Урока – семинара по обществознанию на тему «Исторический процесс и его участники». Исторический процесс и его участники

РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Эта роль трактуется учеными по-разному. В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественно-политической жизни, в защите родины.
Часть исследователей, характеризуя роль народных масс, ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Они полагают, что понятие «народ» имеет неодинаковое содержание в различные исторические эпохи, что формула «народ - творец истории» означает широкую общность, соединяющую только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С помощью понятия «народ», по их мнению, отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ - это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Вместе с тем понятие «народ» охватывает и те слои, которые, не являясь трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения. В качестве примера приводят обычно буржуазию, которая в XVII-XIX вв. возглавляла антифеодальные революции.
Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) не насыщал понятие «народ» социальным содержанием, а вкладывал в него этническое и этическое содержание. «Для народа, - писал В. О. Ключевский, - характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов». Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В. О. Ключевский, «в делах которых весь народ принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело».
Утверждениям, возвеличивающим народ, противостоят иные суждения мыслителей. А. И. Герцен (1812-1870 гг.) писал, что народ - консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен... Чем народ дальше от движения истории, тем он упорнее держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».
Русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.) считал, что народ может не иметь демократических убеждений: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она - порабощенная и порабощающая воля».
В некоторых трудах подчеркивается различие между понятиями «народ» и «масса». Немецкий ученый К. Ясперс (1883-1969 гг.) отмечал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы - она пуста. «Люди в массе, - писал К. Ясперс, - легко могут потерять голову, предаваться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами».
Итак, взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются. (Вспомните, что вы узнали о роли народа из курса истории. Подумайте, какая из приведенных точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории. Может быть, у вас сложилась своя особая точка зрения по этому вопросу? Как вы могли бы ее обосновать? Приведите примеры, когда действия народа повлияли на ход событий.)
Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называют элитами. Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Предполагается, что эти люди обладают интеллектуальным и моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. (Всегда ли так бывает?) По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры. (Подумайте, какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной и др.)

Эта роль трактуется учеными по-разному. В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественно-политической жизни, в защите родины.
Часть исследователей, характеризуя роль народных масс, ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Они полагают, что понятие «народ» имеет неодинаковое содержание в различные исторические эпохи, что формула «народ - творец истории» означает широкую общность, соединяющую только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С помощью понятия «народ», по их мнению, отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ - это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Вместе с тем понятие «народ» охватывает и те слои, которые, не являясь трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения. В качестве примера приводят обычно буржуазию, которая в XVII-XIX вв. возглавляла антифеодальные революции.
Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) не насыщал понятие «народ» социальным содержанием, а вкладывал в него этническое и этическое содержание. «Для народа, - писал В. О. Ключевский, - характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов». Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В. О. Ключевский, «в делах которых весь народ принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело».
Утверждениям, возвеличивающим народ, противостоят иные суждения мыслителей. А. И. Герцен (1812-1870 гг.) писал, что народ - консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен... Чем народ дальше от движения истории, тем он упорнее держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».
Русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.) считал, что народ может не иметь демократических убеждений: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она - порабощенная и порабощающая воля».
В некоторых трудах подчеркивается различие между понятиями «народ» и «масса». Немецкий ученый К. Ясперс (1883-1969 гг.) отмечал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы - она пуста. «Люди в массе, - писал К. Ясперс, - легко могут потерять голову, предаваться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами».
Итак, взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются. (Вспомните, что вы узнали о роли народа из курса истории. Подумайте, какая из приведенных точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории. Может быть, у вас сложилась своя особая точка зрения по этому вопросу? Как вы могли бы ее обосновать? Приведите примеры, когда действия народа повлияли на ход событий.)
Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называют элитами. Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Предполагается, что эти люди обладают интеллектуальным и моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. (Всегда ли так бывает?) По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры. (Подумайте, какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной и др.)



СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Каждый индивид принадлежит к какой-либо общности. Говоря об участниках исторического процесса, мы обращаемся к таким общностям, как социальные группы. Английский философ Т. Гоббс писал: «Под группой людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом». Интересы могут различаться по своей направленности (государственные, политические, экономические, духовные); могут быть реальными и мнимыми; могут носить прогрессивный и регрессивный, или консервативный, характер. Они являются основой объединения людей, мобилизуют их на общие действия.
Исторически складываются устойчивые и длительно существующие группы людей. Вам знакомы классы (рабы - рабовладельцы, феодалы - крестьяне и др.); племена, народности, нации; сословия; группы, выделяемые по религиозному (протестанты, католики и др.), возрастному (молодежь, пожилые люди и др.), профессиональному (шахтеры, учителя и др.), территориальному (жители какой-либо области) признакам. Общие интересы каждой из групп определяются положением ее членов в производстве, общественной, религиозной жизни и т. п. В разные периоды истории мы видим те или иные группы в качестве активных участников событий. (Вспомните восстания рабов, борьбу «третьего сословия» против монархии, национально-освободительные движения, религиозные войны и другие факты, свидетельствующие об активной роли различных групп общества в исторических событиях.)
Для защиты своих интересов социальные группы создают общественные объединения, куда входят наиболее активные члены группы. Под общественными объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов. (Вспомните средневековые гильдии, политические клубы в период Французской революции.) В Новое время возникли профессиональные союзы наемных рабочих. Их задача - защита экономических интересов трудящихся. Формируются и предпринимательские организации, призванные координировать действия предпринимателей. Возникли также сельскохозяйственные организации, выражающие интересы землевладельцев. Не следует забывать и о такой влиятельной организации, как церковь. Для борьбы за власть в Новое время создаются политические партии. (Подумайте, какие примеры могут проиллюстрировать заметное влияние общественных объединений на исторический процесс.)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

В начале параграфа была отмечена универсальность исторического процесса. Поскольку он охватывает все проявления человеческой деятельности, в круг исторических личностей входят деятели различных сфер общественной жизни: политики и ученые, деятели искусства и религиозные лидеры, военачальники и строители - все те, кто наложил свой индивидуальный отпечаток на ход истории. Историки и философы используют различные слова, оценивающие роль той или иной личности в истории: историческая личность, великий человек, герой. Отражая заметный вклад определенного деятеля в историю, эти оценки вместе с тем зависят от мировоззрения, политических взглядов исследователя и в значительной мере носят субъективный характер. «Понятие «великий» есть понятие относительное», - писал русский философ Г. В. Плеханов.
Деятельность исторической личности может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда этот человек жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положительной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны этой деятельности. Понятие «великая личность», как правило, характеризует деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. «Великий человек, - писал Г. В. Плеханов, - велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Впечатляющие образы исторических деятелей давал в своих лекциях В. О. Ключевский. И хотя он вел речь о людях сравнительно далеких веков, выявленные им качества этих личностей и поныне представляют значительный интерес, ибо, как он писал, в трудные минуты пример добрых людей не только ободряет, но и учит, как действовать. Историческим личностям, по мнению В. О. Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии; стремление сообщать преобразовательным порывам и помыслам вид таких простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить, польза которых была очевидна всем.
Основные понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, субъекты исторического процесса.
Термины: философия истории, эволюция, революция, реформа, народные массы, историческая личность.

1. Отражает ли соотношение между исторической наукой и философией мысль древнегреческого историка Фукидида (около 460-400 гг. до н. э.): «История - это философия в примерах»? Свою точку зрения аргументируйте.
2. В 1999 гг. социологи провели опрос, в ходе которого каждому опрошенному предлагалось назвать десять выдающихся людей всех времен. В результате чаще всего называли: Петра I - 46%, Ленина - 42%, Пушкина - 42%, Сталина - 35%, Гагарина - 26%, Жукова - 20%, Наполеона - 19%, Суворова - 18%, Ломоносова - 18%, Менделеева - 12%. Составьте свой список из десяти выдающихся людей и сопоставьте его с приведенным выше. Аргументируйте свой выбор и объясните его вероятное расхождение с результатами исследования социологов.
3. Исходя из позиций, изложенных в параграфе, проанализируйте деятельность наиболее известного вам исторического деятеля.
4. Как вы относитесь к высказыванию Н. А. Бердяева: «Все исторические эпохи, начиная с малых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории, эпохой нынешней, - все есть моя историческая судьба, все есть мое»? Аргументируйте свою позицию.
5. Какой период истории вы изучаете одновременно с данной темой обществоведения? Проанализируйте изменения, происходившие в обществе в этот период. Попытайтесь ответить на вопросы: каков характер этих изменений? Какой тип социальной динамики имел место? Каким образом действовали различные факторы общественного развития? Как проявили себя субъекты исторического процесса?

Поработайте с источником

Русский историк и философ Л. П. Карсавин о философии истории.

Философия истории определяется тремя основными своими задачами. Во-первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т. е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих, задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса. Поскольку философия истории ограничивает себя первою задачею, она является «теориею» истории, т. е. теориею исторического бытия и теориею исторического знания. Поскольку она преследует решение второй задачи, она - философия истории в узком и специальном смысле термина «философия». Наконец, в области, определенной третьей задачей, она предстает перед нами как метафизика истории, причем, конечно, в термине «метафизика» мною не мыслится отвлечение от конкретной эмпирии, но - конкретное познание исторического процесса в свете наивысших метафизических идей.
С первого же взгляда очевидна глубокая органическая, нерасторжимая связь проблем теории истории и философии истории. Невозможно определить основоначала истории иначе, как чрез отношение их к основоначалам бытия и знания вообще, а следовательно - и без уяснения связи их с Бытием абсолютным. Всякий теоретик истории, если только он искусственно не замыкает себя в круг вопросов так называемой технической методологии, неизбежно должен выяснить: в чем заключается специфичность исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т. д. Все это делает настоятельно необходимым рассмотрение теоретико-исторических и философско-исторических проблем во взаимосвязи.
Вопросы и задания: 1) В чем, по мысли автора, состоят задачи философии истории? Как вы понимаете смысл каждой из задач? 2) Как соотносятся историческое бытие и историческое знание? 3) Какую задачу призвана решать философия истории в узком смысле? 4) Почему автор объединяет рассмотрение теоретических и философских проблем истории? 5) Какова связь изучения конкретного исторического процесса и философии истории? 6) К какой из задач философии истории можно отнести вопросы, рассмотренные в данном параграфе?


ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Основа исторического процесса - события, (прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни). Философия истории Философия истории - стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории.


ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ Исторический процесс – это общество в динамике, т.е. в движении, изменении, развитии. Социальные изменения – это переход социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений. Такие изменения – социальное развитие. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ Линейное движение Циклическая динамика Спиралевидная динамика Используя п.1 охарактеризуйте типы социальной динамики


ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития; циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем; спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего.




ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЭВОЛЮЦИЯ постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. СОЦИАЛЬНАЯ РЕФОРМА - переустройство какой- либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных.


ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА Прочтите п.2 и выпишите в тетрадь определение понятия «фактор» и факторы изменения общества. ФАКТОР причина, движущая сила исторического процесса, определяющая его характер или отдельные черты природные факторы (Ш. Монтескье); духовный фактор - «Идеи правят миром», немецкий философ Г. Гегель писал, что историей правит «мировой разум»; материальные факторы - значение материального производства в развитии общества (К. Маркс). развитие техники и технологий как фактор В чем заключается позиция М.Вебера по отношению к факторам социальных изменений?


РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Марксисизм: народ – трудящиеся массы – творец истории, играет решающую роль в создании материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественной жизни. В.О.Ключевский: народ – этнографическое понятие, то есть люди одной истории, культуры, духа. Иные суждения: А.И.Герцен: народ - консерватор по инстинкту. Он держится за старое, усвоенное, знакомое. Н.А.Бердяев: народ может не иметь демократических убеждений.


РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «НАРОД» И «МАССА» не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы она пуста. структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. (К. Ясперс) НАРОДМАССА ЭЛИТА Особую роль в управлении обществом, в развитии культуры играет - ЭЛИТА. Что такое элита?


СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ «Под группой людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом». Т. Гоббс Типология социальных групп: классы (высший, средний, низший); племена, народности (русские, французы, англичане); сословия (дворяне, крестьяне, купцы); по религиозному признаку (протестанты, католики и др.), по возрастному признаку (молодежь, пожилые люди и др.), по профессиональному признаку (шахтеры, учителя и др.), по территориальному признаку (жители какой-либо области) признакам. общественные объединения - формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ Это деятели различных сфер общественной жизни, кто наложил свой индивидуальный отпечаток на ход истории. Л.Давинчи А. Гитлер А. Македонский Б.Франклин Петр I «Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи…, он указывает новые общественные нужды…, он берет на себя почин удовлетворения этих нужд» Г.В.Плеханов «О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам». Ф. Вольтер



Эта роль трактуется учеными по-разному. В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественно-политической жизни, в защите родины.
Часть исследователей, характеризуя роль народных масс, ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Они полагают, что понятие «народ» имеет неодинаковое содержание в различные исторические эпохи, что формула «народ - творец истории» означает широкую общность, соединяющую только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С помощью понятия «народ», по их мнению, отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ - это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Вместе с тем понятие «народ» охватывает и те слои, которые, не являясь трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения. В качестве примера приводят обычно буржуазию, которая в XVII-XIX вв. возглавляла антифеодальные революции.
Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) не насыщал понятие «народ» социальным содержанием, а вкладывал в него этническое и этическое содержание. «Для народа, - писал В. О. Ключевский, - характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов». Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В. О. Ключевский, «в делах которых весь народ принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело».
Утверждениям, возвеличивающим народ, противостоят иные суждения мыслителей. А. И. Герцен (1812-1870 гг.) писал, что народ - консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен... Чем народ дальше от движения истории, тем он упорнее держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».
Русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.) считал, что народ может не иметь демократических убеждений: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она - порабощенная и порабощающая воля».
В некоторых трудах подчеркивается различие между понятиями «народ» и «масса». Немецкий ученый К. Ясперс (1883-1969 гг.) отмечал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы - она пуста. «Люди в массе, - писал К. Ясперс, - легко могут потерять голову, предаваться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами».
Итак, взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются. (Вспомните, что вы узнали о роли народа из курса истории. Подумайте, какая из приведенных точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории. Может быть, у вас сложилась своя особая точка зрения по этому вопросу? Как вы могли бы ее обосновать? Приведите примеры, когда действия народа повлияли на ход событий.)
Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называют элитами. Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Предполагается, что эти люди обладают интеллектуальным и моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. (Всегда ли так бывает?) По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры. (Подумайте, какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной и др.)

ПЛАН

Урока – семинара по обществознанию на тему «Исторический процесс и его участники».

Эпиграф урока (на доске):

«Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином»,

В.О. Ключевский.

Цели:

1. Опираясь на изученное по истории и обществознанию, раскрыть тему урока.

2. Продолжить формирование умения отбирать нужный материал для раскрытия понятия.

3. Воспитания на примере выдающихся исторических деятелей, значение деятельности которых вышло за пределы своей эпохи.

Оборудование: план семинара да доске.

ПЛАН

    Исторический процесс: сущность, объект, субъекты.

    Народ – двигатель истории или консерватор?

    Народ, масса, толпа. Их роль в историческом процессе.

    Элита, ее роль в историческом процессе.

    Социальные группы, что их объединяет. Общий интерес и социальный характер.

    Кто такие исторические деятели? Каковы их основные качества?.

    Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках, говоря о социальном познании, мы отмечали, что есть три вида социальных фактов, являющихся неотъемлемой частью исторического процесса:

1-й –это действия, поступки людей отдельных индивидов или больших социальных групп;

2-й –это продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);

3-й – словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, высказывания.

А что же есть исторический процесс?

    Исторический процесс: сущность, объект, субъекты (выступление уч-ся)

Итак, исторический процесс – это жизнь человечества в ее развитии и результатах. Он непрерывен и незавершен, включает прошлое, настоящее и будущее, и пока жив человек, он будет продолжаться.

    Одним из субъектов исторического процесса является народ. Какова его роль в историческом процессе? (выступление уч-ся)

«Глубоко неверна, более того вредна и безнравственна точка зрения, будто историю творят только великие5 люди. Для того чтобы совершить то, что активная поддержка и участие тысяч и миллионов других, называемых «маленьких», людей либо, по крайней мере, их пассивность и покорность.

Приведите примеры роли народа в историческом процессе.

    Народ, масса, толпа. Их роль в историческом процессе (выступление уч-ся)

Толпа – это злой дух, джин, выпущенный из бутылки. Чтобы из толпы вновь получается народ со своими убеждениями, твердой линией поведения, необходимо, чтобы в толпе оказалось достаточно много людей активных, с высокой целостности, не руководствующиеся лишь стадными чувствами.

    Элита, ее роль в историческом процессе (выступление уч-ся).

Делают ли частью элиты престижная работа, дорогие вещи, принадлежность к «верхушке» общества?

Сделать выводы:

    Социальные группы, что их объединяет? (выступление уч-ся)

Часто говорят о менталитете ученых, военных, бизнесменов, юристов. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса, общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, складывается много общего в складе ума, в умонастроении. Вот говорят «русская душа» (особенно в литературе), такие качества, как доверчивость для общения, терпение и т.д.

    Кто такие исторические деятели? Каковы их основные качества? Или Роль личности в историческом процессе» (выступление уч-ся)

Нам известны исторические деятели делавшие исторически известное жизненное дело… имена, которые утратили уже хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители». В.О. Ключевский.

Значение деятельности таких людей выходило далеко за пределы своей эпохи. Их мысли и дела благотворно влияли на жизнь многих поколений.

Они стали для грядущих поколений примером, нравственным двигателем.

(н-р для участников ВОВ – Д.Донской, А. Суворов, М Кутузов, Г. Жуков и т.д.) Этой теме можно посвятить много уроков.

И поэтому, я и даю вам задание завершение курса: выбрать историческую личность и раскрыть его роль в истории.

    Итоги урока.