Все детские авторы в алфавитном порядке. Известные детские писатели и их произведения

Отличный альтернативный список детской литературы, к которому не раз захочется вернуться.

Когда мы говорим о детских советских книгах, сразу вспоминаются Маршак, Чуковский, Олеша. Примерно один и тот же набор авторов, которых обычно читают детям. Но есть и другие отличные писатели, книги которых, правда, известны чуть меньше, но могут понравиться детям даже больше «Айболита» и «Трёх толстяков» (и вам вместе с ними).
Валентина Осеева, которая больше 16 лет работала с беспризорниками в детских исправительных учреждениях, как никто другой понимает психологию трудных детей. ёе дилогия про вихрастую упрямицу Динку («Динка» и «Динка прощается с детством») вышла почти 50 лет назад. В их основе во многом автобиографическая история взросления девочки-сорванца из семьи интеллигентов. Помимо этой хрестоматийной истории о детской дружбе, Осеева написала дюжину достойных коротких рассказов, которые вошли в сборник «Волшебное слово», и серию книг про школьника Васька Трубачёва. В текстах местами встречается елейная пропаганда (в третьей книге про Васька герои возводят школу, которая, очевидно, олицетворяет светлое будущее), но всё это в контексте серьёзных разговоров о добре и справедливости, умении слышать и принимать других. Школьные будни со всеми их мелкими дрязгами и бытийными конфликтами Осеева описывает легко и остроумно, без пионерского надрыва и назиданий. Кроме того, как и в случае с «Динкой», она честно рассказывает о семьях, которые у большинства героев неполные, многодетные или просто неустроенные. Но при этом всё равно по-своему крепкие и дружные.

Детские стихи Александра Введенского, одного из самых глубоких авторов первой половины XX века, сегодня читают ощутимо меньше, чем, например, произведения его близкого друга Даниила Хармса. К тому же с лёгкой руки историка авангарда Николая Харджиева закрепилось мнение, что Введенский «халтурил в детской литературе, ужасные книжки писал, хороших очень мало». Тем не менее при жизни в нём видели именно популярного детского автора. Введенский успел выпустить несколько десятков детских книжек, среди которых есть стихи, рассказы и переложения сказок братьев Гримм. Правда, переиздавать их начали лишь после реабилитации поэта в 1964 году. Введенский сотрудничал с детскими журналами «Чиж» и «Ёж». Его стихи, которые были проникнуты наивно-идиллическим отношением к миру, высоко ценили Лидия Чуковская и Сергей Михалков. Недавно издательство Ad Marginem переиздало «Железную дорогу» - повесть, в которой устами пассажира паровоза рассказывается о том, что происходит за окошком. Сменяющие друг друга день и ночь, фабрики, леса и заводы складываются в панораму сначала небольшого городка, потом страны, а затем и целого мира. Стоит обратить внимание и на книгу «Путешествие в Крым», над которой Введенский работал вместе с Еленой Сафоновой. Это бодрая стихотворная история двух братьев из холодного Ленинграда, которые отправляются в путешествие на юг. Мотив знакомства человека с миром и неподдельное удивление всему, что происходит, - один из главных в творчестве Введенского, в этом ему не откажешь.

Борис Житков писал и меру нудные педагогические повести о разных профессиях («На воде», «Над водой», «Под водой»), и любопытные рассказы-почемучки, которые он называл «энциклопедиями для четырёхлетних граждан» («Что я видел» и «Что бывало»). Помимо этого, он написал удивительный роман о революции 1905 года «Виктор Вавич». Он долгое время не печатался и практически сгинул, но вернулся к читателям в конце 1990-х. Сам Житков успел побывать штурманом и капитаном на корабле, поработать ихтиологом и рабочим на машиностроительном заводе. Он плавал на кораблях и подводных лодках, летал на аэроплане, был в Индии, Японии и Африке. Во многом именно этот опыт помог ему ярко раскрыться в сборниках «Морские истории» и «Рассказы о животных» - коротких, но ёмких рассказах про отношения человека с животными и природой. В них Житков рассказывает, какими звери бывают умными, любопытными и отважными, как защищают людей и друг друга.

Илья Маршак, младший брат Самуила Маршака, который печатался под псевдонимом М.Ильин, был одним из пионеров советского научпопа для детей. Он регулярно вёл журнальные колонки «Химическая страничка» и «Лаборатория „Нового Робинзона“», печатался в «Чиже» и писал рассказы для детей, которые сложились в полноценную историю изобретений (сборник «Сто тысяч почему»). Книга «Как человек стал великаном» стала одним из первых пособий по истории философии для подростков, но его opus magnum - «Покорение природы». Это увлекательный научный рассказ о природе, в котором отразились главные принципы писателя-популяризатора. Он боролся как с бесполезными развлекательными подделками под научную книгу, так и с грубыми компиляциями, которые выдавались за познавательную литературу. Тексты М. Ильина до сих пор считаются образцом научной литературы для детей - разве что со скидкой на рассуждения о губительной природе капитализма.

У писателя-фантаста Яна Ларри воистину диккенсовская биография. Он осиротел в девять лет, долго бродяжничал, подрабатывал учеником часовщика и официантом в трактире. А во время Первой мировой был призван в царскую армию, но вскоре перешёл на сторону красных. В начале 1930-х он дебютировал с не самой удачной повестью «Окно в будущее», но уже через год реабилитировался, выпустив утопический роман «Страна счастливых». Это идиллическая картина мира, в котором победил коммунизм, люди освоили космос, но столкнулись с энергетическим кризисом, который и пошатнул каркас утопии. Самой известной его книгой стала повесть «Необыкновенные приключения Карика и Вали», которую Ларри написал по заказу Самуила Маршака. По сюжету, брат и сестра Карик и Валя уменьшаются и отправляются в путешествие в мир насекомых. Натуралистические описания мира природы Ларри соединяет с лихо закрученным сюжетом, который лёг в основу одноимённого фильма 1987 года.

Искусство, созданное для детей – это многообразная и обширная часть современной культуры. Литература присутствует в нашей жизни с самого детства, именно с ее помощью закладывается понятие о добре и зле, формируется мировоззрение, идеалы. Даже в дошкольном и младшем школьном возрасте маленькие читатели уже могут оценить динамику стихов или красивых сказок, а в старшем возрасте начинают читать вдумчиво, так что и книги нужно подбирать соответствующие. Давайте же поговорим о русских и зарубежных детских писателях и их произведениях .

Детские писатели 19-20 века и развитие детской литературы

Впервые книги специально для детей на Руси стали писать в 17 столетии, в 18 столетии началось становление детской литературы: в то время жили и творили такие люди как М.Ломоносов, Н.Карамзин, А.Сумароков и другие. 19 век – это расцвет детской литературы, «серебряный век», причем многие книги писателей того времени мы читаем и по сей день.

Льюис Кэролл (1832-1898)

Автор «Алисы в стране чудес», «Алисы в Зазеркалье», «Охоты на Снарка» появился на свет в небольшой деревушке в графстве Чешир (отсюда и название его персонажа – Чеширский кот). Настоящее имя писателя – Чарльз Доджсон, он рос в большой семье: у Чарльза было 3 брата и 7 сестер. Он учился в колледже, стал профессором математики, даже получил сан диакона. Он очень хотел стать художником, много рисовал, любил фотографировать. Еще мальчишкой он сочинял рассказы, забавные истории, обожал театр. Если бы его друзья не уговорили Чарльза переписать свой рассказ на бумагу, «Алиса в стране чудес» могла бы и не увидеть свет, но все же в 1865 году книга была издана.

Книги Кэролла написаны настолько оригинальным и сочным языком, что сложно подобрать к некоторым словам подходящий перевод: существует более 10 версий перевода его произведений на русский язык, а уж читателям самим выбирать, какой отдать предпочтение.

Астрид Линдгрен (1907-2002)

Астрид Эрикссон (в замужестве Линдгрен) росла в семье фермера, ее детство проходило в играх, приключениях и работе на ферме. Как только Астрид выучилась грамоте, она начала писать различные истории и первые стихи.

Рассказ «Пеппи Длинный чулок» Астрид сочинила для своей дочери, когда та болела. Позже вышли повести «Мио, мой Мио», «Рони, дочь разбойника», трилогия о сыщике Калли Блюмквисте, любимая многими триология, в которой повествуется о веселом и непоседливом Карлсоне.

Инсценировки произведений Астрид ведутся во многих детских театрах мира, а ее книги обожают люди всех возрастов. В 2002 году была утверждена литературная премия в честь Астрид Линдгрен – ее вручают за вклад в развитие литературы для детей.

Сельма Лагерлеф (1858-1940)

Это шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. О своем детстве Сельма вспоминала неохотно: в 3 года девочку парализовало, она не вставала с постели и единственным утешением для нее стали сказки и истории, рассказанные бабушкой. В 9 лет после лечения способность двигаться в Сельме вернулась, она стала мечтать о карьере писательницы. Она усердно училась, получила степень доктора наук, стала членом Шведской Академии.

В 1906 году вышла в свет ее книга о путешествии маленького Нильса на спине гуся Мартина, потом писательница выпустила сборник «Тролли и люди», в него входили фантастические легенды, сказки и новеллы, ею написаны и многие романы для взрослых.

Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973)

Этого английского писателя нельзя назвать исключительно детским, поскольку его книгами с восторгом зачитываются и взрослые. Автор трилогии «Властелин колец», «Хоббит: путешествие туда и обратно», создатель удивительного мира Средиземья, по которому снимают невероятные фильмы, родился в Африке. Когда ему было три года, мать, рано овдовевшая, перевезла двоих детей в Англию. Мальчик увлекался живописью, ему легко давались иностранные языки, он даже увлекся изучением «мертвых» языков: англосаксонский, готский и другие. Во время войны Толкиен, отправившийся туда добровольцем, подхватывает сыпной тиф: именно в бреду он придумывает «эльфийский язык» ставший визитной карточкой многих его героев. Его произведения бессмертны, они пользуются огромной популярностью и в наше время.

Клайв Льюис (1898-1963)

Ирландский и английский писатель, богослов и ученый. Клайв Льюис и Джон Толкиен были друзьями, именно Льюис одним из первых услышал о мире Средиземья, а Толкиен – о прекрасной Нарнии. Клайв родился в Ирландии, но большую часть жизни прожил в Англии. Первые произведения он выпускает под псевдонимом Клайв Гамильтон. В 1950-1955 годах впервые опубликованы его «Хроники Нарнии», повествующие о приключении двух братьев и двух сестер в загадочной и волшебной стране. Клайв Льюис много путешествовал, писал стихи, любил дискутировать на различные темы и был всесторонне развитым человеком. Его произведения любимы взрослыми и детьми и по сей день.

Российские детские писатели

Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

Настоящее имя – Николай Корнейчуков известен детскими сказками и рассказами в стихах и прозе. Он родился в Петербурге, долгое время жил в Николаеве, Одессе, с детства он твердо решил стать писателем, но, приехав в Петербург, столкнулся с отказами редакций журналов. Он стал членом литературного кружка, критиком, писал стихи и рассказы. За смелые высказывания его даже арестовывали. Во время войны Чуковский был военным корреспондентом, редактором альманахов, журналов. Он владел иностранными языками и переводил произведения зарубежных авторов. Наиболее известные произведения Чуковского – это «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», «Чудо-дерево», «Мойдодыр» и другие.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

Драматург, поэт, переводчик, литературный критик, талантливый автор. Именно в его переводе многие впервые прочли сонеты Шекспира, стихи Бернса, сказки разных народов мира. Талант Самуила начал проявляться еще в раннем детстве: мальчик писал стихи, имел способности к иностранным языкам. Стихотворные книги Маршака, переехавшего из Воронежа в Петроград, сразу пользовались большим успехом, причем их особенностью является разнообразие жанров: поэмы, баллады, сонеты, загадки, песенки, присказки – ему было под силу все. Он был удостоен многих премий, а его стихи переведены на десятки языков. Самые известные произведения – «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый» и другие.

Агния Львовна Барто (1906-1981)

Агния Барто была примерной ученицей, уже в школе она начала впервые писать стихи и эпиграммы. Сейчас на ее стихах воспитываются многие дети, ее легкие, ритмические стихи переведены на многие языки мира. Агния всю жизнь была активным литературным деятелем, членом жюри Андерсеновского конкурса. В 1976 году она получила премию имени Г.Х.Андерсена. Самые известные стихи – это «Бычок», «Снегирь», «Мы с Тамарой», «Любочка», «Мишка», «Человек», «Я расту» и другие.

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009)

Его можно считать классиком отечественной детской литературы: литератор, председатель Союза писателей РСФСР, талантливый поэт, писатель, баснописец, драматург. Именно он является автором двух гимнов: СССР и Российской Федерации. Он много времени уделял общественной деятельности, хотя сначала мечты стать писателем у него не было: в юношестве он был и разнорабочим, и участником геологоразведочной экспедиции. Все мы помним такие произведения как «Дядя Степа – милиционер», «А что у Вас», «Песенка друзей», «Три поросенка», «Под новый год» и другие.

Современные детские писатели

Григорий Бенционович Остер

Детский писатель, в произведениях которого много интересного могут почерпнуть и взрослые. Он родился в Одессе, служил на флоте, его жизнь и сейчас очень активная: он ведущий, талантливый автор, сценарист мультфильмов. «Обезьянки», «Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Попался, который кусался» – все эти мультфильмы сняты по его сценарию, а «Вредные советы» – это книга, получившая огромную популярность. Кстати, в Канаде издана антология детской литературы: книги большинства писателей имеют тираж 300-400 тысяч, а «Вредные советы» Остера разошлись тиражом 12 миллионов экземпляров!

Эдуард Николаевич Успенский

С самого детства Эдуард Успенский был заводилой, участвовал в КВН, организовывал капустники, тогда же он впервые попробовал свои силы на поприще писателя, позже начал писать пьесы для детских радиопередач, детских театров, мечтал о создании собственного журнала для детей. Известность писателю принес мультфильм «Крокодил Гена и его друзья», с тех пор ушастый символ – Чебурашка, поселился чуть ли не в каждом доме. Также мы до сих пор любим книгу и мультфильм «Трое из Простоквашино», «Следствие ведут колобки», «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против!» и другие.

Джоан К. Роулинг

Говоря о современных детских писателях, просто не возможно не вспомнить об авторе цикла книг о Гарри Поттере, мальчике-волшебнике и его друзьях. Это самая продаваемая серия книг в истории, а фильмы, снятые по ним, собрали огромные кассы. Роулинг довелось пройти путь от безвестности и бедности до всемирной славы. Сначала ни одна редакция не соглашалась принять и опубликовать книгу о волшебнике, полагая, что такой жанр будет неинтересен читателям. Только маленькое издательство Bloomsbury согласилось – и не прогадало. Сейчас Роулинг продолжает писать, занимается благотворительностью и общественной деятельностью, она реализовавшийся автор и счастливая мать и жена.

Мальчик, который умел превращаться в пылесос, рассказы из жизни Московского Зоопарка, смешные и дурацкие стихи про школу и прочие прекрасные сюжеты от современных детских писателей

Если не быть завсегдатаем книжных сайтов и фестивалей, то может показаться, что лучше Носова, Рыбакова и Булычева для детей все еще ничего не придумали. Тем временем, детская литература в России неплохо развивается. Каждый день появляются новые книги, конкурсы и авторы. Журналист Лиза Биргер выбрала 10 современных писателей, чьи книги можно смело ставить на книжную полку в детской.

СЕРГЕЙ СЕДОВ

Сергей Седов из тех писателей, что завораживают при личной встрече не меньше, чем при встрече с его текстами - такой настоящий современный сказочник, человек, не привязанный к пространству и времени, бывший учитель и московский дворник, сказками которого мы начали зачитываться еще в 80-х. Не сосчитать, сколько раз эти сказки - про мальчика Лёшу, про лягушку Пипу, про королей, про дураков - забывались и издавались за последние лет тридцать, и все равно они звучат ошеломительно ново. У Седова замечательная манера легкого письма, кажется, что все, к чему он прикасается, превращается в увлекательную игру, не присоединиться к которой невозможно. Но главное в Седове - бесконечная свобода его воображения, по духу своему совершенно детская, его фирменная странность, благодаря которой он может позволить своим героям удивительные превращения в пылесос и воздушный шарик, а в своих сказках про мам разрешает себе показать маму-пьяницу и равнодушную маму. Все это - проявления одной трогательной заботы, но на разный лад. Было время, когда Седова издавали чуть больше и лучше, но сейчас, к сожалению, непросто найти ни его страшилки, ни замечательно смешной пересказ древнегреческих мифов «Геракл. 12 великих подвигов. Рассказ очевидца», ни даже его новогоднюю сказку «Как Дед Мороз на свет появился», написанную в сотрудничестве с Мариной Москвиной. Тем не менее, всегда в продаже «Сказки про Лёшу» - Седов классический во всех отношениях, вызывающий одинаковый восторг родителей и детей.

МАРИЯ БЕРШАДСКАЯ

Выпускница ВГИКа и сценарист Мария Бершадская, работавшая, в числе прочего, над «Улицей Сезам» придумала и написала, наверное, лучший детский сериал в современной русской литературе, серию книг «Большая маленькая девочка». Ее героиня Женя, - не по годам высокая (такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички) семилетняя девочка, остающаяся, несмотря на высокий рост, маленьким ребенком внутри. И каждая ситуация из Жениной жизни - это отдельная история взросления и внутреннего роста, будь то история о смерти близкого человека, о школьном романе, о праздниках и потерях, о неудобных и по-своему трагических ситуациях, в которых может оказаться каждый ребенок. Гениальное изобретение - увидеть в одном образе, как в детском мире сочетаются экстремальное и обыденное, маленькое и большое, чувство абсолютной незащищенности перед миром и ежедневные победы над его препятствиями. Эта ситуация одновременно сказочного отстранения и реалистического сопереживания, авторского сочувствия к большим и маленьким страданиям героя и делает книги Бершадской такими понятными и привлекательными.

СТАНИСЛАВ ВОСТОКОВ

Большой любитель животных, Станислав Востоков с детства мечтал пойти по стопам Джеральда Даррелла - мечтал и сделал. Уже в пятнадцать лет он публиковал свои переводы из Даррелла в ташкентской газете «Пионер Востока» и, учась в художественном училище, рисовал слонов и журавлей. Из Ташкента он отправился защищать природу в Камбодже, оттуда - проходить практику в основанном Дарреллом Международном обучающем центре сохранения природы на остров Джерси. После поработал в Московском зоопарке и в Научно-исследовательском центре охраны природы, и обо всем этом рассказал в своих книгах. Хотя полюбили Востокова мы именно за жанр рассказа о животных (см. «Не кормить и не дразнить» о Московском зоопарке и книгу «Остров, одетый в Джерси»), о которых он умеет говорить просто, с пониманием и сочувствием, он отлично освоил и прочие жанры, и на сегодняшний день получил все мыслимые детские премии. Например за книгу рассказов про Фросю Коровину, «настоящую деревенскую бабу семи лет от роду» из деревни Папаново Вологодской области, или серию воздушных, вдохновленных, скорее, Юрием Ковалем, чем мастерами деревенской прозы, рассказов о деревенском укладе «Кум королю», и о птицах и зверях, которых можно увидеть почти из окошка.

АРТУР ГИВАРГИЗОВ

Эстетическая родина Артура Гиваргизова - советская школьная проза, все вот это родное и любимое, от Носова до Драгунского. Только чувствует он себя и в сюжетах и в языке гораздо вольнее, так что некоторые нервные родители ругают его за непедагогичность (родители, которые не понимают шуток или же требуют, чтобы мораль была в детской книге на первом месте - главные враги детской прозы). На самом деле, в свете достижений мировой детской психологии, согласно которой важным для детей должна быть игра, а не учебник, свобода воображения, а не зубрежка, Гиваргизов - именно тот писатель, который нужен для создания атмосферы тотального смеха и веселья. Он никогда не подводит, и, хотя многие его стихи и рассказы кажутся шутками, играми, их важной темой неизменно становятся поиски свободы в любой отдельно взятой ситуации, будь то разговоры с взрослыми, школьные уроки или дальние путешествия. Если не знать, что Земля обладает притяжением, можно взять и полететь, а если не хотеть писать диктант, то можно сбежать в лес а вместо себя подсунуть учительнице медведя и волка, чтобы они, переругиваясь и списывая друг у друга как заправские хулиганы, старательно выводили «Ее голос звенел и дрожал, как надтреснутый стеклянный колокольчик».

Гиваргизова, к счастью, издают бесперебойно, и все его книги очень хорошие - из него одного можно составить отличную домашнюю библиотеку. Но родителям имеет смысл не упустить, пока есть, книгу «С дедского на детский», где рассказы и стихи Артура Гиваргизова обсуждает, читая со своими внуками, лингвист Максим Кронгауз.

ТАМАРА МИХЕЕВА

Тамара Михеева - профессиональный детский писатель. Это значит, что ей одинаково хорошо удаются и книжки-картинки о животных, и подростковые истории, вроде «Дети дельфинов». Это неизменно добрые, неизменно светлые книги, населенные чудесными волшебными созданиями. В современной детской прозе Тамара Михеева играет роль главной сказочницы: в ее горах растут живые деревья («Легкие горы»), в ее лесах обитают волшебные гномы («Асино лето»), а ее шумсы, обитатели деревьев, стали одним из лучших детских фантастических сериалов. В общем, безупречные истории для детей, которые только учатся читать и любить книги, и родителей, которые хотят, чтобы книги эти были только про волшебное и доброе - никакого другого мира для Михеевой будто и не существует вовсе.

МАРИНА АРОМШТАМ

Педагог, психолог и специалист по детскому чтению Мария Аромштам до середины нулевых занималась написанием познавательных книг о педагогике для взрослых и обучающих пособий для начинающих читать детей. Но с тех пор, как в 2008 году ее повесть «Когда отдыхают ангелы» получила премию «Заветная мечта», Аромштам превратилась не только в одного из наших любимых писателей, но и в главного пропагандиста детской книги. Придуманный ею сайт «Папмамбук» существует ровно для того, чтобы помочь родителям читать книги вместе со своими детьми. За прошедшие десять лет Марина Аромштам нарастила солидную библиографию и сама уже превратилась в классика современной литературы. Причем, слово «классик» хочется тут применить за ту ненавязчивую поучительность ее текстов, за которую мы привыкли ценить книги нашего детства, а лучше сказать - за ту свободу мысли и чувства, которую эти книги неизменно обещают. Она одинаково уверенно чувствует себя в разных темах и жанрах, будь то реалистическая повесть о школьной жизни («Когда отдыхают ангелы»), историческая повесть из Англии XIV века («Кот Ланселот и золотой город. Старая английская история»), сказки-мифы о рождении мира («Однажды в новом мире») или книжки-картинки для детей («Желуденок»). Что бы она ни писала, это всегда о терапевтическом эффекте чтения и рассказывания историй - ровно то, что многие и заказывали.

МАРИЯ БОТЕВА

Первая книга сказок Марии Ботевой «Световая азбука. Две сестры, два ветра» вышла в издательстве НЛО в 2005 году - тогда же она получила премию «Триумф» и вошла в шорт-листы «Дебюта» и «Заветной мечты». Мы довольно долго после этого о ней не слышали, пока ее не открыло заново издательство «КомпасГид», и тут стало ясно, что Ботева - это прежде всего точный, верный и внимательный писатель подростковой жизни. Две книги ее повестей, «Мороженое в вафельных стаканчиках» (2013) и «Ты идешь по ковру» (2016) - это прямо какое-то радостное приобретения для любой детской библиотеки. Потому что главной темой становятся здесь не какие-то исключительные горести подростковой жизни, а, наоборот, самое узнаваемое в ней, разговоры, чувства, ежедневные переживания. Так, в новой книге «Ты идешь по ковру» главные героини пьют чай, болтают скороговорки, болтаются без дела, но именно это «Лето скучное снова, просто тоски кусок» становится для нее неимоверно богатым сюжетом. Это такое ошеломительное, искреннее понимание подростковой жизни, что даже взрослому может помочь вспомнить, как оно все было. Чтобы представить, почему это так хорошо, достаточно почитать .

АСЯ ПЕТРОВА

Выпускница Сорбонны, замечательный переводчик с французского, жена одного из лучших современных детских поэтов Михаила Яснова и, прежде всего, замечательный детский автор. Доказано, если хотите, даже литературными премиями - их у Петровой целый букет, от первой премии «Книгуру» за сборник рассказов «Волки на парашютах» и премии Маршака до шорт-листов «Дебюта» и «Baby-НОСа». Главное в Асе Петровой, впрочем - это умение говорить с подростком на его языке, погрузиться в мир его переживаний, где буквально все становится вопросом экзистенциальным - от нежелания надевать рейтузы до страха, что бабушка умрет. Сборник рассказов «Волки на парашютах. Взрослые молчат», объединяющий истории для средних школьников и вдумчивую и сочувственную прозу о подростках, являет собой все то прекрасное, страшное, грустное, нелепое, из чего сделана обычная подростковая жизнь.

НИНА ДАШЕВСКАЯ

Писательница Нина Дашевская уже трижды получала литературную премию «Книгуру”, при том, что свою первую повесть опубликовала в 2011 году. Музыкант по образованию, она окончила Московскую консерваторию по классу скрипки и сейчас играет в оркестре театра им. Натальи Сац. И первые ее книги, в том числе «Около музыки», были посвящены той огромной перемене, которую звучание музыки способно совершить в жизни маленького человека. Это вообще главная тема подростковой прозы Дашевской - выход из темноты к свету, волшебная перемена, которая гарантированно поможет избавиться от одиночества и несчастья. Грустный мальчик станет веселым, у одинокого подростка появятся друзья, ребенок с СДВГ найдет понимание, всех ждет хороший конец. Учитывая, как просто и радостно эти книги написаны, ничего удивительного, что они так нравятся детям - да и взрослым тоже.

НАТАЛЬЯ ЕВДОКИМОВА

В каком-нибудь другом мире, где фантастика, например, не считалась бы жанром в литературе второстепенным, Наталья Евдокимова стала бы большой литературной звездой - трудно найти автора, который чувствовал бы себя в этой теме настолько свободно. Ее антиутопия «Конец света» рассказывает о мире, который время от времени меняется целиком. Его законы странны, причудливы и иногда даже репрессивны, но остается вера, что однажды какой-то из миров окажется тем, что изобрел ты. Совсем новая книжка «Кимка&Компания» рассказывает о мальчике, который улетел от уставившихся в телевизор родителей в воображаемые миры, и путешествует по ним, прихватив с собой новорожденного брата. А есть еще совсем простая, пронзительная по интонации «Лето пахнет солью», подростковые герои которой вырываются на свободу к лету и морю от затянувшейся зимы и плена многоэтажек. В целом, это необходимая прививка фантазии от скучной и иногда тяжелой повседневности - и просто очень хорошая литература.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Олег Григорьев.

Я нёс домой
Кулёк конфет.
А тут навстречу мне
Сосед.
Снял берет:
- О! Привет!
Что несёшь?
- Кулёк конфет.
- Как - конфет?
- Так - конфет.
- А компот?
- Компота нет.
- Нет компота
И не надо…
А они из шоколада?
- Да, они из шоколада.
- Хорошо,
Я очень рад.
Обожаю шоколад.
Дай конфету.
- На конфету.
- А вон ту, а ту, а эту…
Красота! Вкуснота!
А вот эта, а вон та…
Больше нет?
- Больше нет.
- Ну, привет.
- Ну, привет.
- Ну, привет.

Л. Миронова
- Где же яблоко, Андрюша?
- Яблоко? Давно я скушал.
- Ты не мыл его, похоже.
- Я с него очистил кожу!
- Молодец ты стал какой!
- Я давно уже такой.
- А куда очистки дел?
- Ах... очистки... тоже съел.

С.В. Михалков Котята.
Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Hаконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котенок самый белый,
ДВА - котенок самый смелый,
ТРИ - котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать

Петь, здорово! Б.Заходер
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу...» - «Что пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит! -
Но меня же не обманешь...
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика дыра?
-Один ворот остался.

Я медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Hе идет.
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!

Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
-Еду сено косить,
-а на что тебе сено?
-Коровок кормить.
-а что тебе коровы?
-Молоко доить.
-А зачем молоко?
-Ребяток кормить.

Здравствуй, киска, как дела
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете. Мяу!

В.Орлов
Кража.
- Кра! - кричит ворона.
Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
-Стой, ворона, помолчи!
Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
-Как?- подпрыгнула ворона
и моргнула удивленно-
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-рали!

Кто первый.

Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.

Федя! Сбегай к тете Оле,
Принеси немного соли.
- Соли?
- Соли.
- Я сейчас.
- Ох, и долог Федин час.
- Ну, явился, наконец!
Где ты бегал, сорванец?
- Встретил Мишку и Сережку.
- А потом?
- Искали кошку.
- А потом?
- Потом нашли.
- А потом?
- На пруд пошли.
- А потом?
- Ловили щуку!
Еле вытащили злюку!
- Щуку?
- Щуку.
- Но позволь, а где же соль?
- Какая соль?

С.Я. Маршак

Волк и лиса.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.

Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?

Ничего идут дела.
Голова еще цела.

Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.

Сколько взяли?
- Шерсти клок,

Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!

Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

Аркадий Гайдар, Януш Корчак , Лев Кассиль , Марк Твен - всё это имена известных детских писателей, произведения которых читал каждый. Их рассказы и повести наполнены добротой, гуманностью. Что известно о жизни этих писателей? Были ли они так же добры и гуманны, как их книги?

Об известных детских писателях, особенно отечественных, в советские времена информации было мало. В хрестоматиях и учебниках присутствовали, конечно, биографии авторов, но были они скудны, шаблонны и нередко лживы. Писатель, создававший нравоучительные произведения для детей, не мог иметь пороков и слабостей.

Сегодня информация о том или ином известном человеке открыта. Мы можем узнать, каким был в личной жизни популярный автор, что любил, от чего страдал, как провел последние дни жизни. Биография самых известных детских писателей и сегодня, безусловно, не лишена вымысла, однако куда более достоверна, нежели тридцать-сорок лет назад.

Ниже представлены интересные факты из жизни авторов, произведения которых известны всем. Или почти всем. Имена известных детских писателей перечислены в алфавитном порядке.

Ханс Кристиан Андерсен

Пожалуй, это самый известный детский писатель. Кто не читал сказок Андерсена? " Снежная королева" , " Русалочка" , " Дюймовочка" , " Дикие лебеди" , " Гадкий утенок " - сюжет этих сказок помнит каждый.

Детские годы известного писателя прошли в нужде. Отец Андерсена был башмачником, мать - парочкой. Будущий сказочник ребёнком был весьма восприимчивым, эмоциональным. Мать Ханса , по-видимому, была женщиной доброй и внимательный. Сына она отдала в благотворительную школу - одно из редких в то время учебных заведений, в которых не практиковались физические наказания. В возрасте 14 лет Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Он мечтал стать знаменитым. Как известно, мечта его сбылась.

Агния Барто

Женщина, написавшая множество стихотворений для детей, пережила страшную потерю - смерть собственного ребенка . Агния Барто родилась в Москве, в интеллигентной еврейской семье. С детства занималась в балетной школе, окончила хореографическое училище. Девичья фамилия поэтессы - Волова . " Барто " она унаследовала от первого мужа, поэта и орнитолога. Сын Гарик погиб за 4 дня до Великой Победы - 5 мая 1945 года.

Согласно некоторым сведениям, Агния Барто , будучи автором добрых детских стихотворений, в жизни добротой не отличалась. Она принимала активное участие в травле дочери Чуковского. Подпись Барто стояла и в коллективном письме, посвященном одному из произведений Корнея Ивановича, которое цензоры назвали " шарлатанским несуразным бредом" .

Аркадий Гайдар

Произведения этого автора раньше присутствовали в каждой домашней библиотеке. Как правило, краткая биографическая справка содержалась во вступлении. Об известном детском писателе, однако, правду не писали. Уж больно неприглядной она была.

Рождённые в СССР помнят такие произведения, как " Голубая чашка" , " Чук и Гек" , " Тимур и его команда" . Некоторые книги Гайдара входили в школьную программу, многие из них были включены в список литературы на лето. Однако советские читатели ничего не знали о том, что известный детский писатель был психически неуравновешенной личностью и убийцей.

Военную карьеру Аркадий Гайдар начал в четырнадцать лет. В семнадцать он уже возглавлял полк. В двадцать был принят в части особого назначения и направлен в Хакасию. Здесь он должен был найти и уничтожить белых офицеров, которые выступали под руководством Колчака. Это Гайдару не удалось, а потому он разгневался и принялся казнить простых, ни в чём не повинных людей. Даже у активных участников "красного террора" эти действия вызвали шок. Гайдара сняли с должности. Некоторое время он провел в психиатрической лечебнице.

Амадей Гофман

Какие произведения прежде всего приходят в голову при имени этого известного детского писателя ? Список книг Гофмана довольно обширен, самые знаменитые - " Золотой горшок" , " Щелкунчик и Мышиный король" , " Песочный человек" , " Эликсиры сатаны " . Последнее произведение, правда, ориентировано далеко не на детскую аудиторию.

Амадей Гофман - самый известный немецкий писатель-романтик. По его произведениям создано несколько балетов, снято множество фильмов. При этом Гофман, впрочем, как и многие другие его коллеги, большую часть жизни провёл в нищете. Все его попытки заработать на жизнь литературой приводили к бедности. Лишь в последние годы ему удалось поправить свое финансовое положение благодаря получению небольшого наследства.

Лев Кассиль

Известный детский русский писатель окончил физико-математический факультет МГУ. Будучи студентом третьего курса, он вдруг испытал неотвратимую тягу к литературному творчеству. Прежде всего это выразилось в пространных письмах, которые Кассиль регулярно отправлял родным. Каждое его послание было объемом около тридцати страниц.

Младший брат относил письма в местную редакцию, где их с радостью публиковали, о чем автор долгое время ничего не знал. Когда же ему стало известно, что его послания имеют некоторую художественную ценность (иначе их бы не публиковали в газете), решил зарабатывать на написании литературных произведений. Самая известная книга Льва Кассиля - «Кондуит и Швамбрания ».

Редьярд Киплинг

Родители создателя " Книги джунглей" мечтали о том, что любимый сын станет офицером. Редьярд и сам был не против военной карьеры. Однако с детства страдал близорукостью, а потому пришлось заняться литературным творчеством. Небольшие рассказы Редьярд писал ещё в военном училище. Настоящая писательская карьера началась после нескольких поездок в Азию и США в качестве корреспондента.

Януш Корчак

По мнению одного из польских музыкантов, проживавших в Варшаве в конце тридцатых годов, писатель представлял собой удивительно благородного человека. Много лет Корчак занимался литературным творчеством, но при жизни его не относили к прозаикам первого ряда. Всё дело в том, что его творчество относилось к довольно специфической области.

Он писал только для детей и только о детях. В его книгах можно видеть глубокое знание детской психологии. Но главным, пожалуй, было даже не то, как писал Корчак , а то, как он жил. Каждую минуту он посвящал детям. Этой позиции педагог не изменил даже в последние часы своей жизни.

Писатель организовал несколько домов сирот, проводила сбор пожертвований, вел детские передачи на радио. В 1940 году он оказался в Варшавском гетто вместе со своими воспитанниками. Корчак мог бы избежать смерти. Он был довольно известной личностью и имел возможность с помощью своих почитателей спрятаться на " арийской" стороне. Но, конечно, не сделал этого. В августе 1942 года в Треблинку было отправлено около двухсот детей. Корчак предпочел остаться со своими воспитанниками и принять смерть в газовой камере.

Льюис Кэрролл

Создатель знаменитой серии произведений о приключениях Алисы родился в семье священника. Льюис Кэрролл, кроме того, обладал выдающимися математическими способностями. Он получил степень бакалавра, затем выиграл конкурс на чтение лекций в одном из английских университетов. Даже когда стал знаменитым писателем, он продолжал публиковать научные труды под собственным именем. В действительности Льюиса Кэрролла звали Чарльз Лютвидж Доджсон .

Марк Твен

Американский прозаик, как известно, писал не только для детей. Его творчество охватывает немало жанров. Это и сатира, и философская фантастика, и публицистика. Марк Твен много путешествовал, большую часть жизни проработал корреспондентам. Писатель обладал удивительным чувством юмора, при этом был личностью чувствительной, романтичной. В свою будущую жену он влюбился с первого взгляда. Оливия стала инвалидом после травмы, которую получила в юности. Твен до конца жизни заботился о ней.

Корней Чуковский

О детстве писателя известно из автобиографической книги " Серебряный герб" . Мать Чуковского была прислугой в доме состоятельного человека по имени Эммануил Левенсон . От него она и родила в 1882 году мальчика, который впоследствии стал одним из лучших советских детских писателей. Отец же решил связать жизнь с женщиной своего круга. Детство будущего поэта и прозаика прошло в Одессе. Здесь он учился некоторое время в гимназии, которую окончить не удалось из-за низкого происхождения.

Настоящее имя писателя - Николай Корнейчуков . В метрике у него, как у незаконнорожденного , не было отчества. Позже он взял псевдоним и добавил фиктивное отчество. У писателя было четверо детей, из них троих он пережил. Многие стихотворные произведения он посвятил дочке Мурочке , умершей в возрасте 11 лет.

И ещё один факт из биографии Корнея Чуковского. Его творчество высоко ценили критики и литературные деятели. Он был лауреатом Государственной премии. Но как никто другой поддерживал талантливых коллег-писателей, оказавшихся в опале, а потому под конец жизни приобрел немало недоброжелателей.