Тест по изо. Тест на тему: Тестовые задания «Теория и методика развития детского ИЗО творчества

Тестовые задания

«Т еория и методика развития детского ИЗО творчества»

Ф.И.О. педагога:__________________________________

Обведите кружком тот ответ, который Вы считаете правильным.

1. В какой возрастной группе, каждый ребенок должен готовить себе рабочее место и полностью убирать его по окончании работы?

а) в средней группе

б) в старшей группе

в) в подготовительной к школе группе

г) ни в какой

2. Кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток - этот приём называется…

а) придавливание

б) примакивание

в) прикладывание

г) прижимание

3. Процесс занятия по рисованию…

а) не делится на части

б) состоит из 2 частей

в) состоит из 3 частей

г) состоит из 4 частей

4. Обычно в детских садах раздача материала и мелкого оборудования для занятия…

а) возлагается на дежурных детей

б) возлагается только на помощника воспитателя

в) возлагается только на воспитателя

г) возлагается на воспитателя и помощника воспитателя

5. Освоение изобразительных умений детьми начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий…

а) при рисовании по точкам

б) при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем

в) при рисовании по контуру

г) при закрашивании силуэта рисунка

6. Дети учатся представлять себе, что такое ритм и симметрия знакомясь…

а) с предметным рисованием

б) с сюжетным рисованием

в) с декоративным рисованием

г) с нетрадиционными техниками рисования

7. В какой группе во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями?

а) в 1 младшей группе

б) во 2 младшей группе

в) в средней группе

г) в старшей группе

8. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс…

а) с первой младшей группы

б) со второй младшей группы

в) в средней группе

г) в старшей группе

9. В какой возрастной группе к концу учебного года дети могут правильно пользоваться карандашом, кистью, красками?

а) в старшей группе

б) в подготовительной к школе группе

в) в 1 младшей группе

г) во 2 младшей группе

10. Целью обучения изобразительной деятельности детей является…

а) подготовка руки к письму

б) формирование знаний о приёмах рисования

в) формирование умений и навыков в рисовании

г) развитие творческих способностей детей

а) фломастер

б) акварель

в) гуашь

г) карандаш

а) Т. С. Комарова

б) Е. А. Янушко

в) И. А. Лыкова

г) Л. В. Куцакова

13. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону - эти признаки передаются детьми…

а) подготовительной группы

б) старшей группы

в) средней группы

г) младшей группы

14. В каком возрасте детям доступно для понимания и передачи в рисунке человека в движении?

а) в младшем дошкольном возрасте

б) в старшем дошкольном возрасте

в) в среднем дошкольном возрасте

г) только в младшем школьном возрасте

15. Коллективные работы создаются с детьми…

а) начиная со средней группы

б) только в подготовительной к школе группе

в) начиная со старшего возраста

г) начиная с младшего возраста

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Результаты тестовых заданий:_____________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

В презентации рассматриваются педагогические условия организации изобразительной деятельности детей от 2-7 лет. Раскрыта методика работы по руководству изобразительной деятельностью и предс...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.

Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...

ГУ «Жаксынская средняя школа №2»

Тестовые задания для 3-4 кл.

«Изостудия - Юные мастера».

Подготовила: Сакишева Ляззат Ерликовна

учитель изобразительного искусства

Сакишева Л. Е. учитель изобразительного искусства ЖСШ№2.

В своей педагогической деятельности Сакишева Л. Е. показала себя с отличной стороны и творческим педагогом, всегда ищущим все новое.

Работая над методической темой « Развитие эстетического вкуса, творческого воображения», использует умело дифференцированное объяснение материала в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Направленность ее методической работы - развитие воображения, расширять и углублять знания учащихся о цвете, композиции, основных видах и жанрах изобразительного искусство. В учебном году устраивала выставки на обозрение зрителей. Ее ученики занимали призовые места по школе и по району, области. И этого она добилась только своим трудом. Регулярно проводит конкурсы рисунков к праздничным датам, повышает свое творческое мастерство.

Тестовые задания в 3 – 4 классах распределены в соответствии с часами учебной деятельности на уроках изобразительного искусства. С материалом, представленном в пособии, возможно контролировать знания учащихся по изобразительному искусству. В сборнике представлены разнообразные формы тестов, направленные на отработку умений и навыков учащихся. В него включены задания разных уровней сложности, способствующие развитию творческой познавательной деятельности, организации деятельности учащихся. Данный сборник может быть рекомендован для использования в образовательных учреждениях района. На взгляд автора, данные вопросы и задания могут быть полезны также начинающим молодым учителям изобразительного искусства, и тем, кто просто любит изобразительное искусство.

Рецензент К. С. Саржанова, учитель изобразительного искусства, руководитель профсоюзного комитета.

Пояснительная записка к тестовым заданиям

Умение рисовать способствует познанию окружающей действительности, формированию материалистического мировоззрения, развитию пространственного воображения, зрительной памяти, творческого мышления.

Навыки рисования нужны людям различных профессий: инженерам и рабочим, учителям и врачам, агрономам и геологам. О значении умения рисовать, графически воплощать на бумаге свою мысль образно сказал Герой Социалистического Труда, генеральный авиаконструктор Олег Константинович Антонов: «Все начинается с рисунка. Без него в наш век не сконструируешь ни самолет, ни стиральную машину».

Дети в раннем возрасте очень чувствительны к ярким краскам, интересным формам окружающих предметов. Специальные психологические исследования подтверждают, что именно в это время у них обостряется зрение, развивается ощущение цвета.

Первоклассники очень увлекаются рисованием, хотя и не знают элементарных правил изображения и композиции.

Важную роль в художественном воспитании детей играют родители. Они должны прививать своим детям интерес к изобразительному искусству, развивать у них художественный вкус, побуждать к творчеству. Я считаю помогать ребенку надо осторожно, учитывая его возрастные особенности.

Основные функции предмета «Изобразительное искусства» в 3 – 4 классах заключается в художественном воспитании учащихся, способствующим развитию их природных способностей.

На этом этапе углубляются основы знаний, умений и навыков учащихся по композиции живописи, графики, лепке, декоративно – прикладному искусству.

Получение знания и умения учащихся могут использовать, а практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельной творческой деятельности, обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценка произведений искусств при посещений выставок и художественных музеев.

Результат изучение предмета «Изобразительное искусство» проверяется через следующие формы контроля уровня обученности:

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих работ

Тестирование

Игры

Цель:

    Формирование умение видеть национальные особенности искусства.

    Проверить, как дети понимают роль в жизни общества.

    Проверить знания, тесты разных видов.

    Объективно оценить степень и качество достижений каждого ученика.

Для проведение тестирование предлагаются итоговые тестовые вопросы в 3 – 4 классах. При этом учитывались следующие требование к составлению теста.

Требование к составлению теста

    Учет возрастных особенностей младших школьников (3 - 4 классы).

2. Использование тестов несложных структур.

3. Четкая, краткая формулировка задания.

4. Выдержанный объем заданий (20 вопросов).

5. Определенное количество вариантов ответов (не более 3).

6. Дозировка времени тестирования (1 минута - 1 задание).

Данные задания будут полезны для учителей ИЗО и учащихся начальных классов.

Тестовые задания по изобразительному искусству. 3 класс

1. Назовите основные цвета

а) красный, зеленый, синий.

б) лиловый, красный, зеленый.

в) красный, желтый, синий.

2. Выбери теплые цвета

а) оранжевый

б) фиолетовый

в) синий

3. Выбери холодные цвета

а) зеленый

б) белый

в) серый

а) тематическая картина

б) группа неодушевленных предметов, объединенных в единую композицию по смыслу.

в) мертвая натура

а) черный, серый, фиолетовый.

б) красный, розовый, лиловый.

в) белый, серый, черный

6. Выбери виды ИЗО

б) графика, скульптура, линия, картина, ДПИ.

в) мозаика, композиция, силуэт, скульптура, архитектура.

7. Выбери жанры ИЗО

а) пейзаж, рассказ, батальный жанр.

в) портрет, бытовой жанр, стихотворение.

а) пропорция.

б) рельеф.

в) композиция.

9. Орнамент – это…

а) цветовые пятна, произвольно нанесенные на лист.

б) хаотическое изображение элементов.

10. Под словом интерьер понимаем:

а) изображение внутреннего помещения здания.

б) изображение вещей.

в) изображение внешнего пространства.

а) Мамбеев Сабур

б) Абылхан Кастеев.

в) Тельжанов Канапия

а) шрифт.

б) монотипия.

в) график.

а) дизайнер.

б) график.

в) ювелир.

а) изображение.

б) композиция.

в) картина.

а) скульптор.

б) архитектор.

в) пейзажист.

а) гвоздика.

б) бутон.

в) бараний рог.

17. Выбери виды орнамента:

а) узор

б) растительный

в) в круге

18. Выбери типы орнаменты:

а) в полосе

б) солярный

в) зооморфный

а) изображение

б) насыщенность

в) колорит

20. Назови составные цвета.

а) красный, синий, желтый.

в) светло-красный, темно-голубой, светло-коричневый.

Ключ 3 класс

1. Назовите основные цвета

в) красный, желтый, синий.

2. Выбери теплые цвета

а) оранжевый

3. Выбери холодные цвета

а) зеленый

4. Натюрморт – это (перевод с французского языка):

в) мертвая натура

5. Определите ахроматические цвета

в) белый, серый, черный

6. Выбери виды ИЗО

а) живопись, графика, архитектура, ДПИ, скульптура.

7. Выбери жанры ИЗО

б) натюрморт, портрет, пейзаж

8. Определите виды скульптуры

б) рельеф.

9. Орнамент – это…

в) ритмически расположенные элементы.

10. Что мы понимаем под словом интерьер:

а) изображение внутреннего помещения здания

11. Назовите казахского художника, основоположника казахского советского искусства:

б) Абылхан Кастеев.

12. Способ печатания, при котором рисунок от руки наносят разноцветными красками, называют:

б) монотипия.

13. Мастера, изготавливающего изделия из металлов, называют:

в) ювелир.

14. Подбор, группировка и последовательность в изображении предметов называют:

б) композиция.

15. Определите, как называют мастера, изготавливающего элементы из глины:

а) скульптор.

16. Перечисли узоры, изображаемые на текемете и сырмаке:

в) бараний рог.

17. Выбери виды орнамента:

б) растительный

18. Выбери типы орнаменты:

а) в полосе

19. Выбери общее сочетание цветов в картине – это…

в) колорит

20. Назови составные цвета.

б) оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Тестовые задания по изобразительному искусству. 4 класс.

1.К изобразительным искусствам относятся:

а) скульптура, архитектура, пейзаж, живопись.

б) искусство, натюрморт, живопись, графика.

б) портрет, архитектура.

в) скульптура, живопись.

а) цвет

б) колорит

в) изображение

а) теплым

б) светом

в) бликом

а) лиловым

б) теплым

в) холодным

а) декорационная живопись (эскизы костюмов).

б) пастозная живопись

в) мозаика

а) Техника «лессировка»

б) коллаж

в) темпера

а) гуашь

б) тон

в) смешанная техника

а) картон

б) аппликация

в) коллаж

а) контрастные цвета

б) составные цвета

в) одинаковые цвета

а) отблеск

б) тень

в) оттенок

а) бытовой жанр

б) анималистический жанр

в) жанр марины

а) портрет

б) учитель

в) строитель

14. Симметрия (от греческого « symmetria ») называют:

а) штрих

б) линия

в) соразмерность

15. «Аппликация» в переводе с латинского означает…..

а) наклеивание

б) прикладывание

в) приклеивание

а) граттаж

б) линогравюра

в) фреска

а) жанр портрета

б) исторический жанр

в) батальный жанр

а) графика

б) декоративно-прикладное искусство

в) живопись

а) Кенбаев Молдахмет

б) Абылхан Кастеев

в) Наурызбаев Хакимжан

20. Композиция из цветов и природных материалов называют:

а) икебана

б) панно

в) фреска (на стенах, потолке зданий)

Ключ 4 класс.

    К изобразительным искусствам относятся:

в) живопись, графика, скульптура, монументальное искусство.

2. К неизобразительным искусствам относятся:

а) архитектура, декоративно - прикладное искусства.

3. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называют:

б) колорит

4. Цвет, в котором присутствуют оттенки желтого, оранжевого, красного цветов, называют:

а) теплым

5. Цвет, в котором содержатся оттенки голубого, синего, фиолетового цветов, называют:

в) холодным

6. Прием, при котором краски накладываются очень густо, почти не разбавляя водой, называют:

б) пастозная живопись

7. Прием, в котором акварельные краски накладываются постепенно, прозрачными слоями называют:

а) Техника «лессировка»

8. Техника, при которой рисунок выполняется, с помощью нескольких различных художественных материалов называют:

в) смешанная техника

9. Это искусство вырезания и наклеивания на подготовленную основу элементов из цветной бумаги называют:

б) аппликация

10. Цвета, которые расположены в цветовом круге друг напротив друга, называют:

а) контрастные цвета

11. Интенсивность и яркость цвета называют:

в) оттенок

12. Художественное произведение с изображением животных называют:

б) анималистический жанр

13. Изображение человека с передачей его характера, а иногда и настроения, называют:

а) портрет

14. Симметрия от греческого «symme tria » называют:

в) соразмерность

15. «Аппликация» в переводе с латинского означает….

б) прикладывание

16. Техника царапанья (от фрацузского grater - скрести) называют:

а) граттаж

17. Посвящен темам войны и военной жизни называют:

в) батальный жанр

18. Художественное произведение, которое создается с помощью красок, наносимых на плоскость, называют:

в) живопись

19. Выбери, самый первый профессиональный художник Казахстана.

б) Абылхан Кастеев

20. Композиция из цветов и природных материалов называют

а) икебана

Список использованной литературы:

    учебник 3 класс Алматыкітап баспасы 2010 г. Учебное издание. Жеделов К.О.; Шапкина С.К.; Королькова Н.А.

    учебник 4 класс Алматыкітап баспасы 2011 г. Учебное издание. Жеделов К.О.; Шапкина С.К.; Королькова Н.А.

    Учитесь рисовать.Н.А.Кириченко.1 класс. Издательство «Радянська школа» Киев 1974г.

Содержание

    Рецензия 2

    Пояснительная записка к тестовым заданиям 3

    Требование к составлению теста 4

    Тестовые задания по изобразительному искусству 3 класс 5

    Ключ 3 класс 7

    Тестовые задания по изобразительному искусству 4 класс 8

    Ключ 4 класс 11

    Использованная литература 13

Татьяна Яловченко
Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Для определения художественных способностей у 6-7-летних детей было предложено им два задания :

Тест «Круги» - на выявление творческих способностей ;

Тест «Домик» - на зрительно-моторную координацию.

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание : «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги) ». На выполнение задания дается 5 мин

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том , что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения , которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов , которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость - это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек» .

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например : «небесные тела» (Луна, Солнце, планета, «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз) . Так, можно включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные» , «растения» , «посуда» , «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается - по 1 баллу за каждую группу. при анализе и подсчете групп учитываются все изображения , а не только оригинальные.

Беглость - это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов . За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Критерии творческих способностей Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Оригинальность 0-2 балла 2-6 баллов свыше 8 баллов

Гибкость 1-2 балла 3-4 балла свыше 5 баллов

Беглость 0-9 баллов 10-13 баллов свыше 14 баллов

Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз-рука» . Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

Обработка результатов

За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному) .

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины, дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика - 1 балл.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом - 1 балл.

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру - 1 балл.

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх - 1 балл.

5. Неправильно изображенный элемент рисунка : неверное изображение колечек дыма , штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора - 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.

Интерпретация результатов 0-1 балл - высокий уровень зрительно-моторной координации;

2-3 балла - средний уровень;

Свыше 4 баллов - низкий уровень.

Было проведено анкетирование родителей старших дошкольников с целью выявления знаний о сущности творчества и необходимости развития творчества , а также использование родителями различных средств повышения творческой деятельности в системе семейного воспитания.

Анкета для родителей

Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?

Всегда ли доделывает свою работу до конца?

Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?

Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

На этом же этапе экспериментальной работы была проведена беседа-консультация с родителями старших дошкольников, тема которой «Уголок творчества ребенка дошкольного возраста в домашних условиях». Целью этой беседы было раскрытие значение творчества для ребенка дошкольного возраста и пути развития творческой деятельности

Вопросы для беседы с детьми.

1. Какие виды деятельности в детском саду тебе нравятся больше всего?

2. Нравится ли тебе придумывать разные истории, сказки?

3. Любишь ли ты сочинять занимательные задачки, загадки?

4. Хочется ли тебе изобрести что-нибудь ?

5. Любишь ли ты рисовать?

6. Нравится ли тебе конструировать?

7. Ты сам справляешься со всеми заданиями или тебе необходима помощь взрослого

анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить , любят выполнять различные творческие работы , но отдают предпочтение двум видам деятельности : изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству . Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого.

Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе констатирующего эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их сформированности : низкий, средний, высокий.

Качественные характеристики уровней творческих способностей .

Низкий уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности . Дошкольники низкого уровня творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Не могут порой и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности . Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует.

Средний уровень – потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Неустойчивый интерес к творческой деятельности . Дошкольники среднего уровня развития творческих способностей стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослого. В процессе специфической деятельности они стремятся проявлять умственную активность : могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения.

Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера . Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.

Высокий средний низкий

Маша Ф низкий

Илья У высокий

Настя М высокий

Максим Н средний

На основании полученных результатов данного эксперимента можно сделать следующий вывод : в экспериментальной группе высокий уровень развития творческих способностей показал 1 ребенок Настя М. Девочка всегда очень активна. Живо откликается на все, что привлекает ее внимание. Любая, даже самая скучная информация, способна увлечь ее . Любит общаться со взрослыми. Главный мотив такого общения – получение информации о мире явлений и предметов. Задает много вопросов. Любит поиск решений. Особенно интересны нестандартные задания. Успех побуждает выбирать трудные задания, но при неудачах интерес к ним не ослабевает, а растет. Все задания выполняет самостоятельно. Очень редко обращается за помощью.

У девочки высокая степень ответственности. Начатую работу доводит до конца. Хорошо развито воображение. В изобразительной , конструктивной, сочинительской деятельности преобладают обычно оригинальные решения. Сюжеты ее работы разнообразны. Проявляет интерес к рисованию, музыке. С удовольствием участвует в мероприятиях и может продемонстрировать свои исполнительские способности .

В контрольной группе высокий уровень творческой деятельности показал тоже один ребенок Илья У. Все вышесказанное о Настя М. можно также сказать и о Илье У. Оба ребенка проявили высокую творческую деятельность на занятии, были активны и ответственны, проявили инициативность, повышенную эмоциональность, интерес к творческой деятельности . Рисунки этих детей отличаются оригинальностью, содержание замысла было доведено до образа.

Средний уровень творческой деятельности в экспериментальной группе показал Максим Н.

Мальчик подвижный, эмоциональный. В общении со взрослыми еще может контролировать свои эмоции, в общении со сверстниками нередко ведет себя развязано.

Предпочтительный вид деятельности – игра. Любит игровые и занимательные формы работы на занятиях. Удачное преодоление трудностей при выполнении заданий вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Но при первой же неудаче охладевает к выполнению задания, хотя и берется за него с энтузиазмом. Не всегда может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Планирование деятельности вызывает затруднения. Не всегда активен на занятиях. Однако в свободное от занятий время пытается себя проявить. Всегда живо откликается на то, что привлекает его внимание. Охотно берется за работу, но в его творческой деятельности преобладаю стереотипы.

Часто не уверен в себе. Любит выполнять задания, работу либо в паре, либо в группе. Очень редко может быть лидером в группе детей своего уровня. Любит конструировать, но творчество проявляет недостаточно. Хотя его поделки разнообразны

Типичный представитель группы детей с низким уровнем творческой деятельности – Маша Ф. Девочка пассивная, медлительная. С трудом сосредотачивает свое внимание. На занятиях чаще всего вяла и апатична. Очень трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Трудно привыкает к другому виду деятельности и обстановке.

В числе последних улавливает суть заданной проблемы, при поиске использует только известные решения. Не стремиться к самостоятельному поиску ответов на вопросы. При первой же неудаче отказывается от дальнейших стремлений найти решение. В случае непонимания не задает вопросы, а в ответах и действиях обычно подражает другим детям. Не проявляет самостоятельности и инициативы.

Уровни сформированности предпосылок детского творчества .

Высокий Средний Низкий

Способен объяснить изображаемый предмет , при возможности добавляет детали к рисунку; быстро включается в игру, может продолжить созданный на занятии сюжет; свободно владеет изобразительным Способен объяснить изображаемый предмет ; быстро включается в игру, но не всегда может продолжить сюжет; иногда добавляет детали к рисунку; хорошо владеет изобразительным материалом Неспособен объяснить , изображаемый предмет , плохо владеет кисточкой, карандашом; не может продолжить развивать сюжет.

Тестовые задания по изобразительному искусству

Творческое задание «Дорисовывание кругов»

Задание: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Анализ результатов выполнения задания

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе:

Оценка 3- высокий уровень - ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко - желтое, красное, зеленое; мордочки зверюшек - заяц, мишка и т.п.) или близкого образа.

Оценка 2 - средний уровень - ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круга, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).

Оценка 1 - низкий балл - ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

Тесты на выявление творческих способностей

Тест: “Цветные зонтики”

Предлагается задание для диагностирования внутреннего мира ребенка.

Детям предлагается следующее: “Нарисуйте своим любимым цветом, которым вам хочется сегодня рисовать, зонтик, сделать растяжку выбранного цвета от самого темного до самого светлого”.

Тест: Игра “Закорючка”

Ребенку последовательно предъявляются десять рисунков - закорючек. В его задачу входит каждый раз зарисовывать закорючку так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ, и раскрасить получившийся образ цветом, которым ему хочется сегодня рисовать.

Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребенка.

Тест: “Я чайник”

Детям предлагается изобразить себя в роли одушевленного образа чайника и раскрасить его цветом, не смешивая краски без палитры.

Это тест-задание полно отражает способность ребенка мыслить образно. А также с помощью цветового решения можно выявить некоторые особенности личности.

Тест: “Тайна отпечатков”

Ребенок доложен задумать определенный образ и в соответствии с этим расположить на листе цветовые пятна. Далее поменяться с соседом работой, и отгадать задуманный им образ.

Это задание является наиболее показательной при определении способностей обучающихся воображать и находить образ. Бесконечное разнообразие цвета и фактура отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность.

Тест: “Орнамент”

Создать свой орнамент, используя геометрические фигуры и раскрасить самыми любимыми цветами (красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый) и подписать работу.

Тест: “Маэстро”

Дети выступают в роли великих художников живописи:

Творческие задания

Задание: “Фантазеры”

Агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств и свойств (задумать слова арбуз - электричество - рыба; в действительности не соединяемые, но дети могут нарисовать электрического кота с арбузом вместо головы, туловищем в виде рыбы и двумя глазами - лампочками).

Задание: “Волшебник”

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (муха с большими глазами, в которых отражается мир; кит, на нем огромные города).

Результаты задания отражают творческие возможности воображения и образного мышления ребенка.

Задание: “Дизайнеры”

Учитель предлагает выполнить аппликацию животных, с помощью различных геометрических фигур. Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Это могут быть и “геометрические” птицы. Предлагаемое задание достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности “достраивания”, “продолжения” линейного образа.

Результаты задания отражают творческие возможности воображения и образного мышления ребенка.

Задание: “Бегемотик Буби-Бу”

При проведении данного задания учащиеся слушают сказку Е. Каргановой “Бегемотик Буби - Бу” и передают ощущения главного героя через цвет.

Задание: “Волшебные краски”

Схематизация - сглаживание различных предметов (кувшин - змея; чашка - цветок) и их превращение в различные образы.

Результаты задания отражают творческие возможности воображения и образного мышления ребенка.

Задание: “Что попало в сети”

Учащимся предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа линию, проводя ее в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сетке свой улов: предметы, человека, животных. Найденный образ надо заштриховать тем цветом, который свойственен обучающемуся.

Результаты задания отражают творческие возможности воображения и образного мышления ребенка.

Задание: Найдите различные геометрические тела, которые лежат в основе формы, созданной природой или руками человека

Земной шар – круг

Озеро – овал

Горы – треугольник

В нашем кабинете…..

В лице Маши…..

Результаты задания отражают творческие возможности воображения и образного мышления, наблюдательности и внимательности ребенка.

Задание: Изобразите произвольный каракуль, добавьте детали и превратив в определённый образ …….

Задание: Какиемогут произойти метаморфозы, если чайник превратить в лебедя, ёжика в слона и т.д.

Задание: Возьмите контрастные формы из геометрических фигур и подберите контрастные пары из овощей и фруктов.

Круг – треугольник

Яблоко – перец

Апельсин – груша

Задание: Методом аппликации наклейте фигуру человека из треугольников, кругов и овала, квадрата и прямоугольник

Результаты задания отражают творческие возможности воображения

Задание: Расскажите с помощью пиктограммы сказку, рассказ…

Жили - были дед и баба. Отправили они внучку в лес. Пришла внучка в лес и попала под дождь. Ничего не нашла и вернулась домой…

Результаты задания отражают творческие возможности воображения

Задание: Придумайте иную форму различным материалам: бумаге, песку, снегу и т. д. по любой заданной теме «Конструирование города» (макет города)

Задание: Выполните серию работ киригами и оригами (киригами – с помощью ножниц, оригами – с помощью складывания бумаги)

Задание: Придумайте графические знаки для надписей в зоопарке

Результаты задания отражают творческие возможности воображения, наблюдательности воспитанника

Задание: Подберите подобие форм в природе,жизни, архитектуре, прикладном искусстве. Результаты задания отражают творческие возможности воображения, наблюдательности, мышления воспитанника

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

    Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

    Часто ли вы скучаете? (1, 2).

    Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

    Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).

    "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

    Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

    Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).

    Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

    Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

    Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

    Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

    Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Упражнения (тесты) на развитие воображения

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упражнение 1. Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упражнение 2 . Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упражнение 3. Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Тесты по изобразительному искусству

1.Как называется художественное изображение на полотне ?

А) гардина

Б) картина- правильный ответ

В) подрамник

2. Как называют человека, который красиво рисует, лепит, вырезает.

А) художник- правильный ответ

Б) модельер

В) конструктор

Г) строитель

3. Как называется быстрый рисунок, выполненный с натуры различными художественными материалами?

А) построение

В) композиция

Г) набросок- правильный ответ

4.Часть руки и инструмент художника.

Б) палитра

В) кисть- правильный ответ

5. В каком виде изобразительного искусства используется акварель, акрил, гуашь.

А) скульптура

Б) архитектура

В) живопись- правильный ответ

Г) графика

6. Какие цвета являются основными?

А) красный, синий, желтый- правильный ответ

Б) желтый, коричневый, красный

В) голубой, синий, фиолетовый

Г) белый, черный

7. Какой цвет является холодным?

А) красный

Б) голубой- правильный ответ

В) коричневый

Г) оранжевый

8. Как называются краски, которые обязательно разводятся водой и дают ощущение прозрачности и легкости?

А) масляные

Б) акриловые

В) акварель- правильный ответ

9. Великий художник- живописец, который всегда рисовал море.

А) Леонардо да Винчи

Б) Шишкин

В) А. Кастеев

Г) Айвазовский- правильный ответ

10. Специальный предмет, на котором художники смешивают краски.

А) мольберт

Б) палитра- правильный ответ

Г) ластик

11. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средства которого является: линия, штрих, пятно.

А) живопись

Б) архитектура

В) графика- правильный ответ

Г) скульптура

12. Линию, очерчивающую форму предмета называют.

А) волнистой

Б) контурной- правильный ответ

В) ломаной

Г) проямой

13. Художника, рисующего карандашом, углем, пером называют.

А) анималистом

Б) портретистом

В) графиком- правильный ответ

Г) пейзажистом

14. Изображение природы, сельской местности или улиц города называют.

А) пейзаж- правильный ответ

Б) натюрморт

В) портрет

Г) граффити

15. Чистые цвета, без примеси белого или черного цвета называют.

А) яркими

Б) теплыми

В) насыщенными- правильный ответ

Г) холодными

16. Как называется живопись выполненная по мокрой штукатурке.

А) гобелен

Б) фреска- правильный ответ

В) роспись

Г) мозаика

17. В каком из видов изобразительного искусства создают вещи, используя вторсырье и природные материалы.

А) живопись

Б) скульптура

В) декоративно-прикладное искусство- правильный ответ

Г) архитектура

18. Вид искусства, главное назначение которого является украшение нашего быта.

А) декоративно-прикладное искусство- правильный ответ

Б) архитектура

В) графика

Г) скульптура

19. Ритмичное повторение и чередование одинаковых элементов изобразительного искусства называют.

А) композицией

Б) резьбой

В) орнаментом- правильный ответ

Г) росписью

20. Выберите элементы казахского костюма.

А) кокошник

Б) коруна

В) тымак- правильный ответ

Г) полотенце

21. Специализированное помещение для хранения и показа произведений искусства.

Б) бункер

В) музей- правильный ответ

22. Самый крупный Государственный музей изобразительных искусств в Казахстане носит имя художника.

А) Н.Назарбаева

Б) А. Кастеева- правильный ответ

В) Б. Мырзахметова

Г) А.Галимбаевой

23. Особый вид изобразительного искусства, главным выразительным средством которого является форма и объем.

А) скульптура- правильный ответ

Б) архитектура

В) графика

Г) скульптура

24. К какому жанру ИЗО относится известная картина Казахстанского художника У. Ажиева « Казахская мадонна»

А) портрет- правильный ответ

Б) натюрморт

В) пейзаж

Г) анималистический жанр

25. Жанр, в котором изображают животных называют.

А) портрет

Б) натюрморт

В) пейзаж

Г) анималистический жанр- правильный ответ

26.Условную линию соединения земли с небом называют.

А) воображаемой линией

Б) границей поля зрения

В) линией горизонта- правильный ответ

Г) линией разделяющей вертикальную плоскость от горизонтальной

27. Противоположные по характеру, форме, размерам, цвету и другим параметрам предметы, которые взаимно усиливают свойства друг друга называют.

А)контрастом- правильный ответ

Б) колоритом

В) композицией

Г) конструкцией

28. Композиция из цветного стекла, пропускающего свет.

Б) мозаика

В) витраж- правильный ответ

29. Художник, который писал картины на сказочные сюжеты:

А) В.Васнецов - правильный ответ

Б) И.Шишкин

В) В. Суриков

Г) К. Сомов

30.Как называются белый и черный цвет .

А) хромотические

Б) нейтральними

В) ахромотическими- правильный ответ