Кто такие гринев и швабрин капитанская дочка. Сочинение на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина. Отношение Швабрина к Пугачеву

Учитель биологии МОУБСОШ № 97 (Муниципальное общеобразовательное учреждение Брединская средняя общеобразовательная школа № 97)

Титова Марина Сергеевна

ВАРИАНТ Ι

1. Какую функцию в клетке выполняют липиды?

А) информационную

Б) энергетическую

В) каталитическую

Г) транспортную

2. Какую группу химических элементов относят к макроэлементам?

А) углерод, кислород, кобальт, марганец

Б) углерод, кислород, железо, сера

В) цинк, медь, фтор, йод

Г) ртуть, селен, серебро, золото

3. Какое из перечисленных веществ является гидрофильным (растворимым в воде)?

Ф) гликоген

Б) хитин

В) крахмал

Г) фибриноген

4. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях, хлоропластах клеток

А) бактерий

Б) эукариот

В) прокариот

Г) бактериофагов

5. Процесс биологического окисления и дыхания осуществляется в

А) хлоропластах

Б) комплексе Гольджи

В) митохондриях

Г) клеточном центре

6. Что из перечисленного является мономером и – РНК?

А) рибоза

Б) азотистое основание

В) нуклеотид

Г) аминокислоты

7. какое из перечисленных соединений НЕ входит в состав АТФ?

А) аденин

Б) урацил

В) рибоза

Г) остаток фосфорной кислоты

8. Какой процент нуклеотидов с аденином и тимином в сумме содержит молекула ДНК, если доля ее нуклеотидов с цитозином составляет 16 % от общего числа?

А) 16 %

Б) 32 %

В) 34 %

Г) 68 %

9. Какому триплету в молекуле ДНК соответствует антикодон т – РНК ГУА?

А) ГУТ

Б) ЦТУ

В) ЦАУ

Г) ГТА

10. Какие вещества являются конечными продуктами гликолиза одной молекулы глюкозы?

А) аминокислоты, глюкоза, глицерин, жирные кислоты

Б) СО 2 , Н 2 О, 38 молекул АТФ

В) СО 2 , Н 2 О, 36 молекул АТФ

Г) 2 молекулы молочной кислоты, 2 молекулы АТФ

Часть 2.

1. Выберите три верных ответа из шести предложенных.

Каковы особенности строения и функционирования рибосом?

    немембранные органоиды

    участвуют в процессе синтеза АТФ

    участвуют в процессе формирования веретена деления

    участвуют в процессе синтеза белка

    состоят из белка и РНК

    состоят из пучков микротрубочек

2. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых эти особенности характерны.

ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛЫ

А) полимер, состоящий из аминокислот 1) ДНК

Б) в состав входит пентоза – рибоза 2) РНК

В) мономеры соединены ковалентными пептид – 3) белок

ными связями

Г) полимер, состоящий из нуклеотидов, которые содержат

азотистые основания – аденин, тимин, гуанин, цитозин

Д) полимер, состоящий из нуклеотидов, которые содержат

азотистые основания – аденин, урацил, гуанин, цитозин

Е) характеризуется первичной, вторичной, третичной структурами

3. Установите последовательность процессов, происходящих при катаболизме.

А) гликолиз

Б) расщепление сложных органических соединений

В) образование 36 – ти молекул АТФ

Г) образование только тепловой энергии

Д) гидролиз

Е) образование 2 – х молекул АТФ

Часть 3.

1. Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей. 2. При этом аденин образует три водородные связи с тимином, а гуанин – две водородные связи с цитозином. 3. Молекулы ДНК прокариот линейные, а эукариот – кольцевые. 4. Функции ДНК: хранение и передача наследственной информации. 5. Молекула ДНК, в отличие от молекулы РНК, не способна к репликации.

2. В состав белка входят 415 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов молекулы ДНК кодирует данный белок, триплетов и – РНК переносят информацию о структуре этого белка к месту трансляции, молекул т – РНК необходимо для переноса этих аминокислот? Ответ поясните.

Контрольная работа по теме: «Клетка: химический состав, строение и метаболизм»

ВАРИАНТ ΙΙ

Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

    Какую функцию в клетке выполняют углеводы?

А) транспортную

Б) двигательную

В) каталитическую

Г) структурную

2. Какое из перечисленных веществ является биополимером?

А) АТФ

Б) ДНК

В) глюкоза

Г) глицерин

3. Какая из перечисленных клеточных структур является двухмембранным органоидом растительных клеток?

А) центриоли

Б) рибосомы

В) хлоропласты

Г) вакуоли

4. Какое из перечисленных соединений способно к самоудвоению?

А) и – РНК

Б) т – РНК

В) р – РНК

Г) ДНК

5. В результате подготовительного этапа диссимиляции образуется … молекул АТФ?

А) 0

Б) 2

В) 36

Г) 38

6. При фотосинтезе кислород образуется в результате

А) фотолиза воды

Б) разложения углекислого газа

В) восстановления углекислого газа до глюкозы

Г) синтеза АТФ

7. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10 % от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?

А) 10 %

Б) 20 %

В) 40 %

Г) 90 %

8. Три рядом расположенных нуклеотида в молекуле ДНК, кодирующий одну аминокислоту, называют

А) триплетом

Б) генетическим кодом

В) геном

Г) генотипом

9. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?

А) синтеза молекул АТФ

Б) сборки молекул белка из аминокислот

В) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды

Г) образования липидов

10. Какой кодон и – РНК соответствует триплету ААТ в молекуле ДНК?

А) УУА

Б) ААУ

В) УУТ

Г) ТТА

Часть 2.

1. Выберите три верных ответа из шести предложенных

Каково строение и функции митохондрий?

    расщепляют биополимеры до мономеров

    характеризуются анаэробным способом получения энергии

    имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

    окисляют органические вещества с образованием АТФ

    имеют наружную и внутреннюю мембраны

2. Установите соответствие между функциями и органоидами клетки.

ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ

А) синтез глюкозы 1) аппарат Гольджи

Б) сборка комплексных органических веществ 2) лизосома

В) разрушение временных органов у эмбрионов 3) хлоропласт

Г) поглощение и преобразование солнечной энергии

Д) химическая модификация органических веществ

Е) расщепление биополимеров

    Установите последовательность реализации генетической информации.

А) и – РНК

Б) признак

В) белок

Г) ген

Д) ДНК

Часть 3.

1. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

1. Биосинтез белка осуществляется в три этапа: гликолиз, транскрипция и трансляция. 2. Транскрипция – это синтез и – РНК, который осуществляется в ядре. 3. В процессе транскрипции ДНК подвергается сплайсингу. 4. В цитоплазме на рибосомах идет сборка белковой молекулы – трансляция. 5. При трансляции энергия АТФ не используется.

2. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы?

Ответы

Ι Вариант

1 часть.

1

2 часть.

1. 1, 4, 5

2. 3, 2, 3, 1, 2, 3

3. Б Г А Е Д В

3 часть.

1) 2 – между аденином и тимином образуется две водородные связи, а между гуанином и цитозином – три водородные связи;

2) 3 – у прокариот – кольцевая ДНК, у эукариот – линейная;

3) 5 – молекула ДНК способна к самоудвоению, т. е. к репликации.

2. 1) одну аминокислоту кодирует три нуклеотида, следовательно, число нуклеотидов 415 * 3 = 1245

2) три нуклеотида = 1 триплет, следовательно, число триплетов в молекуле и – РНК равно числу аминокислот = 415

3) одна т – РНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, для синтеза белка необходимо 415 т – РНК.

Ответы

ΙΙ Вариант

1 часть.

1

2 часть.

1. 4, 5, 6

2. 3, 1, 2 , 3, 1, 2

3. Д Г А В Б

3 часть.

1) 1 – биосинтез белка осуществляется в 2 этапа: транскрипция и трансляция

2) 3 – сплайсингу подвергается и – РНК

3) 5 – трансляция идет за счет энергии АТФ

1) в клетках молочнокислых бактерий происходит только гликолиз, а в клетках мышечной ткани – гликолиз и гидролиз.

2) при гликолизе из одной молекулы глюкозы образуется 2 молекулы АТФ, следовательно, в клетках молочнокислых бактерий образуется

30 * 2 = 60 молекул АТФ.

3) при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, в клетках мышечной ткани образуется 30 * 38 = 1140 молекул АТФ.

Литература

    ЕГЭ – 2009: Биология: реальные задания. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 126 с. – (Федеральный институт педагогических измерений)

    Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно – методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 443 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

    Кириленко А. А. молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А, В и С: учебно – методическое пособие – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 144 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

    Калинова Г. С., Мягков А. Н. Учебно тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Биология. – М.: Интеллект – Центр, 2003 – 160 с.

Каждое произведение, независимо от выбора темы, жанра, художественных средств, всегда обращено к человеку, к его поступкам, внутренним качествам, к обстоятельствам, способным изменить жизнь.

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин рассказывает об исторических событиях 18 века. Россия была охвачена Пугачёвским восстанием. Автор показывает, как проявляют себя люди в трудную минуту, какую цену для каждого имеют честь, достоинство, жизнь.

«Береги честь смолоду» – такой эпиграф выбрал для повести автор. Прежде всего, здесь говорится о чести русского дворянина. Главные герои повести – два офицера, служившие в Белогорской крепости. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что значит честь офицера, человеческое достоинство.

Белогорская крепость, куда на службу был направлен Пётр Гринёв, сначала показалась ему местом скучным и унылым: «…простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней…». Поэтому Пётр был рад встретить Алексея Иваныча Швабрина, которого за дуэль выписали из гвардии в Белогорскую крепость.

При первом знакомстве Гринёву понравился Швабрин: молодой, умный, весёлый, острый на язык. Но вскоре Пётр почувствовал излишнюю язвительность нового знакомого. Алексей Иваныч распускал сплетни о якобы тайной связи Василисы Егоровны и гарнизонного поручика.

Приятельские отношения Швабрина и Гринёва закончились, как только между ними встала дочь коменданта Маша Миронова. Когда-то Швабрин сватался к Маше, но получил отказ. И с тех пор затаил на неё обиду. Именно поэтому, как только оскорблённый Алексей Иваныч увидел взаимную симпатию Гринёва и Маши, он проявил подлость, попытавшись разлучить влюблённых. Швабрин отозвался о ней как о «совершенной дурочке», хотя, напротив, Маша была рассудительная, нежная, отзывчивая, кроткая. Бесчестно поступил Швабрин, открыто посмеявшись над песенкой Гринёва.

Видимо этот герой привык все конфликты решать силой. Он был старше и хитрее Петруши, знал о его горячности, вспыльчивости и добился, чтобы юноша вызвал Швабрина на дуэль. Гринёв же не мог терпеть оскорбления чести Маши, насмешек над своими романтическими чувствами.

В каждом поступке Швабрина ощущается хитрость, желание отомстить, малодушие. Для него важна лишь собственная выгода. Гринёв догадался, кто написал его отцу о дуэли и ранении, ведь Швабрина не оставляла мысль любым способом устранить соперника. Марья Ивановна отвергла Швабрина, так как тоже чувствовала его недоброе сердце: «Он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, что и я ему так же не нравилась».

В отношениях с Емельяном Пугачёвыми Гринёв и Швабрин также ведут себя по-разному. Во-первых, Швабрин оказался предателем, перешёл на сторону самозванца, так как под его защитой мог какое-то время находиться в безопасности. Гринёв, узнав об этом, испытывал к Швабрину только презрение.

Оба офицера находились в одинаковых условиях: оба в любой момент могли быть повешенными. Но Швабрин стал слугой разбойника, истоптав в грязи дворянское имя и воинскую честь. Пётр же был с Пугачёвым всегда честен, искренен: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу... велят идти против тебя – пойду, делать нечего». Этот герой был спасён от смерти, но чести своей не уронил.

Швабрин повёл себя как настоящий мерзавец, тайно посадив Машу под замок на хлеб и воду. Позже, когда подлый поступок стал известен Пугачёву, Швабрин, стараясь выслужиться, как верный пёс перед своим господином, рассказал о происхождении бедной девушки. Это могло привести к верной гибели и её, и Гринёва. Но Пётр, стараясь защитить возлюбленную, снова открыто объяснил Пугачёву: «Сам ты рассуди… можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы её загрызли. Ничто бы её не спасло!». «Государь» в очередной раз отпустил Гринёва и даже по-отечески благословил его и Машу.

Когда Пугачёв и все его сподвижники попали в руки властей, Швабрин оклеветал Гринёва. Его также арестовали и обвинили в сговоре с самозванцем. На суде Петр держался, как всегда, с достоинством. А поведение Швабрина снова было предсказуемым. Хотя тот мог и должен был выступить не с обвинительной, а защитной речью, восстановить свою честь, очистить совесть. Эта сцена показала, что Гринёв – до конца верный присяге, доблестный офицер, а Швабрин – себялюбивый, подлый, бесчестный изменник, ценящий только свою жизнь. Каждый герой получил то, что заслужил. Швабрина ждала виселица, а Гринёва – безмятежное счастье с Машей.

Творчество А.С. Пушкина в последние годы его жизни чрезвычайно многообразно: художественная и историческая проза - «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Петра». П.А. Писемский так характеризовал этот этап творчества Александра Сергеевича: «труд многосложный, многообъемлющий, почти всеобъемлющий».

В январе 1832 года Александр Сергеевич сделал первый набросок исторической повести «Капитанская дочка». В ней главные герои Гринев, Маша и Швабрин. Оба главных героя любили Машу Миронову, но взаимностью она отвечала только одному из них, Гриневу.

Оба обладателя сердец, любящих капитанскую дочку, были сильными личностями. Оба были молоды и в чем-то по-своему талантливы. Гринев в отличие от Швабрина отличался привлекательной внешностью. Внешность Алексея Ивановича мы видим глазами Петра Гринева, который познакомился с ним в первое утро своего пребывания в Белорусской крепости:

«Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

Швабрина смело можно назвать антиподом Петра. Несмотря на присущий этому герою ум, умными выводами и высказываниями не отличается. Единственное, что постоянно срывается с его уст: насмешки, смешанные с презрительностью. О Маше отзывается крайне оскорбительно, как о дурочке, помимо этого лично распускает о ней грязные слухи. Не отличается Швабрин и высокими духовными качествами, а, наоборот, проявляет высшую меру бесчестия.

Алексей Иванович часто обманывал Гринева и открыто издевался над ним. Например, рассказывая Петруше о семье его избранницы и о не самой, он больше врал, чем говорил правды. Сначала Гринев думал, что это шутка:

«Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца» …

Но чем дольше это продолжалось, тем меньше веселило и все чаще надоедало:

«Час от часу его беседа становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне».

Хорошо описывает расположение Швабрина и Гринева к Марии в момент чтения авторского стихотворения Петруши. Прочитав Алексею Ивановичу плод своего труда, рожденного благодаря любовным порывам, Петруша ждет похвалы, но к великому своему изумлению видит перед собой другого Швабрина. Вместо обыкновенно снисходительного товарища перед ним предстает решительный и резкий в своих суждениях критик.

«Он взял у меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом».

Швабрин смеется над искренними чувствами Гринева, давая совет подарить Маше вместо любовного послания серьги. Этим он принижает не только любовь Петруши до низменных желаний, но и клевещет на честь Маши.

«… Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег» …

Швабрин, оскорбляя Машу, хотел разорвать взаимную любовь между девушкой и Гриневым, хотел таким подлым способом убрать с дороги своего более удачливого соперника.

Петруша в противовес Швабрину старается добиться расположения Марии справедливостью. Например, во время дуэли Гринев почти побеждает… Однако этому не суждено свершиться, так как Швабрин, как человек без чести, воспользовался тем, что Петруша отвлекся на окрик Савельича, и проткнул ему шпагой грудь.

Вызывая Гринева на дуэль Швабрин был убежден, что юнец не искусен в науке сражений на шпагах… Но осознав, что он проигрывает, поступил, как трус. И здесь мы вновь видим противоречивость характеров двух героев. Так как Гринев предстает перед нами как искренний, смелый человек. Эти качества будут отслеживаться в нем на всем протяжении романа. Теперь давайте отойдем от любовной линии и рассмотрим поведение двух героев во время Пугачевского бунта.

«Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружочек и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» - сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю».

Швабрин переходит на сторону Пугачева не из-за личных взглядов, а из-за страха. Он просто испугался, что Пугачев, после того, как возьмет крепость, убьет его.

Гринев же не позволил себе пойти на такой шаг. Ему не позволили перейти на сторону самозванца такие качества, как честь, любовь и преданность своей Родине. Кроме того, Гриневу, в отличие от Швабрина, была присуща такая черта, как смелость.

Конечно, нельзя сказать, что во всех сценах мы видим в Швабрине сугубо негативного героя. В одном случае он был добр, но этот порыв продлился недолго: в конце концов, в порыве гнева он выдал истинное происхождение Марии Пугачеву.

«А каков Швабрин, Алексей Иванович? Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать! А как сказала я про больную племянницу, так он, веришь ли, так взглянул на меня, как бы ножом насквозь; однако не выдал, спасибо ему и за это».

Мужество Петра Андреевича растет и крепнет с каждым новым эпизодом. Нужно отметить и его смелость при попытке спасения из захваченной Белогородской крепости его суженой, которую ожидало замужество со Швабриным.

К замужеству с Алексеем Ивановичем Машу склонял новый командир Белогородской крепости, который самолично и являлся Швабриным. Находясь в новом чине, позволяющем ему командовать, Швабрин стал угрожать Мироновой. Он понимал, что по-честному за него она не выйдет. Но не так слаба сила любви молодого сердца, чтобы какой-то трус, предатель, лжец, смог ее разорвать. Бесчестное поведение Швабрина понимает и Пугачев, он хочет наказать Алексея Ивановича, но тот валяется в ногах, полностью теряя чувство достоинства. Понимая недостойное поведение назначенного им командира, Пугачев отдает приказ об освобождении Маши. Уезжая из крепости с Машей Гринев, видит своего бывшего товарища униженным, но не чувствует торжества: он не злорадствует, а с прискорбием отворачивается.

В романе «Капитанская дочка» было все: любовь, смерть, доброта, злоба, предательство и смелость. Мы видим, что Пушкин очерчивает прямую связь между подлостью, бесчестием и позором, проводит аналогичную линию между смелостью, честью и умением быть благодарным.