Детсадовские музеи начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети той группы, в которой она находится, вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Огромный плюс - интерактивность музейной работы в детсаду. При которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. Ценный опыт, накопленный педагогами в музейной педагогике, обобщён на страницах данного раздела. Здесь представлены иллюстрированные фотографиями подробные материалы о мини-музеях самой разной направленности.
Музеи в детском саду от А до Я.
Содержится в разделах:Показаны публикации 1-10
из 1850
.
Все разделы
| Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах
(опыт работы) В преддверии наступления Нового года мы решили организовать в детском саду выставку новогодних открыток. Её целью было знакомство детей с историей появления первых открыток, воспитание интереса к истории нашего государства, его обычаям, поддержка детской ...
Снежный мини - музей под открытым небом «Дымковкие игрушки» . Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение "Детский Сад " №13. Воспитатель – Сироткина Е.Х. Зима - волшебное время года, наступления которого с нетерпением ждут наши дети. Пожалуй, никакое другое время года не может...
Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Занятие по рисованию в старшей группе «Швейная фабрика. Создание тканей для коллекции детской одежды»
Публикация «Занятие по рисованию в старшей группе «Швейная фабрика. Создание...» Программное содержание: 1.Продолжать знакомить детей с профессиями (профессиями работников швейной фабрики - портные и модельер) 2.Рассматривать образцы тканей 3. Учить составлять элементы узора 4. Обогащать словарь детей Оборудование: Лист бумаги, гуашь, кисти, стакан с водой,...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня, я хочу рассказать какие замечательные музеи, организовали мы в нашем детском саду "Дельфине" Основные задачи музея: 1. Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности,...
Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов, документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Музейная педагогика является инновационной...
Мы с воспитанниками и родителями нашей разновозрастной группы « Фантазеры» структурного подразделения д. Пафнутово детского сада №2 « Теремок» г.о.Семеновский решили создать в нашем детском саду мини-музей. Это связано с тем, что мы живем в деревне, удаленной от г. Семенова,...
Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников
«Мини-музей в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №13 г.о. Кашира»
Мини - музей
« В мире сказок »
Подготовительная
к школе группа №12
компенсирующей направленности
Воспитатели: Тултаева Любовь Юрьевна
Титова Римма Юрьевна
г. Кашира
Мини – музей: « В мире сказок »
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Огромной любовью пользуется у детей сказка.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Приоритетной для детского сада музея решается проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности ребёнка.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его «мини-музей».
Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты и пополняют их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей дает возможность посещать и рассматривать экспозиции всем родителям, в том числе индивидуально, со своими детьми.
Мини-музей даёт стимул для общения.
Актуальность:
Расширяет кругозор, познакомит детей с народными сказками, способствует развитию речи, воображения, фантазии, любознательности, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.
Цель:
Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Задачи:
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ; формирование у дошкольников представления о музее; расширение кругозора дошкольников; формирование проектно-исследовательских умений и навыков; формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; развитие творческого и логического мышления, воображения; формирование активной жизненной позиции; вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Этап реализации проекта.
Заключительный этап
В мини-музее «В мире сказок»
несколько разделов:
1 раздел – «Волшебные сказки и их герои».
В музее можно увидеть много книг с волшебными сказками. Это и большие, красиво оформленные книги, и книжки-малышки, и тоненькие книжечки времен наших мам и пап.
В нашем музее сказок можно найти и портретную галерею великих сказочников прошлого и современности.
2 раздел – «Сложи картинку».
В нашем музее можно поиграть. Здесь представлены пазлы с разными сказками, разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок.
3 раздел – «Угадай сказку».
В этом разделе детям предлагается угадать сказку по иллюстрации, по отрывку. Можно не только угадать сказку, но и рассказать ее.
Также в мини-музее «В мире сказок» можно поиграть в игру «Герой и его волшебный предмет». Дети к каждой картинке сказочного героя подбирают картинку соответствующего ему волшебного предмета. Например: Емеля - печка, Царевна-лягушка - стрела, Золушка - хрустальная туфелька и т.д.
4 раздел – «Театральный».
В нашем музее на время можно стать артистом. Для этого в данном разделе имеется шапочки к разным сказкам и другие виды театров для самостоятельной детской драматизации сказок.
В мини-музее можно найти также разные настольные игры и раскраски на сказочные темы, рисунки к сказкам, выполненные детьми.
Мини-музей получился таким интересным, познавательным и ярким благодаря помощи детей и их родителей.
Представляем вашему вниманию проект
"В мире сказок"!
Сказка – это чудо.
В сказках дети черпают множество познаний об окружающем мире и собственном месте в этом мире.
Но, к сожалению, часто мы к этому чуду лишь притрагиваемся. Да, читаем. Да, пересказываем.
Да, рассматриваем картинки. Если есть настроение даже театр можем показать.
Но если мы дружим со СКАЗКОЙ, то все может быть глубже и шире. Сказка поможет научить, поддержать, направить.
Загадки.
- Красна девица грустна, ей не нравится весна.
- Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.
- На сметане мешён, на окошке стужён.
- Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.
- Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.
- Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
- Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.
- В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.
- Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.
***
*Колотил, да колотил по тарелке носом. Ничего не проглотил и остался с «носом».
*Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.
*Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
*Мышка дом себе нашла, мышка добрая была. В доме том, в конце, стало множество жильцов.
*А дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.
*По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.
Загадки (описательные):
- Живёт в лесу, у неё острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса)
- Покрыт весь перьями, две длинные ноги, клюв есть у него и крылья. (Журавль)
Дидактическая игра «Отгадайте героев сказок»
На сметане мешен, на окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок. Покатился…(Колобок)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите мне, имя ее. (Красная Шапочка)
Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит добрый Доктор … (Айболит)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три медведя)
У отца был мальчик странный, необычный, деревянный.
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный – кто же это?.. (Буратино)
Вместе с Карлсоном прыгал с крыш
Шалунишка наш… (Малыш)
Я красив, силен, могуч, я грознее грозных туч,
Я умнее всех, нет слов, много у меня голов. (Змей Горыныч)
Я обаятельная жутко и обладаю нюхом чутким,
Прической славлюсь неземной, летать умею над землей.
Железные зубы, костяная нога, все люди знают – я… (Баба Яга)
Я богатый, всемогущий, очень стройный, страшно злющий.
Но я смерти не боюсь. Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)
Добрейший кот из всех котов
Страдает, бедный, от мышей – врагов. (Кот Леопольд)
Работать умела красиво и ловко, в деле любом, проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
Я на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал, то голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же! Кто я такая? Кто тут подскажет?
(Золушка)
Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.
Он сам того не ведая, несет ее домой. (Маша и Медведь)
Этот сказочный герой, Поймал в проруби зимой, Рыбу говорящую. Стоит лишь сказать слова, Происходят чудеса: Вёдра воду носят, Сани дрова возят, Сам герой на печи, К царю в гости ездит. Кто это? (Емеля).
Пословицы
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Жить в соседях, быть в беседах.
- Хороша кашка, да мала чашка.
- Умей в гости звать, умей и угощать.
- Что есть в печи, всё на стол мечи.
Какие бы вы подобрали пословицы и выражения к сказкам?
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Соотнесите пословицу и сказку
“Курочка ряба”
Может разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть - в птицу превратиться
“Колобок”
Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком
“Репка”
Мала капля, а большое дело делает
“Волк и козлята»
Страшись волка в овечьей шкуре
“Маша и медведь»
Научит горюна другая сторона
“Теремок”, «Рукавичка»
В тесноте, да не в обиде
“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
Всему своё время
Добрые и миролюбивые побеждают
(«Волк и семеро козлят»)
Мала капля, а большое дело делает,
дружба помогает победить зло
(«Зимовье зверей»)
Дидактическая игра: «Узнай сказку по отрывку»
Петушок-петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
(«Петушок-Золотой гребешок»)
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки.
(«Три медведя»)
Красна девица грустна -
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет, бедняжка.
(«Снегурочка»)
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
(«Гуси-лебеди»)
А дорога - далека,
А корзинка - нелегка.
Сесть бы Мишке на пенек,
Съесть бы вкусный пирожок.
(«Маша и медведь»)
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась - Одноглазка, Средняя - Двуглазка, а младшая - Триглазка.
(«Хаврошечка»)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался «с носом».
(«Лиса и Журавль»)
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю.
(«По щучьему веленью»)
Игра «Доскажи словечко».
Мальчик - …
Цветик - …
Меч - …
Ковер - …
Царевна - …
Сапоги - …
Палочка - …
Шапка - …
Петушок - …
Сестрица - …
Братец - …
Гуси - …
Баба - …
Кощей - …
Конек - …
Иван - …
Сивка - …
Лягушка - …
Мышка - …
Финист - …
Вопросы сказочной викторины:
* Где спрятался седьмой козленок от волка? (под печкой)
* Где баба взяла муку на Колобка? (в амбаре, на сусеках)
* Из чего Фея сделала Золушке карету? (из тыквы)
* Какого цвета были волосы у Мальвины? (голубые)
* Кто доставил доктора Айболита в Африку? (орел)
* Назовите самых маленьких по росту героев сказок. (Дюймовочка, Мальчик–с-пальчик)
* Где находится Кощеева смерть? (на конце иглы)
* Как звали девочку, побывавшую в стране Чудес? (Алиса)
* Верный друг Винни – Пуха. (Пятачок)
* Кто виноват в том, что разбилось яичко? (мышка)
* Старуха, способная на любые подлости. (Шапокляк)
* Что пришлось продать Буратино, чтобы купить билет в кукольный театр? (Азбуку)
* Кто вызволил Дюймовочку из подземельного плена? (ласточка)
* Пернатые слуги Бабы – Яги? (Гуси - лебеди)
* «Средство передвижения» Емели? (печь)
* Сколько у Белоснежки было друзей гномов? (семь)
Дидактическая игра «Из какой это сказки?»
- Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал её кто – то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна Лягушка).
- Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
- Отворили дверь козлята
И пропали все куда – то.
(Волк и семеро козлят).
- Под окном за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку свежего полно.
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто.
(А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
- Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же давай мне варёную полбу.
(А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).
- Дурачина ты, простофиля!
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Дидактическая игра «Сказки водят хоровод»
По началу текста узнайте русскую народную сказку:
- «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…». («Царевна – лягушка».)
- «Жил – был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками…». («Иван – царевич и Серый Волк».)
- «Жил – был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван – дурак, был так себе – любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…». (Сивка – бурка».)
Дидактическая игра «Главные герои сказок»
В русских народных сказках главным героем чаще всего бывает Иван, то он – дурак, то – царевич, а вот героинь сказок зовут по - разному. Вспомните, как зовут героинь сказок:
- «По щучьему велению» (Марья – царевна).
- «Царевна – лягушка» (Василиса Премудрая).
- «Иван – царевич и Серый Волк» (Елена Прекрасная).
- «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» (Марьюшка).
Сказка "Репка" учит детей быть дружными, трудолюбивыми.
Сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках
"Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".
Страх и трусость высмеиваются в сказке
"У страха глаза велики",
хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т.д.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается в сказках "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка",
мудрость восхваляется в сказках "Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел",
забота о близком поощряется в сказках "Бобовое зернышко".
Русские народные сказки
Организация: МБОУ «Путинская СОШ» структурное подразделение ДС
Населенный пункт: Пермский край, с. Путино
Федеральный государственный образовательный стандарт нас нацеливает на реализацию принципов дошкольного образования: «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Также Стандарт предъявляет требования к развивающей предметно-пространственной среде: «среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых…», обеспечивать «учет национально-культурных и климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» . Придерживаясь требований Стандарта, я хочу представить вашему вниманию педагогический проект «Мини-музей в детском саду».
Этот проект реализуется в рамках Программы Развития МБДОУ «Путинский детский сад» «Формирование ценностной направленности личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи» (2016-2018гг.). Одной из целевых установок Программы является «совершенствовать систему по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о малой родине и Отечестве. Формировать эмоционально положительное и толерантное отношение к изучению традиций русского народа. Развивать умение отражать традиции в разных видах детского художественного творчества, через фольклор и музейную педагогику» .
Цель проекта:создание условий нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики, решалась через задачи:
- Создать мини-музеи в каждой возрастной группе, пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
- Взаимодействовать с родителями в создании мини-музея в группах.
- Совершенствовать уровень профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
- Формировать у дошкольников представление о музее, воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании.
- Вовлечь детей в деятельность и общение при организации и функционирования мини-музея.
Познакомив воспитателей с проектом, мы определились с темами мини-музеев:
1 младшая группа - «Игрушки-забавы»,
2 младшая группа – «Декоративные росписи»,
средняя группа музей «Матрешка»,
старшая группа – «Военной славы»,
подготовительная группа «Наше село»,
разновозрастная группа – «Куклы наших бабушек» (Приложение).
- мини-музеев мы взяли, учитывая возраст детей и комплексно - тематическое планирование. В течение учебного года проводилась творческая работа по созданию мини-музеев в группах. Я провела для воспитателей ряд бесед-консультаций: «Организация мини-музея в детском саду», «Особенности месторасположения и оформление мини-музея», «Планирование работы мини-музея» и др. Родители также были информированы о создании мини-музеев в группах: на родительских собраниях, вывешивалась наглядная информация на стендах, информация на сайте ДОУ и в группе в контакте детского сада. Весь учебный год воспитатели совместно с детьми и родителями подбирали предметы для своих музеев. Педагоги составляли каталоги, разрабатывали конспекты экскурсий, дидактические игры, выбрали место расположения мини-музея. И вот состоялось открытие мини-музеев всех групп, дети ходили друг к другу на экскурсии. Первыми экскурсоводами стали сами воспитатели (в дальнейшем мы планируем в старших группах привлекать детей для проведения экскурсии). Вначале педагоги рассказывали о своем музее, показывали разные предметы, уточняли историю их появления, затем детям предлагалось потрогать, поближе рассмотреть и, конечно, поиграть.
Нужно отметить, что все воспитатели отнеслись ответственно к созданию мини-музеев, проявили свое творчество и выдумку.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по музейной педагогике, организуя 3Д музей в детском саду – создание медиаресурсов по познавательному развитию детей (виртуальные экскурсии, интерактивные плакаты).
Создание 3Д музея в детском саду содействует воспитанию патриотических чувств, социокультурного развития детей и родителей.
В заключение хочу привести слова Ольги Юрьевны Васильевой, министра образования и науки Российской Федерации: «Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить. Без уважения к дому, посёлку, городу, стране, в которой ты живёшь, вряд ли у нас что-нибудь путное получится»
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Путинский детский сад», 2015г.
- Программа Развития МБДОУ «Путинский детский сад» «Формирование ценностной направленности личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи»
- Аверьянова О.В. Музейная педагогика в дошкольном образовании: история и современность // Воспитатель ДОУ.- 2015 № 3. – с.102-110.
- Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
- Свешникова Е.А. Музей в детском саду: организация и планирование работы // Детский сад от А до Я. – 2007 № 6. – с.72-80.
В нашем детском саду идея создания мини-музея появилась в середине 2012 года. Мы решили назвать его мини-музей «Медвежонок».
Тема мини-музея была выбрана с учетом интересов детей и желания самих педагогов. Медвежонок – один из первых сказочных персонажей, с которыми знакомится ребенок (Сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Мишка-Топтыжка» и другие). В фольклоре Медведь не менее популярный персонаж, чем Лисичка-сестричка, Петушок, Курочка. Ему посвящено немало сказок, потешек и песенок. Да и для современных детей медведь – любимый герой. С живым медведем они могут познакомиться в Московском зоопарке. К тому же в любой программе для работы с детьми есть немало материала для детей по знакомству с медведем. Это стихи, загадки, потешки, песенки, народные игры. Мини-музей «Медвежонок» поможет детям поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны детям от трех до семи лет. И главная мысль: музей обязательно должен быть интерактивным. То есть после экскурсии дети могут играть в нем в разные по тематике игры, трогать экспонаты музея, создавать свой мини-экспонат, не выходя за пределы музея.
Поэтому наш мини-музей – это не только наличие экспонатов по определенной теме, но и продолжительный творческо-образовательный проект, в котором участвуют и педагоги, и дети, и родители
Цели проекта:
1. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
2. Создать развивающую среду – подобрать материалы, игрушки, атрибуты для детской игровой театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрации и художественную литературу по теме «Знакомьтесь, Медведь».
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4. Составить перспективный план работы.
Срок выполнения проекта: бессрочный.
Цель: формирование художественно-познавательных интересов у детей через приобщение к культурному наследию Москвы.
Задачи:
– Расширение кругозора детей;
– Обогащение знаний дошкольников об окружающем мире;
– Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы;
– Формирование у детей представлений о музее;
– Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
– Развитие творческого мышления и воображения;
– Взаимодействие с родителями;
– Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Актуальность идеи создания:
1. Инновация воспитательно-образовательного пространства (использование новых форм работы).
2. Возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.
Особенности нашего музея:
1. Участие в создание музея детей и родителей.
3. Каждый ребенок может почувствовать себя экскурсоводом в музее.
4. Использование музея в образовательном процессе при изучении блоков «Животные», «Наш дом – природа», «Что такое музей?». Использование образовательных областей: Познание, Коммуникация. Чтение художественной литературы, Художественное творчество.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Знание детьми особенностей Москвы и ее истории;
Понимание детьми значимости нашего города, как исторической столицы России;
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на тему «Экскурсии по Москве»;
Проявление каждым ребёнком уважения к знаменитым людям нашего города.
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно-культурным ценностям, музеям, театрам, памятникам архитектуры.Одна из самых важных задач – научить любить свой город. Поэтому создание мини-музеев в детском саду – это хорошее начало, образовательный процесс будет проходить более интересно и эффективно, если некоторые занятия воспитатели будут организовывать в мини-музее детского сада.
Но необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий, поскольку детям сложно долго стоять на месте. Поэтому даже самый увлекательный рассказ педагога может остаться без внимания.
Целесообразно разбивать информацию на несколько подтем и проводить с детьми беседы-пятиминутки. Но если педагог может удержать внимание детей в достаточной мере, то за один приход в музей можно рассмотреть сразу несколько тем.
Нельзя также забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому в каждом уголке музея необходимо организовать уголок самостоятельной деятельности, где у детей есть возможность поиграть. Тема музея сама подскажет, какие могут быть игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные игры, дидактические или интеллектуальные.
Если ребята обращают внимание на стенды или экспонаты музея, о которых педагог сегодня не планировал говорить, можно использовать такой ход: «Об этом мы с вами поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим внимательно посмотреть и попробовать догадаться, о чем мы будем с вами разговаривать на нашей следующей экскурсии». При этом времени на обсуждение дается совсем немного, воспитатель на вопросы детей не отвечает. Если дети самостоятельно смогли сориентироваться в материале, то при следующем посещении воспитатель может попросить самого активного ребенка взять на себя роль экскурсовода, и ребенок сам расскажет другим ребятам о том, что он понял и узнал.
Если педагог нацелен на развитие объяснительной речи детей, можно предложить им посетить раздел музея вместе с родителями и потом рассказать другим детям о том, что они узнали.
Если рассматривать образовательную область Познание, то занятия в мини-музее можно проводить при изучении блоков «Животные» или «Лес» (с использованием ИКТ).
Темы занятий в мини-музее могут быть самыми разными. Например: «Кто и зачем придумал правила поведения» (в общественных местах, в том числе и в музеях), «Зоопарк», «Музеи родного города», «Знакомство с профессиями: профессия экскурсовод». Сюда же можно включить занятие «Мы идем в музей», где роль экскурсовода выполняет ребенок. Также мы практикуем проведение экскурсий для малышей по мини-музею «Медвежонок».
Реализация проекта и использование мини-музея «Медвежонок» в образовательной деятельности детского сада:
1. Игровая деятельность.
– Сюжетно-ролевые игры «Прогулки по Москве», «Музей», «В картинной галерее».
– Дидактические игры «Достопримечательности Москвы», «Я экскурсовод», «Наш город».
– Строительные игры «Строим Кремль», «Наша улица».
2. Познавательное развитие.
– Серия бесед о музеях, театрах Москвы.
– Занятия: «Третьяковская галерея», «Планета – Земля, страна – Россия, город – Москва», «С чего начинается Родина», «Театр», «Видеоэкскурсии по музеям Москвы».
– Театрализованный досуг «В гости к Медведям».
– Игра-викторина «Что мы знаем о музеях нашего города?».
– Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок о Москве.
– Просмотр презентаций о музеях Москвы (Дарвинский музей, Музей Космонавтики, Музей сказок «Жили-были», Музей музыкальных инструментов).
Использование мини-музея в образовательном процессе:
Проведение занятий-экскурсий (знакомство с экспонатами музея, рассматривание иллюстраций, игры в уголке свободной деятельности).
Использование музея в интеграции образовательных областей:
Беседы и рассказы о медведях (с использованием ИКТ, презентации), викторины (образовательная область Познание).
Чтение сказок и стихов о медведях, беседы по сюжетным картинкам (образовательная область Развитие речи).
Занятия на тему «Медведи в изобразительном творчестве», создание книжки-малышки с рисунками детей, раскраски (образовательная область Художественное творчество).
Чтение русских народных сказок «Маша и медведь». «Три медведя», «Мужик и медведь» (в обработке Л.Н.Толстого), рассказа В. Бианки «Купание медвежат»; заучивание наизусть стихотворения Н. Григорьевой «В зоопарке», составление письма медвежонку Умке, придумывание продолжения рассказа «Медвежонок заболел», беседы о диких животных, инсценировка сказок (образовательные области Коммуникация и Чтение художественной литературы).
Беседа о народных промыслах (гжель и резьба по дереву), демонстрация деревянных фигурок медведей и гжели в мини-музее, рассказ о работе мастеров-резчиков (образовательная область Художественное творчество).
Использование уголка самостоятельной деятельности:
– проведение с детьми коротких бесед;
– загадывание загадок;
– чтение стихов и рассказов о медведях;
– составление вместе с детьми описательных рассказов о медведях (для старших детей);
– беседы по картинке (для малышей);
– рассматривание книжек;
– чтение детям народных потешек, где присутствует медведь;
– подвижные игры «У медведя во бору», «Мишка, мишка, что ты ешь?», «Белые медведи»;
– дидактические игры (лото, пазлы, шнуровки).
В беседах с детьми нужно обращать внимание на следующее:
– среда обитания белого и бурого медведей;
– чем питаются;
– особенности жизни;
– сходства и различия бурого и белого медведей.
Продуктивная деятельность.
Коллективная работа: панно «Мы москвичи», выставка рисунков «Музеи Москвы», выставка работ «Такие разные медвежата».
Работа с родителями: выставка рисунков «Мой любимый уголок Москвы», выставка «Веселые медвежата» (медвежата, сделанные своими руками из разных материалов), экскурсия по музею.
Также в летний период наш мини-музей открыт для детей из соседних детских садов. Наши педагоги проводят экскурсии, знакомят детей с коллекцией медвежат, проводят занимательные игры в уголке свободной деятельности. Летом 2013 года наш музей посетили дети из двух детских садиков.
Каждый год мы ставим для себя новые задачи по реализации проекта «Дети в музее».
Разделы и экспонаты нашего мини-музея «Медвежонок».
Раздел «Мишки бывают разными»
В нем размещены мишки, сделанные из разных материалов, в том числе самодельные, изображения медвежат, мишка-коврик, мишка-сумочка, мишка-подушка, вязаные медвежата или сделанные из бумаги самими детьми. В каждый экспонат музея вложена любовь и частичка души мастера. Также здесь находится информация о медведях, с которой дети могут познакомиться с помощью «экскурсовода», в роли которого воспитатель или ребенок подготовительной группы. Медвежата здесь очень разные и совсем не похожи друг на друга. Все экспонаты музея можно трогать руками и использовать в процессе проведения занятий.
Раздел «У медведя во бору…»
Лес – стихия этого животного. Здесь он чувствует себя хозяином. В этом разделе собран материал, отражающий образ жизни медведя. Детям показывается видеофильм или фото-презентация о жизни медведя. В конце проводятся подвижные игры, где главный персонаж – медведь.
Раздел «Медведь в народном творчестве»
Здесь представлены фигурки и изображения медведя, сделанные в разных стилях народного творчества, и предметы быта, где использовались изображения медведя, а также деревянные фигурки «хозяина леса». При проведении занятий с детьми в этом разделе используются народные потешки, песенки и загадки про медведей.
На занятиях по изобразительному творчеству дети рисуют медвежат разными способами и с использованием различных материалов, а также разучивают стихи про медведей. Затем все детские работы со стихами оформляются в виде маленьких книжек, которые тоже хранятся в нашем мини-музее.
Раздел «Медведи в творчестве художников»
В нем представлены репродукции картин русских художников, которые изображали на своих полотнах медведей (Шишкин, Васнецов). После рассказа педагога дети работают в «творческих мастерских», изображают медвежат (аппликация, оригами, рисование).
В разделе «Театральный уголок» собраны игрушки настольного и пальчикового театра для сказок «Маша и медведь» и «Три медведя».
Раздел «Уголок сказок»
Здесь можно найти все книжки со сказками и стихами о медведях, в том числе книжки, сделанные руками детей и воспитателей (иллюстрации к любимым сказкам).
Уголок игровой деятельности
Это один из самых интересных разделов нашего мини-музея. Здесь находятся дидактические и настольные игры о медведях, также именно здесь дети могут самостоятельно поиграть с некоторыми экспонатами музея, рассмотреть книжки и иллюстрации.
С 2013-2014 учебного года коллектив нашего детского сада активно занимается созданием еще одного мини-музея – музея декоративно-прикладного творчества «Русские узоры». Эта тема очень интересна одному из наших воспитателей, и она решила создать у себя в группе такой музей.
В музее собраны предметы народного промысла: дымковская игрушка, гжель, хохлома, жост, деревянные игрушки; альбомы с образцами росписи, презентации по дымковской игрушке и гжели, дидактические игры.
Сейчас мы работаем над расширением этого музея и разработкой серии занятий, посвященных народному творчеству, где наш мини-музей будет активно использоваться.
Я считаю, что приобщение маленьких детей к культурным ценностям развивает не только их интеллект, но и нравственность; познавательный интерес и гуманные чувства. Только так маленькому ребенку можно рассказать о том, что такое музей, культурные ценности и привить любить к искусству.
Создание мини-музеев в детском саду и их использование в образовательной деятельности способствует развитию всех перечисленных выше задач. А активное использование мини-музея по теме занятий делает его более необычным и интересным для восприятия детей. Дети могут, не выходя из детского сада, совершить экскурсию, узнать подробно о том, что такое музей и расширить свой кругозор.
В рамках этого проекта мною разработан цикл занятий для детей старшей и подготовительной группы, который воспитатели детского сада используют в образовательной деятельности.
Тема : Мини-музеи в ДОУ.
Актуальность : Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать,если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Цель проекта:
Формирование познавательной активности детей через организацию мини- музее в ДОУ
Задачи.
1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
2)организовать условия для самостоятельной познавательной активности детей в пространстве мини-музея
3)заинтересовать родителей в создании мини-музея в ДОУ
4) обеспечить условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и творческой деятельности
5)сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями,интересными делами, радостью творчества.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников
Пути и механизмы реализации проекта:
- Разработка педагогических проектов по созданию и организации мини-музеев;
- Организация выставок, экскурсий;
- Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;
- Совместная познавательно-исследовательской деятельность детей и взрослых;
Ресурсное обеспечение проекта:
1)Научно-методическое:
- Подбор печатных материалов по музейной педагогике;
- Методическое сопровождение проектной деятельности;
2)Организационное
- Организация работы педагогов по реализации этапов проекта;
- Создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;
3)Информационное:
- Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;
- Консультация для педагогов по созданию мини-музеев в ДОУ;
4)Материально-техническое:
- Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта;
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Создание мини –музея в ДОУ. Овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.
- Повышение уровня знаний детей о музее, повышение познавательной активности, развитие креативности через создание творческих работ.
- Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с детьми познавательной деятельности .
Этапы
- Подготовительный этап
Цель : создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.
сроки |
||
Сентябрь-октябрь |
||
Анализ ситуации в ДОУ | ||
Изучение литературы по музейной педагогике | ||
Консультация для педагогов по созданию мини-музея в ДОУ | ||
Анализ реализации подготовительного этапа проекта | ||
Организация работы с детьми | Сентябрь-октябрь |
|
Диагностика знаний детей о музее (устный опрос) | ||
Посещение краеведческого музея | ||
Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании. | ||
Выбор направления по созданию мини-музея в группе совместно с детьми | ||
Участие в создании мини-музея, составление картотеки описания экспонатов | ||
Творческие работы детей(ИЗО, аппликации) | ||
Взаимодействие с родителями | Сентябрь-октябрь |
|
Анкетирование родителей с целью выявления ориентации по музейной педагогике | ||
Групповое родительское собрание «Роль музея в развитии познавательной активности детей» | ||
Организация совместной деятельности с детьми по изготовлению творческих работ. |
- Основной этап
Цель : разработка методических материалов
Сроки |
||
Организация работы с педагогами | Ноябрь-декабрь |
|
Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в рамках мини-музея | ||
Разработка занятий по познавательному развитию, исследовательской деятельности. экскурсий по мини-музею | ||
Просмотр мероприятий по организации работы в мини-музее | ||
Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности | ||
Анализ реализации проекта в целом | ||
Организация работы с детьми | Ноябрь-декабрь |
|
Совместная исследовательская и творческая деятельность | ||
Экскурсии для детей из младшей группы, для родителей | ||
Театрализация и игры | ||
Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в пространстве мини-музея. Анализ | ||
Взаимодействие с родителями | Ноябрь-декабрь |
|
Изготовление с детьми творческих работ | ||
Посещение мини-музея в ДОУ | ||
Участие в создании мини-музея, подбор экспонатов |
- Заключительный этап
Цель: оценка и представление результатов проекта
январь
Диагностика знаний детей о музее
Выявление уровня познавательной активности, умений и навыков исследовательской деятельности
Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения
Взаимодействие с родителями
январь
Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей.
Заключение:
Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово « музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов,детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.