Уильям блейк - избранное. Новый метод оттиска. Возвращение в Лондон

18. Уильям Блейк – поэт, художник, мистик, визионер

Если бы каналы, через кои наши чувства воспринимают окружающий мир, были расчищены, то все сущее предстало бы перед человеком в своем истинном виде, то есть как бесконечная субстанция. А пока что человек уходит в себя все глубже и глубже, и весь сущий мир он может видеть лишь сквозь узкие щели в своей пещере.

Уильям Блейк. «Бракосочетание Рая и Ада»

Столь необычное сочетание самых разнообразных талантов привело к тому, что он стоит особняком в мировой культуре. Странные видения и прозрения давали ему настолько яркие сюжеты для написания, что он мог их воплощать на бумаге как бы с натуры. Он был первым, кто начал работать в жанре эзотерической живописи и явился предтечей современных художников-космистов.

Речь идет об Уильяме Блейке, родившемся в 1757 году, в Лондоне, в семье торговца. Он закончил несколько классов начальной школы, но, в основном, его образование было домашним. Родители были богобоязненными протестантами, а поэтому Библия оказала сильное влияние на неокрепшую душу Уильяма. Возможно, поэтому тексты Священного Писания до конца дней являлись главным источником его вдохновения. Любимым занятием Уильяма с самого раннего детства было перерисовывание гравюр, изображающих древнегреческих богов и героев. Некоторое время он посещал и уроки живописи, но особого прилежания к этому не прилагал, рисуя только то, что ему нравится. Приблизительно к тому же времени относится и его увлечение поэзией. А когда Уильяму исполнилось 15 лет, родители отдали его на обучение к граверу.

Скрупулезная работа гравера, не допускающая даже малейшей оплошности, приучила Блейка к прилежанию и аккуратности, и в возрасте 21 года, освоив эту профессию, он приступил к самостоятельной работе. В 1778 году Блейк начал учиться в Королевской Академии искусств, через четыре года женился на девушке без образования, которая, тем не менее, оказалась незаменимой помощницей во всех его делах…

Судьба с самого начала не баловала Блейка. Никто не понимал и не хотел издавать его поэмы. Самый первый сборник стихов его вышел в 1783 году, но не пользовался успехом у читающей публики. В последующем Блейк точно так же за свой счет издавал и другие свои книги, сопровождая их собственными гравюрами.

Несмотря на то, что при жизни стихи и рисунки Блейка не имели никакой популярности, они были как бы, заново открыты и разрекламированы прерафаэлитами – сторонниками направления в английской живописи в середине XIX века, демонстрирующими свое духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения. Сегодня Блейк заслуженно находится в первой десятке поэтов Англии. Его стихотворения разделяются на две группы: лирические и мистические. Временами как бы они дополняют друг друга…

Уильям Блейк проявил свой визионерский дар уже в раннем детстве. Пробуждению этого способствовала обстановка в семье родителей, которые проявляли интерес к творчеству шведского ясновидца Сведенборга и часто вечерами разговаривали на эту тему. Особенно волновали маленького Уильяма апокалипсические сюжеты.

Сведенборг в то время утверждал, что конец света наступит уже через несколько лет, и что он будет сопровождаться колоссальными разрушениями.

Это настолько потрясло маленького Уильяма, что у него сначала во сне, а потом и наяву стали появляться яркие картины Страшного суда, ада и рая, а также другие видения.

Самая первая галлюцинация поразила его больше всего: он увидел в окне своего дома лицо Бога, испугался и закричал. Некоторое время спустя в ветвях дерева он увидел отдыхающих ангелов, но его реакция была уже не такой бурной. А в другой раз ему привиделся вехозаветный пророк Иезекиль, который мирно сидел на лужайке возле их дома. Уильям, вернувшись с прогулки, рассказал об этом матери, но та его отшлепала за нелепые фантазии.

Он видел небо, усеянное дикими цветами, и наблюдал похороны эльфа; вся природа казалась ему непосредственной, живой, повсюду теснились призраки, которые двигались, пели и вступали с ним в общение. Подобные видения сопровождали Блейка до конца его дней. Все это несомненным образом отражалось на личности Блейка, его мыслях, разговорах и особенно на всем его творчестве. Вдобавок к этому Блейк верил в направляющую роль архангелов при выполнении им живописных работ.

Сам факт, что перед ним открываются видения, чего он никогда не скрывал, пугало его друзей и собеседников, которые видели в нем человека со сдвигом и не всегда принимали его всерьез. Но Блейк не был сумасшедшим, хотя и всегда ходил по краю безумия…

Блейк впоследствии создал собственную мифологию, в которой он перемешал пригрезившиеся ему образы и библейские персонажи. Как и везде здесь имелись силы добра и зла, которые, однако, не исключали, а дополняли друг друга. «Влечение и отвращение, мысль и действие, любовь и ненависть необходимы для бытия человека», – писал Блейк. В своей поэме «Бракосочетание Рая и Ада» Блейк подает себя как приверженец ада и покровитель зла, поскольку зло – это энергия, в которой «вечное наслаждение».

Искажение и синкретизм в трактовке добра и зла порождало многочисленные и, порою, злые критические оценки творчества Блейка. Но, несмотря на то, что он частенько нападал на традиционную религию и порожденные ею моральные устои, это не означает, что Блейк был нерелигиозным человеком. Свои своеобразные взгляды на христианство он изложил в упомянутом «Бракосочетании Рая и Ада». В этом своем произведении Блейк приводит изречения типа: «Тюрьмы строят из камней закона. Дома терпимости – из кирпичей религии. Гусеница оскверняет лучшие листья, священник оскверняет чистейшие радости».

Блейк представляет Иисуса не как философа и не как мессию, а как творческого работника, находившегося выше всякой похвалы, законов, логики и даже морали.

Блейк испытывал отвращение к религиозному стоицизму и жертвенности, которые он ассоциировал с подавлением жизненности. Такую же брезгливость у него вызывало всякое подавление любой свободы – расовое и социальное неравенство. Блейк являлся сторонником свободной любви, предвосхитив аналогичные взгляды хиппи на целых двести лет. Последнее у него проявлялось в том, что поэт был противником узаконенных форм брака и осуждал соответствующие христианские устои. Несмотря на это, его самого никак нельзя было обвинить в сексуальной распущенности.

Через два века Уильям Блейк был канонизирован гностической католической церковью в ранге святого. А в 1949 году была установлена премия имени Блейка за вклад в религиозное искусство. К сожалению, могила Блейка к нашему времени оказалась утерянной, но в 1957 году в Вестминстерском аббатстве в Лондоне был сооружен мемориал памяти Блейка и его жены Кэтерин Софии.

Из книги Оккультные тайны НКВД И СС автора Первушин Антон Иванович

1.1.4. Георгий Гурджиев - философ и мистик. Георгий Иванович Гурджиев родился 28 декабря 1877-го года в Александрополе Кавказ. Отец его был грек, а мать - армянка. Несмотря на такую пестроту крови, семейство Гурджиевых состояло в родстве с древним византийским родом Палеологов

Из книги Жизнь. Любовь. Смех. автора Раджниш Бхагван Шри

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОЭТ ЛЮБВИ И СМЕХА - Бхагван, в мире, одержимом ненавистью и враждой, печалью и сожалением, кажется Ты - единственный певец любви и смеха. Не весело ли это?Да. Это весело, но кто-то должен начать это. Мы хотим, чтобы мир был менее серьезным и болеечувствительным -

Из книги Пифагор. Том II [Мудрецы Востока] автора Бязырев Георгий

ПОЭТ - МИСТИК Вдали от трасс рискованных Среди гнездовий сонных - Так много окольцованных, Так мало окрыленных… На фоне такой политической борьбы собратьев-царей за единовластие рос, учился и мужал Заратуштра. Когда юноше было пятнадцать лет, четверо его старших

Из книги Шаманский Лес автора Серкин Владимир Павлович

Крабители: поэт и краболунг Ловить крабов - «крабить». Неизвестно, кто придумал этот глагол. Все браконьеры и краболовы его знают. Но в городе никто не употребляет, кроме инспекторов природнадзора. Похоже, термин создан самими краболовами. Не специально, в работе. И не

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

ХУДОЖНИК-ПРОРОК 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было стать легендой еще при жизни. Николай Константинович Рерих - мастер живописи, путешественник, археолог, писатель, известный педагог и общественный деятель,

Из книги 2012: У НАС ЕСТЬ ВЫБОР! автора Unknown ШРИ РАМ КАА КИРА РАА

Знакомьтесь: художник-визионер Элиам Благословение от ЭлиамаЯпоистине благодарен за великую честь участвовать в этом важнейшем и прекраснейшем проекте.Сотрудничество с Кирой Раа и Шри Рам Каа стало настоящим даром. С помощью этого проекта я смог предложить свои дары и

Из книги НОВЕЛЛИНО, СТАНСЫ, ПАРАЛЛЕЛИ автора Кутолин Сергей Алексеевич

Из книги Маги и целители 21 века автора Лиственная Елена Вячеславовна

1. Жил-был художник один Жил себе в Питере художник Сережа Лазарев, интересовался эзотерикой… И она им интересовалась. Но он не особо-то на нее внимание обращал: выпивал, мясо ел (как он сам признается), курил и женского пола не гнушался (я так думаю). Однажды выступила у него

Из книги Каббала автора Уэйт Артур Эдвард

VII. Уильям Постель Вокруг имени Уильяма Постеля ходило немало легенд философического, вернее, оккультного толка, к их числу прибавилась и легенда, бытовавшая в народе; в ней этот миролюбивый, хотя и несколько ребячливый монах представлен в обличье величественного

Из книги Найди себя по знаку рождения автора Кваша Григорий

ТОЛЬКО О ЖЕНЩИНАХ, КОТ - МИСТИК Наименее раскрученная стихия в мире женщин - это стихия мистики. Конечно, можно очень долго рассуждать о величии теософии Елены Блаватской (31.07.1831) или духовных постижениях Елены Рерих (31.01.1879), но думается, не всех это убедит. Более надежный

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Илья Репин: художник, нарисовавший смерть Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 - 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными. Есть мнение, что художник было экстрасенсом и заряжал свои работы невиданной силой.Его легендарную картину

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 1 автора Ливрага Хорхе Анхель

Михаил Врубель: личный художник Демона Художника, прославившего свое имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства, Михаила Александровича Врубеля (5 марта 1856 - 1 апреля 1910), по праву считают самым настоящий мистиком от искусства, непознанное и

Из книги Контакты с другими мирами автора Гордеев Сергей Васильевич

Д. С. Гусман Искусство и художник Между понятиями «искусство» и «художник» для нас существует такая же связь, как и между понятиями «идеал» и «идеалист», «правосудие» и «юрист», «наука» и «ученый» и т. п.Идеал является таковым благодаря идеалистам и вопреки им, и он

Из книги Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле автора Келлер Тимоти

3.2 ОПАЛЬНЫЙ ПОЭТ ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ По рассказу В. Губанова, «Православные чудеса в XX веке», 2000 г.Я сама из города Твери. Однажды я сидела за утренним чаепитием, а мимо окон с музыкой пронесли покойника. Отец попросил меня узнать, кто помер? А я в то время была очень маленькой

Из книги Астрология. От прошлого к настоящему. Как приблизить состояние счастья? автора Мазова Елена

Из книги автора

Работящий мистик Северный узел – в Скорпионе, Южный узел – в ТельцеКем вы были в прошлой жизни. Ваше прошлое связано с занятиями знака Телец. Это означает, что в прошлых жизнях вы освоили крестьянский труд и многие рабочие специальности. Вы могли быть земледельцем,

Уильям Блейк - английский писатель, гравер и художник, живший в конце 18-го - начале 19-го века. Сегодня он считается одним из самых значительных творческих персон романтической эпохи. Он был не признан при жизни, зато сегодня его вклад оценен по достоинству, и больше никто не считает его безумцем. О жизни и творчестве этого удивительного человека мы поговорим в этой статье.

Уильям Блейк: биография. Детские годы

В детстве отец покупал для сына рисунки с греческими сюжетами, и мальчик быстро увлекся их копированием. Именно работы Микеланджело, Рафаэля, Дюрера познакомили его с классическими формами. Уильям все больше и больше увлекался живописью, и родители решили нанять художника для уроков. Однако на этих занятиях мальчик изучал только то, что ему нравилось, игнорируя все остальное.

Учеба

В 1772 году Уильям Блейк становится учеником Джеймса Бесайера, известного гравера. Закончилось обучение через 7 лет, к этому году начинающему художнику был уже 21 год. Обучение дало ему право считаться профессиональным гравером. За это время он получил бесценный опыт, срисовывая готические фрески лондонских церквей, в том числе и в Вестминстерском аббатстве.

В 1779 году Блей начинает учебу в Королевской академии, расположенной недалеко от Стренда. Обучение было бесплатным, но покупать себе инструменты и принадлежности студенты должны были сами. Здесь Блейк начинает выступать против «незавершенного стиля модных художников» (ярким примером являются работы Рубенса). Сам молодой художник предпочитал классическую четкость и аккуратность раннего творчества Рафаэля и Микеланджело.

Женитьба

В 1780 году, когда начались небезызвестные городские мятежи Лондона, Блейк, по свидетельствам очевидцев, принял в них участие и был среди тех, кто штурмовал Ньюгетскую тюрьму. Хотя некоторые биографы художника утверждают, что к толпе он примкнул случайно.

Через два года после этих событий Блейк знакомится с Кэтрин Буше, которой суждено будет стать его женой. В это время художник пытается оправиться от неудавшихся отношений, финалом которых стал отказ девушки на предложение выйти замуж. Историю своей неразделенной любви Блейк рассказывает Кэтрин, а затем спрашивает, жаль ли его девушке. В ответ он слышит «да» и отвечает - «тогда я вас люблю». Их венчание прошло в церкви Святой Марии (Баттерси). Кэтрин была неграмотной и в свидетельстве о браке поставила вместо росписи крестик. Оригинал этой бумаги до сих пор хранится в церкви. Жена станет поддержкой и опорой для мужа, которая не позволит ему сдаться, несмотря на частые неудачи.

В 1783 году публикует свой первый сборник под названием «Поэтические наброски» Уильям Блейк. Стихи, вошедшие в него, часто включают библейские сюжеты и образы.

Через год после этого умирает отец художника и Уильям на унаследованные деньги открывает типографию и начинает сотрудничество с издателем Дж. Джонсоном. Дом этого человека был местом постоянных встреч интеллигенции, в том числе здесь собирались и диссиденты. Со многими из них Блейк свел знакомство.

Новый метод оттиска

В 1788 начинает экспериментировать с рельефным офортом Уильям Блейк. Художник оттачивает новый метод, который впоследствии будет использовать для оформления своих книг, а также для иллюстрации Библии - главного его шедевра.

По сути, Блейк совершил настоящий переворот в области оттиска, изменив сам процесс его изготовления. Кроме того, изобретенный художником рельефный офорт принес своему создателю коммерческий успех, а также известность.

Но в своей работе Блейк не ограничивался только этим способом гравировки и использовал такие популярные, как инталия.

Проблемы с властями

Уильям Блейк, стихи которого при жизни пользовались меньшей популярностью, чем рисунки, в 1800 году переезжает в Фельфаме (Сассекс) вместе со своей женой. Незадолго до этого у четы родилась девочка, которую назвали Тэль, но ребенок не выжил. Таким образом, у Блейка не было наследников.

В это же время ухудшается отношение художника с властью. В 1803 конфликт достигает кульминации, когда Блейк ввязывается с солдатом Джоном Скофилдом в драку. После этого Уильям был обвинен не только в нападении, но и в произнесении мятежных и подстрекательских речей, которые порочили имя короля. Скофилд подтверждал эти обвинения. Однако суд присяжных признал Блейка невиновным, а газеты назвали дело сфабрикованным.

В 1804 году художник возвращается в Лондон и принимается за иллюстрацию "Иерусалима" - самой амбициозной его работы. В это время он открывает свою выставку, где все желающие могут приобрести его варианты иллюстраций популярных книг. Но эта затея окончилась провалом - не было продано ни одной картины.

В 1818 Блейк начинает работу над иллюстрацией «Книги Иова». Впоследствии именно эти рисунки приведут в восхищение Раскина.

Последние годы и смерть

Книги Уильяма Блейка продаются с переменным успехом и не пользуются особой популярностью среди большого круга читателей, хотя и вызывают восхищения у отдельных художников. Эта ситуации продолжалась на протяжении всей жизни творца.

Последние годы Блейк провел на Фаунтан Коурт, продолжая работать. Даже в день своей смерти он занимался иллюстрациями к Данте. Его жена сидела рядом с ним, проливая слезы. Заметив это, художник попросил женщину замереть и нарисовал ее портрет, сказав, что она навсегда останется для него ангелом. Закончил рисунок, Блейк отложил его и принялся петь стихи и гимны. Умер он в 6 часов вечера, пообещав жене, что останется с ней вечно. Похоронили художника на том же кладбище, где нашли покой его родители. Это было местечко Банхилл Филдс.

После смерти мужа Кэтрин пошла экономкой в дом Тейтэма. Именно этому человеку после ее смерти достались многие рукописи и рисунки Блейка. Часть из них хозяин дома счел еретическими и сжег.

Сегодня точное место захоронения художника неизвестно, так как кладбище выровняли и на его место осталась только лужайка. Тем не менее именно она стала местом паломничества поклонников и почитателей таланта Блейка.

Творчество

Всегда отличался большой склонностью к мифологизированию Уильям Блейк. Творчество его в ранний период апеллировало к библейским образам, но постепенно он начал отходить от них, создавая собственные мифы и символы.

При этом ранние работы поэта и художника буквально дышат мятежом и бунтарством против основных религиозных догматов. Ярким примером этого является «Бракосочетание Рая и Ада», где Сатана предстает главным героем, борющимся с авторитетом Бога. Постепенно в работах Блейка начинают преобладать гуманистические идеи, а также темы искупления, самопожертвования, прощения. Тем не менее сохраняется непринятие авторитарности традиционной религии.

Такие воззрения не могли понравиться его богобоязненным современникам, именно поэтому творчество поэта и художника пользовалось столь малой популярностью.

Произведения

Несмотря на неприятие публики, продолжает работать Уильям Блейк. Произведения его постепенно печатаются. Самым плодовитым в этом отношении является 1793 год, когда выходят сразу 5 его книг: «Врата Рая», «Америка», «Видения дщерей Альбиона», «Европа», «Книга Уризена». Позднее появляется сборник «Песни опыта». На страницах этих книг поэт ведет активный спор со всевышним, отступая от религиозной догматики, но активно обращаясь к библейским символам. Не удивительно, что поклонников ему эти работы не прибавили. Но провал не остановил поэта, и Блейк продолжил писать.

Иллюстрации ко всем своим произведениям он делал сам, используя разработанный метод. Эти гравюры позднее станут не менее популярны, чем стихи поэта, но увидеть это Блейку будет не суждено.

«Комедия» Данте

В 1826 году художник получает крупный заказ на серию гравюр к новому изданию «Божественной комедии». К сожалению, из-за смерти в 1827 году Блейк не смог завершить работу. Всего за год он успел сделать несколько набросков акварелью и 7 оттисков. Однако даже они вызвали восхищение и были названы одним из величайших достижений художника.

Стоит отметить, что эти иллюстрации не являются буквальным изображением происходящего в поэме. Они скорее критически переосмысливают эти события, позволяя увидеть новые моральные и духовные стороны «Комедии».

Из-за того, что проект не был завершен, окончательный замысел Блейка так и остался неизвестным. А по мнению большинства исследователей, какие-то выводы об этом можно сделать, только ознакомившись со всей серией рисунков.

Созданные оттиски и наброски изображают только первую часть «Комедии», посвященную аду. За иллюстрацию чистилища и рая художник не успел взяться. Это обстоятельство вносит еще больше затруднений в понимании смысла всего творения. Тем не менее именно работа над «Божественной комедией» принесла Блейку наибольшую известность и прославила его как художника.

Необычная и удивительная личность

Поэт Уильям Блейк привлекает внимание не только своим необычным творчеством, но и весьма загадочной личностью. Удивительно то, что его нельзя назвать сформировавшимся художником, или поэтом, или философом. Дело в том, что его живопись идет вразрез с общепринятым каноном, поэзия нарушает нормы английского языка, а философия непоследовательна и не всегда логична.

Однако все это в совокупности создало грандиозного и величественного творца. Блейк неустанно пытался постигнуть законы мироздания, а также понять и описать духовность. Его произведения - это совокупность поэзии, философии и рисунка. Такого в человеческом искусстве не встречалось ни разу.

Но именно этот необычный способ самовыражения позволил писателю наиболее четко и ясно выразить свой взгляд на мир, религию и человека. Труды Блейка говорят о том, что он был наделен очень тонким и глубоким внутренним миром. Его восприятие реальности выделяло его на фоне современников. Он тонко ощущал этот мир и пытался передать это ощущение окружающим. К сожалению, то, что сделало его великим творцом, мешало окружающим понять его. Взгляды Блейка были настолько отличны, что его просто не могли понять и принять.

Уильям Блейк: цитаты

Приведем несколько самых известных высказываний писателя:

  • «Презренному нужно презрение, как рыбе вода, как птице воздух».
  • «Веди плуг и телегу по костям мертвецов».
  • «Нагота женщины сотворена Богом».
  • «Кто желает, но не действует — порождает чуму».

английский поэт и художник, мистик и визионер.

Уильям никогда не посещал школу, получал образование на дому — его учила мать.

Родители были протестантами и весьма религиозными людьми, поэтому всю жизнь сильное влияние на мировоззрение Блейка оказывала Библия.


Адам и Ева у тела Авеля. 1825



Уильям Блейк и британские визионеры

Великий архитектор. 1794



Ещё в детстве Блейк копировал греческие сюжеты с рисунков, приобретённых для него отецом. Родители, сожалея о том, что он не ходил в школу, отдали его на уроки живописи. Ранние работы Уильяма говорят о его знакомстве с творчеством Бена Джонсона и Эдмунда Спенсера. В это же время же он начинает писать стихи.


Смерч влюблённых . 1827



В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, где проявил себя приверженцем классического стиля эпохи Высокого Возрождения. Первый сборник стихов Блейка, «Поэтические наброски», вышел в 1783 году. В дальнейшем поэт создает несколько «иллюминированных рукописей», собственноручно гравируя свои стихи и рисунки на медной доске.

Уильям Блейк - яркий представитель эпохи романтизма, внесший большой вклад в развитие английской литературы 19 века. Будучи не только оригинальным поэтом, но и искусным гравировщиком и оформителем, Блейк не был признан современниками.



Признание Блейка как литератора пришло к нему намного позже - уже в 20 веке, когда в 1966 г. вышло полное собрание его сочинений. До этого момента ценителями и почитателями его таланта были только его близкие друзья, которые периодически издавали произведения Уильяма за свой счет.

Первая книга Блейка «Поэтические наброски» открыла новый период в английской литературе, явившись первой ласточкой, с появлением которой в дотоле спавшей Англии начался настоящий взлет поэзии романтизма. В "Поэтических набросках" не было и следа мистицизма. Так, певец в "Песне безумства" сравнивает себя с "демоном, затаившимся в облаке", и это не более чем метафора, но в более поздних и чисто мистических произведениях поэта мы уже читаем о "ребенке, сидящем на облаке" или о "моем братце Джоне, этом злом гении, окутанном черным облаком и издающем громкие стоны".

Следующая книга - сборник «Остров на луне» - знаменует начало мистического периода в творчестве Блейка. «Остров на луне» - это сатира на на группу дилетантов и бездельников, имевших обыкновение собираться в доме миссис и мистера Мэттью. В то же время в книгу входит несколько прекрасных лирических стихотворений, которые по другим рукописям Блейка известны не были. Есть в ней и другие стихотворения, которые впоследствии были им включены в книгу «Песни невинности».

Скончался Уильям Блейк 12 августа 1827 года, в разгар своей работы над иллюстрациями к «Божественной комедии». Его смерть была внезапна и необъяснима.


Поэзия Блейка содержит в себе идеи, которые станут основными для романтизма, хотя в его контрастах еще чувствуется отзвук рационализма предшествующей эпохи. Блейк воспринимал мир как вечное обновление и движение, что роднит его философию с представлениями немецких философов романтического периода. При этом он был способен видеть только то, что открывало ему воображение. Блейк писал: «Мир есть бесконечное видение Фантазии или Воображения». Эти слова определяют основы его творчества. Демократизм и гуманизм его полнее всего воплотились в одной из «Пословиц ада»: «Самый высокий акт — поставить другого прежде себя». Восторг перед возможностями ума человека неизменен у Блейка: «Одна мысль заполняет безмерность (необъятность). Его знаменитое четверостишие из «Прорицаний невинности» содержит в себе чуть ли не все идеи романтизма:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.

Противопоставлены час и вечность, песчинка и мир, горсть и бесконечность, цветок и небо. При этом «небо» может быть понято и как нечто, стоящее над всей вселенной, как указание на Творца. Но время, пространство, человек и Бог не только противопоставлены Блейком, но и соединены, как у немецких романтиков: в каждом единичном заключена частица всеобщего: как в зерне песка воплощена частица бесконечности, так в явлении отражена сущность.

Большой красный дракон и жена солнце. 1810

Контрастность мира у Блейка особенно явно выражена в циклах стихов «Песни невинности» и «Песни опыта». Очевидно, не случайно первый цикл появился в год свершения Французской революции, а второй — в период якобинского террора. Во вступлении к первому циклу дитя просит спеть песенку о ягненке, и поэт пишет веселые песни, чтобы у каждого был праздник в душе. В этот цикл входит стихотворение «Агнец». Маленький Ягненок, кто создал тебя? — спрашивает автор в первой строке. Его «одежда из восторга», «нежный голос» умиляют поэта. Он видит в ягненке (агнце) близость с Иисусом Христом:

Маленький Ягненок,
Я говорю тебе:
Он назван твоим именем,
Ибо Он называет
Себя Ягненком
(Агнцем).

Прекрасные светлые образы, осенённые Иисусом возникают в первом цикле. Во вступлении ко второму циклу чувствуется напряженность, неуверенность, возникшие за этот период в мире, автор ставит уже другую задачу, в стихах появляется «Тигр». Нежному голосу и дивной одежде Агнца противопоставлен олицетворяющий тигра огонь, горящий «в лесу ночи»: там он не только особенно ярок, но и создает чувство ужаса. Поэт снова задается вопросом, кто же создал ночной огонь? У кого хватило силы создать «страшную симметрию»? В ответе сохраняется удивление: Тот, кто создал Агнца, создал тебя?

Но для поэта вопрос решен: Творец способен создавать всю вселенную, полную противоречий. Для Блейка мир един, хотя и состоит из противоположностей. Эта идея станет основополагающей для романтизма



Бродский, Песня невинности

Наиболее значительными лирическими сборниками Блейка являются «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794). Наиболее романтическая часть творчества Блейка — его «Пророческие книги», написанные нерифмованным стихом (которому впоследствии подражал У. Уитмен): поэма «Видения дочерей Альбиона» (1793), поэмы «Америка» (1793), «Европа» (1794), «Первая книга Юрайзена» (1794), «Книга Ахании» (1795), «Книга Лоса» (1795), «Валы, или Четыре Зоа» (1804), «Мильтон» (1808), «Иерусалим; эманация гиганта Альбиона» (1820). Большое значение для развития революционно-романтических взглядов Блейка имела его работа над поэмами «Французская Революция» (1790) и «Брак Неба и Ада» (1798). «Тираноборческая тема проходит грозным лейтмотивом через все «Пророческие книги» Блейка.



Колыбельная песня. Музыка и исполнение: Борис Леви. Стихи: Уильям Блейк.

Знаменателен зловещий образ Юрайзена — холодного, мертвенно-жестокого деспота, который до поры до времени поработил себе все живое. Против него восстают силы огня, света, свободы—Лос, Орк, Фузон».Блейк твердо верил, что народ в конце концов победит, что на зеленой земле Англии будет «возведен Иерусалим» — справедливое бесклассовое общество будущего.

Блейк оказал значительное влияние на западную культуру XX века. Песня «Иерусалим» на стихи Блейка считается неофициальным гимном Великобритании.

Гармония природы, на его взгляд, была лишь предвосхищением более высокой гармонии, которую должна создать целостная и одухотворенная личность. Это убеждение предопределило и творческие принципы Блейка. У романтиков природа - зеркало души, у Блейка - скорее книга символов. Он не дорожит ни красочностью пейзажа, ни его достоверностью, как не дорожит и психологизмом. Все окружающее воспринимается им в свете духовных конфликтов, и прежде всего через призму вечного конфликта механистического и свободного видения. В природе он обнаруживает ту же пассивность и механистичность, что и в социальной жизни. Поэтому и неведение, непорочность, духовная чистота, естественность определяет эмоциональную и образную гамму первой части цикла, - для Блейка отнюдь не является лишь неким утраченным Раем. Его мысль сложнее, - быть может, наиболее полно она передана в образе заблудившегося и найденного ребенка, возникающем и в "Песнях Неведения" и в "Песнях Познания".

Двустишья. Афоризмы. Избранные произведения

За образец скорей возьму я мудреца огрехи, Чем дурака набитого победы и успехи. Законы соблюдать он весь свой век старался - В итоге в дураках тот дурадей остался. Убийства, как правило, совершаются не в порыве бесконрольных страстей, а по злому умыслу и вполне хладнокровно.

Тебе б смиренью поучиться у овец!

Чтоб легче стричь меня, святой отец?

В раю земном я вдоволь настрадался,

Уж лучше бы в аду я оказался.

Ученый муж - вот, кто любит поразглагольствовать, но уж никак не простой человек. Пожертвуете частностями - что тогда станет с целым?

Ни Греция с Римом, ни Вавилон с Египтом не стояли у истоков Искусств и Наук, как это принято думать; напротив - они их преследовали и уничтожали.

Тот, кто не способен узнать Истину с первого взгляда, никогда ее не узнает.

Некоторые люди никогда не заметят картину, если она не висит в темном углу.

Тирания - худшая из болезней: от нее проистекают все остальные недуги.

Он рабски блюл законы - вот глупец! И стал рабом законов наконец.

Сбиться с пути может только тот, кто идет по этому пути, то есть личность творческая. А человек заурядный, пусть он и ведет праведный образ жизни, никогда не будет Художником. Гений может проявить себя только через свои произведения.

"Друг - редкость!" - в древности любили повторять,

А нынче все - друзья: их некуда девать!

Небо и Преисподняя рождены были вместе.

Способность удивляться и восхищаться - первая ступенька к познанию, тогда как скептицизм и насмешливость - первый шаг к деградации. Тот, кто никогда в своих мыслях не возносится в небесную высь, не может считаться Художником.

Только разум может порождать чудовищ - сердце неспособно на это. Старясь угодить людям с плохим вкусом, вы теряете возможность угодить людям с хорошим вкусом. Угодить же одновременно всем вкусам - вещь невозможная.

Цель мудрого - ясность, но дурак втихомолку

Интригой дурацкой собьет его с толку.

Лучше подражать одному великому мастеру, чем сотне третьеразрядных художников.

Чем меньше сказано, тем более красноречивее это выглядит.

Самые умные мысли приходят в голову тем, кто их никогда не записывает.

Есть люди, которые считают, что, если они не будут повторять каждодневно, что солнце восходит на востоке, оно возьмет и взойдет на западе.

Слабый храбростью силен хитростью.

Если будете стараться угодить вашим недругам, можете обидеть друзей. Всем сразу угодить невозможно.

Трудности мобилизуют, успехи расслабляют.

Ко дню рождения поэта, художника и мистика Уильяма Блейка, мы подготовили краткий экскурс из пяти главных мистических откровений мастера, разбивших его творчество на несколько этапов.

Один из самых одиозных и противоречивых поэтов нового времени родился в Лондоне и получил лишь поверхностное образование.

Это не помешало будущему творцу создать несколько по-настоящему знаковых поэтических сборников, влияние которых чувствуется и сейчас. Вдохновение из творчества Блейка черпали даже битники: Ален Гинсберг и Боб Дилан создали немало произведений, берущих начало в стихотворениях и гравюрах Блейка.

Сам поэт вдохновлялся мистикой. Практически все гравюры Блейка — результат посещавших его видений.

Песни невинности и опыта


Песни Невинности вышли в 1789. Этот цикл стихотворений наполнен образами и символами, продиктованными, в первую очередь, традиционными идеями христианства. Но каждый образ имеет еще и второй план: ребенок, для которого написан сборник, оказывается самой идеей Человека, ведущего диалог с богом. Уильям Блейк иллюстрирует книгу собственными гравюрами. Большая часть рисунков — одни из первых видений, полученных поэтом.

Красный дракон


Эта иллюстрация заслуживает отдельного разговора. Уильям Блейк написал полноценную серию акварелей, вдохновившись Книгой Откровений. На картине Блейк изобразил явившегося к нему в мистическом переживании великого красного дракона (воплощение дьявола), возвышающегося над семиглавым чудовищем из морских глубин. «Великий красный дракон» — одна из самых известных и одновременно самых пугающих работ художника.


Головы призраков


Такое название получила серия карандашных набросков Блейка, выполненных им по просьбе астролога Джона Варли. Основные герои — явившиеся художнику мифические персонажи. Вся серия, вышедшая в 1818 году, до сих пор служит предметом серьезного внимания многих специалистов.

Книга Иова




Композиции Блейка, использованные им для иллюстрации Книги Иова, в общих чертах близки традиционной библейской истории. Но основной интерес представляют рисунки, позволяющие говорить о всей работе как о своеобразном личном отчете художника о своих собственных мистических переживаниях и поисках духовного мира.


Божественная комедия


Работа над иллюстрацией к Божественной комедии так и не была завершена. Тем не менее, созданные Блейком гравюры этого периода справедливо считаются вершиной творчества мастера. Уильям Блейк умер, завершая работу над сценами Ада — и видения, полученные им в предчувствии собственной смерти, особенно ярки.

P.S. My name is William Blake.



Do you know my poetry?

Мистика Уильяма Блейка

Увидеть мир в одной песчинке
И космос весь - в лесной травинке,
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолетном вечность...
Уильям Блейк

«В течение сорока лет не было ни единого дня, чтобы я не брался за медную доску. Гравирование -- это ремесло, которому я учился, мне не стоило и пытаться жить иным трудом. Мои небеса -- это медь, а земля моя -- это железо». Так писал о себе в начале девятнадцатого века многострадальный Уильям Блейк. Одна из комнатушек служила им с Кейт гостиной, другая -- спальней, кухней, кабинетом и мастерской. Вещей почти не было. Жена ходила в простом, несвежем платье. «От бесконечных невзгод, она давно утратила былую красоту, если не считать той, что придавала ей любовь и говорящие глаза, сверкающие и чёрные».

Книга Иова . Уильям Блейк


Блейк Уильям (Blake William) (28.11.1757-12.08.1827), английский живописец, гравер, поэт. Искусству живописи и гравюры учился в Лондоне у гравёра Дж.Безайра (с 1771), посещал Академию художеств (1778), испытал влияние Дж.Флаксмена. В творчестве Блейка, иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», 1789; «Песни познания», 1794; «Книгу Иова», 1818-1825; «Божественную комедию» Данте, 1825-1827 и другие произведения) , ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII - первой четверти XIX века: тяготение мастера к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям.


67% 4

BLAKE William The Lovers Whirlwind. Francesca Da Rimini And Paolo...

Блейк отрицает традиционную композицию и перспективу, изысканные линеарные формы работ живописца вызывают представление о потустороннем мире. Сам стиль отражает свойственное художнику уникальное мистическое видение мира, в котором сливаются воедино реальность и воображение.

Гравер и книжный иллюстратор по профессии, Блейк выразил свой талант в поэзии и в поразительных по воздействию мистических и символических картинах. Духовный мир представлялся Уильяму Блейку более важным, чем мир материальный, а истинный художник виделся ему пророком, наделенным божественным даром проникновения в сущность вещей. Блейк жил в бедности и умер непризнанным 12 августа 1827 года. В настоящее время Уильяма Блейка по праву считают одним из великих мастеров английского изобразительного искусства и литературы, одним из наиболее ярких и оригинальных живописцев своего времени.

Уильям Блейк. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. "Ад"

Уильям Блейк. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. "Ад"

Уильям Блэйк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон — 12 августа 1827, Лондон) — английский поэт и художник, мистик и визионер.

Сейчас, почти двести лет спустя, стал очевидным тот факт, что произведения Уильяма Блейка предназначались не для его современников. Всю жизнь он творил, обращаясь к своим потомкам, и по всей видимости сам это осознавал. Видеть полное равнодушие своих современников приносило ему немалое отчаяние, "Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле" - так он говорил, и продолжал творить, надеясь на должное уважение и внимание своих потомков. Сегодня, окидывая общий взгляд на его творчество, мы можем понять насколько он обогнал свое поколение, возможно, на век, а, возможно, и более. Прошли два столетия после его жизни, можно назвать, два столетия его забвения, и только сегодня Уильям Блейк становится настоящим должным кумиром. Например, в Великобритании его поэма "Иерусалим" стала чуть ли не вторым национальным гимном, а в Америке грандиозный успех имела выставка его живописных и граверных работ, проходившая в 2001 году в нью-йоркском музее "Метрополитен". Сегодня книги Блейка выходят огромными тиражами во многих странах, в том числе и в России, и они не залеживаются на прилавках. Растет количество переводов.



100% 1

Феномен Блейка

Привлекает в Блейке не только его творчество, но и его загадочная личность. Привлекает его странная и незаурядная творческая судьба. Главная особенность его творческой жизни заключалась в том, что Блейк не был ни особенным поэтом, ни особенным художником, ни особенным философом. Мало того, его литературные труды очень часто идут вразрез нормам литературного английского языка, живопись часто противоречит общепринятым канонам, а философия его не всегда поледовательна и логична. Однако, если взять все его труды в совокупности, то они представляют собой нечто грандиозное, нечто завораживающее и величественное. В целом, его творческие труды являют собой вполне определенную завершенность, они представляют собой результат долгого, упрямого и глубокого искания творческой талантливой души. Блейка можно ценить прежде всего за то, что он пытался проникнуть во многие законы этого мироздания, понять и преподать саму духовность.



33% 7

Делал он это посредством написания литературных произведения (в стихах и прозе), дополняя их для лучшего усвоения многочисленными иллюстрациями. Такой литературный прием, объединяющий в себе философию, литературу и живопись, ранее никогда не встречался. Он особенный, и даже после Уильяма Блейка мало кто был способен на такое творческое подвижничество (в частности, Халиля Джебрана называют последователем приемов Уильяма Блейка). Однако, остается признать, что именно такой неординарный прием творческого самовыражения как нельзя эффективно подходит Уильяму Блейку для того, чтобы выразить свои пророческие идеи, выразить свой просвещенный взгляд на чистоту духовности.


83% 2

Произведения Блейка свидетельствуют нам о том, насколько был глубок и тонок внутренний мир автора. Он был совершенно не похож на тот, в котором живут остальные, что дает понять каков сам Блейк, и какова была его творческая миссия. Мы ясно осознаем, что человек, достигший подобного уровня самовыражения, был способен выходить за обычные условные рамки человеческого осознания, за пределы работы органов чувств и разума. На такое освобождение от условностей, углубленное восприятия реальности способен лишь только тот человек, кто всецело поглощен стремлением к духовности, к его законам, его бытию. Таков уровень мировоспрития Уильяма Блейка. Отсюда возникает вполне закономерный вопрос: а не был ли он сам наделен чем-то особенным, позволяющим ему видеть мир другими глазами - более сложным и многообразным, не находлся ли он на более высоком уровне человеческого осознания, иными словами, не обладал ли он действительно духовной самореализацией, чтобы быть способным так творить, так пропускать через себя окружающий мир?


67% 3

Чистота духовности Уильяма Блейка, свободная от оков рационализма и сухой догмы, была не только его творческим методом, но и образом мыслей, его состоянием, его внутренней сущностью. Он не был поэтом "для всех" и, как видно, не стремился к этому. Он писал для тех, кого, как и его самого, волновали темы духовности. Он верил в божественное предназначение поэта, в то, что вдохновение даровано свыше, верил в свою миссию Пророка, призванного открывать людям "очи, обращенные внутрь". Как бы то ни было, Уильям Блейк прошел его до конца, чтобы осветить дорогу тем, кто пойдет за ним следом. Итогом его пути стали его произведения как путеводные маяки для искателей, желающих подняться из косных и слепых идей, убеждений и условностей к высотам Духовности.

Уильям Блейк за свою жизнь успел создать огромное количество произведений в области живописи и литературы. Причем надо заметить, что в отличие от других художников кисти и слова, его творческое мастерство с возрастом не шло на убыль, а наоборот совершенствовалось. К концу жизни из под его пера и кисти выходили действительно шедевры его творчества, например, произведение "Лакоон" или иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, где Уильям Блейк проявлял и глубину литературной мысли, и легкость во владении кистью, чего не наблюдалось за ним ранее.

В истории мировой литературы Уильяма Блейка принято считать первым английским поэтом-романтиком. Поражает невиданный колорит настроений автора, его непредсказуемость и неспособность понять и вместить в нас все то, что он выражал собой. Иногда у него проскальзывают мятежные настроения, и тут же они переходят в религиозный мистицизм. Его лирические мотивы сочетаются с образной мифологией и символикой. Его невинное радостное восприятие мира переходит впоследствие в некий мистицизм столкновения сил Добра и Зла, Неба и Ада. Его мифологическая система сложных символических образов и иносказаний долгое время оставалась непонятой и считалась не поддающейся какой либо расшифровке. Лишь сейчас ученые начинают подбираться к разгадке.


50% 5

Признание Блейка

Считается, что в 1863 году положено начало признания Уильяма Блейка и роста интереса к нему. В это время Александром Гилкристом была опубликована биография "Жизнь Блейка". Вскоре после этого были изданы никогда не публиковавшиеся ранние стихотворения Блейка, проявившего его как лирический поэт-романтик. Обнаруженные впоследствии гравюры Блейка, также ранее неизвестные, в огромной мере повлияли на развитие так называемого стиля "модерн". В 1893 году Иитс вместе с Эллисом выпустили в свет трехтомное, на ту пору самое полное издание произведений Блейка, сопроводив его краткой биографией поэта. Однако, настоящий интерес к творчеству и личности Блейка начался в двадцатом столетии.


67% 6

В 1966 году вышло "Полное собрание сочинений Уильяма Блейка". Блейк открылся миру не только как апокалиптический провидец, каким его привыкли считать, но и как автор остроумных эпиграмм и афоризмов, как оригинальный мыслитель и критик, намного опередивший свой ортодоксальный, закосневелый век.

Что касается России и стран бывшего СССР, то имя Уильяма Блейка стало известно широкой публике лишь с 1957 года, после того, как весь мир отметил двухсотлетие со дня его рождения. Его произведения стали тогда появляться и в периодической печати, и в отдельных сборниках. Издавался Блейк сравнительно редко, а многое из его творчества никогда не переводилось на русский язык. Остается надеяться, что с течением времени будет переведено все наследие его творчества.


33% 8



60% 9


83% 10


67% 11