Важнейшие предметы быта советского человека. Жильё в ссср. интерьер и быт

Тем больше желающих в него вернуться. Жизнь в СССР не была идеальной, но люди скучают, вспоминают и сравнивают. Сегодня эта эпоха по-прежнему будоражит и волнует соотечественников. Порой нешуточные дебаты разворачиваются в обществе, выясняя, насколько счастлив был советский человек и как жили в СССР.

По-другому

По воспоминаниям большинства соотечественников, это была простая и счастливая жизнь миллионов людей, которые гордились своей великой державой и стремились к светлому будущему. Стабильность была отличительной чертой того времени: никто не боялся ни завтрашнего дня, ни повышения цен, ни увольнения. Люди имели крепкое основание под собой, потому, как они говорят, могли спать спокойно.

Были и плюсы, и минусы в жизни СССР. Кто-то вспоминает нескончаемые очереди и дефицит того времени, кому-то никак не забыть доступность образования и медицины, ну а кто-то продолжает ностальгировать по добрым и доверительным человеческим отношениям, которые не имели ничего общего с материальными ценностями и статусом.

Имел очень тесные и дружеские взаимоотношения друг с другом. Посидеть с соседскими детишками или сбегать для кого в аптеку вопросом не было. Белье свободно сушилось на улице, а ключи от квартиры лежали под ковриком. О решетках на окна и железных дверях никто не задумывался, воровать было некому. На улицах прохожие охотно помогали найти заблудившимся дорогу, поднести тяжелые сумки или перейти проезжую часть старику. Ко всему проявлялись участие и внимание. Немудрено, что приезжие иностранцы влюблялись в эту страну, потрясенные той теплотой, которую здесь встречали.

Все вместе

Для сегодняшнего времени все более характерна обособленность, затворничество и отчужденность - человек может и не знать, кто с ним рядом по площадке живет. Советский же человек сильно отличался обостренным чувством коллективизма, все общество было будто плотно спаяно. Поэтому в СССР жили одной большой дружной семьей. Прививалось все с детского сада, затем школа, институт, производство. Жильцы многоквартирного дома запросто могли знать друг друга по фамилии. Все делалось вместе и сообща.

Коллективизм считается самым большим достижением Каждый чувствовал свою принадлежность к великому народу, жил интересами и радостями своей страны, своего города, своего предприятия. Человек никогда не оставался один: будни, печали и праздники в СССР проживали всем коллективом. И худшее, что могло случиться с человеком, - это когда его исключали из общества. Самое страшное было оказаться «за бортом» от всех.

Учиться, учиться и учиться

Действительно, советские граждане имели право на бесплатное образование - это было еще одной гордостью Страны Советов. Причем среднее образование было всеобщим и обязательным. А поступить в вуз мог любой желающий после успешной сдачи вступительных экзаменов.

Отношение к школе в СССР, да и к образованию в целом сильно отличается от современного. Школьнику или студенту даже в голову не могло прийти пропустить занятия. Основным источником знания был его конспект, от того, как он будет слушать и записывать преподавателя, зависела его успеваемость.

Отдельным пунктом стоит подчеркнуть, с каким уважением относились к учителям. В аудиториях всегда стояла тишина, никаких лишних разговоров и шума, была абсолютная сосредоточенность на уроке. И не дай бог кому-то опоздать на занятия - стыда не оберешься.

Сейчас некоторые ставят под сомнение уровень советского образования, однако ученые и специалисты, взращенные в этой «плохой системе», за рубежом идут нарасхват.

Бесплатная медицина

Еще один из самых весомых аргументов в пользу СССР. Советский человек всегда мог рассчитывать на квалифицированную бесплатную медицинскую помощь. Ежегодные обследования, диспансеры, вакцинации. Все процедуры были доступны. И идя в поликлинику, не нужно было озадачиваться, сколько денег может понадобиться и хватит ли. Партия хорошо следила за здоровьем своих трудящихся - получить путевку в санаторий-профилакторий можно было без проблем и «хождения по мукам».

Женщины не боялись идти рожать, потому что не было той озадаченности, как прокормить и «вывести в люди». Соответственно, рождаемость росла, и не нужны были для этого никакие дополнительные льготы и поощрения.

Нормированный рабочий график, уровень медицины, относительная стабильность в жизни, здоровое питание - все это привело к тому, что в 80 годы СССР попал в первую десятку стран с высокой СПЖ (средняя продолжительность жизни).

Квартирный вопрос

Жизнь в СССР во многом не была сладкой, тем не менее каждый советский гражданин с 18 лет имел право на жилье. Конечно, речь идет не о дворцах, но на улице никто не оставался. Полученные квартиры не были частной собственностью, так как принадлежали государству, но они закреплялись за людьми пожизненно.

Надо заметить, что квартирный вопрос был одной из больных точек Советского Союза. Лишь мизерный процент семей, стоящих на учете, получал новое жилье. Квартирные очереди растягивались на долгие-долгие годы несмотря на то, что ежегодно жилищное строительство рапортовало о сдаче новых микрорайонов.

Иные ценности

Деньги никогда не были самоцелью для советского человека. Люди работали, и много работали, но это было за идею, за мечту. А какой-либо интерес или стремление к материальным благам не считалось достойным. Соседи и коллеги легко одалживали друг другу «трешку до получки» и не подсчитывали дни ее возвращения. Деньги ничего не решали, решали отношения, все было построено на них.

Зарплаты в СССР были достойными, такими, что половина страны могла позволить себе летать самолетами без ущерба для семейного бюджета. Это было доступно для масс. А чего стоят студенческие стипендии? 35-40 рублей, у отличников - все 50. Вполне можно было обойтись без помощи мамы и папы.

Труд рабочих мастеров особо ценился. Квалифицированный специалист на заводе мог получать больше своего директора. И это было нормально. Не было позорных профессий, дворника и техничку уважали не меньше бухгалтера. Между «верхами» и «низами» не было той непреодолимой пропасти, которую можно наблюдать сейчас.

Что касается ценности самого рубля в СССР, то это одно из самых ходовых денежных средств того времени. Его обладатель мог позволить себе купить на выбор следующее: две большие пачки пельменей, 10 пирожков с мясом, 3 литра кефира, 10 кг картошки, 20 поездок на метро, 10 литров бензина. Это не может не впечатлить.

Заслуженный отдых

Посредством закона государство гарантировало советским гражданам в старости материальное обеспечение. Пенсия в СССР позволяла пожилым людям жить в относительном достатке. Не было нужды идти на дополнительную работу. Старики внуков нянчили, дачами занимались, ездили отдыхать в санатории. Нигде не наблюдалось такой картины, чтобы пенсионер подсчитывал копейки на лекарство или молоко, а что еще хуже - стоял с протянутой рукой.

Размер пенсии в СССР в среднем составлял от 70 до 120 рублей. Военные или персональные пенсии были, безусловно, выше. На услуги ЖКХ при этом уходило всего 5 рублей. Пенсионеры тогда не выживали, а жили, еще и внукам помогали.

Но справедливости ради надо отметить, что не все так радужно было у пенсионеров-колхозников. Для них только в 1964 году был принят закон о пенсиях и пособиях. И это были сущие копейки.

Культура в СССР

Культура, как и сама жизнь в СССР, была неоднозначной. Фактически она была разделена на официальную и «подпольную». Не все писатели могли публиковаться. Непризнанные творцы, чтобы дойти до своего читателя, использовали самиздат.

Контролировали все и всех. Кому-то пришлось уехать из страны, кого-то отправляли в ссылку за «тунеядство», и горячие ходатайства коллег не могли спасти от чужбины. Никак не забыть разгромленную выставку художников-авангардистов. Этим действом было все сказано.

Засилье социализма в искусстве привело к деградации вкуса у советских людей - неспособности воспринимать иное, более сложное, чем окружающая действительность. И где уж здесь быть полету мысли и фантазии? У представителей творческой интеллигенции была совсем нелегкая жизнь в СССР.

В кинематографе картина была не столь печальная, хотя и здесь цензура не дремала. Снимаются шедевры мирового класса, которые до сих пор не сходят с экрана телевизора: экранизация классики «Война и мир» С. Ф. Бондарчука, комедии Л. И. Гайдая и Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова и многое другое.

Невозможно оставить без внимания эстрадную музыку, которая имела огромное значение для советского человека. Как бы ни старались соответствующие органы, но западная рок-культура проникала в страну и влияла на популярную музыку. «Песняры», «Самоцветы», «Машина времени» - появление таких ансамблей стало прорывом.

Я вспоминаю

Ностальгия по СССР продолжает набирать обороты. Ввиду сегодняшних реалий вспоминают люди все: и пионерию, и комсомол, и доступность детских садов, и летние лагеря для детей, бесплатные секции и кружки, и отсутствие бомжей на улице. Одним словом, стабильную и спокойную жизнь.

Вспоминают и праздники в СССР, как плечом к плечу шли на парадах с гордо поднятой головой. Гордые за свою страну, за ее великие достижения, за героизм своих людей. Вспоминают, как дружно жили по соседству представители разных национальностей и не было никакого деления и нетерпимости. Был товарищ, друг и брат - советский человек.

Для кого-то СССР и есть «потерянный рай», а кто-то содрогается с ужасом при упоминании о том времени. Как ни странно, и те и другие будут правы. И ушедшую эпоху никак не забыть, это уже наша история.

Одежда и дрова

Х уже всего обстояло дело с одеждой и другими промышленными изделиями. Костюмы, платья, пальто и прочие вещи добывали по специальным талонам в крупных универмагах. С ночи у дверей скапливалась туча народу, при открытии возникала давка, многие получали травмы, а иные махали рукой и возвращались восвояси. Но даже по талонам готовые вещи бывали редко и, как правило, не того размера. Их все равно брали и несли к знакомым портнихам, которые подрабатывали втихую у себя дома. Милиция, конечно, знала об этой "теневой экономике", но никогда их не ловила. Значительно легче было достать отрезы материала. О расцветке не заикались и хватали что повезет. Старые вещи не выкидывались, а сперва перелицовывались : портниха распарывала их на составные детали, поворачивала протершуюся сторону ткани лицом к подкладке и сшивала все заново.

Нижнюю одежду и постельное белье в каждой семье по возможности шили себе сами. Дом, где имелась дореволюционная швейная машинка "Зингер" , считался благополучным.

Сейчас даже трудно представить эти полотняные дамские панталоны с пуговицами на талии; эти сатиновые мужские трусы длиной до колен. Многие вместо трусов круглый год носили бя зевые армейские кальсоны из жесткой желтоватой материи, с застежками на поясе и на щиколотках. Они были такими прочными, что Алексей Ларионов, имея несколько пар, не сносил их за шестьдесят лет.

Женские чулки были шерстяными или хлопчатобумажными; они постоянно рвались, и домохозяйки целыми днями их штопали . Давно забытое искусство штопки, требовавшее китайского трудолюбия, состояло в заделывании обширной прорехи идущими в двух направлениях переплетенными между собой нитками. Безнадежно испорченные шерстяные чулки распускались , чтобы из полученной шерсти связать новые. Со времен нэпа появились полупрозрачные фельдипе рсовые и фельдико совые чулки приторно-розовой и голубой окраски; их считали роскошью и одевали в исключительных случаях.

Валентина Авдышева. "Натюрморт с утюгом", 1964

Без специальной карточки нельзя было даже помыться в бане. Ванн дома почти ни у кого не имелось; люди занавешивали угол кухни и ополаскивались из таза. В баню же ходили как следует отпариться, а главное, потому, что там каждому выдавали маленький обрезок мыла на помывку . Им пользовались осмотрительно и остатки приносили домой. Иногда в баню захватывали мелкое белье и стирали прямо в шайке.

Одна типография в обмен на керосин поставляла для Наркомнефти невостребованные плакаты идейного содержания. Их разрезали и сшивали в тетрадки, где можно было писать на обороте; с этими тетрадями дети сотрудников ходили в школу. Чтобы экономить бумагу и карандаши, школьники решали домашние задания угольком на белом кафеле печки и потом переписывали в тетрадь.

Большинство домов имело печное отопление и дровяные плиты. Поэтому домоуправление раз в несколько месяцев выдавало каждой семье ордера на дрова . Дрова измерялись полными кубометрами (без десятых долей); положенное количество вычислялось исходя из кубатуры помещения (на топку) и из количества членов семьи (для плиты).

В каждом большом квартале был свой дровяной склад, куда завозилась пересортица любой толщины и разделывалась на метровые обрубки. Иногда, впрочем, они оказывались по два метра , и их, для экономии собственного труда, старались не брать. Квартиросъемщик предъявлял ордер и сам набирал приглянувшиеся ему поленья, заполняя ими вертикальную мерную раму , которая обозначала квадратный метр древесины с учетом зазоров между стволами. Поленья были различных пород деревьев; особенно ценились дубовые и березовые, давашие сильный жар. Подавляющая масса поленьев была хвойного происхождения и горела удовлетворительно; зато все шарахались от ольхи и осины. Неподалеку переминались мужики с большими тачками; покупатель грузил добычу на тачку и в сопровождении мужика следовал домой. Здесь дрова разделывали на 3-4 части двуручной пилой и укладывали сохнуть в дровяной сарай , а по утрам кололи колуном (невероятно тяжелым топором на длинной ручке), сколько нужно на данный день.

Печи

Т рудно представить, что из современной бытовой техники и удобств люди тридцатых годов имели только электрическое освещение, канализацию и холодную воду в кухне, да и то не везде. Множество домов, главным образом деревянных, жило с выгребными ямами. В разных местах города (за пределами Садового кольца) были специальные станции, где золотари сливали свои бочки в городскую канализацию. Водопроводные трубы, не заходя в избы и бараки, тянулись под асфальтом вдоль тротуаров от одной колонки до другой. Жильцы приходили с ведрами, подставляли их под кран и отжимали вниз тугой железный рычаг. О горячей воде никто даже не заикался. Самые крупные дома для партийной знати имели автономное паровое отопление из собственной котельной.

Центром всякой московской квартиры была печка . Точнее, печей имелось как минимум две: большая (русская ) в кухне и малая (голландка ) в жилой части. Чтобы равномерно отапливались все комнаты, планировку квартир делали от печки : она стояла посередине, от нее расходились перегородки, и в каждую комнату смотрела какая-нибудь сторона печки. На самом деле это был целый куст отдельных печек , прижатых друг к другу и растапливавшихся каждая из своей комнаты.

В многоэтажных домах печи ставились друг над другом, образуя единый кирпичный столб , опиравшийся внизу на собственный фундамент (а не на перекрытия). Поэтому на них сверху не могло быть никаких лежанок, столь характерных для деревенских изб. Печные стены, облицованные белым кафелем, вертикально тянулись от пола до потолка. В центре печного столба прятался общий дымоход , выходивший на крышу и регулярно прочищавшийся от сажи трубочистами . Чтобы дым с нижних этажей не залетал в верхние, каждая топка имела в пределах дымохода свой отдельный вытяжной канал , как это и сейчас делают с вентиляцией.

Невысоко над полом в печке имелась вместительная полость, называемая топкой , где горели дрова. Отверстие в топку было достаточно широким и прикрывалось чугунной заслонкой . В русских печах она снималась и одевалась, в более миниатюрных голландках подвешивалась на петлях. Дрова горели на чугунной решетке, которая прикрывала подпечье . Оно выполняло две функции: туда из топки сыпались головешки и пепел, настречу поступал воздух, создавая тягу . По окончании топки печная зола выгребалась из подпечья кочергой (загнутым на конце прутом) через специальную дверцу. Вверх из топки вел дымоходный канал, причудливо извиваясь в кирпичной толще; горячий воздух, проходя по бесконечным извивам и поворотам, успевал отдать печке бо льшую часть своего тепла. На высоте человеческого роста канал проходил сквозь небольшую камеру, в которую снаружи вела третья дверца. Туда можно было заглянуть и накрыть отверстие канала круглой чугунной вьюшкой для прекращения тяги. Когда печь не топилась, открытая дверца позволяла использовать дымоход для проветривания комнаты. Пол перед печкой обыкновенно делали цементным или укладывали жестяной лист во избежание пожара.

Летом голландку, служившую для обогрева комнат, использовали редко, разве что в затяжное ненастье для удаления сырости. Осенью, по мере того, как температура падала, частота топок нарастала и наконец, когда ложился снег, топить приходилось каждое утро. В сильные морозы еще дополнительно подтапливали на ночь, чтобы не окоченеть к рассвету. С другой стороны, следовало беречь дрова, получаемые по карточкам. Печь медленно нагревалась и медленно отдавала тепло, однако при любом раскладе к вечеру она остывала, так что приходилось ложиться в холодную, сырую постель. Отсюда возникло множество малопонятных нам бытовых предметов: теплые грелки, вязаные ночные колпаки, длиннейшие ночные рубашки и даже полог над кроватью, сберегавший выдыхаемое спящими тепло. Выбираться поутру из постели в нетопленую комнату было мучительно, зато сон моментально улетал прочь.

Растопка печи составляла особое искусство, которым владели далеко не все, а кто не умел - не брался. В сущности, оно мало чем отличалось от разжигания лесного костра. В семействе Ларионовых топить печь умели Алексей да Ираида Петровна. С вечера кто-нибудь притаскивал из сарая существенную охапку наколотых накануне дров. От них ножом щепали лучинки на растопку. Всю ночь дрова подсыхали в передней. Утром Алексей открывал вьюшку и нижнюю дверцу для создания тяги, в топку укладывал лучинки домиком и поджигал спичкой. За лучинками следовали поленья потоньше, потом все прочие, и наконец заслонка закрывалась в целях безопасности, чтобы не стрельнул шальной уголек. Внутри бушевало пламя, воздух свистел в дымоходе, унося ядовитый угарный газ (СО). Он выделялся до тех пор, пока на дровах плясали голубоватые языки пламени. Наконец поленья прогорали, пламя гасло, и лишь багровые узоры мерцали в темноте топки на обугленных головешках. Тогда закрывалась вьюшка, чтобы тепло перестало уходить в дымоход. (Тот, кто после вечерней топки слишком спешил ее закрыть, нередко расплачивался жизнью, угорая во сне. В лучшем случае дело обходилось отчаянной головной болью.) Головешки еще долго тлели внутри, сполна отдавая свой жар. Наконец к вечеру остатки выгребали из подпечья и вместе с прочим мусором выносили на двор.

В голландке никогда не готовили пищу, для этого в кухне существовала гораздо более удобная русская печь с очень вместительной топкой. Однако на нее расходовалось столько дров, что в бедственные революционные годы горожане совершенно в ней разочаровались и стали искать замену. Некоторые пользовались самодельными буржуйками - железными бочками на ножках с прорезанной в боку дверцей для дров. В верхний торец бочки вделывалась жестяная труба типа водосточной и уходила в форточку. Буржуйка была как бы антиподом русской печи, противоположной крайностью. Поленья для нее приходилось крошить до микроскопическоих размеров, тепла она вовсе не держала да еще норовила поджечь комнату.

После революции в московских домах развернулась борьба с кухонными печами. Их выламывали по всей высоте здания, не трогая магистральных дымоходов. Вместо них выкладывали простенькие и гораздо более экономные дровяные плиты - подобие невысокого кирпичного камина с чугунной верхней крышкой. Через боковую дверцу в топку подкладывали поленья и разводили огонь; дым удалялся вбок через общий дымоход. Пламя било в чугунную крышку, где были проделаны круглые отверстия с решеточками. Они назывались конфорками ; площадь отверстий могла увеличиваться или уменьшаться, смотря по надобности. На конфорки ставили кастрюли, и пламя лизало их снизу. Если конфорка не использовалась, ее закрывали специальной крышечкой. Внутри камина, рядом с топкой, находился духовой шкаф .

Поскольку сила пламени в топке непрестанно колебалась, хозяйка не могла отойти от своих кастрюль или наперед рассчитать необходимое для варки время, как это делаем мы. В зависимости от тысячи причин кушанье могло оказаться готовым и через десять минут, и через полчаса. Человек у плиты находился в положении водителя, который не отрываясь глядит на дорогу, не зная, какие неожиданности подстерегают его впереди.

Ну и обещанные карты:

Современный вид со спутника. Путеводитель 1938 года. Немецкая карта 1941 года.

Текст (с сокращениями)

В 30-х годах американский фотограф Джеймс Эббе (James Abbe) посетил СССР для ознакомления и освещения советской театральной жизни. В 1932 году выходит его книга с фотографиями и личными описаниями о времени проведенным в Советском Союзе.

Сенсационный портрет Сталина с личной подписью. За время своего правления, опасный и холодный, как сталь, таинственный и далекий, Сталин, никогда до этого и после не соглашался позировать для фотографа и подписал за время своего правления всего две фотографии.

Ночь в Москве вид из гостиницы,где проживал Джеймс Эббе


Ледоход на Москве-реке


Двадцатилетний юбилей правительственного органа газеты Правды. Гигантский транспарант напоминает, что "пресса должна служить орудием социалистического воспитания."


Женщины-рабочие более эффективны и надежны, чем мужчины


На Первого мая более миллиона солдат Красной Армии и рабочих проходят по Красной Площади, чаще всего в приказном порядке.


"Нам нечего терять, кроме своих цепей" написано на трнаспарантах. Проходя через Красную Площадь, эта группа рабочих должны изображать, что "разрывают свои цепи".


Пионеры продают облигации госзайма для второй пятилетки.


Снимать различные аварии на улицах Моквы было под строгим запретом, фотограф рисковал своей свободой, когда делал этот снимок. Во время торжественного парада на Красной Площади произошло столкновение, конная артиллерия, галопировавшая на бешеной скорости, врезалась в другую конницу. Лозунг на китайском гласит "Да здравствуют Советская Республика."


Группа на мавзолее Ленина, справа налево: Калинин, Орджоникидзе, Ворошилов, Сталин, Молотов и Горький.


Литвинов, министр иностранных дел.Главный дипломат СССР и активный пропагандист большевизма на Женевских конференциях, который "никогда не дает интервью". Огромная карта мира на заднем плане.


В свой выходной день москвичи собираются на спортивных площадках. Сила, ловкость, скорость и выносливость приветствуются в стране советов.


В ожидании пригородной электрички.Такие фотографии тоже делать запрещено!


На фасаде отеля Метрополь плакат: церковь охраняет богатства, украденные у эксплуатируемых масс. Дети несут транспаранты: священник - брат свиньи.

Жена и дети фотографа Джеймса Эббе.

Церковь в деревне Клязьма, типичный русский храм. В городах те немногие колокола, что не были переплавлены, уже не звонят, но в провинции 60% церквей ещё работает.

Пригородный газетный киоск. У вас нет шанса найти здесь журнал New York Times, Fortune или Harper"s Bazaar. Зато здесь продается свежая земляника.

Церковные похороны на улицах запрещены, кроме как только на территории кладбища, куда настоящие большевики никогда не ходят. Крестьяне оплакивают своих умерших, лежащих в картонных гробах.

Церковь посещают в основном только женщины

Рука святого с разрушенного коммунистами памятника, как будто просит небеса о помощи.

Директор антирелигиозного музея в московском Донском монастыре. Он сидит в кресле отца настоятеля и за его столом. Но у него совершенно другие задачи.


Товарищ Смидович, советский Антихрист, генеральный директор антирелигиозной деятельности. Его тень на стене кабинета распространяется на русскую землю, чтобы потушить тот свет, которым люди жили двадцать столетий.


Гравировщики по металлу перебивают бессмертные имена на произведениях искусства вековой давности. Надпись "Романовы" они заменяют на "Новый отель Москва". Туристы, ворующие серебряные ложки на сувениры, в полном восторге от таких сувениров.


Деревянные резные статуи Христа из трёх ликвидированных церквей. Темное пятно руке центральной фигуры - место где её веками целовали крестьяне. "Абсурдно и антисанитарно" утверждают власти.


Женщины и мужчины купаются практически голые, но только в разных местах.

Воздушные шарики продаются даже при тридцати градусов ниже нуля,а маленьких большевиков выносят подышать свежим воздухом, закутывая их в плотные одеяла с головой, что заставляет задуматься над определением "дышать".

Ветераны - революционеры, мечтавшие, боровшиеся, строившие заговоры и бросавшие бомбы в царское время, сейчас живут в роскошных домах для ветеранов.


Красивый жест нынешней власти - популярное раньше московское кабаре, отдали под дом крестьянина.


Если повезет и лошадь победит на скачках, советский человек может исполнить заветную мечту - наесться в ресторане ипподрома до отвала.

Бывший дворец Екатерины Великой, затем служивший гаремом для царских сановников, а сейчас в нем размещается академия военной авиации. Тоже запрещенная фотография.


Рота красных командиров, передовых советских войск, на параде перед зданием штаба. Угловая комната на втором этаже служила спальней Наполеону, когда он посетил Москву в 1812 году.


Это не солдат из музыкальной комедии, это товарищ майор Сумарокова, единственная женщина-пилот в Красной Армии.

В Донбассе, одно из лучших автомобильных шоссе в СССР. И тоже запрещенная фотографии с электростанциями.


Фотографировать очереди в магазин тоже под запретом. Магазин одежды.


Лубянская площадь. Часть стены Китай-города. Большевики бы разрушили и ее, если бы не иностранные туристы, любящие посмотреть на старину.


Солдаты ГПУ выстроились возле кремлевской стены. На заднем плане памятник Джону Риду, американскому коммунисту, похороненному рядом с Лениным. Запрещенная фотография.

Экспонаты Кремля. Самый большой колокол и самая большая пушка в мире. Колокол упал при установке на колокольню и разбился прежде чем в него звонили. Из пушки никогда не стреляли из-за ошибок конструкции.


Похороны жены Сталина. На каждой крыше снайперы с винтовками. Приказ был стрелять по окнам, если их откроют. Фотограф пятнадцать раз рисковал жизнью, сделав 15 снимков из Гранд Отеля.


Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем.
Построение социализма означает разрушение всего старого, даже если это двор знаменитого Зимнего Дворца в Ленинграде или ещё одна приговоренная к разрушению церковь.

В московском студенческом городке

Украинское правительственное здание в Харькове - прекрасный образец архитектуры.


Антропологический музей московского университета гордится крупнейшей коллекцией человеческих черепов в мире. Работники музея каталогизируют солдат ещё одной войны.


Публикация в американском журнале New York Times



История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. В первые годы своего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики, убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенно актуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло ударными.

Большевики со свойственной им склонностью к простым решениям нашли выход - они стали поселять в одну квартиру по нескольку семей, выделяя каждой отдельную комнату при общей кухне и санузле. Так был запущен процесс создания коммуналок. В квартиру, состоящую из нескольких комнат, заселялись совершенно разные люди, часто целые семьи. Соответственно у них было по комнате и общая кухня и санузел.

Соседи по коммунальным квартирам - люди разного социального статуса, жизненных интересов и привычек - жили в одном месте, переплетались судьбами, ссорились и мирились. "Взаимоотношения между жильцами коммуналки, как правило, складывались напряженные: бытовые трудности озлобляли людей, - пишет в своих воспоминаниях об Одессе писатель Лев Штерн. - Если иногда подолгу приходилось ждать очереди в туалет или к крану, трудно ожидать теплых взаимоотношений между соседями".

Как правило, коммуналки организовывались в доходных домах - многоэтажных зданиях царской постройки, возведенных к началу ХХ века в крупных городах. Уплотнять население этих "буржуйских" гнезд коммунисты брались сразу же, как только устанавливали контроль над городами. "Нужно произвести уплотнение жилищ, причем в виду недостатка в жилищах мы прибегнем к выселению тех элементов, пребывание которых не вызывается надобностью", - писала газета Киевский коммунист 19 февраля 1919 года, через две недели после второй попытки большевиков закрепиться в Киеве. От лица новой власти газеты сообщили читателям, что "бездельники, спекулянты, преступники, белогвардейцы и т. п. элементы, конечно, должны быть лишены квартир". Кроме того, в советских квартирах, как оказалось, не должно быть гостиных, залов и столовых. Кабинеты же большевики обещали оставить лишь тем, кому они требуются для работы - докторам, профессорам и ответственным работникам. Как правило, под новое начальство освобождали один-два этажа. Прежних жильцов и владельцев размещали в тех же зданиях, предлагая освободить отведенные для нужд правительства квадратные метра в течение 24 часов. Забрать с собой разрешалось лишь кровать и вещи первой необходимости.

Показательна картина К. С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1918):

Здесь довольно подробно показано столкновение старого аристократического быта и переехавших в нетрадиционное для них жилище представителей трудящихся, новых хозяев жизни. Большая зала с паркетным полом, на котором новые жильцы расстелили деревенские дорожки, рядом с огромным зеркалом и развешанными на стенах масляными картинами в золоченых рамах, поставлены табуретки вперемешку с резными стульями. Предметы быта противоположных социальных слоев ведут свой немой диалог, вторящий реалиям социальной жизни.

Буквально через пару лет после того, как бывшие доходные дома получили новых жильцов - местечковых пролетариев, массово хлынувших после революции в крупные города, власти столкнулись с неожиданной проблемой: крепкое на вид жилье, возведенное из камня и кирпича, стало быстро приходить в негодность. Беднота, попавшая в "барские хоромы", не слишком ценила их, ведь многие новоиспеченные жильцы не просто получили жилье бесплатно, но и поначалу освобождались от внесения квартплаты. "Пролетариат" быстро прикончил канализацию, водопровод и печи. Во дворах стал скапливаться мусор, который никто не вывозил. И наступила разруха, совсем как по Булгакову.

То, что квартира коммунальная, было видно еще с порога - возле входной двери располагалось несколько кнопок звонков с фамилиями глав семей и указанием, сколько раз кому звонить. Во всех местах общего пользования - коридоре, кухне, ванной, туалете - также было несколько лампочек, по числу семей (никто не хотел платить за электроэнергию, использованную соседом). А в туалете у каждой было свое сиденье для унитаза, висевшее тут же на стене. Места общего пользования убирали по графику. Однако понятие чистоты было относительным, ведь у каждого из пользователей было о ней свое представление. Как следствие, неизменными спутниками коммуналок стал грибок и насекомые.

Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт граждан СССР, но и стало частью городской субкультуры. Жилье, задумывавшееся как временное, умудрилось пережить Союз.

Действие некоторых советских фильмов происходит именно в коммунальных квартирах. Из самых известных: «Девушка без адреса», «Покровские ворота», «Пять вечеров».

Сталинские квартиры 1930-1950-х

После прекращения 15-летних экспериментов по созданию новой эстетики и новых форм общежития в СССР с начала 1930-х на два с лишним десятилетия установилась атмосфера консервативного традиционализма. Сначала это был "сталинский классицизм", который после войны перерос в "сталинский ампир", с тяжелыми, монументальными формами, мотивы которых брались нередко даже из древнеримского зодчества.

Основным типом советского жилья была объявлена индивидуальная комфортабельная квартира. Каменные, эклектически декорированные дома с богатыми по советским меркам квартирами (часто с комнатами для домработниц) строились на главных улицах городов. Дома эти строились с применением высококачественных материалов. Толстые стены, хорошая звукоизоляция вместе с высокими потолками и полным набором коммуникаций - живи и радуйся!

Но для того чтобы получить такую квартиру в таком доме надо было быть в "обойме", или как это назовут позже входить в номенклатуру, быть видным представителем творческой или научной интеллигенции. Правда следует отметить что некоторое число простых граждан всё-таки получала квартиры в элитных домах.

Какими были квартиры 50-х многие хорошо представляют по фильмам тех лет или по собственным воспоминаниям (у бабушек и дедушек такие интерьеры нередко сохранялись до конца века).

Кадры из фильма "Москва слезам не верит" , фильм вышел на экраны в 1979 году, но в нём точно, до мельчайших деталей передана атмосфера тех лет. Прежде всего, это шикарная дубовая мебель, рассчитанная служить нескольким поколениям.

Те, кто был побогаче, заставляли коллекционным фарфором ленинградской фабрики. В главной комнате чаще весел абажур, роскошная люстра на снимке выдаёт довольно высокое социальное положение хозяев.

Интерьеры сталинских квартир можно также увидеть на полотнах художников тех лет, написанных с теплотой и любовью:

Настоящей роскошью для 50-х был собственный телефон в квартире. Его установка была важным событием в жизни советской семьи. На этом фото 1953 г. как раз запечатлён такой радостный момент в одной из московских квартир:

Сергей Михалков с сыном Никитой, 1952 г.

В середине 50-х в быт советской семьи постепенно стал входить телевизор, сразу заняввший почётное место в квартирах.

В этой новой квартире интерьеры ещё дохрущёвские, с высокими потолками и солидной мебелью. Обратите внимание на любовь к круглым (раздвижным) столам, которые потом почему-то станут у нас редкостью. Книжный шкаф на почётном месте - также очень типичная черта советского домашнего интерьера.

В конце 1950-х начнётся новая эра. Миллионы людей начнут переселятся в свои индивидуальные, пусть и совсем крохотные, квартиры-хрущёвки. Там будет уже совсем другая мебель.

Хрущёвка

1955-й был переломным годом, поскольку именно в этот год принято постановление об индустриальном домостроении, положившее начало эпохе хрущёвок. Но в 1955-м строили ещё "маленковки" с последними намёками на добротность и архитектурную эстетику "сталинок". Сталинок на всех хватить не могло, по определению...

Строительство домов — «хрущевок» было начато в 1959 году, а закончено в восьмидесятых. Обычно в квартирах таких домов находится от одной до четырех комнат, которым больше подошло бы название «клеток». Но хрущевка, как её не ругай, стала первым в послереволюционные годы жилищем для народа.

Новоселье

В новой квартире. Кадровый рабочий завода "Красный Октябрь" Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956 год

Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но большинство из нас не помнят, как выглядел настоящий среднестатистический интерьер квартиры конца 60-х - начала 70-х годов, еще до периода импортных стенок и нашей корпусной мебели. А, тем не менее, посмотреть на интерьеры этих квартир очень интересно. Вернемся на 40 лет в прошлое и посмотрим на типичную квартиру советской эпохи семьи со средним достатком. Заглянем в гостиную 60-х - 70-х годов. Итак, начнем с серванта, вошедшего в моду в 60-е и вытеснившего буфет.

Дизайн сервантов был одинаковый, его поверхность была полированной, согласно моде того времени, стёкла были раздвижные. И все они отличались одной особенностью - открыть стекло серванта было очень затруднительно. Служило данное чудо для хранения посуды и сувениров.

Ещё вот такой милый набор, знаю что у многих он и сейчас хранится как семейная реликвия:

От серванта бросаем свой взгляд на кресла и журнальный столик. Кресла, ну что можно о них сказать. Только то, что они были удобные, с обивкой частенько довольно ядовитых цветов - и взгляд радовали и комфорт создавали.

Учитывая, что в наших квартирах, тех лет, гостиная чаще всего была совмещена со спальней родителей, то во многих из них стояли трюмо. Незаменимый предмет интерьера, о котором мечтала каждая советская женщина. И сегодня еще многие помнят старую советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней.

Такие ковры часто вешали на стены гостиных, спален:

А вот так примерно выглядела кухня и никакой тебе мебели:

Барак

А сейчас давайте посмотрим как и в каких условиях проживало 80% населения СССР до начала хрущевской индустриализации строительства. И не надейтесь, это были не пафосные сталинки разных периодов, и не дома - комунны, да и старого фонда на всех не хватало, даже при учете расселения в коммунальных квартирах. Основой жилого фонда того времени был торфозасыпной барак...

Каждый из заводских поселков представлял собой несколько каменных зданий капитальной постройки и множество деревянных бараков, в которых и проживала подавляющая часть его жителей. Их массовая постройка началась одновременно со строительством новых и реконструкцией старых заводов в годы первой пятилетки. Барак — это быстро возводимое и дешевое жилье, построенное с пренебрежением к сроку службы и к удобствам, в большинстве случаев с общим коридором и печным отоплением.

Комната в одном из бараков Магнигорска

Водопровод и канализация в бараках отсутствовали, все эти "удобства", как говорится, находились во дворе барака. Барачное строительство рассматривалось как временная мера — рабочих новых гигантов индустрии и расширяющих производство старых заводов необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем. Бараки, как и общежития, делились на мужские, женские и на бараки семейного типа.

Для современного избалованного комфортом горожанина это жилье покажется совершенно неудовлетворительным, особенно учитывая, что бараки были перенаселены уже в 1930-е годы, а в суровые военные 1940-е ситуация еще больше ухудшилась в связи с эвакуацией. Барак не предполагал возможности уединиться, спокойно посидеть за столом с семьей или с ближайшими друзьями. Физическое пространство барака формировало особое социальное пространство и особых людей, это пространство населявших. Но даже такое жильё люди стремились обустроить наилучшим образом, насколько это возможно, и создать хоть какое-то подобие уюта.

В Москве такие дома просуществовали до середины 70-х годов, а в более отдаленных городах в таких домах, основательно обветшавших, люди проживают до сих пор.

Новые квартиры 70-80-х

Дома - «брежневки» появились в Советском Союзе в семидесятых годах. Обычно их строили не в ширину, а в высоту. Обычная высота «брежневки» была от девяти до 16 этажей. Бывало, что даже возводились и более высокие дома.

Дома - «брежневки» в обязательном порядке оборудовали лифтом и мусоропроводом. Квартиры располагали в так называемых «карманах», в каждом таком «кармане» обычно было две квартиры. Первоначальное название «брежневок» было «квартиры улучшенной планировки». Конечно, по сравнению с «хрущевками» такие квартиры на самом деле имели улучшенную планировку, но если сравнить их с со «сталинками», то было вернее назвать их «ухудшенным вариантом». Размер кухни в таких квартира от семи до девяти квадратных метров, потолки гораздо ниже «сталинских», количество комнат может быть от одной до пяти.

Итак, заходя в типовую квартиру 70-х годов мы могли видеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящие напротив, двух кресел и журнального столика, полированного стола - причем все расставлено у всех одинаково, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Это означало Жизнь удалась...

Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ разумеется. На стенку долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные ««гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей. Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.

Эти стенки порой занимали чуть ли не полкомнаты, но не иметь ее было нельзя, ибо она из разряда корпусной мебели как-то незаметно перешла в разряд объекта престижа. Она заменила собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Чем-то же надо было заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами!

Все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

Еще один обязательный предмет в интерьере тех лет - раздвижной полированный стол.

Безусловно, частью интерьера советской квартиры являлись ковры. Они составляли неразделимую пару с хрусталем. Кроме эстетического значения, ковер на стене имел и практическое. Он выполнял функцию звукоизоляции стен, а так же в некоторых случаях прикрывал дефекты стены.

Неизменный атрибут гостиной: трехъярусная люстра с пластмассовыми висюльками:

Большой популярностью пользовалась трансформирующаяся мебель с несколькими функциями. Трансформации чаще всего подвергались кровати, которые могли превратиться в кресла кровати, диваны -кровати, а также столы (тумба-стол, сервант-стол, туалетно-письменные столы и т. д.). Для многих семей это было спасением. Иногда, гостиная комната вечером превращалась в спальню: диван-кровать, кресла-кровати. А утром комната вновь превращалась в гостиную.

Кадры из фильма "Москва слезам не верит". Такой интерьер в 80-е годы в СССР считался просто высшим пилотажем.

А такой интерьер как в квартире Самохвалова в фильме "Служебный роман" также являлся предметом зависти простых советских граждан.

Возможно через пятьдесят лет наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против». Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.

Источник http://www.spletnik.ru/

В СССР не могло быть культа богатства, зато был культ вещей. Фетишизм советского гражданина вмещал в себя широкий спектр пристрастий – от броских ковров до норковых шапок.

1. Ковер
Ковер в советской квартире выполнял сразу несколько важных функций. С одной стороны, он символизировал высокий социальный статус хозяина квартиры, с другой – помогал улучшить звуко- и теплоизоляцию квартиры. Лучшими коврами считались туркменские, азербайджанские, грузинские, армянские и дагестанские.


2. Слоники
Считалось, что семь слоников «мал мала меньше», выстроившихся где-нибудь на полке серванта, приносят дому счастье и удачу. Их делали из разных материалов, но самыми популярными были керамика и мрамор. Когда слоники пропадали в руки ребенку, чаще всего дело заканчивалось приклеиванием отбитого хобота на место.


3. Люстра из богемского стекла
Сервиз из чешского стекла был почти в каждом доме, его доставали только по праздникам. Но шиком считался не чешский хрусталь на столе, а люстра из богемского стекла. Она являлась показателем высокого статуса семьи, раз в полгода ее снимали и тщательно промывали от пыли, после чего возвращали на прежнее место.


4. Холодильник «Минск»
В 1962 году Минский завод выпустил свой первый холодильник «Минск-1». По сравнению со своими пузатыми и массивными предшественниками, «Минск-1» казался стройным и высоким красавцем. К 1970-м годам Минский завод стал выпускать двухкамерные холодильники. Главным конкурентом «Минска» был холодильник «ЗИЛ».


5. Духи «Клима»
Духи в СССР не были редкостью, женщины любили хорошие ароматы и пользовались ими в повседневной жизни. Но французские духи «Climat» считались не только признаком хорошего вкуса, но и высокого благосостояния. Один флакон таких духов стоил не менее 25 рублей, что составляло примерно четвертую часть среднестатистической зарплаты.


6. Финская сантехника
Каждой советской семье хотелось иметь дома сантехнику из Финляндии. Причин у ее популярности было две. Во-первых, она была доступна отечественному потребителю. Во-вторых, у финской сантехники было одно маленькое преимущество над отечественной. Помимо качества, финская сантехника была еще и красивой.


7. Большой цветной телевизор
В наше время главное украшение стола что?<…>Телевизор!» - говорил почтальон Печкин. И был совершенно прав. В каждой правильной советской квартире должен был быть телевизор. Желательно – цветной. Желательно – два, один в гостиной, а другой, поменьше, на кухне. Если нельзя было достать импортный Sony или Philips, то лучшим вариантом был «Рубин-714», самый массовый цветной телевизор времен СССР.


8. Югославская «стенка»
Шкаф-стенка был атрибутом почти каждого семейства в СССР. Стенку умудрялись встроить даже в самую маленькую квартиру, поскольку иметь югославскую мебель в доме было очень престижно. За ней или стояли в очередях, или покупали у спекулянтов по более высокой цене. Причины популярности были вполне объективными - качество югославских «стенок» было очень высокое.


9. Пылесос «Тайфун»
Пылесосы «Тайфун» пользовались большой популярностью в Советском Союзе. Они были невероятно мощными, если в квартире включался такой аппарат, то экран телевизора покрывался помехами, а радио начинало заикаться. Если «Тайфун» что-то засасывал, то засасывал. Не удивительно, что дожившие до наших дней пылесосы все еще используют для уборки, но теперь уже строительного мусора.


10. Отдельная квартира
Получить отдельную квартиру – было большим успехом в СССР. В очередях на квартиру стояли годами, живя при этом или в тесных коммуналках, или в семейных общежитиях, или одной квартире с многочисленными родственниками.


11. Виниловый проигрыватель
Достать хороший виниловый проигрыватель в СССР было непросто. Конечно, в Союзе выпускались проигрыватели, но многие из них «запиливали» пластинки. Даже «Вега-106», польская начинка в отечественной упаковке, сильно уступала зарубежным аналогам. Поэтому раздобыть настоящий Philips было шиком и удачей.


12. Автомобиль
В СССР машина была далеко не у каждого. Наличие собственного автомобиля говорило о состоятельности человека, а марка машины позволяла определить степень его дохода. Одно дело – владелец «Запорожца» или старой «Победы», другое – нового «Жигуля». Самым престижным было владеть иномаркой, которую покупали с рук за большие деньги.


13. Ювелирные украшения
Золотые серьги и кольца, броши с драгоценными камнями и браслеты были предметом роскоши. Стоили ювелирные украшения дорого, но при этом имелись в каждом доме – на них копили, их доставали и, в итоге, передавали по наследству. Тогда же стала популярна услуга распиливания колец - это стоило гораздо дешевле, чем приобрести новое на более широкий палец.


14. Норковая шапка
В 80-е годы прошлого века в СССР пошла мода на норковые шапки. Они были безумно популярны, но были далеко не всем по карману. Одна такая шапка могла стоить почти две среднестатистические зарплаты, поэтому появились воры-шапочники. Они похищали норковые шапки и перепродавали их. В результате к шапкам стали пришивать специальные резинки, которые не позволяли сорвать головной убор и убежать.


15. Женские золотые часы
Изящные женские часы «Чайка» выпускали сравнительно небольшим тиражом, достать такие было удачей. Отдельно собирали часы с золотым браслетом вместо ремешка, и такой небольшой аксессуар автоматически становился свидетельством высокого статуса женщины. Такие украшения могли позволить себе далеко не все, стоимость золотых часов могла достигать 700 советских рублей.