Сочинение: Почему доброта и жестокость встречаются вместе? Что такое доброта

Итоговое сочинение – это не только испытание, но и возможность улучшить свои шансы занять желанное место в вузе. Все зависит от того, как вы сами воспринимаете это событие. Если вы ожесточитесь против него, то оно закономерно принесет одни лишь неприятности, а если примите как должное, то сможете извлечь выгоду для себя, собрав дополнительные баллы. А для этого прочитайте наши литературные примеры и добавляйте в комментарии свои идеи насчет того, какого произведения недостает в нашем списке.

Автор «Тихого Дона», М. А. Шолохов полагает, что изначально всем людям свойственна доброта, но судьба многих из них складывается настолько плохо, что им приходится ожесточиться. Например, Григорий был добрым малым: любил семью, добросовестно трудился, чтил казацкие традиции и никому не делал зла. Но родители захотели женить его против воли. Избранницей стала дочь друга семьи, Наталья Коршунова. Своенравный герой уступил натиску отца, но затаил злобу против семьи. Он любил замужнюю казачку Аксинью, поэтому ради нее поступился семейным очагом: ушел от супруги. По отношению к жене он поступил жестоко, но разве не говорил он ей честно, что не любит ее? Однако именно она любой ценой хотела заполучить мужчину. Значит, причина появления жестокости всегда коренится в несправедливости, которую никто по глупости не заметил.

В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» герой ожесточенно дерется на обоих фронтах, чтобы отвоевать у очередных врагов светлое будущее. Однако после долгих лет скитаний по чужим дорогам и целям Григорий понял, что оступился тогда, когда взял в руки оружие. Его удел – пахать землю, сеять хлеб, разводить скотину и домашнюю птицу. Он – крестьянин, а не солдат. Но объясняющие господа запутали его своей агитацией, и вот он идет сеять зло ради того, чтобы когда-то взошло добро. В финале он осознает, что это неправильно, что нужно было возделывать свои земли, а не поливать их кровью, вот тогда был бы мир. Добра никогда нельзя добиться жестокостью, но этого никто из героев вовремя не осознал. В итоге семьи распались, а казачество утратило свои вековые традиции, и счастливое завтра так и не наступило.

Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба»

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.

На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращает внимание на жестокость детей по отношению к родителям. Они и сами не осознают, какую боль причиняют семье своим равнодушием. Печальные последствия этой ошибки мы видим в книге. Базаров не виделся со своими стариками три года, а приехал к ним всего на три дня. Отец едва осмеливается упрекнуть сына, а мать и вовсе только тайком проливает слезы. Они так боятся огорчить Евгения, ходят по струнке, которую он протянул над пропастью, что отделяет одно поколение от другого. Но герой как будто ничего не замечает. На первом плане для него свои интересы, а не чувства родителей. Он даже не поговорил с отцом, когда приехал после трехлетней разлуки, хотя и не спал всю ночь. К сожалению, мужчина так и не осознал своей неправоты, однако родители сохранили свою любовь для него даже после его смерти. Одинокую могилку навещали лишь мать и отец героя. Таким образом, жестокость в семье неминуемо приводит к трагедии.

Жестокость и доброту И. С. Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети» на примере двух братьев, Николая и Павла. Николай Кирсанов стал преданным и тихим семьянином, у него прекрасные дети и возлюбленная Фенечка. Его не остановили даже сословные преграды, ведь девушка не была дворянкой. А вот его родной брат, Павел, жестоко тиранил семью. Он не одобрял брак Николая и Фенечки, всячески игнорируя молодую женщину. Также холодно и грубо он принял гостя, который просто не понравился ему внешне. Потом старик и вовсе вызывает Базарова на поединок, не думая о последствиях своего решения. В то же время Николай пытается сгладить неловкость от конфликта Евгения и Павла Петровича. Он внимательно слушает и анализируют то, что говорит товарищ сына. У него нет ненависти против тех, кто от него отличается, герой относится ко всем по-доброму. Именно поэтому автор вознаградил его счастьем, а гордого и злого Павла он высылает в добровольное изгнание. Таким образом, добро, в конечном счете, всегда побеждает зло.

И. А. Гончаров, «Обломов»

В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.

И. А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках. Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший тому пример.

А. И. Солженицын, «Матренин двор»

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня является истинно добрым человеком. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной. Она никого не осуждает и живет скромно, довольствуясь малым: полуразвалившийся домик, колченогая кошка, чахлые фикусы и тощая коза. Хоть судьба и была к ней жестоко, старушка не держит зла на людей. Она даже отдает свою горницу приемной дочке, соглашаясь отдать последнее достояние, лишь бы помочь Кире. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника, и людям придется очень нелегко без услужливой Матрены. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир, и героиня тоже делала односельчан чуть лучше, чем они есть.

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто поражает читателя. Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его возвращение и попросила Матрену выйти замуж за младшего сына. Девушка хоть и любила Фаддея, не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была работница в доме. Но потом солдат вернулся и был ошарашен предательством. Никто не мог его урезонить, он во всем винил женщину и брата. Прошло время, но обида не забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Тогда Фаддей решил дать ей на воспитание племянницу и не помогал решительно ни в чем. Женщина кое-как вытянула ее содержание, Кира повзрослела, но тогда отец придумал новый способ разорить родственницу. Он настоял на передаче горницы Матрены дочери. Он наслаждался зрелищем, как старуха еле несет тяжелые доски. И в итоге даже на ее похоронах Фаддей не простил того замужества. Мужчина цинично делил скудное имущество погибшей. Но его жестокость не может быть оправдана, ведь героиня помогала его семье в трудное время, и это единственная причина ее измены.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Жестокость в воспитании детей никогда не сделает их лучше. Последствия насилия и агрессии в семье зачастую приводят к трагедии. Например, А. С. Пушкин описал часть биографии матери Ольги и Татьяны в романе «Евгений Онегин», где мы видим жестокое обращение родителей к девушке. Она вела светский образ жизни, любила балы и приёмы. На них она познакомилась с офицером, которого сильно полюбила. Но семья выбрала мужа за нее, руководствуясь своими соображениями о выгоде. Дмитрий Ларин был замкнутым уездным помещиком, вел скромное хозяйство и едва знал свою избранницу. Молодость и красота девушки покорили его. Однако несчастная героиня билась за свое счастье, ее истерикам и слезам не было конца. Родители же были неумолимы, и свадьба состоялась. Столичную кокетку увезли в глушь, где она едва не убежала от ненавистного мужа. К чему же привело это насилие? Женщина стала агрессивной и нервной, за свою неудачу она мстила крестьянам, которых била и мучила. Даже кроткому супругу от нее доставалось, все управление домом сосредоточилось в ее руках. К сожалению, ее дети видели мало материнской ласки. В итоге жестокость в семье разрушила будущее ребенка и даже отразилась на жизни следующего поколения.

Доброта близких людей способна утешить нас даже в самые ужасные моменты, когда, казалось бы, жизнь разрушается на наших глазах. Например, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описывает ситуацию, когда няня поддержала Татьяну, которая страдала от несчастной любви. Эта кроткая женщина никогда не видела от господ благодарности за свои труды, но самозабвенно посвящала себя служению барской семье. Она нянчила Татьяну с детства, а потом развивала ее ум преданиями и сказками из народного фольклора. В дни сомнений и тягот первой любви именно к няне пошла молодая девушка за советом и помощью. Даже мать не была ей так близка. Старушка, как и мать Татьяны, столкнулась с жестокостью еще в молодости, когда ее выдали замуж не по любви. Но она не ожесточилась, как барыня, ее сердце осталось добрым, даже несмотря на тяжелую судьбу. Именно простая крестьянка смогла научить хозяйскую дочку смирению, стойкости и благородству. Именно у нее девушка почерпнула мудрость, поэтому осталась верной нелюбимому мужу, а не пошла за ветреным Евгением, когда он ее позвал. Очевидно, что только доброта может помочь людям преодолеть трудности и достойно выходить из сложных ситуаций. Она учит и вдохновляет нас на нравственные подвиги.

Л. Н. Толстой, «Война и мир»

Доброта действительно может изменить мир. Подтверждение этому мы находим в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Именно доброта военачальника помогает нашей армии победить величайшее войско, покорившее всю Европу. Изначально в успех наших солдат почти никто не верил, мощь Наполеона казалась несокрушимой. Он победоносно прошел через страны всех своих противников. Однако был один человек, который верил в русский народ. Это Кутузов. Он с самого начала избрал оборонительную тактику, отступал и медлил, выжидал и не давал боя. Зачем? Он жалел своих людей и ценил их выше всех наград и даже выше собственной жизни. Император злился на него за позорное бегство от врага, а придворные сановники открыто нападали на главнокомандующего. Однако именно такая борьба принесла нашей армии преимущество: оккупанты устали от ходьбы по бескрайним просторам, где крестьяне к тому же сожгли все дома и угодья, так что вражеским бойцам негде было даже поспать. В итоге вынужденное Бородинское сражение обернулось для французов не блистательной победой, а фактическим поражением. Боевой дух упал, силы иссякли. Кутузов взял французов измором, и они сами убегали из России, а наши люди не понесли тех потерь, которые могла бы нанести армия Наполеона. Таким образом, доброта главнокомандующего по отношению к народу спасла нашу страну и многих ее граждан.

Доброта особенно важна в сфере семейных отношений. Например, Ростовы из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» смогли сберечь свою семью благодаря именно этому качеству. Они были обедневшими дворянами, могущество рода угасало день за днем. Вся надежда сосредоточилась в детях, которые могли помочь поправить положение. Но поведение молодежи только усиливало нужду: Николай проиграл крупную сумму в карты, кутил и намеревался взять в жены бедную родственницу, Наташа изменила богатому жениху и опозорила семью, Петя ушел на войну, Вера вышла замуж и никак не помогала родственникам. Но на все эти происшествия родители реагировали спокойно, они всегда готовы были помочь и выручить детей из беды, даже если молодые люди были сами виноваты в своих злоключениях. В ответ на искреннее добросердечие дети (в большинстве своем) отвечали взаимностью и переставали думать только о себе. Наташа вышла замуж за Пьера, Николай женился на Марье, и они оба обеспечили благосостояние своей семьи. Теперь дела у Ростовых пошли на лад, и новые представители этого рода ни в чем не нуждались. Значит, добрые взаимоотношения родителей и детей способны решить любую проблему.

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Почему добрые люди становятся злыми и жестокими? Этому перевоплощению можно найти объяснение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников – добрый человек с чуткой и ранимой душой. Эту особенность характера наглядно демонстрирует его сон, где он горько плачет, жалея бедную лошадь, забитую до смерти мужиками. Также читатель видит неравнодушное отношение героя к горю посторонних людей. Мармеладовым он оставляет свои последние деньги, сочувствуя их потере. Как же так получилось, что именно этот человек жестоко убивает двух женщин, даже не имея личного мотива? Всему виной удушливая атмосфера города, где так отчаянно бросается в глаза вопиющее социальное неравенство. Пока немногочисленные богачи разъезжают по столице в нарядных экипажах, тысячи бедняков вынуждены отдавать ростовщикам последние пожитки, чтобы не умереть от голода. Сам Родион ютится в крошечной комнате, бросает учебу, которую не в состоянии оплатить, а его сестра хочет выйти замуж по расчету, лишь бы обеспечить семью. Герой не может смириться с бесправием, ему хочется изменить мир, поэтому он переступает через себя и становится тем, кто способен на жестокость.

Даже добрый человек может ожесточиться, если столкнется с непреодолимыми трудностями, которые сломят его волю. Такой пример описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Мармеладов имел доброе сердце, ведь женился на бедной вдове с маленькими детьми из жалости. Он знал, что женщине и ее семье грозит нищета, и спас ее от позора, дав возможность вести скромный, но порядочный образ жизни. Однако со временем что-то в мужчине надломилось, груз оказался неподъемным. Взяв на себя огромную ответственность, он не справился с ней. Свой стресс он начал заливать алкоголем, потерял работу, и вся семья оказалась без средств к существованию. Зависимость от спиртных напитков полностью захватила Семена Захаровича, он потерял достоинство, опустился. Его родная дочь зарабатывала деньги на панели, а он пропивал их, обделяя жену и детей. Это настоящая жестокость, ведь пропитые отцом гроши доставались Соне ценой позора и унижения. Как же он дошел до такого кощунственного поведения? Причина в том, что он стал рабом вредной привычки и потерял себя. Физический упадок и нравственное падение превратили Мармеладова в жестокосердного эгоиста, способного лишь удовлетворять свои прихоти за счет других людей.

И. С. Тургенев, «Муму»

Жестокость по отношению к животным может повлечь за собой обесценивание важных моральных ценностей, которые обеспечивают жизнь человека в обществе. Так, в произведении И. С. Тургенева «Муму» герой утопил собаку по приказу барыни. Деспотичная женщина невзлюбила питомца слуги, поэтому пыталась любыми способами заставить его избавиться от животного. Автор проводит тонкую параллель между судьбами Герасима и его любимца. Дворник, как и собака, не является хозяином самому себе. Он принадлежит помещице, которая может делать с ним все, что захочет. Мужчина сидит на привязи и выполняет команды, а властная дворянка дрессирует его. Очевидно, что для барыни не было никакой разницы между человеком и животным, она всех считала своей собственностью, у которой нет чувств и мнений, воли и прав. Поэтому она сводила крестьян, как обитателей скотного двора, не считаясь с их желаниями. Пытаясь излечить Капитона от алкоголизма, она выдает за него Татьяну против воли, разбивая сердце Герасима, влюбленного в девушку. Таким образом, жестокое обращение с животными провоцирует появление подобного отношения к людям.

Жестокость к любому живому существу не может оставаться без последствий. Причем, тот, кто позволил себе ее применить, становится главной жертвой этой агрессии. Пример описал И. С. Тургенев в рассказе «Муму». Барыня заставила своего слугу избавиться от собаки, которая ей не нравилась. Осознав свое бесправие, Герасим понял, что не может нести ответственность за тех, кто ему дорог. Но бросить Муму он не мог, это было бы предательством по отношению к ней. Тогда он решил избавить собаку от мук одиночества. Утопив ее, дворник сам сорвался с цепи и ушел в деревню, где жил один до самой смерти. Расправившись с животным, человек выпал из системы общественных отношений и не смог найти в своей душе места для любви. Таковы тяжелые последствия жестокости по отношению к братьям нашим меньшим.

М. Горький, «Старуха Изергиль»

Кого можно назвать добрым человеком? Того, кто жертвует своими интересами ради того, чтобы помочь другим людям. Одним из самых известных примеров, подходящих под описание, является Данко, герой рассказа «Старуха Изергиль». Юноша вывел свой народ из смертоносной чащи, расплатившись за его спасение жизнью. В тяжелом пути он один не терял веру в успех, а соплеменники лишь упрекали его за самонадеянность и глупость. Однако смельчак не боялся критики и не держал зла на маловерных людей. Он нашел в себе силы понять их и простить за пренебрежение и трусость. Когда путники и вовсе отказались следовать за Данко, он вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к новой жизни. За свой подвиг юноша не попросил ничего взамен. Он испустил последний вздох, радуясь за спасенных соплеменников. Таким мы и представляем себе доброго человека — отзывчивым, великодушным и благородным деятелем, который помогает делом, а не словом.

Жестокость — прямое следствие равнодушия к людям. Мы убеждаемся в этом, глядя на Ларру, героя рассказа «Старуха Изергиль». Молодой человек был слишком горд своим происхождением, поэтому презирал соплеменников. К их законам, чувствам и традициям он относился безразлично, а потому не видел ничего плохого в убийстве девушки, которая не ответила ему взаимностью. Когда старейшины оценили степень жестокости сына орла и земной женщины, они изгнали его из племени. Эгоист сначала и к этому событию остался равнодушен, но спустя много лет он осознал, какой ужасной каре подвергся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(430 слов) Жизнь весьма противоречива и не однозначна, а потому наряду с жестокостью мы можем видеть доброту, а наряду с добротой жестокость. Многие авторы задумывались об этой двойственности человеческого бытия. По моему мнению, секрет заключается в двойственности самого человека. В реальной жизни не существует полных чудовищ, в каждом есть как плохое, так и хорошее. И зачастую внешние обстоятельства определяют, какое из этих двух начал проявляет личность. В русской литературе есть много примеров, подтверждающих моё мнение.

Так, в историческом романе А.С. Пушкина перед нами разворачивается история пугачёвского бунта. Крестьяне и казаки убивают, грабят и уничтожают угнетающую их власть, дворянство и армия отвечают не меньшей жестокостью. Казалось бы, в погрязшей в крестьянской войне стране нет места доброте, но это не так. Пушкин рассказывает о взаимоотношениях молодого дворянина Петра Гринёва и лидера восстания — Емельяна Пугачёва. Впервые они встретились ещё до захвата крепости, и тогда дворянин отнёсся с уважением к простому казаку. Бунтовщик отплатил ему таким же великодушием и не стал забирать его жизнь, когда такая возможность появилась. Более того, чуть позже он помог Петру спасти его возлюбленную Марию Миронову от переметнувшегося на сторону Пугачёва Швабрина. В тот момент, когда идёт жесточайшая борьба простого народа против дворян, между казаком Емельяном и офицером благородного происхождения Гринёвым возникает некое подобие дружбы и взаимопонимания. Таким образом, Пушкин показал, что доброта и жестокость уживаются вместе, потому что такова человеческая природа: убийца и разоритель городов не раз проявлял благородство, а добросердечный юноша участвовал в кровавом подавлении мятежей.

Ещё один пример мы можем найти в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». Эпизод, посвященный Гражданской войне, рассказывает нам о расправе казаков над пленными красными. Один из пленных притворился сумасшедшим, чтобы избежать смерти. Жившая неподалёку старуха уговорила казаков отпустить безумца и приютила его в своём доме. Она прекрасно понимала, что красноармеец притворялся, и всё равно помогла ему: дала кров, пищу и рассказала, где находится красная армия. Старуха не было сторонницей коммунистов, более того, её сыновья воевали на стороне повстанцев, но даже так она не смогла не помочь хотя бы одному несчастному. Шолохов показал, что даже на самой жестокой войне – гражданской — всегда есть место для доброты и милосердия, потому что такова сущность человека: в нем есть и положительные, и отрицательные стороны.

Таким образом, доброта и жестокость встречаются вместе, потому что характеры людей противоречивы и не однозначны, как и обстоятельства, вынуждающие их действовать: «злодей» помогает врагу в трудную минуту, вступается за попранные права тех, кому не на кого больше надеяться, а «добрый человек» топит восстание своего бедного и угнетенного народа в крови, выполняя приказ. В такой многообразной и сложной реальности нам, простым смертным, сложно оставаться только плохими или хорошими, поэтому пороки и добродетели соседствуют в наших душах.


Доброта и жестокость - Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Рассуждения на тему Доброта и жестокость

Рассуждения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

Жестокость.
К сожалению, нам довольно часто приходится сталкиваться с ней в своей жизни.
Это может быть просто грубое слово, произнесенное человеком в наш адрес. Или кто-то может намеренно толкнуть нас в метро, освобождая себе путь. Агрессивное поведение по отношению к окружающим может привести и к более страшным последствиям, таким как гибель людей и животных или тяжелое причинение вреда их здоровью.

Жестокость - это качество, которое либо присуще человеку, либо нет. Если мужчина или женщина по природе жестоки, то это уже очень сложно исправить, поскольку данная черта, скорее всего, появилась у них еще в раннем возрасте. И такие люди даже могут испытывать удовольствие, причиняя боль другому человеку.

Бывает и так, что человек способен проявлять жестокость лишь в определенном состоянии, например, когда он очень зол. Тогда можно просто научиться самостоятельно контролировать свои эмоции или записаться на курсы управления гневом.

Мне всегда очень тяжело становится на душе, когда я сталкиваюсь с какими-либо проявлениями жестокости. Поэтому, если я вижу, что кого-либо из моих одноклассников обзывают другие ученики, я сразу же стараюсь защитить этого человека, ведь иногда слово может ранить больнее, чем грубое физическое действие.

Я не люблю смотреть новости, потому что там часто рассказывают о различных трагедиях и катастрофах. Я всегда переживаю за людей, попавших в беду, и за их близких.

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем мире было как можно меньше жестокости. Я всегда радуюсь, если на государственном уровне принимаются какие-либо меры по ее ограничению, например, закон о защите прав животных. Надеюсь, в будущем ситуация также будет меняться исключительно в лучшую сторону.


Добро и доброта

Добро - извечная моральная ценность.
Сотни поколений наших предков оберегали и с оружием в руках защищали добро.
Его значение в нашей жизни очевидно и не обсуждаемо.
Не вызывает разногласий и такое качество человеческого характера, как доброта, которая хоть и бывает многоликой, но постулаты ее неизменны на протяжении долгих веков.

Доброта - это проявление всего хорошего, что есть в каждом человеке. Насколько он привержен нравственности, настолько и высок его личностный уровень как человека доброго, отзывчивого и благородного. Большей частью, доброта зарождается в каждом из нас еще с самых ранних лет жизни. Радуясь родительской любви, окружающим природным красотам и теплым солнечным лучам, мы формируем в своем сердце самые добрые и искренние чувства. Мы готовы любить весь мир и быть его частицей.

Однако со временем проблемы, невзгоды, циничное окружение начинает воспитывать в человеке негативные проявления, готовые заслонить самые светлые стороны его характера. Но если в душе живет любовь, если в сознании тверды истинные ценности, то и поступки станут совершаться исключительно добрые. Проявление доброты заметно буквально во всем. Это забота о растениях, животных и окружающей среде, искреннее сопереживание людям, готовность прийти на подмогу.

По-настоящему добрый человек всегда поможет пожилому прохожему, утешит плачущего ребенка, остановит хулигана, который портит растения или городское имущество. Небезразличное отношение к происходящему - один из самых явных признаков истинной доброты. Такой человек никогда не пройдет мимо нуждающихся в помощи, не самоустранится от проблем окружающих.

Доброта проявляется в семейных и дружеских отношениях. Расценивая любовь родителей лишь как возможность получения подарков, оставаясь при этом эгоистичным потребителем, нельзя считаться добрым человеком. Используя в собственных целях дружбу, не стоит претендовать на звание моральной личности. Абсолютная искренность, человеколюбие и бескорыстность - это не только важные качества любого человека, но и его уверенная, достойная дорога в настоящую жизнь.


Рассуждение на тему: Чем доброта отличается от милосердия?

Доброта – это качество, изначально присущее душе.
Душе это качество свойственно вечно.

Доброта проявляется:
в склонности к позитивному мышлению в отношении других;
в способности быть непритязательным по отношению к другим;
в мягкости сердца.

К этому следует добавить, что настоящая доброта всегда проявляется там, где есть правильное понимание того, как помочь другим людям, и там, где есть твердость характера, способная противостоять их недостаткам.

Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь бескорыстно, способность сострадать, сочувствовать и помогать.

Добр - ко всем ближним.
Милосерден - ко всему окружающему, включая поверженных врагов.


Рассуждение на тему: Доброта и жестокость

Доброта и жестокость в нашей жизни играет очень важную роль.
Вокруг нас всегда всё делится на добро и зло.
Доброта - уступить пожилому человеку место в троллейбусе.
Зло - пнуть бездомную и больную собаку.
Но обычно бывает, что увидев злого, раздражённого человека у нас изменится доброта на грубость. А увидев весёлого, радостного человека мы становимся лучше. Это как на биологии - "всё взаимосвязанно..."
В нашей жизни бывают такие моменты когда чувствуешь себя брошенным, никому ненужным.
Но потом понимаешь что ты нужен народу больше, чем народ нужен тебе.
Это значит, что нужно общаться. Общение делает человека добрее и жизнерадостней. Помогает существовать. И всегда бывает как в сказках "добро побеждает зло."
Это и есть доброта и жестокость в нашей жизни.
И вообще, нужно стараться жить по правилу "всё во имя доброты".

Человек в своей жизни бывает хорошим если для него сделать что то хорошее.
Например: подарить свою игрушку младшему брату или сестричке, дружить и не бросать в беде своих друзей, помогать им по урокам, покупать им что то хорошее.
Жёсткость в нашей жизни говорит о том что мы ещё не очень то и понимаем что происходит в нашей жизни.
Для того чтобы мы не были жестокими мы должны быть добрыми и отзывчивыми людьми.
Жестокость - это когда мы бываем жестоки с друзьями и с многими другими.
Доброта - это когда мы делимся с многими близкими, с друзьями.


Рассуждение на тему: Доброта и жестокость

Милосердие - это умение человека с состраданием относиться к бедам и горестям других людей, милосердный человек способен помогать в беде не только близким людям, но и совсем незнакомым.
Даже к врагу у такого человека отношение особенное, к недругам он относится с добротой и с надеждой на примирение.

Милосердному человеку неизвестны такие слова как "месть" или "отмщение".
Он совершенно не признает такой принцип как "око за око, зуб за зуб".
Совершая злые поступки, мы лишь увеличиваем зло, и без того существующее в мире в безграничном количестве.
Милосердный человек старается проявлять доброту ко всем людям, по возможности помогать им.

Вспомним известную и уважаемую женщину прошлого века - Мать Терезу.
Она была символом милосердия, доброты и сострадания в жестоком XX веке.
Ее преданностью идее служения миру вдохновлялись и до сих пор вдохновляются люди со всего мира.
Благодаря таким примерам мы никогда не забываем о том, что доброта в человеческих сердцах существует и существовала всегда.

История человечества просто переполнена разными войнами, предательствами и жестокостями.
Во все века люди проливали кровь за что-то абсолютно ничтожное, бесценное, отдавали свои жизни ни за что. Люди не уважали себя, не уважали других.
Понятия милосердие не существовало, всем хотелось власти и материальных богатств.
Человеческие души не ценились, внутренний мир человека также не значил ничего. Люди бездумно мстили врагам, устраивали дуэли, умирали за честь.
Но такой принцип действует разрушительно на внутренний мир человека, делает его злее.

Совсем непросто быть милосердным ко всем людям.
Но каждый из нас должен стараться меняться к лучшему, работать над своим внутренним миром.
Тогда мир обязательно станет добрее, и жизнь станет намного лучше, чем сейчас.

/ / / Что такое доброта?

Слова «добро», «доброта», «добрый» мы слышим с детства. Мене они невольно напоминают строки из детской песенки: «Что это такое доброта, и увидеть нельзя, нельзя потрогать?». На этот, на первый взгляд простой, вопрос отвечают по-разному. У одного это понятие ассоциируется с помощью, у другого – с поступками, третий подумает об умении терпеть обиды, не отвечая на них злом. Можно ли найти универсальный ответ на поставленный вопрос? Думаю, в этом помогут наблюдения за окружающими, а также примеры из литературы.

Доброта – стремление помогать окружающим, расположение к окружающим. Ее можно считать нравственным качеством человека. Доброта проявляется в бескорыстных поступках, совершенных ради других, с целью принести пользу, сделать кого-то хоть чуточку счастливей. И снова-таки хотелось бы обратиться к той самой детской песенке, в которой есть интересное определение «доброты»: «доброта это тогда, когда все друг другу друзья и летать все могут». Позитивное отношение к жизни тоже считаю проявлением доброты, ведь злой человек не умеет радоваться каждому дню.

Классики русской литературы неоднократно поднимали тему доброты. Доброй можно считать главную героиню повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Марию. Женщина жила во времена войны. Кровавые события забрали у нее самых дорогих людей – сына и мужа. Мария тяжело переживала трагедию, однако ее огонек доброты в ее сердце не угас.

Село, в котором жила женщина, разрушили немцы. Возвратившись туда, она обнаружила в своем подвале раненого немца. В героине вспыхнула ненависть, но она быстро прошла. Немец вскрикнул: «Мама» и сердце Марии оттаяло. Женщина заботилась о юноше до его смерти. Вот она – истинная доброта. Женщина не требовала ничего взамен, не обращала внимания на расу, пол или возраст. Она просто помогала пострадавшему.

Героиня смогла выжить в сожженной деревне. Она неустанно трудилась, думая о том, сможет кому-то помочь. Мария работала на поле, так как ей было жалко труда односельчан. Зимой к небогатому дому женщины пришли семеро детей. Героиня, не раздумывая, приютила крошек. Она даже не подумала о том, что прокормить и одеть всех ребят будет сложно. Душевной доброты женщины хватило на то, чтобы обогреть всех. Скоро она считала этих детей своими. Любила их так же, как родного сына.

Этот пример показывает, что истинная доброта нетленна. Она подобна искорке, которая может стать ярким огнем, способным согреть не одного человека. Настоящая доброта не различает людей по достатку, национальности, возрасте или другим признакам.

Таким образом, доброта – это желание помогать другим бескорыстно, согревать их сердечным теплом, излучать внутренний свет. Доброта способна сделать счастливыми и тех, кто ее излучает, и тех, кому она адресована.

Итоговое сочинение -2018-2019

Направление - Доброта и жестокость

Тренировочное сочинение

План:

1. Вечный бой между добротой и жестокостью.

2. Жестокость и доброта в семье деда Каширина (по повести М. Горького «Детство»).

3. Проблема доброты и жестокости в рассказе А. Платонова «Юшка».

4. Доброта и жестокость в сегодняшнем мире.

Наша жизнь так устроена, что доброта и жестокость соседствуют в ней, и между ними длится вечный бой. Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим. А в чём проявляется жестокость? В злых насмешках, едких замечаниях, в обидных и унижающих словах, побоях, насилии, убийствах. Литературе эта тема была интересна всегда.

Так, в повести Алексея Максимовича Горького «Детство» этой теме уделяется очень серьёзное внимание.

Василий Васильевич Каширин часто поступает несправедливо по отношению к домашним. Почему же дед так жесток? Как это объясняет автор повести?

У деда была очень тяжёлая жизнь. Он не выдерживает всех трудностей. От этого старик озлобляется, и всю злобу выливает на окружающих. Беспредельная жестокость дедушки позволяет ему пороть внуков по субботам.

А. М. Горький обращает наше внимание на то, что такое издевательство над детьми доставляло Каширину удовольствие. Однажды дед выпорол Алёшу до потери сознания, после этого мальчик болел целую неделю. Автор повести подчёркивает, что дом Каширина был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, даже дети принимали в ней живое участие. Глаза у деда были обжигающими, Алёша очень боялся их. Когда Алёша впервые увидел деда, то сразу почувствовал в нём врага. В доме царит настоящий ад. Родственники Алёши - угрюмые, жадные, самолюбивые. Дядья постоянно ругались между собой. Время от времени они дрались. Народная мудрость объясняет, что всякая жестокость происходит от немощи. И подтверждение этому мы видим в повести М. Горького «Детство»

Противоположностью деду является Акулина Ивановна. Бабушка старалась заменить Алёше мать, прикладывала все силы, чтобы мальчик рос в ласке и доброте. Внука подкупало то, что бабушка всегда говорила ласково, весело, складно, как-то особенно выпевала слова, похожие на цветы. Акулина Ивановна стала для мальчика самым дорогим человеком. От бабушки впервые услышал Алёша русские народные сказки. И от этого душа мальчика наполнялась добротой. Именно сказки эти спасли душу мальчика. Алёшу отдали в школу, где ему не понравилось, так как дети смеялись над его бедной одеждой, а учителя не любили.

Читая повесть, мы видим, что Алёша среди злых и жестоких людей в доме отыскал добрых и отзывчивых. Среди зла и жестокости можно найти добро. Повесть А. М. Горького заставляет нас убедиться в том, что доброта в человеке начинается с детства. А для жестокости был бы только повод.

Такую же проблему мы видим в рассказе Андрея Платонова «Юшка».
Герой Платонова – воплощение доброты. Юшка-человек, не похожий на других. У него прекрасная душа. Он терпеливый, мягкий, доверчивый. Это очень злило окружающих, которые по отношению к нему проявляли страшную жестокость. Жизнь кроткого и очень доброго человека была укором совести для этих жестоких людей-взрослых и детей. А Ефим Дмитриевич верил в то, что народ любит его. Он никогда не отвечал злостью на проявленную к нему жестокость. Только окружающие его люди не знали, что делать для любви. Они совершенно не умели любить, поэтому издевались над Юшкой и всячески терзали его. «Сердце в людях бывает слепое», - вот что прекрасно понимал Ефим Дмитриевич. Похоронив Юшку, люди быстро забыли о нём.

Но, читая рассказ, мы понимаем, что жизнь этих злых людей стала хуже, так как им не на кого было выплёскивать свою злость. У нас не может не возникнуть чувства глубокого сострадания и любви к этому герою. А мысль автора становится ещё ближе и понятнее, потому что рассказ заставляет задуматься над главным в жизни каждого из нас, так как бой доброты и жестокости нескончаем. Доброта, живущая в сердце человека, способна победить жестокость. Андрей Платонов убеждает нас в том, что без доброты и сострадания нет настоящего человека.

Читая повесть А. М. Горького «Детство» и рассказ А. А. Платонова «Юшка», мы ещё раз заостряем наше внимание на проблеме доброты и жестокости и понимаем, что сегодня для нас она имеет исключительное значение. Очень хочется надеяться на то, что мои современники будут как можно больше проявлять друг к другу доброты и отзывчивости. Тогда наш мир станет светлее и лучше. А жестокость будет отступать.

Сентябрь 2018 года.

Сочинение написано ученицей 11 класса Дианой М. под руководством

Репиной Екатерины Кирилловны.