Русский музей самая большая коллекция картин художника. Государственный Русский музей: произведения "Черный квадрат", "Девятый вал", "Последний день Помпеи" (фото). Музей в современное время


Древнейшая икона в собрании музея. Была написана предположительно в XII веке. Автор её неизвестен, считается, что написали её в Новгороде. Название своё получила из-за того, что каждый волос на изображении был пропитан сусальным золотом. В Русском музее появилась в 1934 году, до того кочевала из Румянцевского музея - в Исторический, оттуда - в Третьяковскую галерею.


Самая известная картина художника Карла Брюллова, с которого, как считается, началась наша национальная школа живописи. Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учёбе в Италии. Так что многие наброски он рисовал с натуры.

Как потом писал Баратынский, «стал последний день Помпеи для русской кисти первым днём». Огромное эпическое полотно, написанное Брюлловым за три года, стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай I повесил в Академии художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.


Иван Айвазовский нарисовал сотни картин с морем, эта - самая знаменитая. Величественная морская стихия, буря, море и на фоне всего этого - беспомощные жертвы кораблекрушения, пытающиеся спастись на корабельной мачте.

Талант Айвазовского до сих пор знаменит во всём мире, его картины нет-нет да и появятся на международных аукционах, а знаменитый английский маринист Тернер, восхищённый нашим художником, написал в честь него хвалебное стихотворение.


Одна из самых знаменитых картин художника Васнецова (наряду с «Алёнушкой» или «Иваном-царевичем»). Своего витязя художник писал несколько раз. Сперва была видна вся надпись - он её убрал. Поначалу рыцарь стоял лицом к зрителю - он его развернул, получилось более монументально. Кроме того, на картине была дорога - Васнецов убрал и её, для большей безысходности.

И по сей день «Витязь» считается одной из лучших российских картин на сказочные сюжеты и каноническим образом нашей живописи второй половины XIX века наряду с полотнами Репина и Сурикова.


«Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в **** нас!» - именно таково было, по легенде, окончание письма запорожских казаков турецкому султану. Текст его дошёл до нас в виде списков (письменных копий) и, как считается, был написан в XVII веке, когда в очередной раз турецкий султан потребовал от казаков перестать нападать на Блистательную Порту и сдаться.

Копию нашёл екатеринославский историк Новицкий, который передал её своему коллеге Яворницкому, а тот, в свою очередь, прочитал своим знакомым, среди которых был и художник Илья Репин. Тот так заинтересовался сюжетом, что вскоре решил написать по его мотивам картину. Сам Яворницкий позировал Репину в качестве модели для писаря. Атамана Сирко художник писал с киевского генерал-губернатора Драгомирова. А толстый смеющийся казак в красном кафтане и белой папахе - это писатель Гиляровский.

Картину потом признавали исторически недостоверной (да и к самому письму было немало претензий), но в итоге её успех на выставках (в том числе и за границей) был настолько огромным, что полотно в итоге купил сам император Александр III для размещения в Русском музее.


Главное монументальное историческое полотно красноярского художника Василия Сурикова, ради которого тот ездил в Швейцарию. Самого полководца художник списал то ли с преподавателя местной гимназии, то ли с отставного казачьего офицера.

Получился госзаказ невзначай: художник нарисовал картину к 100-летию альпийского похода Суворова в 1899 году, в итоге она так понравилась императору Николаю II, что тот её приобрёл для Русского музея.


Одна из ключевых картин в творчестве художника Верещагина, одна из немногих, выставленных в Русском музее (большая часть коллекции хранится в Третьяковской галерее). Художник - как всегда, с немыслимой по тем временам фотографической точностью - создал настоящий сюжет, достойный лучших фоторепортёров нашего времени. Роскошные двери среднеазиатской мечети, а перед ними - бедняки, для которых этот богатый мир закрыт навеки.

Это, кстати, одна из немногих невоенных картин Верещагина: тот прославился прежде всего как баталист, с репортёрским хладнокровием вскрывающий ужасы войны: и в Средней Азии, и на Балканах. Погиб Верещагин тоже на войне: на броненосце «Петропавловск» в Порт-Артуре.


Удивительная стилизация античного сюжета художником эпохи модерна. Валентин Серов, вдохновлённый раскопками на острове Крит (куда, по легенде, Зевс в образе быка и увёз Европу), написал не просто картину, а большое декоративное панно.

В Русском музее хранится одна из шести копий картины. Большой вариант находится в Государственной Третьяковской галерее.


Одна из самых сильных картин, посвящённых Гражданской войне. У Петрова-Водкина смерть лишена всякого пафоса, какой-либо патетики. У умирающего комиссара и держащего его солдата нет выражения боли и гнева на лице: только усталость, безразличие, отсутствие воли к дальнейшему движению, в то время как остальные бойцы бегут под звуки барабанов вперёд в бой.


Александр Дейнека написал эту картину ещё в 1942 году, буквально сразу после падения Севастополя. Ему показали снимки разрушенного города, и Дейнека решил создать большое героическое полотно о тех, кто защищал Севастополь. Получилась немного пафосная, но эмоционально очень сильная картина про отвагу и безнадёжность положения тех, кто решил не сдаваться во что бы то ни стало.

Фото: Павел Каравашкин, annaorion.com, echo.msk.ru, ttweak.livejournal.com, HelloPiter.ru, rusmuseumvrm.ru, kraeved1147.ru

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

«Последний день Помпеи», Карл Брюллов

«Последний день Помпеи» Карла Брюллова - самая известная в мире картина на тему извержения Везувия.

После представления картины в Милане в 1833 г. Брюллов стал в Италии объектом фанатичного поклонения, которого в этой стране не удостаивался ни один художник со времен Возрождения. Когда он шел по улице – прохожие снимали перед ним шляпы, когда заходил в театр – публика вставала. Возле его дома собирались толпы людей, желающие поприветствовать своего кумира.

Интересно, что в одном из персонажей картины Брюллов изобразил самого себя, а его приятельница графиня Юлия Самойлова фигурирует на полотне трижды.

☼ ☼ ☼

«Девятый вал», И.К. Айвазовский

Настоящее имя Ивана Константиновича Айвазовского – Ованес Геворгович Айвазян.

Для создания картины «Девятый вал» Айвазовский использовал всего 4 краски - красную, желтую, зеленую и коричневую. Богатейшие колористические эффекты полотна созданы за счет смешивания основных цветов.

Айвазовский обладал абсолютной зрительной памятью и большинство своих картин создавал без натуры, пользуясь лишь условными набросками. Он работал настолько быстро, что мог написать морской вид среднего размера за 2 часа. За свою жизнь художник написал более 6 тысяч картин.

☼ ☼ ☼

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», И. Е. Репин


Мало кто знает о том, что картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» вовсе не одна. Существует три версии, которые немного отличаются по композиции и персонажам. Вариант 1887 года экспонируется в Третьяковской галерее, вариант 1891 года (основной) в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Третий, который художник называл «наиболее исторически достоверным», находится на родине И.Е. Репина, в Харьковском художественном музее.

В качестве моделей для шести персонажей «Запорожцев» Репин использовал своих знакомых и друзей, подходящих по типажу. В частности, дородный казак в белой папахе, которого многие сравнивают с Тарасом Бульбой - это Владимир Гиляровский («дядя Гиляй»), знаменитый путешественник и писатель.

☼ ☼ ☼

«Садко», И. Е. Репин

«Садко» - единственная картина Репина на сказочный сюжет, и одна из немногих, в которой он использовал технику импрессионистов. С импрессионизмом художник познакомился во Франции, где он путешествовал в качестве пенсионера Академии художеств. Репин даже написал несколько картин с использованием его приемов («Садко», «Последний луч» и т.д.»), но результат начинающего мастера не удовлетворил. И хотя ему пророчили огромный успех в кругах импрессионистов, он решительно отказался от стиля, который считал «интересным с точки зрения техники, но решительно пустым по смыслу».

Моделью для создания образа Садко стал друг И. Е. Репина, художник В. М. Васнецов (автор «Богатырей», «Аленушки» и т.д.)

☼ ☼ ☼

«Витязь на распутье», В.М. Васнецов


Картин «Витязь на распутье» было написано три. В двух первых версиях богатырь располагается лицом к зрителям. Вариант 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Версия 1879 года экспонировалась на первой выставке «Союза русских художников» 1903–1904 гг. и была приобретена американским коллекционером. 110 лет спустя, в 2013 году, картина вернулась в Россию и была представлена в Москве на вернисаже «Россия: искушение историей». Версию 1882 года, на которой витязь повернут спиной к зрителям, можно увидеть в Государственном Русском музее.

☼ ☼ ☼

«Лунная ночь на Днепре», А. И. Куинджи

В 1880 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка, на которой экспонировалась одна-единственная картина. Тем не менее она произвела фурор, на выставку выстраивались очереди, и многие посетители приходили посмотреть на картину не один раз. Это была «Лунная ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи. Необычное лунное освещение, представленное на полотне, подчеркивалось тем, что картина выставлялась в темной комнате. Многие посетители не верили в то, что можно написать свет луны настолько реалистично, и заглядывали за раму в поисках скрытой лампочки.

☼ ☼ ☼

«Переход Суворова через Альпы», В. И. Суриков

Задумав картину «Переход Суворова через Альпы», В. И. Суриков поехал в Швейцарию и побывал на всех перевалах, где в 1799 году прошло войско знаменитого генералиссимуса. Он не только писал в этих местах пейзажные этюды для будущей картины, но и сам скатывался вниз по снегу и льду, определяя скорость движения персонажей на разных стадиях спуска.

Картина была написана и выставлена в 1899 году – к 100-летию беспримерного воинского подвига А. Суворова.

Известные режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков являются прямыми потомками В.И. Сурикова.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Русский музей — самое большое собрание картин и скульптур отечественных авторов. Экспозиция музея расположена в пяти зданиях. Самое главное — Михайловский дворец.

Всего в музее насчитывается примерно 4 миллиона экспонатов, в настоящее время коллекция постоянно пополняется.

В стенах музея ведется большая научно-исследовательская работа, проводятся лекции и семинары, рассчитанные на детей и взрослых.

Можно приобрести абонемент.

Кстати, именно этот музей петербуржцы любят больше всех остальных. Даже больше, чем .

История Русского музея

Государственный Русский музей в стал первым в стране местом, где хранятся произведения величайших российских живописцев и скульпторов.

Главный корпус музея, Михайловский дворец, был построен для младшего сына Павла I, Михаила. Архитектором стал Карл Росси. Уже после смерти великого князя его наследники продали дворец в городскую казну.

В 1895 году в здании дворца учрежден Русский Музей имениимператора Александра III согласно указу Николая II.Так началась славная история Русского музея.

Основой постоянной коллекции стали картины, некогда принадлежавшие Эрмитажу, Академии Художеств и Зимнему дворцу.

Часть картин приобреталась у частных коллекционеров, часть передана меценатами в дар.

Император Николай II жертвовал собственные средства на покупку новых экспонатов. За первые десять лет коллекция выросла почти вдвое.

За годы революции и войны ни один из экспонатов не пострадал. Часть была эвакуирована на Урал, часть — спрятана в подвальных помещениях здания.

В настоящий момент в здании музея ведутся исследовательские работы, Отдел реставрации музейных ценностей считается самым лучшим в России. Сюда привозят предметы искусства со всей страны, чтобы восстановить их былой вид.

Что надо знать о музее

Все картины Государственного Русского музея созданы русскими художниками (или художниками, которые проживали на территории России) — от древних домонгольских икон (конечно же авторства Андрея Рублева, Дионисия и Семена Ушакова) до живописи второй половины XIX века и современного искусства.

В самых крупных залах Михайловского дворца представлены полотнами членов Императорской Академии Художеств, в залах поменьше можно увидеть картины передвижников (знаменитая живопись Репина, Сурикова, Саврасова, Шишкина, Васнецова, Левитана и так далее).

В корпусе Бенуа (пристройка Михайловского дворца) хранится прославленный русский авангардизм. К сожалению, именно на нем и заканчивается композиция русского музея.

Сотрудники музея часто устраивают лектории, встречи с историками и интересными людьми, сотрудничают с лучшими художественными собраниями и курируют работу около 700 музеев по всей России.

Контактная информация

Время работы Русского музея: с 10 до 17, во вторник он не работает.

Если боитесь очередей, то лучше не ходите туда в понедельник. В этот день закрыт Эрмитаж и все туристы идут сюда.

Лучше отложите свой визит на четверг и пятницу.

По словам сотрудников музея, в эти дни меньший поток туристов.

Еще одна маленькая хитрость: со стороны корпуса Бенуа есть еще одни билетные кассы, но о них почему-то мало кто знает. Там очередь значительно меньше. Но экспозицию музея придется смотреть в обратном хронологическом порядке (то есть от авангардистов к древним иконам).

Стоимость билета для взрослых граждан РФ— 250 рублей, для студентов — 150 рублей.

За 600 руб. (льготный — 300) можно купить билет на три дня. В его цену входит посещения всех пяти корпусов.

К сожалению, официальный сайт Русского rusmuseum.ru музея не очень информативен, бронь билетов на нем также отсутствует. Все события из жизни музея можно узнать в одноименной группе «Вконтакте ».

Картины в Русском музее

Казимир Малевич, Автопортрет

Преподобный Сергий Радонежский, Михаил Нестеров

Причина, Viggo Wallenskold

Закусочная, Ральф Гоингс

Богоматерь Умиление злых сердец, Петров-Водкин

Бег, Александр Дейнека

Наверное Русский музей следует поставить одним из главных пунктов в списке посещения достопримечательностей Санкт-Петербурга. Особенно, если вы приехали в Северную столицу на один, два или чуть больше дней. «Почему?» — спросите вы.

Во-первых: здесь собрана действительно замечательная коллекция лучших работ русских художников, скульпторов и народных умельцев.

Во-вторых: в Русском музее нет такого ажиотажа и столпотворения как в Эрмитаже, а атмосфера музея вызывает чувство спокойствия и душевного равновесия.

В-третьих: сюда очень легко попасть (не нужно стоять в огромных очередях за билетом).

Русский музей. Еще совсем недавно, произнося эти слова, и горожане, и гости города, подразумевали только красивое здание в стиле ампир на площади Искусств. В Михайловском дворце в 1898 году открылся первый государственный музей национального искусства, и здесь располагаются основные экспозиции музея. Но за последние годы в состав музея вошли еще три дворца, имеющие знаменательное историческое и культурное прошлое.

Итак, Русский музей имеет в своем составе четыре здания: Строгановский дворец, Мраморный дворец, Михайловский дворец и Михайловский (инженерный) замок. Все эти дворцы расположены в разных местах Санкт-Петербурга и имеют в названии слова «Русский музей».

Для избежания путаницы назовем Главным зданием Русского музея – Михайловский дворец, расположенный по адресу улица Инженерная, 4. Именно здесь основные залы и экспозиции Государственного русского музея. Именно сюда и желают попасть гости Санкт-Петербурга, прибывшие в Северную столицу в первый раз.

Как попасть в Главное здание Русского музея.

До дворца очень легко пройти от станции метро «Невский проспект» (2-я, синяя линия).

Выйдя из метро, следуйте (по красной стрелке) по Михайловской улице в сторону памятника Александру Сергеевичу Пушкину, расположенному на Площади Искусств.

Сразу за памятником вы увидите Главное здание Русского музея — Михайловский дворец.

Режим работы Главного здания русского музея:

Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10-00 до 18-00.

Четверг с 13-00 до 21-00.

Вторник — выходной.

Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.

Как бы не приятно было попасть в музей через парадный вход, всем посетителям по советско-российской традиции придется зайти через черный вход. Вам об этом сообщит небольшой указатель около мраморной лестницы со львами.

Ниже приведем схему Михайловского дворца. Он состоит из трех основных частей: Корпус Бенуа, Флигель России и, непосредственно, сам Михайловский дворец.

Попасть в Главное здание Русского музея также можно через второй вход в корпусе Бенуа.

Фотография ниже дает возможность быстро сориентироваться, где расположен второй вход — на Набережной канала Грибоедова, рядом с Воскресенским собором (Храм Спаса-на-Крови).

Оба входа приведут вас к кассам, где необходимо купить билеты на посещение Русского музея.

Для взрослых граждан РФ и Республики Беларусь билет обойдется в 350 рублей, для учащихся с 16 лет, студентов и пенсионеров — 170 рублей, для детей до 16 лет (вне зависимости от гражданства) — бесплатно.

Возьмите обязательно в кассе или у сотрудников музея бесплатную схему расположения экспозиций. С ней вам будет легче построить свой маршрут.

После касс, следуя указателям, вы попадаете на парадную лестницу музея. Здесь можно встретить группы школьников.

Если вы пришли к открытию, то можно воспользоваться небольшой хитростью для более комфортного просмотра. Начало экспозиции, согласно указателям, справа от лестницы на втором этаже. Но если вы пойдете в левую сторону, то будете практически в полном одиночестве рассматривать великолепные картины К.Брюлова, А.Иванова, И.Айвозовского и др. Затем вы в любом случае посмотрите начало экспозиции.

Ф.А. Бруни «Медный змий».

Иван Константинович Айвазовский «Волна».

Картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи». Николай I наградил художника лавровым венком, и последнего стали величать «Карлом Великим».

И.К. Айвазовский «Девятый вал».

Григорий Иванович Угрюмов «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами».

Обратите внимание на лица двух плененных Александром Невским «безобидных» европейцев, казнивших несколько тысяч русских людей.

О. А. Кипренский «Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Васильевича Давыдова». Это родственник знаменитого героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова.

П.П. Соколов «Молочница с разбитым кувшином».

Интерьеры помещений Михайловского дворца.

Ф.И. Шубин «Екатерина II законодательница».

Портреты детей.

Дмитрий Григорьевич Левицкий «Екатерина II Законодательница».

Скульптура М. И. Козловского «Психея», часто ее называют «Девочка с бабочкой». По легенде сама Афродита завидовала красоте юной Психеи.

Н.Н. Витали «Венера».


Туристы с большим энтузиазмом фотографируются, держа Екатерину II за руку.

Борис Васильевич Суходольский «Живопись».

Очень радует здесь большое количество детей. Для них работники Русского музея рассказывают интересные, запоминающиеся истории.

Антон Павлович Лосенко «Чудесный улов».

После осмотра залов Михайловского дворца вы попадете во Флигель России, где увидите вживую знакомые с детства полотна.

Виктор Васнецов «Витязь на распутье».

В. И. Суриков «Степан Разин». Художнику удалось показать внутреннюю напряженность русского героя-мятежника.

Небольшая картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» завораживает.

Василий Суриков «Переход Суворова через Альпы» (размер картины 4 на 5 метров). Вот настоящий военачальник, вместе со своими солдатами штурмует Альпы, чтобы побыстрее помочь «нашим любимым» европейцам. Кто сейчас в Европе вспомнит подвиги наших солдат?

Илья Ефимович Репин. «Портрет императора Николая II» 1896 год.

Портрет последнего императора России. Кажется, что Николай II уже знает о своей судьбе…

Илья Ефимович Репин «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея».

В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком».

А это Ермак сотоварищи с мушкетами покоряют север.

В картине «Письмо турецкому султану» привлекают внимание все персонажи. Репин прорабатывал образ каждого запорожца в отдельности, поэтому каждый герой картины получился со своим характером.

Илья Репин «Проводы новобранца». Сколько трагедии в картине. Молодого человека отправляют в армию на долгие 25 лет.

Напротив картины И. Репина «Бурлаки на Волге» всегда много посетителей, здесь установлен удобный мягкий диван.

У «Садко» школьникам рассказывали о картине на немецком языке.

А вот картина противоречие. Виктор Васнецов. Картина «Битва скифов со славянами».

Во-первых: скифы предки славян. Во-вторых: скифы и славяне разделены несколькими столетиями.

Это получается бой прапрадеда с внуком. Еще со средних веков уничтожались все доказательства древнейшего происхождения народов, заселяющих современную Россию.

Вот небольшой отрывок из работы профессора Анатолия Алексеевича Клёсова:
«К сожалению, в российской исторической науке традиционно продолжается разрушающий, деструктивный подход, касается ли это норманyизма или других периодов отечественной истории. Селективно выбираются и вводятся в «официальный» оборот только источники, преуменьшающие значение, роль славян в исторических процессах. Нет в этом обороте «Историографии» М. Орбини, нет трудов польского архиепископа Станислава Богуца (Stanislaw Bohusz, 1731-1826), выдающегося просветителя, в одном из трудов которого – «Исторические исследования происхождения славян и сарматов» – описываются славяне, проживающие в древние времена от Сирии до Понта Эвксинского (Черного моря). Нет десятков других книг, ставших в древности или в средние века классическими, где повествуется о славянах прошлых тысячелетий. Об этом же есть целая библиотека сербских историков прошлого, в которых славянами называют тех, кого российские (и западные) историки называют «скифами». Если против этого у историков есть возражения – где они? Или они живут по поговорке «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»?»

Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Именно с этой картины начинается Русский музей при Александре III.

Лукиан Васильевич Попов «Наймичка». Девочка все свое детство будет ухаживать за чужим ребенком…

Такое чувство, что Лев Толстой сейчас встанет и пойдет.

Николай Александрович Ярошенко

Алексей Данилович Кившенко «Сортировка перьев». Девушки, набивающие подушки перьями немного поспорили…

Константин Егорович Маковский «Перенесение священного ковра в Каире».

Каждая картина таит в себе историю. Вот картина Владимира Маковского «Ночлежный дом». На Санкт-Петербург идет холодная буря. Бездомные пытаются попасть в ночлежку, все мерзнут и понимают, места хватит далеко не каждому.

В этом старике в шляпе и шарфе с папкой в руках можно узнать художника А. К. Саврасова. Конец жизни этот замечательный живописец провел в одиночестве и нищете, перебиваясь редкими заказами, скитаясь по углам и трущобам.

Маленькая девочка с голыми ножками в огромных ботинках плачет, возможно это последняя ночь в ее жизни. Но никто ей не сможет помочь…

Это хороший штрих к многочисленным современным статьям «Как хорошо жили при царе».

К.Е. Маковский «Семейный портрет».

Следующая картина совсем недавно висела рядом с «Ночлежным домом», на ней изображена семья брата Владимира Маковского. Девочки такого же возраста, как и ребенок на предыдущей картине, но своим происхождением они заслужили жизнь в достатке. Сейчас эти картины разместили подальше друг от друга, в разные залы.

И.И. Шишкин «Корабельная роща». Работы этого художника узнаваемы сразу.

Василий Верещагин «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)». Небольшой фрагмент празднования Победы.

А вот русские солдаты, навечно оставшиеся лежать за свободу болгар.

Василий Перов «Суд Пугачева». Тела казненных дворян лежат рядом с «судьей».

Василий Григорьевич Перов «Монастырская трапеза». Хорошая картина о жизни людей в рясах.

Генрих Семирадский «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». В древнегреческом городе Мегары 2500 лет назад жила женщина по имени Фрина. Ее красота и изумительная для южной страны белая кожа поразила многих художников и скульпторов. С нее лепили скульптуру Афродиты Книдской и написали Афродиту Анадиомену. На картине она сама сбрасывает с себя одежды, чтобы все могли быть ослеплены ее красотой.

К.Д. Флавицкий «Христианские мученики в Колизее». Первые христиане подвергались жестоким истязаниям. На картине видно, как тащат маленького мальчика на арену с дикими зверями. «Если вас хранит ваш бог — пусть он спасет вас от растерзания львов», — с этими словами выводили христиан на смерть под ликующие возгласы 100 000 римских зрителей.

Русский богатырь.


Адриан Волков «Смерть Ивана Сусанина».

В. Якоби «Ледяной дом». Потешная свадьба по приказу Анны Иоановны в ледяном дворце.

А.П. Рябушкин «Московская улица XVII века в праздничный день». Дороги… Как мало они изменились за несколько столетий в России.

Леонид Позен «Скиф» — далекий предок россиян, которого хотят «вытравить» из нашей истории.

В Русском музее замечательно представлены изделия русских мастеров. Все правое крыло на первом этаже Михайловского дворца занято выдающимися работами старинных и современных мастеров.

Только представьте, сколько труда и мастерства необходимо, чтобы вырезать такую ажурную шкатулку из кости.

Или вот интересная работа из дерева «Как мыши кота хоронили» (конец 19 века).

В этом небольшом рассказе о Государственном Русском музее мы показали вам лишь малую часть представленных картин, скульптур, работ. Чтобы внимательно рассмотреть все экспозиции музея потребуется несколько дней.

Немного истории: Главное здание Русского музея.

«По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов…», — так писал журнал «Отечественные записки» в 1825 году. В тот год каждый уважающий себя петербуржец обязательно побывал здесь, у только что законченного Михайловского дворца, построенного архитектором Карлом Росси для Великого князя Михаила Павловича и его жены Елены Павловны. Сейчас это главное здание Русского музея. Белый зал — единственное помещение, которое сохранилось после перестройки дворца под нужды музея именно таким, каким оно было при Росси. Прекрасные девушки, восседающие на колесницах — Музы, дочери богини памяти Мнемосины и Зевса, изображены на плафоне потолка; Великая княгиня Елена Павловна увлекалась живописью, музыкой, поэзией. Росписи выполняли прекрасные итальянские художники Джакомо Батисто Скотти и Антонио Виги. Все остальное — плод труда русских мастеров: столярного мастера Бобкова, бронзовщика Захарова, мебельщиков и паркетчиков Знаменского и Тарасова, скульптора Степана Пименова. Белый зал — истинный шедевр, в котором Росси продумал абсолютно все, — от расположения колонн, до мельчайших деталей орнамента и парадного сервиза. Счастливым образом все это сохранилось: живописная роспись стен, скульптурное убранство, наборный паркет — все осталось от времен Росси. Даже мебель стоит на тех же самых местах (ее количество и местоположение было определено самим архитектором). Зал был так хорош, что английский король Георг даже попросил изготовить с него уменьшенную копию.

Но не только своим внешним видом знаменит Белый зал. Здесь находился знаменитый музыкальный салон Великой княгини. Русское музыкальное общество, благодаря которому в 1860 году были открыты первые музыкальные классы, а затем — и первая в России консерватория, зародилось именно здесь, на этих вечерах. В Михайловском дворце дебютировал как дирижер Петр Ильич Чайковский, здесь исполняли свои произведения Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Михаил Глинка. Эти стены слышали голоса Василия Жуковского и Ивана Крылова. Салон в течение многих лет был одним из важнейших кульминационных центров столицы.

«Музыкально-артистические вечера у Великой Княгини были чрезвычайно интересны, — вспоминал их первый участник, известный композитор, пианист Антон Рубинштейн. — Здесь собирались положительно лучшие артисты, которые оказывались в Петербурге. Часто среди гостей являлась величественная фигура Императора Николая».