Бородатые художники. Бородатый — значит, особенный. Представление реальности во сне

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Гениальность и безумие идут рука об руку. Одаренные люди воспринимают окружающий мир несколько иначе, а их создание порой сталкивается неизвестным, запретным и таинственным. Возможно, именно это отличает их работы и делает по-настоящему гениальными.

сайт вспомнил несколько удивительных художников, страдавших в разные годы своей жизни психическими расстройствами, которые, однако, не смогли помешать им оставить после себя настоящие шедевры.

Михаил Врубель

Михаил Врубель, «Сирень» (1900)

Особую эстетику его картин даже не пытаются копировать - настолько самобытным было творчество Врубеля. Безумие настигло его в зрелом возрасте - первые признаки болезни проявились, когда художнику было 46 лет. Этому способствовало семейное горе - у Михаила родился сын с заячьей губой, а через 2 года ребенок умер. Начавшиеся приступы буйства чередовались с абсолютной апатией; близкие вынуждены были поместить его в лечебницу, где он и умер через несколько лет.

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк, «Крик» (1893)

Картина «Крик» написана в нескольких версиях, каждая из которых выполнена разными техниками. Существует версия, что эта картина - плод психического расстройства. Предполагается, что художник страдал маниакально-депрессивным психозом. «Крик» Мунк переписывал четыре раза, пока не прошел лечение в клинике. Этот случай был не единственным, когда Мунк оказывался с психическим расстройством в больнице.

Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог, «Звездная ночь» (1889)

Необыкновенная живопись Ван Гога отражает душевные поиски и терзания, мучившие его всю жизнь. Сейчас специалисты затрудняются сказать, какой душевный недуг терзал художника - шизофрения или биполярное расстройство, но в клинику он попадал не один раз. Болезнь в конце концов привела его к самоубийству в 36 лет. Брат его Тео, к слову, тоже умер в сумасшедшем доме.

Павел Федотов

Павел Федотов, «Сватовство майора» (1848)

Не все знают, что автор жанровой сатирической живописи умер в психиатрической лечебнице. Он был так любим современниками и почитателями, что о нем хлопотали многие, сам царь выделил средства на его содержание. Но помочь ему, к сожалению, не смогли - адекватного лечения шизофрении в то время не было. Умер художник совсем молодым - в 37 лет.

Камилла Клодель

Камилла Клодель, «Вальс» (1893)

В молодости девушка-скульптор была очень хороша собой и необыкновенно талантлива. На нее не мог не обратить внимание мэтр Огюст Роден. Безумная связь ученицы и мастера изматывала обоих - Роден не мог бросить свою гражданскую супругу, с которой прожил много лет. В конечном итоге с Клодель они расстались, а она так и не смогла оправиться после разрыва. С 1905 года у нее начались буйные припадки, и 30 лет она провела в психиатрической лечебнице.

Франсуа Лемуан

Франсуа Лемуан, «Время, охраняющее Правду от Лжи и Зависти» (1737)

Физическое переутомление от напряженной работы, постоянные придворные интриги завистников в Версале и смерть любимой жены повлияли на здоровье художника и довели его до безумия. В результате, в июне 1737 года, через несколько часов после окончания работы над очередной картиной «Время, охраняющее Правду от Лжи и Зависти», во время параноидального приступа, Лемуан покончил жизнь самоубийством, заколов себя девятью ударами кинжала.

Луис Уэйн

Одни из последних работ Уэйна (представлены хронологически), наглядно иллюстрирующие психические расстройства художника

Больше всего Луиса вдохновляли коты, которым в своих карикатурах он приписывал человеческое поведение. Уэйна считали странным человеком. Постепенно его эксцентричность превратилась в серьёзное психическое заболевание, которое стало прогрессировать с годами. В 1924 году Луис был помещён в психиатрическую лечебницу, после того как спустил одну из своих сестёр с лестницы. Через год он был обнаружен прессой, и переведён в больницу Нэпсбери в Лондон. В этой клинике было относительно уютно, там был сад и целый кошачий питомник, и Уэйн провёл там свои последние годы. Хотя болезнь прогрессировала, его мягкая натура вернулась к нему, и он продолжил рисовать. Его основная тема - кошки - долгое время оставалась неизменной, пока не была окончательно вытеснена фракталоподобными узорами.

Как известно, растительность на лице придает мужчине брутальности и украшает внешность. Возможно поэтому, многие легендарные личности отращивали усы, которые в дальнейшем стали их визитной карточкой. Давайте же посмотрим на топ знаменитых усачей.

Халк Хоган

Борец Халк Хоган один из самых известных любителей усов Фу Манчу. На фотографии он гордо демонстрирует их вместе с внушительными бицепсами во время презентации своей книги «Моя жизнь вне ринга» в Madison Square Garden 27 октября 2009 года.

Альберт Эйнштейн

Помимо того, что Эйнштейн был гением математики и отцом современной физики, он еще носил красивые усы. Вместе с густыми и растрёпанными волосами усы дополняли образ блестящего, но рассеянного профессора.

Фредди Меркьюри

«Мы вас растрясём», пел последний солист группы «Queen», который всегда носил усы. Родившийся на острове Занзибар, этот мощный вокалист умер от СПИДа в 1991 году в возрасте 45 лет.

Чарли Чаплин

Усы украшали одно из самых известных лиц 20 века – лицо короля немых фильмов Чарли Чаплина. Аккуратные усики дополняли образ «маленького бродяги». В своей автобиографии Чаплин написал, что добавил усы к своей внешности «чтобы выглядеть старше, не меняя выразительности».

Джейсон Ли

Усы были ключевым моментом в образе героя фильма «Меня зовут Эрл», роль которого сыграл бывший профессиональный скейтбордист Джейсон Ли. Но для следующей роли в фильме «Жара в Мемфисе» усы Джейсону пришлось сбрить.

Саша Барон Коэн

Британский актер Саша Барон Коэн сыграл роль казахского журналиста Бората Сагдиева – невежды, женоненавистника и антисемита с навязчивыми мыслями о Памеле Андерсон в псевдодокументальном фильме «Борат». Его густые усы считались писком моды у жителей вымышленной казахской деревни.

Бред Питт в роли Алдо Райана

Звезде пришлось отрастить щегольские усики в стиле Эррола Флинна. Они прекрасно дополнили образ лейтенанта, который возглавлял еврейское сопротивление в драме о Второй Мировой Войне Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки».

Кларк Гейбл

Признанный Американским институтом кино величайшим актером всех времен, Кларк Гейбл мог как никто утверждать, что для создания популярного имиджа мужественного человека необходимы усы. В большинстве фильмов Гейбл снимался с усами, в том числе и в «Унесенных ветром», однако «Мятеж на Баунти» стал исключением. Возможно, таковы правила у военных моряков.

Иосиф Сталин

На официальных портретах грозный советский диктатор всегда изображался массивным и властным. На самом же деле усы позволяли скрыть рост 1,5 м., рябое лицо и отсутствие большинства зубов.

Сальвадор Дали

Загнутые вверх усы испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали были неотъемлемой частью его неординарной личности. «Просыпаясь, каждое утро я испытываю невероятное удовольствие, от того, что Сальвадор Дали есть», изрек однажды сам художник.

Михаил Боярский

Шляпа и усы – вот 2 вещи, которые из толпы выделяют знаменитого актера. Но даже с такими великими усами происходят казусы. «Перед началом съемок фильма «Д`Артаньян и три мушкетера» я долго и мучительно отращивал усы, но в первый же день, завивая их, гримерша спалила гордость мушкетера. Пришлось клеить искусственные, пока свои не отросли», рассказывает Михаил Сергеевич.

Никита Михалков

Складывается впечатление, что режиссер и актер всю жизнь носил усы, ведь даже его родная дочь не представляет его без них. «Я огорчилась бы, если бы он их сбрил. Раньше я не любила то, что колется, когда папа целует. А теперь мне папа так нравится, что я не представляю его без усов», сказала Надя Михалкова.

Саддам Хусейн

«Фирменные» усы бывшего лидера Иракской Республики и сверженного тирана настолько выдавали его, что, скрываясь от американцев, он даже сбрил их, оставив одну бороду.

Че Гевара

Повстанческая борьба на Кубе стала всплеском моды на усы и бороды в армии. Но самые «культовые» усы и борода среди кубинских барбудос (с испанского «бородачи») принадлежат Че Геваре, канонизированные по всему миру в миллионах открыток, маек и постеров, ежегодно переиздающихся с самого дня его смерти.

Александр Лукашенко

Усы президента Белоруссии известны всему миру. И им даже удалось поучаствовать в скандале, который недавно развернулся в Литве. Оппозиционеры протестовали против визита Лукашенко в Литву и развернули плакат с надписью «Усатому въезд воспрещен».

Семён Будённый

До самой смерти усы Буденного были неотъемлемой частью его имиджа. К ним он относился очень ревностно. Во время гражданской войны в Первой Конной армии служил и брат Семена, который отрастил такие же усы. Буденному это очень не понравилось. Однажды, пригласив его к себе в гости, он изловчился и обрезал тому концы усов, приговаривая: «Буденный должен быть один».

Леонид Якубович

Леонид Якубович стал символом современного телевидения, брендом Первого канала во многом благодаря своим усам. А любовь поклонников к ним порой не знает границ. На одной из передач участница из Новосибирска, страховой агент по профессии, застраховала на крупную сумму именно усы ведущего, сославшись на то, что поскольку Якубович курит трубку, и для судьбы усов это представляет повышенный риск.

Валерий Газзаев

Усы российского тренера стали символом и талисманом для многих любителей футбола. Именно поэтому, однажды пообещав сбрить усы, если его клуб выйдет в финал Кубка УЕФА, Газзаева завалили письмами болельщики, умоляя не сбривать легендарные приносящие удачу усы, когда ЦСКА одолели соперника в полуфинальном матче.

Адольф Гитлер

До сих пор большинство историков считали, что Адольф Гитлер носил усы «щеточкой», просто следуя моде. Однако в заметках писателя Александра Фрайя, служившего вместе с будущим фюрером, найдено описание того, как, на самом деле, Гитлер приобрел свои характерные «усики». Оказалось, как и всем остальным солдатам немецкой армии, Гитлеру приказали подрезать усы, чтобы те не мешали надевать противогазы. Но до того момента, будущий фюрер был обладателем пышных прусских усов.

Сальвадор Дали – знаменитый испанский живописец 20-го века, писавший свои картины в стиле сюрреализм. Он вывел данный жанр на новый уровень. Его произведения искусства олицетворяли собой безграничную фантазию. Как человек Сальвадор был весьма странным.

1. Попытки играть свинг

Жизнь Дали и его искусство приходятся на годы расцвета джаза и бурной его трансформации. Не удивительно, что Сальвадор любил данный стиль музыки и совершал попытки исполнять его самостоятельно. Дали несколько раз пробовал играть на ударных свинг, но получалось у него это не очень хорошо, после чего художник и вовсе забросил это дело.

О том, как играть свинг на барабанах, можно узнать, пройдя по ссылке.

2. Сны в качестве вдохновения

Для того, чтобы к Сальвадору Дали пришла муза, он иногда засыпал возле холста с ключом в руках. Заснув таким образом, мышцы художник расслаблялись и ключ падал, от чего сразу же Дали просыпался, и пока сон не успевал забыться, он переносил приснившиеся ему образы на холст.

3. Странные аксессуары и костюмы

В 1934 году Сальвадор гулял по Нью-Йорку с весьма странным аксессуаром, а именно: с двухметровым батоном хлеба у себя на плече. Во время посещения выставки сюрреализма в Лондоне, он одел костюм водолаза.

4. Боязнь кузнечиков

У Сальвадора Дали была фобия кузнечиков. Его сверстники об этом знали и специально подкидывали ему насекомых. Для того, чтобы друзья смогли переключится от истинных страхов на ложные, художник рассказал своим сверстникам, что боится бумажных самолетиков. На самом деле у Дали не было такого страха. С возрастом у великого художника появились новые фобии: боязнь вождения автомобилей и боязнь людей. С появлением жены Галы все страхи Дали исчезли.

5. Послание отцу

Сальвадор Дали поссорился со своим отцом после смерти своей мамы. В результате этого художник сделал очень странный поступок: он отправил отцу посылку со своей спермой, вместе с конвертом, в котором было написано: "Это все, что я тебе должен".

6. Оформление витрины

В 1939 году Сальвадор Дали впервые обрел скандальную популярность, когда он получил заказ на оформление витрины одного из известных дорогих магазинов. Дали решил, что тематика будет «день и ночь». В его творческой работе участвовали манекены с настоящими прядями волос, срезанными с трупа. Также там присутствовала банная лохань, черная ванна, и череп буйвола, у которого в зубах находился истекающий кровью голубь.

7. Сотрудничество с Уолтом Диснеем

С 1945 по 1946 года Дали совместно с Уолтом Диснеем работал над короткометражным фильмом «Destino». В то время он не вышел в прокат и не был показан зрителям, так как картину посчитали нерентабельной. В 2003 году этот мультфильм выпустил племянник Диснея Рой Эдвард Дисней. Картина получила премию Оскар

8. Дизайн упаковки «Чупа-Чупс»

Создателем дизайна упаковки знаменитых леденцов «Чупа-Чупс» был Сальвадор Дали. Об этом его попросил друг и земляк Энрики Бернард, собственник фирмы по производству конфет. Логотип, придуманный и нарисованный Дали всего за час в 1969 году, используется компанией и по сей день с небольшими изменениями.

За данную работу художник не взял денег, он попросил, чтобы ему бесплатно давали каждый день коробку "Чупа-Чупс". Такое большое количество леденцов Дали съедать не мог, поэтому он делал следующую странную вещь: приходя на детскую площадку, он облизывал конфеты и бросал их в песок.

9. Усы

В 1954 году фотограф Филипп Халсмон выпустил книгу под названием "Усы Дали: фотоинтервью». В ней изображены не только усы Дали, но и обнаженные женские тела, вода и багеты.

10. Питомец

Сальвадор Дали выбрал в качестве своего питомца гигантского муравьеда. Он гулял с ним по Парижу, также приходил с ним на светские приемы, после этого заводить себе муравьеда у них стало модными явлением, вид даже чуть не исчез из природы. До муравьеда Дали в качестве домашнего животного содержал карликового леопарда.

11. Завещание

Сальвадор Дали завещал похоронить себя таким образом, чтобы любой человек имел возможность ходить по его могиле. Забальзамированное тело великого художника замуровано в поле театра-музея Дали.

Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

На картине изображена внутренняя борьба чувств, вызванных отношением к половому акту. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную отцом книгу, открытую на странице с изображёнными гениталиями, поражёнными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определённая часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начинённой черепами.

5. «Сон», 1937 год

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений – сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе мягкость и твёрдость, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешается память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

Портрет жены Дали представлен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновлённый наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

Ещё одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жёстких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, где объединились классика и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

Второе название картины – «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал её за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символизмом.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чьё искажённое тело появляется в далинианской пустыне.

15. Без названия - Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

Изображения создано для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическая картина из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединённых Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

Сальвадор Дали был потрясающим живописцем. Кроме того, он никогда не стеснялся, но даже стремился эпатировать публику. Для него было нормой прийти на выставку сюрреалистических работ в костюме водолаза или приехать в университет на автомобиле, сплошь украшенном цветной капустой.

Его безумные выходки привлекали внимание общественности не меньше, чем его творчество. Еще одной его отличительной чертой были усы. Эти тонкие и невероятные, не похожие ни на одни другие в мире усы заставляли изумиться многих. О них Сальвадор Дали даже написал книгу и ежедневно трепетно укладывал их, стараясь каждый раз придать им необычную форму.

Усы Сальвадора Дали настолько тонкие и необычные, что, глядя на них в первый раз, сложно поверить, что это настоящее природное украшение лица. Представить этого знаменитого художника без его усов очень сложно. На одних фото они яростно и воинственно торчат в стороны, на других – немного подкручены к верху, как у короля Филиппа IV.

Дали сравнивал это украшение своего лица с усами Ницше, стремясь перещеголять известного философа. Он считал, что его усы всегда будут превосходить растительность на лице Фридриха и никогда не будут ассоциироваться с катастрофами, тоской и грустью, навевая на окружающих пессимистические настроения.

Свои усы сам художник называл империалистическими и сверхнационалистическими, специально заостряя их кончики и обязательно располагая их максимально вертикально.

Для справки! Художник утверждал, что его усы ни разу не выглядели одинаково более двух дней подряд, что говорит о том, что он тщательно следил за их видом, скрупулезно подбирая каждый новый образ.

В 1954 году Сальвадор Дали продемонстрировал в Риме свои усы, утверждая, что в тот момент они были длинны, как никогда ранее и достигли 25 см. Что только художник не выделывал со своими усами на протяжении всей жизни – он завивал и изгибал их, делал остроконечными и разветвлял их кончики. Он часто ассоциировал их с антеннами и передатчиками, через которые получает идеи и воспринимает искусство.

Свое украшение лица художник считал выдающейся особенностью, сравнивая его со знаменитыми бровями Платона, Леонардо да Винчи и утверждая, что они непременно запомнятся людям на долгие годы.

Как Дали ухаживал за своими усами?

Экстравагантность этой части образа художника настолько привлекательна и необычна, что многие задаются вопросом, как ему удавалось много лет сохранять внешний вид усов и ухаживать за ними?

Однажды Сальвадору задали этот вопрос, и он ответил, что секрет его ухода за усами – это… финики. Художник утверждал, что после того, как он полакомится сладкими плодами, он не спешил мыть руки, а проводил несколько раз липкими пальцами по усам. Так волоски становились более твердыми (попросту слипшимися) и им можно было придать любую желаемую форму.

Совет! Однажды Сальвадор Дали признался, что из его усов стали выпадать волоски, а потому он перестал их подрезать. Насколько это помогло справиться с проблемой сейчас сложно сказать, но таким методом можно воспользоваться. Эти слова были восприняты общественностью только как ход для привлечения внимания.

Как выглядят усы Сальвадора Дали: фото


Книга «Усы Дали»

Великий Сальвадор Дали был невероятно оригинальным и необычным человеком. Его современники отмечали, что насколько он был талантливым, настолько же и безумным. Особой его страстью были совершенно неповторимые усы, которые являлись предметом его гордости на протяжении всей жизни.

Одним из его известных творений стала книга «Усы Дали: фотоинтервью» из-за которой многие люди посчитали его чудаком. Эта книга была названа произведением абсурда и сплошь состоит из фотографий главного украшения его лица и различных историй, посвященных им же.


О своих усах Дали мог рассказывать целыми днями и утверждал, что они растут вместе с силой его таланта и воображения.

Книга вышла в соавторстве с Филиппом Халсманом и это многократно усилило ее эффект, поскольку она была очень правильно и эффектно оформлена, наполнившись множеством оригинальных фотографий усов. В ней, например, были фото, на которых усы были завязаны на узел, уложены в виде цветка или значка доллара и т.д. Это стало своеобразным ответом на бесчисленные вопросы злопыхателей об усах автора.

Одним из центральных снимков в издании, среди прочих других, стало фото с глубоким смыслом. На этой фотографии художник развесил на своих длинных и тонких усах портреты главных вождей коммунизма в определенном порядке: Карла Маркса, у которого была пышная шевелюра и столь же внушительная борода, дальше – Энгельс с более скромной прической и бородой, потом – почти лысый Ленин со сдержанной бородкой и усами. За ними последовал Сталин с усами и уже без бороды, завершил композицию гладко выбритый и лысый Маленков. Так Сальвадор Дали дал свою оценку развитию коммунизма.

Почему усы художника не истлели за столько лет?

Недавно жительница Испании, 61-летняя женщина, заявила, что она является дочерью знаменитого Сальвадора Дали. После длительных судебных процессов было решено, что единственным способом честно ответить на вопрос, является ли эта дамаа наследницей великого художника, является эксгумация его тела. Поскольку других вариантов решения этого вопроса не было и взять нужный материал больше было негде, суд решил извлечь останки Сальвадора Дали и провести исследование.

Все, кто присутствовал на эксгумации, были поражены тем, что усы Дали, о которых знает весь мир, даже спустя 28 лет после рти остались в великолепном состоянии и не только сохранились, но и держали прежнюю форму.

Человек, который бальзамировал тело художника в далеком 1989 году, НарцисБардале, называет это настоящим чудом. В то же время специалисты, которые часто работают с человеческими останками, утверждают, что в этом совсем нет ничего необычного. Объясняется это тем, что, когда труп находится в некоем пространстве без доступа воздуха, волосы на его теле могут сохранять свой вид на протяжении многих лет.

Так, например, Джордж Широ, опытный судмедэксперт, утверждает, что такое свойство человеческих волос объясняется их составом: в основном это очень прочный белок кератин, который достаточно устойчив даже к пищеварительным ферментам.

Великий талант художника, его яркая и совершенно оригинальная манера производить впечатление в обществе, сделали Сальвадора Дали эпохальной фигурой в мировом искусстве. Его работы, поступки, смелые выходки наверняка еще много лет будут обсуждать люди во всем мире. И вряд ли кто-то сможет себе представить Сальвадора Дали без его фирменных усов, которые стали ярким штрихом его образа.