Трилогия генри миллера

Генри Миллер

В 87 лет снова юный и мятежный

Моногамия похожа на обязанность ежедневно есть жареный картофель.

Генри Миллер

Ге? нри Ва? лентайн Ми? ллер (1891–1980) – американский писатель и художник.

В книге «Гений и страсть» Норман Майлер утверждает: чтобы проникнуть в сексуальный мир этого североамериканского писателя, нужно понять его психологию: от матери он не получил ни капли привязанности. В результате три четверти женщин, с которыми он имел сексуальные отношения, были взяты им силой, то есть больше всего его интересовал секс грязный, непристойный и связанный с насилием. Его семейная жизнь была довольно беспокойной, он постоянно менял партнеров: разведясь с одной женой, Беатрис, от которой у него была дочь, а затем и с Джун, Генри женился на Янине Марте Лепской, польской эмигрантке, от которой у него было еще двое детей. Он вновь развелся и год спустя женился на Еве Маклюр, с которой также развелся. Его последней женой была японская певица Хироко Токуда, выступавшая в кабаре, с которой он прожил до 1977 года.

Когда ему было уже 87 лет, в его жизнь вошла Бренда Венус, и опять все было разрушено – он вновь почувствовал себя юным и мятежным, хотя его здоровье уже не давало ему возможности обрести прежнее самоуважение. Бренда вернула ему иллюзорное ощущение, что он снова стал влюбленным подростком, разбудила в нем самые безрассудные импульсы. В книге «Дорогая Бренда» подобраны любовные письма, посланные автором роскошной Бренде, в них мы можем найти те же разрушительные импульсы: «Я звонил тебе вчера вечером в десять тридцать, но ты не ответила. Тебя не было дома или ты была в постели с другим любовником? Ты когда-нибудь отвечала мне, занимаясь с кем-нибудь любовью или поставив телефон между ногами? […] Боже, кажется, тебя изнасиловали. Прости, что я говорю тебе это, но я не могу помешать этому. Похоже, ты была готова быть взятой силой […]. Я чувствую себя виновным в том, что делаю тебе такие намеки […]. Если бы журналисты узнали о нас, они засмеяли бы меня до смерти».

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Джон Баллох и Генри Миллер ВОЕННО-МОРСКИЕ СЕКРЕТЫ В лондонском судебном процессе были замешаны Гордон Лонсдейл57 и чета Крогеров58 – «нелегалы», как их называют в советской разведке. Это люди, личности которых и биографии сфабрикованы. Имея на руках новые документы и ведя

Из книги Размышления о писательстве. Моя жизнь и моя эпоха автора Миллер Генри

Генри Миллер РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПИСАТЕЛЬСТВЕ? МОЯ ЖИЗНЬ И МОЯ

Из книги Моя жизнь и моя эпоха автора Миллер Генри

Генри Миллер МОЯ ЖИЗНЬ И МОЯ ЭПОХА Автобиография

Из книги Размышления о писательстве автора Миллер Генри

Генри Миллер РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПИСАТЕЛЬСТВЕ Эссе Как-то, отвечая на анкету, Кнут Гамсун заметил, что пишет исключительно с целью убить время. Думаю, даже если он был искренен, все равно заблуждался. Писательство, как сама жизнь, есть странствие с целью что-то постичь. Оно -

Из книги Агата Кристи. Английская тайна автора Томпсон Лора

ЮНАЯ МИСС МИЛЛЕР Пьеретта танцует на траве, Весело, ах как весело! А. Кристи. Маска из Италии (1907) Где человек будет в следующем году или еще через год? Как замечательно, что он не может этого знать. Из записей А. Кристи (1973) После смерти мужа Клара оказалась перед фактом, что

Из книги Конец света: первые итоги автора Бегбедер Фредерик

Номер 57. Генри Миллер. Тропик Рака (1934) и Тропик Козерога (1938) «Ни прошлого, ни будущего; с меня довольно настоящего». Если вы еще не читали «Тропики», вам крупно повезло: ваша жизнь кардинально изменится. Если вы их читали, значит, ваша жизнь уже изменилась. Книг, способных

Из книги Величайшие звезды Голливуда Мэрилин Монро и Одри Хепберн автора Вульф Виталий Яковлевич

Миссис Миллер Седьмого января 1955 года на специальной пресс-конференции было объявлено о создании Marilyn Monroe Productions: Мэрилин была президентом и владельцем 51 % капитала, остальными 49 % владел Милтон Грин. На вечеринку в честь новоявленного президента компании Монро пришла в

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

МИЛЛЕР АРТУР (род в 1915 г.) Драматург. Семейная драма с социальным звучанием «Смерть коммивояжера» (1949). Интеллектуальные драмы «После грехопадения» (1964) и «Это случилось в Виши» (1965). Мемуары. В 1956–1961 гг. – супруг Мэрилин Монро. Артур Миллер родился 17 октября 1915 г.

Из книги Незримая паутина автора Прянишников Борис Витальевич

Генерал Е. К. Миллер Евгений Карлович Миллер родился в Двинске 25 сентября 1867 года. В 1884 году он окончил Николаевский кадетский корпус, в 1886 году - Николаевское кавалерийское училище. Начал службу в блестящем лейб-гвардии Гусарском Его Величества полку.В 1892 году окончил

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

Е. К. Миллер в окружении Скоблиных Ревностно и молитвенно праздновали корниловцы день святых Флора и Лавра. Поминая своего доблестного шефа, генерала Лавра Георгиевича Корнилова, ежегодно служили они панихиды по павшим и молебны о здравствующих. Затем собирались на

Из книги Шерлок Холмс автора

Е. К. Миллер и НСНП НСНП, объединивший в своих рядах многих младших офицеров РОВСа и подросшую в эмиграции молодежь, относился к РОВСу как к старшему брату, с доверием и уважением. И генерал Миллер был благорасположен к Союзу. Летом 1933 года через начальника своей

Из книги Мэрилин Монро автора Надеждин Николай Яковлевич

«ШЛЕЦЕР, МИЛЛЕР И ГЕРДЕР», статья, впервые опубликованная в сборнике «Арабески». Гоголь написал статью о трех немецких историках в сентябре октябре 1834 г. Август Людвиг Шлецер (1735–1809), знаменитый историк, был учеником Вольтера и в 1761–1767 гг. работал в Петербургской

Из книги Мерилин Монро. Право сиять автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Шерлок Холмс - Джонни Ли Миллер В 2012 году на американские экраны вышел сериал «Элементарно», действие которого тоже происходит в наши дни, только не в Лондоне, а в Нью-Йорке, а Холмс и Ватсон тоже молоды, современны и энергичны. Холмс там англичанин, перебравшийся в США

Из книги Генри Миллер. Портрет в полный рост. автора Брассай

38. Артур Миллер Прошло всего несколько дней. Мэрилин едва встала на ноги. Настроение было хуже некуда. И она решила немного отвлечься от тяжких мыслей. И отправилась на одну из рождественских вечеринок, устроенных кем-то из голливудских актёров.Она немного выпила,

Из книги автора

Артур Миллер В том же 1955 году в жизни Мэрилин произошло еще одно важное событие – в Нью-Йорке она вновь встретила Артура Миллера.Пока она была замужем за Джо, они практически перестали общаться, но теперь их интерес друг к другу вспыхнул снова и на этот раз перерос в

Из книги автора

Брассаи Генри Миллер. Портрет в полный рост Фрагменты

Американский писатель, снискавший славу скандального повествователя эротических сцен и автобиографичных пороков. Проблема биографии Генри Миллера – это хитросплетение цепочки романтических отношений и влюбленностей писателя, нашедших отражение и в творчестве.

Детство и юность

В семье немецких эмигрантов Миллеров в Нью-Йорке 26 декабря 1891 года родился сын, которого супруги назвали, как и отца, Генри. Вскоре после этого семья переехала в Бруклин, и мальчик рос на колоритных улицах, наполненных разношерстным народом.

Глава семьи владел ателье по пошиву мужской одежды, и в средствах Миллеры не нуждались. Кроме Генри, у супругов родилась младшая дочь Лоретта, страдающая слабоумием. После смерти родителей повзрослевший старший брат заботился о больной остаток жизни.

С детства будущий писатель обладал талантом притягивать к себе людей и заводить с дружбу с самыми разными личностями. Общительный, открытый и обаятельный – неизменно становился душой компании. Блестящий прозаик в будущем, мальчик уже в детстве слыл искусным рассказчиком.


Генри Миллер с родителями и сестрой

Окончив среднюю школу, в 1990 году юноша поступил в Нью-Йоркский муниципальный колледж. Обучение длилось всего пару месяцев. Не восприняв методов преподавания, Миллер бросил гранит науки. Не нашел он призвания и в продолжении швейного дела отца.

А вскоре юный искатель приключений уехал в Нью-Йорк, где устроился на первое место работы в «Атлас Портлэнд Симэнт Компани». А еще пылкий юноша влюбился в женщину, старше его на 15 лет. Позже писатель признается, что разница в возрасте угнетала. Вскоре неукротимый молодой человек сбежал от возлюбленной в Калифорнию, где работал разнорабочим цитрусовых плантаций.


Этот период станет для Генри временем поиска самого себя и жизненного призвания. Список мест работы и должностей, на которых он пробовал силы, получился очень внушительным и разносторонним – от спортивного инструктора до могильщика.

После лекции Эммы Гольдман, которую Генри посетил в Калифорнии, юноше открывается новый мир философии Кропоткина и . Постепенно метания приводят Миллера к тому, что в возрасте 25 лет молодой человек решает стать писателем, не имея на тот момент никакого опыта в литературе.

Литература

Произведения автора стали скандальным новаторством в литературе послевоенного периода. Книги писателя десятки лет находились под запретом, цензура лютовала в судебных тяжбах. Прозаики не рисковали так откровенно и без прикрас рассказывать о любви, плотских наслаждениях и поисках себя. Критики видели в романах Миллера только чернуху и распущенность.


Между тем книги Миллера - автобиографичные и тесно связаны с его жизненными наблюдениями и опытом. Философичность и интеллектуальность прозы, живописные зарисовки городов – вот то, что действительно отличает произведения американского писателя. Преодолев судебные разбирательства и появившись на полках книжных магазинов, романы получили неимоверную популярность и печатались миллионными экземплярами.

Нашумевшей трилогией стал цикл из трех романов - «Тропик рака», «Тропик Козерога» и «Черная весна». Книги раскрывают периоды жизни и становления писателя. Так, в «Тропике Рака» повествуется о выходце из семьи бруклинских эмигрантов, не сумевшем принять вульгарный быт.


Его мечтой стало написание книги. Животные инстинкты уживаются в герое со стремлением к прекрасному и духовному. Продолжение и развитие идея героя, совмещающего несовместимые черты, находит в «Тропике Козерога».

Последняя часть трилогии несколько отличается от шокирующих и эпатажных предшественниц. Это роман об одиночестве и о тщетных попытках вырваться из него. Сюжет наполнен печалью и философскими размышлениями автора.


Однако самым скандальным произведением Миллера называют роман «Под крышами Парижа». С иронией автор описывает ночную жизнь столицы Франции 30-х годов, со всеми подробностями свободы любви в ритме свинга. Книга названа Норманом Мейлером лучшим эротическим романом.

На закате жизни Миллер оставляет писательскую карьеру и отдает себя живописи. Работы американского бунтаря выполнены исключительно акварелью и стоят тысячи долларов. При жизни создатель полотен не продавал, а только дарил всем желающим.

Личная жизнь

Влюбчивый, пылкий, необузданный – неудивительно, что романы, в основе сюжета которых жизненный опыт писателя, выходили такими яркими. Насыщенная история отношений Миллера с женщинами наполнила красками описание любви и страсти героев романов.

Первый непродолжительный брак заключен молодым мужчиной в 1917 году. Избранницей стала пианистка из Бруклина - Беатрис Сильвас Уикенс. В этом браке появился и первый ребенок писателя – Барбара. Семье не суждено было долгое существование.


В 1924 году Миллер знакомится с Джун Эдит Смит, которая стала не просто второй женой, но и женщиной, полностью изменившей мир Генри и оставшейся музой на всю его жизнь. Именно Джун настояла на том, что супруг обязан оставить ежедневную работу и посвятить себя творчеству. Бремя по зарабатыванию денег легло на ее хрупкие плечи. Впрочем, в финансах Миллер никогда не был силен.

Джун оставалась ярой сторонницей свободных отношений. В 1926 году у нее начался бурный роман с Джин Кронски, которая поселилась совместно с супругами. Генри яростно ревновал и не переносил любовницу своей музы, но был вынужден терпеть ее присутствие. Позже богатый поклонник жены финансирует издательство книг Миллера, полагая, что автором произведений является Джун.


В 1930 году Джун отправляет супруга в Париж, считая, что там идеальное место для развития творчества, а Америка душит талант автора. Первое время писатель тоскует по своей Джун, а потом в его жизни появляется загадочная Анаис Нин. Необычная, неземная женщина очаровала писателя. Анаис производила на мужчин чарующее влияние – ее интуиция, интеллект и колдовское обаяние не оставляли равнодушными.

Но Миллер никогда не забывал Джун. Он даже познакомил двух женщин, когда Смит навещала его в Париже. От этой встречи стоило ожидать многого, но только не того, что произошло в действительности. Джун очаровала Анаис, практически соблазнила ее, но до близости дело так и не дошло. Об этом откровенно писала сама Нин в дневнике, получившем мировую известность. В 1934 году Джун сама попросила супруга о разводе, но навсегда осталась в его сердце. Судьба развела Генри и с Анаис. Будучи замужней дамой, женщина покинула Париж.


После войны не представляющий себя без любви Генри женился на молодой женщине Джанине Лепске, подарившей супругу двоих детей. Позже супруга покинет мужа, оставив его с детьми. Кстати, Миллер окажется любящим и заботливым отцом, готовым посвятить всего себя детям.

Следующей женой стала поклонница таланта писателя Ева Маклур. Генри не смущала разница в возрасте почти в тридцать лет. Собираясь на кинофестиваль в Каннах, писатель поинтересовался разрешением жены взять с собой другую женщину. Та не высказалась против, но подала на развод.


Генри Миллер и его жена Ева Маклур

Последней дамой сердца и супругой писателя стала японка Хоки Токуда. Миллер увидел певицу в Беверли-Хиллз, когда той не исполнилось и 30 лет. Генри приходил на каждое выступление, с упорством предлагая руку и сердце. А Хоки также упорно отказывала. Но в конечном итоге Миллер сломил сопротивление юной возлюбленной.

Брак продолжался 11 лет. Как делилась с прессой Хоки, отношения оставались платоническими, но дарили супругам нечто большее – понимание, доверие и поддержку. Девушка не знакомилась с творчеством знаменитого мужа. По признанию японки, она не открыла ни одного романа Генри. Страстью пары стал пинг-понг.


Последней избранницей любвеобильного прозаика осталась юная Бренда Венус. Девушка считалась начинающей актрисой. Не попав на семинар Миллера, Бренда отправила лектору письмо, приложив фотографии. Ценитель женской красоты тут же ответил девушке, и завязался роман. По сути отношения ограничивались перепиской и носили платонический характер. 1500 писем, отправленные Миллером последней возлюбленной, позже опубликованы.

Смерть

Генри Миллер прожил полную женщин, страсти и любви жизнь.

На закате лет писатель встретился с Анаис Нин. В 1976 году к умирающей женщине в палату въехал на инвалидном кресле друг и любимый страстной юности. Нин благодарила Генри за визит, но тот печально ответил, что он не посетитель, а пациент. В 1977 году Нин не стало.


А 7 июня 1980 года в возрасте 88 лет пылкий писатель-антиморалист поколения тихо угас в Пасифик Палисейдс в Калифорнии.

Произведения писателя по сей день продолжают издаваться по всему миру, выходят экранизации произведений с участием звезд кино.

Библиография

  • 1934 – «Тропик Рака»
  • 1936 – «Черная весна»
  • 1939 – «Тропик Козерога»
  • 1941 – «Под крышами Парижа»
  • 1941 – «Мудрость сердца»
  • 1949 – «Сексус»
  • 1953 – «Плексус»
  • 1960 – «Нексус»

Южноамериканский писатель и живописец. Собственное жизнь легла в базу его скандальных для тех пор интеллектуально-эротических романов о мире после Первой мировой и о судьбе писателя в этом мире.

Самые именитые произведения Миллера - романы “Тропики Рака” (Tropic of Cancer, 1934), “Тропики Козерога” (Tropic of Capricorn, 1939) и “Черная весна” (Black Spring, 1936), составившие автобиографическую трилогию. “Сексус” (Sexus, 1949), “Плексус” (Plexus, 1953), “Нексус” (Nexus, 1960) - 2-ая трилогия Миллера, которую он именовал “Розой распятия” (The Rosy Crucifixion).

Писатель родился 26 декабря 1891 года в Нью-Йорке, в Эрквильском округе Манхеттена, в семье германских эмигрантов Генри Миллера и Луизы Ницинг. Его отец обладал ателье мужской одежки, потому семья жила в достатке. Младшая сестра Генри - Лорето - мучалась от прирожденной интеллектуальной неполноценность, и после погибели родителей Генри-младший взял на себя все заботы о ней.

Детство писателя прошло в пестром эмигрантском Бруклине. После школы Генри пробовал поступить в институт, но провалился. Он прошел только неполный курс истории искусств в Нью-Йоркском городском институте. В Нью-Йорке Генри Миллер познакомился и начал жить с дамой на пятнадцать лет старше его. Это был 1-ый опыт совместной жизни, который завершился побегом в Калифорнию, где будущий писатель работал на цитрусовых плантациях. В Калифорнии Миллер попал на лекцию Эммы Гольдман, которая открыла ему идеализм Петра Кропоткина, Ницше, о котором Генри написал свое 1-ое (неопубликованное) эссе.

После лекций Гольдман Миллер возвратился в New-york и начал работать ассистентом в мастерской отца. В то время Миллер питал смутные надежды стать пианистом, но литература и философия игрались в его жизни гигантскую роль.

Летом 1917 года, скрываясь от военной службы, двадцатипятилетний Миллер вступил в брак с Беатрис Сильвас Ўикенз. Скоро у их родилась дочь Барбара. Беатрис была проф пианисткой, но карьера ее не сложилась. Она давала уроки музыки, к чему скоро присоединился и Миллер. Необходимость содержать семью вынудила Миллера находить постоянную работу. Скоро он получил место управляющего по найму в телеграфной компании, где он проработал до 1924 года.

Меж тем брак Миллера разваливался. В конце лета 1924 Генри познакомился с Джун Эдит Смит, которая позднее стала его 2-ой супругой и “энергетическим соавтором” всего, что он написал. Джун на сто процентов изменила его жизнь. Она настояла на том, чтоб Миллер бросил работу “от звонка до звонка” и вполне предназначил себя литературе.

Генри и Джун были завсегдатаями мест, где велись дискуссии про психоанализ, сексапильную свободу и гомосексуальность. В 1926 году в Джун начинается роман с Джин Кронски.

Париже Миллер жил в дорогих гостиницах, но средства стремительно закончились, писатель пробовал отыскать источник дохода, но напрасно. Когда Миллеру стало нечем платить за гостиницы, он был обязан провести несколько ночей в кабинете директора 1-го из кинозалов в компании торговца жемчугом. Равномерно Генри начал зарастать знакомыми. Австрийский писатель Альфред Перле сделался одним из ближайших друзей Миллера до конца жизни. Летом 1931 года Миллер отыскал для себя убежище на Вилле Сера у писателя Майкла Френкеля. Туда быстро приезжала Джун, но в то время она тоже была без средств.

Миллер каждый денек длительно гулял по Парижу. В предстоящем эти прогулки перевоплотился в зарисовки городка, которыми богат “Тропик Рака”.

Через год после сорокалетнего юбилея писателя происходит событие, которое положило начало разрыву меж Миллером и Джун, - знакомство первого с экзотичной Анаис Нин, дочерью испанского композитора Хоакина Нин-и-Кастельянаса и датской певицей Розой Кульмель. Знакомством этим Миллер и Анаис должны собственному общему товарищу Ричарду Осборну, который показал Анаис готовые части “Тропики Рака”.

В 1940 году Миллер вернулся в США и поселился в красочном, тогда еще совершенно не пользующимся популярностью посреди туристов местечке под заглавием Биг-Сур. Тут Миллер написал много книг, также автобиографический роман (Big Sur and the Oranges of Hieronymus Bosch, 1957), где тщательно поведал в том числе о собственной жизни в Биг-Суре и о встречах с творческими людьми, которые обитают либо посещают это место. На данный момент в Биг-Суре размещен дом-музей писателя.

Генри Миллер умер 7 июня 1980 года в возрасте 88 лет от сердечной недостаточности. Его останки после кремации был развеяны в Биг-Суре.


http://www.henrymiller.info/ Произведения на сайте Lib.ru

Генри Валентайн Миллер (англ. Henry Valentine Miller ; 26 декабря , Манхэттен , Нью-Йорк , США - 6 июня ) - американский писатель и художник . Его жизнь легла в основу его же скандальных для того времени интеллектуально-эротических романов о мире после Первой мировой и о судьбе писателя в этом мире. Самыми знаменитыми работами Миллера являются романы «Тропик Рака », «Тропик Козерога » и «Чёрная весна», составившие автобиографическую трилогию. «Сексус» (1949), «Плексус» (1953), «Нексус» (1960) - это вторая трилогия Генри Миллера, названная «Благостное распятие» (в некоторых изданиях «Роза распятия»).

Биография

Ранние годы

Джун Эдит Смит

Между тем брак Миллера трещал по швам. В конце лета 1924 года Генри знакомится с Джун Эдит Смит , которая позже стала его второй женой и «энергетическим соавтором» всего, что он написал. Джун совершенно изменила его жизнь.

Вторая жена Миллера - Джун Эдит Смит

Она настояла на том, чтобы Миллер бросил работу «от звонка до звонка» и всецело посвятил себя литературе.

Генри и Джун были частыми посетителями чайных, где велись дискуссии о психоанализе , сексуальной свободе и входившем в моду гомосексуализме . В 1926 году у Джун начинается роман с Джин Кронски, известной в богемных кругах под именем Мары. Мара поселяется у Миллеров. Генри был консервативен в вопросах секса и с трудом переносил происходившее. В итоге, Мара и Джун тайком уезжают в Париж . Миллер брал у Мары уроки живописи и, оставшись один, начал писать картины. В Нью-Йорк Джун вернулась без Мары и вновь преобразила жизнь Генри. У неё появился богатый поклонник, согласившийся финансировать книги Миллера, которые Джун выдала за свои. Генри пишет свою первую книгу «Молох», отдавая соавторство Джун. На заработанные деньги Миллеры уезжают в Квебек и Монреаль . По возвращении в Нью-Йорк в 1929 году Миллер начинает писать роман «Одуревший петух», и по настоянию Джун, отправляется заканчивать его в Париже.

Парижский период

Первое время в Париже Миллер жил в дорогих отелях. Однако деньги быстро таяли, писатель пытался найти источник дохода, но тщетно. Когда Миллеру стало нечем платить за отели, он был вынужден провести несколько ночей в офисе директора одного из кинотеатров в обществе торговца жемчугом Нанавати (Нонентити в «Тропике Рака »). Постепенно Генри начал обрастать знакомыми. Австрийский писатель Альфред Перле стал одним из ближайших друзей Миллера до конца жизни. Летом 1931 года Генри приютил у себя на Вилле Сера писатель Майкл Френкель. Ненадолго приезжала Джун, но в то время она тоже была без денег.

Миллер каждый день подолгу гуляет по Парижу. В дальнейшем, эти прогулки превратятся в великолепные зарисовки Парижа, которыми так богат «Тропик Рака».

С отъездом Джун Миллер получил возможность погрузиться в написание новой вещи - будущего «Тропика рака», первой книги предполагавшейся трилогии, куда должны были войти «Тропик Козерога » и «Черная весна», первоначально имевшая название «Бог». В ходе работы над романом, Миллер использует материал из ранее неизданных работ «Одуревший петух» и «Молох». «Тропик Рака» выходит в свет в 1934 году.

Анаис Нин

Через год после сорокалетнего юбилея писателя происходит событие, положившее начало разрыву между Миллером и Джун, - знакомство первого с экзотической Анаис Нин , дочерью испанского композитора Хоакина Нин-и-Кастельяноса и датской певицы Розы Кульмель.

Анаис Нин

Знакомством друг с другом Миллер и Анаис обязаны своему общему приятелю Ричарду Осборну, показавшему Анаис готовые части «Тропика Рака».

Джун курсировала между Нью-Йорком и Парижем и пыталась убедить Миллера вернуться в Америку. Но Генри отказывался. В это время Миллеру приходилось работать репетитором в лицее в Дижоне . Вместо платы он получал право на бесплатное проживание в пансионе. Началом романа Генри и Анаис стала их переписка в дижонский период. В ней обнаружилась их общая тяга к «духовному эксгибиционизму ». Миллер жаловался Нин на вульгарность Джун, которая всегда оставалась для него девушкой «пролетарского происхождения». Анаис знакомит его с произведениями Дэвида Лоуренса (не путать с другим английским писателем Лоуренсом Дарреллом , с которым Миллер также знакомится в Париже, и ставшим его другом до конца жизни), знакомит его с психоанализом в целом и с известными психоаналитиками. Она издаёт миллеровский роман «Тропик Рака» на деньги известного австрийского психоаналитика Отто Ранка . Под её влиянием Миллер стал постоянно делать записи того, что он мог вспомнить о своем детстве. Все это легло в основу его литературного автопортрета - «Черной весны». Объединял их также и общий интерес к астрологии .

К концу года Миллер окончательно прекратил отношения с Джун, что стало для неё настоящей трагедией. Состояние Анаис избавило Генри от материальных проблем, и в 1932 году он полностью посвятил себя работе над «Тропиком Рака». Роман вышел в свет в 1934 году с предисловием Анаис Нин.

Биг-Сур

Здесь Миллер написал много картин, а также автобиографический роман «Биг-Сур и Апельсины Иеронима Босха » (1957), где подробно рассказал, в том числе, о своём пребывании в Биг-Суре и о встречах с творческими людьми, населявшими или посещавшими это место. Сейчас в Биг-Суре расположен дом-музей писателя.

Творчество

  • Moloch or, This Gentile World , написан в 1927, не публиковался до 1992 (by the Estate of Henry Miller). ISBN 0-8021-3372-X
  • Crazy Cock , написан 1928-1930, не публиковался до 1960. ISBN 0-8021-1412-1
  • Тропик Рака (Tropic of Cancer) , Париж: Obelisk Press, 1934.
  • What Are You Going to Do about Alf? , Париж: Издан на средства автора, 1935.
  • Aller Retour New York , Париж: Obelisk Press, 1935.
  • Черная весна (Black Spring) , Париж: Obelisk Press, 1936. ISBN 0-8021-3182-4
  • Max and the White Phagocytes , Париж: Obelisk Press, 1938.
  • Тропик Козерога (Tropic of Capricorn) , Париж: Obelisk Press, 1939. ISBN 0-8021-5182-5
  • Henry Miller’s Hamlet Letters, Vol. I , with Michael Fraenkel, Santurce, Puerto Rico: Carrefour, 1939. ISBN 0-8095-4058-4
    • Vol. II , with Michael Fraenkel, New York: Carrefour, 1941.
    • Vol. I complete New York: Carrefour, 1943.
  • The Cosmological Eye , Нью-Йорк: New Directions, 1939. ISBN 0-8112-0110-4
  • The World of Sex , Чикаго: Ben Abramson, Argus Book Shop, 1940.
    • Oneworld Classics 2007 ISBN 978-1-84749-035-3
  • Под крышами Парижа (Under the Roofs of Paris) (изначально опубликован как Opus Pistorum), Нью-Йорк: Grove Press, 1941.
  • Колосс Маруссийский (The Colossus of Maroussi) , Сан-Франциско: Colt Press, 1941. ISBN 0-8112-0109-0
  • Мудрость сердца (The Wisdom of the Heart) , Нью-Йорк: New Directions, 1941. ISBN 0-8112-0116-3
  • Sunday after the War , Нью-Йорк: New Directions, 1944.
  • Semblance of a Devoted Past , Berkeley, Calif.: Bern Porter, 1944.
  • The Plight of the Creative Artist in the United States of America , Houlton, Me.: Bern Porter, 1944.
  • Echolalia , Berkeley, Calif.: Bern Porter, 1945.
  • Henry Miller Miscellanea , San Mateo, Calif.: Bern Porter, 1945.
  • Why Abstract? , with Hilaire Hiller and William Saroyan, New York: New Directions, 1945. ISBN 0-8383-1837-1
  • Аэрокондиционированный кошмар (The Air-Conditioned Nightmare) , New York: New Directions, 1945. ISBN 0-8112-0106-6
  • Maurizius Forever , San Francisco: Colt Press, 1946.
  • Вспоминать, чтобы помнить (Remember to Remember) , Нью-Йорк: New Directions, 1947. ISBN 0-8112-0321-2
  • Into the Night Life , неофициальная публикация, 1947
  • Улыбка у подножия лестницы (The Smile at the Foot of the Ladder) , Нью-Йорк: Duell, Sloan and Pearce, 1948.
  • Сексус (Sexus) (Book One of The Rosy Crucifixion) , Париж: Obelisk Press, 1949. ISBN 0-87529-173-2
  • The Waters Reglitterized , San Jose, Calif.: John Kidis, 1950. ISBN 0-912264-71-3
  • Книги в моей жизни (The Books in My Life) , Нью-Йорк: New Directions, 1952.

"Плывут как-то две молодые рыбки, а навстречу им - старая рыба, кивает и говорит: "Привет, молодежь, как вам вода сегодня?" Рыбки плывут дальше, и вдруг одна из них поворачивается к другой и спрашивает: "Что еще, мать твою, за „вода“?"

С высоты прочитанной трилогии, я должен рассказать о ее слабой книге – Сексусе. Клубы сигаретного дыма. Я в дешевом номере, повсюду разбросаны книги и старые ботинки. Я вижу женщину, за которой уже привык наблюдать в многостраничной трилогии. Хочешь рассказать? – спрашивает она. – Попробуй. Я падаю в пыль, вокруг меня слова, текст, нескончаемые переплетения алфавита…Есть ли разница между чтением писателя и чтением его книги? Такая же разница, как между двумя женщинами. Одна, при взгляде мужчины, скрывает колени под пальто. Другая, поймав его взгляд в отражении, нравственно увлажняется.

Есть в Сексусе неплохие эпизоды. Страсть в такси, сперма на юбке в туалете, секс в луже… Есть даже забавный момент – Миллер прижимает к стволу дерева Мону, возносит ее руки вверх, разводит ее бедра и в этот самый момент, на его спину, с дерева падает черный кот. Котище вопил и царапался, ну почти по Пушкину… К слову, последующий секс в луже в классической позе, как говорят французы, по-голубиному, в моей фантазии навивает что-то русское народное... Но Сексус примечателен не этим. Помню, одна девушка со мной поделилась – Когда мужчина женат, все самое лучшее в нем достается любовнице, а худшее остается дома жене. Потом при разводе, это худшее, мужчина приносит любовнице. Сексус – это путь к любовнице от первого лица, через оковы навязанной культуры и морали. Во всем этом гротеске разврата, прослеживается человеческий выбор, духовная любовь и становление писателя.

Рассматривать Генри Миллера можно с двух углов – как вольнодумца или как недочеловека. Большинство женщин назовут Генри эгоистичным ублюдком, неудачником. Мужчина, который всю книгу только и старается что-то написать на бумаге. Рассуждая о великом Достоевском, о Гамсуне и его "Голоде", Миллер бродит по улицам, ощущает "воду" из эпиграфа. Встречая "свою" темноволосую женщину, он забывает ребенка и супругу. Тема стара как мир - жена, дочь, любовница. Что может быть банальнее. Но все это изображено автобиографично. Говоря авторским стилем - грусть, о которой Миллер не говорит на странице, просачивается на ее строки, как сок женщины из-под дешевых трусиков. "Все как всегда: завтрак, мелочь на дорогу, бег в метро, обещание сводить жену в кино…" Отступление или неповиновение? Эпитафия для Сексуса – Я изжевал ее губы до лохмотьев.

Во второй книге сексом не занимаются. Наверное, Миллер настолько устал писать о сексе в первом романе, что в последующих его ВООБЩЕ нет. На страницах нас встречает признание любви к Моне, рассуждения о раболепстве и голодном творчестве. Истории о том, как Генри читал все подряд, пробовал отправлять свои тексты в журналы/газеты и даже знакомому священнику. "Плексус" удался куда лучше "Сексуса", именно в нем, Миллер рассказывает о своих всадниках личного Апокалипсиса: Ницше – иконоборце, Достоевском – великом инквизиторе. Эпитафией к этому роману послужат слова Моны, которая вошла в ряды моих любимых книжных женщин - "Я хочу, чтобы ты поступал так, как велит тебе душа, Вел. Не хочу, чтобы ты думал о чем-то еще, кроме своей работы. Не важно, если ты никогда не добьешься успеха. Просто пиши".

Третья книга, как третий гвоздь в душу писателя. Самая сильная книга в трилогии. Нексус. И прежде всего, вопрос, который автор задает себе – что такого я могу сказать миру? У человечества красота ассоциируется со страданием, а страдание – со спасением. Помогают ли самораскрытию злоключения и горе? Нексус – третья ступень, своего рода книга мысли. Если же взять первый роман – как ступень разврата и плоти, вторая – ступень движения и стремления, третья – процесс мысли и самоанализа. Именно в Нексусе отчетливо видно изменение авторского стиля и поведения. Прогресс в творчестве и в подборе алфавита. Возможно, изобразить Миллера помогла бы кортасаровская фотография. Дешевое жилище, разбросанные книги, жужжание мухи, грациозный изгиб тела Моны, тепло дивана. Генри сидит на полу и думает о пятом, десятом абзаце в своей книге. Мона, смешно гладит его по макушке и смотрит в пустую ночь в окно. Эпитафия к этому роману – Я напишу эту книгу для нее, посвящу ей, и, читая книгу, она наконец все поймет…