Рассказ ребенка о театре. Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральная азбука. «Мой безопасный портфель»

(старший возраст)

Цель: Познакомить детей со знанием театра; посетить спектакль Осташковского народного театра; познакомить с актёрами, пообщаться с ними; подняться на сцену, пройти за кулисы, посетить гримёрку, побеседовать с режиссёром. Воспитывать у детей любовь к театру.

Предварительная работа: Прежде всего, прочла книгу «Что такое театр» под редакцией Оганесяна. А потом на основе этой книги, показала иллюстрации рассказа детям:

  • Что такое театр?
  • Когда и для чего придумали театр?
  • Побеседовали о том, как устроен театр, какие помещения есть в нём, кто работает в театре.

Потом показала детям открытки разных театров мира.

В детской библиотеке, вместе с детьми, мы взяли книгу «Под цирковым шатром» - говорили о том, что цирк – это тоже театр. Рассмотрели иллюстрации и открытки о цирке, назвали различные цирковые профессии: жонглёр, акробат, клоун, фокусник и др.

Рассмотрели журнал «Весёлые картинки», посвящённый цирку. Читали с детьми стихи, рассказы. Некоторые дети посетили цирковые представления, в г. Твери. Поделились своими впечатлениями, показали фотографии, билет, цирковые аксессуар: носы клоунские, косички, рожки и др. Для себя я брала книгу Юрия Длинского «Азбука театра» (50 маленьких рассказов).

Познакомились с книгой С. Образцова «Театр кукол». Она прекрасно иллюстрирована, дети много узнали о детском, кукольном театре в Москве – театре, который специально построен для детей. И увидели его, правда, только на фото.

Прочитали книгу Курчевского «Художники и куклы».

Затем мы собрали все свои куклы и куклы из других групп детского сада: рассмотрели их, поиграли. Сделали атрибуты: кассу, билеты. Всё это способствовало возникновению сюжетно- ролевой игры «Театр».

Мы показали детям спектакли на фланелеграфе «Кто сказал мяу», «Под грибком»; настольный театр «Заюшкина избушка», пальчиковый «Жихарка». Драматизировали с детьми сказку «Репка» и показали в младшей группе.

Дети вместе с воспитателями участвовали в создании кукол, декораций, масок для театральной зоны. Кроме того, у нас появилась специальная шкатулка с бусами, очками, усами, коронами и многими другими аксессуарами для принятия нужного образа.

На занятиях по познавательному развитию «Все работы хороши – выбирай на вкус» - рассказали о профессии актёра, балерины.

Ход экскурсии:

1. Ребята, посмотрите на это здание: оно обычное – как все вокруг него или особенное, отличающее от других? (Ответы детей).

2. А вы знаете, как называется это здание, что в нём находится? (Ответы детей).

3. А что такое театр, кто может объяснить? Кто из вас был в театре? Как называют взрослых и детей, которые приходят в театр?

Сегодня в театре будет много зрителей – это дети из разных садов нашего города, а также школьники. Они тоже будут смотреть спектакль – сказку. Название сказки можно узнать из афиши. Давайте подойдём поближе к афише и прочтём её. Что это? (афиша). Здесь написано, что спектакль называется «Лесная песенка». В нём участвуют артисты (читаем афишу), режиссёр спектакля Тихонов Сергей Евгеньевич. Время начала спектакля 10 часов 00 минут. Вот сколько сведений мы узнали о предстоящем спектакле. А помогла нам узнать…(афиша).

Чтобы попасть в театр. Что нужно обязательно иметь каждому зрителю (билет). Где можно приобрести билет? В театре касса называется театральной.

Посмотрите внимательно, может быть вы, догадаетесь, где находится касса?

Ты к окошку подойди,

Ему деньги протяни,

И окошечко в ответ

Отдаёт тебе билет.

А кто работает в кассе? У нас есть билеты, давайте посмотрим, что написано на билете, как вы думаете?

Теперь мы войдём в театр. При входе билеты отдадим билетёру.

Спектакль будет идти долго, больше часа. В верхней одежде нам будет жарко, не удобно сидеть. Куда должны пойти зрители сначала? В театре раздевалка называется - гардероб. (Повтор детьми). Все разделись, привели себя в порядок. И нам пора пройти куда…?

Да, в зрительный зал.

1. Что вы видите в зрительном зале?

2. Почему кресел так много?

3. Чего ещё много?

4. Что вы видите наверху с трёх сторон (это балкон, за ним тоже есть места для зрителей).

Самое большое театральное помещение это … (зрительный зал). Нравиться он вам? Оглядитесь повнимательнее, что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники). В центре потолка – большая люстра. У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? Зал большой и люстра огромная. Когда начинается спектакль, эта люстра будет светить? Правильно, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать эти прожектора (показ). А теперь займём свои места.

Просмотр спектакля.

Ребята вам понравился спектакль? Я могла бы не задавать вам этот вопрос. Потому что вижу ваши довольные лица, весёлые глаза. А во время спектакля слышала ваш смех, как вы громко хлопали в ладоши артистам.

А хотите, теперь познакомится с самым главным человеком в театре. Это режиссёр театра – Сергей Евгеньевич.

Сергей Евгеньевич, почему Вас называют самым главным человеком в театре? (ответ).

Ребята, художнику требуется много труда, чтобы нарисовать такие большие, красивые декорации.

Сергей Евгеньевич, нам очень понравился Ваш спектакль и костюмы артистов. Кто изготовляет такие красивые костюмы? (Ответ).

Куда мы пришли теперь? Что вы видите? Чей это костюм? Посмотрите, а это чей костюм? Костюмов много, потому что ролей много и для каждой роли нужен свой костюм. А кто шьёт костюмы? Портнихе нужно потрудится, чтобы костюмы понравились и артистам, и зрителям. А хранит все костюмы и выдаёт их артистам - костюмер. (Повтор детьми). Костюмер следит, чтобы все костюмы были в порядке, стирает их и гладит, развешивает их на вешалки. Ребята, нравится вам путешествовать по театру? Хотите продолжить путешествие?

Сергей Евгеньевич, куда вы нас ещё хотите пригласить?

Дети, вам понравилось в гостях у артистов? Сейчас много нового узнали о театре? А какой сегодня праздник? (Ответы).

Да сегодня праздник для всех кто работает в театре. Мы поздравляем Вас всех с Днём театра. Желаем творческих удач, хороших спектаклей и много – много зрителей. Ребята приготовили для Вас всех подарки. Спасибо Вам всем. С праздником! До свидания! Нам пора.


План – конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
«Что мы знаем о театре?»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
познакомить детей с театром, видами театра, с профессиями людей, работающих в нём.
Речевое развитие:
обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих названия профессий людей, служащих в театре, предметов, необходимых им;
продолжать совершенствовать грамматический строй речи.
формировать умение соотносить звуки с буквой и выкладывать из букв слово;
развивать умение детей составлять сложные предложения.
Социально - коммуникативное развитие:
воспитывать культуру общения между детьми, между детьми и взрослыми,
культуру поведения в общественном месте (театре).
Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Физическое развитие:
закрепить навыки бросания и ловли мяча двумя руками от груди, навыки выразительной передачи игровых образов. Развивать двигательную активность детей.
создавать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья. Прививать навыки элементарного самомассажа рук.
Закрепить комплекс упражнений зрительной гимнастики, направленной на сохранение и укрепление зрения детей.
Художественно- эстетическое развитие:
Развивать образное восприятие музыки, умение высказывать своё впечатление о ней.
Закрепить технику рисования восковыми мелками, фломастером и маркером.
Развивать творчество детей в поиске оригинальных решений с опорой на известные способы конструирования.
Познакомить с произведением Э. Мошковской «Вежливое слово», формировать умение давать оценку действиям персонажей.
Методы и приёмы:
Практические:
Дидактическая игра, физкультминутка, ручной труд, художественное творчество, составление слова «театр», самомассаж рук
Словесные: чтение стихов, драматизация отрывка из сказки.
Наглядные: демонстрация слайдов, показ предметов.
Материал:
Шкатулка с предметами, имеющими отношение к театру, буквы т, е, а, т, р. Театры: теневой, настольный, пальчиковый, кукольный, игрушка- марионетка, презентация «Волшебный мир театра», ноутбук, диск с записью песни о театре, костюмы ежа и лисы, мяч, цветная бумага, фломастеры красного и чёрного цветов, ножницы.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка
Игровая Д/и «Назови профессию»
Коммуникативная Беседа «Кто работает в театре»
Чтение художественной литературы Чтение произведения Э. Мошковской «Вежливое слово»
Продуктивная Оригами «Мордочки зверей»
Познавательно-исследовательская Решение проблемной ситуации «Для чего и для кого лежат предметы в шкатулке?»
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Педагог организует сюрпризный момент: вносит сумку с театральными предметами, предлагает рассмотреть и сказать, для чего они нужны. Дети достают предметы, называют свои варианты ответов. Даны представления о театре.
2 Педагог обращает внимание детей на красивую коробочку, предлагает детям достать из коробочки буквы и выложить слово «театр» Дети соотносят звуки с буквой и выкладывают слово. Активизация словаря, выделение звуков из слова
3. Воспитатель спрашивает детей, что такое театр, какие виды театра они знают и предлагает отправиться на выставку различных театров, которая подготовлена в группе. Дети отвечают на вопросы воспитателя, а затем рассматривают различные виды театра: пальчиковый, кукольный, марионеток, теневой, перчаточный, на фланелеграфе, театр игрушек. Закрепление представлений о различных видах театра.
4. Беседа о Сызранском городском драматическом театре им.А.Н.Толстого, сопровождающаяся показом презентации «Волшебный мир театра»
Слайд 1.Здание Сызранского городского драматического театра им.А.Н.Толстого.
Слайд 2. Кто главный в театре?
Слайд 3. Кто играет на музыкальных инструментах?
Слайд 4. Кто руководит оркестром?
Слайд 5. Кто гримирует артистов?
Слайд 7. Кто отвечает за костюмы для артистов? Слайд 8. Кто отвечает за освещение во время спектакля?
Слайд 8. Где происходит действие?
Слайд 9. Кто проверяет билеты?
Слайд 10. Кто работает в гардеробе?
Слайд11. Кто проверяет билеты? Дети отвечают на вопросы воспитателя:
Есть ли театр в нашем городе? Приходилось ли там бывать? Какие спектакли они смотрели?
Кто главный в театре?
Кто играет на музыкальных инструментах?
Кто руководит оркестром?
Кто гримирует артистов?
Кто отвечает за костюмы для артистов?
Кто отвечает за освещение во время спектакля?
Где происходит действие?
Кто работает в гардеробе?
Кто проверяет билеты?
Активизация словаря, совершенствование диалогической речи, закрепление знаний о театре, о людях, работающих в нём.
5. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Игра с мячом «Кто работает в театре» Созданы условия для двигательной активности, закреплены навыки бросания и ловли мяча, закреплены знания о людях, работающих в театре.
6. Педагог организует сюрпризный момент: приходят ёж и лиса. Дети слушают диалог лисы и ежа, а затем по желанию перевоплощаются в героев. Созданы условия для театральной деятельности.
7. Воспитатель организует физкультминутку. Дети изображают животных:
По-лосиному красиво
Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка
Всё спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка
Косолап он с детских лет. Созданы условия для двигательной активности, снятие умственного напряжения.
8 Педагог организует беседу «Как правильно вести себя в театре?» Дети дают свои варианты ответа на вопрос. Закреплены правила поведения в театре.
9 Педагог предлагает послушать стихотворение. Дети слушают стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово».
Ознакомление с новым художественным произведением.
10 Педагог предлагает устроить театр для малышей, а для этого сначала изготовить пригласительные билеты. Дети изготавливают мордчки-оригами зверюшек, рисуют глаза, нос, усы. Закреплена техника изготовления игрушек и рисования восковыми мелками, фломастерами и маркерами.
11 Педагог предлагает детям поиграть с пальчиками. Дети выполняют массаж пальцев «Рукавицы»:
Вяжет бабушка лисица
Всем внучатам рукавицы:
Для лисёнка Саши,
Для лисёнка Маши,
Для лисёнка Коли,
Для лисёнка Оли.
А маленькие рукавички
Для Наташеньки – лисички.
В рукавичках- да-да-да
Не замёрзнем никогда.
Что нам вьюга да метель?
Хочешь, Мишенька, примерь!
Обучение самомассажу рук.
12 Педагог проводит заключительную беседу «Что мы знаем о театре?», затем читает ститхотворение:
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра. Дети отвечают на вопросы: Что такое театр?
Какие виды театра знаете?
Для чего люди ходят в театр? Закреплены знания о театре.
.


Приложенные файлы

Пономарева Валерия Сергеевна

Воспитатель, МБУ ДС № 120 "Сказочный", Самарская область, город Тольятти

Пономарева В.С. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Что такое театр?» // Совушка. 2017. N2(8)..02.2019).

Заказ № 27747

Цель: дать детям представление о театре. Познакомить с видами театра (драматический, кукольный, художественный)

Программное содержание:

  • рассказать об истории создание театра
  • познакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театре
  • стимулировать их интерес к театральному искусству
  • развивать умение различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями
  • обогатить словарный запас детей театральными терминами.

Оборудование: проектор, экран, мультмедийная презентация, кукла Кузя (домовенок), волшебный сундучок. «Говорящее» письмо, д/и «Гардероб», картинки- эмоции. Для изготовления билетов: готовые шаблоны и заготовки, цветные карандаши, салфетки, клей.

Ход занятия:

Педагог: здравствуйте, друзья! Снова вы вместе, а значит наше интересное и увлекательное путешествие продолжается. И сегодня, в гости к нам, придет наш старый знакомый - домовенок Кузя. Он прислал мне письмо, в котором сообщил, что приготовил для вас сюрприз.

Слышится плач, появляется Кузя (он расстроен, плачет)

Педагог : Здравствуй, Кузя! Что случилось? Почему ты плачешь?

Кузя: Здравствуйте, я так спешил к вам на сегодняшнюю встречу, такой сюрприз для вас приготовил, а теперь и не знаю, что мне делать?!

Педагог: Может ты, расскажешь нам, что случилось, а мы с ребятами, постараемся тебе помочь.

Кузя: Я приготовил для нашей встречи свой сундучок, в который положил очень удивительную и интересную сказку, чтобы показать ее ребятам. А когда сегодня, открыл сундучок, оказалось, что все мои сказочные герои разбежались. Они оставили мне «говорящее письмо»

Педагог: Давай, скорее свое «говорящее письмо», мы его послушаем и узнаем, куда же отправились наши сказочные герои.

Прослушивается аудиозапись, в которой сказочные герои сообщают Кузе и ребятам, что отправились в театр, чтобы посмотреть, что это такое и больше о нем узнать.

Педагог : Кузя, ну что ты так расстроился, ведь ничего страшного не случилось.

Кузя: Как, ничего страшного? Я никогда не был в театре и даже не знаю, что это такое?

Педагог: Ребята, а давайте вместе с Кузей отправимся в путешествие в волшебный мир театра. Кто знает, что такое театр? Для чего в него ходят люди? Выслушивает ответы детей, обобщает их . Правильно, театр - это красивое здание, где показывают спектакли, устраиваются различные постановки. Обращает внимание на экран.

Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним - красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша) . На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях. СЛАЙД №1-2

Давайте войдем в него и посмотрим, как устроен театр внутри. Смотрите, перед нами небольшое окошечко. Это - «Театральная касса», для чего она предназначена? (там продают билеты) А кто же это делает? (кассир) СЛАЙД №3

Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (зрителями) . А какие правила должны соблюдать в театре зрители? (не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т.д.) . Может кто-то вспомнит самое первое правило зрителя? Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка, гардероб). В театре раздевалка называется гардероб. СЛАЙД №4

Сняв верхнюю одежду, мы направляемся… (ответы детей). Правильно, в зрительный зал. Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале (сцену), где скоро будут играть свои роли... (актёры). А пока сцена еще закрыта театральным занавесом. СЛАЙД №5

Показ слайдов с использованием терминологии: зрительный зал, ложи, балконы, сцена, занавес, кулисы, рампа, задник, яма для оркестра и др.

Педагог: Молодцы, ребята. Прежде чем продолжить наше путешествие я предлагаю вам немного отдохнуть, и ты Кузя повторяй за нами.

Проводится физкультминутка «В театр мы идем»

С тобой гуляем весело,

В театр мы идем!

Шагаем мы на месте.

И песенку поем.

Ля-ля-ля-ля,

(4 хлопка)

В театр мы идем.

(Шаги на месте)

Ля-ля-ля-ля,

(4 хлопка)

Мы песенку поем.

(Шаги на месте)

Педагог: Мы познакомились с вами с внутренним устройством театра. Но в зависимости от того, какой вид спектакля показывают в театре, он так и называется. Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть драматические театры, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, теневые и множество других. Сейчас вы посмотрите на слайды и определите, какой, где театр?

Демонстрируются сцены различных театральных постановок. Дети просматривают слайды, называют где - какой театр.

Кузя: Ой, как интересно, а как играют роли актеры в таких театрах?

Педагог: А это мы тебе сейчас покажем, правда, ребята? Представьте себя артистами разных театров и поздороваемся с другом, если мы артисты:

театра оперы (дети пропевают слово «Здравствуйте»)

театра мимики и жеста (здороваются жестами)

драматические артисты, исполняющие роль Мухи-Цокотухи и Комара

кукольного театра (берут кукол би-ба-бо, взаимодействуют с ними)

пальчикового театра (показывают, как играют с персонажами пальчикового театра)

Кузя: Ну, теперь я все знаю и про театр, и про артистов…

Педагог: Погоди, Кузя, не торопись. Театр - это праздник. Большинство людей ходит в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. Но для некоторых людей театр - работа. Ведь в театре работают не только артисты, но и многие другие люди, без которых, не состоялось бы, ни одно представление! И профессии этих людей очень интересны и разнообразны. Скажите, ребята, если я сейчас хочу сыграть роль бабы Яги, могу я выйти на сцену? Почему? (Ответы детей)

Педагог: Правильно, ребята, ведь прежде, чем выйти на сцену мне надо надеть костюм и сделать соответствующий грим, прическу. Для этого в театре есть костюмеры, швеи. Прической актеров занимается парикмахер, а гример накладывает грим. А еще мы должны попасть в сказку, создать атмосферу сказки помогут декорации, которые изготовят художники. Они же поработают над изготовлением афиши, приглашающей нас в театр. И, конечно же, театру нужны музыканты. Осветители работают над тем, чтобы все происходящее на сцене было хорошо видно. А еще в театре есть звукооператор, бутафорщики, кассиры, билетеры, гардеробщики.

Показ слайдов театральных профессий, с пояснением.

Педагог : А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Гардероб"

Игра «Гардероб» Педагог объясняет детям высказывание "Театр начинается с вешалки", рассказывает о таком месте театра, как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Деду Морозу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.

Педагог: И еще одна игра, которая поможет узнать нам, что вы запомнили о театре и профессиях людей, которые здесь работают.

Словесная игра «Добавь слово»

В театр скорее приходите,

Здесь ждут всегда вас, юный…(зритель)

Мастерство плюс труд, плюс ум-

Сшит сценический …(костюм)

Почетна и завидна наша…(роль)

Не может без артистов режиссер.

И ветра вой, и детский крик

Озвучивает…(звукорежиссер)

И шут, и царь, и гренадер

А всех сыграл один…(актер).

Из гипса - арбуз, из картона - топор,

На сцене сложил реквизит… (бутафор)

Педагог: Но главная профессия в театре - режиссер. Его задача выбрать пьесу для постановки, распределить роли, научить актеров выразительно читать свою роль, вести диалоги, выражать свои эмоции.

Игра "Эмоции". Цель: уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой), повторить названия частей лица человека, совершенствовать навыки изображающей деятельности, развивать воображение.

Ход игры:

Педагог объясняет, что актерам в театре необходимо уметь изображать различные эмоции. Они делают это с помощью выражения лица (мимики). Воспитатель раздает детям шаблоны лиц и предлагает изобразить любую эмоцию (страх, радость, гнев и тому подобное). Во время игры дети могут пользоваться зеркалами.

Кузя: Как мне понравилось, я столько узнал о театре. Только мы не сделали самого главного, не нашли моих друзей.

Педагог: Кузя, а кто они, твои друзья, как они выглядят?

Кузя: Они - куклы, которые знают много сказок и любят их показывать детям.

Педагог: Ребята, раз друзья Кузи - куклы, то, в каком театре их можно найти? (В кукольном) Правильно, конечно, в кукольном.

Кузя: Но у меня нет билета, чтобы попасть в кукольный театр.

Педагог: А мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?

Педагог приглашает ребят за столы и предлагает им при помощи шаблонов для билетов, заготовки для работы, карандашей, клея сделать для Кузи билеты в театр. После выполнения задания, ребята вручают Кузе билеты.

Кузя: Спасибо большое, а зачем мне так много билетов.

Педагог: Кузя, просто мы отправимся вместе с тобой на кукольное представление и поможем тебе не потеряться в огромном мире кукольного театра и найти своих друзей. А теперь мы, ненадолго расстанемся, чтобы встретиться вновь и отправиться в кукольный театр.

Посещение театра это не просто пустое развлечение, а настоящая проверка чувств и переживаний детей. Потому рассказывайте детям о театре, водите их на представления и получайте удовольствие. Ребята становятся участниками сказки, вживаются в образ любимых героев, принимают все близко к сердцу. Таким образом, развивается эмоциональная и интеллектуальная составляющая характера каждого ребенка, что прекрасно помогает в воспитании маленьких детей. Я не верю в безразличие детей, если они психически здоровы.

Сегодня прогресс приучил наших детей к компьютерам и аудиотехнике. В лучшем случае дети слушают , а чаще смотрят мультфильмы по телевизору или компьютеру. Достижения техники, это конечно, хорошо, и отказываться от всего этого просто неразумно. Но ведь, если вы начнете постепенно говорить малышам про театр, то они, в конце концов, заинтересуются этим и согласятся пойти с вами. Вот тут то и важно грамотно прививать художественный вкус, постараться создать правильное представление детям о театре.

Правила поведения в театре для детей

Если вы хотите, чтобы наше посещение театра с ребенком было полезным и интересным, всегда пользуйтесь основными правилами поведения на спектаклях с детьми.

Наденьте чистый костюмчик или платье, выглядеть аккуратно. При желании можете взять нарядное платье, ведь красивое и праздничное в театре всегда уместно.

В холодное время года обязательно переобуйтесь в сандалики или туфли. Так вам будет гораздо удобнее и комфортнее себя чувствовать.

Попросите взрослых причесать вас аккуратно в туалетной комнате, там тоже есть зеркала. В фойе театра делать этого не стоит, приучайтесь сразу быть культурными и воспитанными людьми.

До спектакля рассмотрите программку, там вы увидите картинки, фотографии артистов. Вскоре вы начнете уже их узнавать на следующих спектаклях. Так вам станет еще интересней.

Никогда не употребляйте еду в зрительном зале. Поешьте заранее дома, а перекусить можно будет в антракте в буфете, предварительно взяв с собой бутерброды или фрукты. Тогда не надо будет стоять в очереди, торопиться кушать, боясь опоздать. Приучайтесь сразу быть зрителем с высокой культурой и понимайте, где можно кушать, а где нет.

Не кричите и не топайте ногами во время спектакля, вы можете мешать актерам. Не вставайте с места, чтобы не мешать другим зрителям.

Не бегайте в зале, чтобы не вспугнуть сказку. Ведь вы пришли увидеть волшебство, значит надо вести себя тихо.

И самое главное, хлопайте от души в ладоши, если вам понравилась сказка. Лучше в конце представления, чтобы не мешать никому.

Кстати, в театре раньше свято чтили таинство, и свет гас постепенно, погружая зрительный зал в темноту, оставив ярко освещенной только сцену. Сейчас все намного быстрее, свет гаснет сразу, поэтому дети часто пугаются. Когда мы были в театре, наш Эмир сразу закричал «темно», да и другие детки тоже забеспокоились и зашумели. Так что для нас это был первый негативный момент.

Кроме того, во время спектакля, Эмир порывался встать и уйти домой. Мне пришлось его уговаривать и подождать, ведь Витя смотрел с восторгом, не отрывая взгляда от сцены. Мы не могли с Эмиром уйти, оставив Витю одного в зале. Поэтому я сделала вывод, что детям до трех лет в театре делать нечего, им там скучно.

А дети постарше, воспринимают все серьезно, искренне помогают одним героям сказки совершать добрые поступки и прогоняют злых персонажей сказки. Получается, что практически начинают разграничивать зло и добро в жизни. Поэтому с малышами удобнее беседовать дома на тему театра, чтобы подготовить их заранее. Каждой маме нужно уметь преподнести знания детям о театре так, чтобы не отбить охоту, а приобщить ребенка к искусству ненавязчиво.

1. Покупайте билеты на места, откуда ваш малыш будет хорошо видеть и слышать представление. Не стоит ему дополнительно утомляться, напрягая слух или зрение. Не стоит брать места рядом с усилителями звука, чтобы не раздражать ушки. В противном случае, ребенок может капризничать и попроситься домой.

2. Садитесь всегда рядом с ребенком, переживайте с ним, поддерживайте, это так важно малышу.

3. Старайтесь выбирать знакомый спектакль, с положительными отзывами. Ведь нередко детям показывают бессмысленные представления, с плохой игрой актеров. Так зачем формировать дурной эстетический вкус с малолетства?

4. Будет чудесно, если вы заранее с детьми прочитаете сказку по спектаклю или просто расскажите ему кратко содержание. Ведь маленькие дети не всегда понимают игру актеров и быстро теряют интерес к происходящему на сцене, если им что-то непонятно и незнакомо.

5. После спектакля не бегите в раздевалку, чтобы быстрее одеться. Зрителей в театре не так много, так что успеете. У вас есть несколько минут, чтобы показать детям фойе, где расположен гардероб и туалет, обратить внимание на шторы и люстры в театре. Не думайте, что вашему ребенку это будет неинтересно. Пока не покажете, вы этого не узнаете.

Один важный момент, часто в таких местах скопления детей продают дешевые подделки светящихся игрушек. Почти все они одноразового пользования. Так что старайтесь увести детей подальше от таких мест, хотя их тянет туда как магнитом.

Наши мальчишки бегали в фойе, им понравились диваны и шикарные люстры, но звуки из уголка с этими игрушками доносились до них постоянно. Мне составило большого труда отвлечь их и увести в зал. Зато после спектакля, когда мы вышли из зала вместе, я лишь на минутку отпустила руки, чтобы взять одежду в гардеробе, моих сорванцов след простыл.

Так и пришлось мне ходить с одеждой и пакетом в руках искать их, пока не догадалась пойти на знакомые звуки. Ну, конечно, они стояли уже там и играли. Вокруг была толпа взрослых с детками, так что, в надежде, что у них купят, игрушки у моих внуков никто не отбирал.

Дома у нас есть уже несколько подобных игрушек, но это уже отдельная история, поэтому писать об этом не буду. А вот о том, куда мы пошли после представления, поведаю вам в следующий раз, и почему дети быстро согласились уйти от этих игрушек, вы тоже узнаете.

6. Постарайтесь обсудить с ребенком увиденный спектакль, поинтересоваться, что и почему ему не понравилось, чтобы учесть нюансы на будущее.

7. С буфетом знакомить малышей можно после трех посещений театра, не раньше. Это же не кафе, чтобы там уделять внимание еде, а храм искусства. Вот и дайте им почувствовать это ощущение. А вот бутылочку с водой захватить с собой не помешает. В любом случае, ребенок утолит жажду, успокоится и никому не помешает.

8. Если дети плохо себя чувствуют или устали, нет смысла идти с ними в театр. Ничего хорошего из этого не выйдет. Помните, что театр – это эмоциональная сильная нагрузка, вот и думайте, справится ли ваш ребенок с этим.

Лучше в день посещения театра хорошо отдохнуть, выспаться и не торопясь отправляться на спектакль.

Поэтому никогда не торопитесь и не опаздывайте. Сейчас перед детским спектаклем часто придумывают развлекательные представления по , чтобы расшевелить ребят, поднять им настроение, подготовить к просмотру основной сказки.

Нашим внукам маленькое развлечение перед постановкой театра понравилось больше всего. Они прыгали и танцевали, отгадывали загадки. Я удивилась, но Эмир первым крикнул про Айболита, которого он знает наизусть почти всего. Как он активно общался с актерами-аниматорами, здороваясь с каждым из них. Вот и все основные правила поведения в театре для детей.

Как нельзя лучше о театральных правилах написано в детском стихотворении С.Я. Маршака:

В театре для детей

Народу-то! Народу!

Куда ни кинешь взгляд, —

По каждому проходу

Идет волна ребят.

Сажают их на стулья

И просят не шуметь,

Но шум стоит, как в улье,

Куда залез медведь.

Из длинного колодца —

Невидимо для глаз —

То флейта засмеется,

То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,

Настала тишина,

И впереди за рампой

Раздвинулась стена.

И увидали дети

Над морем облака,

Растянутые сети,

Избушку рыбака.

Заговорила рыбка

На берегу морском.

Все эту сказку знали —

О рыбке золотой, —

Но тихо было в зале,

Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,

Когда зажгли огонь.

Стучат ногами об пол,

Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,

И лампочки дрожат —

Так звонко рукоплещет

Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко…

Но вот пустеет дом,

И только раздевалка

Кипит еще котлом.

Шумит волна живая,

Бежит по всей Москве,

Где ветер, и трамваи,

И солнце в синеве.

Если у вас есть дополнения или закрались какие-то сомнения, то высказывайте свое мнение. Оно важно для меня, и читателям тоже будет полезно и интересно узнать, как спокойно и легко донести правду детям о театре, ничего не приукрашивая и не искажая.

Мне будет приятно, если вы нажмете несколько кнопочек социальных сетей и расскажите своим друзьям об этом.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральная азбука»

Цель : расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.

Оборудование : иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей, дидактическая игра «Театральные профессии», муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, атрибуты к игре «Парикмахерская».

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое театр, что значит «театральное искусство», люди каких профессий работают в театре? (ответы детей).

Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.

Хотите отправиться на экскурсию по театру? (Выставляются иллюстрации разных зданий театров).

Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат – театральная афиша , на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля). Давайте зайдем в этот красивый дом. Куда мы с вами попали? Смотрите, мы видим небольшое окошечко, на котором написано «Театральная касса».

Ты к окошку подойди,

Ему деньги протяни.

И окошечко в ответ

Отдает тебе билет.

Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер . Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик . Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.

Вам интересно узнать, о чем будет сегодняшний спектакль, какие актеры в нем будут играть? Тогда нам с вами просто необходимо приобрести у театрального служащего, капельдинера, театральную программку Смотрите, в ней указаны действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актеров, которые исполняют роли этих героев. Также в программке может быть краткое описание действия спектакля.

Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра. Оглянитесь повнимательнее, нравится он вам? Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей). Эта люстра очень большая, так как огромен и сам зрительный зал. Когда начнется спектакль, эта люстра погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты. Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.

Давайте займем наши места в зрительном зале. Как это сделать? (Посмотреть, что указано в билете). Место, на котором следует сидеть, указано в театральном билете. Партер – первые, нижние ряды, амфитеатр – верхние, задние. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.

Давайте рассмотрим наш зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.

Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей). Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.

Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии)

Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов.

Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором.

(Воспитатель показывает детям для примера бутафорские вещи: муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы и др.).

Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.

Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется "костюмер".

Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актера до неузнаваемости.

Выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что происходит на сцене – режиссер.

Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.

Человек, который следит за ходом спектакля, игрой актеров, и может в случае необходимости подсказать слова роли актерам – суфлер.

Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов, называется дирижер.

Проводится дидактическая игра «Театральные профессии»

Наш спектакль сегодня идет на сцене первый раз, поэтому сегодня – премьера этого спектакля. Итак, первое действие (часть) спектакля началось.

(Детям предлагается рассмотреть иллюстрации любого детского спектакля или посмотреть видео).

Не устали, нравится наш спектакль? Актеры играют замечательно! А как вы думаете, им надо отдохнуть, подготовиться к продолжению спектакля?

(Ответы детей).

Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.

(Дети рассматривают фотографии артистов пермских театров и отрывки из спектаклей, в которых они играли).

Вот наш спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.

Воспитатель: Много интересного мы узнали сегодня о театре. Но есть в нем особое место, которое называется таинственным словом «закулисье» - то, что находится за сценой. Сегодня нам разрешили с вами побывать и там. Здесь можно много найти интересного. Этого пространства зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Давайте познакомимся с помещениями «закулисного царства».

(Воспитатель перечисляет эти помещения и объясняет их предназначение: мастерская декоратора и бутафора, костюмерная, гримуборная актеров).

Воспитатель: давайте мы с вами зайдем в одно из этих помещений. Смотрите, столик! На нем зеркало, краски, пудра, грим, парики? Что это за помещение? (Ответы детей) . Правильно, это гримуборная актеров. Давайте сейчас с вами поиграем в актеров и гримеров, сделаем из девочек принцесс, а из мальчиков – дедушек.

(Дети распределяют между собой роли гримеров и актеров и на глазах у всех начинаются перевоплощения )

Затем дети «возвращаются» обратно в детский сад.

Подведение итогов:

Воспитатель: Что нового узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т.д.