Сказка «Лиса и Волк»: анализ сказки. План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи: "Пересказ сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" (подготовительная группа)

  • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • Цель: формирование основы читательской самостоятельности.

    Задачи урока:

    Образовательные :

    • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках;
    • познакомить с русской народной сказкой “Лисичка – сестричка и Волк”, её содержанием;
    • расширить представление о сказках о животных;
    • учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
    • продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

    Развивающие :

    • развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
    • умение анализировать и обобщать;
    • интерес к чтению, любознательность.

    Воспитательные :

    • воспитывать уважение к истокам культуры своего народа;
    • воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.

    Оборудование: Учебник “Литература для первоклассника” хрестоматия. 1-й класс, выставка книг, “Теремок”, проектор, компьютер.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент (физминутка).

    Прозвенел звонок для нас.
    Все зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо
    Вижу класс наш хоть куда.
    Мы начнем урок друзья.

    – Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

    II. Мотивация.

    Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок. (Слайд 1. Презентация - находится у автора)

    В путешествие пойдем,
    В страну сказок попадём,
    Слушай, думай, наблюдай,
    Сказку нашу отгадай.
    В сказку эту попадёте.
    На, ковре, на самолёте.
    Глазки дружно закрывайте,
    Сказку в душу пропускайте
    И пока не скажу,
    Не открывайте.

    Считаю до 5, дети открывают глаза.

    Выходят ведущий, мышка, лягушка.

    В чистом поле теремок-теремок.
    Он не низок, не высок.
    Как по полю-полю мышка бежит,
    У дверей остановилась и стучит:

    Мышка:

    Кто-кто в теремочке живет?
    Кто-кто в невысоком живет?

    Никто мышке не ответил.
    Вошла она в теремок и стала в нем жить.
    Как по полю-полю лягушка скачет,
    Увидала теремок и стучит:

    Лягушка:

    Кто-кто в теремочке живет?
    Кто-кто в невысоком живет?

    Мышка: Пи-пи-пи, я – мышка-норушка. А ты кто?

    Лягушка:

    Ква-ква, я – лягушка-квакушка!
    Пусти меня жить!

    Мышка: Так и быть, пожалуй в дом, веселее жить вдвоем!

    Учитель: Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?

    Дети: Это герои русской народной сказки “Теремок ”.

    Учитель: Почему эту сказку называют народной?

    Дети: Сочинил народ.

    Учитель: А ещё какие бывают сказки?

    III. Работа с выставкой книг.

    Учитель: На какие группы вы разделили бы все сказки, которые видите на выставке?

    Учитель: Какие сказки появились раньше?

    Дети: Раньше появились сказки народные.

    Учитель: Как дошли до наших дней народные сказки?

    Дети: Их рассказывали взрослые детям.

    Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

    Дети: Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве”... В сказках есть поговорки и пословицы: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. В сказках разговаривают звери, растения, предметы. Почти во всех сказках побеждает добро. В сказках может быть волшебство.

    IV. Сообщение темы и целей урока.

    Учитель: Кто является героями РНС “Теремок”? Отгадайте о каких народных сказках пойдет речь на нашем уроке?

    В этих сказках нет волшебных превращений, но они очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. Отрывок такого вида сказки мы с вами сегодня посмотрели.

    Дети: Это сказки о животных.

    Сегодня в Сказочной стране нас встречает русская народная сказка “Лисичка-сестричка и Волк”. (Слайд 3)

    Учитель: Сейчас вы внимательно послушайте сказку и докажите действительно ли это сказка о животных?

    V. Рассказывание учителем русской народной сказки близко к тексту. (Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9)

    VI. Проверка первичного восприятия.

    Вы согласны, что сказка “Лисичка-сестричка и Волк” это сказка о животных?

    Докажите!

    Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете?

    Кого в сказке можно назвать сообразительным?

    Какова же лиса? Как об этом сказано в сказке?

    Кого она перехитрила?

    Докажите, что она умная, предприимчивая, хитрая, насмешливая.

    А каков же Волк? (Глупый, доверчивый, простофиля)

    Как об этом сказано в сказке.

    Учитель: Понравилась ли вам сказка? Чем?

    Учитель: Какая это сказка – веселая или грустная?

    Учитель: Какую поговорку из сказки запомнили?

    Дети: Битый небитого везет.

    VII. Физкультминутка.

    Только в сказку мы вошли
    Появились комары.

    Впереди из-за куста
    Смотрит хитрая лиса,
    Мы лисичку обхитрим,
    На носочках пробежим.

    Волк вот рыщет быстро в поле,
    Очень грозен он на воле.
    Подражаем мы волчишке
    Непоседы-ребятишки
    Но закончилась игра
    И учиться нам пора.

    Учитель. Прямо встали. Тихо сели и работать захотели.

    VIII. Работа по тетради.

    Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски.
    Но нет ничего интереснее нашей сказки.

    Учитель: Откройте тетради по закладке.

    Учитель: рассмотрите рисунок 1 задания. Расскажите отрывок из сказки к этому рисунку. (Прослушивание рассказов детей)

    Учитель: Прочтите 2 задание.

    Прочтите самостоятельно отрывок и определите где слова волка, а где лисы.

    Найдите и прочитайте слова волка.

    Найдите и прочитайте слова лисы.

    Прочитаем отрывок по ролям.

    IX. Закрепление изученного материала.

    Моделирование учащимися обложки.

    Учитель: Что мы с вами сегодня слушали на уроке?

    Дети: Сказку.

    Учитель: Правильно. А какой заместитель существует для сказки?

    Дети: Кружок.

    Учитель: О ком говорится в этой сказке?

    Дети: О животных.

    Учитель: Если говорится о животных, то каким цветом закрасим круг?

    Дети: коричневым.

    Дети: нет. Это русская народная сказка. (Слайд 10)

    Учитель: Как заканчивается эта сказка?

    Дети: Грустно?

    Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: (Слайд 11)

    Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

    Как вы понимаете эти слова?

    Какой урок вы вынесли для себя из сказки?

    • быть честным, добрым;
    • на добро отвечать добром.

    XI. Итог урока.

    Учитель: А посмотрите, а вот сказочная шкатулка, в ней письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Может вы, ребята, подскажите?

    (Достает письма, читает их)

    1. Перед волком не дрожал,
    От медведя убежал,
    А лисице на зубок
    Все ж попался… (“Колобок”)

    2. Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (“Три медведя”).

    3. Спасите! Нас съел серый волк… (Козлята из сказки “Волк и семеро козлят”)

    4. Ах ты, Петя - простота,
    Сплоховал немножко.
    Не послушался кота -
    Выглянул в окошко. (“Кот, петух и лиса”)

    5. Все закончилось благополучно,
    Только хвост мой остался в проруби… (Волк из сказки “Лисичка-сестричка и Волк”)

    Учитель: Молодцы.

    А что объединяет все эти сказки?

    Дети: Все эти сказки русские народные, о животных.

    Закрываем снова глазки,
    Улетаем мы из сказки.
    1, 2, 3, 4, 5
    В класс вернемся мы опять.

    X. Рефлексия.

    Что вы хотите сказать про урок?

    Какой оценки заслуживает наш урок?

    У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка (Дети показывают карточки с изображением животных) (Слайд 13, 14)

    Русские народные сказки известны не только детям, но и взрослым. Каждому из нас читали на ночь поучительные истории о людях и животных. Сказка «Лиса и Волк» написана в привычном фольклорном стиле, в ней соблюдены традиции русского народного повествования.

    Хитрая «шуба»

    Эта забавная история повествует нам о доверчивом волке и находчивой лисе. Свою хитрость плутовка проявила уже с первых минут.

    Сказка «Лиса и Волк» начинается с того, как дед с бабкой решают полакомиться рыбкой. Для этого старик отправляется на реку за уловом. Поймав целую телегу рыбы, он возвращается домой. Вдруг его взору предстает мертвая лисица, свернувшаяся калачиком у дороги. Радости старика не было предела: теперь он не только угостит бабку рыбой, но и воротник шикарный привезет! Положил он находку в телегу и поторопился домой. Но не тут-то было. Плутовка оказалась живее живых! Мало того, еще и дедкину рыбу всю съела. Вернувшись домой, он с удивлением обнаружил, что «воротник» исчез. А с ним и рыба пропала.

    Вот какой мы впервые встречаем нашу рыжую хитрюгу.

    Сказка «Лиса и Волк» учит нас тому, что не стоит так сразу доверять своим глазам. А еще чудеса случаются не так часто, как хотелось бы.

    Доверчивый волк

    На этом проделки лисы не заканчиваются. Сидит она, украденную у деда рыбку доедает. Пробегал мимо волк, увидал лису и попросил угостить ее. Но наша плутовка не так проста! Не захотела она добычей делиться. И снова она идет на обман: предлагает волку самому на рыбалку сходить. И не просто на удочку, а на хвост в проруби половить, да подольше. Волк не понял ее издевки, оказался слишком доверчивым, за что и поплатился. Сидит он, мерзнет, хвост в прорубь опустил и приговаривает, чтоб ему и большая, и малая рыбка попалась. А рядом с ним плутовка бегает, да шепчет, чтоб мороз покрепче был. Целую ночь пришлось глупому волку так сидеть. Утром решил собрать улов, а встать не может! Подумалось ему, что это добыча у него великая. Но тут на его беду шли женщины за водой. Увидев такого зверя, стали они его колотить и прогонять. Насилу он, бедный, ноги унес.

    Смысл сказки «Лиса и Волк» прост: среди друзей могут оказаться хитрецы. Стоит подумать и все взвесить, прежде чем слепо верить словам другого человека.

    И снова обман

    Но и после этого хитрая не жалеет своего товарища. Оказалось, что пока волка били из-за ее советов, лиса пошла воровать блины, да угодила головой в тесто. Бежит она навстречу волку и причитает, что ей плохо. Волк начал жаловаться, что получил после ее подсказок. Но лиса оказалась хитрее и повернула ситуацию в свою пользу. Наговорила ему, что ее тоже всю избили. Да так, что мозги потекли. Наш наивный герой и на этот раз поверил плутовке.

    Сказка «Лиса и Волк» продолжается тем, что побитый бедняга посадил себе на спину хитрюгу и повез. Ей бы радоваться, а она еще и издевается. Сидит на волке и нашептывает, что битый волк ее небитую тащит. Переспросил он, что такое подруга тихонько говорит, а она его обманывает, что жалеет их, поколоченных.

    Вывод

    Чему же учит нас эта история? Во-первых, быть умнее. Не раз волк попался на удочку своей приятельницы, но так и не заметил подвоха. Дети, читая эту сказку, конечно, жалеют серого. Но все, что с ним происходит, довольно предсказуемо. Неизвестно, сколько раз он еще попадет на ее удочку.

    Доверяй, но проверяй - пословица выражающая смысл сказки «Лиса и Волк».

    В общении с людьми нужно быть предусмотрительнее и всегда обдумывать свои действия. Возможно, если бы волк не был так глуп, то понял бы, что никто на хвост рыбу ловить не пойдет. А когда мозги из головы текут, и лиса бегает при этом, серому точно нужно было догадаться о ее проделках.

    Образ волка в этой сказке не совсем привычный для нас. Здесь он добрый, доверчивый. А лиса все та же хитрая плутовка!

    Баба в избушке лепит пирожок и кладёт его на подоконник, чтобы он испёкся на солнышке, потому что у них с дедом нет даже печки - так бедно они живут. Мимо проходят лиса с волком и крадут пирожок. Лиса тайком съедает всю начинку, а вину сваливает на волка. Тот клянётся, что даже не прикасался к пирожку. Тогда лиса предлагает ему испытание: надо лечь на солнце, и у кого от жары выступит на теле воск, тот и съел медовую начинку. Волк засыпает, лиса же тем временем выкрадывает на пасеке медовый сот, съедает его, а вощинами облепляет шкуру волка. Так плутовка добивается своего: волк вынужден признаться в том, чего не делал, ведь он даже не помнит, как и когда съел начинку из пирожка. Пристыженный волк обещает лисе при первой же добыче уступить свою долю.

    Лиса притворяется мёртвой, и проезжающие мимо мужики подбирают ее и бросают на воз с рыбой. Хитрая лиса сбрасывает рыбу с воза, собирает добычу и рассказывает голодному волку, как она наловила столько рыбы. Тот, послушавшись ее совета, идёт к реке и сует хвост в прорубь. Лиса дожидается, когда волчий хвост совсем примёрзнет, бежит в деревню и созывает народ бить волка. Ему удаётся убежать, вскочив в чьи-то сани, но он остаётся без хвоста. Лиса тем временем забегает в избу, вымазывается в тесте, бежит за село и ложится на дороге. Когда мимо проезжает волк, она жалуется ему: ее так сильно избили, что даже мозг из костей выступил. Доверчивый волк сочувствует ей, и лиса устраивается в санях. Как только волк отправляется в лес нарубить дров, лиса вы-едает у лошади все внутренности и набивает ей брюхо живыми воробьями и соломой. Когда волк замечает, что лошадь издохла, ему приходится самому везти лису в санях, а она потихоньку при-говаривает: «Битый небитого везёт!»

    За лапоток - курочку, за курочку - гусочку

    Лиса находит лапоть и напрашивается в дом к мужику пере-ночевать, а свою находку просит положить в курятник. Ночью она тайком выбрасывает лапоть, а утром, когда его не могут найти, требует взамен курицу. В других домах она таким же способом за курицу получает гуся, за гуся - барашка, за барашка - бычка. Освежевав свою добычу, она прячет мясо, набивает шкуру бычка соломой, ставит на дороге и просит медведя и волка украсть сани и хомут, чтобы покататься. Но соломенный бычок не двигается с места. Лиса выпрыгивает из саней, смеётся над волком и медведем и убегает. Те набрасываются на бычка, но поживиться уже нечем.

    Лиса-повитуха

    Волк и лиса живут в избушке близ деревни. Когда мужики и бабы уходят на сенокос, волк выкрадывает из погреба кринку масла и ставит ее на высокую полку в сени, чтобы сохранить масло к празднику, пока лиса все не съела. Тогда лиса идёт на хитрость: три ночи подряд она говорит волку, что ее зовут в повитухи, а сама пробирается в сени, приставляет к стене лесенку и поедает масло. Приближается праздник. Волк и лиса собираются позвать гостей и готовят угощение. Когда обнаруживается пропажа масла, волк обвиняет лису, но плутовка все отрицает и сваливает вину на волка. Лиса предлагает ему испытание: надо лечь рядом с растопленной печью и ждать: у кого масло вытопится из брюха, тот и съел его. Волк засыпает, а лиса обмазывает ему живот остатками масла. Он просыпается, видит, что у него все брюхо в масле, сердится на лису и уходит из дому.

    Лиса, заяц и петух

    Лиса живёт в ледяной избушке, а заяц - в лубяной. Весной, когда у лисы избушка тает, она просится к зайцу погреться, а сама выгоняет его. Тот жалуется на неё сначала собакам, потом медведю и быку. Те пытаются выгнать лису из заячьей избушки, но она кричит им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Звери в страхе разбегаются. Только петух не боится лисы, он рубит ее косой и остаётся жить вместе с зайчиком.

    Лиса-исповедница

    Голодная лиса приходит на двор к мужику и забирается на на-сест. Но когда она собирается схватить курицу, во все горло кука-рекает петух. Со страху лиса падает с насеста и сильно расшибается. Петух приходит в лес погулять, а лиса уже поджидает его. Она подходит к дереву, на котором он уселся, и прельщает его хитрыми речами. Плутовка укоряет петуха в том, что тот, имея пятьдесят жён, ни разу не был на исповеди. Лиса обещает отпустить ему все грехи, если он слезет с дерева и во всем ей покается. Петух спускается и попадает лисе в лапы. Лиса злорадствует: теперь-то она поквитается с петухом, который не дал ей поживиться курочкой, когда она была голодна! Но петух обещает ей уговорить архиерея, у которого скоро будет пир, чтобы лисе доверили печь просвиры, и тогда они вместе полакомятся. Лиса, заслушавшись, выпускает петуха, и тот улетает от нее.

    Мужик, медведь и лиса

    Сеет мужик репу, приходит медведь и грозится убить мужика, но тот обещает ему отдать с урожая вершки, а себе соглашается взять корешки. Медведь соглашается. Приходит время выкапывать репу, медведь берет себе вершки, а мужик собирает репу и везёт в город продавать. Медведь встречает его на дороге и пробует, каковы на вкус корешки, которые взял себе мужик. Догадавшись, что тот обманул его, медведь грозится задрать мужика, если тот вздумает поехать в лес по дрова. Лиса обещает помочь мужику и при-думывает хитрость. Мужик отправляется в лес и рубит себе дрова, лиса же подымает шум. Прибегает медведь и спрашивает у мужика, что это за шум. Мужик отвечает, что охотники ловят волков и медведей. Медведь уговаривает мужика положить его в сани, заки-дать дровами и перевязать верёвками: тогда охотники не заметят его и пройдут мимо. Мужик соглашается и убивает связанного медведя. Приходит лиса и хочет, чтобы мужик угостил ее за то, что она помогла ему избавиться от медведя. Тот зовёт ее к себе домой, а сам натравливает на неё собак. Лиса успевает спрятаться в норе и спрашивает у своих глаз и ушей, что они делали, когда она от собак убегала. Глаза отвечают, что они следили, как бы она не споткнулась, а уши говорят, что они слушали, далеко ли собаки. Хвост же говорит, что он только болтался под ногами, чтобы она запуталась и попала собакам в зубы. Лиса злится на хвост: она вы-совывает его из норы и кричит собакам, чтобы они ели лисий хвост, а они вытаскивают ее за хвост из норы и загрызают.

    Звери в яме

    Старик со старухой живут в бедности, есть у них один только боров. Он идёт в лес поесть желудей и встречает волка, который просит взять его с собой. Боров говорит ему, что там, куда он идёт, глубокая яма и волку ее не перепрыгнуть. Но тому все нипочём, и он идёт за боровом. Когда же они приходят к яме, волк прыгает и падает в неё. То же самое случается с медведем, зайцем и лисой: все они попадают в яму.

    Чтобы не умереть с голоду, лиса предлагает тянуть голос: кто не вытянет, того и съедят. Сначала съедают зайца, потом волка. Хитрая лиса отдаёт медведю не всю его долю и прячет оставшееся мясо. Когда у медведя кончается его запас и он начинает голодать, коварная лиса учит его, что надо просунуть лапу в ребра. Тот сле-дует ее совету, разрывает себе брюхо и околевает, а лиса съедает его. Когда же кончается медвежатина, лиса грозится дрозду, кото-рый вьёт гнездо на дереве, стоящем над ямой, что съест его детей, если он не накормит ее. Дрозд кормит и поит лису, а потом по-могает ей выбраться из ямы, только бы она не тронула его деток. Лиса требует, чтобы он ещё и рассмешил ее. Дрозд летит в село, садится на ворота и кричит: «Бабка, принеси мне кусок сала!» На его крик выскакивают собаки и разрывают лису.

    Лиса и журавль

    Лиса дружит с журавлём и приглашает к себе в гости. Тот приходит, и она угощает его манной кашей, которую размазывает по тарелке. Журавль клюёт-клюёт, но в клюв ничего не попадает. Так и остаётся он голодным. А лиса съедает сама всю кашу и говорит, что угощать больше нечем. Журавль тоже зовёт лису в гости. Он готовит окрошку и подаёт ее на стол в кувшине с узким горлышком. Лисе никак не удаётся поесть окрошки, ведь голова в кувшин не пролезает! А журавль склёвывает всю окрошку. Лиса в досаде уходит, и их дружбе приходит конец.

    Кот, баран, петух и лиса

    Живут вместе кот, баран и петушок. Уходят кот с бараном из дому лыки драть, а лиса подбирается под окошко и поёт, чтобы выманить петушка. Тот выглядывает, лиса хватает его и уносит в лес. Петушок кричит, и кот с бараном выручают его. Когда они снова уходят, они предупреждают петушка, чтобы он не выглядывал из окошка Но лиса так сладко поёт, что петушок никак; не может утерпеть! И снова лиса хватает его и уносит в лес. Кот с бараном приходят домой, видят, что нет их петушка, делают гусли и идут в лес к лисьей избушке. А у лисы - семь дочерей. Кот с бараном играют и поют, лиса же посылает дочерей, чтоб те посмотрели, кто так славно на гуслях играет. Кот с бараном по одной ловят всех лисьих дочек, а потом и саму лису. Они сажают их в короб, заходят в избу, забирают своего петушка и возвращаются домой.

    Кот и лиса

    Мужик относит шкодливого кота в лес и бросает там. Кот уст-раивается в избушке, в которой прежде жил лесник, охотится на птиц и мышей и живёт - не тужит. Лиса впервые видит кота и удивляется: что за странный зверь! Кот же говорит ей, что он при-слан к ним из сибирских лесов бурмистром и зовут его Котофеем Ивановичем. Лиса приглашает кота в гости, и скоро становятся они мужем и женой. Лиса отправляется за припасами и встречает волка и медведя. Они пытаются заигрывать с ней, но она говорит, что теперь она бурмистрова жена, Лизавета Ивановна. Волк и медведь просят у лисы позволения взглянуть на ее мужа, а хитрая лиса требует, чтобы они принесли ему на поклон быка и барана и спрятались, не то будет им худо. Волк и медведь приносят быка и барана, но не решаются подойти к лисьей норе и просят зайца, чтобы тот позвал лису с супругом. Медведь с волком прячутся, чтобы не попасться им на глаза: волк зарывается в сухую листву, а медведь влезает на сосну.

    Приходят лиса и кот. Кот с жадностью рвёт зубами тушу быка и мяукает. Медведю же чудится, будто кот ворчит, что ему мало. Волк пытается посмотреть на кота, шуршит листьями, а кот думает, что это мышь: он бросается на кучу листвы и вцепляется волку в морду. Тот в страхе убегает, а кот, испугавшись, влезает на сосну, на которой сидит медведь. Тот валится на землю, отбивает себе все печёнки и пускается бежать, а лиса с котом радуются, что теперь у них припасов хватит на всю зиму.

    Напуганные медведь и волки

    У старика со старухой живут кот и баран. Старуха замечает, что кот повадился поедать сметану в погребе, и уговаривает старика убить шкодливого кота Коту удаётся подслушать их разговор, и он обманывает барана, рассказав ему, что их обоих собираются убить. Они убегают из дому и по дороге подбирают волчью голову.

    В лесу у костра греются двенадцать волков. Кот с бараном присоединяются к ним и собираются поужинать. Кот напоминает барану, что у них с собой двенадцать волчьих голов, и просит его выбрать из них ту, что пожирнее. Баран достаёт из кустов волчью голову, которую они нашли по дороге, волки пугаются и под раз-ными предлогами стараются улизнуть. А кот с бараном и рады, что избавились от них! Волки встречают в лесу медведя и расказы- вают ему про кота с бараном, которые съели двенадцать волков. Медведь с волками договариваются пригласить кота и барана на обед, чтобы умилостивить их, и посылают к ним лису. Поваром медведь ставит сурка, а одному волку приказывает залезть на высокий пень и сторожить. Но кот с бараном замечают караульного. Баран разбегается и сшибает его с пня, а кот бросается на волка и расцарапывает ему всю морду. Волки в страхе разбегаются, медведь залезает на сосну, сурок прячется в нору, а лиса забивается под колодину.

    Кот замечает, что из норы торчит хвост сурка, пугается и лезет на сосну. Медведь же думает, что кот его заметил, и прыгает с де-рёва, чуть не задавив лису. Они вместе убегают. Лиса сетует, что медведь сильно ушибся, когда упал с дерева, а он ей отвечает, что, если бы он не спрыгнул с сосны, кот давно бы его съел!

    Волк и коза

    Коза строит себе в лесу избушку, и рождаются у неё детки. Когда она уходит из дому, козлята запираются и никуда не выходят. Коза же, когда возвращается, поёт своим тоненьким голоском песенку, и козлята, узнав голос матери, отпирают ей дверь. Волк подслушивает песенку козы, выжидает, пока она уйдёт, и поёт грубым низким голосом, но козлята не отпирают ему и рассказы-вают обо всем матери. Когда же коза в следующий раз уходит из дому, волк снова приходит и поёт уже тоненьким голоском. Козлята отпирают дверь, думая, что это их мать, а волк съедает их всех, кроме одного, который успевает спрятаться в печку.

    Возвращается коза домой, находит только одного козлёнка и горько плачет. Приходит волк, клянётся ей, что он не трогал ее деток, и зовёт ее в лес погулять. В лесу находит коза яму, в которой разбойники варили кашу, и видит, что огонь в ней ещё не потух. Она предлагает волку прыгать через яму, и тот падает прямо в огонь. От жара у волка лопается брюхо, а оттуда выпрыгивают козлята - живые и невредимые.

    Волк-дурень

    Живёт у мужика пёс, служит хозяину верой и правдой, но, когда приходит старость, пёс дряхлеет, и мужик отводит его в лес, привязывает к дереву и бросает. Приходит волк и собирается ото-мстить псу за все прежние обиды, но тот уговаривает не есть его, ведь мясо у него старое и жёсткое: пусть уж лучше волк немного откормит его, а когда мясо у него станет вкусным, тогда пусть и делает с ним что угодно. Волк соглашается, но когда пёс отъедается, он бросается на волка, и тот едва уносит ноги.

    Волк, разозлённый тем, что пёс так хитро провёл его, рыщет в поисках добычи, встречает на горе козла и собирается его съесть. Но хитрый козел предлагает ему не тратить понапрасну силы, а просто стать под горой и разинуть пасть, а он тогда разбежится и сам прыгнет в пасть волку. Волк соглашается, но козел так ударяет волка в лоб, что тот долго не может прийти в себя.

    У деревни волк хочет схватить поросёнка, но свинья не даёт ему и говорит, что поросята только что родились и надо их обмыть. Они идут к мельнице, и свинья хитростью заманивает волка в воду, а сама уходит с поросятами домой. Голодный волк находит около гумна падаль. Ночью он приходит к гумну, но охотник, который давно уже стережёт волка, стреляет в него из ружья, и волку приходит конец

    Зимовье зверей

    Идёт по лесу бык, встречает барана, потом свинью, гуся и пе-туха и приглашает их в попутчики - от зимы лета искать. Бык предлагает строить избу, чтобы было где жить, когда настанут хо-лода, но никто не хочет помогать ему: баран отговаривается тем, что у него тёплая шерсть, свинья говорит, что зароется в землю и согреется, а гусь и петух собираются залезть в ельник, одно крыло подстелить под себя, а другим накрыться и так зимовать. Прихо-дится быку строить дом в одиночку.

    Настаёт зима с лютыми морозами, и все просятся в избушку, а бык не пускает. Тогда баран грозится выбить бревно из стены, свинья - подрыть столбы, гусь - выщипать мох из стен, а петух - разгрести землю на крыше. Делать нечего, бык пускает их всех в избушку. Лиса слышит, как петух в тёплой избушке песенки поёт, приходит к медведю с волком и рассказывает им, что нашла для них добычу - быка да барана Медведь открывает дверь, лиса бросается в избушку и хочет схватить петуха, но бык с бараном убивают ее. Тогда туда заходит волк, но и его ждёт та же участь. Одному медведю удаётся уйти живым, но и ему бык с бараном как следует бока намяли!

    Собака и дятел

    Живёт у мужика с бабой собака, кормит их и поит, а когда становится старой, они прогоняют ее со двора. Мимо летит дятел. Он предлагает собаке караулить его деток, а он за это будет кормить ее. Дятел придумывает хитрость: когда бабы пойдут в поле и понесут своим мужьям еду в горшочках, он притворится, что не может взлететь и станет низко порхать над дорогой, вот бабы и начнут ловить его и поставят свои горшочки, а собака тем временем поест досыта

    Так они и сделали. Идут они с дятлом домой и видят лису. Собака гонится за лисой, а в это время по дороге едет мужит с бочкой дёгтя. Лиса бросается к телеге и проскакивает сквозь спицы колеса, а собака застревает, и приходит ей конец. Дятел видит, что собака мертва, и начинает мстить мужику за то, что тот задавил собаку. Он долбит дыру в бочке, и весь дёготь выливается. Потом дятел долбит лошади голову, мужик пытается прибить его поленом, но нечаянно убивает лошадь. Дятел залетает в избу к мужику и начинает клевать ребёнка, а когда мать хочет ударить его палкой, то случайно зашибает ребёнка

    Смерть петушка

    Петушок подавился бобовым зёрнышком, курочка просит у речки воды, но речка говорит, что даст ей воды, если липка даст лист. Липка же посылает курочку к девке, чтобы та дала нитки, тогда за эти нитки она даст курочке листик. Девка требует, чтобы курочка пошла к корове, и когда корова даст курочке молока, то девка за молоко даст курочке нитки. Но корова посылает курочку к косцам за сеном, а косцы посылают ее к кузнецам, чтобы те сковали косу, кузнецам же нужен уголь для кузницы. Наконец курочка приносит всем то, что им необходимо, и спешит с водой к петушку, но из того уже дух вон.

    Курочка

    У старика со старухой живёт курочка. Сносит курочка яичко, кладут его на полочку, но мышка махает хвостиком, полочка падает, яичко скатывается и разбивается. Старик со старухой рыдают, внучка накладывает на себя руки. Идёт мимо просвирня, и, услыхав про беду, ломает все просвиры и бросает. Дьячок спрашивает у просвирни, зачем она все просвиры поломала и побросала. Узнав, в чем дело, он бежит на колокольню и перебивает все колокола. Поп спрашивает у дьячка, зачем тот все колокола перебил, а когда тот ему рассказывает, поп рвёт все книги.

    Терем мухи

    Муха-горюха строит терем. Приходят к ней жить вошь-поползуха, блоха-попрядуха, комар долгоногий, мышечка-тютюрюшечка, лиса Патрикеевна, ящерка-шерошерочка, заюшко из-под кустышка, волчище серый хвостище. Последним приходит медведь толстоногий и спрашивает, кто в тереме живёт. Все обитатели называют себя, а медведь говорит, что он - тяпыш-ляпыш, всем подгнетыш, ударяет по терему лапой и разбивает его.

    Тема урока : Русская народна сказка « Лисичка- сестричка и волк»

    Цели урока: познакомить с русской народной сказкой о животных

    «Лисичка- сестричка и волк», создав благоприятную обстановку для восприятия.

    Планируемые результаты:

    П редметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; рассказывать сказку по плану, выразительно читать, составлять характеристику героев.

    М етапредметные:

    регулятивные: определять цель урока с помощью учителя; развивать умение анализировать и обобщать; пересказывать по предложенному плану;

    познавательные: расширить знания о произведениях устного народного творчества; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя; развивать воображение при работе над сказкой;

    закрепить понятия «народная сказка» и «авторская сказка»;

    учить выделять особенности народной сказки;

    коммуникативные: слушать и понимать речь других, развивать устную речь учащихся, принимать участие в совместной деятельности;

    личностные: учить выражать отношение к героям сказки и их поступкам,

    воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

    Оборудование: Л.А.Ефросинина. Литературное чтение. Уроки слушания. Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса.

    Компьютерная презентация урока.

    Выставка книг «Народные и авторские сказки».

    Реквизит для постановки сказки « Теремок»: куклы – лягушка и мышка, теремок. Иллюстрации к сказке для составления плана (приложение 3), карточки со словами для составления характеристики героев, модели для составления обложки, таблица « Правила работы в паре, группе», «тучки» для рефлексии.

    Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.

    Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows Media.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность детей

    1.Организационный момент

    Прозвенел звонок для нас.
    Все зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо.
    Вижу, класс наш хоть куда.
    Мы начнем урок друзья.

    Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

    Дети приветсвуют друг друга. Желают хорошего настроения.

    2.Мотивирование к учебной деятельности

    1слайд

    Литературное слушание– прекрасный урок,
    Много полезного в каждой из строк.
    Стих это будет, сказка, рассказ –
    Вы учите их – они учат вас.

    Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок.

    В путешествие пойдем,
    В страну сказок попадём,
    Слушай, думай, наблюдай,
    Сказку нашу отгадай.
    В сказку эту попадёте.
    На ковре, на самолёте.
    Глазки дружно закрывайте,
    Сказку в душу пропускайте.
    И пока я не скажу « пять»,
    Глазки вы не открывайте . (Считаю до 5, дети открывают глаза).

    Показ отрывка из сказки «Теремок»

    (кукольный театр)

    Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?

    Почему эту сказку называют народной?

    А ещё, какие бывают сказки?

    Дети закрывают глаза.

    Ребята открывают глаза, появляется театральная ширма, разыгрывается отрывок из сказки « Теремок»

    Подготовленные ребята выходят для показа отрывка и из сказки

    «Теремок» ( Приложение1)

    Это герои русской народной сказки “Теремок ”.

    Сочинил народ.

    3. Актуализация знаний

    Работа в паре. (слайд 2)

    Повторение правил работы в паре.

    Таблица « Правила работы в паре»

    Дети, рассмотрите книги, лежащие на парте.

    Что общего у всех этих книг?

    Распределите книги на две группы.

    На какие группы вы разделили все сказки.

    Назовите сказки народные, авторские.

    Работа с выставкой книг.

    Расставить книжки по группам на полки. На верхнюю сказки авторские, на нижнюю народные сказки.

    Какие сказки появились раньше авторские или народные? Почему?

    Давайте вернемся к сказке, отрывок, которой вы видели.

    О ком эта сказка?

    Как вы думаете, вы все уже сказки о животных прочитали?

    А хотите познакомиться сегодня с такой сказкой?

    Что бы познакомиться с такой сказкой, что мы должны сделать?

    Какие личные качества ученика вам могут пригодиться на уроке.

    Дети называют правила:

    Работать должны оба.

    Один говорит - другой слушает.

    Свое несогласие высказывай вежливо.

    Если не понял, переспроси

    Это сказки о животных.

    Народные: «Петушок и бобок», «Теремок», «Курочка Ряба» « Лисичка со скалочкой».

    Народные. Потому что раньше люди не умели писать и могли только рассказывать друг другу разные истории, дополняя их или изменяя. Передавались сказки в устой форме, поэтому определить кто автор и время создания невозможно.

    О животных

    Нет.

    Да.

    Найти в библиотеке такую сказку и прочитать. Прочитать в хрестоматии.

    Дети называют: активность, любознательность, терпение, внимательность, честность.

    4.Постановка учебной задачи

    Подумайте, о какой сказке пойдет речь на нашем уроке? Кто будут герои? (показать книгу)

    Предлагаю послушать новую русскую народную сказку, в которой встретятся герои-животные, это сказка «Лисичка- сестричка и волк»

    О народной сказке.

    Животные.

    Открывают учебник с 111.

    5. Открытие нового знания

    Слушание сказки. (слайд 3)

    Сядьте удобно. Приготовьтесь слушать.

    Рассказывание русской народной сказки близко к тексту.

    Дети слушают.

    Физминутка (слайды 4-12)

    6. Первичное закрепление

    Словарная работа. (Приложение 2)

    Вам понравилась сказка? Чем?

    Все ли слова в сказке вам были понятны?

    Как вы понимаете значение этих слов:

    ПОЖИВИТЬСЯ, ВОЗ,УЛУЧИЛА,

    СМЕКНУТЬ,ПРОРУБЬ,КОРОМЫСЛО,

    ОТДУВАЛСЯ, КАДКА

    Ребята, из какой книги я узнала о значении этих слов? Для объяснения значения слов обращаюсь к толковому словарю Ожегова.

    Беседа по содержанию сказки.

    Можно Волка и Лису назвать главными героями сказки? Почему?

    Почему лиса выбежала на дорогу?

    Кого увидел дед на дороге?

    Как лежала лисичка?

    На самом ли деле лисичка была неживая?

    О чем подумал дед, взяв лисичку?

    Что стала делать лисичка, пока ехал дед?

    А сразу ли она стала это делать?

    Довез ли дед рыбу и лису домой?

    О чем тогда догадался дед?

    Что делала лисичка с выброшенной рыбой?

    И тут к лисичке подошёл…

    Рассказала ли правду лисичка о том, откуда у неё рыба?

    Что лисичка посоветовала волку?

    А с какими словами лиса ходила вокруг волка?

    Долго ли сидел волк у проруби?

    Много ли рыбы наловил волк?

    Почему волк остался без хвоста?

    А что в это время делала лиса? Что с ней произошло?

    Как встретились вновь?

    Как лиса снова обхитрила волка?

    Что она приговаривала?

    Составление словесного портрета героев.

    Какой вам представляется лиса?

    Как часто в других сказках называют лису? Почему?

    А в этой сказке лису можно назвать плутовкой?

    Каким представляете волка?

    В этой сказке мне хотелось бы волка назвать простофиля. Как вы думаете почему?

    Почему волк в конце сказки не бросает лису, наоборот помогает ей?

    Кто из героев сказки вам ближе?

    Дети высказывают свое мнение.

    Дети говорят, как они понимают значения этих слов.

    Из толкового словаря.

    Можно, т.к. все события, происходящие в сказке, происходят вместе с этими героями. Волк и Лиса присутствуют в сказке сначала и до конца.

    Была голодная.

    Лисичку

    Как мёртвая

    Нет, она притворилась

    Взял на воротник в подарок

    Стала выбрасывать рыбу

    Нет.

    Лиса была не мертвая

    Собрала в кучу и ела

    Волк

    Нет, она его обманула, схитрила, соврала

    Чтобы сходил на речку и наловил рыбы

    Мерзни, мерзни, волчий хвост

    Всю ночь

    Ни одной.

    Хвост замерз, а бабы били, чем попало: ведрами, коромыслами; Ели вырвался.

    Она забралась в избу, и вымазалась тестом.

    Лиса увидела волка, испугалась. Но что бы

    разжалобить его она притворилась тоже побитой. Она говорила

    « Битый не битого везет»

    Рыжая, с маленькими глазками, пушистая.

    Плутовка.

    Лиса хитрая.

    Да. Потому что она обхитрила деда и волка.

    Дети характеризуют волка.

    Потому что волк повел себя глупо, поверив лисе.

    Потому что он добрый.

    7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (слайд 13)

    Работа в группах (слайд 14-15)

    Повторение правил работы в группе.

    Таблица « Правила работы в группе»

    Дети разбиваются на 5 групп по 4-5 человек.

    1задание. Работа с пазлами. Составление картинного плана.

    Назовите, какие сюжеты из сказки у вас получились.

    Что было в начале? Какое событие было дальше?

    Что произошло потом?

    2 задание. Составление характеристики главных героев. На доске вывешены картинки с изображением лисы и волка. Учащимся даны слова-эпитеты.

    Прочитайте слова. Подумайте, о каком герое можно так сказать?

    3задание. Подготовка выразительного чтения отрывка из сказки.

    После чтения отрывка ребята самостоятельно оценивают друг друга, выбирают лучших чтецов.

    Дети называют правила: 1. В группе должен быть ответственный.

    2. Работать должен каждый на общий результат.

    3. Один говорит, другие слушают.

    4. Свое несогласие высказывай вежливо.

    5. Если не понял, переспроси.

    1.Каждая группа складывает одну иллюстрацию из пазлов. Определяет место происходящих событий. Кратко пересказывает по плану свой сюжет.

    1.Как лиса обхитрила деда.

    2. Встреча лисы и волка.

    3. Волк ловит рыбу на реке.

    4. Лиса в избе.

    5. Битый не битого везет.

    2.Распределяют слова (добрый, догадливая, сообразительная, хитрая, простофиля, доверчивый, глупый, умная, находчивая, добродушный), характеризующие главных героев. Прикрепляют слова к картинкам лисы и волка.

    3.Учащиеся самостоятельно читают отрывок в группах. Выбирают чтецов для чтения вслух. (Тетрадь стр. 47 № 2)

    8. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

    1.Моделирование учащимися обложки.

    Выберите из предложенных условных значков (заместителей литературных понятий-жанров:

    кружок коричневый, кружок зеленый, прямоугольник коричневый) правильный и приклейте к листу. Подпишите.

    2.Коллективная проверка.

    Что мы с вами сегодня слушали на уроке?

    А какой символ существует для сказки?

    О ком говорится в этой сказке?

    Если говорится о животных, то какого цвета круг?

    3. Самопроверка по образцу. Взаимопроверка.

    Похвалите своего соседа, если он все сделал правильно, если ошибся, помогите исправиться.

    Дети выбирают из предложенных символов - нужный. Приклеивают к листу и подписывают.

    Выполняют самостоятельно.

    Сказку

    Кружок.

    О животных.

    Коричневый.

    Нет. Это русская народная сказка.

    Сравнивают с образцом. Обмениваются моделями.

    9.Подведение итога урока

    Беседа с учащимися.

    Ребята, с какой сказкой вы познакомились на уроке?

    О ком эта сказка?

    Игра « Собери крылатое выражение » (Слайд 16 )

    Как вы понимаете смысл этого выражения: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

    Чему учит эта сказка?

    Вывод. В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса; а бывают доверчивые, глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными, как лиса и добрыми, как волк. Любая сказка учит нас общению, доброте, умению выйти из сложных ситуаций.

    Кто запомнил эту сказку, может пересказать своим близким. Тем, кто желает больше узнать сказок о животных, обратитесь в нашу библиотеку.

    РНС « Лисичка – сестричка и волк»

    О животных.

    Каждая группа из разрезанных слов собирает крылатое выражение.

    Сказки нас чему-то учат.

    Быть честным, добрым;

    На добро отвечать добром и если обидели никогда не мстить, отвечать добром.

    Рефлексия слайд 17

    Продолжите предложения:

    На уроке мне было…

    На уроке я узнал….

    Больше всего мне на уроке понравилось….

    Какие личные качества ученика вам помогали сегодня на уроке?

    Выразите ваше отношение к уроку, определив место «облачка» возле солнышка: если вы довольны уроком, облачко прикрепите, не закрывая солнышко, если нет – облачко прикрывает солнышко.

    Дети высказывают свое мнение. Говорят, что им понравилось на уроке, что было интересным, где возникала трудность и как они с ней справились.

    Называют личные качества, которые им помогли работать на уроке.

    Прикрепляют свои «облачки» к солнышку.