стран, когда Тамару Миансарову вместе с другими знаменитостями пригласили на празднование на встречу нового года в Кремле. Улыбчивая, обаятельная и очень светлая Миансарова была в центре внимания. Самые известные люди страны обращали на неё внимание, Юрий Гагарин с удовольствием с ней танцевал, Хрущёв лично пожелал ей успехов. А Екатерина Фурцева внимательно наблюдала за успехом молодой певицы.

А вскоре Миансарову обвинили в отсутствии патриотизма, исполнении чуждых советской идеологии песен. И запретила ей исполнять самые известные песни из её репертуара. А подчиненные министра культуры почувствовали изменившееся отношение к пвице и попросту перестали приглашать её для участия в концертах и на телевидение. Причиной для опалы послужили всего лишь молодость и красота исполнительницы. Фурцева не простила Тамаре Миансаровой её бешенного успеха в новогоднюю ночь.

К тому моменту, как Екатерина Фурцева стала министром культуры, Клавдия Шульженко давно была звездой первой величины. И всегда сохраняла свою творческую независимость. Причиной возникших неприязненных отношений между министром культуры и певицей стала попытка Фурцевой вмешаться в репертуар Шульженко. Екатерина Алексеевна попыталась пригласить Клавдию Шульженко на разговор, во время которого хотела обсудить с исполнительницей её репертуар. На что Клавдия Ивановна в присутствии других людей ответила: «Екатерина Алексеевна, со своим репертуаром я справлюсь сама!» В тот момент Фурцева вынуждена была проглотить обиду, а позже смогла отомстить звезде. На всех концертах, когда пела Клавдия Ивановна, она просто поднималась и демонстративно выходила из зала, возвращаясь, когда стихали аплодисменты.

Фурцева стала коллекционировать все факты и случаи, касавшиеся певицы. Когда же Шульженко позволила себе отменить концерт из-за попавшей под машину любимой собаки, в центральной газете вышел разгромный фельетон, высмеивающий и порицающий поведение королевы песни.

Когда же Шульженко обратилась с просьбой о выделении ей жилья, дело передали на рассмотрение Фурцевой. Та даже ордер подписала, выполняя устное указание руководства. Но Клавдия Ивановна позволила себе прийти на приём к министру в брюках. За что и была наказана. Сначала долгим ожиданием в приемной, а после слов певицы о дурном воспитании Фурцевой, отказом в предоставлении жилья.

Популярный певец, чьи концерты проходили неизменно при аншлаге, пел о любви в своей самобытной манере. Его пластинки расходились многотысячными тиражами, что и стало причиной начала его краха.

Екатерина Фурцева посетила Апрелевский завод грампалстинок. И во время её экскурсии по предприятию оказалось, что все цеха печатают пластинку с песнями Валерия Ободзинского. Раздраженная министр культуры приказала тут же размагнить запись певца, а пластинку снять с производства. А вскоре отменили 19 из 20 запланированных концертов певца в Театре эстрады. Радио и телевидение для него тоже закрылись при непосредственном участии Сергея Лапина, председателя Гостелерадио СССР при Министерстве культуры.

Именно тогда исполнитель стал искать утешение в спиртном. А позже к алкоголю добавились таблетки. Жизнь его катилась под откос: он разошелся с женой, работал сторожем. В 1991 году он вернулся на эстраду. Успех был столь же ошеломительным, как до его опалы. Но прожил он после этого всего 6 лет.

Многие видели в поступках министра культуры СССР Екатерины Фурцевой политические мотивы, но на самом деле очень часто она руководствовалась лишь собственной неприязнью к тому или иному исполнителю. Но нельзя судить о её личности однозначно. Она была сложным человеком и свято верила в идеалы, предложенные ей временем. Министр культуры стремилась доступными ей способами ускорить наступление светлого будущего.

В своё время песни в исполнении Аиды Ведищевой Екатерина Фурцева назвала пошлыми. А ведь песни в её исполнении пел весь Советский Союз. Голос Аиды Ведищевой знали все, но сама певица всегда оставалась за кадром. Ей все время чинили препятствия: не указывали в титрах фильмов, отменяли концерты, не пускали на телевидение. И в результате она была вынуждена принять решение, которое разделило ее жизнь на две части…

В 1980 году уехала с матерью и сыном в США. По ее утверждениям, ещё в 1978 году приказом Минкульта были размагничены все немногочисленные видеоплёнки с выступлениями певицы и стёрты все записи радиофонда; однако, они сохранились в личной фонотеке.

Екатерина Алексеевна Фурцева имеет огромный список регалий и званий: советский государственный и партийный деятель, Первый секретарь Московского городского комитета КПСС, член Президиума ЦК КПСС, Секретарь ЦК КПСС, министр культуры СССР. Награждена четырьмя орденами Ленина, орденом «Трудового Красного Знамени», орденом «Знак Почета».

Но этот впечатляющий перечень не передает и сотой доли неординарности и многогранности ее натуры, сотканной не просто из противоречий – из контрастов.

Судите сами. Родилась в 1910 году в Вышнем Волочке, в семье рабочего – и поднялась до вершин советской номенклатуры. Была красивой, любящей, победительно-женственной – и при этом очень жестким чиновником. Сделала головокружительную карьеру – и знала так мало личного счастья. И отзываются о Фурцевой очень по-разному, и в этих высказываниях нет полутонов. Одни говорят о ней с теплотой и любовью, другие не могут простить разбитые судьбы, закрытые выставки, спектакли, так и не увидевшие свет.

Так какой же она была, Екатерина Алексеевна Фурцева, прозванная «Екатериной III»?

Биография: внешнее

Родилась Екатерина Фурцева, как уже было сказано, в семье рабочего в Вышнем Волочке. В 1924 году вступила в ВЛКСМ, после школы два года работала на прядильно-ткацкой фабрике (ехидное прозвище «ткачиха» было дано ей не случайно). С 1930 года на комсомольской, затем на партийной работе, окончила Московский институт тонкой химической технологии им. М. Ломоносова, участник обороны Москвы. Депутат Верховного Совета, с 1954 года – Первый Секретарь Московского горкома КПСС, с 1956 года -- член ЦК КПСС, с 1957 – член Президиума ЦК КПСС, с 1960 по 1974 год – министр культуры СССР. Екатерине Фурцевой не раз случалось оказаться в ситуациях, требующих немалого личного мужества. Например, участие в обороне Москвы. Молодая женщина была контужена во время бомбежки, но трудилась вместе со всеми, не жалея сил. В 1957 году семь членов Президиума ЦК КПСС, позднее объявленные «антипартийной группой», делают попытку сместить Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Их поддержало большинство членов Президиума. Фурцева оказалась в числе тех, кто не побоялся выступить в защиту Хрущева.

То, что скрыто

Самый первый ее брак продлился всего три месяца. В 1931 году, в бытность свою секретарем Кореневского райкома комсомола в Курской области, Екатерина Фурцева вышла замуж за плотника из Коренево. Имя его, раскопавшие этот факт, кореневские краеведы не разглашают.

Согласно официальной биографии, Фурцева была замужем дважды.

Первым (точнее, вторым) ее мужем стал летчик Петр Иванович Битков, за которого она вышла замуж в 1935 году. Тогда летчики были очень в моде, и совсем неудивительно, что молодая Екатерина Фурцева увлеклась видным, мужественным Битковым. Однако, брак не принес ей счастья. В 1941 году, уйдя на фронт, он, как это часто бывало с офицерами на войне, увлекся другой, и не вернулся к Екатерине, несмотря на то, что у них была дочь.

В 1956 году она вновь вышла замуж. Ее избранником стал Николай Павлович Фирюбин. В это время Екатерина Фурцева работала в московском партийном аппарате, у ее подчиненного Фирюбина была семья, и роман по этой причине носил несколько скандальный характер. Разводы и вторичные браки людей, занимающих видное положение, совсем не поощрялись. Однако, свадьба все же состоялась. Впрочем, счастье длилось недолго. Вскоре Фирюбина назначили послом в Чехословакию. Сопровождать супруга в качестве «жены посла» Фурцева не пожелала, у нее успешно развивалась собственная карьера. Но, несмотря на все сложности, брак сохранился. Современники говорили, что Николай Павлович имел склонность помыкать женой и вел себя с ней подчас чересчур резко, компенсируя, вероятно, тот факт, что занимал более низкое служебное положение, чем она.

В любом случае, о том, что он вряд ли был ей настоящей опорой, говорит тот факт, что в 1960 году она вскрыла себе вены. Причиной стало решение Хрущова вывести ее из состава Президиума ЦК. Проблемы и неудачи на службе переносятся легче, если человек имеет надежный тыл, семью, где его любят и понимают. Фурцева, по всей вероятности, такой тихой гавани не имела.

Екатерина III: чем запомнилась?

Семейные дела и личные переживания были надежно скрыты от посторонних глаз. На людях Екатерина Фурцева всегда появлялась подтянутой, ухоженной, красивой и спокойной.

Принято говорить о том, что в советское время чиновники и партийный аппарат душили искусство и творческих людей, убивая все мало-мальски незаурядное и яркое. Во многом верно. Однако, вот лишь несколько фактов о деятельности Фурцевой на посту министра культуры.

Это по ее инициативе в Москву привезли «Джоконду», французских импрессионистов, состоялись гастроли Ла Скала, был учрежден Театр на Таганке. Благодаря поддержке Фурцевой в 1967 году в «Современнике» показали пьесу Михаила Шатрова «Большевики». Театр «Современник» благодаря ей получил здание на Маяковке. В столице открылся Театр эстрады, а еще -- книжный магазин «Москва» на Тверской, прошла выставка работ Марка Шагала. В СССР начались недели французского и итальянского кино, проходили гастроли советских театров за рубежом.

И в то же время -- при Фурцевой происходил разгон выставки художников-абстракционистов, она запретила выступать на отечественных сценах М. Ростроповичу, по ее прихоти Ролану Быкову запретили играть Пушкина – выстраданную, великолепно выстроенную и прочувствованную им роль.

О ней с благодарностью и любовью отзывались Фаина Раневская, Людмила Зыкина, Олег Ефремов, Павел Луспекаев.

Ролан Быков, Лев Дуров, Галина Вишневская, напротив, не жалели резких и горьких слов, вспоминая о ней.

… Она скоропостижно скончалась в ночь с 24 на 25 октября 1974 года. Официально, она умерла от «острой сердечной недостаточности». Однако, все знавшие ее, уверяли, что Фурцева покончила с собой.

Возглавляли девять человек. Дольше всех на этом посту находился Владимир Мединский - 2 тыс. 188 дней, самый короткий срок пребывания - 62 дня - был у Александра Шкурко, и. о. министра культуры в 1991-1992 гг. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о руководителях министерства с 1990 г.

Юрий Соломин (род. 1935), в 1957 г. окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина в Москве . Сразу после завершения учебы поступил в труппу Государственного академического Малого театра, в котором служит вплоть до настоящего времени. С 1980 г. начал работать как театральный режиссер, с 1988 г. - художественный руководитель Малого театра, в том же году получил звание народного артиста СССР. 8 сентября 1990 г. был назначен министром культуры РСФСР. Он занимал этот пост в первом и втором правительствах Ивана Силаева . В годы его работы руководителям театров впервые было разрешено свободно распоряжаться средствами, как заработанными самостоятельно, так и выделенными учредителями. Кроме того, Соломин выступал против слияния министерства культуры и агентства по туризму. 15 ноября 1991 г. Совет министров РСФСР был распущен, полномочия министров прекращены указом президента РСФСР Бориса Ельцина от 5 декабря 1991 г. Юрий Соломин в состав нового кабинета не вошел и вернулся к творческой деятельности.

Александр Шкурко (1991-1992)

Александр Шкурко (род. 1937), окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова , с 1964 г. работал научным сотрудником, с 1976 г. - заместителем директора в Государственном историческом музее. В 1981-1992 гг. был заместителем министра культуры РСФСР. В период с 5 декабря 1991 г. по 5 февраля 1992 г. исполнял обязанности главы ведомства. С 1992 по 2010 г. Александр Шкурко был директором Государственного исторического музея. В настоящее время является его президентом.

Евгений Сидоров (род. 1938), выпускник юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1974 г. окончил аспирантуру на кафедре теории литературы и литературной критики Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС . Кандидат филологических наук (1974). В 1960-1962 гг. работал в Московском горкоме ВЛКСМ, затем заведовал отделами в газете «Московский комсомолец» , "Литературной газете" , журнале «Юность». В 1974-1978 гг. занимал должность заместителя заведующего кафедрой литературы АОН при ЦК КПСС, позднее был первым проректором, в 1987-1992 гг. - ректором Литературного института им. А. М. Горького. 5 февраля 1992 г. назначен на пост министра культуры РФ (в марте - сентябре 1992 г. - министерство культуры и туризма). Сидоров возглавлял ведомство в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина . После отставки 28 августа 1997 г. был постоянным представителем РФ при ЮНЕСКО (1998-2002), послом по особым поручениям МИД РФ (2002-2004). Профессор Литературного института.

Наталья Дементьева (род. 1945), окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Работала старшим консультантом Ленинградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, была старшим хранителем филиала Шлисельбургской крепости «Орешек», Музея истории Ленинграда . В 1979-1987 гг. - начальник областной инспекции охраны памятников Леноблисполкома. С 1987 г. - директор Государственного музея истории Ленинграда (с 1991 г. - Санкт-Петербурга). С 28 августа 1997 г. по 30 августа 1998 г. была министром культуры РФ в правительствах Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко . С сентября 1998 г. по июнь 2004 г. занимала должность первого заместителя министра культуры РФ. С 2004 г. - сенатор от Республики Марий Эл.

Владимир Егоров (род. 1947), историк, выпускник Казанского госуниверситета, доктор философских наук (1988; тема диссертации - «Преемственность поколений в условиях социализма: проблемы теории и практики»). В 1974-1985 гг. занимал руководящие должности в аппарате ЦК ВЛКСМ, затем возглавлял отдел культуры в аппарате ЦК КПСС, в 1990-1991 г. был помощником президента СССР Михаила Горбачева . В 1996-1998 гг. - директор Российской государственной библиотеки. 30 сентября 1998 г. Владимир Егоров был назначен на пост главы Минкультуры РФ, руководил ведомством в правительствах Евгения Примакова , Сергея Степашина и Владимира Путина . Покинул пост 8 февраля 2000 г. В 2000-2010 гг. был ректором Российской академии госслужбы при президенте РФ (ныне - РАНХиГС). Заведующий кафедрой ЮНЕСКО Института государственной службы РАНХиГС.

Михаил Швыдкой (род. 1948), окончил театроведческий факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. В 1973-1990 гг. работал в редакции журнала «Театр». C 1993 по 1997 г. занимал пост заместителя министра культуры РФ. С 1997 г. - главный редактор и заместитель председателя, с мая 1998 г. - председатель ВГТРК . С 8 февраля 2000 г. Михаил Швыдкой был назначен министром культуры РФ, занимал этот пост до 9 марта 2004 г. Деятельность на посту министра совмещал с работой телеведущего программы «Культурная революция» на канале «Культура». Был сторонником передачи Германии т. н. трофейных ценностей, в частности, Бременской коллекции графики. После отставки в 2004-2008 гг. руководил Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Роскультура). C 2008 г. занимает пост специального представителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям МИД РФ. С 2011 г. - художественный руководитель Театра мюзикла.

Александр Соколов (род. 1949), выпускник Московской консерватории, доктор искусствоведения (1992). В 1979 г. начал преподавать в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, был секретарем партийного бюро, доцентом кафедры теории музыки, проректором по научной работе. С 2001 г. занимал должность ректора Московской консерватории. 9 марта 2004 г. был назначен министром культуры и массовых коммуникаций РФ, занимал пост до 12 мая 2008 г. Выступал в поддержку приватизации памятников культуры, против безвозмездной реституции (возврата) культурных ценностей Германии и ее бывшим союзникам во Второй мировой войне. После отставки с поста министра вернулся в Московскую консерваторию, которую возглавляет вплоть до настоящего времени.

Ватикане и представитель РФ при Суверенном Мальтийском Ордене по совместительству.

Владимир Мединский (2012 - н. в.)

Владимир Мединский (род. 1970), в 1992 г. окончил факультет международной журналистики МГИМО МИД России. Доктор политических (1999) и исторических (2011) наук. В 1992 г. вместе с несколькими однокурсниками организовал PR-агентство «Корпорация „Я“, оставался одним из его соучредителей и руководителей до 1998 г. Затем был советником по связям с общественностью главы Федеральной службы налоговой полиции Георгия Бооса , руководителем управления центрального избирательного штаба блока „Отечество - Вся Россия“. В 2002-2004 гг. - руководитель исполкома Московского регионального отделения партии „Единая Россия“ . С 2003 по 2011 г. - депутат Госдумы РФ IV и V созывов, член фракции единороссов, с ноября 2011 г. - председатель думского комитета по культуре. 21 мая 2012 г. был назначен министром культуры РФ в правительстве

К ажется, что раннюю биографию Николая Губенко можно восстановить по одному из самых трагических и пронзительных его фильмов - «Подранки» , хотя автор и говорит, что картина автобиографична только наполовину.

Как и герои этого фильма, он рано остался без родителей, долго не верил в гибель отца и до 16 лет ждал его возвращения; как и они, тепло относился к преподавателям школы-интерната, в которой воспитывался.

Николай Губенко появился на свет во время бомбежки в катакомбах Одессы. Шел первый год войны. Его отец погиб на фронте, так и не увидев новорожденного сына, а мать была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами. Детство в интернате закалило и дисциплинировало будущего актера и политика. Губенко признается, что «монастырский» режим, по которому жили он и его одноклассники, выработал строгий подход ко времени и распорядку дня. Однако, несмотря на всю строгость содержания, Губенко уже тогда проявил себя как разносторонний и увлекающийся человек. Друзья детства вспоминают, что, участвуя в школьном оркестре, он то и дело менял инструменты, желая узнать и освоить что-то новое.

Часть предметов в старших классах интерната преподавалась на английском языке, воспитанникам этого заведения лежала прямая дорога в Военный институт иностранных языков, готовивший разведчиков, журналистов, переводчиков или дипломатов. Однако институт в 1955 году упразднили, и Губенко пришлось выбирать себе новую профессию. Так он стал актером. Сначала поработал в Одесском театре юного зрителя, а затем уехал учиться в Москву. Губенко поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой .

«Юноша из провинции, достаточно невоспитанный, дурно одетый, с одесским блатным акцентом, не знающий в должной степени литературы (за исключением школьной программы), встретился с тем, кто на всю жизнь заложил во мне и во всех нас любовь к языку, к литературе, к музыке, к культуре, к искусству».

На втором курсе молодой актер был утвержден на роль в фильме «Застава Ильича» . Гонорар для нищего студента оказался баснословным - 250 рублей в месяц; что делать с деньгами, он не знал - и решил потратить их на самообразование: взял уроки у преподавателей циркового училища. Навыки акробатики, жонглирования, даже хождения по проволоке пригодились Николаю Губенко в актерской карьере. Почти все они были использованы в картине «Последний жулик», однако и многие другие роли Губенко требовали недюжинной физической подготовки.

Одну из важнейших театральных ролей в своей жизни актер сыграл уже во ВГИКе. По иронии судьбы он играл Гитлера в спектакле «Карьера Артуро Уи» по пьесе Бертольда Брехта. В этом образе молодого актера впервые увидел Юрий Любимов, и сразу после окончания ВГИКа Губенко стал актером Театра на Таганке. Немногим позже в театр пришел Владимир Высоцкий , актер с тем же амплуа, что и Губенко. Николай Николаевич утверждает, что соперничества между ними не было. Актеры поделили между собой репертуар, а вне стен театра занимались совершенно разными вещами: Высоцкий писал стихи и песни, а Губенко реализовал себя как талантливый кинорежиссер.

Николай Губенко (справа) и Владимир Высоцкий

В 1968 году вышла первая короткометражка Губенко - «Настасья и Фомка». Через три года автор снял и первую полнометражную драму - «Пришел солдат с фронта» по мотивам рассказов Сергея Антонова. Автором сценария картины стал Василий Шукшин . Работая над своими картинами, Губенко действует по принципу Николая Гоголя : писать (снимать) только о том, что видел, что очень хорошо знает. Вот и получилось, что для съемок фильма «Из жизни отдыхающих» режиссер поехал в санаторий «Мисхор» на 24 дня, а материал для драмы «Запретная зона» готовил, путешествуя на велосипеде по российской глубинке и записывая на диктофон окружающих его людей.

«У меня дома - километры фонограмм разговоров с людьми о жизни. Все диалоги не могут лечь в основу сценария, но живость человеческой речи всегда была почерпнута оттуда».

Режиссуру Николаю Губенко пришлось осваивать не только в кино. В конце восьмидесятых он становится главным режиссером Театра на Таганке , а после возвращения туда Любимова и раскола труппы Губенко занимает пост руководителя театра «Содружество актеров Таганки» .

В этот же период Николай Николаевич вступает на самую, пожалуй, ответственную должность в своей жизни: с ноября 1989 года по август 1991 года он был министром культуры СССР. И хотя Губенко шутит, что при повторном назначении тут же подал бы в отставку - слишком уж сильно повлиял этот пост на его творческие планы, - он до сих пор активно занимается политикой, с 2009 года являясь заместителем председателя Московской городской думы.