Николай цискаридзе и екатерина чемезова отношения. Николай и чудотворцы. Что известно о биографии танцора

Разговоры о трудоустройстве Цискаридзе ходят уже давно; многие всерьез озабочены этой проблемой. Озаботился ею и сам артист.

Главный бриллиант в активе Николая Цискаридзе - Катерина Чемезова. Она - двигатель Николая Цискаридзе в массы. Жена генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова дружит с Колей много лет. Николай отдыхает в ее домах, ездит с ней в путешествия и вообще всячески проводит время. Об этом в том числе я спрашивала его во время интервью «Собчак живьем».

Весной этого года Катя Чемезова, по моим данным, уговаривала Гергиева помочь Николаю и устроить его в Мариинку. Профессионалам театральной жизни давно известно, что балет у Гергиева всегда после оперы. Поэтому интрига состояла в том, чтобы запустить Цискаридзе в Мариинку. Но Гергиева эта гениальная идея не вдохновила, хотя терять дружбу и благосклонность четы всемогущих Чемезовых не хотелось, поэтому Гергиев сделал ставку на свои дипломатические навыки и подыскал для Цискаридзе другое место.

Одновременно с этим уже более года усилия к трудоустройству Цискаридзе активно прилагал Григорий Ивлиев - заместитель министра Мединского. Он напирал на начальника снизу, подолгу беседовал с Цискаридзе, обещал помочь. В чем его интерес, неизвестно, но есть предположения, что какие-то финансовые интересы связывают его с Чемезовой. Хотя, возможно, г-н Ивлиев делал это абсолютно бескорыстно. Тут мы ничего утверждать не можем, а можем лишь строить догадки о причинах такой рьяности.

Наконец, и сам г-н Мединский в своем окружении говорил о том, что на него давят сверху по поводу Цискаридзе. Имелся в виду все тот же Чемезов: вряд ли сам Путин звонил по этому вопросу.

Ситуация разворачивалась следующим образом. С одной стороны, Гергиев, который совсем не хочет пускать Цискаридзе в Мариинку. С другой стороны, в Большом театре совершенно неожиданным образом проявил себя Урин. После назначения на Урина пытались давить из Министерства культуры (Мединский лично звонил) и ставили вопрос о том, чтобы сделать Цискаридзе худруком. Урин проявил невиданную жесткость, заявив: «Только через мой труп. Я не пойду ни на какие компромиссы - либо я, либо Цискаридзе! Я не позволю ему стать худруком Большого». Такая позиция потрясла сообщество Большого театра и снискала большое уважение. В итоге Урин и место сохранил, и отбился от Цискаридзе, несмотря на прозрачные намеки: решишь вопрос в пользу Коли - сыщешь себе покровительство.

Итак, два ключевых театра, куда хотел Николай, ясно дали понять, что это невозможно. К этому моменту у Мединского уже оформилась договоренность с Кремлевским балетом и лично Кожиным, чтобы Цискаридзе возглавил балетную труппу. А надо сказать, что Кремлевский балет сейчас находится, мягко говоря, в жопе. Намечалась хорошая комбинация: Николай получает труппу, возможность поставить на ноги балет, показать результат. При этом Кожин уже пошел на эту сделку, и комбинация казалась вполне рабочей.

Но здесь уже сам Цискаридзе проявил характер. Его позиция такова: он не будет даже рассматривать этот вариант. Кремлевский дворец ему совсем ни к чему. Он ни на что не согласен, кроме крупнейших театров страны, то есть Мариинки, Большого, и Вагановского училища.

И эта настойчивость Николая обернулась невероятным успехом. На дне рождения Дениса Мацуева у Марианны Сардоровой, Сати Спиваковой и Катерины Чемезовой состоялся интереснейший разговор, о котором я узнала лично от одной из участниц. В этой милой дамской беседе à trois Чемезова рассказывала о назначении Цискаридзе как о состоявшемся факте. С мая по сегодняшний день, видимо, вопрос решался технически.

Гергиев, получая покровительство, симпатию и - не будем думать плохо - может, какие-то дополнительные субсидии от четы Чемезовых, вполне был заинтересован в таком сценарии. В итоге, во-первых, от него отставали насчет Мариинки. Во-вторых, для Гергиева благодарный Цискаридзе во главе училища оказывался очень удобной фигурой.

За последние годы уровень балета Вагановского училища сильно вырос: когда Мариинка с легкой руки Гергиева увлеклась оперой и вывела ее на мировую арену, Вагановское училище стало брать на себя первостепенную роль в балетных постановках. Это Гергиева никак не могло устроить. Назначение Цискаридзе для него дало возможность подмять под себя политику Вагановского.

Понятно, что нынешний художественный руководитель не останется при Цискаридзе. Потому в США был выслан самолет за Ириной Колпаковой. Были проведены переговоры, чтобы она, приехав из эмиграции, стала худруком: по уставу Вагановского училища этот пост может возглавлять только его выпускник. Этот закон формально не нарушили, сделав Цискаридзе именно ректором. Но в итоге нашли компромисс и предложили эту должность Ульяне Лопаткиной, которая, впрочем, никогда не преподавала.

Если отвлечься на секунду и посмотреть на историю училища, комбинация выглядит странно. Ректорами Вагановки были и князь Милорадович, и князь Сергей Волконский, и Владимир Теляковский, и драматург Александр Сумароков. На эту должность никогда не назначали балерунов. А вот как раз балеруны, работающие в Вагановском, становились худруками. Эта традиция еще с царских времен сохранялась нерушимо и была прописана в уставе. Никому и в голову не могло прийти, что, как Путин обставил всех с третьим сроком, выставив Медведева, так же примерно и устав Вагановки обойдут, поставив балеруна не худруком, а ректором.

Лопаткина никогда не преподавала - назначена на должность худрука. То есть Цискаридзе будет отвечать за швабры, аренду, трубы и паркет, а выдающаяся балерина, но не преподаватель Лопаткина будет худруком. Эта комбинация дает статус Цискаридзе и влияние Гергиеву. При том, что, например, Григорович тоже выходец из Вагановского училища, ему это предложено, как мы понимаем, не было.

В этой комбинации кровно был заинтересован и Владимир Кехман, который принимал активное участие в ее реализации. Из достоверных источников известно, что вчера в Михайловском театре экстренно были проведены переговоры с министром культуры г-ном Мединским, и Кехман принимал в них непосредственное участие.

Остается только один вопрос: а хочет ли этого само Вагановское училище? Как говорится в анекдоте: «А что думает слоник, так никто и не узнал, потому что он был очень скромный». Само Вагановское училище никто не спросил, хотя его коллектив уже написал письмо (в числе адресатов и Гергиев) с вопросом: почему судьба училища решается без участия труппы? Известно лишь, что экс-ректор академии Вера Дорофеева прямо в присутствии министра в Вагановке, покидая пост, сказала следующее : «На карту поставлено: или я, или объединение Мариинки с Вагановкой. Если я уйду, министр обещал, что академия останется независимой». В письме прямо указаны фамилии Цискаридзе и Колпаковой, что свидетельствует о том, что труппа совсем не за, а даже, скорее, против.

Вот такая комбинация разыгралась на наших глазах. И ключевая фигура тут не Николай Цискаридзе, а амбиции гранд-дамы Катерины Чемезовой. Возможно, Катя Чемезова хотела бы упрочить свое положение покровительницы искусств, возглавить попечительский совет Вагановской академии, но не исключено, что она просто помогает своему другу. Из гуманитарных побуждений.

В понедельник, 28 октября, стало известно, что Николай Цискаридзе назначен на должность ректора Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Buro 24/7 собрало различные мнения о том, почему Цискаридзе сменил на этом посту Веру Дорофееву, и что за этим последует

Личность Николая Цискаридзе, как и все, что с ним связано, стоит рассматривать в двух плоскостях. С одной стороны, Цискаридзе абсолютный "self-made man": родился в обычной тбилисской семье, самостоятельно поступил в хореографическое училище, переехал в Москву, поступил в Московское академическое хореографическое училище (МАХУ) и в 1992 году по приглашению балетмейстера Юрия Григоровича был принят в балетную труппу Большого театра. За свою карьеру Цискаридзе исполнял ведущие партии в "Спящей красавице", "Жизель", "Щелкунчике", "Пиковой даме", "Лебедином озере" и множестве других спектаклей.

С другой стороны, последние годы общественность знает Николая как постоянного члена жюри "танцевального" проекта на одном из центральных телеканалов и человека, не оставляющего голодными журналистов. СМИ цитировали высказывания Цискаридзе о реконструкции Большого, где "старинную лепнину заменили на пластик и папье-маше", следили за тем, как его увольняли с должности преподавателя ГАБТ, а потом опровергали собственные сообщения о том, что танцор попрощается с публикой, выйдя на сцену Большого еще несколько раз, — от бенефисов Цискаридзе отказался.

Когда несколько дней назад стало известно, что продолжит свою трудовую деятельность Николай Цискаридзе в должности ректора санкт-петербургской Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, куда одновременно с ним на пост худрука пришла прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, без "двух мнений" вновь не обошлось. Перекрестком, на котором расходятся все высказывающиеся "за" и "против", является Вера Дорофеева — бывший ректор Вагановки. И пока министр культуры Владимир Мединский выкладывает в свой Twitter фото из студенческой столовой Академии, где "старый и новый ректоры вместе", СМИ сообщают об уходе Дорофеевой из Вагановки "со слезами на глазах".

Прямая речь

Мнения "за":

"Цискаридзе приступит к своим обязанностям с завтрашнего дня. Никакой гонки не будет, я попросил Веру Алексеевну Дорофееву спокойно и без спешки передать дела," министр культуры Владимир Мединский ("РИА-Новости").

"Я поздравляю Николая и Ульяну с этими назначениями. Они оба высокие профессионалы, прекрасно разбирающиеся и понимающие, что такое балет," — генеральный директор Большого театра Владимир Урин ("РИА-Новости").

"Виртуозное кадровое решение! Такой тандем сможет выполнить самую сложную и амбициозную задачу! Николай уже доказал, что может воспитать артистов мирового класса. Замечательно и то, что Ульяна не бросает сцену, такой художественный руководитель мечта любого ученика," — директор Мариинского театра Валерий Гергиев ("РИА-Новости").

"Для нас чрезвычайно важно, чтобы академию возглавлял действующий деятель мирового балета," заместитель министра культуры Григорий Ивлиев ("Regnum.ru").

Мнения "против":


Всех, кто способствовал назначению Цискаридзе и Лопаткиной, ровно как и тех, кто их поддержал, в своей статье "Николай и чудотворцы" для "Сноба" упомянула Ксения Собчак :

"Главный бриллиант в активе Николая Цискаридзе Катерина Чемезова. Она двигатель Николая Цискаридзе в массы. Жена генерального директора государственной корпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова дружит с Колей много лет... Весной этого года Катя Чемезова, по моим данным, уговаривала Гергиева помочь Николаю и устроить его в Мариинку... Но Гергиева эта гениальная идея не вдохновила."

"Одновременно с этим уже более года усилия к трудоустройству Цискаридзе активно прилагал Григорий Ивлиев заместитель министра Мединского. Он напирал на начальника снизу, подолгу беседовал с Цискаридзе, обещал помочь. В чем его интерес, неизвестно, но есть предположения, что какие-то финансовые интересы связывают его с Чемезовой."

"На Урина пытались давить из Министерства культуры (Мединский лично звонил) и ставили вопрос о том, чтобы сделать Цискаридзе худруком. Урин проявил невиданную жесткость, заявив: "Только через мой труп. Я не пойду ни на какие компромиссы либо я, либо Цискаридзе! Я не позволю ему стать худруком Большого". Такая позиция потрясла сообщество Большого театра и снискала большое уважение. В итоге Урин и место сохранил, и отбился от Цискаридзе."


Отрицательно о назначениях высказалась и знаменитая выпускница Академии русского балета им. Вагановой, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева :

"Весомых причин для замены руководства не было, как не было и обсуждения практически ни с кем из балетной среды Петербурга. В любом случае, ректором Вагановской академии должен быть человек, который имеет необходимое для этого образование. Также нельзя забывать, что школа — это, прежде всего, дети, и ее руководитель должен быть морально безупречен. Очень хочется верить, что это не конец великой школы." ("РИА-Новости")

Сам Николай прокомментировал свое назначение следующими словами: "Здесь учились все мои педагоги и, так или иначе, с этим местом связана вся моя судьба." С судьбой не поспоришь.

Анатолий Иксанов уволен из Большого театра. Сообщения об этом появились накануне поздно вечером, а сегодня утром на специально созванной пресс-конференции информацию подтвердили вице-премьер Ольга Голодец и министр культуры Владимир Мединский. Последний добавил, что «непростая ситуация в театре и вокруг него говорят о том, что Большому нужно обновление».

По данным ДОЖДЯ, «непростой ситуацией» был недоволен и Владимир Путин. Все обострилось после увольнения из театра Николая Цискаридзе, когда за танцовщика заступились влиятельные покровители в лице главы «Ростеха» Сергея Чемезова и его жены Екатерина Игнатовой. Повлиял и недавний скандал с примой Большого Светланой Захаровой: балерину не включили в первый состав постановки «Онегина», хотя она давно мечтала станцевать партию Татьяны Лариной в хореографии культового англичанина Джона Крэнко. А состав труппы подбирал британский постановщик Рид Андерсон - руководство Большого в его решение не вмешивалось. О том, кто же стоит за отставкой Иксанова - Антон Желнов.

Премьера балета «Онегин», за постановку которого отвечают руководители Штутгартского театра оперы и балеты, назначена на 12 июля. По замыслу режиссеров, в первый день на сцене должны присутствовать молодые представители труппы. Так было в парижской Гранд-опера, так случилось и в Большом. Для Светланы Захаровой в роли Татьяны Лариной в грядущей премьерной неделе отводилось два вечера. Говорят, приму это не устроило, из-за чего разразился скандал, итог которого - отсутствие имени Захаровой на афишах.

: Жаль, что Светлана не принимает участие в этой постановке, потому что она выдающаяся балерина, и запланировано было два ее спектакля с Дэвидом Холбергом, это была бы потрясающая пара, и я со своей стороны очень бы надеялась, что Светлана в этот балет вернется. Татьяна - это очень интересная партия. Мне кажется, для Светланы на том уровне славы, на котором она находится, самое главное - не тот день, в который она танцует, а все-таки та роль, которая у нее есть, и те партнеры, которые у нее есть. И я думаю, что если она когда-нибудь исполнит партию Татьяны, то, конечно, все ее зрители и критики, все те, кто Светлану любит, будут в этот день в зале. И надеюсь, что все тогда смогут получить то большое удовольствие, которого сейчас мы, к сожалению, лишены из-за того, что Светлана не принимает участие в этой череде балетов.

Источники «Дождя» рассказывают, что о произошедшем с Захаровой стало известно Владимиру Путину. Во всяком случае, опрошенные нами эксперты не сомневаются, что решение о замене Иксанова принимал лично он. Искать замену начали еще в июне, после того как из театра был уволен премьер Николай Цискаридзе. Отомстить Иксанову за Цискаридзе помогли влиятельные покровители танцовщика из числа близких Путину людей - глава «Ростеха» Сергей Чемезов и его жена Екатерина Игнатова. «Вместе с вице-премьером Ольгой Голодец, курирующий социальную и культурную политику, они выступили главными лоббистами отставки, сумев донести свою точку зрения до президента», - рассказывает источник близкий к театру. Кроме того, они опасались, что вслед за Цискаридзе будет уволена подруга Голодец Марина Леонова, ректор престижной Московской академии хореографии; Леонова также враждовала и Иксановым и даже подписывала письма с требованием о его отставке. Сотрудник Большого говорит, что решение о снятии Иксанова и назначении теперь уже бывшего руководителя театра Станиславского и Немировича Данченко Владимира Урина приняли несколько недель назад. Сам Иксанов, предчувствуя скорый уход, готовил себе на замену спецпредставителя по международным вопросам Михаила Швыдкого, но его кандидатуру не поддержали.

Катерина Новикова, пресс-секретарь Большого театра : Я не знала, когда точно это произойдет. Сама я, как пресс-секретарь Большого театра, очень надеялась, что это произойдет, например, в октябре, по крайней мере. И у нас пройдут уже гастроли в Лондоне, состоится премьера Онегина, и мы сможем принять на нашей исторической сцене балет Парижской оперы, который привозит к нам «Пахиту». То, что Анатолий Геннадьевич собрался уходить сам и считал нужным уже по времени нормальным свой уход - это было понятно какое-то время назад. Конечно, я надеялась, что это произойдет не сейчас, не перед концом сезона, а уже, скорее, в новом году.

Недовольны в театре и отсутствием позиции со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева, который, будучи президентом, открывал историческую сцену Большого после многолетней реконструкции. «От ситуации с Иксановым он просто абстрагировался, не желая вступить в конфликт с Путиным», - рассказал наш источник. Другой собеседник вспоминает инцидент, когда жена премьера Светлана Медведева присутствовала при обсуждении одной из постановок режиссера Дмитрия Чернякова, после чего произнесла: «Ну, где здесь искусство»? Добавлю, Иксанов руководил театром рекордные 13 лет. На это время пришлась затяжная и дорогая реконструкция исторической сцены, а также смелые эксперименты в виде «Детей Розенталя» Владимира Сорокина, «Онегина» Дмитрия Чернякова, а также «Золотого петушка» Кирилла Серебренникова. Помимо отечественных звезд, а также череды премьер классических опер и балетов, в театр с гастролями приезжали и такие звезды авангардной сцены, как Анжелен Прельжокаж, Боб Уилсон, Мелани Динер, Даниэль Баренбойм, Дэвид Холберг.

А под занавес - то, как отметил свою аппаратную победу Николай Цискаридзе. На странице в фейсбуке пресс-секретаря Большого Катерины Новиковой сегодня несколько часов висела фотография, которую Цискаридзе направил Новиковой сегодня ночью. Публикуется с разрешения адресата. Добавлю, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сегодня не стал комментировать событие, произошедшее в Большом, добавив, что этот вопрос находится в сфере ответственности Министерства культуры.

Глава Императорских театров Теляковский в воспоминаниях жаловался, что у каждой балерины есть покровитель, и каждая чуть что ему жалуется, и каждый покровитель норовит его, Теляковского, снять. Так, балерина Кшесинская была удачливее коллег - бегала снимать директора к самому Великому Князю. Так что фаворитка козырного туза, снимающая доблестного главу очень большого театра, - старый сюжет.

Большой театр был построен на месте чумного кладбища. В его закулисье чума тлела всегда. После революции Ленин вообще собирался Большой закрыть. В нем уж не топили, артистам не платили. Но балерины были любовницами товарищей по революционной борьбе, и товарищи объяснили вождю, что театр можно использовать для просвещения масс, а кроме того, там удобно и съезды проводить.

Сталин, в отличие от предшественника, балеты и оперы любил. Благоволил Лепешинской, которая была партийным секретарем Большого. Фаворитками тирана были и оперные примадонны Шпиллер и Давыдова. Балерины, не охваченные НКВДшниками, в 30-х почти все были замужем за генералами. Традиция «тиран плюс балерина» - еще один из вечных сюжетов Большого.

Бывший директор Большого Иксанов долго удерживал театр в стороне от политики. Например, не дал провести там съезд ни одной пропутинской партии. А его противник Николай Цискаридзе избрал верный способ пробиться к кормушке - стал активно хороводиться с женами путинского окружения. Так, балерун сдружился со второй женой ближайшего соратника Путина Сергея Чемезова Екатериной. Цискаридзе учил балету дочь путинского соратника Игоря Шувалова . И со слов Цискаридзе, господа Чемезов и Шувалов зудели своему патрону при каждом скандале в театре, и того это раздражало.

ПАТРОН больше всего хочет, чтобы в стране ничего не происходило вообще. Чтобы все было тихо. Пусть все бульдоги грызутся под ковром, главное, чтобы ничего не доносилось наружу. Как это было в советское время. Тогда все скандалы тлели глубоко в дупле, социальных сетей не было, а критика Гаевского, который посмел раскритиковать Григоровича, перестали печатать во всех подконтрольных советским властям изданиях.

Пока Большой был на реконструкции, желающих порулить им особо не наблюдалось. Как только Большой открылся, Иксанов сформировал Попечительский совет, привел толпу спонсоров, набежали желающие. И с той поры Иксанов стал напоминать одинокий дзот: фронт давно ушел, а одинокая крепость отстреливается.

У него было много сторонников из образованных людей. После скандала с Филиным Цискаридзе опять оккупировал уши Сергея Чемезова. Но тогда подсуетилась группировка, поддерживающая Иксанова, знающая цену этому руководителю, и, благодаря премьеру Медведеву, с ним был подписан контракт до 2014 года. Анатолий Иксанов успокоился и перестал отстреливаться.

И тут - крайне неудачное стечение обстоятельств. Против Иксанова давно была глава Московской Государственной Академии Хореографии при ГАБТ Мария Леонова. У нее давно уже была не самая славная репутация женщины, которая пристраивает «нужных» девочек в Академию, а затем и в балет Большого театра далеко не за красивые глаза. При Иксанове с Московского балетного училища, где учились дочери и внучки генсеков, отклеили ярлык «при ГАБТ», потому что школа там сдавала, и выгоднее было брать балерин из Вагановского. Осталась просто Московская Государственная Академия Хореографии. Леоновой испортили бизнес, и она не смогла этого перенести.

А к Леоновой до сих пор ходит заниматься балетным станком вице-премьер РФ Ольга Голодец, которая считает себя сведущим в балете человеком. И вот, смотрите, какой расклад: с одной стороны против Иксанова объединились Голодец и Леонова. А с другой стороны, Чемезов, чья жена привечает Цискаридзе, тут же подсуетился и завел Голодец к Путину. Чемезов давно был Цискаридзе накручен, давно щелкал зубами, что Сердюкова снял, всех, кого хотел, посадил, а Иксанова не может. Чемезов привык к своей всесильности и здорово обламывался, что директор Большого ему не по зубам.

Два фронта объединились в один. А дальше - стечение обстоятельств. Иксанов перестал отстреливаться. И проглядел, как обидели любимицу Кремля Светлану Захарову. И вот, на носу премьера балета Евгений Онегин. Но хореограф Рид Андерсон, который привез этот балет из Штутгарта в Большой, категорически не хотел Захарову в первом составе.

Предполагаю, потому, что Захарова пустая. Она больше подходит для классического балета, она великая Одетта-Одилия, прекрасная Баядерка, красавица с выдающейся линией ног и рук, но там, где нужны не выдающиеся данные, а наполнение, она не выигрывает. Не хватает сценического интеллекта. (Светлана Захарова - православный патриот, не будем утверждать, что православный патриотизм лишает мозгов, пусть это останется на усмотрение публики).

Но прима абсолюта сочла, что Иксанов, с которым она дружила и которому она была лояльна, должен был ее отстоять, уговорить Филина и Рида Андерсона. Иксанов же не хотел расстраивать Филина, а также не имел права давить на Рида Андерсона. И тут как раз Универсиада в Казани. И как раз через пару дней после визита Голодец через Чемезова прима-балерина Светлана Захарова несет флаг, а вечером видится с Путиным на приеме после открытия.

Светлана Захарова к Путину крайне лояльна. Она своя. В 2009 году было уникальное событие. Путин, который никогда в Большой не ходил как зритель (был только на двух приемах, к искусству никакого отношения не имевших, - юбилее «Коммерсанта» и концерте в честь Ельцина), пришел на репетицию к Светлане Захаровой и поздравил ее. А по приглашению Захаровой на ее бенефис пришла вся Государственная Дума, - все богатейшие коротышки с охранниками. В одном из европейских театров Захарова как-то вышла на сцену с криком «За Родину!»

Иксанов в силу своей дистанцированности от политики был Путину чужеродным элементом, он не был своим, не был партийным. Захарова - своя, а за своих Путин всегда впрягается. Политика бессменного российского президента - подбор кадров по принципу личной преданности.

Мы можем только домысливать, что именно сказала Светлана Захарова Путину. Возможно, она сделала это очень по-женски. Хотела, мол, вас пригласить на премьеру, но меня сняли, я не танцую. И это стало последней каплей. Чаша терпения переполнилась. Надоело, что со всех сторон жалуются на Большой театр.

Поручение снимать Иксанова было дано лично Путиным с утра в понедельник 8 июля. Утром Иксанов был вызван к своему личному врагу Голодец. Приказа о его снятии не было аж до среды, что вызывало бешенство у руководителя аппарата правительства Сергея Приходько. Но в прессу все слили мгновенно, чтобы сделать отставку Иксанова невозвратной и непоправимой.

Николай Цискаридзе воспринял отставку Иксанова как свою победу - рассылал всем коллегам радостные рожицы со своего телефона. Черт ним, с Цискаридзе, его неадекватность так прогрессирует, что ничего хорошего балеруна не ожидает. Черт с ним, с Иксановым, в конце концов, он остался порядочным человеком на таком сложном посту, его пустят в рай. Да и Большой устоит. А нас всех жалко ужасно, жалко, что человеку-эпохе можно найти замену за СУТКИ, если его недруги достучались до первого лица.

["Сноб", 05.02.2013, "Скандал в Большом театре. Часть I: версия Иксанова" : 9 ноября 2012 года стало известно о письме Владимиру Путину двенадцати деятелей культуры с просьбой отставки Иксанова и назначения на должность генерального директора Большого Николая Цискаридзе. Письмо, в частности, подписали Марк Захаров, Олег Табаков, Галина Волчек, Алиса Фрейндлих, Геннадий Хазанов и другие. Часть из них позднее отозвала свои подписи. По Москве поползли слухи, что за планами Цискаридзе занять директорское кресло в Большом стоят влиятельные представители бизнеса, а именно миллиардер Рашид Сардаров и его жена Марианна, а также приближенный к Путину глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов и его жена Екатерина . В правительстве среди сторонников назначения Цискаридзе называли вице-премьера Ольгу Голодец. К продвижению кандидатуры Цискаридзе подключается Тина Канделаки, занимающаяся бизнесом в сфере пиара. Наблюдатели обратили внимание на ее связи с Сергеем Чемезовым. В частности, компания Тины получила контракт на полтора миллиона долларов на ребрендинг «Ростехнологий». Однако в интервью для телеканала «Дождь» Цискаридзе опроверг слухи о поддержке своей кандидатуры Чемезовым и Голодец. [...]
Усков: То есть письмо деятелей культуры Путину с просьбой назначить Цискаридзе генеральным директором было отправлено по просьбе Цискаридзе?
Иксанов: Конечно. Он ходил лично, сам ходил к тем подписантам, они мне говорили об этом. И понятно, что он этого хотел при очень серьезной поддержке. Снова сорвалось. Министр культуры подписал со мной договор на следующие два года. - Врезка К.ру]

[ТК "Дождь", 09.07.2013 "Цискаридзе, Чемезов, Голодец. Кто поспособствовал отставке Анатолия Иксанова" : Отомстить Иксанову за Цискаридзе помогли влиятельные покровители танцовщика из числа близких Путину людей - глава «Ростеха» Сергей Чемезов и его жена Екатерина Игнатова. «Вместе с вице-премьером Ольгой Голодец, курирующий социальную и культурную политику, они выступили главными лоббистами отставки, сумев донести свою точку зрения до президента», - рассказывает источник близкий к театру. Кроме того, они опасались, что вслед за Цискаридзе будет уволена подруга Голодец Марина Леонова, ректор престижной Московской академии хореографии; Леонова также враждовала с Иксановым и даже подписывала письма с требованием о его отставке. Сотрудник Большого говорит, что решение о снятии Иксанова и назначении теперь уже бывшего руководителя театра Станиславского и Немировича Данченко Владимира Урина приняли несколько недель назад. Сам Иксанов, предчувствуя скорый уход, готовил себе на замену спецпредставителя по международным вопросам Михаила Швыдкого , но его кандидатуру не поддержали. [...]
Недовольны в театре и отсутствием позиции со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева, который, будучи президентом, открывал историческую сцену Большого после многолетней реконструкции. «От ситуации с Иксановым он просто абстрагировался, не желая вступить в конфликт с Путиным», - рассказал наш источник. Другой собеседник вспоминает инцидент, когда жена премьера Светлана Медведева присутствовала при обсуждении одной из постановок режиссера Дмитрия Чернякова, после чего произнесла: «Ну, где здесь искусство»? Добавлю, Иксанов руководил театром рекордные 13 лет. На это время пришлась затяжная и дорогая реконструкция исторической сцены, а также смелые эксперименты в виде «Детей Розенталя» Владимира Сорокина, «Онегина» Дмитрия Чернякова, а также «Золотого петушка» Кирилла Серебренникова. - Врезка К.ру]

Назначение экс-премьера Большого театра России ректором петербургской Академии русского балета имени Вагановой стало, конечно, самым резонансным сюжетом культурной повестки минувшей недели. Почему - понятно: информационные сети давно уже не приносили сюжета более, что называется, хайпогенного. Взорвавшаяся негодованием блогосфера, раскол в балетоманских рядах, обсуждение сложившейся ситуации в прайм-тайм Первого канала, сольная вариация Ксении Анатольевны Собчак, не без излишней прямоты указавшей на то, что Цискаридзе получил назначение благодаря протекции и заступничеству Катерины Чемезовой, - и, как следствие, тридцать два фуэте дискуссии о гипотетической коррупционной составляющей «дела Цискаридзе». Весь этот эйсид-джаз - на фоне непрекращающихся бла-бла-бла обо всем и ни о чем: об извечном антагонизме питерской и московской балетных школ, о том, как Вагановке в условиях навязанной свыше глобализации сохранить свою культурную идентичность, о том, что несогласные с рейдерским захватом педагоги массово пишут заявления об уходе, о том, как уживутся друг с другом ректор Цискаридзе и худрук Лопаткина (ну ведь в одну телегу впрячь неможно), о том, сыграл ли в назначении Цискаридзе свою роль Валерий Гергиев и объединят ли все-таки АРБ и Мариинку в Национальный центр искусств, - и прочая, и прочая.

В пылу эмоциональной горячки между тем как-то забылось, что у сюжета с долгожданным удовлетворением властных амбиций Николая Максимовича Цискаридзе в действительности есть и обратная, куда более содержательная сторона.

Общеизвестно, что новоиспеченный ректор АРБ обладает впечатляющим даром внушения - в том, что нынешние хозяева больших и малых отечественных музыкальных театров все как один христопродавцы, Цискаридзе в свое время убедил не только Тинатин Гивиевну Канделаки, но даже и значительную часть российского (около)культурного комьюнити. Многие вполне вдумчивые его представители до сих пор, похоже, убеждены в том, что в отношении Цискаридзе существует некий заговор, ставящий целью очернить его доброе имя и не позволить талантливому танцовщику реализовать его уникальный управленческий потенциал. Едва ли не после каждого из многочисленных эффектных антраша Николая Максимовича - критику художественной политики бывшего руководства ГАБТа изощренно чередовавшего с прямыми обвинениями в растратах и прочих грехах - в воздухе повисала задумчивость: а вдруг и в самом деле заговор? А вдруг и в самом деле проглядели большой менеджерский талант? А вдруг дело не только в слепом неутолимом желании царствовать и всем владеть?

Спровоцированный этой задумчивостью мильон терзаний, что и говорить, только усугублял и без того непростую ситуацию, в которой отечественный балет оказался к началу десятых.

И вот наконец луч света в темном царстве - и откуда! Взбесившийся принтер Минкульта в кои-то веки выдал не просто что-то принципиально более авантажное, чем привычное уже «съешь еще этих мягких французских булок да выпей чаю», - министр Мединский, если задуматься, выступил с достойной Суворова многоходовкой, которой не откажешь ни в остроумии, ни в стратегической дальновидности. Министерская инициатива бесспорна: любой итог воцарения господина Цискаридзе на улице Зодчего Росси пойдет на пользу утомленному скандалами фрустрированному балетному департаменту, да и культурному сектору вообще.

Цискаридзе так настойчиво и страстно рвался к власти, так долго вожделел административного ресурса, что единственной, в сущности, возможностью как-то прикрутить этот не в меру коптивший фитилек оставалось немедленное и полное удовлетворение всех амбиций экс-этуали. В принципе, вероятно, стоило еще раньше совершить смелый шаг и доверить Цискаридзе художественное руководство балетной труппой Большого. Не решившуюся на столь рискованный поступок власть можно понять: даже после всех недавних стрессов ГАБТ по-прежнему (пускай и скорее формально) числится главным театром страны, в недавнем прошлом - культурным фасадом сверхдержавы, по сей день располагающимся аккурат напротив Кремля, а однозначной уверенности в том, что воцарение мятежного премьера пройдет гладко и без последствий, не было, да и не могло быть ни у кого.

Вместо этого в кулуарах - не так уж важно, с чьей именно подачи, - с нездешним изяществом разыграли ловко придуманную партию со ссылкой в АРБ. А это, безусловно, именно ссылка. Нетрудно заметить, что Николаю Максимовичу доверено руководство не театром, не публичным институтом, деятельность в котором всегда будет на виду, а учебным заведением, причем совершенно особого - не слишком тесно связанного с повседневной реальностью, или, проще говоря, откровенно режимного, - типа, за толстыми стенами которого без всякой огласки может происходить вообще-то все что угодно. Отдавая Вагановку на откуп Цискаридзе, власть отправляет поднадоевшего борца за справедливость (вариант: поднадоевшего паяца с ограниченным набором реприз) куда подальше, прочь из Москвы, с глаз долой - в глушь, в Петербург, к арьеру отечественной культурной сцены (интересно, что назначение Цискаридзе выдает истинное отношение сегодняшних федералов к Северной столице как к совершеннейшей маргиналии, провинции, где не происходит ничего по-настоящему важного в масштабах страны).

Так и видится картина из жизни высших культурных коридоров: мягкий, приглушенный свет, мебель из карельской березы, за чаем с молоком и медом беседуют двое. Один - обладатель вальяжного бархатного баритона, другой - изнуренный информационными войнами, оскорбленный нарушением презумпции невиновности и униженный изгнанием из отчего дома художник. Первый увещевает второго: зачем вам эта Москва с ее суетой и неблагодарностью - поезжайте-ка лучше в Петербург. Окно в Европу, культурная столица, где до сих пор помнят, как вдохновенно вы танцевали в 2005-м бенефис на фестивале «Мариинский». Неужто ж вы не устали от московской клаки, неужто ж не хотите отдохнуть от требующих хлеба и зрелищ нуворишей - в вашем возрасте стоит думать не о сиюминутном, а о вечном. Вам так пойдет благородная миссия заботы о подрастающем поколении! Ну и место, место - улица Росси, лучшая улица в мире, и площадь Ломоносова, лучшая площадь на свете, даром что зовется у балетных «ватрушкой»...

Цискаридзе провалится - тем лучше: никому больше не придет в голову нести ахинею о том, что у культурного руля стоит неизвестно кто, а настоящих талантов (тех, что талантливы во всем, за что бы ни взялись) держат на скамейке запасных. Операция «Ректор» завершится успехом - тоже не так уж плохо: в обстоятельствах свирепствующего в культурном секторе кадрового голода каждый успешный менеджер на вес золота. Как бы ни легла в конечном итоге карта, Минкульт внакладе не останется - скептики будут посрамлены при решительно любом исходе дела.