Свидание, владимир егорович маковский - описание картины. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание

В.Е. Маковский - один из лучших художников 19 века. Своими картинами автор заставлял людей задуматься о проблемах, которые были актуальны в то время. Большинство его произведений изображают ту или иную ситуация, в которой отображены реалии его времени. Одна из лучших его картин называется «Свидание». Давайте разберемся, что на ней изображено и почему её считают одной из лучших в его творчестве.

На переднем плане располагаются основные действующие лица: мать и сын. Долгое время они не видели друг друга и вот наконец-то встретились.

По глазам матери можно понять, насколько она рада видеть своего сына. Видно, она проделала нелегкий путь, чтобы встретиться с ним. Художник акцентирует внимание зрителей на трости и пыльном мешке. Мы понимаем, что женщина больна, но все равно готова на все, ради встречи со своим ребенком. Её нос покраснел от мороза, однако она все равно рада видеть своего ребенка.

Сын жадно вгрызается в булку, которую принесла ему мама. Мальчик полностью сконцентрирован на еде. В этом нет ничего удивительного. В конце 19 века, дети часто уходили из дома в юном возрасте на подработки. Чаще всего, они становились подмастерьями - помогали в самой тяжелой работе мастерам. Они таскали тяжелые предметы, выполняли все работы по дому. Часто это приводило к смерти.

О том, что мальчику трудно, можно судить по его внешнему виду. Его одежда вся в пыли. Видно, что она старая и изношенная. К тому же, он босой. Наверное, ему безумно трудно в холодные времена года.

В глазах матери можно увидеть грусть. Это не удивительно, ведь, скорее всего, она сама отправила сана на подработку. Она могла бы забрать его, но тогда у их семьи не будет средств на то, чтобы прокормить себя.

Этой простой картиной В.Е. Маковский поднимает проблему бедности крестьянства в 19 веке. Не смотря на отмену крепостного права, жизнь населения не стала легче. Денег не хватало даже на еду, не то что на одежду. Каждый выживал, как мог. Кто-то старался зарабатывать, выращивая продукты в огороде. Некоторые отправлялись в город на заработки.

Также и главный герой картины, зарабатывает деньги черным трудом ради своей семьи. Он отдал свое счастливое детство ради благополучия близких людей.

Место, в котором встречаются герои, похоже на комнату отдыха рабочих. Она грязная и темная. Все, что в ней есть - это кувшин с водой для того, чтобы утолить жажду. Окно очень маленькое, поэтому света в помещении мало.

Вся картина нарисована в темных тонах, что задает нужную атмосферу. Зритель сопереживает героям, ведь осознает, возможно, герои встретятся не скоро. Матери все труднее навещать своего сына. Мальчика же в любой момент может погубить тяжелый труд.

Подводя итог, хочется сказать В.Е. Маковский - настоящий гений. Он парой движений кисточки способен создать полотно, которое заставит сердце любого человека трепетать. Не смотря на мрачность картины «Свидание», она заслуженно имеет звание шедевра русской живописи. Без слез трудно смотреть на встречу печальной матери с её голодного сыном.

Владимир Егорович Маковский "Свидание". 40 x 31,5 см. холст, масло, 1883год.

Картина Маковского "Свидание" стала такой же характерной для русской живописи, как, например, "Тройка" Перова или другие некоторые картины передвижников. Драматическое содержание редко выступает в картинах Маковского в открытом виде. Чаще всего оно смягчено лирическими нотками, которые определяют общий эмоциональный строй произведения.
Сюжет картина Маковского "Свидание" прост и немногословен. К сыну, отданному в город в подмастерья, из деревни пришла мать. Она сидит возле босого и оборванного мальчика, жадно набросившегося на принесенный ею калач. Они не смотрят друг на друга, но весь облик женщины, ее сосредоточенно-грустное лицо выдают глубокое горестное чувство, которое она испытывает при встрече с сыном. Только крайняя нужда заставила эту женщину разлучиться с ним и отпустить из родного дома. Созданный Маковским образ русской крестьянки глубоко правдив и национален. Его следует расценивать как большую удачу художника. Молчаливая сцена много говорит о жизни, говорит не языком бесстрастного наблюдателя, но человека, проникнутого любовью к народу. Мягкий и задушевный тон картины "Свидание" сказался и на ее колорите, на том гармоничном единстве, к которому приведены скупые и скромные краски убогой обстановки и простой крестьянской одежды. Частный эпизод показан в картине Маковского "Свидание" как явление, типичное для царской России, с характерным для эпохи капитализма обнищанием деревни, ростом крестьянской бедности, эксплуатацией детского труда. Образ хмурого, забитого, голодного мальчика запоминается надолго. Жизнь в неволе, в чужих людях, тоска по дому наложили на него тяжелый отпечаток. По своему содержанию и задушевному тону картина Маковского "Свидание" близка к появившемуся тремя годами позже, в 1886 году, рассказу А. П. Чехова "Ванька", в котором с глубокой проникновенностью раскрыта тяжелая участь мальчика-подмастерья, попавшего из деревни в обучение к сапожнику. Изображая рядовые случаи, которые встречались на каждом шагу, художник заставлял зрителя задуматься над жизнью, пробуждал сочувствие к участи многих простых людей, заставляя горевать вместе с ними и радоваться их радостями.

Е. В. ЖУРАВЛЕВА В. Е. Маковский (М., Искусство, 1972)

Изображение простых людей и крестьянского быта – основные мотивы в творчестве В.Е.Маковского. Представители низших сословий XIX века, с их бедами и печалями, словно оживают в произведениях талантливого художника. Маковский считал, что картину лишь тогда можно считать состоявшейся, когда в ней есть «всё» - подлинная жизнь. Сравнивая искусство живописи с могучей силой литературного слова, способной заставить читателя сопереживать происходящему, Владимир Егорович видел особую ценность в бытовом пейзаже. Ведь именно данный жанр давал ему возможность «в одну минуту» выхватить главное, передать настроение.

Маковский рисовал эпоху. Картина «Свидание», созданная в 1883 году, повествует о жизни подростка из бедной семьи. В те годы крепостное право было уже отменено, но кроме эфемерной свободы, вольности на бумаге, люди ничего не получили. Суровая реальность загоняла их на дно. И городским, и деревенским жилось тяжело. Подрастающих мальчишек родители отдавали учиться какому-либо мастерству. Часто, попадая в чужую семью, эти дети терпели еще большую нужду.

Герой картины Маковского бос, одет в старую рубаху и очень голоден. Пришедшая к нему мать выглядит задумчивой. В ее сосредоточенном взгляде затаилось столько печали и боли, что вновь и вновь хочется говорить о несправедливости и социальном неравенстве среди людей. Согбенная не по годам женщина уже не ждет другой жизни, но она всей душой жаждет лучшей доли для своего сына. Ее хрупкие надежды отражены в облике самого мальчика. Он жадно ест принесенный матерью хлеб, и с каждым съеденным куском в нем растет неудержимая сила жизни.

Творческая интеллигенция XIX века стремилась как можно ярче отразить действительность в своих работах. Явственно вырисовываются параллели между произведениями различных авторов. Так, рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька» перекликается с картиной «Свидание». Отданный в подмастерья к сапожнику Аляхину, Ванька Жуков страдает от своей нелегкой и совсем уж не детской участи. Его письмо к деду Константину Макарычу – это исповедь израненной души. Девятилетний мальчик доведен до отчаяния: он хочет даже «пешком на деревню бежать, да сапогов нету». Герой рассказа Чехова также, как и герой Маковского, является собирательным образом того времени – человеком, обреченным с самого детства зарабатывать себе на хлеб, но при этом сильным духом и верящим в чудо.

27.07.2015

Описание картины Владимира Маковского «Свидание»

Картина под названием "Свидание" была создана художником Владимиром Маковским в конце девятнадцатого века. С помощью данного произведения искусства талантливейший поэт хотел донести мысли о непросто складывающейся человеческой жизни, которую так сильно усугубляет бедность и нищета. На холсте автор искусно изобразил самую обыкновенную крестьянскую женщину и ее дорогого сына, которого последняя отправила в город, в подмастерья.
На изображенной картине глаза матери выражают тоску и печаль. Причина этого заключается в не столь уж частых встречах с любимым чадом. На холсте не изображены их крепкие объятия и поцелуи или же оживленная беседа. Мать нарисована уставшей и огорченной, глядящая на сына и думающая о чем-то своем. Она винит себя в том, что пришлось отдать сына в чужие руки. Никогда бы не сделала она этого, если бы не полнейшая нищета.

Ее одежда проста и незамысловата. Темный тулуп почти полностью прикрывает длинную юбку красного цвета. Голову ее окутывает платок черного цвета. Если повнимательнее присмотреться, то можно прийти к выводу, что в зимний день мать пришла навестить своего сына. Она вручила сыну калач, и тот с жадностью принялся, его есть. Он выглядит уставшим и изголодавшимся. Для зимнего периода времени одежка паренька совсем скудна. А ноги и вовсе босые. Все его одеяние состоит из красной рубахи и грубых штанишек. Сверху одежду юного кормильца прикрывает старый выпачканный фартук и можно заметить, что из-под него выглядывает кусок измазанной тряпки, предназначенной для того, чтобы мальчик вытирал об нее грязные руки. Они повстречались в неуютной комнатушке со стенами из дерева и потолком из земли. Скорее всего, она предназначена для отдыха работников. В своем творении автор использовал большое количество краски темных оттенков. Это было сделано с той целью, чтобы окружающие могли почувствовать всю горечь и печаль сложившейся ситуации.

История одного шедевра: Владимир Маковский "Свидание"

Владимир Егорович Маковский "Свидание". 1883. Холст, масло. 40 x 31,5 см, Государственная Третьяковская галерея.

Наверное, самое пронзительное произведение на социальную тему у Владимира Маковского – это картина «Свидание», которую автор закончил писать в 1883 году. Здесь явно читается влияние художественного передвижного объединения, ставившего во главу угла проблемы современного им общества.
Герои картины – самые бедные представители русского народа, мать и сын. Юноша, из-за нехватки средств, был отдан в город в подмастерья, а это тяжёлая многочасовая и мало оплачиваемая работа. Его мать пришла его навестить, привезя из гостинцев лишь лепёшку хлеба.
Мальчик одет в грязный тёмный фартук, из-под которого видна пёстрая рубаха с закатанными рукавами. На ногах и вовсе ничего нет – босиком стоит юноша на земляном полу.
Удивительно лицо героя: зритель не сразу узнаёт в нём мальчика, скорее, это лицо мужчины. Черты огрубели, взгляд сосредоточен на еде, а выражение не по-детски серьёзно.
Мать, закутанная в платок, показана Маковским в профиль. Она задумчиво глядит в пустоту, размышляя о непростой доле сына. Как болит и стонет её материнское сердце… Плечи её укрывает грубый тулуп, а простая шерстяная юбка подсказывают нам, что она пришла из деревни, и, скорее всего, пешком. На дворе стоит зима, так что путь её был не из простых.
Их встреча лишена объятий, разговоров и вообще какого-либо общения – измученные герои устали от тяжкого труда и переживаний. Декорации, на фоне которых разворачивается их безрадостное свидание, только подчёркивают крайнюю нищету.
Их встреча происходит в какой-то мрачной комнате с почерневшими деревянными стенами, где из предметов обихода мы можем заметить лишь глиняный кувшин, стоящий на бочке. Кажется, что мы можем услышать, как висит в этом тесном помещении звенящая тишина.
В картине преобладает тёмный колорит, «разбавленный» лишь яркими контрастными пятнами – одеждой и лицами героев. Маковский специально высветил лица матери и сына с помощью известного приёма – на них падает естественный солнечный свет из небольшого окна, который живописец нарочно не включает в композицию.
Что касается композиционного построения, здесь Маковский остаётся верным себе – он максимально близко придвигает героев своего сюжета к зрителю, чтобы мы могли рассмотреть их лица и потухшие глаза. Этим и достигается огромный эмоциональный эффект.
Худой мальчишка с взрослым лицом не старше 13 лет, необычайно голодный, босой, одетый в бедную неопрятную одежду, и его мама, которая потчевает сына хлебом – сюжет, рисующий глубочайшую жизненную трагедию типичных представителей бедного слоя населения России. А ещё от работы веет беспомощностью и безнадёжностью.
Картину «Свидание» по силе эмоционального воздействия можно сравнить разве, что с «Маленькими шарманщиками», созданными за 15 лет до описываемого произведения.
Маковский никогда не ограничивался отображением социальных проблем, за что и был осуждаем другими передвижниками, но если он всё же обращался к данной проблеме, то делал это со свойственной ему ответственностью и душевностью, именно поэтому социальные работы художника по-прежнему находят отклик в наших сердцах.

В доме отца - Егора Ивановича Маковского постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Не удивительно, что все дети: дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и интузиаста, стали художниками.
Александра не столь известна, как её братья. Во второй половине 19 века женщина-художник всё ещё исключение, нежели правило.
Константин избрал самостоятельный путь. Произведения, созданные им, отличаются жанровой тенденцией, его полотна отличаются поэтичностью, трогательностью образов.
Владимиру нет равных. В своих многочисленных полотнах затронул и показал жизнь всех социальных групп и слоёв России.
Николай живописец жанрист и автор исторической части Москвы.

В. Е. Маковский родился в Москве, в семье известного деятеля искусств, одного из основателей МУЖВ - МУЖВЗ - Е И. Маковского.
С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.
Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину "Мальчик, продающий квас" (1861).
В 1861-66 гг. Маковский учился в МУЖВ - МУЖВЗ, где получил хорошую профессиональную подготовку под руководством художников Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко.
После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в АХ, где успешно учился.
В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)", во многом созвучную рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг", он получил золотую медаль и звание художника 1-й степени.
В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина "В приемной у доктора", где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой "верный" рецепт от зубной боли. Внимание к деталям (тщательно выписанный подзеркальник и литография на стене, шелковая ряса священника и шерстяной клетчатый платок старушки) и, главное, теплая ирония напоминают о традиции П. А. Федотова. Картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста. Интерес к "маленькому человеку", его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника.
Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: "Любители соловьиного пения", "Игра в бабки", "Получение пенсии", "Псаломщики". Все они были небольшого размера, написаны ^гладкой живописной манере. Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных. В картинах "Посещение бедных" (1874), "Толкучка" (1875), "В передней" (1884), "Ожидание. У острога" (1875), "Ночлежный дом" (1889) и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.

В 1879 г. Маковский создал картину "Осужденный", где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В. В. Стасова, "глубоко и сильно копнуло современную жизнь".