Сценарий праздника посвященный грузии с любой направленностью. Материал (3 класс) на тему: Сценарий к фестивалю "Школа наша многонациональная". Грузия. Интегрированная образовательная деятельность «Путешествие в Грузию» в младшей группе (в рамках «Фестива

Сценарий
презентации Грузии
1.Пролог.
На авансцене –слева- лежит макет большого кувшина….
О, Грузия твои холмы и реки,
Поэтами прославлены в веках.
И пробуждают в каждом человеке,
Любовь к тебе, воспетую в строках.
Грузинский Танец.
2.Эпизод. Легенда.
На фонограмме «Саламури»-
мальчик с флейтой, садится на край сцены – играет.
Слева Муза истории. Из кулис выходят участники.(32 сек)
Муза истории Клио с книгой. 45 сек
Грузия - это такая страна, к которой достаточно прикоснуться кончиками
пальцев - и перед тобой откроется целый мир...
Взмахивает рукой. Орел.Подлетает к стоящим на сцене, оживляя их.
Тая. 1,07 сек) Есть на земле замечательная, таинственная, древняя,
удивительная и гордая маленькая кавказская страна, под названием Грузия…
Муза. 1,20 Когда Бог делил Землю между народами, грузины опоздали,
задержавшись за традиционным застольем, и к моменту их появления весь
мир уже был поделен.
1,30 .«Почему вы задержались?», - спросил Господь у пришедших, и грузины
ответили:
3 участника делают шаг вперед:
- «За трапезой мы возносили хвалу тебе, Господи, - приседает на одно
колено, опускает голову.
- «Мы воспевали свой народ, - приседает на одно колено, опускает голову.
- «Мы прославляли мир» - приседает на одно колено, опускает голову
Муза. 1.42 Всевышнему понравился их ответ. И сказал Господь грузинам,
что хотя все земли розданы, приберег он небольшой кусочек для себя, и
теперь отдает он его грузинам.

Яна 1.55. Земля эта, по красоте своей несравнима ни с чем, и во веки веков
будут люди любоваться и восхищаться ею….
Муза. 2.05 Пусть все говорят, что это всего лишь легенда, но так оно и
получилось.
Егор 2.15 На Кавказе любят и умеют принимать гостей. Мы приглашаем
всех вас посетить самую гостеприимную столицу в мире в Тбилиси!
Илья. «Да будет Ваше прибытие счастливым,
Все «Добро пожаловать!»
3.Эпизод. Тбилиси.
Звучит вступление «Тбилисо» - все превращаются в горожан столицы. Уходят
со сцены.
Выходят Лизи и ее брат, они поют песню «О Тбилиси».
На экране видео-презентация «Грузия».
Фонограмма. Шум города.
На авансцену, слева, выходят две девочки. Они оглядываются, ищут своих
друзей из Тбилиси.
1-я. Странно. почему нас не встречают Дато и Резо?
2-я. Наверное, они задерживаются. Смотри, какая красота.
2-я. Да! Давай сделаем селфи.
Появляются мальчики на лошадках.
1-й. Да вот же они!
Подходят к девочкам.
2-й.Алина, Соня,
Вместе."Гамарджоба, ламазо!"
1-й. Сегодня у нас праздник тбилисоба, народу столько…
Девочка. Ага, что в пробке застряли! (Смеются)
1-й.Ни чего смешного! Лучше садитесь к нам на лошадей и поехали на
праздник!
Девочки садятся на лошадок.
Звучит фонограмма «Мзиури».
Под музыку участники, гарцуя на деревянных лошадках, уезжают со
сцены.

4.Эпизод. Праздник.
Звучит народная грузинская мелодия.
На ее фоне слова.
Мальчик.
Будет праздник, Я клянусь, Вам
станет светлым небосвод
потому, что не для грусти
создал Грузию Господь!
5.20 город
Натягивается длинная скатерть.
Дети выносят посуду, фрукты, овощи и т.д.
Держат их над скатертью. Приезжают мальчики с гостьями. Их сажают за
стол.
В центр выходят 3 гордых джигита: в бурках, папахах, с усами, держась, за
кинжалы.
Поют «Сулико».
В это время дети через сцену к столу жюри выносят национальные
блюда.
На последних словах все дружно уходят за кулисы.
Финал.
Флэш-моб.
С 2 –мя флагами навстречу друг другу идут 2 мальчика.
Соприкасаются древками. Делают круговое движение. Расходятся в разные
стороны.
Дети с флажками выходят на сцену. Танцуют финал.
Красивий Грузинский Флешмоб в исполнении ансамбля Ерисиони
СМОТРЕТЬ

Сценарий Фестиваля Дружбы Народов «Наш общий дом»

Песня-танец «Вперёд, Россия!» (1-А класс)

4 ведущих (в народных костюмах: русском, украинском, турецком, грузинском)

1. Русский – Здравствуйте!

2. Украинский - Добрий дєнь!

3. Турецкий - Ассаламу алейкум!

4. Грузинский- Гамарджобат!

1. Дружба и братство – лучшее богатство!

2. Дружба та братство – найкраще багатство!

3. Достлукъ ве къардашлык – буюк зенгинликтир!

4. Мегоброба да дзмоба – карги симдидри!

1. Прекрасно! Правда? И понятно:

2 . Здравствуй! Добрий дєнь! Салам алейкум! Гамарджобат!

3. Для каждого народа свой язык прекрасен.

4. Для каждого народа язык – это история.

Песня «Здравствуй, Родина!» (4-е классы)

1. Нам предстоит серьёзный разговор.

Мы собрались сегодня не случайно.

2. Многокультурная наша страна.

И школа наша многонациональна.

3. Есть в школе и турчанка и грузин.

И русские, и украинцы.

Мы разные?

4. Мы равные!

И нет преград для дружбы.

1. Белый голубь в небе кружит,

В ясном солнечном тепле.

2. У нас праздник, праздник дружбы

Всех народов на земле.

3. На нашем празднике присутствуют….

(дети в народных костюмах: русском, украинском, турецком, грузинском выносят каравай хлеба, слоённый хлеб турецкий, пирог грузинский, украинский….)

1. Чистым сердцем мы встречаем дорогих гостей своих.

2. Хлебом-солью привечаем, щедро угощаем их!

3. Золотит колосья русые солнце спелое вдали!

4. Поклонитесь хлебу великому, поклонитесь до земли.

Клип «Широка страна моя родная»

(Вручают каравай, слоённый хлеб турецкий, пирог грузинский, украинский…. почетным гостям и предоставляют им слово).

1. Я люблю тебя, Россия! Я хочу, чтоб ты цвела!

Словно птица в небе синем, Распахнувши два крыла,

2.Ты согрела полпланеты - Сто народов! Сто племен!

3. Мы – твои родные дети, пусть синеет небосклон!

4.Турки, русские, грузины, украинцы и мордва,

Проживаем в добром мире, как на дереве листва.

Танец детский сад (Володина О.В.)

    Россия - многонациональное государство, в нем живут более 180 различных народов и этнических групп.

    Россия – необъятная страна, но наш с вами дом – это Ростовская область. На её территории в целом проживают представители более 150 национальностей и народностей.

3. Живут в России разные Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор.

4 . У каждого народа Язык свой и наряд.

Один черкеску носит, Другой надел халат.

1 . Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит, Другой готовит мед.

2 . Одним милее осень, Другим милей весна.

А Родина Россия У нас у всех одна.

3. Наша Родина большая И на свете лишь одна

Где же есть ещё такая Необъятная страна.

4. У каждого народа свой язык, свои обычаи, своя культура, но при

этом у всех людей есть общее – все они хотят жить в мире,

радоваться, смеяться, дружить и встречаться друг с другом.

У нас у всех одна Родина – Россия.

Песня «А по полям…» (Якушенко Е.)

1. В нашей школе живут и учатся дети разных национальностей, но

общаемся мы и обучаемся на русском языке.

2 . А сейчас попробуйте отгадать загадку о герое русского фольклора,

представителя русской культуры.

3 . Герой весёлых представлений,

Любимец взрослых и детей.

У него костюм цветной

И характер заводной.

Кто это? (Петрушка)

    Итак, встречайте наших Петрушек.

(Озорная ярмарочная мелодия)

Петрушки: Здравствуйте, люди добрые, (вместе)

1. Маленькие и большие,

Молоденькие и пожилые.

Мы петрушки удалые, (вместе)

Мы петрушки, озорные. (вместе)

2. Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно?

1. Всем ли слышно?

(Озорная ярмарочная мелодия)

1. Итак, внимание, внимание,

Всех затаить прошу дыхание.

На радость всем и удивление

Мы открываем представление. (вместе)

2. Припасли мы вам

Забавушек на всякий вкус.

1 .Кому стихотворение,

2. Кому танец,

1. Кому песенку.

Песня инсценированная «Семечки» (3-А класс)

1. А сейчас для вас, ребятки,

Загадаем мы загадку.

2. Знаем, знаем наперёд –

Вы смекалистый народ.

1. У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать. (балалайка)

(на экране балалайка)

2. Правильно. Балалайка – это один из инструментов, ставших музыкальным символом русского народа.

1. Пусть сегодня солнышко

Светит очень ярко,

Ну, а песня русская

Станет Вам подарком. (вместе )

Песня-танец «Балалайка» (3 – А класс)

2 . Много есть у нас талантов,

И певцов и музыкантов.

Любим пляску удалую,

И частушку огневую.

1 . Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки. (2 – А класс)

1. Мы с весёлой песней дружим,

И по-русски говорим,

Хорошо живём, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

2. Между ёлок, между сосен

Бежит быстрая река!

Наша родина – Россия

Нет прекраснее тебя!

3.Дружба крепнет с каждым днём,

Классно мы друзья, живём!

Интересно в мире жить

Без вражды и без войны.

4.Процветай, Россия, наша,

С нами ты не пропадёшь!

А с весёлою частушкой-

Веселее заживёшь!

1.Дружат маленькие детки

Дружат тёти по соседству!

А в России дружат крепко

Все народности на веки!

2.Дружба крепкая – вот гордость

Вот, чем надо дорожить.

Никакой войны не надо

Нужно всем нам мирно жить!

3.Русский дух, он Русью пахнет,

Русь-то, сильная страна!

Мы теплом сердца обнимем,

Чтоб нас помнили всегда!

4. Если б не было воды.

Не было бы кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

2. Без пляски задорной и праздник не ярок.

Встречайте друзья, танцевальный подарок.

Танец « Круговая пляска» (1 – Б класс)

1. Хорошо вы пляшете и руками машете.

2. Вы отличные танцоры, вам аплодисментов горы.

1. Спасибо вам, Петрушки. Присаживайтесь, вы будете желанными

гостями на нашем празднике.

1. Наша Родина пестра разными народами. Украинцы – третий по численности населения народ в России.

2. Нельзя говорить об украинском народе, не сказав о народных символах.

(на экране верба и калина)

Верба и калина не отделимы от украинского народа.

Верба символ красоты и долголетия.

Калина – символ любви и счастья.

3. Весной калина наряжается в белый цвет, как невеста в белое

платье, а осенью укрывается гроздьями красных ягод.

Калину используют в народных обрядах. Ею украшают

свадебный каравай, венок невесты, вышивают калину на

праздничных женских сорочках и рушниках.

4. Продолжаем наш весёлый праздник украинской песней «Сорочка». (Якушенко Е., Ильичова А.)

1. Наша школа стала пилотной площадкой областного проекта «150 культур Дона», где мы представляем одну из культур «Грузия».

2. Грузия – это удивительная страна, многие даже никогда не побывавши здесь, практически с детства наслышаны о грузинской культуре и кухне.

Грузины – свободный, гордый и мудрый народ.

3. - Какая разница между правдой и ложью? - спросили у мудреца.

Да такая, как между ушами и глазами, - ответил он,

То, что мы видим своими глазами – истинно, а то, что слышим ушами, далеко не всегда правдиво.

4. О мудрости грузинского народа – сказка «Лиса и обезьяна» (3-А класс)

1. Как уже было сказано, народы России представляют собой прекрасный

Букет, одним из цветков которого, является турецкий народ.

Кто признаёт только свой народ,

А другие нации не уважает,

Может быть, дорогу в жизни и найдёт,

Но много важного потеряет.

2 . Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья и мы – друзья.

Мы – народ, и мы едины,

Вместе мы непобедимы.

3 . Чокъ диллери огрениз,

Дильде – бююк гучъ.

Ана диле урьметинъиз

Эксильмесин ич!

«Буюрынъыз! Сагъ олунъыз»,-

Диерух бизлер.

«Гозьайдын! Айдын олунъыз!»

Не гузель сёзлер!

Танец БАР (1-2 классы)

( Под торжественную музыку выходят султан и глашатай.)

Султан. Я жил и правил пять веков назад,

Но нашей с вами встрече несказанно рад.

Кругом такие радостные лица,

И поколеньем вашим я могу гордиться!

Настало время – ты сейчас

Зачти правителя указ.

Визирь. Младым потомкам свиток сей

О передаче ценностей.

Клянусь последнею рубахой,

Им есть, что взять,

Хвала Аллаху!

Читает указ.

Наш ДОМ – оплот

Народной дружбы и любви.

Храни его и стар и млад,

Жемчужина в оправе-

Южный край,

Без войн и распрей

Для народов – рай.

Здесь турк, татарин,

Русский, украинец и грузин

Равны друг перед другом

Как один!

Огромная народная семья,

И мы в её составе: ты и я.

Армяне, немцы, и цыгане,

И весь, живущий здесь народ,

Вам русская любовь,

И толерантность и почёт.

Столетия скрепили дух любви,

Чтоб в мире счастья

Люди жить могли.

Народной дружбы золотую нить.

Потомки, это вам, берите,

И как зеницу ока берегите.

Танец «Халай» (4-А, 7-А, 8-А, 9-А классы)

Султан . Ну, а теперь для всех от меня сюрприз.

Восточные красавицы со своим танцем.

Восточный танец (5-А класс)

1. На Кавказе любят
Музыку и пляски.
На конях джигиты
Скачут без опаски.

2. На Кавказе любят
Делать украшенья.
Славятся чеканкой
Местные селенья.

3. На Кавказе любят
Пить кефир-айран.
Надевает бурку
В дальний путь чабан.

4. На Кавказе любят
Сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю,
Как родному, рад.

Песня- танец «Нащ Кавказ» (3-А, 5-А, 9-А, 11классы)

1 . Россия - народов многоцветье

Всем нам ярко солнце светит.

2. Радуга народов дружных

Этот мостик очень нужный.

3 . И по радужной дороге

В гости мы друзей зовём.

4. Распахнула двери школа

Тем, кто к нам идёт с добром.

Танец «Пёрышко» (9 -11 классы)

1 . Многонациональность - это радужность, музыкальность, чувственность.

2. И наши участники тому подтверждение.

Песня «Дружба и достлук» (3-А класс)

1. Дружит с небом солнышко,

Со звёздами луна.

Дружит с хлебом полюшко,

С песней тишина!

ПРИПЕВ: Ссориться не нужно нам,

Сколько добрых рук

Нас согреют ласкою

Дружба и достлукъ

2. Друже бджiлка з квiтами,

З пташкою зоря.

Друже листя з квiтами,

З парусом моря

ПРИПЕВ: Землю зробять казкою

Скiльки добрых рук,

Нас зiгрiють ласкою

Дружба и достлукъ.

3. Чёль балхуртнян ойняды,

Ер сабахнен достлашты,

Дениз геминен достлар

Ве аязнен къар!

ПРИПЕВ: Ер масал оладжакъ

Къызар дяниз ве къумлукъ

Бизляри кыздыраджакъ

Дружба ве достлукъ.

ВМЕСТЕ: Дружит с небом солнышко

З пташкою зоря

Дениз геминен достлар

Дружит вся земля!

1. И никто не помешает нам петь общие песни,

2. Водить общие хороводы,

3 .Отмечать общие знаменательные даты.

4 .И наш праздник тому доказательство.

1 . Что на свете всех сильней? (Дружба)

2. Ну, а что всего нужней? (Дружба)

3. Что всего дороже нам? (Дружба)

4. Главная награда нам? (Дружба)

1 . Пусть нашей дружбы хоровод танцуется повсюду.

2 . Пусть праздник в гости к нам идёт

3-4 . И счастье дарит людям.

Песня «Дружба народов» (1-3 классы)

1. Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно

Будь терпимым к дальнему иль странному

Отстраненным, будто бы в кино.

2. Речь здесь не идет о равнодушии

И о черствости никто не говорит.

Деликатность и терпение к живущему

Рядом нам совсем не повредит.

3. Будь терпимым ко всему иному

К вере, взглядам, мыслям и одеждам

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда.

4. Что мы можем жить такие разные,

В этом мире вечного движения

А для обретенья толерантности

Нужно просто чувство уважения.

Стих Колесникова Т. (1-Акласс)

(Фон музыки «То берёзка, то рябина…»

1 . Россия! Русь! Страна моя родная!

Любовью чистою с тобой делюсь.

2. Ты для меня одна навек святая,

Тебе я низко в пояс поклонюсь.

3 . Взрастила ты уж много поколений,

Народ всегда ты за собой вела.

4. Ты верила всем сердцем без сомненья,

С людьми вершила добрые дела.

Песня «Россия – Матушка» (Жихарева А.Б., Корчуганова Н.Н., Журавлёва С.И., Савва И.И.)

Танец «Русские узоры» (5 – А класс)

1. Дружба народов навеки жива.

2. Дружат народы, и счастливы дети.

3. Пусть дружбой будут дети всех наций сплочены.

4. Нам вместе жить на свете без страха и войны.

Стих «Россия» (Л.А.Минькова, директор школы)

Финальная песня «Солнечный круг» (Корчуганов с сыном, Володина с дочерью и все остальные)

(Выпуск гелевых шаров)

Под красивую музыку

Дорогие гости!

1. Вас сейчас к столу мы приглашаем

2. Этот стол – стол «Дружбы» мы назвали!

3. Проходите, не стесняйтесь,

4. Угощайтесь!!!

Звучит музыка «Я, ты, он,она»

Общешкольное воспитательное мероприятие

(Урок дружбы)

«На холмах Грузии…»,

проведённое в МБОУ гимназии им. Андрея Платонова совместно с представителями грузинской общины г. Воронежа и при участии ансамбля национального творчества Грузии «Багратиони» 17 марта 2012 года,

разработанное учителем русского языка и литературы

Баич Светланой Владимировной.

В современном российском обществе существуют проблемы социальной напряжённости и разобщённости, межнациональных конфликтов, разрушения единого культурного пространства. Остро стоит проблема межкультурного общения. Это может быть связано с острой международной ситуацией, потоками беженцев и вынужденных переселенцев, излишне политизированным общественным сознанием, нетерпимостью к иным культурным проявлениям. Снизить влияние данных неблагоприятных факторов возможно при удачном совместном сохранении и возрождении культур народов, исторически и территориально близких Российской Федерации. Таким народом на протяжении многих веков для нас являются грузины.
На мой взгляд, важно изучать, сохранять и развивать всё имеющееся духовное богатство и многообразие культур, устанавливать гармоничные межнациональные и международные связи. Ядром здоровых общественных отношений должны стать толерантность к своей и иной культуре, понимание самодостаточности и ценности каждой из них. Целое состоит из разных полюсов, а противоречия снимаются единением и дружбой. Мы вместе с грузинским народом были в прошлом, хочется не потерять этой связи и в будущем.

Цель мероприятия: знакомство учащихся с Грузией, её народом, обычаями, культурой, осознание ими исторических связей двух государств – России и Грузии, создание благоприятной среды для развития творческой активности, культуры межнационального общения.

Задачи:

    активизировать познавательный интерес у учащихся к истории и культуре своего государства и соседних государств;

    представить художественными средствами в историческом развитии проявление лучших черт своего и дружественного народа;

    воспитывать интернационализм и уважительное отношение к культурной самобытности и языку других народов;

    способствовать воспитанию сотрудничества и солидарности в решении общих проблем.

Форма: общешкольное воспитательное мероприятие.

Оборудование: компьютер (презентация Power Point ), проектор, музыкальное оборудование.

Подготовительная работа.

Любое мероприятие, направленное на воспитание толерантности, должно проходить в диалоге, основываясь на взаимопонимании и взаимодействии. Процесс научения и воспитания происходит в совместной деятельности, когда учащиеся начинают осознавать ценность других людей и у них формируется потребность в общении с ними, в их поддержке. При подготовке данного мероприятия учитель опирался на групповую работу учащихся разного школьного возраста. Ученики 6-го класса готовили рассказ и презентацию о географическом положении, историческом развитии, особенностях культуры и языка Грузии. Учащиеся 11-го класса занимались разработкой литературно-музыкальной композиции, отражающей связи двух народов. В процессе подготовки мероприятия были установлены связи с грузинской общиной города Воронежа, молодёжным отделением данной общины и ансамблем национального творчества «Багратиони». Взаимопонимание и сотрудничество позволили органично соединить работу, проделанную учащимися гимназии, и художественные номера, предоставленные гостями.

Ход мероприятия.

Звучит песня Сосо Павлиашвили и Олега Газманова о русско-грузинской дружбе (Презентация, Слайд №1).

Выступление учащихся 6 класса с рассказом о Грузии.

ГРУЗИЯ (Сакартвело) - страна с древнейшей историей и самобытной уникальной культурой, добрыми и отзывчивыми людьми, страна цветов и песен, страна храмов, гор и голубого неба. (Презентация, Слайд №2)

Говорят, в то время как Бог распределял места для разных народов, грузины кутили. Бог уже закончил распределение земель, когда к нему пришли грузины. Удивленный Господь спросил, где они были до этого времени. - Мы произносили тосты в твою честь, – ответили грузины. Польщенный Господь сказал: - Раз так, то я отдам вам отличный кусок земли, который отложил для себя. Так грузины получили Грузию.

Грузия расположена в центральной и западной части Закавказья, а на западе омывается Черным морем. О грузинах упоминали еще древние историки Моисей и Геродот. Грузия представляет собой многонациональное общество. Грузинский язык имеет древнее алфавитное письмо и обладает уникальным написанием букв, не сравнимым ни с одним алфавитом мира. Большинство верующих этнических грузин принадлежат к Грузинской православной церкви, ветви православного христианства. (Презентация, Слайд №3).

Культура Грузии представляет собой синтез ближневосточных, европейских и местных традиций. Уже в Средние века в Грузии процветали философия, право, поэзия и искусство, национальная архитектура, астрономия, география. 19 век ознаменовался культурным подъемом и созданием богатой национальной литературы.

История Грузии охватывает длительный период времени. Наряду с , Грузия входит в число мест обнаружения древнейших памятников человеческой цивилизации. Первым в истории Грузии союзом грузинских племён, а позднее государством стало , упоминаемая в древневосточных источниках с конца II тысячелетия до н. э.

Один из самых выдающихся государственных деятелей средневековой Грузии, способствовавший объединению грузинских княжеств в единое централизованное государство. (Презентация, Слайд №4,5)


Золотой век Грузии пришёлся на период между началом XI и началом XIII веков. Пиком расцвета стало время правления , прозванной Великой. При её царствовании достигла наибольшего расцвета, был написан шедевр грузинской литературы - поэма « ». В течение длительного периода после Золотого века была под монгольским, персидским и турецким владычеством, лишь периодически обретая независимость. (Презентация, Слайд №6)

Царица Тамара

В между Россией и Грузией был подписан . В период с по грузинские царства и княжества вошли в состав Российской империи, в составе которой пробыли до , когда было образовано первое грузинское демократическое государство - .

В марте Верховный Совет Грузии принял декларацию независимости. В 1992 году Грузия стала полноправным членом . (Презентация, Слайд №7)

Флаг Грузии


Дружбе грузинского и русского народов уже несколько веков. Воины Грузии плечом к плечу с сынами русского, украинского, белорусского и других народов нашей страны с первых же дней войны участвовали в жесточайших схватках с немецко-фашистскими захватчиками. Во время на территории Грузии было сформировано несколько . Всего в войне участвовало около 700 тыс. человек из Грузии (пятая часть населения республики). 400 тыс. из них погибло. В битвах за Берлин в веках прославились Герои Советского Союза русский воин Егоров и грузин Кантария, водрузившие над Рейхстагом Знамя Победы. (Презентация, Слайд №8).

В 1983 году в честь 200-летия Георгиевского трактата был установлен «парный» памятник Дружбе народов России и Грузии.
Один - в Москве на Большой Грузинской улице, другой - в Тбилиси, столице Грузии. (Презентация, Слайд №9).

Памятник Дружбе народов России и Грузии выполнен в виде колонны, составленной из букв грузинского и русского алфавитов, увенчанной бронзовым золоченым венком. Буквы складываются в слова «братство», «мир», «дружба». Венок, украшающий верхушку памятника, представляет собой виноградные грозди, переплетенные хлебными колосьями. Виноград символизирует Грузию, а хлеб – Россию. В целом монумент представляет собой идею единства, совместного труда, родства культур и дружеских отношений.
У подножия стелы располагаются картуши с цитатами грузинских и российских литераторов: Шота Руставели, Ильи Чавчавадзе, князя Аркадия Церетели, Николая Николадзе, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Бориса Пастернака.

Выступление ансамбля народных инструментов Грузии на сцене гимназии

Выступление учащихся 11 классов с литературно-музыкальной композицией

Много великих и талантливых людей взрастила грузинская земля. И каждый из них, где бы он ни находился, прославлял в стихах и песнях, живописи и кино свою страну, свою родину. (Презентация, Слайд №10).

Илья Чавчавадзе ....Повсюду и всегда я, Грузия, с тобой! Я - бессмертный дух, я - Спутник твой скорбящий. И сердце я омыл в крови твоей живой, И в жребий твой проник - былой и настоящий.

Твоим томлением, несчастная, томим, Потоком слёз твоих я орошал ланиты. О, как я тосковал по дням твоим былым, Как для тебя искал опоры и защиты!

(Презентация, Слайд №11).

Джансуг Чарквиани

МОЯ ЛЮБОВЬ, О ГРУЗИЯ МОЯ! Поднять тебя, как чашу,утром ранним, Чтоб ярким солнцем вспыхнули глаза И распахнулись двери всех марани, Где сок лозы бушует,как гроза! Воспеть твой путь, ведущий к гордой цели, И славные свершенья, и дела, Чтоб хлынули потоком «Ркацители» Поэзии высокие слова! Достичь с тобой такого совершенства, Чтоб о тебе, как колокол, греметь, Чтоб не было бы высшего блаженства - Лишь для тебя и жить, и умереть! Бурли и пой! Ансамбль «Багратиони»

Греми своею славой!

Я без любви к тебе давно б зачах, Ей нет преград - высокой, Она ликует - в песнях и стихах! И пусть звенит вокруг созревшей нивой, И пусть летит в далекие края Песнь о тебе, свободной и счастливой, Моя любовь, о Грузия моя!

Страна величественных гор и бурных рек, солнца и моря, цветов и винограда, страна гостеприимных людей, чтущих свой язык и традиции, связана с именами тех, без кого мы не можем представить русскую литературу.

О Грузия, нам слезы вытирая,
ты - русской музы колыбель вторая.

О Грузии забыв неосторожно,
в России быть поэтом невозможно.

Презентация, Слайд №12).

А. С. Пушкин восхищался красотой грузинских женщин: "...Он изменил!.. Но кто с тобою, Грузинка, равен красотою? Вокруг лилейного чела Ты косу дважды обвила; Твои пленительные очи Яснее дня, чернее ночи; Чей голос выразит сильней Порывы пламенных желаний? Чей страстный поцелуй живей Твоих язвительных лобзаний? Как сердце, полное тобой, Забьётся для красы чужой?.."

( отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Бахчисарайский фонтан")

Обрядовый грузинский танец «Самайя» в исполнении ансамбля «Багратиони»

А.С.Грибоедов и Нина Чавчавадзе

(Презентация, Слайд №13,14)

В июле 1829 года, путешествуя по военно-грузинской дороге, Пушкин встретил грузин, везущих тело убитого в Тегеране посла и великого русского писателя А.С.Грибоедова. Его везли в Тбилиси, к любимой жене, дочери грузинского поэта Ильи Чавчавадзе. Похоронен он в монастыре святого Давида на горе Мтацминда рядом с великими грузинскими поэтами. Нина Александровна поставит на могиле памятник и напишет на нём: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя…»

Там в темном гроте - мавзолей И скромный дар вдовы, Лампадка светит в полутьме, Чтоб прочитали вы Ту надпись, и чтоб вам она

Напомнила сама - Два горе от любви И горе от ума.

(Презентация, Слайд №15,16)

М.Ю.Лермонтов писал:

«Как я любил твои бури, Кавказ! Все, все в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребенка; и люди, как вольные птицы; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит».

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод.

(Презентация, Слайд №17)

В. Маяковский родился в Грузии и прекрасно владел грузинским языком. Свою родину он считал раем.

Я знаю:
глупость – эдемы и рай!
Но если
пелось про это,
должно быть,
Грузию,
радостный край,
подразумевали поэты…

Маяковский о Грузии.

Из стихотворения "Владикавказ - Тифлис"

Памятник Маяковскому в Грузии

(Презентация, Слайд №18,19)

Для С.Есенина поездка в Грузию ознаменовалась творческим подъёмом и дружбой с грузинскими поэтами. Вспоминают, что он любил бродить по тбилисским улицам, беседовать с простым народом.

Земля далёкая!
Чужая сторона!
Грузинские кремнистые дороги.
Вино янтарное.
В глаза струит луна,
В глаза глубокие,
Как голубые роги.

Поэты Грузии!
Я ныне вспомнил вас.
Приятный вечер вам,
Хороший, добрый час!



Я вас люблю,
Как шумную Куру,

Я - северный ваш друг
И брат!
Поэты - все единой крови.
И сам я тоже азиат
В поступках, в помыслах
И слове.

И потому в чужой стране
Вы близки
И приятны мне.

Века все смелют,
Дни пройдут,
Людская речь
В один язык сольётся.
Историк, сочиняя труд,
Над нашей рознью улыбнётся.

Он скажет:
В пропасти времён
Есть изысканья и приметы...
Дралися сонмища племён,
Зато не ссорились поэты.

Свидетельствует
Вещий знак:
Поэт поэту
Есть кунак.

Самодержавный
Русский гнёт
Сжимал всё лучшее за горло,
Его мы кончили -
И вот
Свобода крылья распростёрла.

И каждый в племени своём
Своим мотивом и наречьем,
Мы всяк
По-своему поём,
Поддавшись чувствам
Человечьим...

Свершился дивный
Рок судьбы:
Уже мы больше не рабы.

Поэты Грузии,
Я ныне вспомнил вас,
Приятный вечер вам,
Хороший, добрый час!..

Товарищи по чувствам, по перу,
Словесных рек кипение и шорох,
Я вас люблю,
Как шумную Куру,
Люблю в пирах и в разговорах.

«Поэтам Грузии» С. Есенин

(Презентация, Слайд №20)

Безумно любили Грузию Борис Пастернак, Белла Ахмадуллина и Булат Окуджава.
Сны о Грузии - вот радость!
И под утро так чиста
виноградовая сладость,
осенившая уста.
Ни о чем я не жалею,
ничего я не хочу -
в золотом Свети-Цховели
ставлю бедную свечу.
Малым камушкам во Мцхета
воздаю хвалу и честь.
Господи, пусть будет это
вечно так, как ныне есть.
Пусть всегда мне будут в новость
и колдуют надо мной
родины родной суровость,
нежность родины чужой.

«Сны о Грузии» Белла Ахмадулина

Клип Вахтанга Кикабидзе на стихи Булата Окуджавы «Грузинская песня»

(Презентация, Слайд №21)

Пели мравалжАмиер грузины,
Кругом вставши посреди двора,
И дымились сонные долины,
И сверкала мутная Кура.

Руки утомлённые, худые
На плечи друг другу положив,
Пели старики и молодые,
Пели вдохновенно, от души.

Было ли на свете что чудесней,
Было ли на свете что родней
Этой задушевной, звонкой песни,
Вестницы давно ушедших дней!

А ему как будто гул чонгури
Вторили басы и тенора,
И казалось - то бушуют бури,
То стихий безумная игра -

Сколько было там душевной боли
И невыразимого тепла! Засверкали травы в пышном поле,
И Кура быстрее потекла;

А душа влюблённая хотела,
Эти звуки слушая с утра,
Для себя – возвышенного дела,
Для людей – свободы и добра:

Чтобы в мире прекратились грозы,
Смолкли все недавние бои,
Чтобы люди проливали слёзы
Только песни слушая свои!


Твоим вершинам, белым и синим, Дарьялу и Тереку, рекам твоим, твоим джигитам, статным и сильным, а также женщинам, верным им, - мравалжамиер, многие лета!

Твоим потокам, седым потокам, твоим насупленным ледникам, предкам твоим и твоим потомкам, их песням, танцам и смуглым рукам - мравалжамиер, многие лета!


Твоим героям, делам их ратным, их вечной памяти на земле, твоим языкам и наречьям разным, лету, осени, весне и зиме -
мравалжамиер, многие лета!


Юлия Марандина
Интегрированная образовательная деятельность «Путешествие в Грузию» в младшей группе (в рамках «Фестиваля дружбы народов»)

Задачи :

1. Социально-коммуникативное развитие.

Формировать у детей основы моральных и нравственных ценностей, интереса и позитивных установок к народам , живущим в других странах мира и народам , живущим в нашей стране. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к большому сообществу людей в детском саду, нашей стране, в мире. Приобщать детей к национальной культуре Грузии .

2. Познавательное развитие.

Познакомить детей с культурой, бытом и традициями народа Грузии , Вызвать интерес у детей к жизни этих народов : национальная одежда, народные игры , посуда, национальные блюда. Познакомить с природой, растительным и животным миром этой страны.

3. Речевое развитие.

Вызвать интерес к значению новых слов, учить правильно называть предметы, действия. Обогатить и расширить активный словарь детей новыми словами по изучаемой теме (сакля, орнамент, грузины , папаха) . Развивать связную речь при рассказывании о новых предметах.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства Грузии (музыка, музыкальные инструменты, танцы, национальные костюмы) .

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : Презентация о Грузии ; изображение фруктовой вазы на магнитах, изображение фруктов и овощей на магнитах, магнитная доска; конверт с письмом; силуэты грузинских платьев из бумаги разного цвета на каждого ребенка, заготовки национальных орнаментов, клей, карандаши, фломастеры, салфетки; кукла в грузинском костюме , костюм для Тамары, длинные атласные пояса для детей.

Организованная образовательная деятельность ::

В начале занятия слышится стук в дверь.

Воспитатель : Слышите, кто-то стучит?

Открывается дверь и воспитателю передают конверт.

Вос-ль : Ой, ребята, что это?

Дети : Письмо, конверт.

Вос-ль : Да, письмо. Интересно , от кого и кому? А как узнать?

Вос-ль : Конечно! Давайте прочитаем.

«КОМУ : Д/сад № 146 г. Тюмени, ребятам из группы «Заиньки» ».

Вос-ль : Значит, это вам?

Дети : Да!

«ОТ КОГО : от Лали. Ребята, это же письмо из Грузии , от Лали. Помните, мы были у нее в гостях?

Дети : Да!

Вос-ль : Что же пишет нам Лали?

«Дорогие ребята! Сегодня у нас в Грузии отмечается очень веселый праздник- День любви! И я очень хочу, чтобы вы приехали к нам. Жду вас с нетерпением! Ваша Лали.»

Вос-ль : Ребята, Лали ждет нас в Грузию на праздник . Хотите отправиться к ней?

Дети : Да, конечно!

Вос-ль : Отлично! Ребята, а раз мы едем в Грузию , то наверно, нам нужно нарядиться, как настоящие грузины ! У нас есть вот такие нарядные пояса, давайте наденем их.

Дети надевают пояса.

Вос-ль : Теперь мы как настоящие грузины . А на чем же мы отправимся в Грузию ?

Дети высказывают свои предположения, на чем можно путешествовать .

Вос-ль : Ух, какие молодцы! Как много вы знаете! Раз Грузия находится от нас очень далеко, давайте мы полетим на самолете, как предложил нам (имя ребенка) . Согласны?

Дети : Да!

Вос-ль : Тогда приготовились, завели моторы, расправили крылья. Готовы? Тогда полетели! (звучит музыка) . Ну, вот и Грузия , приземляемся! Все приземлились, никто не отстал? Отлично! Посмотрите, ребята, какая красивая страна Грузия (рассматриваем слайды с видами Грузии ) .

Вос-ль : Ой, ребята, посмотрите, нас кто-то встречает. Что нам нужно сказать? Конечно, нужно поздороваться. Здравствуйте, вы кто?

Тамара : Здравствуйте, ребята. Меня зовут Тамара, я- мама девочки Лали. Вы такие нарядные,наверное, приехали на наш праздник?

Ответы детей.

Тамара : К сожалению, ребята, мы не можем отмечать этот прекрасный праздник и вам придется лететь обратно .

Дети : Почему? Что случилось?

Тамара : Послушайте. Вчера мы Лали весь день готовились к празднику, прибрались в нашей сакле, так называется наш грузинский дом , приготовили вазы с фруктами, достали наши самые красивые платья. Но утром мы увидели, что кто-то хочет испортить наш праздник : наши нарядные платья исчезли, фрукты и овощи перепутаны. Лали так расстроилась, плачет и не хочет выходить из своей комнаты. А она ведь вас так ждала.

Вос-ль : Что же делать, ребята? Нужно помочь Тамаре и Лали. Хотите помочь?

Дети : Да!

Вос-ль : Тамара, мы готовы помочь вам. Что нам нужно сделать?

Тамара : Ребята, в Грузии растет очень много фруктов и мы с Лали приготовили их для вас : положили в красивую фруктовую вазу, а сейчас они все лежат на столе вместе с овощами. Помогите нам сложить их обратно , но помните, в вазу нужно складывать только фрукты. (Дети выполняют задание, звучит грузинская музыка ) .

Тамара : Какие молодцы, справились с заданием!

Вос-ль : Ребята, Тамара сказала, что у них исчезли все нарядные платья и им нечего надеть на праздник. Мне кажется, я знаю, как помочь этим грузинкам : мы сейчас сами украсим платья и подарим Тамаре и Лали!

Дети : конечно!

(Детям предлагаются на выбор различные силуэты платьев и разнообразные грузинские орнаменты . Они украшают платья по своему усмотрению. Во время работы звучит музыка).

Вос-ль : Ну, вот, Тамара, ребята приготовили для вас много нарядных платьев и вы с Лали можете нарядиться и отметить ваш праздник.

Тамара : Ах, какие красивые платья у вас получились! Мы с Лали теперь можем наряжаться в них не только по праздникам. Спасибо вам!

Появляется кукла в грузинском национальном костюме.

Вос-ль : А вот и наша Лали! Здравствуй, Лали!

Лали : Здравствуйте. Я так рада,что вы спасли наш праздник! И мне хочется танцевать! И вы со мной!

Звучит грузинская мелодия , дети танцуют вместе с Лали и Тамарой.

Лали : Ребята, у нас в Грузии растут не только фрукты. Еще у нас растет чайный куст. Осенью мы собираем с него листочки, сушим их на солнышке и из этих листочков получается вкусный и и ароматный грузинский чай . Этот чай мы завариваем и пьем. И мы очень любим угощать чаем наших гостей. Приглашаем вас всех на грузинское чаепитие !

Сценарий внеклассного мероприятия

«Мы- дети Кавказа!»

Составила:

Абрамян Лусинэ Аркадьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 29 « Гармония» г.Пятигорска

Пятигорск, 2013г.

Тема: « Мы-дети Кавказа!»

Цель : формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Форма работы – праздничная программа

Мероприятие предназначено для детей 9-11лет.

Предварительная работа:

- с детьми: подготовка к выступлению; выставка стенгазет;

оформление мини-музея;

- с родителями: пошив костюмов; оформление зала; подготовка к

кулинарной странице;

- с педагогами: составление сценария; распределение работы по

классам; подбор материала для мини-музея.

Оборудование: шары для оформления зала, костюмы, презентация

к сценарию, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия.

    Вступление.

Вед. -Дорогие друзья! Уважаемые гости! Родители! Коллеги! Ребята! Мы рады Вас приветствовать в стенах нашей школы!

Сегодня у нас праздник «Мы –дети Кавказа!».

Вед. 1 -На нашем празднике присутствуют гости:

1. Представление гостей.

2. Слово предоставляется директору школы_____________

Вед.2- Кавказ - южная граница Европы и Азии, здесь проживают более 30 национальностей. Большой Кавказский хребет делит регион пополам: северные его склоны (Северный Кавказ) практически полностью входят в состав России, южные - делят Грузия, Азербайджан и Армения.

Вед 2.- Кавказ – удивительный край, с глубокой древности населенный народами, которые говорили на разных языках, отличались друг от друга многими особенностями культуры и быта. Проходили век за веком, и здесь сложился разноязыкий, но единый кавказский мир. И это неудивительно: горы Кавказа, вставая непреодолимой преградой на пути завоевателей, никогда не прерывали общения живущих здесь народов.

Звучит песня « Кавказ»

Вед. 1- Кавказ… Ты удивляешь людей своей богатейшей природой.

Вед. 2 Кто хотя бы раз был на Кавказе, тот не останется к нему равнодушен. Кавказ воспевают в своих стихах и песнях великие поэты и музыканты.

Вед. 1- Но самой главной и отличительной его чертой является необычайное гостеприимство.

Вед.2 – А всё потому, что на территории Кавказа проживают люди разных национальностей, каждая из которых богата своей культурой и обычаями. Полиэтничность Кавказа продолжает расти, особенно быстрыми темпами в последние годы. Многонациональность обогащает этническую картину любого региона, делает его богаче, ибо каждый народ приносит яркие краски своей культуры, интересные особенности быта, веками накопленный производственный опыт и многое другое, что является ценным и для людей других национальностей.

Вед 1 – Сегодня, в нашем доме, культуру своего народа представят дети разных национальностей.

(На сцену выходят дети(по одному представителю от каждой национальности) в костюмах)

Русские, крупнейший по численности народ РФ – около 120 млн. человек. Расселены по всей территории России. Живет так же: на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Армении, США и в других странах. Общая численность – 146 млн. человек.

Черкессы (само название адыги) – древнейшие жители Северо-Западного Кавказа, чья история, по мнению многих российских и иностранных исследователей, корнями уходит далеко вглубь веков, в эпоху камня.

Чеченцы, народ в России, основное население Чечни. В Чечне и Ингушетии проживают свыше 750 тысяч человек. Живут так же в Казахстане, Киргизии, на Украине и в других странах.

Кабарди́нцы - кавказский народ, коренное население Республики Кабардино-Балкария (РФ), также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы народов.

Армяне, народ, который является основным населением Армении. Компактно проживают в Нагорном Карабахе и Грузии. Живут также более чем в 70 странах: в России, США, Франции, Иране, Сирии, Ливане, Аргентине, Австралии и других странах. Общая численность – около 10 млн. человек..

II . Основная часть.

1 чтец. Любимый наш Кавказ, Мы – дети твои Любого языка и цвета! Мы без твоей большой любви,- Как листья без тепла и света. 2 чтец. Все народы на Кавказе
Пусть живут в добре, тепле!
Будут дружными всегда,
Не воюют никогда!

3 чтец.
Пусть единство будет в мире,
Пусть границы будут шире
Для добра и единенья,
Для всеобщего терпенья!

    Страница « Приветствие»

Приветствие русских.

Реб.1- Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас в этом зале!

Русская история – это история бесконечных испытаний, несмотря на которые мы - русские сохраняли и достоинство, и доброту.. В каждом русском доме, в каждой семье есть свои традиции, хранятся бережно семейные реликвии, талисманы, передаются рассказы о дедах, прадедах. Давайте будем ценить и беречь всё то, что передали нам наши предки! Будем любить свой народ, страну, природу, семью и друзей. Стихотворение « Моя страна» Страна моя, отчизна дорогая,
Люблю тебя как мать родную сын.
Люблю тебя, когда сияешь маем
И в блеске зимних снеговых седин,
Люблю леса твои, и реки, и озёра,
Люблю полей твоих бескрайние просторы:
Ты - самая прекрасная из стран.
Страна моя, Отчизна дорогая,
Ты всем народам служишь маяком.
Твоя звезда Кремлёвская сияет
Огнём надежды, дружеским огнём.
Приветствие черкессов

(Звучит черкесская национальная музыка. На сцене появляются дети в национальных костюмах)

Девочка- Фимахор фоу

Мальчик- Ди гуапа салам фатхыну

Стихотворение Джамалдина Гиоева «Горсть земли»
В иных краях, заброшенный судьбою,
Я странствовал от родины вдали.
Но я всегда носил тебя с собою,
О горсть моей родной земли!
Как сердце матери, своим теплом ты грела,
И я искал настойчиво и смело
Дороги, что на родину вели.
Ты жизнь мою и честь в пути хранила,
В борьбе дала мне мужество и силу,
О горсть моей родной земли!
Приветствие чеченцев.

(Звучит чеченская музыка. На сцене появляются дети в национальных костюмах)

Приветствие на родном языке.

Реб.1- Салам алейкум! Моаршал ду шуга, тха хьамхаса вежарий, йижарий, хьеший.

Реб. 2- Нохчалла - это трудно переводимо.

«Нохчо» - значит «чеченец». Понятие «нохчалла» - это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр норм жизни чеченца, это своеобразный кодекс чести.

Нохчалла – это умение строить свои отношения с людьми. Это неприятие любого принуждения, Чеченец с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином.

Нохчалла – это дружба. Дружба для горца понятие святое.

Стих-ие Абузара Айдамирова «Родной язык»

Те песни, что мне пела мать,

Учили мужеству и чести.

Я с песен начал познавать

Родной язык –

Язык чеченский.

Как отзвук хмурой старины,

Не испытавши в жизни страха,

Те песни были сложены

Дедами ратными вайнахов.

Мне в детстве песни пела мать

О горской доблести и чести.

Я с песен начал познавать

Родной язык –Язык чеченский.

«Единство народа – несокрушимая крепость» - гласит чеченская мудрость.

Так давайте же эти слова, сказанные нашими мудрыми предками, будем считать жизненным наказом.

Укрепим многовековую дружбу в нашем общем доме, который называется «Кавказ».

Приветствие кабардинцев.

Мальчик: Салям - алейкум.

Девочка: Дау шит.

Стихотворение Тамары Дадашевой «Нальчик»

Видел я поля и горы

Обошел я белый свет,

Но прекрасней, чем наш Нальчик,

Городов на свете нет.

Коронован свежею листвою,

Нас поишь ты влагою живою,

Нам несешь благоуханье роз.

(Рассыпаются со сцены лепестки роз. Воздух освежается запахом роз.)

Приветствие армян.

(Звучит армянский дудук. На сцене появляются дети в национальных костюмах)

Мальчик – Барев тэз, Девочка - Шат урахэм андипэм тэз мэр танэ. Стихотворение Аревик Акопян « Армения» Моя красивая страна
Там есть великая гора
И озеро там, где вода чиста
Как небо голубое
Великие места там есть
победы славы боевой
Где есть места,
Там память чтут.
Стоя поникшей головой
Горжусь, Армения, тобой
Культурой древней и седой,
Ты первой христианство приняла,
И вера сильная тебя спасла

    Музыкальная страница.

Частушки.

Мы весёлые ребята

И танцуем, и поём,

Мы сегодня Вам расскажем,

На Кавказе, как живём.

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Нас друзья, зимой и летом,

В день осенний и весной

Согревает добрым светом

Солнце родины большой.

Очень я люблю Россию,

И люблю я наш Кавказ

Никому не удавалось,

Отобрать его у нас!

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Чеченский танец « Шовда », Песня «Хаза кант»

Армянский танец « Саят Нова»

Черкесский танец « Горская лезгинка»

Русский танец «Краковяк»

Кабардинский танец «Адыга кафа»

    Страница «Развлекательная »

    1. В гости ходить- …(надо и к себе водить)
    2. В тесноте да…(не в обиде)
    3. Мир да лад -… (большой клад)
    4. Где родился … (там и пригодился)
    6. Нет ничего краше…(чем родина наша)
    7. Коли в семье лад…(то не надо и клад)
    8. Люби своих…(помни чужих)

Игра « Ручеёк»

    Страница «Кулинарная»

(Дети парами выходят на сцену и преподносят свои блюда гостям)

Вед.1 –Хороша земля Кавказа,

Как раздольна, широка,

Многонациональна, а в особом,

Гостеприимством славится она!

Вед.2- Встречайте, русские идут!

Пироги с собой несут!

Мальчик - пирогами угощайтесь!

Налетайте, не стесняйтесь!

Девочка- Кушайте на здоровье,

Приятного аппетита!

Вед.1 – Чеченцам тоже не устоять!

Будут национальными блюдами угощать!

Курсакас - сладкое тесто.

Мальчик- Хоза яила

Вед.2- Армянский народ на Кавказе живет,

Песни распевает, к столу всех приглашает!

Женгялов хац.

Девочка- Пари аходжак!

Вед. 2- Кабардинские хичины и гедлибже

Ешьте на здоровье уже!

Вед.1- Вкусно умеют готовить черкессы!

Угощайтесь! Ведь блюда их все прелестны!

Халева

    Заключение.

Вед.1-Вот и закончилась наша праздничная программа, посвященная Дню народного единства. Вед.2- А на память, давайте сделаем, друзья, красивых голубей-символов свободы! И пусть они напоминают Вам о нашем сегодняшнем празднике! Вед.1- Мы желаем всем Вам мира, добра, здоровья и благополучия. Давайте будем Дружить друг с другом, Как птица – с лугом, Как ветер – с морем, Поля – с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами. Песня «Дружба крепкая не сломается»

Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.2р.

Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг. 2р.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.2р

Используемая литература.

    Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / Под об. ред. Гурова В. Н. – М., 2004. – 240 с.

    Песни народов Северного Кавказа. – Л.: Издательство “Советский писатель”, 1976. – 560 с.

    Киргуев А. Х. Новая Россия: опыт и проблемы. – Пятигорск, 2002. – 127 с.

    Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: Изд-во “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2004. – 103с.

    Популярный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 1583 с.

    Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. – 2002. - № 2. – с. 111-118.

    Ресурсы интернета: nsportal.ru