Валерий гергиев сообщение. Валерий Гергиев — дирижер-реформатор

Валерий Гергиев - выдающийся музыкант современности, яркая звезда мировой величины, дирижер от Бога, покоривший сердца слушателей и любителей классической музыки в десятках стран. Сегодня он является художественным руководителем знаменитого Мариинского театра, дирижером лучших оркестров Европы - Мюнхенского филармонического и Лондонского симфонического, а также почетным дирижером Роттердамского филармонического оркестра.

Гергиев Валерий Абисалович, фото которого представлены в статье, - это талантливейший человек, который добился необычайных высот в своей профессии и жизни. Награды, премии, звания исчисляются десятками. Пожалуй, редко какой политик или общественный деятель сможет встать на одну ступень рядом с Валерием Абисаловичем. Этот человек своим творчеством и присущим ему громадным чувством любви и ответственности творит подлинную историю.

Яркие инициативы

Именно по инициативе Валерия Гергиева состоялся известный всему миру концерт симфонической музыки в полуразрушенной Пальмире (2016). Этот концерт выдающийся дирижер посвятил памяти погибшего при освобождении древнего города героя России русского офицера Александра Прохоренко и смотрителя музея под открытым небом Халеда Асаада, который отказался подчиняться требованиям исламских боевиков и был казнен игиловцами. (ИГИЛ - запрещенная в России террористическая организация.)

Свою гражданскую позицию гениальный дирижёр проявил и в 2008 году, когда вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра дал концерт на площади Цхинвала, посвятив его памяти людей, ставших жертвами короткой, но кровопролитной войны между Грузией и Южной Осетией. Перед концертом он высказал во всеуслышание свою боль, напомнив мировому сообществу о том, что под танковым обстрелом этого города погибли тысячи мирных людей в своих постелях, не успев проснуться. Он отметил, что бить из танков по детям - это позор.

«Беслан. Музыка во имя жизни» - целую серию благотворительных концертов, посвященных трагедии Беслана, организовал дирижер Валерий Гергиев в разных столицах мира - Москве, Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Риме и Токио (2004).

Валерий Гергиев: биография. Истоки

Родился Гергиев Валерий Абисалович в Москве 2 мая 1953 года. Родители будущего знаменитого музыканта еще в юном возрасте увезли своего сына в родные края - Северную Осетию. Поэтому Валерий Гергиев рос и учился во Владикавказе (Орджоникидзе). Отец, Абисал Заурбекович Гергиев, был ветераном Великой Отечественной войны, служил командиром батальона. Он воспитывал у сына замечательные человеческие качества, которые и помогали тому всю жизнь упорно идти к своей цели. Отец завещал Валерию любить свою семью и всегда держать обещания, данные людям. Однако отцу не довелось увидеть славных дел своего сына. Он умер, когда Валерию было 13 лет. Поэтому воспитывала его и двух сестер мама, Тамара Тимофеевна Лагкуева.

По зову сердца

Мать всегда замечает в своем ребенке те способности и качества, которые не видят другие люди со стороны. Как и все мальчишки, Валерий очень любил играть в футбол и даже не помышлял о музыке, а окружающие просто не видели в нем никаких особых музыкальных способностей. Однако материнское чутьё подсказывало Тамаре Тимофеевне, что сын обладает большими музыкальными способностями, которые необходимо развивать.

Когда Валерию исполнилось 7 лет, мама отвела его в музыкальную школу, в которой уже училась старшая сестра мальчика. Однако первая встреча с учителем музыки оказалась неудачной. Валерию вовсе не хотелось сидеть долго в классе, он то и дело заглядывался на окно, за которым его сверстники играли в футбол. Поэтому педагога он слушал не очень-то и внимательно. Преподаватель, тестируя музыкальные способности будущего ученика, проиграл мелодию, а затем попросил Валерия воспроизвести ритм. Мальчик справился с этим заданием успешно. Однако педагог, чтобы исключить случайность, настаивал, чтобы Валерий еще раз повторил услышанное. Валерию Гергиеву было скучно, поэтому он стал импровизировать, по словам самого дирижера, попытался даже звукоряд несколько усовершенствовать.

Однако такого учитель просто не ожидал, да и не понял, что перед ним мальчик с удивительными музыкальными способностями, и в стандартные рамки педагогической практики, которые применяют к обычным детям, музыкальные возможности Валерия Гергиева просто не вписываются. Увы, преподаватель вынес свой «приговор» - у мальчика вообще отсутствует музыкальный слух, и лучше ему действительно заняться футболом.

Однако Тамара Тимофеевна была упорной, она настаивала, чтобы Валерия непременно приняли в музыкальную школу, что в конце концов и случилось. Очень быстро Валерий Гергиев превратился в лучшего воспитанника своего музыкального учебного заведения. Занятия музыкой не помешали и другому таланту юного Валерия Гергиева - математическому. Он очень хорошо учился в общеобразовательной школе, участвовал и побеждал в математических олимпиадах, продолжал играть в футбол. Однако музыка стала главной в его жизни, любовь к ней пересилила все другие увлечения.

Первые успехи

Окончив школу, молодой талант Валерий Гергиев отлично сдал экзамены и стал студентом Ленинградской консерватории, которая носит имя композитора Римского-Корсакова. Большой удачей для будущего выдающегося музыканта стало то обстоятельство, что он попал в класс симфонического дирижирования к профессору Илье Мусину.

Великолепный учитель нашел для себя того самого ученика, который появляется только раз в жизни - готового работать над собой, шлифовать, доводить до совершенства свои уникальные музыкальные способности. Результат превзошел все ожидания, и в 19 лет студент Валерий Гергиев был приглашен к сотрудничеству с Мариинским (Кировским) театром. По сути дела, это нонсенс, однако факт свидетельствует о том, какой громадный талант смог раскрыть в своём ученике профессор Илья Мусин.

Ошеломительный успех в 23 года для Валерия Гергиева был закономерен - первая премия Всесоюзного конкурса дирижеров, причем профессионалов, а не студентов, за плечами которых есть серьезный творческий опыт. Как вспоминает сам Валерий Абисалович, средний возраст участников конкурса - за 30, и даже серьезное жюри, состоящее из именитых музыкантов, не совсем понимало, что же делать со столь молодым талантом и можно ли дать ему первую премию. Вполне ожидаемой стала и победа Валерия Гергиева на берлинском дирижерском конкурсе, который носит имя Г. фон Караяна (1977 год).

Валерий Гергиев: Мариинский театр

Юрий Темирканов, великий маэстро, пригласил Валерия Гергиева, еще совсем молодого, но подающего большие надежды музыканта, стать ассистентом главного дирижера Мариинского театра сразу после консерватории. Дебютировал Валерий Абисалович за дирижерским пультом в опере «Война и мир» в 1978 году. А через 10 лет в результате голосования творческого коллектива театра, которое было единогласным, Валерий Гергиев становится художественным руководителем Мариинского. Далее, спустя еще 8 лет, - директором.

Девяностые были непростыми для России, и особенно для Мариинского. Музыканты и артисты потянулись в Европу за приличной зарплатой, за более благополучной жизнью. В такой трудный момент Валерий Гергиев ставит перед коллективом почти фантастическую задачу - стать лучшим театром мира. И у него это получилось.

Оркестр Валерия Гергиева пополнился молодыми и талантливыми музыкантами. В репертуар театра были включены новые спектакли - «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Парсифаль» Рихарда Вагнера, музыка которого так близка по творческому духу самому Валерию Абисаловичу.

Впервые в России была осуществлена замечательная постановка сложного и блестящего спектакля-тетралогии «Кольцо нибелунга». Под руководством Гергиева Мариинский взрастил новых оперных звезд мировой величины - Анну Нетребко, Ольгу Бородину, Галину Горчакову. Началось активное сотрудничество со знаменитыми зарубежными театрами. Это и великая Ла Скала, и Метрополитен, и Королевский Ковент-Гарден и многие другие. Такое творческое взаимопроникновение рождало новые взаимоотношения с зарубежным зрителем, глубокое понимание русского музыкального искусства.

Фестивали

По сути дела, талант Валерия Гергиева - не только музыкальный. Он великолепный администратор, который смог буквально «вытащить» Мариинский театр, дать ему новую жизнь. Как рассказывает сам знаменитый директор и главный дирижер, ему приходилось придумывать много нового, организовывать фестивали, совместные выступления, поездки, чтобы оживить Мариинский, не дать ему пойти ко дну. Он буквально создавал новые музыкальные события мирового значения - знаменитые фестивали.

К примеру, замечательный петербургский фестиваль «Звезды белых ночей», который проводится ежегодно, начиная с 1993 года. Сердце этого форума музыки и красоты - сам Валерий Абисалович. Впрочем, он характеризует его талант еще и с другой стороны - как замечательный предпринимательский дар.

Валерий Гергиев рассказывает, что сегодня имя Мариинского театра и петербургского фестиваля привлекает туристов со всего мира. Они приносят прибыль в миллион долларов за месяц. А когда Валерий Абисалович только начинал «раскрутку» русского искусства, эта цифра была всего лишь 15 тысяч долларов.

Его музыкальные детища - фестивали, которые проводятся и в России, и в других странах мира, теперь пользуются любовью и известностью среди почитателей классической музыки. Чудесный московский Пасхальный фестиваль, финский Микелли, израильский фестиваль Красного моря, Гергиев фестиваль в Голландии - все эти выдающиеся и роскошные праздники музыкального искусства зрители из разных стран мира встречают с восторгом.

Награды

Валерий Абисалович Гергиев за своё выдающееся творчество и деятельность, направленную на распространение русского искусства, был удостоен множества наград в разных странах мира. Среди них орден Почетного легиона (Франция), орден «За заслуги перед Итальянской Республикой», орден Льва (Финляндия), орден Восходящего солнца с золотыми лучами и лентой (Япония) и многие другие. Однако самые дорогие сердцу награды, конечно же, отечественные: звание Герой труда, ордена «За заслуги перед Отечеством», Александра Невского, Дружбы и особенно медаль «За освобождение Пальмиры».

Не менее важны и награды церковные - ордена Святого благоверного князя Даниила Московского, Святого равноапостольного князя Владимира, медаль Преподобного Сергия Радонежского. Также были присвоены почетные звания народного артиста России, Украины, Северной Осетии, заслуженного деятеля Казахстана, «Дирижер года» от международной организации International Classical Music Awards, «Артист ЮНЕСКО во имя мира» и многие другие. Кроме этого, следует отметить международные и отечественные премии, звания лауреата конкурсов, как международных, так и российских. В том числе государственные премии Российской Федерации и премии президента России в области литературы и искусства.

Семья

В 1998 году Валерий Гергиев в Санкт-Петербурге на музыкальном конкурсе познакомился со своей будущей женой - Натальей Дзебисовой. Она завоевала не только звание лауреата, но и сердце великого маэстро. Через год состоялась грандиозная осетинская свадьба во Владикавказе, на которой в качестве гостей побывали люди из самых разных стран мира, музыканты, коллеги, друзья. Сегодня у Валерия Абисаловича двое детей, сын и дочь - крепкая, надежная и любящая семья.


Родившийся в 1953 году в Москве в осетинской семье, выросший на Кавказе, Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И.А.Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине, и еще студентом консерватории был приглашен в Кировский театр.

В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 он является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира, с которым хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные театры. Однако его главное стремление остаётся неизменным - превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве).

С оперной и балетной труппами Мариинского театра Гергиев проводит до 250 дней в году. С 1997 года он также является главным приглашённым дирижёром "Метрополитен опера" (Нью-Йорк). Такая должность впервые в истории этого театра была создана для Валерия Гергиева. Он дирижирует всемирно известными оркестрами: Венским филармоническим оркестром, Чикагским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, Берлинским филармоническим оркестром, оркестром Королевской оперы, театра "Ковент-Гарден", "Ла Скала".

Валерий Гергиев - инициатор создания и художественный руководитель многих международных фестивалей: За мир на Кавказе (Владикавказ), Миккели Фестиваль (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Киров-Филармония (Лондон), Роттердам Филармоник-Гергиев Фестиваль (Голландия) и, конечно же, Звёзды белых ночей в Санкт-Петербурге.

Ряд художественных достижений маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды, всемирную славу. Он - Народный артист России (1996), дважды лауреат Государственной премии России (1994, 1999), ему многократно присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска" как лучшему дирижёру года (с 1996 по 2000), приз Дмитрия Шостаковича и премию "Золотой Софит" за лучшую дирижёрскую работу в 1997 и 1998 годах. За выдающееся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула "Лучший дирижер года" (Musical America - США, Independent, Evening Standard - Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении - орден Дружбы и орден святого Месропа Маштоца.

В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, в особенности, произведений русской классики, что ставит его особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля Звёзды белых ночей в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы "Семён Котко", а в 2000 году под его управлением прозвучала опера "Война и мир", ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000.

Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое место в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий в данном ряду стала постановка "Парсифаля" в 1997 году, прошедшего в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над постановкой вагнеровского "Кольца". Уже состоялась премьера первой части - "Золото Рейна". Работа над всей тетралогией, которая впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке, завершится к 2002 году.

В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие его прихода в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принесшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённых Римскому-Корсакову и Прокофьеву - фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, "Псковитянка" и "Садко", находящимся в каталоге, добавились "Легенда о невидимом граде Китеже", "Кащей Бессмертный" и "Царская невеста". А также "Игрок" Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным "Обручению в монастыре", "Огненному ангелу" и "Войне и миру".)

Другие оперные записи, включая "Руслана и Людмилу", "Князя Игоря", "Хованщину", обе версии "Бориса Годунова", "Пиковую даму", "Мазепу" и "Иоланту", входят в число самых значительных выпусков из серии Philips-Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди "Сила судьбы". "Спящая красавица" и "Ромео и Джульетта" были записаны на ранней стадии этого сотрудничества. Выход в свет "Щелкунчика" и "Жар-птицы" (вместе с "Прометеем" Скрябина) в 1998 году отразил новые отношения Гергиева и Мариинского балета.

Сильные стороны музыкального таланта Гергиева, нашедшие отражение в этих записях, занимают не менее важное положение и в его оркестровых работах. С оркестрами Мариинского театра и Роттердамской филармонии он записал Бородина, Глинку, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского.

"Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира.

Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира" (The New Yorker, апрель 1998).

"Гергиев в качестве дирижера-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю" (Boblinger Bote, июль 2000).

"Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского - это поразительное воплощение принципов ансамбля". Guardian Weekly (27 июля - 2 августа 2000).

Статья в New Yorker"е так определяет его устремления и результаты плодотворной деятельности: "Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее празднество звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь".

Художественный руководитель-директор, главный дирижер Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в семье командира батальона, ветерана Великой Отечественной войны Абисала Гергиева.

Детство и юность провел в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

В 1972 году окончил училище искусств (ныне Владикавказский колледж искусств имени В.А. Гергиева), в 1977 году - Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс теоретика дирижирования, профессора Ильи Мусина).

Будучи студентом консерватории Валерий Гергиев стал победителем престижных музыкальных конкурсов. В 1976 году он получил II премию и звание лауреата на IV Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. В 1977 году он завоевал II премию на Международном конкурсе дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна" в Берлине.

С 1977 года работает в Академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Начинал стажером , дирижером, в 1988 году он был назначен главным дирижером, с 1994 года - художественным руководителем оперы — главным дирижером театра.

С 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра.

Осуществил цикл оперных постановок, с успехом показанных за рубежом.

В 2011 году маэстро стал почетным президентом Эдинбургского международного фестиваля.

В феврале 2010 года ученым советом Санкт-Петербургского государственного университета Гергиев был избран деканом факультета искусств.

В феврале 2012 года Валерий Гергиев был Всероссийского хорового общества.

Дирижер по культуре и искусству при президенте РФ.

В декабре 2003 года по инициативе маэстро с целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования был создан благотворительный Фонд Валерия Гергиева.

Творчество маэстро был отмечено многочисленными наградами. Валерий Гергиев - народный артист РФ (1996), лауреат Государственной премии РФ (1993, 1999), премии президента РФ в области литературы и искусства (2001). Он награжден орденами Дружбы (2000), "За заслуги перед Отечеством" III степени (2003), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2008).

Валерий Гергиев также удостоен ряда правительственных наград Германии - Крест первого класса "За заслуги" (2001), Италии - орден Grand Ufficiale al Merito (2001), Франции - орден Искусств и литературы (2003) и орден Почетного легиона (2007), Японии - ордена Восходящего солнца (2006) и др. В марте 2003 года ему было присвоено почетное звание Артист мира ЮНЕСКО. В 2005 году маэстро был удостоен звания рыцаря ордена Нидерландского Льва.

Гергиев был награжден многочисленными премиями. Неоднократно как лучшему дирижеру года маэстро присуждалась высшая театральная российская премия "Золотая Маска" (1996-2000) и премия "Золотой софит" (1997, 1998, 2000). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую Гергиев передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. Он является лауреатом премии Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize (1998), европейской премией Glashütte Original Music Festival Prize (2010) и др.

Маэстро неоднократно называли "Дирижером года": в 1994 году - жюри международной организации International Classical Music Awards, в 2009 году - Королевское филармоническое общество Великобритании. В 2010 году он вошел в ТОП-100 планеты в категории "Деятели культуры и искусства". В 2011 году французский журнал "Классика" назвал Гергиева "Артистом года".

В апреле 2012 года маэстро было присвоено звание почетного доктора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а в ноябре 2012 года - звание почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Он также является почетным доктором Санкт-Петербургского государственного университета (2001) и почетным профессором Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (2010).

В 1999 году Валерий Гергиев женился на выпускнице Владикавказского училища искусств Наталье Дзебисовой. У супругов трое детей - сыновья Абисал (2000) и Валерий (2001), дочь Тамара (2003).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дирижирует Валерий Гергиев. Аудио предоставлено ФГУП "Фирма Мелодия "

1. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет вальс из балета Петра Ильича Чайковского "Спящая красавица". Запись 1988 года.

2. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет сюиту "Танец феи Драже" из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Запись 1988 года.

3. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет сюиту "Вальс цветов" из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Запись 1988 года.

В алерий Гергиев является, пожалуй, самым популярным дирижером современности. Его имя известно даже людям, далеким от академической музыки. Он выступает на крупнейших площадках всего мира, неизменно собирая миллионы слушателей, но главная его цель - развитие Мариинского театра и русской классической музыки.

Из Орджоникидзе в Мариинский

Музыкальная карьера Валерия Гергиева началась с того, что в детстве его не приняли в музыкальную школу, поставив двойки по музыкальному ритму, памяти и слуху. Он хотел профессионально заниматься футболом (до сих пор остается страстным болельщиком), но, как вспоминает Гергиев, на него произвели огромное впечатление концерты Святослава Рихтера и Мстислава Ростроповича: «Услышав, увидев этих музыкантов, я понял, что буду заниматься музыкой всю жизнь» . Валерий Гергиев окончил музыкальное училище в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ), куда семья вернулась после военной демобилизации отца из Москвы в 1959 году. Помимо футбола, мальчик увлекался рисованием, математикой, участвовал и побеждал в школьных олимпиадах.

Маэстро Гергиев - представитель петербургской исполнительской школы, воспитанник легендарного дирижера Ильи Мусина. Будучи студентом Ленинградской консерватории, он стал лауреатом престижного Международного конкурса дирижеров Герберта фон Караяна в 1977 году, положившего начало его карьере. В возрасте 35 лет он уже был избран художественным руководителем оперной труппы одного из главных театров страны - Мариинского театра, а в 1996 году - художественным руководителем театра. Не назначен сверху властями, как до этого практиковалось, а именно избран коллективом. За последующие годы работы с симфоническим оркестром Мариинского он добился международной известности, выступая на лучших площадках мира и престижных фестивалях.

Холдинг Мариинский

В конце 1990-х Валерий Гергиев смог возродить былую славу Мариинского театра , ставшего под его руководством главным представителем русского искусства за рубежом. Музыкант обратился к русской оперной классике, причем представил ее в современных постановках, приглашая к сотрудничеству мировых режиссеров. Практически каждый год он проводит грандиозные фестивали: Модеста Мусоргского (1989), Петра Чайковского (1990), Сергея Прокофьева (1991), Николая Римского-Корсакова (1994), Дмитрия Шостаковича (2006, фестиваль прошел в Лондоне), которые до сих пор не имеют аналогов. Если Петр I прорубил окно в Европу, то Валерий Гергиев открыл России западную музыку, а Европе - музыкальную культуру России. Так, например, до его выступлений сочинения Римского-Корсакова не звучали за рубежом около ста лет.

Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный «холдинг» из четырех зданий в двух городах России. Это отреставрированная Историческая сцена, Концертный зал и Мариинский-2 на Театральной площади в Санкт-Петербурге и Приморская сцена во Владивостоке. Кстати, по инициативе Гергиева в 1992 году театру было возвращено историческое имя - Мариинский (в советские годы он назывался Театром имени Кирова). Сегодня при театре действует Академия молодых певцов (открылась в 1998 году), молодежный оркестр и собственный лейбл Mariinsky.

От классики к современности

Гергиев не просто выдающийся дирижер, но и талантливый менеджер. Он начал привлекать в театр молодых вокалистов. Анна Нетребко, Мария Гулегина, Ольга Бородина и многие другие исполнители стали мировыми звездами благодаря Гергиеву. Он возвращается к традиции исполнения опер на языке оригинала и вводит практику копродукций, работая в партнерстве с известными оперными домами и западными спонсорами. Именно Валерий Гергиев исполнил знаменитый оперный цикл Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», не звучавший в России более полувека.

Помимо русской и зарубежной классики, в репертуаре маэстро постепенно появляется музыка современных отечественных композиторов - Родиона Щедрина, Софии Губайдуллиной, Бориса Тищенко, Николая Каретникова, Сергея Слонимского и Александра Смелкова.

Еще одна гордость Валерия Гергиева - Пасхальный фестиваль, который за прошедшие годы дал более тысячи концертов в 90 городах России и ближнего зарубежья. Особенным для него стало выступление в Беломорске, где нет даже концертного зала. «Мы гастролируем по России больше, чем где-либо» - вот лозунг дирижера в последние 15 лет.

«Я всегда знаю, куда и зачем иду»

Гастрольный график дирижера расписан по часам. Он рекордсмен по количеству концертов. Как указано на его официальном сайте, Мариинский оркестр под руководством Гергиева дает до 760 концертов в сезон, а это в среднем два-три концерта в день, которые иногда проходят не только в разных городах, но и разных странах.

Валерий Гергиев

Валерий Гергиев

На сегодняшний день Валерий Гергиев руководит десятком фестивалей, несколькими театрами и оркестрами. В 2015 году появилась еще одна должность - главный дирижер Мюнхенского оркестра. В 2010 году он стал единственным представителем России, включенным в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time. А в 2014 году Гергиев участвовал в церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, управляя созданным по его инициативе сводным многотысячным детским хором.

Валерий Гергиев - выдающийся дирижёр современности. Он является художественным руководителем Мариинского театра. А также он главный дирижёр Лондонского симфонического и Мюнхенского филармонического оркестров.

Биография

Валерий Гергиев родился в Москве в 1953 году. Вырос будущий дирижёр в Северной Осетии. Там же он окончил музыкальное училище. С 1972 по 1977 годы Валерий Абисалович учился в Ленинградской консерватории в классе у Ильи Мусина. Ещё в студенческие годы он принимал участие в престижном Международном конкурсе среди дирижёров и завоевал вторую премию. После окончания консерватории В. Гергиев начал свою карьеру в Кировском театре как ассистент главного дирижёра, пост которого в то время занимал знаменитый Ю. Темирканов. В 1981 году он возглавил симфонический оркестр Армении, которым руководил 4 года. В 1988 году Ю. Темирканов перешёл на службу в оркестр Ленинградской филармонии, а Валерий Абисалович занял его место в Кировском театре.

Под управлением В. Гергиева проходят фестивали: П. И. Чайковского, «Пасхальный», М. П. Мусоргского, Р. Вагнера, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева.

Ещё в 90-е годы 20 века Валерий Абисалович стал часто выступать за границей. С 1995 по 2008 год он являлся главным приглашённым дирижёром филармонического оркестра Роттердама. Много выступал в Метрополитен-Опера. В 2007 году В. Гергиев занял пост главного дирижёра знаменитого Лондонского симфонического оркестра.

Валерий Абисалович дирижирует оперные спектакли, концертные и симфонические произведения.

С апреля 2010 года В. Гергиев - декан факультета искусств в Санкт-Петербургском государственном университете. С 2013 года дирижёр занимает пост председателя Всероссийского хорового общества.

Валерий Гергиев входит в президентский Совет по культуре и искусству в России.

Семья

Отец маэстро - Абисал Заурбекович Гергиев - ветеран Великой Отечественной войны, командир батальона. Мать - Тамара Тимофеевна Лагкуева. Сёстры - Лариса и Тамара, первая из которых является Народной артисткой России и Украины.

Гергиев Валерий Абисалович и его жена Наталья Дзебисова создали семью в 1999 году. Супруга маэстро также имеет отношение к прекрасному - она выпускница училища искусств города Владикавказа. У супругов трое детей. Старший сын, Абисал, назван в честь отца В. Гергиева. Родился мальчик в 2000 году. Средний сын - Валерий - назван в честь самого маэстро. Год его рождения - 2001. И младшая дочь - Тамара. Год её рождения - 2003. Также у Валерия Абисаловича есть ещё внебрачная дочь Наталья, которая родилась в 1985 году.

На фото, представленном в данной статье, Валерий Гергиев с женой и детьми.

Мариинка

Валерий Гергиев Мариинский театр возглавил в 1996 году. На сегодняшний день труппа даёт в год по 760 спектаклей. Мариинский театр - самый активно гастролирующий в мире. Сейчас труппа работает на трёх сценах. Это: историческая, Концертный зал и комплекс «Мариинский-2».

Благодаря В. Гергиеву, театр бережно хранит и восстанавливает традиции прошлого, а также активно осваивает и новые горизонты. Валерий Абисалович вырастил целую плеяду певцов, которые вышли на мировой уровень. Он поспособствовал тому, чтобы репертуар театра расширился и обогатился. Также В. Гергиев даёт возможность молодым композиторам-современникам реализовать себя на сцене Мариинского театра. Ещё одна заслуга Валерия Абисаловича в том, что сегодня труппа исполняет все оперы на языке оригинала. Оркестр Валерия Гергиева обогатил свой репертуар. Теперь, помимо опер и балетов, музыканты исполняют произведения и других жанров.

Мюнхенский оркестр

В 2013 году Валерий Гергиев постановлением властей Мюнхена был назначен руководителем филармонического оркестра города. В 2015 году он приступил к исполнению обязанностей. Инициатива назначить В. Гергиева главным дирижёром исходила от музыкантов оркестра. С маэстро заключён контракт на пять лет. Генеральный директор коллектива Пауль Мюллер отзывается о Валерии Абисаловиче как об одном из самых харизматичных дирижёров современности. Он считает, что дар В. Гергиева добиваться от музыкантов магического звучания обеспечит мюнхенскому оркестру замечательное будущее. Также П. Мюллер надеется, что мастерство Валерия Абисаловича повлияет не только на музыкантов, но и на публику, и на всю музыкальную жизнь города Мюнхена в целом.

Первые концерты дирижёра совместно с филармоническим оркестром Мюхена, открывающие сезон 2015-2016 гг., состоялись 17, 18, 20, 22, 23 и 24 сентября. Музыканты исполнили следующие произведения: симфонию № 6 П. И. Чайковского, симфонию № 2 Г. Малера, симфонию № 4 А. Брукнера, концерт для скрипки с оркестром Й. Брамса, музыку из балетов «Дон Жуан» Рихарда Штрауса и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. В концертах приняли участие: солистка Мариинского театра и скрипачка из Голландии Янин Янсен.

Гастрольный график

По всему миру со своими оркестрами выступает Валерий Гергиев. Концерты с участием дирижёра в сезоне 2015-2016:

  • Австрия, Линц. С оркестром Мариинского театра.
  • Германия. Франкфурт. С филармоническим оркестром Мюнхена.
  • Австрия. Санкт-Флориан. С оркестром Мариинского театра.
  • Германия. Эссен. С филармоническим оркестром Мюнхена.
  • С оркестром Мариинского театра.
  • Столица Великобритании. С Симфоническим оркестром Лондона.
  • Россия.
  • Австрия. Вена. Симфонический оркестр Лондона.
  • Великобритания. Лондон. С лауреатами Международного конкурса музыкантов имени Петра Чайковского.
  • Люксембург. Симфонический оркестр Лондона.
  • Великобритания. Бирменгем. С лауреатами Международного конкурса музыкантов имени Петра Чайковского.
  • Франция. Париж. Симфонический оркестр Лондона.
  • Германия. Мюнхен. С филармоническим оркестром города.
  • Америка. Нью-Йорк. Симфонический оркестр Лондона.
  • Швейцария. Базель. С оркестром Мариинского театра.
  • Америка. Нью-Йорк. С лауреатами конкурса имени Петра Ильича Чайковского.
  • Столица Франции. С оркестром Парижа.
  • Испания. Барселона. С филармоническим оркестром Мюнхена.
  • Америка. Нью-Йорк. Венский филармонический оркестр.
  • Нидерланды. Амстердам. С королевским оркестром Консертгебау.
  • Америка. Нейплс. Венский филармонический оркестр.

Благотворительный фонд

Дирижер Валерий Гергиев является учредителем благотворительного фонда. Директором является Сергей Владимирович Мазанов. Существует «Фонд Валерия Гергиева» с 2003 года. Его главная задача - продвижение концертного зала Мариинки, на сцене которого за 10 лет его существования выступали такие мировые знаменитости, как Ю. Башмет, П. Доминго, Р. Флеминг, А. Нетребко, Д. Мацуев и другие. Благодаря фонду планируется строительство новых корпусов здания театра, расширение функциональности существующих помещений. На средства в будущем будут оборудованы новые артистические, бассейн, спа-салон, конференц-залы, кафе, музыкальный магазин и репетиционные. На деньги фонда организовываются и гастроли Мариинского театра по всему миру. Также фонд В. Гергиева оказывает огромную поддержку юным талантливым музыкантами и артистам, организует бесплатные акции, содействует получению профессионального образования в области искусства.

Конкурс имени П. И. Чайковского

Валерий Гергиев возглавляет оргкомитет Международного конкурса музыкантов имени Петра Ильича Чайковского. Периодичность проведения - один раз в 4 года. Цель конкурса - выявить новые таланты. Творческие состязания проводятся по следующим специальностям: «сольное пение», «скрипка», «фортепиано» и «виолончель». За более чем 50 лет существования конкурс имени П. И. Чайковского открыл огромное количество талантливых исполнителей. Для многих именно эти творческие состязания стали удачным стартом, позволили получить признание профессионалов, любовь зрителей и сделать блестящую карьеру.

Пасхальный фестиваль

Был учреждён Валерием Гергиевым в 2002 году при поддержке мэра города Москвы Ю. Лужкова. Фестиваль каждый раз собирает огромную аудиторию слушателей. Здесь можно услышать как всем известные классические опусы, так и редкие произведения современных композиторов. В рамках фестиваля проводятся благотворительные концерты. Он ставит перед собой задачи образовательные и просветительские. В концертах принимают участие мировые знамменитости: Ю. Башмет, А. Нетребко, С. Ролдугин, В. Фельцман, Д. Мацуев, Л. Кавакос, М. Плетнев и другие.

Звания и награды

Руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев удостоен огромного количества наград и званий за достижения в искусстве. Он - России. Имеет правительственные награды Италии, Германии, Японии, Франции, Нидерландов. В 1996 году получил звание Народного артиста России. Награждён премией королевской музыкальной академии Швеции. Валерий Абисалович - лауреат европейской премии за поддержку молодых талантов. Президентом России маэстро было присвоено звание А также вручены два ордена «За заслуги перед Отечеством». Дирижёр имеет звания президента Эдинбургского международного фестиваля и почётного профессора Петербургской консерватории. И ещё огромное количество званий, орденов, медалей, премий и наград.