В чем различие братьев кирсановых. Гармония с миром и собой. Братья Кирсановы. Жизнь после смерти жены

В центре романа Тургенева «Отцы и дети», написанном накануне реформы 1861 года, находится проблема взаимоотношения поколений. Она рассматривается как с точки зрения общественно-исторического конфликта поколений «отцов»-либералов и «детей»-нигилистов, так и извечного конфликта отцов и детей внутри семьи. С позиции первого конфликта рассматривается образ Павла Петровича Кирсанова, а образ Николая Петровича включен во второй. Этим определяется различие их роли и значения в романе, а также разница характеров и судеб двух братьев Кирсановых.

Поначалу кажется, что между ними много общего: оба они принадлежат к слою дворянской интеллигенции, прекрасно образованы, воспитаны в лучших традициях дворянской культуры, оба люди думающие и тонко чувствующие. Николай Петрович более поэтичен, увлечен музыкой, а Павел Петрович несколько суховат, строг в манерах и даже в деревне одевается как «денди лондонский». Но в целом оба они представляют, по выражению Тургенева, «сливки» дворянского общества. При этом каждый из братьев Кирсановых много пережил: у Павла Петровича была романтическая, всепоглощающая любовь к таинственной графине Р., а Николай Петрович не может забыть свою горячо любимую жену, мать Аркадия. К моменту начала действия романа каждому из них суждено было пережить утрату любимой женщины, и оба они уже перешагнули сорокалетний рубеж. Правда, Николай Петрович пытается создать новую семью с молодой женщиной Фенечкой, и с трепетом ожидает того, как Аркадий воспримет рождение младшего брата. Павел Петрович никогда не был женат, он хранит память о графине, хотя тоже тайно влюблен в Фенечку.

Братья Кирсановы воспринимаются молодыми героями - Аркадием и Базаровым - как представители поколения отцов, почти старики, которые доживают свой век. При этом оба брата не согласны с такой оценкой своих возможностей: они еще полны сил и готовы отстоять свои позиции. Но в том, как они это делают, сказывается разница в их характерах и возможностях. Павел Петрович, столкнувшись с нигилистом Базаровым, готов ринуться в бой и ведет непримиримую борьбу за так дорогие ему «принсипы». Его раздражает в Базарове буквально все - манера одеваться, говорить, вести себя, но особенно ненавистно ему беспощадное базаровское отрицание всего того, что так дорого Кирсанову-старшему. Это противостояние выливается сначала в идейный спор, а затем приводит к дуэли. Но судьбы Павла Петровича и Базарова схожи: оба обречены на одинокую, бобыльную жизнь, которая завершается разрывом со всем, что было им дорого. Базаров умирает, а Павел Петрович, ставший похожим на мертвеца, доживает свой век в Англии вдали от родных и близких.

Николай Петрович, напротив, гораздо мягче в своем отношении к молодому поколению, он даже готов с ними в чем-то согласиться и пытается понять, что волнует молодежь, к чему она стремится. Приехавший из Петербурга сын Николая Петровича Аркадий находится поначалу под большим влиянием своего друга Базарова и несколько резок по отношению к отцу и дяде. Но Николай Петрович старается не обострять конфликт, а наоборот, найти путь ко взаимопониманию. И такая позиция дает свои благотворные результаты. В конце романа мы видим, как Аркадий, избавившийся от «болезни» нигилизмом и женившийся на Кате, прекрасно уживается с отцом Николаем Петровичем, его новой женой Фенечкой и младшим братом под крышей отчего дома в Марьине. Сын успешно продолжает дело отца по организации фермы. Так эстафета от одного поколения естественно переходит к другому - это и есть норма жизни, освященная традицией и вечными, непреходящими ценностями.


Вместо того, чтобы посечь сына, Он выпорол отцов… А. И. Герцен И. С. Тургенев начал работу над романом «Отцы и дети» в августе 1860 года. В июле 1861 года роман был закончен. Он создавался в годы исторического подъема, в годы подготовки и проведения реформы крепостного права. К началу 60 х годов XIX века в России сложилась революционная ситуация, разрешившаяся отменой крепостного права. Значительную роль в общественном движении этого периода начинают играть революционеры демократы, пришедшие на смену дворянским революционерам. Именно этот исторический процесс наиболее полно отразился в романе. По своим политическим взглядам в период работы над романом Тургенев примыкал к либеральному направлению. Автор «Записок охотника» сочувствовал освободительному движению, но до определенных границ: его пугала возможность кровавого крестьянского восстания. Поэтому писатель не смог принять революционных взглядов Чернышевского и Добролюбова. Но Тургенев не мог и не отразить в своем творчестве важнейших общественных явлений. Название романа «Отцы и дети» символично. Деление на «отцов» и «детей» в романе проведено не по возрастному, а по идейному признаку. «Отцы» – это люди со взглядами и принципами поколения либерального дворянства 40 х годов XIX века. «Дети» – это передовые люди, революционеры демократы из лагеря Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В романе показан процесс смены «отцов» «детьми». Но автор подчеркивает, что борьба ведется вовсе не с плохими людьми, а с отжившими общественными явлениями. Тургенев показывает читателю лучших представителей русского дворянства. Говоря словами автора, «если сливки таковы, то каково же молоко?» Наиболее яркими представителями лагеря «отцов» являются братья Кирсановы. Павел Петрович Кирсанов, старший брат, выведен в романе как представитель «белой кости», благородной крови, как представитель лучшей части русского дворянства. Об этом говорит история его жизни. Он воспитывался в пажеском корпусе, довольно быстро продвигался по службе, делал военную карьеру, но, говоря словами Базарова, «он всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен». Большую часть своей жизни он прожил за границей. Своей родины он почти не знал и плохо говорил по русски. Его портрет свидетельствует о том, что Павел Петрович аристократ. Запонки, воротнички, манжеты – во всем этом чувствовался английский вкус и порода. И в отношении его к крестьянству проявляется барская спесь и пренебрежительность. По языку и манерам он настолько далек от народа, что «русский мужик не считает его за соотечественника» и половину из его речи, пересыпанной иностранными словами, не понимает. В свою очередь, Павел Петрович нюхал одеколон, когда разговаривал с мужиками. Наиболее полно раскрывается ненужность и несовременность взглядов Павла Петровича в его спорах с Базаровым. Этот герой в первого взгляда не понравился Кирсанову. В его присутствии Кирсанов старший чувствует тайное раздражение, потерю хладнокровия, выдержки, вежливости. Павел Петрович одобряет существующий строй, он в ужасе от того, что Базаров замахивается на самодержавие. Кирсанов не понимает обстановки, сложившейся в России, пытается защитить перед Базаровым общину и другие патриархальные явления русской действительности, не зная, что община теперь даже не приносит оброка. Он придерживается славянофильских взглядов, но ничего русского не читает. Павел Петрович противопоставлен Базарову во всем. Тургенев подчеркивает это тем, что они даже одни и те же слова произносят по разному (принсипы – принцыпы). Павел Петрович никому не нужен в жизни и ни на что не способен. В семье брата его стесняются, молодежь его не понимает, новых взглядов на жизнь он не признает и не усваивает. Тургенев, говоря о нем в конце романа «… да он и был мертвец», рассказывает читателю, что Павел Петрович доживает свой век один, в Дрездене, а «на письменном столе у него находится пепельница в форме мужицкого лаптя» как единственнный символ связи с родиной. Образом Павла Петровича завершается галерея «лишних людей». Их время прошло, на смену им идут революционеры демократы. Младший брат, Николай Петрович, очерчен в романе несколько иначе. Тургенев явно в большей степени сочувствует этому герою, так как он отражает взгляды и настроения либеральной части дворянства, к которой примыкал и сам писатель. Николай Петрович – человек, склонный к мечтательности и грусти. Это немного удивительно, так как по роду своих занятий, да и по возрасту, он должен был бы быть далек от мечтаний. Николай Петрович любит стихи, играет на виолончели, любуется природой, увлекается изучением трудов немецких философов. Но в то же время Николай Петрович стремится идти в ногу со временем. Он выписывает книги из Петербурга, основал ферму на «вольном труде». Он, в отличие от старшего брата, принимает новое и уступает ему. Николай Петрович прислушивается к Базарову, следит за его опытами, рассуждает о его спорах с Павлом Петровичем. Он огорчается словам Базарова о некоторых книгах, которые он считал современными. В его разговорах с Базаровым читатель находит названия некоторых современных философских трудов. К крестьянам Николай Петрович относится хорошо. Он несколько более демократичен, чем Павел Петрович. Это чувствуют все, даже Фенечка. Но именно в отношении с крестьянами раскрывается его важная черта – бесхарактерность и мягкость. Когда надо кого то наказать, он этого сделать не умеет, так как нерешителен и добр. Даже делая большое и нужное дело (он мировой посредник), он своими речами «доводит мужиков до истомы». Свое посредничество он превращает в пустую и ненужную говорильню. Поэтому нам становятся понятны слова Базарова о том, что Николай Петрович – человек отставной и его «песенка спета». Хотя симпатии автора находятся на стороне этого героя, и в конце романа «ферма уже приносит значительный доход», мы понимаем, что этот человек живет все же устаревшими представлениями и ценностями. Такими увидел и изобразил дворян либералов Иван Сергеевич Тургенев. И хоть он и писал, что «Николай Петрович – это я», но пальму первенства он явно отдал Евгению Васильевичу Базарову – первому в русской литературе образу революционера разночинца.

Я думаю, что очень важно определить для себя черту, где здоровый эгоизм переходит в неоправданное самопожертвование. Именно на этой территории можно достичь гармонии с миром и самим собой. То есть, по значимости можно уравнять свои интересы с интересами других. Только тогда, не забывая свою личную жизнь, человек, тем не менее, будет полезен и для других. Жить «со всеми и для всех» - это умело разграничивать и, одновременно, совмещать свою жизнь с деятельностью окружающих людей. Здесь особенно важна «золотая середина», поскольку и в том и в другом случае сильное отклонение ведет к одиночеству и разочарованиям. Эгоистичный человек испытывает эти состояния, поскольку не ценит душевное тепло и расположение других людей. А тот, кто всю жизнь посвятил кому-то, вдруг понимает, что так ничего и не добился, поскольку отведенное ему время было впустую потрачено на чужие заботы и интересы.

Писателей девятнадцатого века также немало занимала эта проблема. В произ-ведении Тургенева «Отцы и дети» одни из главных героев, братья Кирсановы, по-своему понимают свое предназначение и цель в жизни. Старший брат , влюбившись, решил полностью посвятить свою жизнь возлюбленной. Его не остановило, что его любимая женщина была замужем и имела репутацию странной особы. Кирсанов неожиданно для всех вышел в отставку, в одну минуту загубив свою блестящую военную карьеру. Он объездил за дамой своего сердца полмира, однако его любовь не принесла счастья ни ему, ни его возлюбленной. Постоянное преследование быстро наскучило, и женщина постаралась избавиться от надоедливого любовника. Павел Петрович тяжело перенес разрыв. После этого он полностью сосредоточился на самом себе. Этот человек стал жить для себя. Переехав в деревню, Кирсанов-старший практически полностью отгородился от окружающего мира. С этого момента с соседями он не знается, местное общество не посещает и вообще редко покидает свое поместье. Все его помыслы ограничиваются поддержанием безупречной чистоты костюма и сохранением военной выправки. Безусловно, он испытывает некоторую привязанность к своему брату и племяннику. Даже готов сражаться на дуэли за честь Николая Петровича, однако это не спасает его от одиночества. Павел Петрович чувствует себя очень несчастным и опустошенным. Его брат - человек совершенно иного склада характера и ума. Николай Петрович Кирсанов в молодости не был так удачлив, как старший брат. Он не обладал его обаянием и внешностью. Однако этот человек жил в гармонии с окружающими и самим собой. Он искренне любил свою жену, а после ее смерти - Фенечку. И получал взамен ответное чувство. Он понимает, что не зря живет на этом свете, тем более, что мужает один и подрастает другой сын. Николай Петрович переживает от того, что они со старшим сыном отдалились друг от друга. Ему не безразлична Аркадия, поэтому он пытается понять и принять идеи молодых. Он старается быть в курсе новых открытий в науке, более того, не боится применять их на практике. Случайно он слышит разговор сына с Базаровым о самом себе. Евгений уверяет Аркадия, что хоть его отец и «добрый малый», но «его песенка спета». Это был удар для Кирсанова, однако Николай Петрович не опустил рук. Скорее, наоборот, еще с большим рвением занялся хозяйственными делами. Этот человек не отделяет себя от своей семьи, от родных и близких ему людей. Я думаю, что именно он способен жить «со всеми и для всех». Отец Аркадия совершенно лишен каких-либо эгоистических побуждений. Он привык заботиться о других. Сначала о жене, затем о маленьком сыне, когда Аркадий поступает в университет и становится самостоятельным, о беззащитной молодой девушке, которая впоследствии становится его женой, о своем брате, о своих крестьянах. Однако нельзя сказать, что он приносит себя в жертву другим людям. Он живет, не отказывая себе в удовольствии быть любимым и почитаемым женой, родными, друзьями. Именно поэтому он чувствует удовлетворение от своей жизни. По-своему, он даже счастлив. В любом случае, его никто не сможет упрекнуть в излишней черствости или жертвенности по отношению к другим людям.

Я думаю, Николай Петрович не одинок в своем умении гармонично строить свои взаимоотношения с окружающими и самим собой. Так же строит свою жизнь и Одинцова, и ее сестра, и родители Базарова. Эти люди, особо не задумываясь и не разглагольствуя, руководствуясь определенной житейской мудростью, находятся в гармонии с внешним и внутренним миром. Это помогает им чувствовать уверенность в будущем дне и наполняет смыслом их существование. На первый взгляд, например, жизнь родителей Базарова наполнена мелкими заботами и никому не нужными переживаниями. Однако, познакомившись с этими людьми поближе, начинаешь понимать, насколько много любви и душевного тепла способны дать эти люди окружающим. А доброжелательность и радушие - это уже первая ступенька лестницы, ведущей к гармонии.

Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания Базарова с нескрываемым сочувствием, словно желая и в своего наставника вселить такое же отношение к Павлу Петровичу. Следует отметить, что, вопреки ожиданиям Аркадия и читателя, реакция Базарова на услышанное была весьма сдержанной.

«Кольцо с вырезанным на камне сфинксом», подаренное Павлом Петровичем княгине Р, за которой он волочился по всей Европе, является своеобразным символом, ведь сфинкс – загадочное крылатое существо из древнегреческой мифологии с туловищем льва и головой и грудью женщины, загадывавшее сложные загадки при входе в рай и сбрасывавшее со скалы не решивших эти загадки. Видимо, княгиня Р была для Павла Петровича неразгаданной тайной, властно и необъяснимо притягивающей его. Это по-настоящему тургеневское, неподвластное разуму влечение.

Но многозначительна и развязка: княгиня возвращает Кирсанову кольцо, на котором теперь сфинкс перечёркнут. Тем самым предмет слепого обожания Павла Петровича словно ставит крест на загадке, упрощая жизненную ситуацию, снимая налёт таинственности и превращая, казалось, незаурядную романтическую историю любви в незамысловатый фарс. «А никакой тайны не было», - будто говорит герою княгиня. Очевидно, Павел Петрович принимал желаемое за действительное, и после этой истории он стал значительно более сдержанным с женщинами, о чём свидетельствует в дальнейшем его отношение к Фенечке.

Исходное отношение Павла Петровича к Базарову

Эта неприязнь объясняется целым рядом причин. Во-первых, встречая гостя «по одёжке», Павел Петрович, который как аристократ уделяет много внимания своему внешнему облику, чрезвычайно раздражён небрежностью Базарова; во-вторых, его сильно заботит возможное влияние уездного лекаря на молодого неоперившегося племянника; в-третьих, интуиция предсказала Кирсанову-старшему будущее соперничество с Базаровым решительно по всем вопросам. Кроме того, как выяснится для Базарова и для читателя позже, важную роль в жизни братьев Кирсановых играет Фенечка, и в Павле Петровиче тяга к ней, постоянно сопровождаемая соображениями благородства и чести по отношению к младшему брату, могла в момент приезда Базарова дополниться неосознанными опасениями за ещё одно потенциальное соперничество. Дальнейший ход сюжета (эпизод с поцелуем Базарова и Фенечки в беседке) показал обоснованность подобных скрытых опасений Кирсанова.



Базаров и его нигилизм

Биография Базарова нигде в романе цельно не описана, а разбросана осколками по всему роману не только потому, что герой ещё молод. Вероятно, даже в этом есть определённая авторская позиция. Тургенев, всё более уважающий Базарова на протяжении повествования, тем не менее хочет подчеркнуть, что сам тип Базаровых ещё не сложился как исторический, у него нет цельной истории, нет биографии, он в какой-то степени преждевременен, лишён исторической закономерности. Не случайно Базаров в романе столь одинок, рядом с ним нет не только настоящих единомышленников, но даже просто понимающих или сочувствующих.

Нигилизм Базарова – модное в то время увлечение передовой разночинной молодёжи, строящееся на беспощадном отрицании всех общественных явлений и всех идеалистических оснований человеческой жизни, в число которых нигилисты включали и любовь, и искусство, и веру, во имя утверждения материалистического подхода к действительности, естественнонаучного знания как единственного критерия истины.

Роман, дочитанный до конца, точнее проясняет суть нигилизма Базарова. Это и болезненная, крайняя реакция на торжество спокойного и неподвижного аристократизма Кирсановых, и своего рода маскарадный костюм циничного естествоиспытателя, скрывающий подлинное лицо и подлинные чувства. Называя себя «самоломанным», Базаров признаётся не в двуличии и не в двойственности, а в характерном для любого аскета свойстве – борьбе с собственной натурой. Эта мучительная, по существу, смертельная борьба Базарова с собственной натурой есть самое интересное в романе для современного читателя.

«Поединки» Павла Петровича и Базарова.

Первый «поединок» - словесная дуэль в 6 главе. Это скорее не спор, а своего рода подготовка, разведка Павла Петровича. Он поднимает несколько тем: 1) об успехах немцев в естественных науках, 2) об авторитетах, 3) о поэтах и химиках, 4) о непризнании искусства, 5) о вере в авторитеты (практически вторично). Базаров возражает весьма неохотно и вяло, а Николай Петрович как всегда вмешивается в разговор, когда «запахло жареным», он выступает в качестве смягчителя, буфера.



Перед основной идеологической схваткой (Х глава) в предыдущей главе Тургенев специально помещает эпизод с Фенечкой и ребёнком. Здесь впервые выявляются некоторые подлинные качества Базарова, которые, впрочем, как всегда, спрятаны за жёсткой и циничной риторикой. Базаров увлечённо и с любовью говорит о растениях, а главное – к нему охотно идёт на руки ребёнок, что свидетельствует о здоровом нутре героя: дети всегда ведут себя спокойно с людьми добрыми, сильными и любящими.

Х глава – главный идеологический поединок героев. Все споры начинает Павел Петрович, для которого неприемлемо в Базарове всё – от внешности и привычек до характера, образа жизни и взглядов. Базаров не рвётся в бой, а лишь коротко парирует удары Кирсанова, но только до той поры, когда тот задел его за живое, оскорбив его сыновние чувства.

Павел Петрович и Базаров расходятся по следующим вопросам:

· по вопросу изменения общества к лучшему (Павел Петрович – за постепенные, мелкие реформы, Базаров хочет сломать всё и сразу);

· по вопросу о принципах и смысле жизни (Базаров смеётся над «принсипами» Кирсанова и отрицает само явления принципов;

· по вопросу об отношении к народу (Павел Петрович чтит его патриархальность, приверженность старине, веру, смирение, а Базаров презирает его за это же самое и считает пороком согласие мужика на рабство, пьянство и невежественность);

· по вопросу о патриотизме (Павел Петрович считает себя патриотом и любит народ теоретически, Базаров же несколько ближе к народу, проще в обращении с мужиком, но не менее чужд и непонятен мужику – его зовут «шут гороховый», так как работу естествоиспытателя народ не способен принять за труд.

Базаров не желает признавать никакие авторитеты, поскольку считает, что всё созданное благодаря этим авторитетам, подлежит слому, уничтожению. Доверие Базарова распространяется только на знание и опыт, добытый им самим во время опытов и исследований.

Постепенно, ещё до дуэли, при всей тургеневской симпатии, при всём сочувствии более близким ему по духу Кирсановым и при всей ограниченности нигилиста Базарова, всё более отчётливо выявляется определённое превосходство нигилиста над «отцами». Это превосходство щемит авторское сердце, да оно и объективно не во всём хорошо. Автор, к примеру, высоко ценит достоинство, благородство и волю Павла Петровича, чувствительность, доброту, эстетичность Николая Петровича, эмоциональность, деликатность и доброжелательность Аркадия.

Наконец, читатель начинает понимать в полном объёме «самоломанность» Базарова, своеобразную жертвенность его фигуры, а вслед за тем и его мучительную раздвоенность и одиночество. Прячась за привычной циничной маской разрушителя, его чувства начинают распирать панцирь маски изнутри. Его бесит то, что симпатию к Фенечке он не в силах объяснить привычно – только физиологическими потребностями; что во время и после дуэли (романтическая нелепость!) он вынужден проявлять благородство по отношению к противнику; что он ощущает в себе желание видеть рядом более серьёзного друга и последователя, чем Аркадий; наконец, его настигает настоящее чувство любви к Одинцовой – то есть ровно то, что он всячески отрицал и над чем откровенно подтрунивал.

К «отцам» в романе относятся прежде всего братья Кирсановы.

Образ Павла Петровича

Рисуя Павла Петровича, Тургенев набрасывает его выразительный портрет. Мы видим у этого сорокапятилетнего мужчины коротко остриженные седые волосы, лишенное морщин, но желчное лицо, сохранившее «следы красоты замечательной». В облике его заметны «юношеская стройность», стремление «прочь от земли», изящность и породистость, изысканность и утонченность. Костюм его соответствует этим свойствам. На нём «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Он подаёт Аркадию «свою красивую руку с длинными розовыми ногтями», его снежной белизны рукавчик застёгнут «одиноким опалом». Это портрет аристократа и англомана, нарисованный и с любовным вниманием, и с долей иронии, поскольку свои вкусы и пристрастия Павел Петрович демонстрирует в глухой деревне, в которой он устремлён «прочь от земли».

Писатель наделяет Павла Петровича Кирсанова целым рядом положительных свойств. Его отличает безукоризненная честность, благородство, прямота, страстность, гибкий ум, преданность некогда выношенным убеждениям и определенным принципам, рыцарственное отношение к женщине. Нельзя не признать его правоты, когда он говорит о значимости авторитетов, с уважением говорит о великих немецких поэтах Гёте и Шиллере, когда осуждает Базарова за его презрение к мужикам. В характеристику Павла Петровича Тургенев привносит немало романтических черт. Они присутствуют, как мы видим, в его портрете, в подчеркивании автором незаурядности личности персонажа, в сцене дуэли, на которую — в силу романтических традиций — он вызывает своего противника, в обособленности от соседей, в романтической разочарованности и трагической участи невостребованного жизнью человека. Такой обрисовке Павла Кирсанова служит и заметная ассоциация его с Печориным. Дата его рождения — 1814 год — соотносит его с печоринским поколением, его рост, стан, белоснежный рукав, аристократизм облика, интерьер кабинета (оружие на персидском ковре), отдельные позы, дуэль — всё это призвано напомнить нам о лермонтовском герое, хотя у Павла Петровича нет печоринской мятежности и вечной неудовлетворенности.

Особое значение в отмеченной романтизации дяди Аркадия имеет история его любви к княгине Р. История эта похожа на вставную романтическую новеллу, в которой раскрываются странные особенности личности обоих героев и их душевные противоречия. Княгиня Р. вела странную жизнь, принимала гостей «во мраке гостиной», до самого утра «металась по комнате, ломая руки» и вся находилась «во власти каких-то тайных... сил». А её былой возлюбленный «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», «терзался, ревновал и не давал покою» княгине, скитался за нею, испытал любовь-рабство и загадочность этой истории завершил подарком кольца с вырезанным на камне сфинксом. Приключение это автобиографично и оттого согрето писателем особенным чувством, которое нельзя не заметить. Испытав трагедию любви, Павел Кирсанов запирает себя в деревенской глуши, отказавшись от надежд на счастье.

Вместе с тем Павел Петрович выступает как антагонист Базарова, в сравнении с которым становится очевидной праздность его бытия, оторванность его от высоких запросов жизни, его барское высокомерие и индивидуализм. Идеалы Павла Кирсанова остались в далёком прошлом, хотя он считает себя либералом и человеком, который любит прогресс. Взгляды этого персонажа во многом консервативны, «принсипы» окостенелы; он испытывает презрение к положительному опытному знанию, к естественным наукам, к носителям идей демократизма. Либерализм его достаточно ограничен, западничество причудливо соединилось со славянофильством. Нельзя не отметить, что от личности этого героя веет холодом. При внешнем повышенном эстетизме он зачастую бывает глух к прекрасному. Когда он смотрел на звезды, «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд». Это оттого, что «не умела мечтать его щегольски-сухая <...>, на французский лад мизантропическая душа». Народные начала жизни и народная вера ему, по существу, чужды. Тургенев часто иронизирует над Кирсановым-старшим, показывает комизм его положения в сцене дуэли, а эпизод этот он вводит для «наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства», как заметил автор в письме К. К. Случевскому. В эпилоге романа писатель показывает и драматизм переживаний своего героя («целая погибшая жизнь в нём трепетала»), и никчёмность прожитой им жизни («Да он и был мертвец», — констатирует автор).

Образ Николая Петровича

По-иному автор произведения характеризует Николая Петровича, другого представителя «отцов». Это мягкий, добродушный, чуткий и деликатный человек, переживший немало на своём веку. Но трудности жизни не исказили природы этого доброго человека, он не очерствел, остался сентиментальным и нежным «папашей», преданно любящим своего единственного сына. В описании портрета его бросаются в глаза слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: он «пухленький», он подогнул «ножки». Видимо, это не случайно. Николай Кирсанов менее крупная и яркая, нежели его брат, фигура, хотя она овеяна несомненным сочувствием автора. Николай Петрович тянется к молодёжи, долго живёт с сыном в Петербурге в пору учебы того в университете, благожелательно и гостеприимно встречает Базарова. Он причастен к искусству: глубоко любя музыку, играет на виолончели, чуток к природе и поэзии. Во многом он напоминает Лаврецкого: он решает в условиях крепостного права облегчить участь крестьян, переводит их на оброк и передаёт в их собственность землю. Он силится преобразовать помещичье хозяйство и заводит «ферму», используя наёмный труд.

Чтобы не отстать от жизни и быть на уровне своих преобразований, он учится, читает, выписывает специальную литературу. В округе его величают «красным». Он попадает в мировые посредники и терпеливо «вразумляет мужичков», отказываясь от высокомерия и спеси. Но добрые намерения отца Аркадия не приносят желаемых результатов. Его деревни исполнены убогой нищеты. Оброка крестьяне не платят. Рабочие «фермы» пугаются новой техники. «Сил моих нет!» — произносит Николай Петрович, предаваясь отчаянию. Чтобы усилить ощущение беспомощности младшего Кирсанова, писатель даёт ему устами крестьян и Базарова ряд обидных, но справедливых прозвищ: он «трусишка», «человек отставной», «божья коровка», «старенький романтик», «его песенка спета». Но Тургеневу Николай Петрович симпатичен, и в финале романа он не только сближает его с «блудным сыном», но и награждает семейным счастьем. Это тоже не случайно. Писатель чувствовал типичность этого персонажа и свою родственность ему. «Н<иколай> П<етрович> — это я, Огарев и тысячи других», — заметил однажды Тургенев.

В целом отношение автора к нарисованным им «отцам» достаточно противоречиво. С одной стороны, Тургенев окружает братьев Кирсановых в романе «Отцы и дети» своим вниманием, сопереживанием, сочувствием, романтизирует их, наделяя рядом весьма привлекательных черт, считает, что в конфликте романа «обе стороны до известной степени правы», а противники «равноценны». С другой — он роняет такое категорическое суждение: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича <...>. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? »