Традиции и обычаи по обществознанию примеры. Что такое семейные традиции и какие они бывают? Что такое семейные традиции для детей

Каждый народ, населяющий нашу планету, не возникает из ниоткуда. Корни любой нации мира, отголоски минувшей истории составляют неповторимую канву, в которую вплетены судьбы людей. Уникальные обычаи, устоявшиеся традиции и даже самые невероятные и экзотические обряды составляют незримый, но сугубо индивидуальный культурный багаж каждой народности. Обычаи и обряды - неотъемлемая сторона жизни. Часть из них пришла к нам из религий, другая - из огромного множества примет, преданий, верований и суеверий. Познакомимся с сущностью и глубинным смыслом некоторых традиций жителей России.

Венчание: трогательное таинство

Язычество как первая религия славян подарило нам Масленицу, великолепные и святочные гадания. Традиционно русские свадьбы играли осенью или зимой, в интервалах между длительными постами. Особой популярностью пользовался так называемый «свадебник» - период от Рождества до Масленицы.

В Прощеное воскресенье - последний день гуляний - все просили прощения друг у друга, освобождаясь от накопившихся обид, одаривали родных. Кульминация праздника - сожжение чучела как символа заканчивающейся долгой зимы. «На богатый урожай» пепел развеивали над полями. Жгли костры из соломы и ненужных старых вещей, чтобы освободиться от всего лишнего. Вечером блинами поминали умерших родственников.

Христианская Пасха

Христианство даровало нам замечательный праздник святой Пасхи. Разнообразны обычаи народов разных стран в праздновании этого дня. Не будем останавливаться на православных церковных обрядах. Они величественны и красивы. Рассмотрим традиционно бытовые обычаи. Пример обрядовых действий, наиболее распространенных в России, - выпечка пасхальных куличей и окрашивание яиц, символы бессмертного тела Христова, которые освящают в храмах. Это настолько распространенные обряды, что их не избегают и атеисты.

Утром после всенощных бдений и прохождения крестных ходов вокруг церквей начинается празднование чудесного воскрешения Христа. Люди поздравляют друг друга словами "Христос воскрес!", получая ответ "Воистину воскрес!" и обмениваясь освященными куличами и яйцами. Название этого обычая - Христосование. Эти традиционные обряды настолько распространены, что пасхальным угощением обмениваются не только верующие, но и атеисты.

На свете существует немало обрядов. Обычаи, пример которых приведен в статье, являются наиболее распространенными в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей

Актуальность. В системе социальных норм и в регулировании общественных отношений все более заметную роль начинают играть традиции, обычаи и обряды. Они являются действенными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей.

Все это говорит о том, что необходимо обстоятельное научное исследование проблемы традиций и обычаев, выяснение роли в жизни общества, характера и форм их взаимосвязи между собой и с другими социальными нормами, в том числе правовыми. Только с 60-годов XX века заметно повысилась активность ее исследования в философской литературе. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли А.К. Алиев, Р.М. Магомедов, М.М. Муминов, В.И. Новиков, Б.С. Саламов, Н.С. Сарсенбаев, И В. Суханов, И.М. Сушков, А. Чотонов и др.

Поскольку социальная ценность и значимость обрядов, традиций и обычаев определяется главным образом тем, что они выступают в качестве регуляторов общественных отношений, необходимы специальные самостоятельные исследования их нормативного характера.

Целью данной работы является рассмотрение роли обычаев, традиций и обрядов в вопросе регулирования общественных отношений.

1. Социальные нормы общества (понятие, назначение, разновидности)

Уяснение понятия социальной нормы поможет раскрыть ее сущность как регулятора общественных отношений, выяснить ее социальное назначение и роль в жизни общества, а это неразрывно связано с более общей и сложной проблемой - управлением обществом. Управление социальными процессами присуще обществу на всех этапах его развития. Оно обеспечивает необходимые условия нормального функционирования всего общественного организма. Отсюда вытекает не только научный, но и практический интерес к формам, средствам и методам управления делами общества.

При рассмотрении весьма сложных вопросов социального управлений мы исходим из коренного положения, сущность которого заключается в том, что вся социальная жизнь людей, их повседневные многообразные общественные связи и отношения предопределяются объективными законами общественного развития, действующими независимо от воли и сознания людей. Однако в отличие от законов природы законы общественного развития проявляются лишь через сознательное поведение людей, выступают как законы их жизнедеятельности, находят свое конкретное проявление в волевых поступках людей. Степенью познания этих объективных законов и определяется социальная ценность поступков людей, поскольку сами по себе законы общественного развития не выступают непосредственными регуляторами отношений между людьми, а проявляются в различных социальных нормах, отражающих потребности и интересы людей и воздействующих на их поведение. Социальные нормы проникают во все сферы жизни общества и нормативно регулируют общественные отношения. В этом заключается их основная социальная ценность и назначение.

Исследование того или иного явления начинается обычно с уяснения той смысловой нагрузки, какую вкладывает исследователь в рассматриваемые им категории.

В нашей литературе пока еще нет общепринятой терминологии, имеют место различные толкования, в особенности при раскрытии таких понятий, как «норма», «традиция», «обычай», «обряд». Разнобой же в терминологии при исследовании любого явления затрудняет его познание. Г.В. Плеханов в свое время отмечал, что во всяком сколько-нибудь точном исследовании, каков бы ни был его предмет, необходимо держаться строго определенной терминологии. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 248

Норма - это обязательное общепринятое правило поведения людей. В области социальной жизни понятием «норма» передается требование определенного поведения людей в обществе, в их отношениях друг с другом, с обществом, с окружающими их предметами и явлениями природы.

При формулировании общего понятия социальной нормы было бы неправомерным специфические признаки, присущие отдельным видам социальных норм, распространять на все их виды, особенно если речь идет о таких признаках, которыми они как раз и отличаются друг от друга. Известно, что социальные нормы не всегда возникают в результате установления соответствующими компетентными органами. Это является специфическим признаком лишь норм права и норм общественных организаций, что нельзя полностью отнести к таким видам социальных норм, как традиции, обычаи, мораль, нормы эстетического поведения, которые формируются иными путями.

При выявлении способов образования норм традиций и обычаев, правил эстетического поведения и многих норм морали не следует упускать из виду того, что эти нормы не являются результатом специального нормотворческого процесса, а возникают в большинстве случаев на основе фактических отношений людей, постепенно складываются в их сознании, поэтому не выступают сразу в готовом виде в качестве регуляторов поведения людей. До того как приобрести свойство регулятора они. проходят своеобразные ступени общественного признания как правила поведения. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. С.77

Социальная норма - это общее, обязательное правило социально-значимого поведения, установленное соответствующими компетентными органами или сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между людьми. Оно выражает их волю, обусловленную материальным развитием общества, обеспечивается различными средствами реализации, имеет своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений.

В этом определении, по нашему мнению, отражены общие признаки, присущие всем социальным нормам, действующим в обществе.

Дальнейшее развитие общества, раскол его на противоположные классы усложняют весь строй его организации, вызывают необходимость строго регламентировать жизнедеятельность общественного организма с его многообразными связями и отношениями. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 251

В обществе право является основным, но не единственным средствам нормативного регулирования общественных отношений. Вместе с правовыми нормами и в тесной связи с ними действуют и другие социальные нормы, активно влияющие на различные сферы общественной и личной жизни людей. Сущность и особенности права, его место и роль в общественной жизни могут быть правильно поняты лишь постольку, поскольку правовые нормы рассматриваются как взаимодействующая составная часть общей системы социальных норм.

2. Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества

Как было указано выше, право не является единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. В тесной связи с правом поведение людей в их повседневной общественной и личной жизни регулируют и другие социальные нормы, в том числе традиции, обычаи, обряды.

В юридической литературе проблема сущности традиций и обычаев, их значения как социальных регуляторов разработана недостаточно глубоко. Причинами этого, по нашему мнению, являются, во-первых, недооценка их роли в общественной жизни, во-вторых, то, что многие авторы высказывались против выделения обычаев в особый вид социальных норм, в-третьих, неизученность пограничной с ними проблемы - общественной психологии, хотя без уяснения общественной психологии «нельзя сделать ни шагу в истории, литературе, искусстве, философии и прочее...». Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 256 .

В последние годы заметно возрос интерес к проблеме традиций и обычаев со стороны государственных органов, представителей различных отраслей общественных и гуманитарных наук.

Изучение появившейся по этому вопросу литературы показывает разнообразие взглядов о понятии обычаев, их месте в системе социальных нормой роли в жизни общества. Одни авторы отождествляют понятия «традиция», «обычай», другие указывают на недопустимость такого отождествления и выделяют в них отличительные признаки. Одни ученые считают обычаи самостоятельным видом правил, другие - всего лишь формой, проявления различных норм.

Причинами этих разногласий, по нашему мнению является, с одной стороны, отсутствие ясности в самом понятии «традиция» и «обычай», с другой - различия в критериях, которые берутся за основу отдельными авторами при анализе этих сложных явлений социальной жизни. Вместе с тем в обществе существуют и действуют многочисленно народные, национальные, профессиональные, местные и другие традиции и обычаи, которыми руководствуются люди в своей повседневной общественной и личной жизни. Это вызывает необходимость обстоятельного исследования проблемы традиций и обычаев.

При этом следовало бы: а) сформулировать научное определение самого понятия «традиция» и «обычай», выяснить то общее, что характерно для этих социальных явлений и таковы особенности, присущие им; б) выявить, обобщить и систематизировать известные, действующие в обществе традиции и обычаи; в) изучить и обобщить отношение государственных органов и общественных организаций к различным традициям и обычаям; г) выявить и определить место и роль в жизни общества старых традиции и обычаев, являющихся вредными пережитками прошлого; д) изучить и обобщить формы и методы борьбы с традициями и обычаями такого рода; е) проанализировать условия, механизм и закономерности возникновения и формирования новых традиций и обычаев, пути и формы их утверждения в жизни российского общества; ж) перспективы их развития вместе с другими социалистическими нормами в единые правила коммунистического общежития. В одной работе и усилиями одного автора все эти вопросы с одинаковой полнотой рассмотреть вряд ли удастся, да мы и не ставим перед собой такой задачи в данном случае.

Заслуживает внимания механизм воздействия традиций и обычаев на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях и обычаях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций и обычаев. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций и обычаев. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, мы считаем, что традиции и обычаи выполняют, в частности, такие основные функции: а) регулируют общественные отношения; б) аккумулируют и передают опыт людей. Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций и обычаев.

Вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов: Традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических). Суханов И.В.. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 5-е издание (переработанное). - М.: Феникс, 2008. С. 58 Существует множество видов традиций, например автор книги «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений считает И.В.Суханов. И мы вполне согласны с этим мнением, ведь наши предки не зря передавали традиции, скажем, землепашества, из поколения в поколение, чтобы сыновья не повторяли ошибок сделанных отцами, но мы почему-то считаем, что по традиции мы должны всё делать так, как делали наши предки, и это глубоко неправильное мнение. Между тем предыдущему поколению трудно передать весь социально накопленный опыт, ведь деятельность связанная с традициями настолько многогранна, что поколение старается направлять развитие в русле этих традиций, а не следуя в точности по стопам отцов. То есть традиция не детально регламентирует поведение в конкретных ситуациях, а решает задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения данного класса, общества, поведения в той или иной сфере общественной или личной жизни. Отсюда мы видим, что традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений. Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции и обычая выполняет, главным образом, путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты. Это можно проследить на обрядовой стороне трудовых и семейно-бытовых традиций и обычаев. Обряд посвящения в сан рабочего, хлебороба прививает вступающим на самостоятельный трудовой путь взгляд на себя как на преемников, наследников и продолжателей славных трудовых традиций и дел старших, приучает молодежь видеть в своем созидательном труде продолжение трудового героизма своих отцов и дедов.

Особенно яркая художественная обрядность присуща обычаям и традициям сферы бытовых и семейно-брачных отношений, где эти нормы наиболее глубоко проникают в сознание и психологию людей.

3. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиций, обычаев и обрядов

При исследовании проблемы исторических судеб и перспектив развития права, традиций, обычаев и обрядов приходится отмечать, что в российской юридической, социологической, философской литературе до последнего времени почти не проводилось экономическое обоснование перерастания права и других социальных норм в правила демократического общества, не учитывались перспективы развития того или иного вида социальных норм в связи с изменениями в экономике нашей страны за последние десятилетия.

Экономические связи людей, отношения собственности определяют, в конечном счете, изменения, происходящие в государственно-правовой надстройке, во взглядах людей и учреждениях данной эпохи.

Прогрессивные традиции и обычаи прошлого, воспринятые советским обществом и развитые дальше, а также сложившиеся новые традиции и обычаи, ставшие общепризнанными нормами поведения основательно отражают наиболее устойчивые связи и отношения общества.

Применительно к праву, как системе норм, регулирующих общественные отношения, можно выделить и проследить такие, в частности, основные пути и направления его развития. Алиев А. К. Труды по социологии. 3-е издание: переработанное и дополненное. - М.: Инфа-М, 2007. С.205

Прежде всего, следует учесть изменения в характере правотворчества. В его процессе происходят изменения в способах формирования правовых норм, связанные с расширением демократизма этого процесса, вовлечением широких народных масс и их организаций в правотворчество, которое по своему социальному содержанию все больше превращается в общенародное правотворчество. При этом происходят тесное взаимодействие представительной и непосредственной демократии, государственных органов и общественных организаций, последнее отражается на росте совместных актов, принимаемых государственными органами и общественными организациями. Саламов Б.С. Социология. - М.: НОРМА-М, 2007. С.160

Демократизация правотворческого процесса и правового регулирования развивающихся общественных отношений находит свое отражение также и в том, что российское общество и государство все больше учитывают и используют формы опосредствования социальных связей и отношений, основанные на инициативе их участников. Широкое развитие и применение получают моральные стимулы. В интенсивный оборот нормативного регулирования поведения людей и формирования их сознания вовлекаются традиции, обычаи и другие неправовые нормы, происходит смещение, а иногда и замена одного вида ответственности другим, например, уголовно-правовой ответственности - административной.

Следует также иметь в виду изменения, происходящие в самих правовых нормах и приводящие к постепенной утрате последними свойств и признаков юридического характера, постепенного сближения их по своему содержанию и мотивам соблюдения с неправовыми нормами. В процессе этих преобразований субъективные права и обязанности органически объединяются в единые правила поведения людей, субъективное право по своему содержанию, мотивам осуществления, отношению к ним участников общественных связей все теснее переплетается с моральной обязанностью. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. С.39

Правовые нормы, общества неуклонно совершенствуются, постепенно утрачивают присущие им юридические признаки.

Сближение и взаимопроникновение права и морали, морали и традиций, традиций и норм общественных организаций, традиций и обычаев и т. д. имеет место и при нормотворчестве и при реализации норм во всех сферах жизни нашего общества.

Обычаи, традиции и обряды, как правила поведения известны людям с глубочайшей древности. Они возникали на заре человеческого общества, сопутствуют всем этапам его развития и развиваются вместе с ним.

Заключение

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи - это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их многократного повторения становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но, тем не менее, не являются нейтральными.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны, или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Что же касается традиций и обрядов, то, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, они разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры (идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей).

Список использованной литературы

1. Алиев А.К. Труды по социологии. 3-е издание: переработанное и дополненное. - М.: Инфа-М, 2007. - 450с.

2. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Изд-во МГУ, 2005. - 389с.

3. Бережнов А.Г. Социология и культурология. - М.: Инфа-М, 2006. - 350с.

4. Варисов М. С. и Карапетян Л. Н. Национальные традиции и пережитки прошлого. - М., 2008. - 190с.

5. Василевич Г. А. Социология: Учебник. - М.: Интерпресс, 2005. - 402с.

6. Драч Г.В. Культурология. - Ростов-на-Дону, 2006 г.

7. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание третье. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 591 с.

8. Коган Л.Н. Социология культуры. - М., 2005. - 300с.

9. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. - 300с.

10. Никонов К.М. Социология. - М.: Инфа, 2006. - 280с.

11. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. - 360с.

12. Саламов Б.С. Социология. - М.: НОРМА-М, 2007. - 377с.

13. Сальников В.П. Социальная правовая культура. 3-е издание, переработанное и дополненное) - Саратов. Изд-во СПУ, 2007г.

14. Спиркин А.Г. Социология: курс лекций. - М.: ПРИМ, 2006. - 170с.

15. Суханов И.В.. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 5-е издание (переработанное). - М.: Феникс, 2008. - 475с.

Подобные документы

    Роль традиций и обычаев в системе социальных норм и общественных отношений. Изучение теоретических положений теории государства и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Тенденции современного развития права.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2015

    Социальные нормы советского общества (понятие, назначение, разновидности). Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиции и обычаев.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2002

    Понятие социальных норм, их виды, формы, признаки и классификация. Взаимодействие права с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами. Значение и место социальных норм в обществе. Соотношение права, религии, обычаев и морали.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Место и роль правовых норм в регулировании социальной жизни общества. Различие между правом и нравственностью по Л.И. Петражицкому. Виды обычаев и традиций в юридической науке. Основные виды санкций. Общерегулятивные, конкретно-регулятивные нормы.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Значение социальных норм при регулировании отношений между людьми, их основные виды. Роль обычаев в управлении общественной жизнью, их связь с правом и другими социальными нормами. Суть норм обычного права. Примеры правовых обычаев в законодательстве РФ.

    реферат , добавлен 28.02.2010

    Понятие социального регулирования. Виды социальных норм. Соотношение социальных норм и норм права. Значение и роль правовых норм в социальном регулировании. Понятие и признаки правовой нормы, отличающие ее от иных социальных норм. Виды правовых норм.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2015

    Понятие и признаки социальных норм. Характеристика социальной нормы как регулятора общественных отношений. Место права в системе нормативного регулирования. Соотношение социальной и технической нормы. Моральные, правовые, корпоративные нормы и обычаи.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2014

    Характеристика экономических, политических и религиозных норм. Исследование основных отличий права от морали. Анализ роли обычаев и традиций в жизни общества. Описания правил поведения, регулирующих трудовые, служебные и иные отношения внутри организаций.

    презентация , добавлен 04.02.2014

    Исследование понятия и классификации социальных норм. Анализ взглядов ученых на соотношение права и морали. Отличительные особенности права и морали. Определение правовой презумпции и аксиомы. Роль обычаев в регуляции различных сторон общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Анализ понятия, природы и правового значения обычая делового оборота – правила поведения, не предусмотренного законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Сфера применения обычаев делового оборота и правовых обычаев.

Система обычаев и традиций любого народа - результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система национальных обычаев и традиций:
роль, значение и функции

Система обычаев и традиций любого народа - результат его воспитатель ных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

"Люди вырабатывают определенные рациональные и иррациональные убеждения, - пишет болгарский этнограф Т. Колева - и находят, что эти формы поведения, повторяющиеся навыки и привычки, а также мышление имеют глу бокую основу, что они целенаправленны, подкреплены и доказаны вековой практикой и что они отвечают материальным и духовным потребностям чел овека. Старое поколение - носитель и исполнитель этих стереотипов - в процессе общения с молодым поколением передает свой трудовой опыт и навыки и воспитывает молодежь в усвоении и сохранении стереотипов. Так человек в тыся челетней истории создавал традицию, которая лежит в основе народной культуры, об ычаев и обрядов".

Традиции выполняют 2 социальные функции: быть средством стабилизации, утвердившихся в данном обществе отношений и осуществлять воспроиз водство этих отношений в жизни новых поколений. Традиции выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.

Их содержанием, т.е. формулой, всегда выступает норма или принцип поведения, которые не дают детального предписания поступка (в отличии, например, от обычая, где формула - это детальное предписание поступка в конкретной ситуации). Они указывают общее направление поведения и духовные качества, необходимые для утверждаемого или характера поведения (честность и справедливость, простота, бережливость, скромность, и т.п. )

Традиция не имеет жесткой связи с конкретным действием в определен ной ситуации. Поскольку духовные качества, утверждаемые традицией необх одима для любых конкретных действий, реализация этих действий не самоцель, а средство для формирования черт духов ного облика человека, требуемых традицией.

Традиция формирует сложные привычки, определенную направленность поведения. Простая привычка - это средство организации поведения в стерео типно функционирующих общественных отношениях. Сложная привычка - это активная форма отражения требований жизни; в любой ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею на правленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка. На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Тради ции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного.

Подобно тому, как сформированная в человеке физическая сила постоян но требует своего приложения во внешнем напряженном усилии, так и духов ные качества, усвоенные личностью, побуждает ее к деятельности тем более активной, чем глубже они и богаче.

Обычаи и традиции - это два рядом идущих начала, это каналы, по которым старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои нравственные убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности.

Обычай, включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает молодому поколению стандарт действия, поступка.

Социальное назначение традиций выражается в том, что они служат средством фор мирования и передачи новым поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для нормального функционирования сложных общественных отношений.

Традиции никогда не действуют вне связи с обычаями, они всегда фун кционируют на основе последних. Закрепленные обычаями простые отношения и сформированные этими отношениями духовные качества традиции включают как предпосылку, как исходный мате риал для стабилизации и воспроизводства в жизни новых поколений сложных общественных отношений, социально значимых и массовых духовных качеств.

С.С.Фролов: "Традиция - культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям".

Традиции это социальное и культурное наследие, передающееся от по колония к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и соци альных группах в течении длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (ма териальные и духовные ценности), процессы социокультурного наследия; способы этого на следия. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили.

Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено мно гообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного н аследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко тра диционализируются в ней, становясь органической частью собственного культурного традиционного комплекса.

Традиции образуют "коллективную память" обществ и социальных групп, обеспечи вая их самотождественность и преемственность в их развитии.

Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного насле дия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).

И.В.Суханов рассматривает структуру традиций и обычаев образующуюся следующими элементами обычая, традиции.

  1. Звенья общественных отношений, не регулируемые юридическими установ лениями;
  2. Содержание отношений (политические взгляды, правила, нормы, принципы морали, ху дожественные представления, положения религиозных вероучений);

3. Действия (поступки) раскрывающие духовные качества личности, требуемые определен

ВведениеВВЕДЕНИЕ
Традиции, обычаи, обряды, ритуалы
играют немаловажную роль в
жизнедеятельности и непосредственно
развитии общества. Эти слова могут
вызвать представления о силе прошлого,
стремящейся подчинить себе новое,
молодое, задержать ход развития жизни.
Именно так мы иногда представляем
смысл этих древних и мудрых слов,
забывая порой, что обычаи и традиции
всегда закрепляют то, что достигнуто в
общественной и личной жизни, именно
они стабилизируют общественные
отношения, закрепляя то, что было
достигнуто веками поколениями наших
предков.

Между традициями, обычаями и
обрядами много общего. Все они
представляют собой особые формы
передачи новым поколениям
социального и культурного опыта.
Традиции и обычаи могут включать в
себя обрядовые элементы, но это еще не
обряды.
Традиции и обычаи могут носить
разный характер: религиозный,
светский, семейный и т.п.
Все они играют несомненно важную
роль как для малых, так и для больших
социальных групп. Кроме того,
некоторые из них могут трактоваться не
правильно и не быть причастными к
тому, как общество привыкло их
соблюдать.
Сейчас на общеизвестных примерах
раскроем суть некоторых обычаев и
традиций, а также докажем важность и
значимость каждой из них.

Традиции

ТРАДИЦИИ
Традиция - это особая форма закрепления общественных
отношений, выражающаяся в исторически сложившихся,
устойчивых и наиболее общих действиях, нормах и
принципах общественного поведения, передаваемых из
поколения в поколение и сохраняемых, как правило, силой
общественного мнения» Следовательно, традиция возникает
в результате определенных исторических условий.
Так, на Руси с возникновением христианства возникла
традиция крещения новорожденных. Крещение - одно из
христианских таинств, которое знаменует принятие человека
в лоно церкви. По утверждению духовенства человек в
результате крещения умирает для жизни плотской, греховной
и возрождается к жизни святой, духовной. По христианским
представлениям люди рождаются запятнанными
первородным грехом, а крещение призвано «смыть» этот
грех, открыть перед человеком перспективу спасения.

Хотя на самом деле это не совсем так.
Необходимо различать понятия
«Крещение» с понятием «Покаяние», они
дополняют друг друга, а не заменяют, так
как Крещение происходит не только водой,
а также Святым Духом, после того, как
человек сознательно покаялся и принял
решение стараться не грешить.
Следовательно, действительно ли верно
крестить младенцев, которые сознательно
не приняли покаяния? Как бы там ни было,
такая традиция имеет место быть и ей
следуют многие люди, не смотря на то, что,
зачастую, не понимают ее истинный смысл,
а лишь просто поступают «как все».

Обычаи

ОБЫЧАИ
Обычай - это повторяющийся, привычный способ
поведения людей в определенной ситуации. К
обычаям относятся общепринятые приемы труда,
распространенные в данном обществе формы
взаимоотношений людей в быту и семье,
дипломатические и религиозные ритуалы и другие
повторяющиеся действия, отражающие особенности
жизни племени, класса, народа. Обычаи
формируются исторически.
В обычае находят свое проявление нравы общества,
на их возникновение и характер влияют особенности
истории народа, его хозяйственной жизни, природноклиматические условия, социальное положение
людей, религиозные воззрения и т. п.

Празднования праздника Пасхи –
один из важнейших религиозных
обычаев христиан. На Пасху, как
известно, принято красить яйца,
печь куличи и говорить друг другу
«Христос Воскрес». Именно так
многие люди отмечают этот
праздник из года в год, повторяя
сложившиеся исторически действия.
На самом деле, покраска яиц и
куличи по факту не имеют никого
отношения к празднику Пасхи,
согласно Библии, ведь нигде в ней не
упоминается ни одно из данных
деяний.

Праздник связан с историческим событием, подробно описанным во второй книге Торы, которая в русской
традиции названа «Исход» (Ветхий Завет). Это легенда о рабской жизни евреев в Египте, преследованиях
малочисленного народа фараоном и его жрецами, а также о последующем освобождении. Последняя из десяти
смертных египетских казней связана с повелением Бога помазать косяки дверей кровью жертвенного ягненка,
чтобы ангел смерти смог пройти мимо еврейских домов и умертвить только первенцев египтян.
После выхода с территории могущественной страны евреи во главе с вождем Моисеем стали настоящим
народом со своей иерархией и институтами, а после перехода в Землю Обетованную сумели основать
собственное государство, возвести единственный храм для служения Всевышнему и создать первую в своей
истории царскую династию. И сейчас евреи отмечают этот праздник и называется он «Пейсах».

Согласно же Новому Завету, Пасха – это день Воскресения Иисуса Христа, принёсшего
себя в жертву за грехи человечества и победившего смерть. Ведь согласно Писанию,
плата за грех – смерть. Нередко в Библии можно увидеть сравнение Иисуса с Агнцем (
Ягненком),это метафора, согласно упомянутому ранее ягненку, принесенному в жертву
за жизнь еврейского народа. Так что, Пасха – это Христос, закланный за человечество.

Стереотипы, сложившиеся в обществе

СТЕРЕОТИПЫ, СЛОЖИВШИЕСЯ В ОБЩЕСТВЕ
Основное назначение религиозных обрядов
заключается в том, что они являются важным
средством идейного и эмоционального
воздействия на верующих, и тем самым
формируют систему привычных религиозных
представлений в сознании людей и культовых
стереотипов в их поведении. И не смотря на то,
что они зачастую бывают ошибочны или не
несут никого существенного смысла, люди все
равно следуют им и будут следовать дальше,
так как они складывались и многократно
повторялись веками.

Тоже самое происходит и с различного рода
символами, к примеру Пятиконечная звезда, еще
известная в обществе как Пентаграмма, Звезда
дьявола. Неудивительно, что мнение людей на счет
этого символа совпадает, ведь это стереотип,
существовавший в сознании людей много лет. На
самом деле Пентаграмма или Пентакль
("Свещенное женское начало", "Священная
богиня") - один из старейших символов на земле.
Появился за 4 тыс.лет до РХ. Относится к
поклонению и обожествлению Природы. Древние
люди делили весь мир на две половины - мужскую
и женскую. У них были боги и богини,
сохраняющие баланс сил. Пентакл символизирует
женскую половину всего сущего на земле. Его
линии делят Пентакль на сегменты, равные числу
PHI. Символизирует Венеру, богиню любви и
красоты. Планета и богиня Венера - одно и то же.
Известно в мире так же под именами Восточная
звезда, Иштар, Астарте.

Каждые 8 лет Венера описывает абсолютно
правильный пентакл по большому кругу
небесной сферы. Древние греки отдавали дань
этому, устраивая Олимпийские игры каждые 8
лет.
Смысл пентакла был изменен Римской
католической церковью на ранней стадии ее
развития. Это часть компании Ватикана по
уничтожению языческих религий и обращения
масс в христианство. Был и еще ряд
преобразований, таких как:
Трезубец Посейдона - вилы дьявола
Колпак мудреца - шляпа ведьмы
Пентакль - знак дьявола
Египетские солнечные диски - нимбы святых
Изображение Изиды, баюкающей сына Гора образ Марии с Иисусом

Ведь, как и сейчас, нельзя было просто так взять и сломать языческие обычаи, символы и традиции у
людей, которые складывались достаточно длинный промежуток времени. Единственный выход был
постепенно заменять их христианскими. И сейчас некоторые христианские праздники до сих пор
содержат языческие ритуалы.

Некоторые выводы

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
Само понятие «традиции», употребляемое в контексте с «обычаями», «обрядностью», «ритуалом»,
включает в себя всё духовное наследие из поколения в поколение. Критерием общественной
значимости любой традиции, в том числе воспитательной, должно быть соответствие целям и
задачам воспитания нравственного воспитания подрастающего поколения.
Обычаи и традиции нельзя так просто взять и убрать или изменить, так как они оказывают огромное
влияние на общество. Этот процесс требует довольно длительного времени.
Религиозные традиции, обычаи и обряды могут быть неточными и даже построенными на других,
устаревших или предшествующих им обычаях, традиция и обрядах. Что может повлечь за собой
массовое заблуждение в некоторых деталях.
Люди не всегда понимают, что означает какой – либо обычай или традиция, а следуют им лишь
потому, что так делает большинство.
Обычаи, традиции и обряды религиозного характера встречаются в обществе наиболее часто.
Создавая новые и совершенствуя существующие общественные, семейно-бытовые, личные
традиции и обычаи, мы оказываем огромное воздействие на сознание и чувства людей, которые
заставляют пересмотреть и преодолеть привычки, представления, связанные с прежним образом
жизни.
В мире нет ни одного народа, не имевшего собственные обычаи и традиции, не говоря уж о малых
социальных группах.

В современном мире человеку довольно часто приходится сталкиваться в различных ситуациях с неким неписанным порядком поведения. Зачастую такую ситуацию называют обычаем. Однако сам термин достаточно многозначен и сложен.

Возникновение обычаев

Так что такое обычай? Крайне важную роль обычаи народов разных стран мира сыграли в развитии всего человеческого общества. Они возникли еще в «до письменный период». Тогда они были главным регулятором жизни общины. В тот период люди не всегда осознавали рациональную связь своих поступков с результатами, поэтому для выживания им необходимо было усвоить правильный алгоритм действий. В дальнейшем этот алгоритм преобразовывался, за счет чего и появились определенные нормы поведения, которые дошли до нашего времени. Такие древние обычаи существуют в каждой стране. Их чтут, уважают и соблюдают.

Развитие значимости обычаев

По мере развития общества и появления письменности, обычаи сохранили свои регулирующие функции. На протяжении многих веков существовало полное равноправие между письменным правом и так называемым «обычным правом», которое было заложено традициями предков и передавалось устно. Данное «обычное право» могло дополнять письменные тексты законов, но также могло и противоречить им. Поэтому очень часто сложившийся обычай легко становился источником для дополнения письменного законодательства. Так русские обычаи легли в основу написания средневекового сборника законов под названием «Русская правда».

Значение обычаев в современной жизни

В наши дни обычаи по-прежнему играют важную роль в современном обществе. Старинные обычаи сохранились в повседневной жизни людей абсолютно в разных видах и сферах деятельности. Например, ношение народных костюмов или празднование традиционных праздников.

Даже в сфере политики можно найти обычаи. Так в некоторых странах, в случае возникновения определенных обстоятельств, политический деятель обязан покинуть занимаемый пост, даже если это не указывается в законодательстве. Именно обычаи сформировали современные порядки в обществе и отношения между людьми.