В екатеринбурге умер всемирно известный художник миша брусиловский. Брусиловский миша шаевич - художник-живописец и график Как-то подозрительно. Почему бесплатно

Брусиловский, Миша Шаевич
Род деятельности:

Художник

Дата рождения:

1931 год (1931 )

Место рождения:
Гражданство:

Российская Федерация

Награды и премии:

Заслуженный художник России, Лауреат премии имени Г.С.Мосина (1990), Премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» (2002)

Биография

Миша Шаевич родился в Киеве. В войну семью эвакуировали в Троицк. Обратно в Киев Миша вернулся через две недели после ухода Красной армии, беспризорничал, пока не попал в интернат для одаренных детей.

В 1952 г. окончил Киевскую художественную школу им. Т. Г. Шевченко. Работал в Москве на ВДНХ художником-оформителем, после чего поехал поступать в Ленинград. В 1959-ом окончил графическое отделение Ленинградского института живописи имени Репина. По распределению поехал в Свердловск.

В 1960-х сотрудничал с живописцем Г. С. Мосиным, с которым была написана картина «1918-й» (1963-65), ставшая явлением советской живописи и экспонировавшаяся в Москве и Италии.

Значительный цикл произведений создан художником по евангельским мотивам: «Распятие», «Пётр и петух», «Хождение по водам», «Христос в Гефсиманском саду», «Несение креста», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря» - картины, написанные в разные годы, выполнены в одной стилистической манере.

М. Брусиловский работает в различных жанрах: портрет, большие многофигурные композиции, натюрморты, декоративная живопись.

Произведения М. Брусиловского находятся в музеях и частных коллекциях в России, Франции, Германии, Австрии, Англии, Израиле, Швейцарии, США.

В 2008 году М.Брусиловскому был установлен памятник «Горожане. Разговор» в Екатеринбурге, где он запечатлен вместе с коллегами Германом Метелевым, Виталием Воловичем.

В Екатеринбурге от онкологического заболевания умер уральский художник Миша Брусиловский. Ему было 85 лет.

Миша Шаевич Брусиловский родился 7 мая в 1931 года в Киеве в семье военнослужащего. Во время Второй Мировой войны был эвакуирован с семьей на Южный Урал в город Троицк. В 1943 году, после освобождения Киева от оккупации семья вернулась туда.

Брусиловский учился в интернате для одаренных детей, после - в художественной школе имени Шевченко при Киевском художественном институте. Позже в Ленинграде окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

После окончания института, в 1959 году художник был направлен по распределению в Свердловск, где и остался жить.

В Екатеринбурге до конца года планируется открыть музей художника Миши Брусиловского

Художник, живописец, монументалист, график был признанным автором, его работы выставляются и пользуются популярностью не только в России, но и за рубежом. Брусиловский имел звания заслуженного художника России, почётного члена Российской академии художеств. Кроме того, художник являлся Почётным гражданином Свердловской области, лауреатом премии имени Г. С. Мосина и премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства».

До конца года в Екатеринбурге на улице Красноармейской планируется открыть музей Миши Брусиловского.

.
Миша Брусиловский родился 7 мая 1931 года в Киеве. С 1944 по 1945 год учился в Киевском художественном интернате для одарённых детей, затем перешёл в Киевскую художественную школу имени Т.Г.Шевченко, где проучился до 1952 года.
В 1953 году Миша Шаевич Брусиловский некоторое время работал художником-оформителем на ВДНХ, а затем поступил в АХ СССР (ИнЖСА).
В 1959 году Шаевич закончил учиться в институте и переехал в Свердловск, начал принимать участие в художественных выставках и начал работать учителем рисунка в Свердловском художественном училище имени И.Д.Шадра.
В 1963 году Брусиловский совместно с художником Геннадием Сидоровичем Мосиным (1930-1982) написал картину "1918-й", изображающую и других политических деятелей того времени (1918-й год) в довольно мрачном виде. По признанию Брусиловского, данная картина была изначально написана с целью "насолить" (1910-1968), бывшему в то время Первым секретарём правления и имевшим собственное видение того, как следует изображать Ленина в искусстве и добивающимся того, чтобы остальные художники придерживались того же видения.
Несмотря на попытки Серова запретить картину ещё на стадии создания, полотно "1918-й" всё таки попало на несколько крупных московских выставок, чему способствовало то, что художникам Мосину и Брусиловскому стала оказывать поддержку скульптор (1906-1971), в то время секретарь , стремящаяся к посту Первого секретаря, но проигравшая Серову.
По сути, художники Г.С.Мосин и М.Ш.Брусиловский стали мелкими инструментами внутренней борьбы руководителей Союза художников, а по итогам "войнушки", Миша Брусиловский был занесен в "чёрный список" художников, с которыми власти страны не сотрудничали. Вообще, сам факт написания картины с целью задеть определённого человека вызывает недоумение, так как по ходу своей жизни Брусиловский неоднократно заявлял: "Мне просто хотелось делать картины. У меня никогда не было амбиций: прославиться или сделаться великим". Если так хотелось быть "просто художником", то зачем надо было лезть в дрязги Союза художников, писать намеренно провокационные картины?..
Удивляет и другой эпизод из жизни Миши Шаевича Брусиловского, о том, как он поступил в Киевский художественный интернат для одарённых детей. Согласно жизнеописанию Брусиловского, через полгода после освобождения Киева от фашистских войск, мальчик вместе с братом и матерью вернулся в город, а спустя некоторое время примкнул к группе привокзальных мальчишек, занимающихся чисткой обуви.
Каждый вечер некий парень по кличке "Кот" забирал у детей большую часть прибыли, якобы он был связан с местными криминальными структурами. Однажды, ко дню рождения "Кота" тринадцатилетний Брусиловский нарисовал цветными карандашами портрет бандита.
"Кот" забрал рисунок себе, а спустя несколько дней привёл к вокзалу другого мальчика, заменившего Мишу Брусиловского. Представитель киевского бандитизма отвёл юного художника к директору Киевского художественного интерната для одарённых детей, которого взяткой и угрозами принудил взять маленького Мишу на обучение.
Наиболее вероятно, что вся эта данная история была выдумана для очернения : дескать, ребёнок был вынужден с раннего детства работать на бандитов. Это вполне укладывается в то, что в период 1960-1990 гг. Брусиловский активно работал в жанре антисоветской живописи и поддерживался западными СМИ. "Мне просто хотелось писать картины", говорил при жизни художник Миша Брусиловский, но забывал уточнить, что ему хотелось писать политически-ангажированные картины.
Миша Шаевич Брусиловский скончался 3 ноября 2016 года в , после затяжной онкологической болезни.

Художник Миша Шаевич Брусиловский приехал в Свердловск после окончания Ленинградского института и остался здесь навсегда. Сколько себя помнит, он всегда что-то рисовал, однако в профессиональное искусство его привел счастливый случай. Будущий художник вернулся из эвакуации в освобожденной Киев, когда ему было всего 11 лет, был беспризорником: «Вслед за солдатами в Киев пришли бандиты, которые тут же распределили город по «зонам». И я попал к одному такому – его звали Кот, колоритный бандит, с фиксами, двухметрового роста. Он заведовал привокзальной площадью, где мы, пятнадцать мальчишек, чистили сапоги приезжим. Офицер ставил ножку на деревянный ящичек, мы подкладывали разноцветные бархатки, чтобы не дай бог не испачкать галифе, и чистили сапоги, пока в них не начинало отражаться солнышко. Офицеры, особенно при девушках, денег, разумеется, не жалели. Вечером приходил Кот, мы ему все отдавали – не дай бог заныкать. На день рождения этому Коту я нарисовал цветными карандашами портретик: прорисовал веснушки, зубы золотые, выразительные глаза, черные брови. А через неделю он привел на мое место другого мальчика, а меня отправил в интернат для талантливых детей». Коту отказать не смогли, несмотря на то, что прием уже давно был окончен.

«Провидение этим занималось, а я не сопротивлялся. Я думаю, у человека есть судьба, и даже если что-то приходится преодолевать – значит, это тоже предназначено».

Из любимого Киева Миша переехал в Москву, где случайно попал в давку в день похорон Сталина и чудом спасся, угодив в чью-то кухню через, к счастью, открытое окно. Потом целый год (1953-54) работал на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке – вместе с другими художниками создавал полотна к открытию выставки по чужим эскизам, это был доступный заработок для художника. До 1959 г. учился в Ленинградском институте живописи, ваяния и зодчества им И.Е. Репина на графическом факультете (руководитель диплома — А.Ф. Пахомов). После окончания института перед художником встал выбор: возвращаться в Киев («Я очень люблю этот город, я вырос в Киеве, там мои друзья, прекрасный Днепр») или ехать в Свердловск по распределению («В Свердловске предлагали работу в издательстве и давали мастерскую для работы, все условия»). А еще в Свердловске работал близкий друг Миши — Геннадий Мосин, известный художник, именем которого потом назвали главную художественную премию региона. Итак – на Урал!

Несмотря на жестокую цензуру, художникам в советское время жилось легче: «Полгода мы ездили в колхозы рисовать по заказу, а после этого могли по полгода сидеть в мастерской и рисовать в свое удовольствие,» — Миша Шаевич с ностальгией вспоминает времена, когда художественная жизнь в городе была бурной. Художники не только бывали друг у друга в мастерских, но и целыми группами ездили в соседние города. Современная экономическая цензура оказалась пострашнее советской.

В творчестве Брусиловского есть несколько сквозных тем, но самая значительная — библейская: картины «Распятие», «Пётр и петух», «Хождение по водам», «Христос в Гефсиманском саду», «Несение креста», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря» -, написанны в разные годы (с 1970-ых по 2000-е), но выполнены в одной стилистической манере. Для художника эти сюжеты – универсальный опыт человечества, явленный в ярких, объемных образах, и обращение к ним стало своеобразным бегством от мира компромиссов.

Но «всесоюзную» славу ему принесла картина «1918 год», написанная совместно с Геннадием Мосиным — это был неканонический портрет Ленина, монументальная, мощная работа. Миша Брусиловский все эти годы работает в различных жанрах: портрет, большие многофигурные композиции, натюрморты, декоративная живопись. В портретах он старается ухватить сущность человека, создать портрет его души, например, в портрете Виталия Воловича (1981) мастер воплотил идеальный образ художника: вдохновенного, строгого к себе. А еще Миша Брусиловский любит писать себя в окружении друзей: он написал более 60 автопортретов. Любимая модель художника – жена Татьяна, черты которой узнаваемы во многих героинях картин М. Брусиловского, с чьими чертами связан идеальный образ женщины Миши Брусиловского – символ ускользающей красоты.

Говорят, что подделки – одна из форм общественного признания: если «тиражируют», значит, художник востребован. Картины Брусиловского подделывают: «Процентов восемьдесят из того, что продается, — подделки. Я расстраиваюсь, когда вижу копии плохого качества. Пикассо в свое время подписал подделку, отметив, что это хорошая работа. Хорошую я бы тоже не отказался подписать». Теперь художник известен далеко за пределами и Екатеринбурга, и те его картины, которые в советское время даже и не выставлялись, сейчас продаются на многих художественных аукционах: и не только в России: его картины продают на русских торгах аукциона Sotheby’s.

С 1968 г. М.Ш. Брусиловский — член Союза художников России, лауреат премии им. Г.С. Мосина (1990 г.), лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2002 г.).

В современном мире каждый человек так или иначе связан с искусством. Репродукции знаменитых произведений виднеются на каждом шагу: и в журналах, и в книгах, и на телевидении. Последние пятьдесят лет особой популярностью пользуется современное искусство: импрессионизм, сюрреализм, кубизм… Именно к современным направлениям можно отнести творчество знаменитого русского художника, полное имя которого - Брусиловский Миша Шаевич. О нем далее в статье более подробно.

Жизнь и творчество Миши Шаевича Брусиловского

Родился художник в мае 1931 года в городе Киев, Украина. Его отец был военным инженером, мать - работником торговли. Миша был не единственным ребенком в семье - у него был младший брат, Всеволод.

Когда мальчику было всего десять лет, началась Великая Отечественная война, и семья Брусиловского была срочно эвакуирована на Южный Урал, в небольшой город Троицк. В те далекие времена никто не представлял, какой талант скрывает в себе Брусиловский Миша Шаевич. Семья будущего художника вернулась в Киев сразу после его освобождения от оккупации.

Жизнь во время войны

Отец Брусиловского погиб на фронте, тогда как мальчик со своим братом жил в Троицке в доме родной тети. Сестра отца была доктором - мобилизации подверглась и она. Большое впечатление на будущего художника произвела поездка в санитарном поезде. Здесь мальчик помогал медицинским работникам ухаживать за ранеными. Во время долгих остановок на станциях Брусиловский изучал близлежащие деревни, знакомился с местными жителями и производил с ними обмен соли на продукты.

Возвращение на Родину произошло в 1943 году. Голодные времена вынудили подростка подрабатывать на улице - вместе с другими мальчишками он чистил обувь на вокзальной площади. К сожалению, большую часть выручки следовало отдавать местным криминальным авторитетам. Одного из них звали "Кот". Как-то раз, в преддверии Дня рождения босса, Брусиловский нарисовал его протрет обычными цветными карандашами. Тот оценил талант мальчика по достоинству - благодаря ему Брусиловский поступил в интернат для одаренных детей, который и стал первым местом его обучения.

Образование Брусиловского

Ровно через год Брусиловский Миша Шаевич сменил направление учебы, и перешел в художественную школу им. Шевченко - эта организация состояла при Киевском художественном институте. Поступить в последний не удалось - гонения по национальному признаку сделали свое дело.

Профессиональным художником он стал после окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Санкт-Петербурге. Брусиловский учился на факультете графики. Система распределения, действующая в то время, отправила Брусиловского в столицу Урала, город Свердловск (в настоящее время - Екатеринбург).

Работа на художественном поприще

Первым видом художественного заработка стала продажа репродукций картин знаменитых творцов живописи. Позже Брусиловский занял должность оформителя на ВДНХ. Однако работа мешала образованию, и художник ушел с не слишком престижной должности.

Получение профессионального образования сыграло решающую роль в последующей жизни Миши Шаевича. Прибыв в Екатеринбург, он стал преподавать в Художественном училище. Параллельно сотрудничая с издательством в качестве иллюстратора, Брусиловский завел множество интересных знакомств с людьми искусства. Среди них Виталий Волович и Андрей Антонов.

Первая выставка работ художника была организована в 1961 году. Тогда творчество Брусиловского подверглось жесткой критике - ни одна из его картин не была одобрена и оценена по достоинству.

Сейчас трудно найти человека, который не знает, кто такой Миша Шаевич Брусиловский. Биография художника не так известна, что не уменьшает ее насыщенности. Сложная судьба мальчишки, пережившего войну, оборвалась в возрасте 85 лет - художник скончался от рака 3 ноября 2016 года. Администрация Екатеринбурга в скором времени планирует открытие музея имени Михаила Брусиловского, чтобы увековечить его память на долгие годы.

Брусиловский Миша Шаевич: картины

Стиль творчества художника менялся со временем. Он работал и в графике, и в живописи; к тому же, был монументалистом. Работы, которые создал Брусиловский Миша Шаевич, выставлялись в знаменитых музеях Великобритании, Франции, Израиля и других развитых государств. В рейтинге самых высокооплачиваемых художников Российской Федерации Миша Брусиловский занимал 38 место из 50 возможных. Популярность художника обусловлена остротой поднимаемых тем, глубиной мысли и необычной подачей сюжетов.

"1918"

Одной из самых нашумевших в коммунистическом обществе картин является "1918". Начало работы над данным произведением пришлось на 1962 год, сразу после провальной первой выставки. Объединив усилия с Геннадием Мосиным, знакомым художнику еще со времен обучения в институте, Брусиловский создает полотно, которое означает вызов председателю Союза живописцев РСФСР В. Серову. Согласовав с Художественным советом набросок с изображением милого и спокойного дедушки-Ленина, Мосин с Брусиловским в окончательном варианте картины изображают вождя пролетариата решительным и жестоким человеком.

Реакция Художественного совета была незамедлительной: Серов выбивался из сил, чтобы предотвратить выход изображения в массы. Однако художники добились своего, и картина была выставлена в Москве. Однако и тут председатель Совета живописцев не сдался: он явился на выставку и поднял страшный шум. Тогда организаторы поставили рядом с полотном часового, которому было поручено отгонять особо впечатлительную публику.

Картина "1918" принесла всесоюзную славу не только Геннадию Мосину, но и Мише Брусиловскому. Начало самостоятельному, осознанному творчеству было положено.

Красочные фантазии

Брусиловский Миша Шаевич за свою долгую жизнь написал несколько сотен картин. Среди них такие как "Леда и Лебедь" - яркий пример красочной манеры и любви автора к контрасту и насыщенным цветам. Данное произведение написано на мифологический сюжет. Множество мелких деталей составляют единое полотно, а колорит навевает на мысли о чем-то приятном и непосредственном.

Французский шик

Картина "Агрессия" являлась лицом маркетинговой кампании, которая проводилась в Париже накануне выставки художника. Наиболее яркая и броская, она привлекла внимание публики и возбудила интерес к тому, кто такой этот смелый художник. Миша Шаевич Брусиловский выставлялся во Франции несколько раз.

Нацеленность на результат

Судьба Брусиловского была тяжела: в раннем возрасте он пережил войну, которая забрала у него отца. Начало карьеры не сложилось - провальная выставка могла подкосить его. Но художник не сдался и доказал всему миру, что по-настоящему любимое дело не терпит никаких ограничений. Стойкость, упорство, сила духа и талант соединились в одно - и мир увидел шедевры поистине гениального творца.