Сколько лет николаю цискаридзе и женат ли. Николай цискаридзе - биография, личная жизнь, балет, фото. Сотрудничество с Юрием Григоровичем

Родился:

Имя Николая Цискаридзе широко известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Прославился Николай Максимович в качестве солиста большого театра еще в начале 90-х. На сегодняшний день он является лауреатом и обладателем многочисленных отечественных и международных наград. О жизни Николая Цискаридзе ходят легенды, многих интересует вопрос о его ориентации, ведь в настоящее время у него нет семьи, кроме того, в СМИ отсутствуют его фото, и нет никакой информации о его отношениях с женщинами.

Детство

31 декабря в 1973 году, в городе Тбилиси был рожден будущий артист балета Николай Цискаридзе. Благодаря родителям: Ламаре Николаевной и Максиму Николаевичу, у Николая еще в раннем детстве появилось увлечение искусством. Несмотря на то, что мама его работала долгое время физиком на атомной станции, а затем занималась педагогической работой, она любила все прекрасное и часто посещала концерты, на которые нередко брала с собой маленького сына.

Артист в детстве

Уже в 6 лет настольными книгами ребенка были произведения Льва Толстого и Уильяма Шекспира. Впечатлительный Николай был в неописуемом восторге от фильма «Ромео и Джульетта», снятого Франко Дзеффирелли на одноименную пьесу Шекспира. Отец Николая Цискаридзе был скрипачом, что сыграло, немаловажную роль в биографии народного артиста.

Влияние родителей породило любовь к сцене, маленький Николай любил читать стихи, нередко устраивал для родных и соседей небольшие сценки. Большая привязанность мальчика к кукольным представлениям перешла и во взрослую жизнь, у него имеется прекрасная коллекция кукол, но главная привязанность у него все-таки была к танцам.

Будущий артист в детстве с мамой

Учеба

Будущая профессия была предопределена выбором учебного заведения: в 1984 году он связал свою жизнь с Тбилисским хореографическим училищем. Его огромные успехи в учебе были первыми шагами в его успешной карьере. После окончания обучения он продолжил свой путь, поступив в училище в Москве. Переезд в столицу нашей страны стал ключевым в жизни Цискаридзе.

Его наставником в училище стал Петр Антонович Пестов, который оказался отличным педагогом, имеющим жесткий подход в обучении мастерству. Намного позже Цискаридзе с благодарностью отмечал этот стиль преподавания, ведь именно таким образом он был успешно подготовлен к трудной жизни артиста.

Артист балета Николай Цискаридзе

Увлечение балетом стало основной деятельностью Николая Максимовича. Важно отметить, что еще в школьные годы он смог справиться с такими трудными произведениями, как отрывок и балета «Фестиваль цветов в Джензано» и «Классическом па-де-де» Гзовского. Талант начинающего дарования был отмечен представителями крупнейшей международной программы «Новые имена». Спустя некоторое время Цискаридзе по праву заслужил стипендию для обучения.

Благодаря своим прекрасным физическим данным он справлялся со сложными постановками. Преподавательская комиссия на экзаменационном задании отметила старания и мастерство начинающего Цискаридзе. Председатель комиссии Ю. Н. Григорович повлиял на принятие решения о зачислении Николая в Большой театр. В этот период все сверстники начинают обзаводиться семьями, но личная жизнь Николая Цискаридзе отодвигается на второй план, поскольку впереди его ожидает блестящая карьера.

Благодаря своим физическим данным Цискаридзе с легкостью исполняет любые партии

Будучи уже артистом Большого театра, Николай Максимович решил продолжить свое обучение в Московском государственном хореографическом институте. Диплом об окончании института был получен в 1996 году.

Карьера

Сейчас трудно встретить человека, который бы не видел Николая Цискаридзе в голубом освещении софитов на сцене. На эти выступления приходят целыми семьями, с женами и детьми, приобщая их к прекрасному. Многие из поклонников артиста не перестают интересоваться его личной жизнью.

Карьера Цискаридзе хоть и развивалась стремительно, но и имеет неприятные моменты, такие, например, как известный конфликт за кулисами Большого театра, но об этом по порядку.

Карьера Цискаридзе стремительно развивалась

Начиная с роли танцора кордебалета, он раз за разом доказывал, что его мастерство заслуживает сольных партий. Его дебют в сольном исполнении партий состоялся в постановках упомянутого ранее Григоровича, который отмечал для себя большой потенциал Николая. Роль конферансье «Золотой Век», затем в «Ромео и Джульетте», где он был Меркуцио, роль французской куклы в «Щелкунчике» стали первыми ступенями в успешной карьере танцора балета.

1995 год стал самым ключевым для Цискаридзе, он подарил ему несколько главных партий, которые заставили общественность заговорить о нем. «Щелкунчик» под руководством Ю. Н. Григоровича, «Чиполлино» Г. Майорова, «Сильфида» А. Бурнонвиля, «Шопениана» М. Фокина. Успех не заставил себя ждать, новое имя на отечественной сцене разлетелось по устам известных критиков.

Цискаридзе на сцене

На Международном конкурсе артистов балета Цискаридзе получает заслуженную награду, а именно первую премию в паре с Марией Александровой, в номинации «Дуэт». Успешный взлет гарантировал ему главные роли во многих постановках тех лет. Начиная с 1997 года, мужские партии Большого театра исполнял Николай Цискаридзе. Созданная специально для Большого театра «Пиковая дама» Ролана Пети, открыла для Цискаридзе возможность проявить себя в первой партии.

С 2000 года его принимают в Союз театральных деятелей России. В 2001 году случилась автомобильная авария, полученные артистом травмы на время выбили его из привычного графика, также пришлось уйти с роли телеведущего в программе на первом канале.

Артист балета в свободное время

Танцевальный проект «Короли танца», который проходил в период с 2006 по 2009 год, стал грандиозным по своему масштабу. В этом проекте для Цискаридзе были поставлены танцевальные номера «Падший ангел» и «Кармен. Соло».

2011 год ознаменован крупнейшим конфликтом Цискаридзе с Большим театром. Причина конфликта в высказывании артиста о качестве проведенной реставрации Большого театра, которая длилась на протяжении 6 лет. Обвиняя в некомпетентности весь руководствующий состав театра, он сам того не подозревая, начал атаку на Сергея Филина. Деятели искусства направили письмо президенту В. В. Путину с просьбой отстранить действующего руководителя и предоставить освободившееся место Николаю Цискаридзе.

Цискаридзе был замешан в скандале вокруг Большого театра

В 2013 году конфликт многократно обострился из-за свершившегося нападения на упомянутого руководителя. Цискаридзе был неоднократно допрошен представителями Следственного комитета, нападки со стороны СМИ продолжались. Возможно, именно эта история повлекла за собой расставание артиста со сценой Большого театра, трудовой договор, подписанный ранее, подошел к концу, а его продление не последовало. Июль 2013 года стал окончанием деятельности Цискаридзе в Большом театре.

Октябрь 2013 года стал новым витком в его карьере, в Санкт-Петербурге он становится исполняющим обязанности ректора, под его руководством продолжила существовать Академия русского балета им. Вагановой. В 2014 году последовало его официальное назначение. Это назначение вызвало бурю эмоций со стороны разных отечественных деятелей, мнения разделились. Многие считали, что эта должность отдана под давлением, другие с уверенностью считают, что Николай Максимович вполне заслуживает этой должности. Разгоревшиеся споры вокруг его назначения не утихают и по сей день.

На репетиции

Личная жизнь

Свою личную жизнь Николай Цискаридзе старается держать в тайне. Его можно смело назвать закоренелым холостяком, который не спешит расставаться с этим статусом. Он отдает всего себя прекрасному искусству, не оставляя времени на прочие радости жизни. Талантливым людям довольно часто приходится чем-то жертвовать, поэтому на сегодняшний день он носит имя заслуженного артиста, оставаясь при этом одиноким.

О своей личной жизни артист ничего не рассказывает

В интервью журналистам заслуженный артист неоднократно заявлял, что совсем не торопиться связать себя узами браками. Кроме того, за долгие годы ни разу не были замечены серьезные отношения Цискаридзе с представительницами прекрасного пола, поэтому и разговоров о предстоящей свадьбе не возникало.

Награды

Многочисленные заслуги Николая Цискаридзе были отмечены соответствующими наградами и званиями. Его талант невозможно оставить без внимания. О первой серьезной награде, мы упомянули ранее, речь о полученной стипендии программы «Новые имена» в 1992 году. Международный конкурс артистов балета мадам Ойя подарил Николаю второе место. Далее номинация «Восходящая звезда», организованный журналом Балет, в которой он получил главный приз.

Артист передает свой опыт молодому поколению

Международный конкурс артистов балета, проходивший в Москве в 1997 году, подарил артисту первое место. Далее последовала череда премий «Лучший танцовщик года», «Лучшая мужская роль», которые заслуженно привели к присвоению звания Народный артист Российской Федерации в 2000 году. Николай Цискаридзе является кавалером Ордена искусств и литературы, а также премии Триумф.

Многие критики отмечают несомненный талант Николая Цискаридзе, ведь именно он оставил огромный след в отечественном искусстве. Его увлечение танцами не оставили места для личной жизни, ведь он так и не обзавелся семьей. Он продолжает оставаться любимцем публики и несравненным артистом балета Российской Федерации.

Артист балета.
Народный артист России (22.03.2001).

В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище.

В 1992 году после окончания училища был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

Солист балета Большого театра в 1992-2013 гг.
С 2014 года - ректор Академии русского балета имени Вагановой.

театральные работы

Меркуцио - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева,
Французская кукла - «Щелкунчик» П. Чайковского,
Принц Фортюне - «Спящая красавица» П. Чайковского,
Кавалер - «Раймонда» А. К. Глазунова,
Дон Хуан - «Любовью за любовь» Т. Хренникова,
Матрос - «Золотой век» Д. Шостаковича,
Щелкунчик-принц - «Щелкунчик» П. Чайковского,
Граф Вишенка - «Чиполлино» К. Хачатуряна,
Юноша - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена,
Джеймс - «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда,
Ротбарт - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского,
Золотой божок - «Баядерка» Л. Минкуса,
Паганини - «Паганини» на музыку С. Рахманинова,
Джига - «Дон Кихот» Л. Минкуса,
Ферхад- «Легенда о любви» А. Меликова,
Принц Дезире - «Спящая красавица» П. Чайковского,
Граф Альберт - «Жизель» А. Адана,
Солор -«Баядерка» Л. Минкуса
Германн - «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского,
Квазимодо - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра,
Конрад - «Корсар» А. Адана.

призы и награды

1995 - Серебряная медаль VIII Международного конкурса артистов балета мадам Ойя (Осака, Япония); приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».
1997 - I премия и золотая медаль VIII Международного конкурса артистов балета в Москве и персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»; диплом общества любителей балета «Сильфиды» - «Лучший танцовщик 1997 года»[значимость факта?]; театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; Заслуженный артист Российской Федерации.
1999 - приз «Benois de la Danse» в номинации «Лучший танцовщик».
2000 - театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; премия мэрии Москвы в области литературы и искусства.
2000 - премия Danza & Danza (Италия) в номинации Best etoile.
2000 - Народный артист Российской Федерации, Государственная премия Российской Федерации.
2002 - театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (за партию Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама»); Орден Чести (Грузия); премия «Триумф»; Государственная премия Российской Федерации.
2006 - кавалер Ордена искусств и литературы (Франция); Международная премия мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».
2012 - орден святой равноапостольной Нино (Общество русско-грузинской дружбы «Джалиса»)

Имя Николая Цискаридзе у многих любителей балета ассоциируется с определенными ролями и амплуа, но сейчас любимец публики уже не рискует выходить на сцену. Находясь в должности ректора Академии русского балета, он успевает сделать много работы, передавая свои знания и опыт ученикам.

Есть в его творческой биографии и участие в телепроектах, где танцор занимает судейское кресло.

Раннее проявление творческих способностей

Николай родился в 1973 году в Тбилиси. Его отец, Максим Николаевич, занимался музыкальной деятельностью. Мама, Ламара Николаевна, по профессии – физик, была учительницей в школе. Будущий артист балета появился на свет, когда его матери было 42 года. У него есть двоюродная сестра - Вероника Ицкович, которая после окончания хореографического училища и института сценических искусств занялась актерской карьерой.


На фото Николай Цискаридзе в детстве с мамой Ламарой Николаевной

Когда родители развелись, воспитанием мальчика занялся отчим. В детские годы он мечтал стать директором зоопарка, так как очень любил животных. В семье всегда царила дружная атмосфера, а родные Коли старались привить ему хорошее воспитание. Вместе с мамой он часто ходил на спектакли, любил читать, петь и разыгрывать сценки перед знакомыми и гостями. В школьные годы юноша учился в хореографическом училище, а вскоре уехал в Москву, где обучался классическим танцам у педагога П. А. Пестова.

Развитие балетной карьеры

После окончания училища Цискаридзе взяли в Большой театр, где сначала юный артист танцевал в кордебалете, а потом ему дали роль Конферансье в «Золотом веке». Затем последовали еще ряд сольных партий, а в 1995 году танцору доверили исполнять главную партию в «Щелкунчике», благодаря чему осуществилась его главная детская мечта. Одновременно с карьерой Николай учился в хореографическом институте, а в 1996 году получил долгожданный диплом. С 1997 года в его копилке появились такие партии в балетах, как Граф Альберт в «Жизель», Злой Гений и Принц Зигфрид в «Лебедином озере», Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери», Конрад в «Корсаре» и других.

Молодой артист балета

За свою творческую карьеру Цискаридзе танцевал на многих подмостках: в Театре Московской оперетты, Государственном Кремлевском дворце, а также в знаменитом на весь мир театре – Ла Скала. Многие искусствоведы и балетоведы считали его танец технически безупречным и совершенным, отмечая также его высокий рост (183 см), стройную фигуру и привлекательную внешность. Деятельность артиста была отмечена множеством премий и наградами. Являясь бессменным солистом балета Большого театра, в 2013 году он вынужден был уйти из коллектива из-за многолетних распрей с руководством. На протяжении нескольких лет Николай высказывал свое недовольство по поводу реставрации здания, считая сделанной ее недостаточно хорошо. В 2014 году он был утвержден на должность ректора Академии русского балета имени Вагановой.


Фото www.instagram.com/tsiskaridze

Танцор много лет сотрудничает с телевидением, являясь многолетним ведущим на канале Культура, а также членом жюри шоу «Танцы со звёздами» на канале Россия. В 2017 году он занял судейское кресло конкурса «Синяя птица», и возможно, кто то из юных талантов будет учиться в его академии.

Личная жизнь

Цискаридзе не спешит распрощаться с жизнью холостяка и завести жену и детей. Свою личную жизнь он не стремится освещать, хотя не скрывает, что у него бывают увлечения и влюбленности. Не представляя себя без творческой деятельности, артист считает, что вряд ли кто выдержит его нелегкий характер, который закалился за годы балетной карьеры. Сейчас все свое время звезда балета отдает ученикам и творческому процессу.


Когда же удается побыть дома, Николай с удовольствием полежит на диване и посмотрит любимые сериалы. После того, как танцевальная карьера подошла к завершению, ректору Академии русского балет стало трудно поддерживать свой вес. Один врач посоветовал ему спать как можно больше, и теперь танцор следует рекомендациям специалиста. Являясь домоседом, Цискаридзе вместо светских мероприятий лучше насладится уютной и комфортной обстановкой в собственном жилище.

Имя : Николай Цискаридзе (Nikolay Tsiskaridze)

Знак зодиака: Козерог

Возраст: 45 лет

Место рождения: Тбилиси, Грузия

Рост : 183

Деятельность : артист балета, педагог, Народный артист РФ

Теги : артист, педагог

Семейное положение : не женат

Николай Максимович Цискаридзе родился в грузинском городе Тбилиси в новогоднюю ночь 1973 года. Отец Максим Николаевич являлся скрипачом и участия в воспитании сына не принимал. Николая воспитал отчим, учитель по профессии. Мама Ламара Николаевна тоже занималась преподавательской деятельностью, ее предметами были физика и математика. Однако самое большое влияние на становление личности ребенка оказала няня, которая была украинкой по национальности. Именно с ней маленький Коля проводил большую часть свободного времени.

Для того, чтобы мальчик развивался всесторонне, его с раннего возраста водили на самые разнообразные выставки и театральные постановки. Таким образом, парень довольно рано приобщился к миру высокого искусства. Первой “любовью” Николая был балет «Жизель». Изначально мама с отчимом не одобрили подобное увлечение своего сына, ведь они ожидали, что Коля пойдет по их педагогическим стопам. Николай был полностью не согласен с этим и решился на бунт: в 1984 году самостоятельно написал заявление о приеме в Тбилисское хореографическое училище и был принят на курс. После зачисления молодой человек рассказал о предпринятом шаге дома и опять наткнулся на стену непонимания со стороны матери. Учителя Цискаридзе убедили родителей, что парень обладает исключительным талантом, который нельзя игнорировать.

Совсем скоро стало понятно, что Тбилисское хореографическое училище — очень маленький плацдарм для такого большого дарования, как Цискаридзе. Это произошло в 1987 году, и почти сразу Николай вступил в класс П.А. Пестова Московского академического хореографического училища. Через 5 лет Николай заканчивает его в звании лучшего ученика класса. На этом хореографическое образование Цискаридзе не завершилось, и он отправляется учиться в Московский государственный хореографический институт, который заканчивает в 1996 году.

После окончания обучения в московском училище Николай прошел пробы на участие в труппе Большого театра. Там он привлек внимание Юрия Григоровича, который повлиял на то, чтобы молодое дарование было участником труппы. Первыми наставниками в Большом для Цискаридзе были Николай Симачев и Галина Уланова, которые позже передали его в руки Николая Фадеечева и Марины Семеновой.

По сложившейся балетной традиции Николай Цискаридзе дал начало своей танцевальной карьере выступлениями в кордебалете. Премьерной ролью в 1992 году оказалась партия Конферансье в постановке «Золотой век». В 1993 ему досталась роль Дона Хуана в балете под названием «Любовь за любовь». Потом были партии в постановках «Щелкунчик» (Французская кукла), «Спящая красавица» (принц Фортюне), «Ромео и Джульетта» (Меркуцио).

1995 год отметился в биографии танцора первой главной ролью, которой оказалась партия в «Щелкунчике». Следующими центральными работами для Николая были партия Джемса в балете «Силифида» и Паганини в одноименной постановке «Паганини».

В 2001 году у Николая было сразу 2 главные роли в одной постановке. Примерно в тот же период началось творческое сотрудничество Николая Цискаридзе с Роланом Пети, французским балетмейстером. Пети поручил исполнить Цискаридзе центральную партию в своей постановке «Пиковая дама» на подмостках Большого театра. После неимоверного успеха Николая Ролан предложил ему лично выбрать следующую постановку, и танцор остановил свой выбор на партии Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери».

Позже Цискаридзе посчастливилось выступить на подмостках «Ла Скала». Это случилось на гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева. Участие в этом проекте Николай разделил со Светланой Захаровой. Далее танцору довелось танцевать на очень солидных сценах: в Театре Московской оперетты, в Государственном Кремлевском дворце и прочих.

Вместе с такими знаменитыми танцорами, как Анхель Корейя, Итан Стифел и Йохан Кобборг Николай Цискаридзе вошел в состав первой труппы, которая в 2006 презентовала проект «Короли танца» в США. В 2008 году он опять посетил Штаты с гастролями, но уже в проекте «Звезды ХХI века». Помимо театральной и концертной деятельности, Николай Цискаридзе также являлся героем документальной картины «Николай Цискаридзе. Быть звездой…» и стал участником одного выпуска тележурнала «Ералаш».

За свою деятельность танцор отмечен большим количеством государственных, международных премий и различными наградами. Также отмечен званием Народного артиста России и Народного артиста республики Северная Осетия.

Осенью 2011 года Цискаридзе высказал свое неоднозначное мнение относительно 6-летней реставрации Большого театра. Танцору очень не понравилась внутренняя отделка как сцены, так и остальной внутренний дизайн.

В ноябре 2013 года президенту России Владимиру Путину было направлено коллективное письмо деятелей культуры, в котором они настаивали на отставке нынешнего главы Большого театра А. Иксанова и просили назначить на этот пост Н. Цискаридзе. А уже в январе месяце премьер оказался вовлеченным в скандал вокруг художественного руководителя «Большого» Сергея Филина. Суть скандала заключалась в покушении на Филина, которому вылили на лицо кислоту. Эти и остальные нюансы привели к тому, что Большой театр отказался продлевать контракт с Цискаридзе, и 1 июля 2013 года танцор ушел из театра.

В этом же году, в октябре месяце, Николай оказался вовлеченным в еще один конфликт, но на этот раз в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Нарушая правила устава, министр культуры России Владимир Мединский представил Николая Цискаридзе коллективу Академии как нового и.о ректора. Случился целый ряд кадровых изменений, и в ноябре месяце педагогический коллектив учебного заведения совместно с балетной труппой Мариинского театра обратился в Министерство культуры с просьбой пересмотреть назначение Цискаридзе и последующие за этим событием кадровые перестановки. И все-таки через 1 год Николай Цискаридзе был утвержден на пост ректора Академии русского балета и стал первым руководителем, который не заканчивал это учебное заведение.

Танцор сам говорит, что в силу сложности и тяжести своего характера не завидует своим родным. Однако в суровой балетной среде с более мягким характером делать нечего.

О личной жизни танцора мало что известно, и все же он не отрицает того, что у него, как у любого нормального человека, бывают влюбленности и привязанности. Однако все они проходят, и танцор не представляет себя ни в роли супруга, ни в роли отца. Вся его личная жизнь на сегодняшний день – это работа, постановки и его ученики.

Проекты

  • Жизель
  • Щелкунчик
  • Собор Парижской Богоматери
  • Короли танца
  • Звезды ХХ I века
  • Бенефис Николая Цискаридзе
  • Шопениана

Николай Максимович Цискаридзе появился на свет в грузинском городе Тбилиси в новогоднюю ночь 1973 года. Отец Максим Николаевич был скрипачом и участия в воспитании сына не принимал. Николая воспитал отчим, педагог по профессии. Мама Ламара Николаевна тоже преподавала, ее предметами были физика и математика. Но самое большое влияние на становление личности ребенка оказала няня, по национальности украинка. Именно с ней маленький Коля проводил львиную долю свободного времени.


Для того, чтобы юноша развивался всесторонне, его с ранних лет водили на самые разнообразные выставки и театральные постановки. Таким образом, мальчик очень рано приобщился к миру высокого искусства. Первой “любовью” Николая стал балет «Жизель». Сперва мама с отчимом не одобрили подобное увлечение своего ребенка, ведь они ожидали, что Коля пойдет по их педагогическим стопам. Николай был категорически не согласен с этим и решился на бунт: в 1984 году самостоятельно написал заявление о приеме в Тбилисское хореографическое училище и был зачислен на курс. После зачисления юноша рассказал о предпринятом шаге дома и вновь наткнулся на стену непонимания со стороны матери. Преподаватели Цискаридзе убедили родителей, что мальчик обладает исключительным талантом, который нельзя игнорировать.


Совсем скоро стало ясно, что Тбилисское хореографическое училище — слишком маленький плацдарм для такого большого дарования, как Цискаридзе. Это случилось в 1987 году, и практически сразу Николай вступил в класс П.А. Пестова Московского академического хореографического училища. Спустя пять лет Николай заканчивает его в звании лучшего ученика класса. На этом хореографическое образование Цискаридзе не закончилось, и он идет учиться в Московский государственный хореографический институт, который заканчивает в 1996 году.

Театр

После завершения обучения в московском училище Николай прошел пробы на участие в труппе Большого театра. Там он обратил на себя внимание Юрия Григоровича, который повлиял на то, чтобы молодое дарование стало участником труппы. Первыми наставниками в Большом для Цискаридзе стали Николай Симачев и Галина Уланова, которые позже передали его в руки Николая Фадеечева и Марины Семеновой.


По сложившейся балетной традиции Николай Цискаридзе дал старт своей танцевальной карьере выступлениями в кордебалете. Премьерной ролью в 1992 году стала партия Конферансье в постановке «Золотой век». В 1993 он получил роль Дона Хуана в балете под названием «Любовь за любовь». Далее были партии в постановках «Щелкунчик» (Французская кукла), «Спящая красавица» (принц Фортюне), «Ромео и Джульетта» (Меркуцио).

1995 год отметился в биографии танцора первой главной ролью, которой стала партия в «Щелкунчике». Следующими центральными работами для Николая стали партия Джемса в балете «Силифида» и Паганини в одноименной постановке «Паганини».


В 2001 году Николай отметился сразу двумя главными ролями в одной постановке. Примерно в то же время началось творческое сотрудничество Николая Цискаридзе с Роланом Пети, балетмейстером из Франции. Пети отдал Цискаридзе центральную партию в своей постановке «Пиковая дама» на подмостках Большого театра. После огромного успеха Николая Ролан предложил ему самостоятельно выбрать следующую постановку, и танцор остановил свой выбор на партии Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери».

Позже Цискаридзе довелось выступить на подмостках «Ла Скала». Это произошло на гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева. Участие в данном проекте Николай разделил со Светланой Захаровой. Далее танцору довелось танцевать на весьма солидных сценах: в Театре Московской оперетты, в Государственном Кремлевском дворце и прочих.


Вместе с такими известными танцорами, как Анхель Корейя, Итан Стифел и Йохан Кобборг Николай Цискаридзе вошел в состав первой труппы, которая в 2006 презентовала проект «Короли танца» в Америке. В 2008 году он снова посетил Америку с гастролями, но уже в проекте «Звезды ХХI века». Кроме театральной и концертной деятельности, Николай Цискаридзе также был героем документальной картины «Николай Цискаридзе. Быть звездой…» и стал участником одного выпуска тележурнала «Ералаш».

За свою деятельность танцор отмечен множеством государственных, международных премий и различными наградами. Также отмечен званием Народного артиста Российской Федерации и Народного артиста республики Северная Осетия.

Скандалы

Осенью 2011 года Цискаридзе высказал свое неоднозначное мнение по поводу шестилетней реставрации Большого театра. Танцор был крайне недоволен внутренней отделкой как сцены, так и остальным внутренним дизайном.

В ноябре 2013 года президенту Российской Федерации В.В. Путину было направлено коллективное письмо деятелей культуры, в котором они просили отставки нынешнего главы Большого театра А. Иксанова и назначения на эту должность Н. Цискаридзе. А уже в январе 2013 премьер оказался вовлеченным в скандал вокруг художественного руководителя «Большого» Сергея Филина. Суть скандала заключалась в покушении на Филина, которому выплеснули в лицо кислоту. Эти и другие нюансы привели к тому, что Большой театр отказался продлевать контракт с Цискаридзе, и 1 июля 2013 года танцор покинул театр.

В этом же году, в октябре, Николай оказался вовлеченным в еще один конфликт, но теперь в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Нарушая правила устава, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский представил Николая Цискаридзе коллективу Академии как нового исполняющего обязанности ректора. Произошел целый ряд кадровых изменений, и в ноябре 2013 года педагогический коллектив учебного заведения совместно с балетной труппой Мариинского театра обратился в Министерство культуры с просьбой пересмотреть назначение Цискаридзе и последующие за этим событием кадровые перестановки. И все-таки спустя год Николай Цискаридзе был утвержден в должности ректора Академии русского балета и стал первым руководителем, который не заканчивал данное учебное заведение.

Личная жизнь

Танцор сам отмечает, что в силу сложности и тяжести своего характера не завидует своим близким. Но в суровой балетной среде с другим характером делать нечего.


Личная жизнь танцора очень мало освещена, и все же он не отрицает того, что у него, как у любого нормального человека, бывают влюбленности и привязанности. Но все они проходят, и танцор не представляет себя ни в роли мужа, ни в роли отца. Вся его личная жизнь сегодня – это работа, постановки и его ученики.