Три мудрые обезьяны

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Возможно, среди восточных сувениров вам встречались статуэтки обезьянок, закрывающих рот, глаза или уши. Это три обезьяны – не вижу, не слышу, не скажу. Ониимеют любопытную и занимательную историю, уходящую корнями на несколько столетий назад.

Сегодняшняя статья расскажет, что означают милые фигуры обезьянок, откуда они родом, благодаря кому увидели свет, какой имеют неочевидный смысл, а еще – соотносятся ли они как-то с религией.

Как их называют

Само название трех обезьянок указывает на их национальное происхождение. Их так и называют – «сан-дзару», или «самбики-но-сару», что значит в переводе с японского «три обезьяны».

Ничего не вижу, не слышу, не скажу – в данном случае под словом «ничего» нужно понимать именно зло. Философия и жизненная позиция такова: я не вижу зла, не слышу его, не говорю о нем, а значит, полностью от него защищен. Фигурки обезьянок – символ отказа от зла этого мира.

Каждую обезьянку зовут по-своему:

  • Миа-дзару – закрывает глаза;
  • Кика-дзару – прикрывает уши;
  • Ива-дзару – закрывает рот.

Смысл их имен заключается в их действии, а точнее бездействии: «миадзару» переводится как «не видеть», «кикадзару» – «не слышать», «ивадзару» – не говорить.

«Почему именно обезьяны?» – спросите вы. Дело в том, что вторая часть всех вышеперечисленных действий – «дзару» – созвучна с японским словом, обозначающим обезьяну. Вот и получается некая игра слов, оригинальность который сполна оценить может только истинный японец.

В последнее время к обезьяньему трио все чаще добавляется четвертая мартышка. Ее зовут Си-дзару, и она олицетворяет собой мораль всей фразы – «не делаю зла». На изображениях она лапками прикрывает животик или «причинные места».

Однако Си-дзару не прижилась среди сородичей, особенно в Азии. По одному утверждению, причина тому – неестественность этой обезьянки, ведь она была якобы придумана искусственно в качестве выверенного маркетингового хода.

Другое мнение гласит, что проблема в восточной нумерологии, которая называет цифру «четыре» приносящей несчастья. Так и осталась знаменитая статуэтка трио, а не квартетом.


Происхождение символа

Родной город фигурки – Никко, который находится в 150 километрах от столицы Японии – Токио. Японцы обожают это место, и это неудивительно – здесь находится святилище синтоистов Тосё-гу. Оно представляет собой поразительный комплекс резных зданий – настоящий шедевр резьбы по дереву.

Недаром Тосё-гу внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но еще одна его достопримечательность – конюшня. Именно здесь над дверью с 17 столетия красуется резная скульптура «Сан-дзару». Ее автор – Хидари Дзингоро, человек, благодаря которому про трех обезьян стало известно всему миру.

В Японии вообще очень любят обезьян. В этой стране они считаются мудрыми животными, олицетворяющими находчивость и влекущими за собой успех.


Нередко возле домов можно увидеть скульптуру обезьяны – Мигавари-дзару. По-другому ее можно назвать двойником обезьяны. Она отгоняет нечистую силу, злых духов, которые способны привлекать несчастья, болезни, несправедливость.

Религиозный подтекст

Ответвление буддийской мысли Тэндай утверждает, что обезьяний символ достиг японских земель благодаря китайскому монаху-буддисту Сайтё в VIII столетии. Уже тогда три обезьянки означали практический ум и беспредельную мудрость.

Действительно, с радостью принимает и поддерживает мудрое изречение из уст Сан-дзару: не нужно замечать зла, которое имеет место быть вокруг, так же, как не нужно его совершать, подпитывать, и тогда путь к Просветлению будет более чистым и легким.

Более того, фигурки мартышек довольно часто используются в буддистских святынях. Но считать, что они берут начало в философии , будет неправильно.

На самом деле три «дзару» восходят к японскому культу Косин, который, в свою очередь, «перекочевал» из религии Китая Дао. Согласно верованию Косин, в человеке обитают некие сущности, которые наблюдают за хозяином.

Если он не может справиться с внутренним злом, раз в два месяца эти сущности выведывают тайны хозяина о злодеяниях, направляя их к Всевышнему.


Три обезьяны на стенах храма Тосегу, город Никко, Япония

Чтобы избежать кары, человеку нужно не видеть, не слышать зла, не говорить о нем и не совершать, а в опасные дни, когда сущности могут вырваться наружу, не стоит даже спать!

Похожая житейская мудрость, связанная с отречением, отказом от злодеяний есть во многих религиозных направлениях и их священных текстах: в индуистской, христианской, мусульманской, иудаистской, джайнистской религии.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть мудрость и удача никогда не покидают вас.

В известном синтоистском святилище Никко Тосё-гу в японском городе Никко находится произведение искусства, известное во всем мире. Резное панно с изображением трех мудрых обезьян расположено над дверью этого храма с XVII века. Сделанная скульптором Хидари Дзингоро резьба представляет собой иллюстрацию известной фразы «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу».

Три мудрых обезьяны./ Фото: noomarketing.net

Считается, что эта пословица пришла в Японию из Китая в VIII веке, как часть Тэндай-буддийской философии. Она представляет собой три догмы, которые символизируют житейскую мудрость. Резная панель с обезьянами — только одна маленькая часть большой серии панелей в святыне Тосё-гу.


Три обезьяны в святыне Тосё-гу в Никко, Япония.

Всего существует 8 панелей, которые представляют собой «Кодекс поведения», разработанный известным китайским философом Конфуцием. В сборнике изречений философа «Лунь юй» («Аналекты Конфуция») встречается подобная фраза. Только в редакции, датируемой примерно II – IV веками нашей эры, она звучала немного по-другому: «Не смотри на то, что противоречит благопристойности; не слушай того, что противоречит благопристойности; не говори того, что противоречит благопристойности; не делай того, что противоречит благопристойности». Вполне возможно, что это оригинальная фраза, которая была сокращена после того, как она появилась в Японии.


Плакат времен Второй мировой, адресованный участникам Манхэттенского проекта.

Обезьяны на резной панели — японские макаки, которые очень распространены в Стране восходящего Солнца. На панели обезьяны сидят в ряд, первая из ни закрывает себе лапами уши, вторая закрывает рот, а третья вырезана с закрытыми глазами.

Обезьяны широко известны как «не вижу, не слышу, не говорю», но на самом деле, у них есть свои имена. Обезьяну, которая закрывает себе уши, зовут Кикадзару, которая закрыла себе рот, — Ивадзару, а Мидзару закрывает глаза.


Три мудрые обезьяны на пляже в Барселоне.

Имена, вероятно, являются игрой слов, поскольку они все заканчиваются на «дзару», что на японском языке обозначает обезьяну. Второе значение этого слова — «уходить», то есть каждое слово можно интерпретировать как фразу, направленную на зло.

Вместе эта композиция на японском языке называется «Самбики-Сару», т. е. «Три мистические обезьяны». Иногда же к известному трио добавляют четвертую обезьяну по имени Сидзару, которая представляет принцип «не совершать никакого зла». Стоит отметить, что согласно общепринятого мнения, Сидзару добавили гораздо позже в сувенирной индустрии, только для коммерческих целей.


Литье из латуни.

Обезьяны представляют собой подход к жизни в религиях синто и косин. Историки считают, что символу трех обезьян приблизительно 500 лет, однако, некоторые утверждают, что подобная символика была распространена в Азии буддистскими монахами, возникнув в древней индуистской традиции. Фотографии обезьян можно увидеть на древних свитках косин, в то время святилище Тосё-гу, где расположено знаменитое панно, было возведено, как священное здание для верующих синто.

Самый старый памятник косин.

Вопреки распространенному мнению о том, что три обезьяны возникли в Китае, скульптуры и картины «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла» вряд ли найти в любой другой стране, кроме Японии. Самый старый памятник косин, на котором фигурировали обезьяны, был построен в 1559 году, но на нем есть только одна обезьяна, а не три.

Лишний комплекс

Комплекс, за небольшими исключениями, УГ. Бестолковый. Если бы три расположенных в радиусе полукиллометра комплекса специализировались каждый на своем, было бы куда лучше. То, что есть сейчас - полная бестолковщина. Дешевые тряпки за непомерные цены, полтора брендовых магазина. Нет так называемых "якорей", которые держали бы центр на плаву. Был тут отзыв о том, что рынок на этом месте был плохим. Правда. Рынок тоже был убогий, но у него хоть фишка была - это был рынок. Он собирал людей с небольим и средним достатком со всего района. Сейчас это самая активная часть покупателей. А на них в новом комплексе практически ничего не ориентировано. Кроме того и в районе тоже. Чайка - выше среднего. Радуга - средний, но в сторону увеличения. По этому, у находящихся вблизи магазинов Магнит, Хлебопродукт-2, Аптека Низкие цены, Дешовый табак всегда масса покупателей. Следовательно, масса машин, которые постоянно перегораживают подъездные пути к "Трем мартышкам". На парковке, у комплекса куча таксистов и не всегда есть место для покупателей, хотя место для расширения парковки есть. Вообще заезжать к комплексу крайне неудобно, осбенно в час пик, а именно в это время едет основная масса покупателей. У той же Чайки хозяева как то пытаются с этим работать. Так же в трех мартышках нет нормального кафе, которое при качественной (цены, комфорт, обслуживание, именно в этой последовательности) работе привлекает к себе массу молодежи. Продуктовый Сельпо - можно поставить 3+ только за более или менее приличный ассортимент. Акции проводятся редко. С ценами явно никто не работает. "Хотите берите, нет - соседдушка и магнит рядом" - основной принцип работы. В отношении ассортимента - рассчитан на вкус администрации. Просрочки мало и это плюс.

Чудо-Юдо - магазин игрушек и немного одежды. Цены средние и выше среднего. В городе есть масса магазинов, пусть и с меньшим ассортимнтом, но с ощутимо меньшими ценами.

Центро - один из якорей. Расчитан как раз на местный "контингент". Но раз там карманники во всю шарят тоже под вопросом. Золото как золото. Одним меньше, одним больше. Наличие офисов ХоуКредит, Совкомбанк, Диван-тв - несомненный плюс в квадрате. Вся страна в кредитах. А вот касса системы город с рабочим временем с 10:00 до 21:00 явно не хватает. Только наличие мксимума платежных систем и банкоматов спсобно вывести комплекс на качественно новый уровень. При том, что сделать это не сложно.

В общем оценка для комплекса - не оправдывается. Есть мнение, что комплекс построили, набрали арендаторов и забыли. Теперь просто собирают бабки.

Я отлично помню то время, когда на месте сегодняшнего ТЦ находился мини-рынок "Радуга" . Потом был период долгого строительства. Почему-то думалось, что будет новый крытый рынок. Ан нет, появился очередной торговый центр с эпатажным названием. Помню ту шумиху в среде местных жителей 23-го мкр-на из-за этого нелепого названия))) даже в местных новостях эту тему обсуждали)) шумок прошел, а центр остался. Была там пару раз и оба раза мимоходом и по большей части из-за любопытства. Хотя делала покупки в "Чудо-Юдо" и в отделе мыловаренной продукции. Что сказать?! Огромное здание с иррационального использованной площадью. Такой бестолковщины я нигде не видела. Впервые в городе именно тут увидела эскалатор - тоже прогресс своего рода, сейчас этим уже никого не удивишь. Отделов много: всяко-разно. Была в нескольких из них. Дороговато, конечно. Аналогичная продукция стоит намного дешевле в других торговых центрах и магазинах. Из персонала общалась только с продавцами "Чудо-Юдо" и сувенирного отдела - к ним претензий нет, нормальные. Судить остальных не берусь, но то, что они не участливы и безразличны к клиенту -факт. Думаю, что и у "З мартышек" есть свои поклонники, даже знаю таких. А в целом, торговый центр как центр только с претензией на оригинальное название.

Название комплекса оригинальное. Магазинов раз два и обчелся. Цены просто запредельные. Обслуживание на 2 с плюсом.А какой там салон красоты - просто ужас. Нет, на вид все красиво. Заикающаяся админ!!! А как-то стала свидетельницей разборок, как оказалось директор - грубиян, общался со своими подчиненными.Я тут же отказалась от процедуры и бежала без оглядки. И ни капельки не жалею. Жесть!!!

Согласна с тем, что дороговат. Отделов одежды не так много и в основном они рассчитаны на категорию людей средних лет, ничего молодежного я здесь не нашла. Единственное, что меня очень порадовало - это отдел "Империя сумок", выбор большой и, по-моему, цены здесь немного ниже. Ну еще "народный" магазин "ЦентрОбувь".

Хороший комплекс с плохой охраной и администрацией

Сам комплекс очень хороший: кроме разных магазинов с бижутерией и сувенирами есть продуктовый супермаркет и цокольный рынок что очень удобно! Но отношение администрации к людям мне дико не понравилось!!!
Вот пример - мне на голову наплевала ребят когда я находился на -1 этаже на что администраторша сказала что в Оренбурге такой менталитет людей и это мы виноваты в воспитании детей проигнорировав все мои замечания!!! И на моих глазах выругала Маму которая посадила в тележку с продуктами ребенка на приспособленное для этого место (Тележки дорогие а вы их ломаете!) Мне такое хамство как гражданину другой страны и гостю Оренбурга это очень не понравилось!!! Поняв что меня здесь никто серьезно воспринимать не будет я ушел с плохим настроением. Надеюсь кто то прочитает этот комментарий и сможет что то с этим сделать потому что люди у вас хорошие и город восхитительный!

Название комплекса - с претензией на оригинальность, но далеко не всем по вкусу. Хотя дело конечно не в названии... Поскольку живу в двух остановках от него, заходить приходится частенько. Сначала о минусах: совершенно бестолковые отделы одежды и обуви, за исключением наверное только Kari. Раньше частенько заглядывала в Centro, но после того, как у меня там вынули кошелек (с деньгами, карточкой и правами), я туда ни ногой. Охрана в комплексе - одно название. В тот день, когда я стала жертвой карманников, продавцы Centro сказали, что в самом магазине охраны нет, а камеры не пишут, и направили меня к охраннику, который сидит при входе в комплекс. Не знаю конечно, может он именно в этот момент отошел справить нужду, но на месте его не оказалось, а когда пришел, сказал, что ничем помочь не может... Данный магазин просто рай для карманников: про отсутствие охраны и пишущих камер я уже говорила, кроме того жертву можно держать под прицелом прямо от банкомата Форштадт, который очень удачно располагается на входе в магазин. Так что народ, будьте осторожны, заходя в магазин с кошельком, Вы рискуете выйти без него. К несомненным плюсам Трех мартышек можно отнести бесплатную парковку, наличие эскалатора, большой ассортимент продуктов в Сельпо, на рынке (нулевой этаж) часто покупаю неплохой фарш, магазин детской одежды Alisa очень порадовал ассортиментом и ценами, режим работы комплекса удобен для тех, кто работает до 18:00.

2 дурацких этаже всякой ерунды. Само название отталкивает, знаю кем оно придумывалось и как, описывать не буду, но смысл соответствует названию и это не очень приятно. Как на подбор какой-то сухой и не очень приветливый персонал, единственно нравиться отдел посвященный кошкам, классный, с декоративными сувенирными образцами, много очень разные, мне нравиться. Еще нравиться, что здесь адекватный киви терминал, хотя это не заслуга комплекса конечно, купюры принимает сразу, меня поймут люди которые уже плачут в пятидесятый раз засовывая купюру в автомат, а здесь все отлично. Площадь на мой взгляд используется нерационально, много свободного места, бестолково все как-то.

так себе

в целом неплохо, но купить здесь нечего. ходим только из-за обувных отделов. я бы вообще с первого этажа убрала бы сувениры по бешеным ценам и духи, и еще бы обувной отдел бы добавила. чтобы был уклон на обувь. еще в магазин распродаж заходим. на втором этаже цены на вещи запредельные. проще купить или на базаре, или даже в соседней радуге. не хватает уютного кафе.

Основной недостаток, отсутствие хорошего освещения

Такая плохая освещенность, на втором этаже вообще в середине ничего не видно, над эскалаторами вообще нет освещения, ужасно. главная красота ТЦ это свет, видимо там об этом никто не знает.

Уютного кафе и вправду не хватает, на месте продуктового если бы был супер-магнит было бы + 3 балла.

Отделы неплохие, мне нравятся)

Неплохой торговый центр. 2 этажа, на каждом, как и полагается, торговые залы: "Чудо-юдо", ювелирный, с сувенирами, продуктовый и много других. На первом этаже стоят банкоматы "Сбербанк" , "Золотая корона" газпром-овский и еще парочка. Также там есть несколько кафешек на любой вкус и цвет. Удобная парковка под землей, солнце не достает, так что уезжаешь оттуда всегда в прохладной машине.
Несмотря на все преимущества, от меня только 9.. дороговат.

живу рядом, несколько раз в неделю бываю там. рынок на 0 этаже не заменим! большой выбор мясной продукции и точка Винни-пуха, табак +, рыба+, овощи+. на 1 этаже система "город"-касса, которая работает до 9 вечера, очень удобно, 2 больших обувных по низким ценам, Карри и Центр-обувь, Сельпо хороший, цены приемлемы, ассортимент большой, неудобство с кассами, очень узкий подход к ним, и мало кассиров в часы-пик. Суши-бар отличный, очень вкусно и недорого, скептически отнеслась к их точке, думала закроются, но они уже долго работают, молодцы ребятки! еще нравится большой выбор автоматов. а вот 2 этаж, кроме, как распродажного ничем не привлекает! из одежды ниже 1500-2000 с учетом скидок ничего не найти, мало магазинов, для молодежи нет вариантов,в основном на молодых и взрослых женщин. я бы хотела точку недорогой молодежной одежды, рив гош или л"этуаль, насчет кафе не уверена, что будет спрос, если только быстрого питания, как в Гулливере

нам очень нравится

а нам очень нравится замечательнай магазин. продукты покупаем только там. игрушки подарки золото все от туда красивые и интересные декорации. большой выбор магазинов. удобно что на нулевом этаже тоже есть крытый рынок. там великолепный магазин цветов. обходительный продавцы и десциплина и я совершенно не согласна с еленой, если для вас это бестолковый магазин тогда съездейте в армаду в магазин кастрома

Дороговатый - это мягко сказано. Конечно, есть пара бюджетных магазинов типа "ЧудоЮдо" или "Сentro"... всё остальное для состоявшихся людей в возрастной категории 25+. мне здесь просто нравится гулять. Так называемый не шоппинг, а "зыринг". А так...здесь много различных магазинов: одежда, обувь, сумки, игрушки, техника, драгоценности. Есть очень хороший магазинчик Дилор: заказывала там очки... зрение проверили, оправу подобрали, сделали быстро и качественно)

Знаете, что я вам скажу! Торговый Центр очень хороший. Кстати рядом ещё один центр, а неподолёку ещё и чайка. Центр называется радуга. Кто не доволен милости просят! Живу через дорогу, каждый день туда хожу. Кто то говорил Отделов с продуктами Всего ОДИН! Да один, а что в армаде или скажем в гуливере больше?Во все торговых точках 1 продуктовый большой отдел. Чего вы ожидали? Площадь маленькая, и построить там такое очень даже похвально, это не огромные масштабы армады и севера. Самая классная парковка в городе, заметим, что по сравнению с Армадой просто шикарна.Что касается магазинов обуви и одежды. Да магазинов одежды там не так много, как хотелось, но выбор там есть, кстати сказать для молодёжи большой магазин- Гараж. Очень классные магазины Симпатия, Pompa. И кстати сказать персонал там неплохой, очень дажи любезный. А своих постоянных покупателей они знают в лицо. Что касается магазинов обуви. Kari? ЦентрОбувь, Baden? если я не ошибаюсь там ещё один магазин есть. И кстати выбора там очень много. Детские товары: Чудо-Юдо Великан- очень большой магазин с любезным персоналом и большим выбором игрушек, детской одежды, и различных товаров. Рядом с Чудо-Юдо находится магазин товаров для детского творчества "Ораньжевый слон". Там конечно дорого, но во всех магазинов товаров для детского творчества сумма платы за товар велика. Магазин Сельпо- достаточно не плох, единственное очередь всегда, но это стерпимо, насколько я знаю- это единствиный магазин продуктов питания где продают Милкис (но это так к слову, ребята нашего района просто обожают этот напиток, кстати ходишь по "Трём мартышкам" и видишь подростков с Милкисом). Теперь, что касается рынка, единственный торговый комплекс с рынком, всегда свежие овощи, фрукты, рыба и мясо. кстати все мясники очень почтительны с клиентами. Недавно там появился третий этаж с какимито Академиками. Насколько я поняла- это какойто центр детского развиция, кстати там можно устраивать детские праздники. Рядом находится арбалетно лучный тир. И диванчик, сидя на котором удобно смотреть за происходящим на первом и втором этаже. Что касается кафе райский сад, сейчас он находится по всему торговому центру. Удобно! Недавно "Три мартышки" отметили день рождения и причём было очень весело, но во всех торговых комплексах дни рождения весёлые, но знаете в прошлом году было веселее. Давали бесплатно различные тортики и чай. Ну да ладно, а теперь, что касается названия- Три мартышки, помоему очень весёлое название, у нас дети говорят "пошли в мартышки" (кстати теперь вместо бани, они посылают друго друга в мартышки). Несогласна с теми кто говорит, что данное название должно и отпугивает посетителей. Значит вы просто тупо человек без чувства юмора. Как по вашему название Гуливер не должно отпугивать? Мне сразу представляется большой дядька с головой эмблемы торгового комплекса гуливера и с большим размером ног. Армада вообще испанского происхождения. ну а про север молчу, название удачное. Вообщем если говрить о том, какую оценку получает торговый комплекс три мартышки. Это 10 из 10. ещё раз повторяю на токой маленькой площадке выросло совсем не маленькое здание. И кстати по трём мартышкам просто не возможно заблудится там всё понятно, а вот каждый раз, когда я приезжаю в армаду, путаюсь с этими их галереями! И кстати как я посмотрела в коментариях многие сказали не очень, а оценку поставили среднюю. Люди в нашей стране не умеют выражать свои мысли!

Три мудрых обезьяны на резном деревянном панно, украшающем священную конюшню в святилище Тосёгу, (Никко, Япония)

Три обезьяны (от японского: 三猿, санъен или сандзару , также 三匹の猿, самбики но сару, буквально «три обезьяны»; англ. three wise monkeys , «три мудрые обезьяны») - устойчивая художественная композиция, символ, выражающий принцип «не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле».

Обезьян называют Мидзару - она закрывает глаза, «кто не видит зла»; Кикадзару , - закрывает уши, «кто не слышит зло», и Ивадзару , - прикрывает рот, «кто не говорит о зле». Иногда в композицию добавляется четвёртая обезьяна - Сидзару , «кто не совершает зла». Она может изображаться с руками, прикрывающими пах.

Известны различные толкования символа трёх обезьян . В западной культуре три обезьяны часто рассматриваются негативно, как выражение нежелания замечать, признавать и обуждать существующие проблемы.

Происхождение

Три обезьяны получили популярность, благодаря изображению над дверями священной конюшни в синтоистском святилище Тосёгу в японском городе Никко. Всего здание украшают 8 резных панно, два из которых изображают композицию с тремя обезьянами. Резьбу выполнил в XVII в. художник Хидари Дзингоро. Полагают, что он использовал в качестве основы конфуцианские нравственные принципы. В японскую философию три обезьяны проникли среди прочих буддистских легенд с учением школы Тэндай, пришедшей в Японию из Китая в VIII в. в период Нара.

В китайской культуре принцип, схожий с изображением трёх обезьян, можно встретить в книге Конфуция (Кун-цзы) «Лунь Юй»: «Не смотри на то, что идет вразрез с приличием; не слушай то, что идет вразрез с приличием, не говори то, что идет вразрез с приличием, не делай то, что идет вразрез с приличием» (非礼勿视,非礼勿听,非礼勿言,非礼勿). Вполне возможно, что эта фраза была переосмыслена и упрощена в Японии.

Хотя конфуцианский принцип не имеет ничего общего с обезьянами, композиция могла появиться от простой игры слов. По-японски «мидзару, кикадзару, ивадзару» (见ざる, 闻かざる, 言わざる, или с суффиксом в кандзи, 见猿, 闻か猿, 言わ猿), буквально «не вижу, не слышу, не говорю». «Сидзару» также записывается, как «し猿», «не делаю». В японском, «дзару» явлется архаичным отрицательным спряжением глаголов, совпадая с «дзару» - вокализацией суффикса «сару» со значением «обезьяна» (это одно из чтений 猿). Таким образом, видимо, обезьяны возникли из-за игры слов.

Однако, возможно, что три обезьяны имею более глубокие корни, чем простая игра слов. Святилище в Никко является синтоистским, а обезьяны имеют чрезвычайно важное значение в религии Синто. Существуют даже важные праздники, которые отмечаются в год обезьяны (происходящих каждые двенадцать лет) и специальный праздник отмечается каждый шестидесятый год «Косин».

Верование (или практика) Косин (яп. 庚申) - народная традиция, имеющая корни в китайском даосизме и поддерживаемая монахами буддистской школы Тэндай с конца X в. Именно верование Косин дало наиболее массовые примеры изображений трех обезьян. Значительное количество каменных стел известно по всей восточной части Японии вокруг Токио. В более поздний период Муромати становится традицией во время соблюдения Косин возводить резную каменную стелу с изображением обезьян.

«Три обезьяны» описывались, как помощники Сарута Хито но Михото или Косин, божества дорог. Праздник Косин проводился каждый 60-й день. Считается, что в этот день Небу открываются все дурные поступки, совершенные за прошедшие 59 дней. Возможно, что три обезьяны символизируют всё, что было сделано неправильно.

В английском языке, имена обезьян иногда представляются как Mizaru , Mikazaru , и Mazaru . Не ясно, как появились два последних слова.

Народное верование

Три обезьяны, прикрывающие глаза, рот и уши, вероятнее всего, появились в среде народного верования Косин, имеющего корни в китайском даосизме и испытавшего синтоистское влияние.

Не вполне ясно, чем именно вызвано появление обезьян в веровании Косин. Предполагается, что обезьяны связаны с санси и небесным Нефритовым императором Тэн-Тэй , чтобы не видеть, говорить или слушать плохие поступки человека. Санси (яп. 三尸) - три червя, живущие в теле каждого человека. Санси следят за добрыми делами и, особенно, плохими поступкми своего носителя. Каждые 60 дней, в ночь, называемую Косин-мати (庚申待), если человек спит, санси покидают тело и отправляются к Тэн-Тэй (天帝), Небесному Богу, чтобы дать отчет о деяниях этого человека. Тэн-Тэй на основании такого доклада решает, нужно ли наказывать человека, насылать на него болезни, сокращать время его жизни или посылать ему смерть. Последователи верования Косин, имеющие основания опасаться последствий своих проступков, должны бодрствовать в течение ночи Косин, дабы предотвратить выход санси к Небесному Императору.

Значение пословицы

Существуют разногласия по поводу происхождения фразы, выражаемой тремя обезьянами. Известны различные объяснения смысла выражения «не вижу зла, не слышу зло, не говорю о зле».

  • В Японии пословица просто рассматривать, как аналог «золотого правила».
  • Некоторые просто воспринимают пословицу, как напоминание не подсматривать, не подслушивать и не сплетничать.
  • Раннее ассоциации трёх обезьян с шестью грозными вооружёнными божествми Ваджракилая является отсылкой на буддистскую идею о том, что если мы не будем слышать, видеть или говорить о зле, мы сами должны быть избавлены от всякого зла. Это напоминает английскую поговорку «Speak of the Devil - and the devil appears» («Помяни Дьявола - и дьявол появляется»).
  • Некоторые считают, что тот, кто не подвергается злу (через зрение или звук) не будет выражать, что зло в своей речи и действия.
  • В настоящее время «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле» обычно используется для описания тех, кто не хочет быть вовлеченным в ситуацию, или кто-то умышленно игнорирует безнравственный акт.
  • В итальянской версии, «Non vedo, non sento, non parlo» (ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю), выражает «Омерту» - кодекс чести и круговую поруку в рядах мафии.
  • Во многих интерпретациях фразу можно рассматривать, как способ избежать распространения зла. Не слушайте зло, чтобы они не влияло на вас. Не читайте то, что о зле или смотрите на зло, чтобы оно не влияло на вас, и, наконец, не повторяйте изустно зло, чтобы оно не могло распространиться.

Культурное влияние

Статуэтка трёх мудрых обезьян

Три мудрых обезьяны и связанные с ними пословицы известны по всей Азии и в западном мире. Они послужили источником для многих художественных произведений, например, живописи в жанре укиё-э

Ничего не вижу, ничего не слышу,
Ничего не знаю, ничего никому не скажу...
«Ничего не вижу», слова Л. Ошанина , музыка О. Фельцмана , популярные исполнители: Эдита Пьеха и Тамара Миансарова

Многим известен древний восточный символ - три обезьянки , одна из которых старательно закрывает лапами глаза, вторая - уши, а третья - рот. Но откуда они происходят, с чем связаны и что означают известно меньше.

Место происхождения трех обезьян

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай , и Индию , и даже Африку , но родина трех обезьян - все-таки Япония . Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару , кикадзару , ивадзару). Суффикс, придающий отрицание «-дзару » созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару » (猿). Получается, что изображение трех обезьян - своего рода каламбур или ребус , игра слов, понятная только японцу.

Религиозные корни

Несомненно первоначальное религиозное значение обезьяньей группы. Часто ее прямо называют буддистским символом, но не все так просто. Да, буддизм принял трех обезьян, но не он, вернее, не он один был колыбелью трех обезьян.

Религия в Японии обладает особыми свойствами: она необычайно податлива и при этом упруга: на протяжении истории японцы встречали многие религиозно-философские учения, принимали и перерабатывали их, соединяя, порой несоединяемое в сложные системы и синкретические культы.

Культ Косин

Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований - Косин . Имея в своей основе китайский даосизм , вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя») , собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке . Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Когда появились три обезьяны

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то ). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники вряд ли возможно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко ».

Три обезьяны из Никко

Биологический вид трех обезьян

Существует множество вариантов композиции с изображением разных обезьян (и не только обезьян), часты, к примеру, шимпанзе, закрывающие глаза, уши и рот. Очевидно, что в Японии должен был быть иной исходный источник образа. Вероятнее всего, в качестве трех обезьян должны были изображаться японские макаки (лат. macaca fuscata ), ставшие знаменитыми в последнее время «снежные обезьяны », греющиеся зимой в геотермальных источниках в Адской долине в префектуре Нагано .

Изображение трех обезьян

Три обезьяны ныне разошлись практически по всему миру, они изображаются в сувенирной продукции и на бытовых предметах, используются в виде украшения интерьеров и в садовой скульптуре, во многих населенных пунктах мира есть памятники трем обезьянам, их используют уличные художники в граффити и карикатуристы в политической сатире, из можно встретить на монетах Сомали и авторских русских матрешках. Невозможно описать все варианты, поэтому попытаемся ограничиться лишь некоторыми классическими решениями.

Варианты композиции

Разрозненные фигуры

Начиная с классических обезьян из Никко художники могут изображать обезьян отдельно, не ограничивая общей позой или расположением. Такое решение оставляет много свободы, позволяет разместить фигуры живее и непринужденнее.

Тесная группа

Три обособленных фигуры слишком разобщены, поэтому художникам зачастую хочется показать более тесную связь, общность трех принципов-отрицаний. Один из возможных способов взаимодеиствия - при котором обезьянки друг другу закрывают уши, рот и глаза. Один из факторов, толкнувших композицию к центростремительному объединению - использование трех обезьян в виде нэцкэ . Нэцкэ (нэцукэ ) - деталь одежды, брелок, позволяющий к поясу кимоно на шнуре подвешивать носимые вещи, например, кошелек или письменные принадлежностей (карманов-то у кимоно нет). Функциональное назначение определяет габариты и требования к форме нэцкэ: брелок должен быть округлым и умещаться в кулаке. Три отдельные фигуры укладываются в такие требования плохо. Обезьян и сажают друг на друга, и прижимают друг к другу спинами, и заставляют скататься в единый комок.

Один за всех

В любом случае композиция иэ трех обезьян оказывается визуально перегруженной для формата нэцкэ, но резчики выработали «облегченный» вариант: всего одна обезьянка использует все свои четыре лапы, чтобы прикрыть глаза, уши и рот (глаза и рот передними, а уши задними конечностями).

Для единственной обезьяны, замещающей сразу трех, известно имя автора-изобретателя композиции. С достаточной долей уверенности можно назвать мастера Масацугу Кайгёкусая (懐玉斎正次) из Осаки, творившего в XIX в. Любопытно, что такая композиция, вроде бы, повторялась и в России в мастерских Карла Фаберже.

Четвертый лишний

Довольно часто можно встретить группы обезьян, расширенные за счет четвертой, а то и пятой фигурки. «Лишняя» обезьянка или прикрывает промежность и называетя либо «не делать» (зла), либо «не получать удовольствия». Или обезьяна сидит спокойно, не от чего не загораживаясь (встречается название «не думать»). Сложно сказать, когда и где произошла добавка, но, вряд ли давно и вряд ли в Японии.

Собезьянничать

В Японии появились композиции, повторяющие трех обезьян, но без обезьян, например, картинки с гейшами «не вижу, не слышу, не произношу». И в настоящее время принято «обезьянничать»: достаточно в крупных интернет-сервисах хранения фотографий (вроде Flickr) задать запрос «three wise monkeys» или «see no evil», чтобы увидеть лица сотен и сотен людей. А сувенирная промышленность в позы обезьян сажает кого угодно, можно найти «обезьяньи» группы чуть ли ни всех представителей фауны или персонажей массовой культуры.

Порядок следования

Не существует какого-то одного принятого порядка следования обезьян в композиции. Достаточно посмотреть на обезьян из Никко и сравнить их со стелой косин-то или приведенными фотографиями современных работ.

Культурное влияние трех обезьян

Прежде всего, несомненно вхождение символа трех обезьян в мировую массовую культуру. Композиция если не популярна, то узнаваема практически во всех уголках Земли.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди), борец за независимость Индии, учитель индийского народа и идеолог ненасилия не расставался с любимыми тремя обезьянками, пожалуй, единственной роскошью, которой он мог себе позволить. Сейчас обезьянки Ганди остаются одной из главных реликвий в бывшей резиденции Бапу Кути в ашраме, находящемся в образцовой деревне Севаграм сельской местности Махараштры .

Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг Сомали 2006 г.

Три обезьяны изображались на почтовых марках Таджикистана и Новой Каледонии .

В популярном анимационном сериале «Гриффины» (Family Guy ) существует второстепенный персонаж Evil Monkey (англ. «обезьяна зла» или «злая (порочная) обезьяна»). Воплощая детские страхи одного из героев мультфильма, Evil Monkey живет в шкафу, пугает и мучает своего хозяина. В имени обезьяны явна аллюзия-противопоставление английскому названию трех обезьян «no evil monkeys»: если есть «обезьяны без зла», то должна быть и «обезьяна со злом».

Фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана (Nuri Bilge Ceylan ), получивший премию Каннского фестиваля 2008 г. за лучшую режиссуру, называется «Üç Maymun» (тур. «три обезьяны»). По сюжету герои пытаются уйти от своих семейных проблем, пытаясь не замечать и замалчивать их. То есть «три обезьяны» рассматриваются авторами, как синоним «позиции страуса».

Целый ряд англоязычных книг и фильмов используют в названии игру с фразой «не вижу - не слышу...», например, американский фильм ужасов 2006 г. «See No Evil» (в русском прокате «Не вижу зла»), кинокомедия 1989 г. «See No Evil, Hear No Evil» («Ничего не вижу, ничего не слышу»), автобиографическая книга бывшего агента ЦРУ Роберта Бэра «See No Evil» («Не видя зла») и т. д.

В детективе Эрла Стенли Гарднера «Дело мифических обезьян» (Erle Stanley Gardner, «The Case Of The Mythical Monkeys», 1959) шелковый шарф с изображением трех обезьян служит центральной уликой. Три обезьяны часто изображаются на обложках разных изданий этой книги.

В репертуаре американской группы Sparks существует песня «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil».

[...]
Hear no evil (Monkey 1 says you shouldn"t hear it)
See no evil (Monkey 2 says you shouldn"t see it)
Speak no evil (Monkey 3 says you shouldn"t speak it)
[...]

Скелетоподобный персонаж, талисман-маскот, украшающий обложки дисков и афиши американской трэш-метал группы Megadeth , с собственным именем Вик Рэттлхэд (Vic Rattlehead ) изображается с глазами, закрытыми стальной пластиной, заткнутыми некими металлическими предметами ушами и ртом, стянутым стальными крючьями.

Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу», вынесенной в эпиграф этой статьи. Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой (Madeleine Albright ), известная тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории, надевала на встречу с Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.

В виде трех обезьян весьма часто изображаются политики разных стран на карикатурах: власти глухи и слепы к чаяниям народа и склонны к замалчиванию проблем.

Литература

  • О трех обезьянах на японском языке:
    中牧弘允 『世界の三猿―見ざる、聞かざる、言わざる』 東方出版 、1997.12、 ISBN 4885915449
  • О параллелях с тремя обезьянами в мировых религиозно-философских учениях:
    virgo_splendens Лекции о трех обезьянах . Кон. октября - нач. ноября 2012 г.
  • О трех обезьянах в нэцкэ:
    Все о нэцкэ. Мифологические сюжеты/Сост. С. Ю. Афонькин . Спб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006.-160 с., ил. ISBN 5-9603-0057-5
  • О трех обезьянах в оформлении традиционного японского холодного оружия:
    Скраливецкий Е. Б . Цуба - легенды на металле. -Спб.: ООО «Издательство Атлант», 2005.-328 с.: ил. ISBN 5-98655-015-3
  • О даосском влиянии на японские веровния и искусство, в т. ч. о происхождении культа Косин и связи с ним трех обезьян
    Успенский М. В. К вопросу о роли даосизма в японских народных верованиях (по материалам миниатюрной японской скульптуры XVII-XIX вв.) . Сб. Искусство и религия. Научные труды ГЭ. – Л.: Искусство, 1981, с. 59-75
  • Об учении Конфуция: любое издание Лунь Юй (существует во множестве переводов), например:
    Конфуций . Афоризмы и изречения.-М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2