Сообщение о творчестве композитора н а римского. Вклад Н. А. Римского-Корсакова в развитие русской музыкально-критической науки. Успех и признание

Биография и эпизоды жизни Николая Римского-Корсакова. Когда родился и умер Николай Римский-Корсаков, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, фото и видео.

Годы жизни Николая Римского-Корсакова:

родился 6 марта 1844, умер 8 июня 1908

Эпитафия

«Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…»
Из романса Николая Римского-Корсакова на стихи Александра Пушкина

Биография

С самого детства он грезил морем, но гениальный музыкальный талант полностью изменил биографию Римского-Корсакова. И, возможно, именно любовь к морю, к этой огромной и очаровывающей стихии, помогла композитору написать такие великие произведения, как, например, опера «Садко» или «Сказка о царе Салтане». Так или иначе, в том, что однажды молодой моряк, с отличием окончивший кадетский корпус и три года прослуживший на морском флоте, решил посвятить себя музыке, есть счастливое провидение. Иначе мы никогда бы не узнали великого композитора Николая Римского-Корсакова, а также, возможно, многих других великих учеников композиторской школы, которую создал Римский-Корсаков.

Свое начальное музыкальное образование Римский-Корсаков получил еще дома - его первым инструментом стал барабан, а в 11 лет он уже сочинял собственные произведения. Серьезное увлечение музыкой появилось у будущего композитора в то время, когда он учился в Морском кадетском корпусе. Тогда же он начал брать уроки у педагога по фортепиано, которые пришлось прервать, когда юношу отправили служить. К тому времени он уже состоял в кружке «Могучая кучка» и даже закончил свое первое крупное произведение. И хотя на корабле не было ни времени, ни возможности продолжать сочинительство, вернувшись домой, молодой человек решил полностью посвятить свою дальнейшую жизнь музыке. Так началась музыкальная биография Римского-Корсакова, величайшего русского композитора второй половины двадцатого века.

Музыкальное наследие композитора грандиозно - за свою жизнь Римский-Корсаков написал 15 опер, 3 симфонии и множество других инструментальных произведений. Параллельно с сочинительством он успевал преподавать в консерватории, работать директором музыкальной школы и исполнять обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, дирижировать симфоническими оркестрами и оперными спектаклями. Возможно, талант действительно был дан Римскому-Корсакову от природы, но без его невероятного трудолюбия, без той отдачи, с которой он служил музыке, ему вряд ли бы удалось создать столько прекрасных и гениальных музыкальных произведений.

Смерть Римского-Корсакова наступила на 65-м году жизни, композитор скончался в своем имении, где сегодня находится мемориальный музей-заповедник композитора. Причиной смерти Римского-Корсакова стал инфаркт. Похороны Римского-Корсакова прошли в Санкт-Петербурге, могила Римского-Корсакова находится на Тихвинском кладбище.

Линия жизни

6 марта 1844 г. Дата рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова.
1856-1862 гг. Учеба в Морском кадетском корпусе.
1861 г. Вступление в Балакиревский кружок (впоследствии «Могучая кучка»).
1862-1865 гг. Служба в морском флоте.
1865 г. Написание «Первой симофнии».
1867 г. Написание «Сербской фантазии» и музыкальной картины «Садко».
1871 г. Преподавание в Санкт-Петербургской консерватории.
30 июня 1872 г. Женитьба на Надежде Пургольд.
1873 г. Рождение сына Михаила.
1873-1884 гг. Работа инспектором духовых оркестров Морского ведомства.
1874-1881 гг. Работа директором Бесплатной музыкальной школы.
1874 г. Работа дирижером симфонических оркестров и оперных спектаклей.
1875 г. Рождение дочери Софьи.
1878 г. Рождение сына Андрея.
1883 г. Рождение сына Владимира.
1888 г. Рождение дочери Надежды.
1896-1907 гг. Написание Римским-Корсаковым опер «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
8 июня 1908 г. Дата смерти Римского-Корсакова.
12 июня 1908 г. Похороны Николая Римского-Корсакова.

Памятные места

1. Дом Римского-Корсакова в Тихвине, в котором он родился.
2. Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова в последней петербургской квартире, где проживал композитор.
3. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, где преподавал композитор.
4. Детская музыкальная школа им. Римского-Корсакова, преемница Бесплатной музыкальной школы, директором которой работал Римский-Корсаков в 1874-1881 гг.
5. Памятник Римскому-Корсакову в Санкт-Петербурге.
6. Мемориальный музей-заповедник композитора, состоящий из усадеб Вечаша и Любенск, где скончался Римский-Корсаков.
7. Тихвинское кладбище, где похоронен Римский-Корсаков.

Эпизоды жизни

Римский-Корсаков был не только гениальным композитором, но и талантливым педагогом. Однажды он должен был вести лекцию по контрапункту в Петербургской консерватории. Свой урок он начал со слов: «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя - стать вам ненужным…»

Композитор всегда был остр на язык и умел парировать любые нападки и оскорбления. Однажды один завистник заметил Римскому-Корсакову, что, мол, его музыка очень похожа на музыку композитора Бородина. На что Николай Андреевич спокойно заметил: «Что ж такого? Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это еще не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!»

Несмотря на остроту ума и дипломатичность, Римский-Корсаков тяжело переживал общение с цензорами. Незадолго до смерти Римского-Корсакова разгорелся конфликт по поводу выхода его оперы «Золотой петушок», в которой цензурный комитет усмотрел пародию на царя. Композитор так тяжело переживал эту ситуацию, что, когда он узнал, что постановка оперы так и не увидит свет, у него не выдержало сердце и Римский-Корсаков скончался.

Завет

«Не называйте меня великим, если уж Вам так нужно - не лишенным таланта, лучше просто - Римский-Корсаков».


Биография Николая Римского-Корсакова на телеканале «Культура»

Соболезнования

«Верный сын русского народа, он воплотил в себе лучшие стороны национального ума, характера, психологии. Его жизнь - подвиг, его творчество - слава русской музыки во всех краях земли».
Владимир Стасов, музыкальный критик

«Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает»

В. Жуковский

В фондах библиотеки ФГУ РГМЦ собраны издания, которые являются жемчужинами мировой музыкально-критической и научной мысли.

Особую уникальность представляют музыкально-научные работы русских музыкальных деятелей конца XIX - начала XX века. Можно говорить о том, что рубеж XIX–XX веков – это время становления русской музыкальной критической мысли, которое имело продолжение в создании науки музыковедения в России.

Ценность этих изданий, которые хранятся в фондах библиотеки, заключается ещё и в том, что на сегодняшний день сохранилось мало работ освещающих развитие русской музыкально-критической и научной мысли на рубеже XIX-XX веков. Многие работы не переиздавались с момента первой публикации в силу различных обстоятельств, другие — воспроизводились с неточностями, сокращениями и нуждаются в научной переработке и сравнении с первоисточником.

Нужно отметить, что отечественная музыкальная наука того времени ставила перед собой новаторские задачи, решение которых приводит к появлению ряда оригинальных теоретических и исторических концепций, оказывающих заметное влияние на развитие не только российской, но и мировой музыкальной мысли. Это и высказывания выдающихся русских композиторов, и разработки отдельных музыкально-теоретических дисциплин, и работа по собиранию и изучению народного творчества, и исследования в области истории русской классической музыки. Также велись активные споры о дальнейшем пути развития классики, результатами которых становились многие научные работы. Большое внимание уделялось рецензированию концертов, написанию критических отзывов в газеты и журналы. Огромное значение для изучения эпохи, композиторского стиля и концертной жизни имеют эпистолярные издания – переписка композиторов и мемуары.

Одним из ярких представителей плеяды русских деятелей, который не нуждается в представлении с позиции отечественной музыкальной науки и музыкального образования XIX столетия, является Н.А. Римский-Корсаков.

Библиотека ФГУ РГМЦ хранит издания разных лет Н.А. Римского-Корсакова.

Например, уникальным экземпляром в фонде библиотеки является литографическое издание «Учебника гармонии» 1885 года. Про это издание Римский-Корсаков так пишет в своих мемуарах «Летописи моей музыкальной жизни»: «Сидя в Таицах, я принялся за составление учебника гармонии, который к началу осени оказался готовым и изданным литографским способом с помощью моего помощника по библиотеке капеллы певчего Г.В. Иваницкого, переписывавшего учебник литографскими чернилами» («Летопись моей музыкальной жизни» Глава XIX 1883–1886 гг.).

«Учебник гармонии» (литографическое издание 1884-1885) – первый учебник по гармонии в России (наряду с учебником Чайковского). В 1886 году был переработан в “Практический учебник гармонии”. Он неоднократно переиздавался вплоть до наших дней. В библиотеке присутствуют с 17-го по 19-е издания учебника.

Интересен момент возникновения замысла создания учебника: «Взяв на себя, после вышедшего из капеллы престарелого Гунке, класс гармонии, я крайне заинтересовался преподаванием этого предмета. Система Чайковского, учебника которого я держался при частных уроках, меня не удовлетворяла. Постоянно беседуя с Анатолием {Лядовым} об этом предмете, я познакомился с его системой и приёмами преподавания и задумал написать учебник гармонии по совершенно новой системе в смысле педагогических приёмов и последовательности изложения. В сущности, система Лядова выросла из системы его профессора Ю.И. Иогансена. Моя — из лядовской. В основу гармонии брались 4 гаммы: мажорная и минорная — натуральные, и мажорная и минорная — гармонические.<…>. До начала лета я лишь обдумывал, но не писал своего учебника и пробовал педагогические приёмы гармонии на учениках капеллы со значительным успехом» - Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни» (Глава XVIII 1883 год).


Н.А. Римский-Корсаков. Учебник гармонии

В России этот учебник положил начало учению о гармонии. Появление этого учебника не было случайным, оно является закономерным этапом в развитии музыкальной науки в России. Так И. Рыжкин отмечает, что “потребность русской общественной действительности середины XIX века в систематической подготовке кадров музыкантов-профессионалов, привела к созданию первых русских консерваторий, что, в свою очередь, вызвало к жизни учебники гармонии Чайковского, Римского-Корсакова, Аренского”.

Этот учебник в своё время получил большое распространение в России и значительную популярность за рубежом. Крупным научным достижением учебника оказалась теория родства (сродства) тональностей: "Близкими строями, или находящимися в 1-й степени сродства к данному строю, считаются 6 строев, которых тонические трезвучия заключаются в данном строе" (H.A. Pимский-Корсаков, Практический учебник гармонии). Это обобщение, по своему существу функциональное, оказало влияние на мировую музыкальную науку.

Интересным моментом этого учебника является то, что в нём не употребляется термин «тональность» - «И это в эпоху заката тональности!» - отмечает Ю. Холопов. В России термин "тональность" не был употребителен даже ещё в конце XIX века. "Тональность" заняла своё место после книги Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма" (окончена в 1906 г.).

Римский-Корсаков писал: "Гармония и контрапункт, представляя великое множество сочетаний большого разнообразия и сложности, несомненно, имеют свои пределы, переступая которые мы попадаем в область дисгармонии и какофонии, в область случайностей, как одновременных, так и последовательных" (Н.А. Римский-Корсаков, О слуховых заблуждениях, Полн. собр. соч., т. II, М., 1963).


Н.А. Римский-Корсаков. Практический учебник гармонии (издание №18)

Музыкально-теоретические мысли Римского-Корсакова были тесно связаны с его педагогической деятельностью. Более чем за 30-летний стаж ( —) преподавания в Санкт-Петербургской консерватории на должности профессора кафедры теории композиции и инструментовки, Римский-Корсаков создал не только первые учебные программы и учебник по гармонии , но также и учебник по теории композиции, «Основы оркестровки», и написал ряд научных статей, не потерявших актуальности до наших дней.

Нужно также вспомнить, что Римский-Корсаков за годы работы в консерватории воспитал свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем композиторской школы. Среди его учеников — А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, M.M. Ипполитов-Иванов, И.Ф. Стравинский, H.Н. Черепнин, А.Т. Гречанинов, В.А. Золотарёв, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, М.Ф. Гнесин, Б.В. Асафьев, А.В. Оссовский и многие другие.

Автобиографическая книга “Летопись моей музыкальной жизни” (1876—1906, изданная в 1909) - ценнейший материал по истории русской музыкальной культуры 2-й половины XIX в. (в фонде библиотеке храниться второе издание 1910 года, СПб, исправленное и дополненное, под редакцией В.Н. Римского-Корсакова).

"Летопись моей музыкальной жизни" - выдающееся явление в мировой мемуарной музыкальной литературе и по своему содержанию, характеру, историческому значению занимает в ней особое место.


Н.А. Римский-Корсаков. Книги

В книге композитора рассказана история создания его сочинений, охарактеризованы современники и музыкальная жизнь почти за полувековой период. Мемуары написаны очень интересно, живо и с юмором. Например, так он описывал творческие встречи с Бородиным, который, как известно, совмещал деятельность химика и композитора: «Докончив работу, он уходил со мной к себе на квартиру, и мы принимались за музыкальные действия или беседы, среди которых он вскакивал, бегал снова в лабораторию, чтобы посмотреть, не перегорело или не перекипятилось ли там что-либо, оглашая коридор какими-нибудь невероятными секвенциями из последовательностей нон или септим, затем возвращался, и мы продолжали начатую музыку или прерванный разговор» (Глава VI 1865-1866).

Заканчивается «Летопись…» такими словами: «С приезда в Петербург, быть может, осуществится давно желанная мною мысль писать дневник. Продлится ль долго он, кто знает?.. . «Летопись…» была завершена 22 августа 1906 года, т.е. за два года до кончины композитора.

Огромное значение для музыкальной науки имеют и другие работы Римского-Корсакова, которые находятся в фонде библиотеки, такие как «Музыкальные статьи и заметки», под редакцией H.H. Римской-Корсаковой, вступ. статья М.Ф. Гнесина, СПб, 1911; «Основы оркестровки», под редакцией М.О. Штейнберга, в котором дана классификация инструментов симфонического оркестра, подробно описаны устройства и аппликатура инструментов, а также их акустические особенности; Полное собрание сочинений, Литературные произведения и переписка, (M., 1955—70), где собраны все музыкально-критические статьи Римского-Корсакова.


Н.А. Римский-Корсаков. Книги

Завершу данный очерк словами Римского-Корсакова: «Летопись моей музыкальной жизни доведена до конца. Она беспорядочна, не везде одинаково подробна, написана дурным слогом, часто даже весьма суха; зато в ней одна лишь правда, и это составит её интерес».

Публикацию подготовила музыковед Анна Маркова

Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.

Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.

В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.

Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком "Могучая кучка", в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.

Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.

В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Родился Николай Андреевич 18 марта 1844 году, недалеко от Петербурга в городке под названием Тихвин. Андрей Петрович, отец Николая Андреевича Римский-Корсаков, какое-то время был новгородским губернатором, а спустя какое-то время стал волынским губернатором. Софья Васильевна, мама Николая Андреевича, была домохозяйкой. Но к большому удивлению, на будущее композитора повлияли совсем не родители, а брат, которого звали Воин Андреевич.

В раннем детстве музыка Николаю Андреевичу нравилась меньше чем книги, но как только композитору исполнилось 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Когда Николаю Андреевичу исполняется 18 лет, умирает его отец, вследствие чего семья Римский-Корсаков перебираются в Петербург. После недолгого пребывания в Петербурге Николай Андреевич знакомится с Милием Алексеевичем Балакиревым, который впоследствии повлияет на его окончательное мнение и взгляды на жизнь.

Первое сочинение Николая Андреевича, под названием Первая симфония, начало создаваться так же при присутствии Балакирева в жизни Николая Андреевича. После выпуска первой части Николай Андреевич поступает на службу и за 3 года службы появляется только вторая часть Первой симфонии. По возвращению со службы Николая возвращается в кружок Балакирева, благодаря чему остается под влиянием народной музыки, что влияло на создание его творчества. Далее композитор создает музыкальную композицию под названием Садко.

Далее он помогает другим композиторам в создании их творчества. В 1872 году Николай Андреевич женится. В начале 1870 х годов Николай становится профессором, а в середине 70 х годов он начинает сам совершенствовать свои знания. А вот в 90 х годах у композитора замечен серьезныйспад в его творческой деятельности.

Краткая биография Римский-Корсаково

Великий композитор родился в дворянской семье в 1844 году. С детства у него была отличная музыкальная память, абсолютный слух и точное чувство ритма. В 12 лет он поступил в кадетский корпус в Петербурге, так как с детства он мечтал стать моряком. Однако там он страдал от системы воинского обучения, и единственной отрадой для него было посещение оперы. В 17 лет Николай стал членом «Могучей кучки» содружества молодых композиторов.

С первой оперой «Псковитянка» к нему пришла слава. Он становится преподавателем инструментовки в консерватории в Санкт-Петербурге. Римский-Корсаков разрабатывает курс оркестровки, проводит осмотр военных духовых оркестров, преподает в консерватории, руководит концертами в бесплатной музыкальной школе и, при этом, создает оперы, симфонии, камерную и церковную музыку.

С 1894 года почти ежегодно выходят новые оперы Римского-Корсакова: «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери».В 1905 году Николай Андреевич поддержал требования студентов временно прекратить занятия и исключить из учебного заведения солдат, участвовавших в расправе над населением в январе 1905 года. За это его уволили из консерватории, за ним был учрежден полицейский надзор, его сочинения были запрещены к исполнению. Через несколько месяцев его все же попросили вернуться, но волнения обострили давнюю болезнь сердца. В 1908 году Николая Андреевича не стало.

Композитор Римский-Корсаков открыл слушателям удивительный мир сказки. Его композиции являются достоянием русской культуры.

Биография Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков – знаменитейший композитор, чьи оперы до сих пор не сходят со сцен первых театров Европы и мира. Узнаваемый стиль Римского-Корсакова – простота и спокойное внутренне величие; а его духовные произведения снискали у публики не меньшую любовь, чем светская музыка.

Николай Андреевич родился в 1844-ом году семье государственного служащего, занимавшего высокие посты во вверенной ему Новгородской губернии. Мать будущего композитора была дочерью помещика и крепостной крестьянки; но ни занятость отца, ни низкое происхождение матери не повлияли на обстановку в семье отрицательно. Николай Андреевич рос, окружённый любовью и заботой глубоко религиозных людей. Приглашённые на дом учителя преподавали мальчику грамоту и музыку, и, хотя последняя довольно рано вошла в круг интересов Римского-Корсакова, предпочтение он отдавал музыке церковной и народной.

Переезд будущего композитора в Санкт-Петербург был связан со смертью его отца. Юноше было восемнадцать лет; он быстро вошёл в артистические – прежде всего, музыкальные – круги столицы того времени. Главное событие этого периода, безусловно, - встреча Римского-Корсакова с Милием Алексеевичем Балакиревым, композитором, в кружке которого и сформировались музыкальные и общеэстетические вкусы Николая Андреевича. Балакирев оказывал своим ученикам – в числе которых был и Модест Петрович Мусоргский – всяческую поддержку, помогал им найти свои сильные стороны и определить свою дорогу в музыкальном мире.

Под влиянием, вероятно, опыта и авторитета своего старшего брата, Воина, Николай Андреевич, окончив в Петербурге Морскую академию, отправился на военно-морскую службу. В условиях такого путешествия не оставалось времени для сочинительства; но опыт посещения других стран и величие морских просторов Римский-Корсаков запечатлел позже в своих «Морских пейзажах».

Вернувшись в столицу, Николай Андреевич снова сходится с кружком Балакирева, к которому успели присоединиться многие молодые композиторы, среди них – Пётр Ильич Чайковский и Александр Сергеевич Даргомыжский. Римский-Корсаков возобновляет работу над симфонией, оставленную им из-за службы. Эта симфония была завершена и исполнена в 1865-ом году.

Следующие два года композитор трудится над оперой «Садко». В ней нашли выражение тенденции, мотивы и музыкальные взгляды Римского-Корсакова, ставшие впоследствии определяющими для всего его творческого пути. В будущем композитор не единожды обращался к сказочному материалу в поисках вдохновения.

С 1870-80-ми годами связана активная педагогическая деятельность Римского-Корсакова – он занимал должность директора нескольких важных Санкт-Петербургских музыкальных школ и академий.

После краткого перерыва в творчестве ради изучения философии в 1890-х годах, композитор вернулся к бурной деятельности – на рубеже веков создаются оперы («Моцарт и Сальери», «Ночь перед Рождеством» и др.) и отдельные симфонические произведения.

Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался в своей загородной усадьбе под Петербургом в 1908-м году. Ныне эта усадьба реконструирована и объединена с соседними владениями композитора в мемориальный музейный комплекс.

3, 4, 5 класс

Интересные факты и даты из жизни

Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.

Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.

В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.

Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком "Могучая кучка", в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.

Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.

В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников