Проблема губительного отношения человека к природе. Егэ русский язык. банк аргументов. экологические проблемы

Сочинение в ЕГЭ - один из самых трудных этапов для будущего студента. Как правило, тестирование части «А» не представляет никаких проблем, однако сложности с написанием сочинения возникают у многих. Так, одной из самой распространённых проблем, которые освещаются в Едином государственном экзамене, является проблема бережного отношения к природе. Аргументы, их чёткий подбор и объяснение - главная задача школьника, сдающего экзамен по русскому языку.

Тургенев И. С.

Роман Тургенева «Отцы и дети» по сей день пользуется высокой популярностью как среди юного поколения, так и среди их родителей. Именно здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в пользу затрагиваемой тематики выглядят следующим образом.

Основная мысль произведения в области охраны окружающего мира звучит так: «Люди забывают о том, где они родились. Они забывают о том, что именно природа и есть их первоначальный дом. Именно природа позволила рождение человека. Несмотря на столь глубокие доводы, каждый человек не обращает должного внимания на окружающую среду. А ведь все усилия должны быть направлены на её сохранение в первую очередь!»

Отношение Базарова к природе

Главной фигурой здесь выступает Евгений Базаров, которого не волнует бережное отношение к природе. Аргументы этого человека звучат следующим образом: «Природа является мастерской, а человек здесь работник». Трудно поспорить со столь категоричным высказыванием. Здесь автор показывает обновлённый разум современного человека, и, как видите, ему это отлично удалось! Сейчас бережное отношение к природе, аргументы в пользу защиты окружающей среды актуальны в обществе как никогда!

Тургенев в лице Базарова представляет на рассмотрение читателю нового человека и его разум. Он испытывает полное равнодушие к поколениям и всем тем ценностям, которые способна дать человечеству природа. Он живёт настоящим моментом, не думает о последствиях, его не волнует бережное отношение человека к природе. Аргументы Базарова сводятся лишь к необходимости воплощения собственных честолюбивых желаний.

Тургенев. Взаимосвязь природы и человека

В вышеназванном произведении также затрагивается проблема взаимосвязи человека и бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводятся автором, убеждают читателя в необходимости проявления заботы к матери-природе.

Базаров полностью отвергает все суждения об эстетической красоте природы, о её неописуемых пейзажах и дарах. Герой произведения воспринимает окружающую среду как инструмент для работы. Полной противоположностью предстаёт в романе друг Базарова - Аркадий. Он с отдачей и восхищением относится к тому, что дарит человеку природа.

В данном произведении ярко освещается проблема бережного отношения к природе, аргументы в пользу позитивного или негативного отношения к среде определяются поведением героя. Аркадий с помощью единения с ней залечивает душевные раны. Евгений же, напротив, стремится избегать любого контакта с миром. Природа не дарит положительных эмоций тому человеку, который не чувствует душевного равновесия, не относит себя к частичке природы. Здесь автором подчёркивается плодотворный духовный диалог как с самим собой, так и в отношении с природой.

Лермонтов М. Ю.

В произведении «Герой нашего времени» затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводит автор, касаются жизни молодого человека по фамилии Печорин. Лермонтов показывает тесную взаимосвязь между настроением главного героя и природными явлениями, погодой. Одна из картин описывается следующим образом. Перед началом дуэли небо казалось голубым, прозрачным и чистым. Когда же Печорин смотрел на мёртвое тело Грушницкого, то и «лучи не грели», и «небо стало тусклым». Здесь ярко прослеживается связь внутренних психологических состояний с природными явлениями.

Совсем иначе здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в произведении показывают, что природные явления зависят не только от эмоционального состояния, но и становятся невольными участниками событий. Так, гроза является причиной встречи и длительного свидания между Печориным и Верой. Далее Григорий отмечает, что «здешний воздух способствует любви», имея в виду Кисловодск. Подобные приёмы показывают бережное отношение к природе. Аргументы из литературы ещё раз доказывают то, что данная сфера жизненно необходима не только на физическом уровне, но и уровне духовном и эмоциональном.

Евгений Замятин

Яркий роман-антиутопия Евгения Замятина также показывает бережное отношение к природе. Сочинение (аргументы, цитаты из произведения и так далее) должно быть подкреплено достоверными фактами. Так, описывая литературное произведение под названием «Мы», важно обратить внимание на отсутствие естественного и природного начала. Все люди отказываются от разнообразной и обособленной жизни. Красоты природы заменяются искусственными, декоративными элементами.

Многочисленные аллегории произведения, а также страдания нумера «О» говорят о значимости природы в жизни человека. Ведь именно такое начало способно сделать человека счастливым, подарить чувства, эмоции, помочь испытать любовь. Здесь показывается невозможность существования выверенного счастья и любви по «розовым карточкам». Одной из проблем произведения является неразрывная взаимосвязь природы и человека, без которой последний будет несчастен всю оставшуюся жизнь.

Сергей Есенин

В произведении «Гой ты, Русь моя родная!» Сергей Есенин затрагивает проблему природы родных мест. В данном стихотворении поэт отказывается от возможности побывать в раю, лишь бы остаться и посвятить жизнь родному краю. Вечное блаженство, как высказывается Есенин в произведении, можно обрести лишь на родной русской земле.

Здесь ярко выражается чувство патриотизма и любви к природе. Родина и природа - неразрывно связанные и существующие только во взаимосвязи понятия. Само осознание того, что сила природы может ослабевать, приводит к крушению естественного мира и человеческой природы.

Использование аргументов в сочинении

Если вы используете аргументы из художественных произведений, необходимо соблюдать несколько критериев подачи информации и изложения материала:

  • Предоставление достоверных данных. Если вы не знаете автора или не помните точного названия произведения, лучше вообще не указывать подобных сведений в сочинении.
  • Подавать информацию грамотно, без ошибок.
  • Важнейшим требованием является лаконичность излагаемого материала. Это значит, что предложения должны быть максимально ёмкими и короткими, предоставляющими полную картину описываемой ситуации.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий, а также достаточных и достоверных данных, вы сможете написать такое сочинение, которое подарит вам максимальное количество экзаменационных баллов.

Данная работа адресована школьникам, которым предстоит государственная итоговая аттестация в 11 классе в формате ЕГЭ .

Предложенный материал поможет выпускникам в написании части С, а именно: в подборе аргументов. Кроме того, ученик увидит, что проблемы, поднятые авторами текстов, могут быть разными, а для выражения своего мнения по ним может послужить аргумент, взятый из одного и того же произведения (повесть Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», стихотворение А.С. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор…»).

Помимо того, рассмотрены такие произведения, как: роман М.Шолохова «Поднятая целина», роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого.

1. Проблема бережного отношения к природе: Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): В повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» изображены разные люди: бережливые хозяева природы и те, кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает муравейник, истребляет лебедей. Такова «благодарность» туристов за отдых, наслаждение красотой. К счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который стремился сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына Кольку. Аргумент из жизни: В жизни, к сожалению, – те же герои, что и в повести Б.Васильева. Они вырубают деревья, чтобы не мешали строительству гаражей; вытаптывают газоны, чтобы сократить путь; не соблюдают чистоту в городских парках, окрестных лесах, а тем самым губят природу и поступками обнажают свою «нравственную геологию». И только такие, как Егор, каждую весну и осень приумножают зеленые насаждения, преображают парки, сохраняют леса.

2. Проблема счастья, смысла жизни: Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): Проблема счастья и смысла жизни раскрывается на примере образа героя Егора Полушкина в повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Счастье и смысл жизни Егора – охранять природу для людей. Он говорил: «Я хочу, чтоб ласково всем было, вот». С какой любовью он наблюдал за парой белых лебедей на Черном озере, которых купил в областном городе! Он хотел, «чтоб озеро обратно Лебяжьим звали», как когда-то. Он «поступал не по соображениям ума, а так, как велела ему совесть». Совесть велела ему жить для людей и охранять природу тоже для людей. Аргумент из жизни: Замечательно, что Егоры Полушкины живут и в нашей обычной жизни: содержат питомники для бездомных животных, по собственной инициативе благоустраивают детские площадки, возделывают цветочные клумбы возле домов. Делают не для себя, а для других и от этого чувствуют себя счастливыми!

3. Проблема бездуховности, равнодушия, жестокости : Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы». Аргумент из жизни: В жизни, к сожалению, не раз приходится сталкиваться и с бездуховностью, и равнодушием, и жестокостью как по отношению к природе, так и по отношению к людям. Все это ведет к страшным последствиям: гибнет природа, растет число детских домов, увеличивается процент преступности в стране. Страшно…

4. Проблема места и роли прекрасного в жизни человека: Аргумент из художественной литературы(роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»): Данная проблема рассматривается в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Николай Петрович Кирсанов – ценитель природы, искусства и литературы. С интересом он слушал «кипучие речи» Евгения Базарова, но не мог понять, как можно « отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе?..» Нельзя отрицать то, что делает нашу жизнь красивее. Аргумент из жизни: Среди моего поколения есть те, кто заменил книги компьютером, не знает, например, имени художника, написавшего картину «Грачи прилетели», к природе относится потребительски… Их жизнь, на мой взгляд, неинтересна, бедна, а сами они, наверное, никогда не испытывают одухотворенности.

5. Проблема образования и воспитания в становлении личности: Аргумент из художественной литературы(роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»): Не обошел проблему образования и воспитания в становлении личности И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» и решал ее на примере жизни Н.П.Кирсанова, отца Аркадия Кирсанова. Вдумчивый, стремящийся исполнить отцовский долг, он повез Аркашу в Петербург, в Университет, и остался с сыном. Он старался сблизиться с соучениками Аркадия, читал те же книги, интересовался увлечениями молодежи, следил за современной жизнью. Почему? Да потому что его волновало не только материальное благополучие сына, но и духовное развитие как результат образования и воспитания в период взросления. Аргумент из жизни: Образование немыслимо без воспитания, иначе трудно будет сформировать свою жизненную позицию, стать гармоничной личностью. Уроки литературы дали нам нравственные уроки жизни, биология помогла обрести здоровье, история не позволила потерять связь времен…Образование и воспитание неразрывны. Есть результат: я выросла духовно.

6. Проблема верности клятве: Аргумент из художественной литературы(А.С.Пушкин «Роняет лес багряный свой убор…») Примером настоящей дружбы является лицейский союз товарищей А.С.Пушкина, о котором писал поэт в стихотворении «Роняет лес багряный свой убор…»: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен. Лицеисты по окончании учебного заведения дали клятву друг другу собраться на лицейском празднике в 1825г, но, к сожалению, такую возможность имел только Александр Горчаков, ставший на тот момент дипломатом и достигший поста министра иностранных дел. Лицейские друзья Пушкина не нарушили клятву, они помнили о ней, но не смогли быть на встрече по политическим причинам, например, И.Пущин как участник восстания на Сенатской площади был сослан в Сибирь, сам Пушкин как опальный поэт находился в ссылке в Михайловском. Аргумент из жизни: У меня тоже есть школьные друзья. Нас объединяют общие интересы: музыка, литература, спорт. Есть общая мечта – стать дипломированными специалистами. Мы не давали клятву, но я уверенна: она у нас в душе. Это клятва верности школьной дружбе. Надо помнить о ней и приходить на помощь друг к другу, несмотря ни на что.

7. Проблема дружбы: Аргумент из художественной литературы(А.С.Пушкин «Роняет лес багряный свой убор…») Примером настоящей дружбы является лицейский союз товарищей А.С.Пушкина, о котором писал поэт в стихотворении «Роняет лес багряный свой убор…»: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен. Эти строки звучат как гимн святому чувству дружбы. Аргумент из жизни: У меня тоже есть школьные друзья. Нас объединяют общие интересы: музыка, литература, спорт. Есть общая мечта – стать дипломированными специалистами. Мы постараемся сохранить школьную дружбу, помнить о ней и приходить на помощь друг к другу, несмотря ни на что.

8. Проблема сохранения чести и верности слову: Аргумент из художественной литературы(роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»): Человек чести и слова – Николай Болконский, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». В таком духе он воспитывал и Андрея Болконского. Провожая сына на войну, отец настрого запретил ему служить из милости, потому что это больно и стыдно. Андрей ничего не обещал, он был воспитан в семье Николая Болконского, где соблюдались нравственные законы, поэтому служил Отечеству верой и правдой, достойно и честно. Аргумент из жизни: Болконские живут среди нас, на них держишь равнение. Мы должны быть их преемниками в отношении нравственности: жить честно, помнить о чести, быть верными слову. Все это должно иметь глубокое содержание и смысл. Я, например, должна успешно окончить школу, и, в первую очередь, систематизировать знания по предметам и достойно сдать государственные экзамены, чтобы уверенно держать в руках аттестат зрелости.

9. Проблема забвения родителей как смертного греха: Аргумент из художественной литературы(роман А.Шолохова «Поднятая целина»): Проблема забвения родителей как смертного греха рассматривается в романе А.Шолохова «Поднятая целина» на примере образа Якова Лукича Островного, заморившего родную мать голодом и державшего ее под замком ради своего спасения, во избежание ссылки. Он ждал ее смерти и дождался: «Старуха лежала на полу около порога, и случайно забытая…рукавица была изжевана ее беззубыми деснами…» Поздно он почувствовал тяжесть понесенной утраты… Аргумент из жизни: Та же проблема порой звучит и в современной жизни. Родители забыты: ни звонков, ни писем, ни материальной помощи. Они пытаются оправдать детей в силу житейских забот и живут в ожидании встречи…А взрослые дети вспоминают об отце и матери слишком поздно и начинают в церкви замаливать грехи…Что это, боль или боязнь?..

10. Проблема формирования характера человека: Аргумент из художественной литературы(роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»): Проблему формирования характера человека рассматривает Н.Г.Чернышевский в своем романе «Что делать?» на примере образа Рахметова, человека «особой породы». Он готовил себя в профессиональные революционеры и для этого, в первую очередь, развивал физические силы: занимался гимнастикой, «принял боксерскую диету», «был пахарем, плотником, раз даже прошел бурлаком всю Волгу», считал, что «это полезно, может пригодиться». Никитушка Ломов (так его окрестили «товарищи по лямке») не только физически развился, но и закалил характер. По словам Чернышевского, Рахметов - особенный человек. Аргумент из жизни: По окончании школы выпускник получит аттестат зрелости, но на этом процесс становления его как личности, формирования характера не закончится. Главное впереди: не свернуть с правильного пути, преодолеть трудности и реализовать свои возможности. Для этого потребуются силы, нравственные и физические. Жизнь не раз проверит его характер на прочность, который, по словам Р.Эмерсона, «есть совершенно воспитанная воля».

Сборник Н.А. Сениной (2016), вариант 3.

Русский писатель К.Г. Паустовский размышляет над проблемой бережного отношения к природе .

Насколько важно сохранить то, что нас окружает? Стремясь ответить на данный вопрос, автор рисует унылый осенний пейзаж: «Леса моросили дождём облетавшей листвы». Даже птичьи крики напоминают «звон разбитого стекла». За всё, происходящее в природе, в ответе человек. Эту мысль К.Г. Паустовский выражает в аллегорической форме, вспоминая сказку корзинщика Прохора об осени. Природа мстит людям за то, что некий Дурак когда-то убил летевшую под небесами иволгу. С тех пор началось осеннее ненастье.

Авторская позиция заключена, на мой взгляд, в словах Прохора: «…надобно нам ничего не портить, а крепко беречь». Писатель убеждён, что охрана природы – дело очень важное и необходимое: как говорит корзинщик, «…а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели».

Во-первых, человек – часть природы, а значит, бережное отношение к ней вполне естественно и разумно. О нашем кровном родстве со всем сущим писал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Получается, что, причиняя ущерб природе, мы вредим самим себе.

Во-вторых, окружающий мир способен воздействовать на нас весьма благотворно. Известно немало случаев, когда человека буквально исцеляет природа. В новелле О. Генри под названием «Последний лист», например, тяжело заболевшая героиня считает оставшиеся листья на плюще. Джонси уверена, что с падением последнего листа закончится и её жизнь. Однако лист отчаянно держится на плюще, сопротивляясь непогоде. Борется за жизнь и Джонси. Получается, что важно оберегать природу ещё и как источник здоровья и энергии.

Таким образом, злободневность затронутой в тексте проблемы очевидна. Природа – наш дом, и мы, разумные существа, должны оберегать его.

  • Деятельность человека губит природу
  • Состояние природы зависит от человека
  • Сохранение окружающей среды – первоочередная задача общества
  • От состояния природы зависит будущее человечества
  • Любовь к природе делает человека чище
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу
  • Любовь к природе меняет человека к лучшему, способствует его нравственному развитию
  • Люди забыли, что природа – это их дом
  • Каждому свойственно иметь свой взгляд на роль природы в жизни человека

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В произведении встречаются два совершенно противоположных взгляда на место природы в жизни людей. Нигилист Евгений Базаров воспринимает окружающий мир как материал для практики, говоря, что “природа не храм, а мастерская”. Во всем он старается найти пользу, а не увидеть красоту вокруг. Герой считает живых существ лишь материалом для своих исследований. Для Аркадия Кирсанова, в первое время поддерживающего взгляды Евгения Базарова, природа является источником гармонии. Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, видит и чувствует красоту.

Н.А. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”. История о спасении зайцев дедушкой Мазаем известна каждому человеку с детства. Из стихотворения великого поэта понятно, что наш герой – охотник, а значит, для него зайцы должны быть прежде всего добычей. Но дед Мазай не может обидеть животных, когда они абсолютно беспомощны, находятся между жизнью и смертью. Любовь к природе оказывается для человека выше возможности получить легкую добычу. Он кричит вслед спасенным зайцам, чтоб не попадались ему в период охоты, а на данный момент их отпускает.

А.И. Куприн “Олеся”. Отношение к природе главной героини произведения можно назвать поистине правильным. Жизнь Олеси неразрывно связана с окружающим ее миром. Она чувствует, что связана с лесом и что лес – нечто живое. Девушка любит все живое. Олеся готова защищать все, что связано с природой: травы, кустарники, огромные деревья. Единение с окружающим миром позволяет ей выжить на расстоянии от людей, в глуши леса.

В.П. Астафьев “Царь-рыба”. Судьба Гоши Герцева является ярким примером того, что природа может не только терпеть нападки человека, но и активно защищаться при помощи своей нравственно-карающей силы. Герой, показавший потребительское, циничное отношение к окружающей среде, несет наказание. Причем кара грозит не только ему, но и всему человечеству, если оно не осознает, насколько жестока его деятельность. Бездуховность, жажда наживы, бездумное использование достижений научно-технического прогресса – все это грозит гибелью общества.

Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”. Произведение показывает разное отношение людей к природе: мы видим и ее защитников, и врагов, деятельность которых носит лишь потребительский характер. Главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

Чингиз Айтманов “Плаха”. В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются на сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение “Плаха” показывает, чем чревато такое отношение к живому.

Д. Гранин “Зубр”. Главный герой с ужасом осознает, что почти все люди, в том числе и ученые, уверены в безграничности природы и ничтожном воздействии на нее человека. Зубр не понимает, как человек может утверждать научные и строительные проекты, наносящие непоправимый урон всему живому. Он считает, что наука в таком случае работает не во благо, а во вред человечеству. Герою больно от того, что почти ни к кому не пришло понимание истинной роли природы в жизни человека, ее неповторимости и уязвимости.

Э. Хемингуэй “Старик и море”. Для старого рыбака море является кормильцем. Во всем облике героя видна связь с природой. Ко всему старик относится с уважением и благодарностью: он просит прощения у пойманной рыбы. Произведение показывает роль щедрости природы в нашей жизни, а герой демонстрирует поистине правильное отношение к окружающему миру – благодарное.

Сочинение

Как часто вы задумываетесь о благополучии окружающей среды? Каждый день все больше лесов вырубается, в реки сбрасывается огромное количество отходов, заводы дымят и сильнее загрязняют атмосферу, но никому нет до этого дела.Поэтому проблема бережного отношения к природе несомненно является актуальной на сегодняшний день.

Автор текста, В.М.Песков, очень сильно тревожится о нынешнем состоянии окружающей среды. Крайняя озабоченность его этой проблемой проявляется в таких вопросах, как "Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?", "Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду?" Люди, решившие опрыскать лес химической жидкостью, прекрасно осознают, насколько это губительно для экосистемы. Из-за беспечности человека погибают невинные живые существа. Если мы будем продолжать уничтожать природу в том же духе, то вскоре на нашей планете не останется ни одного зеленого уголка.

Мы должны научиться бережному отношению к природе, жить в мире и согласии со всем живым на Земле. Именно к этому нас призывает В.М.Песков.

Хорошим примером правильного отношения к природе служит героиня повести А.И.Куприна "Олеся". Олеся всю жизнь провела в единении с природой. Она, как никто другой, ощущает тонкую связь между собой и лесом, она понимает, что он живой. Именно поэтому она встает на сторону природы и защищает каждого обитателя леса, от маленькой травинки до высокой ели. За эту любовь и заботу ко всему живому она была награждена сверхъестественными способностями, которые помогают ей выжить в лесной глуши.

Также подтверждение того, что люди забыли о том, что природа их родной и единственный дом, можно найти в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети". Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Его другу, Аркадию, напротив, общение с окружающим миром дает наслаждение и помогает залечить душевные раны. Для него это единение естественно и приятно...

Текст:

(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?

(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых - наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?

(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)Засыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём».

(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:

(32) - Мы? (33)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (36)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» (37)Вот видите, качество молока… (38)Про лосей же ни слова…

(39) - Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же…

(41) - Мы согласно инструкции…

(42)Вот и весь разговор.

(43)…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном -о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу…

(По В. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) - современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.