Внеклассное чтение 6 7

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеклассному чтению для 6А класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями авторской программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровина.

Программа рассчитана на 68 часов. Занятия два раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Внеклассное чтение - один из важных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса внеклассного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Внеклассное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту слова, свойственного школьникам младшего возраста, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Актуальность:

Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития.

Внеклассное чтение - значимо для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Цель этой программы - создание условий для привития детям любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

Задачи:

Совершенствовать навыкчтения обучающихся;

Развивать устойчивый и осознанный интереск чтению художественной литературы;

Учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

Развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

- развивать разговорную и диалогическую речь;

- формировать творческое воображение;

Совершенствовать умение давать оценку поступкам героев произведения.

Методы и формы решения поставленных задач:

Коллективная работа;

Групповая работа;

Индивидуальная работа;

Фронтальная работа;

Парная работа;

Игровая работа;

Игра - путешествие;

Создание книги из рисунков;

Обсуждение;

Проблемно-поисковая деятельность;

Самооценка;

Дифференцированный подход;

Практическая деятельность;

Выставка прочитанных книг;

Создание буклетов;

Конкурс иллюстраций к любимой книге.

Планирование внеклассных занятий

Тема занятия

Содержание занятия

Задачи воспитания

Формы и методы

Словарь занятия

Дата

Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки

Познакомить с понятием «фольклор», выразительное чтение, беседа, работа с проектом

Закрепить умения обучающихся оценивать собственные ответы и ответы товарищей, развивать творческие способности, познавательную активность через выполнение заданий творческого характера;

Воспитывать доброе отношение к людям, ответственность за свои поступки

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Диалог, постановка проблемы, частично-поисковый метод

Что такое устное народное творчество ? Что такое фольклор ?
Фольклор — народное творчество.

1.09.

7.09.

8.09.

Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо юдо»

Беседа, выразительное чтение, практическая работа, итоговая беседа

Научить делить героев на положительных и отрицательных; - объяснить роль животных в сказке;

Работать над связной речью обучающихся

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Беседа, комментированное чтение, иллюстрирование, ответы на вопросы

Какой фразой начинается сказка?

Кто главные герои сказки?

Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? -Какие чудеса происходят в сказке?

Волшебной сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство.

14.09.

15.09.

21.09.

22.09.

28.09.

И.А.Крылов басни

Формировать представление о таком жанре творчества, как басня. Учить определять мораль басни, выделять главный смысл.

Презентация, работа в тетради по внеклассному чтению. Ответы на вопросы

Русский баснописец, Что задумали животные? Почему в басне нет людей? Мораль, основная мысль

29.09

5. 10.

16. 10.

12. 10.

13.10.

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

Выразительное чтение. Размышление о прочитанном

Формировать свое отношение к прочитанному и уметь объяснять значение устаревших слов;

Формировать умение высказывать свою точку зрения;

Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте;

Развивать любознательность, интерес к народному творчеству;

Формировать у детей выдумку, фантазию.

Расширить словарный запас

Решение проблемной ситуации (работа с текстом);

Чтение сказки, ответы на вопросы, работа с карточками, работа в тетради по внеклассному чтению, рисование по заданию.

Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля

Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

19.10.

20.10.

26.10.

27.10.

А.Погорельский «Чёрная курица или подземные жители»

Знакомство с творчеством писателя. Чтение произведения. Ответы на вопросы

Показать соотношение выдуманного и настоящего мира, развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение.

Беседа о творчестве писателя. Работа в тетрадях. Чтение вслух по цепочке

С ке мы познакомились? Что произошло с Алёшей? Какое желание он высказал подземному королю?

9.1110.1116.11

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Презентация по творчеству поэта. Знакомство с войной 1812 года. Чтение стихотворения

Познакомить детей с творчествм поэта. Дать знания о русской истории, стойкости русских людей

Презентация по творчеству, рисование по заданию.

Работа с толковыми словарями

Что мы прочитали? В какое время происходят события? От какого лица ведётся рассказ?

17.11

23.11

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница»

Слово о писателе.

Знакомство с Ганной.

История с головой.

Встреча у пруда.

Пробуждение.

Познакомить с творчеством писателя; - показать колорит украинской природы, выявить соотношение реального и вымышленного; описывать иллюстрации, соотносить их и текстом.

Чтение, беседа по прочитанному материалу, ответы на вопросы, просмотр сказки А.А.Роу «Майская ночь», рисование по заданию, работа в тетради по внеклассному чтению.

С творчеством какого писателя мы познакомилась? Назовите главных героев. О чём просила Левко панночка? Прочтите описание природы. Какие слова подходят к этой иллюстрации?

24.1130.111.12

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»

Познакомить с творчеством поэта. Вызывать интерес к чтению стихотворных произведений. Развивать монологическую речь.

Презентация жизни и творчества поэта. Чтение стихотворения. Обсуждение прочитанного материала. Рисование по предложенной теме.

Чтение по ролям, работа в тетради по внеклассному чтению, просмотр одноимённого мультфильма, образ главных героев.

Поэма, царица, селенье, убогая обстановка, диво, копна, безделье, утеха, конный, робеть, перлы, убогий, нищий.

7.128.12 14.12

И.С.Тургенев «Муму»

Знакомство с творчеством И.С. Тургенева, выразительное чтение, анализ текста

Познакомить обучающихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя; показать духовные и нравственные качества главного героя; учить сочувствовать чужой беде, умению помочь, утешить

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Знакомство с текстом. Словарная работа. Составление портрета главного героя. Беседа о прочитанномс элементами выборочного чтения

Ваши впечатления о прочитанном? Что вы узнали о герое? Как выглядит барский дом? Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия

15.12 21.12 22.12 28.12

А.П.Чехов Рассказы

Знакомство с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия». Размышление над поступками героев и их последствиями

Введение понятий «юмор», «сатира»; развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа; воспитывать нравственные качества

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова», работа с карточками - заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Познакомимся с биографией А.П.Чехова.

Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

Понравился рассказ Чехова?

Можно ли назвать этот рассказ юмористическим?

Сатира - смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло

18.01 19.01 25.01

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

Познакомить обучающихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;

Продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию;

Развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;

Развивать память, логическое мышление, речь;

Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Работа с карточками - заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы

С каким писателем мы сегодня познакомились? - Мы познакомились с П.П. Бажовым.-Когда он родился? Он родился 28 января 1879 г-Вкаком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? Книга вышла в 1939 г. С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? Сказ «Медной горы хозяйка»

26.01 1.02 2.028.02

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Знакомство с творчеством П.П. Бажова. Беседа по прочитанному

Знакомство с творчеством К.Г. Паустовского. Выразительное чтение. Работа с текстом

Развивать речь, воображение обучающихся;

Развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;
- учить вдумчивому, осознанному чтению;
-воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Работа с кроссвордом - заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы

Ларец, - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок. Что хранят в ларцах? -Правильно, в них хранят какие-то ценности. Назовите действующих лиц этого рассказа.

9.02 15.02 16.02

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Знакомство с творчеством С.Я. Маршака. Выразительное чтение по ролям. Работа с текстом. Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

Формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым; -формировать умение выразительно читать произведения по ролям; - развивать речь, мышление, воображение, творческие способности обучающихся, умение делать выводы; -развивать умение воображать; - воспитывать нравственные качества обучающихся; - воспитывать умение слушать товарищей

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Работа карточками - заданиями в группах, чтение по ролям, ответы на вопросы

Самуил Яковлевич Маршак. - Куда отправляет мачеха падчерицу? Для чего понадобились подснежники зимой? Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы? Кто из героев вам понравился? Кого вы осуждаете? Подснежник - первый цветок весны

22.02 1.03 2.03 8.03

Х.К. Андерсен «Снежная королева»

Краткое знакомство с жизнью и творчеством Х.К.Андерсена. Расширение представления о литературе

Развивать внимание, память, творческое воображение обучающихся, пополнять их словарный запас. Прививать детям чувства взаимовыручки, ответственности за близких людей, показать на примере сказки, что такое дружба

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Выразительное чтение. Путешествие по страницам книг

С каким произведением вы познакомились? - Мы познакомились со сказкой «Снежная королева». -Понравилась ли вам сказка? Чем? - Мне понравилась сказка…..

9.03 15.0316.03 22.03 23.03

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Знакомство с творчеством Марка Твена. Краткий обзор произведений. Чтение рассказа «Приключения Тома Сойера»

Составление диафильма.

Давать оценку поступкам героев, учить отстаивать собственное мнение. Уметь выделять главных героев, определять положительных и отрицательных героев в рассказе.

Чтение, беседа по прочитанному материалу, ответы на вопросы, рассуждение на тему, зарисовка понравившегося отрывка повести, составление характеристики героев, разгадывание кроссворда.

Настоящее имя писателя-СамюэлКлеменс. Псевдоним, типография, река Миссипи, фу, мулаты, масса. В чём проявлялась изобретательность Тома?

5.04 6.04 12.04 13.04

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Чтение текста, разбор непонятных слов, беседа по содержанию

Определять главную мысль произведения, выделять положительных и отрицательных героев

Моряк, кораблекрушение, необитаемый остров, шлюпка, дикарь, одиночество

19.04 20.04 26.04 27.04 4.05

Тема великой отечественной войны в русской литературе

Знакомство с произведениями о Великой отечественной войне. Рассуждение «Что такое героизм».

Вспомнить о Великой Отечественной войне; - дать знания, какие страшные испытания пришлось пройти нашему народу во время войны; - воспитывать чувство гордости за своё Отечество, за свой народ; побуждать детей к размышлениям о судьбе человека, вызывать сопереживание к чужой трудной судьбе.

Презентация о Великой Отечественной войне, чтение рассказов, беседа

Вероломное нападение на Советский Союз, оккупация, попал в окружение и плен, концлагерь, воронка от разрыва бомбы, сброшенной с фашистского самолёта.

10.05 11.05 17.05 18.05

Викторина по пройденному материалу

Закрепление знаний, полученных в течении года

Отвечать на вопросы, решение кроссворда

24.05 25.05

Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

правила гигиены чтения и обращения с книгой;

смысл прочитанного материала;

должны уметь

определять содержание произведения по названию и автору;

ориентироваться в группе книг, определять тему чтения;

выражать свое отношение к прочитанному;

давать нравственную оценку ситуации, поведения и поступков героев.

Список литературы

Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 2 изд.- М. : Просвещение, 2013.-303с.

Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

Круг чтения в 5 классе.

Отечественная литература.

Алексеев С. П. «Богатырские фамилии», «История крепостного мальчика», «Небывалое бывает», «Птица-слава», «Рассказы о Степане Разине», «Рассказы о Суворове и русских солдатах».

Бианки В. В. «Одинец».

Булычёв Кир «Атлантида:Боги и герои»;Из историй об Алисе; «Великий Дух и беглецы».

Велтистов Е. С. Из цикла об Электронике.

Волков А. М. «Волшебник Изумрудного города», «Царьградская пленница».

Головина В. А. «Египет: Боги и герои».

Губарев В. Г. «Королевство кривых зеркал».

Детская энциклопедия для ленивых.

Джаксон Т. Н. (В сост. кн. участвовал Саша Смирнов). «Скандинавия: Боги и герои».

Достян Р. «Кинто».

Древнерусская литература :

-«Гнездо орла»;

-«Повесть о Евпатии Коловрате»;

-«Русская земля».

Зайцева Е. Е., Яхнин Л. Л. «Эльдорадо: Боги и герои».

Карамзин Н. М. «Дремучий лес», «Прекрасная царевна и счастливый карла».

Карпов А. Ю. «Сказания русской летописи».

Катаев В. П. « Сын полка».

Кончаловская Н. П. « Наша древняя столица».

Короленко В. Г. « Дети подземелья».

Котляр Е. С. «Африка: Боги и герои».

Крутогоров Ю. « Крещение Руси».

Крыжановская Е. Сказочная трилогия о принцессе Юте-«Принцесса Юта и суп с каракатицей», «Принцесса Юта и Людоедова бабушка», «Принцесса Юта и дудочка Крысолова».

Крылов И. А. «Лебедь, Рак и Щука», «Свинья под дубом», «Осёл и Соловей», «Петух и жемчужное зерно»(в сопоставлении с басней Эзопа «Петух и Алмаз»), «Волк и Ягнёнок» (в сопоставлении с басней Сумарокова А. П. «Волк и Ягнёнок»)-по выбору учителя и учащихся.

Куликов А. Н. «Америка: Боги и герои».

Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч».

Литература 18 века :

Болотов А. Т. «Детская философия» (фрагмент из разговора 14).

Курганов Н. Г. «Письмовник» (фрагменты по выбору).

Новиков Н. И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

Машкин Г. «Синее море, белый пароход».

Моисеева К. М. «Караван идёт в Пальмиру».

Некрасов А. К. «Приключения капитана Врунгеля».

Олеша Ю. К. «Три толстяка».

Отечественная лирика ХIХ столетия

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Паустовский К. Г. « Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Старый повар».

Первые поэтические произведения для детей (по выбору учителя и учащихся; предпочтителен ознакомительный подход к изучению).

Полоцкий Симеон. «Предисловие», «Честь»;

Савватий. «Сия зримая малая книжица…»(из разных стихотворений).

Петрухин В. Я. «Славяне».

Пименова И. К. «Заря нового времени», «История древнего мира: от начала времён», «История Руси Великой от начала веков», «Россия молодая».

Пименова И. К., Рассоха И. Н. «Кто родился раньше всех», «Тайны древних цивилизаций».

Пименова И. К., Рассоха И. Н., Соломадин И. М., Соломадина Н. А. «Рождение Руси».

Пименова И. К., Соломадин И. М., Соломадина Н. А. «Честь, крест и меч».

«Повесть временных лет» (адаптированные детские издания).

Погодин Р. П. «Книжка про Гришку».

Пришвин М. М. «Остров спасения», «Предательская колбаса», «Этажи леса».

Прокофьева С. Л. «Лоскутик и облако», «Повелитель волшебных ключей», «Ученик волшебника», «Остров капитанов», «Астрель и Хранитель Леса».

Редько-Добровольская Т. И. «Япония: Боги и герои».

Русские народные сказки (по выбору, например: «Белая уточка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Сивка-бурка», «Финист-Ясный Сокол», «Три царства-медное, серебряное и золотое»).

Рылеев К. Ф. «Иван Сусанин», «Олег Вещий», «Боян» (по выбору).

Толстой А. К. «Край ты мой, родимый край!...», «Курган», «Илья Муромец».

Царство людей:Одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения народов древних и новых времён: Энциклопедия для малышей и всех, всех, всех.

Юдин Г. Н. «Нечаянная радость: Христианские рассказы, сказки, притчи».

Языков Н. М. «Две картины», «Евпатий», «Конь», «Пловец», «Родина», «Услад»((отрывок).

Яковлев Ю. А. «Багульник», «Разбуженный соловьями».

Зарубежная литература.

Андерсен Г. Х. « Снежная королева», «Русалочка», «Огниво».

Барри Д. «Питер Пэн».

Блайтон Э. «Тайна барабанного боя», «Тайна маленького оборвыша»; из циклов о: Тайной Семёрке; Великолепной Пятёрке, Пятерых Тайноискателях.

Де Бомон Л. «Красотка и чудовище».

Гауф В. «Рассказ о калифе-аисте», «Холодное сердце».

Готорн Н. «Снегурочка» («Как дети сотворили чудо»).

Дефо Д. «Робинзон Крузо» (детский вариант).

«Калевала». Финно-угорский эпос.

«Кантелетар»-Собрание карело-финских песен и баллад (рун).

Киплинг Дж. Р. «Маугли».

Корчак Я. «Король Матиуш Первый», «Король Матиуш на необитаемом острове».

Лагерлеф С. « Путешествие Нильса с дикими гусями».

Линдгрен А. « Приключения Кале Блюмквиста-сыщика», «Расмус-бродяга», «Ронья, дочь разбойника».

Льюис К. С. «Хроники Нарнии»: «Племянник чародея», «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Странствие к свету», «Серебряное кресло», «Последняя битва».

Мифы Древней Индии.

Мифы и легенды Древнего Египта.

Мифы и легенды Древней Греции.

Онуа Д. «Красавица Золотые кудри».

Перро Ш. « Рике с хохолком», « Ослиная кожа», « Спящая красавица».

Распе Э. « Приключения барона Мюнхгаузена» (детский вариант).

Ролинг Дж. К. « Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и тайная комната», « Гарри Поттер и узник Азкабана».

Санд Ж. «Грибуль».

Сетон-Томпсон Э. « Маленькие дикари».

Сказки народов мира (по выбору).

Твен М. « Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер-сыщик» и др.

Треверс П. «Мери Поппинс».

Уйда (Раме Л.). Нелло и Патраш.

Харрис Д. « Сказки дядюшки Римуса».

Экхольм Я. « Тута Карлсон, Людвиг четырнадцатый и совсем другие», «Тута Карлсон, первая и единственная».

Эмар Г. «Твёрдая рука».

Эмден Э. «Дом с волшебными окнами».

Янсон Т. «Мумми-тролль и комета», « Шляпа волшебника».

Круг чтения в 6 классе.

Отечественная литература.

Аксаков С. Т. «Детские годы Багрова-внука» (фрагменты).

Алексин А. Г. «Очень страшная история».

Альтов Г. Из «Легенд о звёздных капитанах».

Астафьев В. П. «Капалуха».

Бажов П. П. «Малахитовая шкатулка», « Медной горы Хозяйка».

Блохин Н. «Диковинки красного угла».

Будогоская Л. А. «Повесть о рыжей девочке», «Часовой».

Былины русского народа.

Вознесенская Ю. Н. Трилогия «Юлиана»- «Юлиана, или Игра в киднеппинг», «Юлиана, или Опасные игры» , «Юлиана, или Игра « в дочки-мачехи».

Гайдар А. П. « Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда».

Григорович Д. В. « Гуттаперчевый мальчик».

Дубов Н. И. « Беглец».

Железников В. К. « Чудак из 6-Б».

Иванов А. Б. «Нетленное сокровище».

Иванов С. А. « Его среди нас нет».

Катаев В. П. «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Волны Чёрного моря».

Кассиль Л. А. «Будьте готовы, Ваше высочество!».

Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. «Улица младшего сына».

Крапивин В. П. Из цикла о Великом Кристалле; «Всадники со станции Роса».

Куприн А. И. «Белый пудель», «Тапёр».

Лермонтов М. Ю. « Ашик-Кериб».

Немировский А. И. « Мифы Древней Эллады»

Никитин И. С. « Встреча зимы», « Душный воздух, Дым лучины…».

Отечественная лирика ХIХ столетия. (по выбору).

(по выбору).

Пантелеев Л. « Шкидские рассказы».

Пантелеев Л., Белых Г. « Республика Шкид».

Плещеев А. Н. « Старик», « Бабушка и внучек», « В бурю».

Рубинштейн Л. В. « Дедушка русского флота. (Исторические повести)».

Рыбаков А. Н. « Кортик», « Бронзовая птица», « Выстрел».

Семёнова И. И. « Кто ты такой».

Смирнов С. С. « Гаврош Брестской крепости».

Тэффи (Лохвицкая Надежда Александровна). «Неживой зверь», «Гурон».

Чудакова М. О. « Дела и ужасы Жени Осинкиной», «Тайна гибели Анжелики», « Портрет неизвестной в белом».

Чудинова Е. П. « Гардарика».

Зарубежная литература.

Буссенар Л. « Капитан Сорви-голова».

Вайденманн А. « Багажная квитанция № 666».

Диккенс Ч. « Приключения Оливера Твиста».

Д,Эрвильи Э « Приключения доисторического мальчика».

Конан Дойль А. « Затерянный мир».

Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес».

Линдгрен А. « Мио, мой Мио», « Мы на острове Сальткрока».

Лондон Дж. « До Адама», « Белый Клык».

Лутс О. « Весна».

Маршалл А. « Я умею прыгать через лужи».

Мало Г. « Ромен Кальбри».

Плутарх « Сравнительные жизнеописания» (Александр. Цезарь. Демосфен. Цицерон).

Райс К. «Розы миссис Черингтон».

Рид М. « Отважная охотница», « Оцеола-вождь семинолов», « Всадник без головы».

Рони старший. « Борьба за огонь», « Пещерный лев», «Вамирэх».

Скотт В. «Айвенго».

Шклярский А. « Томек в стране кенгуру», « Томек на тропе войны», « Приключения Томека на Чёрном континенте», « Таинственное путешествие Томека», « Томек у истоков Амазонки».

Уэллс Г. « Это было в каменном веке».

Ярункова К. « Единственная».

Круг чтения в 7 классе.

Отечественная литература.

Алексин А. Г. « Безумная Евдокия», « Домашнее сочинение», « Звоните и приезжайте» (по выбору).

Бабель И. Э. « История моей голубятни», « Пробуждение» (по выбору).

Баруздин С. А. « Её зовут ёлкой».

Беляев А. Р. « Голова профессора Доуэля», « Человек-амфибия», « Ариэль».

Богомолов В. О. « Иван».

Брагин В. Г. « В Стране Дремучих Трав»: Роман-сказка.

Гайдар А. П. « Голубая чашка», « Горячий камень», « Дальние страны».

Герцен А. И. « Сорока-воровка».

Грин А. С. « Алые паруса», « Бегущая по волнам» (и др. произведения по выбору учащихся).

Ефремов И. А. « На краю Ойкумены».

Кольцов А. В. Стихотворения (по выбору).

Кравцова Н. Ф. « Из-за парты на войну», « От заката до рассвета».

Мурашова Е. В. « Класс коррекции».

(по выбору учителя и учащихся).

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Пиляр Ю. Е. « Пять часов до бессмертия», « Всё это было».

Погодин Р. П. « Трень-брень», « Ожидание».

Полевой Н. А. « Избранная историческая проза» /Сост., вступ.и комм. А. С. Курилова/.

Путилов Б. Н. « Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди».

Рыбаков А. Н. « Приключения Кроша», « Каникулы Кроша», « Неизвестный солдат».

Рытхэу Ю. С. « Когда киты уходят».

Тендряков В. Ф. « Весенние перевёртыши».

Толстой А. К. « Князь Серебряный»; баллады.

Толстой А. Н. « Гиперболоид инженера Гарина».

Троепольский Г. Н. « Белый Бим, Чёрное ухо».

Фраерман Р. И. « Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

Чарская Л. « Княжна Джаваха», « Лесовичка», « Волшебная сказка».

Ширяева Г. Д. « Гюрги-Дюрги-Дюк», « Человек Иван Чижиков, или Повесть о девочке из легенды».

Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история/ Сост. Н. С. Елманова, Е. М. Савичева.

Зарубежная литература.

Айтматов Ч. Т. « Белый пароход», « Ранние журавли».

Байяр Ж. Из цикла о Мишеле-детективе».

Берн П. « Лошадь без головы».

Блайтон Э. « Тайна подземного королевства», « Тайна орлиного гнезда».

Бонам Ф. « Тайна красного прилива».

Бонзон П.-Ж. « Тайна похищенного пса», « Тайна морского ежа», « Тайна старинного рояля», « Тайна зелёного осла».

Верн Ж. « Пятнадцатилетний капитан», « Дети капитана Гранта», « Таинственный остров».

Дюма А. « Три мушкетёра».

Киплинг Дж. Р. « Ким».

Клансье Ж. Э. « Детство и юность Катрин Шарон».

Купер Ф. « Зверобой», « Пионеры», « Последний из могикан», « Следопыты» (по выбору).

Ле Гуин У. « Маг (Волшебник) Средиземноморья».

Линдгрен А. « Братья Львиное Сердце».

Лондон Д. « Белое Безмолвие», « В далёком краю», « Зов предков».

Лофтинг Х. « Приключения доктора Дулитла».

Лутс О. « Ученик Вальтер», « На задворках».

Маршалл А. « Это трава», « В сердце моём».

Моуэт Ф. « Тайна могилы викинга», « Собака, которая не хотела быть просто собакой».

Олдридж Дж. « Мой брат Том».

Оливье Ж. « Поход викингов».

Сетон-Томпсон Э. « Ральф в лесах».

Де Сент-Экзюпери А. « Маленький принц».

Толкиен Дж. Р. Р. « Хоббитания».

Уитни Ф. « Тайна чаек».

Хаггард Г. Р. « Дочь Монтесумы».

Круг чтения в 8 классе.

Отечественная литература.

Аверченко А. Т. Рассказы (по выбору учащихся).

Анненский И. Ф. « Старая шарманка», « В вагоне», « Старая усадьба», « Среди миров» и др. произведения из книги стихов « Кипарисовый ларец» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Ахматова А. А. Книги стихов « Вечер», « Белая стая» (в предпрофильных классах- гуманитарных и филологических).

Бакланов Г. Я. « Навеки девятнадцатилетние».

Бальмонт К. Д. Произведения из книги стихов « Под северным небом» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических.

Беляев А. Р. « Властелин мира», « Человек, потерявший лицо», « Последний человек из Атлантиды», « Продавец воздуха», « Прыжок в ничто».

Бондарев Ю. В. « Батальоны просят огня».

Быков В. « Обелиск», « Сотников».

Вознесенская Ю. Н. « Путь Кассандры, или путешествие с макаронами», « Приключения Ланселотта».

Гайдар А. П. « Школа», « Дальние страны».

Друнина Ю. В. Лирика (по выбору учителя и учащихся).

Дубов Н. И. « Небо с овчинку», « Мальчик у моря».

Ефремов И. А. « Туманность Андромеды».

Есенин С. А. Лирика (по выбору учителя и учащихся).

Железников В. К. « Чучело».

Каверин В. А. « Два капитана».

Минаев Б. « Детство Лёвы».

Ибрагимбеков М. « За всё хорошее-смерть».

Карамзин Н. М. « Предания веков» (Сказания, легенды, рассказы из « Истории государства Российского»).

Лермонтов М. Ю. « Маскарад».

Лёвшин В. А. « Магистр Рассеянных Наук».

Немировский А. И. « Легенды ранней Италии и Рима»; « Мифы и легенды Древнего Востока».

Орлов С. С. Лирика (по выбору).

Отечественная лирика ХIХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Платонов А. П. « Джан».

Приставкин А. И. « Ночевала тучка золотая», « Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца».

Пушкин А. С. Лирика (по выбору). « Домик в Коломне».

Распутин В. Г. « Живи и помни», « Пожар», « Прощание с Матёрой» (по выбору).

Соломка Н. « Белая лошадь- горе не моё».

« Строка, оборванная пулей» (стихотворения поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны).

Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. « Понедельник начинается в субботу», « Страна багровых туч».

Толстой А. Н. « Аэлита».

Толстой Л. Н. « Детство», « Отрочество», « Севастопольские рассказы»(в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Цветаева М. И. « Моим стихам, написанным так рано…», « Идёшь, на меня похожий…» и другие произведения по выбору (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история./Гл.ред и сост.С. Т. Исмаилова/.

Энциклопедия для детей. Т. 5.,ч. 1. История России и её ближайших соседей/Сост. С. Т. Исмаилова/.

Энциклопедия для детей. Т. 5., ч. 2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ.

Энциклопедия для детей. Т. 5., ч. 3. История России. ХХ век./Сост. С. Т. Исмаилова/.

Ян В. « Чингисхан», « Батый», « К последнему морю»», « Юность полководца» (по выбору).

Зарубежная литература.

Брэдбери Р. « Вино из одуванчиков», « 451* по Фаренгейту».

Голдинг У « Повелитель мух».

Гюго В. « Отверженные», « Человек, который смеётся», « Собор Парижской Богоматери» (по выбору).

Диккенс Ч. « Дэвид Копперфилд» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Кервуд Дж. « Необыкновенные приключения капитана Плюма», « Пылающий лес».

Кин К. Из серии книг о Нэнси Дру.

Киплинг Дж. Р. « Свет погас», « Отважные мореплаватели», « Лиспет»; рассказы (по выбору учителя и учащихся).

Коллинз У. « Лунный камень».

Конан Дойль А. « Рассказы о Шерлоке Холмсе».

Сабатини Р. « Одиссея капитана Блада».

Смаллиан Р. « Как называется эта книга?».

Твен М. « Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Тим Том « Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения».

Толкиен Д. Р. « Повелитель колец».

Уэллс Г. « Человек-невидимка», « Война миров».

Круг чтения в 9 классе.

Отечественная литература.

Аксёнов В. П. « Московская сага» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Астафьев В. П. « Царь-рыба».

Баруздин С. А. « Тася», « Повторение пройденного»-в предпрофильных классах (гуманитарных и филологических).

Бондарев Ю. В. « Горячий снег».

Булгаков М. А. « Собачье сердце»; рассказы и фельетоны.

Бунин И. А. Лирика; « Чистый понедельник» и другие рассказы по выбору учащихся. Цикл « Тёмные аллеи»- в предпрофильных классах-(гуманитарных и филологических).

Быков В. В. « Дожить до рассвета», « Знак беды», « Пойти и не вернуться» (по выбору учителя и учащихся).

Васильев Б. П. « Завтра была война».

Волков О. В. « Век надежд и крушений» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Гоголь Н. В. « Петербургские повести» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Жигулин А. В. « Чёрные камни»; стихотворения по выбору.

Замятин Е. И. Повести и рассказы (по выбору).

Ильф И., Петров Е. « Двенадцать стульев».

Каверин В. А. « Открытая книга» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Ключевский В. О. « Исторические портреты.Деятели исторической мысли».

Крапивин В. П. «Амплуа Грина» . «Роман о песчинках Времени:Фантастический роман».

Куприн А. И. « Гранатовый браслет», « Поединок» (в предпрофильных классах).

Лермонтов М. Ю. « Вадим».

Обручев В. А. « Земля Санникова», « Плутония».

Отечественная лирика ХIХ столетия (по выбору).

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору).

Платонов А. П. « Сокровенный человек», « Песчаная учительница», « В прекрасном и яростном мире», « Девушка Роза», « На могилах русских солдат»; рассказы (по выбору); « Ювенильное море» (в предпрофильных классах).

Полонский Г. И. « Доживём до понедельника».

Полонский Я.П. Стихотворения (по выбору).

Поэзия « серебряного века» русской литературы (по выбору учителя и учащихся).

Распутин В. Г. « Последний срок».

Рыбаков А. Н. « Дети Арбата».

Симонова Л. « Круг».

Толстой Л. Н. « Люцерн», « Крейцерова соната», « После бала» (в предпрофильных классах).

Тырданов И. В. « Битва пророков».

Улицкая Л. Рассказы (по выбору); « Казус Кукоцкого» (в предпрофильных классах).

Чехов А. П. Рассказы (по выбору).

Чудинова Е. П. « Ларец», « Лилея».

Шаламов В. Т. « Колымские рассказы» (в предпрофильных классах).

Щербакова Г. « Отчаянная осень», « Вам и не снилось..», « Дверь в чужую жизнь» (и др. произведения по выбору).

Энциклопедия для детей:Дополнительный том.Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург./гл.ред. В. А. Володин/.

Зарубежная литература.

Амаду Ж. « Генералы песчаных карьеров».

Байрон Дж. Г. Н. « Гяур», « Еврейские мелодии».

Бальзак О. де « Гобсек», « Евгения Гранде» (в предпрофильных классах).

Бронте Ш. « Джен Эйр».

Бронте Э. « Грозовой перевал».

Диккенс Ч. « Жизнь и приключения Николаса Никльби» (в предпрофильных классах).

Кьюсак Д. « Солнце-это ещё не всё…».

Лондон Д. « Маленькая хозяйка большого дома», « Железная пята»; рассказы (по выбору).

Маккалоу К. « Поющие в терновнике».

Мериме П. « Кармен», « Таманго», « Двойная ошибка».

Митчелл М. « Унесённые ветром».

О, Генри. Новеллы (по выбору).

По Э. Новеллы (по выбору).

Ремарк Э. М. « Триумфальная арка», « Жизнь взаймы» (в предпрофильных классах).

Стендаль Ф. « Красное и чёрное» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Круг чтения в 10 классе.

Отечественная литература.

Батюшков К. Стихотворения по выбору.

Баратынский Е. Стихотворения по выбору.

Булгаков М. « Дни Турбиных».

Володин А. « Старшая сестра».

Гоголь Н. В. « Невский проспект», « Нос».

Гончаров И. А. « Обыкновенная история», « Фрегат» Паллада».

Достоевский Ф. М. « Неточка Незванова», « Идиот».

Жуковский В. А. « Двенадцать спящих дев».

Замятин Е. « Мы».

Казаков Ю. «Во сне ты горько плакал».

Конецкий В. Произведение по выбору.

Лесков Н. С. « Очарованный странник», « Леди Макбет Мценского уезда».

Лермонтов М. Ю. « Сцена из Фауста», « Горные вершины», « Маскарад», « Демон».

Пушкин А. С. « Деревня», « Домовому», стихотворения, обращённые к Е. К. Воронцовой, « Арап Петра Великого», « Русалка», « Борис Годунов».

Олеша Ю. « Зависть».

Распутин В. « Живи и помни».

Тендряков В. « Расплата».

Толстой Л. Н. « Смерть Ивана Ильича».

Трифонов Ю. « Другая жизнь».

Тургенев И. С. « Фауст», « Дворянское гнездо», « Рудин».

Шварц Е. « Тень».

Шолохов М. « Тихий Дон».

Шукшин В. « Алёша бесконвойный».

Эренбург И. « Люди. Годы. Жизнь.».

Лирические произведения А. Блока, Н. Заболоцкого, Д. Самойлова, Н. Рубцова, А. Фета, В. Высоцкого, А. Галича, А. Т. Твардовского.

Зарубежная литература.

Арро В. « Смотрите, кто пришёл».

Голсуорси Дж. « Сага о Форсайтах».

Лондон Дж. « Мартин Иден».

Кампанелла Т. « Город солнца».

Манн Т. «Лота в Веймаре».

Фолкнер У. « Шум и ярость».

Лирика П. Беранже, Г. Гейне.

Круг чтения в 11 классе.

Отечественная литература.

Акунин Б. Произведение по выбору.

Ахмадуллина Б. Стихотворения по выбору.

Белый А. « На рубеже двух столетий».

Бродский И. Нобелевская лекция.

Булгаков М. « Белая гвардия».

Бунин И. А. « Деревня», « Антоновские яблоки», рассказы из цикла « Тёмные аллеи».

Вампилов А. « Прошлым летом в Чулимске».

Весёлый А. « Россия, кровью умытая».

Войнович В. « Мы лучше всех»

Высоцкий В. Лирика по выбору.

Гельман А. « Премия».

Горький А. М. « Мать», « Дело Артамоновых», « Егор Булычёв и другие», « Фома Гордеев», « Коновалов», « По Руси», « Лев Толстой».

Есенин С. « Русь Советская», « Москва кабацкая», « Чёрный человек», « Пугачёв», «Анна Снегина».

Куприн А. И. « Песнь Песней», « Поединок», « Листригоны», « Гамбринус», « Олеся» и др. рассказы.

Клюев Н. « Рождество избы», « Есть на свете край обширный…», « Мы-ржаные, толоконные…» и др. стихотворения по выбору.

Лавренёв Б. « Сорок первый».

Мандельштам О. « Шум времени».

Мариенгоф А. « Роман без вранья».

Маяковский В. В. « Хорошо», « Баня», « Клоп».

Набоков В. В. « Машенька», « Защита Лужина», « Подвиг», « Приглашение на казнь», « Лолита».

Окуджава Б. « Бедный Авросимов», « Путешествие дилетантов».

Платонов А. П. « Фро», « Река Потудань», « Старый механик», « В прекрасном и яростном мире», « Возвращение», « Котлован».

Пильняк Б. « Голый год».

Приставкин А. « Ночевала тучка золотая».

Серафимович А. « Железный поток».

Солженицын А. И. « Бодался телёнок с дубом», « Как нам обустроить Россию?», «Двести лет вместе».

Твардовский А. « Тёркин на том свете», « Дом у дороги».

Токарева В. Пьеса « Фантазия-экспромт».

Федин К. « Города и годы».

Фурманов Д. « Чапаев».

Цветаева М. « Мой Пушкин», « Федра», « Поэма конца», « Я пришла к поэту в гости…», « Нам свежесть слов и чувства простоту…», « Читатель», « А вы, мои друзья последнего призыва!...», « Все души милых на высоких звёздах…», « Летний сад», « Городу Пушкина».

Чехов А. П. « Случай из практики», « Враги», « В овраге», « Архиерей», « Невеста».

Зарубежная литература.

Аполлинер Г. Стихотворения по выбору.

Брехт Б. « Мамаша Кураж и её дети».

Белль Г. « Глазами клоуна».

Голдинг У. « Повелитель мух».

Камю А. « Посторонний».

Кафка Ф. « Превращение».

Лорка Г. Лирика.

Манн Т. « Доктор Фаустус», « Волшебная гора».

Ницше Ф. « Антихристианин».

Оруэлл Дж. « 1984», « Скотный двор» (по выбору).

Рильке Р. М. « Дуинезские элегии», « Сонеты к Орфею».

Ремарк Э. М. « На западном фронте без перемен», « Триумфальная арка».

Роллан Р. « Очарованная душа».

Фолкнер У. « Поджигатель».

Франс А. « Понтий Пилат».

Хемингуэй Э. « По ком звонит колокол», « Старик и море».

Чапек К. « Поэт».

Шоу Б. « Дом, где разбиваются сердца».

Сафо. Лирика.


В этом возрасте можно заметить разницу между детьми, которая часто бросается в глаза. Часто эта разница заключается в уровне эрудированности, чистоте речи и умении говорить большими предложениями.

Внеклассное чтение в 6 классе развивает воображение и кругозор ребенка.

Летнее чтение в России призвано помочь детям:

Именно поэтому важно уделять несколько минут в день чтению в течение лета, чтобы потом было легче на уроках литературы и в учебе.

Ребенок в 6 классе должен уметь анализировать книгу. Чтобы сделать хороший анализ, он должен уметь:

  • Правильно называть ФИО автора и название произведения;
  • Знать жанр;
  • Выделить характерные особенности;
  • Дать характеристику главным героям и выразить свое отношение к ним;
  • Дать свою оценку книге и сделать вывод.

Умея делать это, ребенок будет получать хорошие оценки на литературе.

Список литературы

Общими к прочтению являются:

  • «Самый счастливый день» Алексина;
  • «Васюткино озера» Астафьева;
  • «Повесть о настоящем человеке» Полевого;
  • «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна;
  • «Всадник без головы» Рида;
  • «Зеленая лампа» Грина;
  • «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома;
  • «Безумная Евдокия» Алексина;
  • «Над пропастью во ржи» Сэлинджера.

Родителям важно создать правильную мотивацию для ребенка, чтобы он читал. Если же он читает каждое лето, то для него это уже привычка. Помните о том, что это приносит пользу школьнику в первую очередь. В этом возрасте важно научиться делать анализ прочитанного и выводы. Проведя несколько минут дома за чтением, ребенок сделает большой вклад в свое развитие.

В конце шестого класса успехи в изучении такого предмета школьной программы, как русская литература, у всех разные: одни ученики с каждого урока уходят с самой высокой оценкой, у других результаты скромнее, а третьим и вовсе нечем хвастаться - последним чаще всего кажется, что учитель занижает им отметки. И некоторые родители в этом солидарны со своими детьми: «Ребенок же все прочитал!» - сетуют они, увидев в дневнике не ту отметку, которую они ожидали.

В действительности же высокую оценку в средней школе дети получают не за то, что прочитали книгу, а за то, что могли на уроке анализировать произведение, аргументированно отвечать на поставленные учителем вопросы, имели свою точку зрения и могли ее объяснить. Как раз летом и можно больше внимания уделить не только самому чтению, но и развитию навыков работы над прочитанным текстом.

Чем можно помочь детям?

Если родители на самом деле заинтересованы в успехах своего сына или дочери, они должны обеспечить их необходимой литературой, заданной в школе на лето, и, кроме того, найти время для того, чтобы побеседовать с ними о прочитанных книгах. Возможно, кто-то из родителей подумает: «Оценка по русской литературе не так-то и важна! Есть более нужные предметы!» Действительно, возможно, ребенок никогда не свяжет себя в будущем с филологическим факультетом, и все-таки прочитанные книги не будут для него лишними. Не секрет, что читающие дети легче усваивают все гуманитарные предметы, грамотнее пишут, красивее говорят. Поэтому список литературы на лето для 6 класса не должен затеряться: большую часть предложенных учителем книг ребенок должен прочитать. Если на конец учебного года такого списка у ученика не оказалось, можно воспользоваться следующим:

А.Г.Алексин. «Самый счастливый день».

Ф.Искандер. «День Чика».

Д.С.Мережковский. «Природа».

С.В.Михалков. «Сомбреро».

А.П.Платонов. «Никита», «Путешествие воробья».

Ю.В.Яковлев. «А Воробьев стекло не выбивал…», « ».

Многие ребята очень любят фантастику:

В книги на лето для детей 12 лет уже могут войти и произведения А.Конан Дойля, А.Кристи - многие ребята зачитываются детективными историями.

Возможно, кого-то из детей увлечет приключенческая литература:

Родители должны обращать внимание, нравится ли ребенку книга. Если закладка неделю лежит на одной и той же странице, надо предложить ему другую книгу - значит, до предложенной ранее он еще не дорос.

Какие требования к ученику предъявляются на уроке литературы?

Родители могут столкнуться с такой ситуацией: их ребенок старательно читает одну за другой все заданные на лето книги для 6 класса и даже ведет читательский дневник, но на предложение пересказать содержание какого-нибудь произведения, он отвечает примерно так: «Задавайте вопросы - я буду отвечать!» Он действительно ответит на вопросы - отвечать легче, чем пересказывать содержание. Попробуйте все-таки заставить его проговорить несколько минут самому, то есть пересказать текст или фрагмент текста - и вам сразу станет ясно, какие он испытывает трудности при устной монологической речи. При разговоре они иногда не так заметны, поскольку ребенок строит простые короткие предложения, старательно обходя речевые трудности - пересказ же их отлично выявляет.

Надо отметить, что заданные учителем книги для 6 класса на лето соответствуют уровню развития двенадцатилетних детей, то есть сложными они для них не будут! Вот примерный план, по которому ребенок должен уметь анализировать произведение:

  1. Назвать автора произведения, время написания.
  2. Определить жанр произведения (повесть, рассказ, сказка, былина, легенда и т.д.).
  3. Отметить особенности композиции.
  4. Охарактеризовать главных героев, сопоставить их характеры, поступки (опираясь на текст произведения).
  5. Выразить свое отношение к героям.
  6. Дать оценку произведению, акцентируя внимание на следующем: чему учит рассказ или повесть, почему такие книги нужно читать и т.д.

Постепенно ребенок привыкнет, что «зачет» по книге от родителей он получает только тогда, когда они вместе детально разобрали ее. Такой подход к летнему чтению значительно упростит ребенку работу на уроках по гуманитарным предметам в учебном году; поможет быстро вчитываться и в условия задач на уроках, связанных с точными науками.

Отзыв о прочитанном произведении - показатель степени интеллектуального развития ребенка

И если с устными заданиями большинство шестиклассников справляются хорошо, то предложение учителя написать небольшой отзыв о прочитанной книге у многих вызывает затруднение: никак не получается красиво изложить на письме то, что легко удавалось высказать при устном опросе. Однако все приходит с опытом. Стоит ребенку поупражняться в написании отзывов, как и с этим заданием он будет справляться намного легче. В читательском дневнике можно отвести отдельные странички для отзывов. Конечно, родителям придется проверять их и редактировать, помогая ребенку учиться грамотно выражать свои мысли. Хорошим упражнением для развития речи будет также написание мини-сочинений на различные темы: «Моя любимая книга», «Мой любимый герой», «Мой любимый писатель» и другие.

К концу лета, при систематическом чтении и регулярной работе над отзывами, станет заметно, насколько лучше стала устная и письменная речь ребенка. Затраченное на книги время окупится сторицей: ребенок будет лучше говорить, грамотнее писать, расширит свой кругозор, почувствует себя более уверенно, в сентябре ему будет намного легче приниматься за учебу!

Ольга Крусь (учитель русского языка)
специально для сайта