В современных ритмах. Мюзикл. Мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад». Мюзикл - развлекательное представление, в котором соединились музыка, танец, пение и сценическое действие

Традиции классической оперы свято почитаемы в театральном мире. Но оперное искусство продолжает развиваться и рождает новые жанры, созвучные своему времени и отражающие его эстетику. На современной сцене с успехом идет мюзикл — и зрительный зал взрывается аплодисментами. Не потому ли, что в молодом пока еще жанре продолжаются традиции высокого искусства?

Определение

Опера – театральный жанр, в котором драматическое действие сочетается с вокальным исполнением и инструментальной музыкой. Его разновидностями являются большая опера, романтическая и комическая опера, опера-балет. Каждая из этих оперных форм имеет свои особенности, но принцип сценической драматургии для всех остается общим: действие на сцене выстраивается на основе написанного для оперы либретто, драматическое исполнение сопровождается вокалом, спектакль начинается с увертюры – короткого музыкального вступления.

Мюзикл – музыкальное сценическое произведение, в котором композиционно соединены диалоги, песни, симфонические музыкальные фрагменты и хореография. Основу спектакля составляет драматическое или комедийное произведение, поэтому мюзикл имеет и другое название – музыкальная комедия.

Сравнение

В европейской культуре жанровые особенности оперы сложились к началу XVI столетия. Они унаследовали черты библейских мистерий и пасторалей – публичных представлений, сопровождавшихся музыкой и пением. В 1597 году Якопо Пери представил зрителям из высших слоев сценическую композицию, которую назвал просто opera – сочинение, творение. Это была переложенная на музыку древнегреческая легенда об Орфее и Эвридике.

«Эвридика» считается первым оперным произведением, с которого началось утверждение нового театрального жанра, объединившего поэзию, драматическое искусство и вокальную музыку. Несколько веков опера совершенствовалась и постепенно стала классикой театральной сцены.

В опере все драматические коллизии передаются посредством вокала: сценическое действие сочетается не с диалогами и монологами героев, а с дуэтами, ариями и речитативным исполнением небольших текстовых фрагментов.

Опера «Кармен»

Оперные произведения отличаются сложностью и требуют высокого исполнительского мастерства. Хоровое пение, балетная хореография, включение других дополнительных элементов сценического действия, как и декорации, костюмы, бутафория служат только фоном живого вокала. Он составляет художественное содержание оперы и ее эстетическую сущность.

Мюзикл возник в 30-е годы прошлого столетия как синтетический жанр, близкий к шоу варьете и водевилю. Вначале так называли легкое развлекательное представление, в котором переплетались остроумные диалоги, популярные вокальные номера, эстрадная музыка и танцы.

Первые мюзиклы появились на американской сцене. Со временем в них стали проявляться черты композиционного сходства с опереттой и музыкальной комедией. Но это сходство никогда не было тождеством. Мюзикл изначально обладал важной отличительной особенностью: в нем, наряду с эстрадным вокалом, первостепенное значение имели зрелищные эффекты и хореографические композиции.


Мюзикл «Кошки»

Мюзиклы Бродвейского цикла, знаменитые постановки «Notre-Dame de Paris» Риккардо Коччанте и Люпа Пламондона, «Jesus Christ Superstar» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса признаны классикой современного музыкального искусства.

Но мюзикл не опера. В нем используются иные средства реализации творческой идеи: актерское и вокальное мастерство исполнителей составляет единое целое с хореографической постановкой, симфоническая музыка сочетается с эстрадной, фрагменты классических произведений – с популярными мелодиями и джазовыми темами.

Выводы сайт

  1. Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором вокальное исполнение является главным жанровым признаком. Мюзикл – сценическая постановка, сочетающая вокал, диалоги, хореографию и зрелищные эффекты.
  2. Оперная музыка звучит в исполнении симфонических оркестров. В мюзикле преобладают эстрадные жанры музыкальных произведений.
  3. Оперное либретто создается преимущественно на основе литературной трагедии, драмы или комедии. Либретто для мюзикла – чаще всего самостоятельная авторская разработка, хотя может быть написано и по мотивам литературных произведений любого жанра.
  4. Оперное действие всецело подчинено вокалу. В мюзикле, как правило, используется не оперный, а эстрадный вокал, который связан только с частью сценического действия.
  5. В опере не используются сложные зрелищные эффекты. В мюзикле они составляют важную композиционную часть.

ТЕСТЫ ПО МУЗЫКЕ В 5 - 7 КЛАССАХ

(по программе «Музыка. 5 - 7 классы», авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева)

Чичиль Татьяна Алексеевна,

учитель музыки КУ «ОШ I-IIIступеней № 25 г. Енакиево»

Данные тестовые задания позволяют определить качество знаний учащихся по музыке, установить степень усвоения ими учебного материала в конце года, могут быть использованы для определения остаточных знаний в начале учебного года. Предлагаемые задания способствуют развитию познавательного интереса учащихся, активизируют их внимание на уроке, расширяют кругозор, способствую формированию метапредметных связей.

Учащиеся выполняют задания путем выбора правильного ответа и его записи, например: 1А; 2В; 3Б и т.д. Работу можно проводить как индивидуально, так и в группах.

Критерии оценивания:

5 КЛАСС

1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Выберите все правильные варианты ответов.

А) музыки не было бы вообще;

Б) не было бы песен;

В) не стало бы музыкально-театральных жанров;

Г) ничего бы не произошло.

А) М.И. Глинка Б) Н.А. Римский - Корсаков В) А.К. Лядов Г) П.И. Чайковский

3. Из представленных фотографий композиторов выбери автора симфонической сюиты «Шахерезада».

Б)

В)

Г)

4. Что относится к вокальной музыке?

А) Концерт Б) Прелюдия В) Романс Г) Песня без слов

6.

А) Мюзикл «Кошки» Б) Балет «Щелкунчик» В) Опера «Садко»

8. Установите соответствие между композитором и названием произведения. Ответ запиши в виде Цифра-Буква

А) сопрано Б) меццо-сопрано В) альтом; Г) контральто

10. Укажите родину композитора:

Таблица правильных ответов

6 КЛАСС

1. Какой инструмент по праву называют «королем» всех музыкальных инструментов?

А) Контрабас Б) Скрипка В) Орган Г) Арфа

2. Выберите важные составляющие джазовой музыки. Выберите все правильные варианты ответов.

А) напевная мелодия Б) импровизация В) ровный ритм Г) полиритмия (синкопированные фигуры)

3. Перед вами фотографии знаменитых исполнителей. Кто из них не является бардом? Выберите все правильные ответы.

А) И. Николаев

Б) А. Розенбаум

В) В. Высоцкий

Г) М. Боярский

4. Что относится к духовной музыке?

А) Вокализ Б) Реквием В) Романс Г) Хорал

6. Установите соответствие. Ответ запиши в виде Цифра-Буква.

7. На иллюстрациях представлены фрагменты музыкальных произведений, ниже даны их названия. Поставьте буквы, обозначенные возле названий, в той последовательности, в какой расположены фотографии.

А) Пляска скоморохов из оперы «Снегурочка»

Б) Балет «Ромео и Джульетта»» В) Опера «Иван Сусанин»

8. Установите соответствие между композитором и названием произведения: Ответ запиши в виде Цифра-Буква

9. Струнный щипковый инструмент, представляющий собой маленький барабанчик с грифом, используется в джазовой музыке для аккомпанемента и ритмического сопровождения.

А) Балалайка Б) Банджо В) Гитара Г) Домра

10. Укажите город, в котором родился композитор. Ответ запиши в виде Цифра-Буква

11. _________________ - король американского джаза, трубач - виртуоз.

12. Расшифруйте слова, имеющие отношения к музыке.

Таблица правильных ответов

Луи Армстронг

Симфония

7 КЛАСС

1. Какие из представленных терминов относятся к балету? Выберите все правильные варианты ответов.

А) Речитатив Б) Ариозо В) Вариации Г) Па-де-де

2. Как называется поэма А.С. Пушкина и опера М.И. Глинки?

А) «Руслан и Людмила» Б) «Пиковая дама» В) «Князь Игорь»» Г) «Садко»

3. Определите по репродукциям, в каком храме может звучать органная музыка?

А)

Б)

В)

Г)

4. Что не является составной частью оперы?

А) Увертюра Б) Ария В) Речитатив Г) Вариации Д) Хор Е) Дуэт Ж) Ансамбль

6. Установите соответствие. Ответ запиши в виде Цифра-Буква

7. На иллюстрациях представлены фрагменты музыкальных произведений, ниже даны их названия. Поставьте буквы, обозначенные возле названий, в той последовательности, в какой расположены фотографии.

А) Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Б) Опера «Кармен»»

В) Рок - опера «Иисус Христос - суперзвезда»

8. Установите соответствие. Кто кем был? Ответ запиши в виде Цифра-Буква

9. Перечислены произведения различных композиторов, найдите среди них три произведения М. Глинки.

А) Опера «Князь Игорь» Б) Опера «Иван Сусанин» В) Балет «Ромео и Джульетта»

Г) Опера «Руслан и Людмила» Д) Симфония № 4 Е) Романс «Жаворонок»

10. Российские музыканты известны во всём мире. По портрету определите музыканта. Ответ запиши в виде Цифра-Буква

1.

2.

3.

4.

А) Михаил Плетнёв Б) Денис Мацуев В) Давид Ойстрах Г) Святослав Рихтер

Д) Игорь Бутман Е) Мстислав Ростропович Ж) Владимир Спиваков

11. _________________ - русский композитор (1839 - 1881). Музыке начал обучаться у своей матери - прекрасной пианистке. Затем его музыкальным руководителем стал русский композитор М. А. Балакирев, возглавлявший «Могучую кучку», в которую входил и он. Наиболее известные его произведения: фортепианный цикл «Картинки с выставки», оперы «Борис Годунов», «Хованщина», вокальный цикл «Детская».

М. П. Мусоргский

Театр "лёгкого" стиля

1.Мюзикл - слово английского происхождения (musikal - сокращённое от musikal comedy - музыкальная комедия) - развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства - эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство. Мюзиклы пришли к нам из Америки в 60-е гг. 20 в. и быстро полюбились зрителям различных возрастов и различных музыкальных пристрастей.

Среди наиболее известных мюзиклов - "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу, "Звуки музыки" Р.Рождерса,

"Приключения кузнечика Кузи" Ю.Антонова, "Юнона" и "Авось", "Волк и семеро козлят на новый лад" А.Рабникова и др.

Манера пения в мюзикле отличается, например, от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение - шепот. Танцующий хор в мюзикле - обычное явление. Оркестр аккомпанирует действию, сопровождая и пение, и танцы, используя ритмы и тембры джаза, рок -музыки.

Мюзикл - театр "лёгкого" стиля, запоминающийся, звонкий, пронизанный острыми ритмами. Всё в нём необычно и ярко - музыка. танцы, речь, жесты, костюмы и декорации. Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго.

2.Мюзикл "Юнона" и "Авось" А.Рыбникова

Мюзикл "Юнона" и "Авось" А.Рыбникова (1945 г.р.) Либретто - А. Дементьев по мотивам произведения А. Вознесенского.


А.Рыбникова (1945 г.р.)

В основу сюжета легла романтическая история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьон. По версии авторов, в 1806 году сорокадвухлетний граф Николай Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях "Юнона" и "Авось" с целью получения провианта для голодающих российских колоний в Америке.

Послушай Арию Пресвятой Девы.

Прибыв в Калифорнию, он встретил в испанской колонии Сан-Франциско прекрасную, юную, шестнадцатилетнюю дочь местного губернатора, но их стремительно развивавшийся роман был прерван необходимостью срочного отъезда графа в Россию для получения разрешения на брак с католичкой.

Послушай романс "Белый шиповник".

Послушай романс "Я тебя никогда не забуду".

На обратном пути Резанов умер от простуды под Красноярском. Кончита ждала любимого тридцать пять лет, до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего дала обет молчания и удалилась в монастырь.

В заключении звучит Гимн любви.

Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание поэмы "Авось", которая позднее была переработана автором и А.Дементьевым в либретто оперы.

Ответь на вопрос:

Как ты думаешь, почему трагическую рок-оперу "Юнона" и "Авось" композитор заканчивает величественным, торжественным, радостным гимном любви "Аллилуя любви"?

3.Мюзикл "Кошки" Э.Уэббера

Увлекательный мюзикл "Кошки" создал современный английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер (р.1948).

В основе либретто мюзикла - стихи американского поэта Т.Элиота.

Действие мюзикла происходит на американской живописной помойке. Старая кошка Гризабелла неожиданно появляется на ежегодном балу Джелликл-кошек - дорогих маленьких кошечек. На этом балу будет выбрана одна из кошек. которая отправится в Рай. Песнями и танцами кошки "рассказывают" о себе.

Злодей Макэвити похищает главаря кошек. но фокусник и маг Мистофилис возвращает кошачьей братии их предводителя.


Гризабелла исполняет арию "Память", в которой она призывает всех помнить о прошлом. После чего она завоёвывает любовь и уважение кошек. а также получает право возродиться для новой жизни в Кошачьем Раю. Мюзикл заканчивается общей радостью и восторгом по поводу происходящего.

Мелодия арии "Память" стала одной из самых популярных и любимых во всём мире.

4. Задание 1

Послушай арию "Память" из мюзикла "Кошки". Слушать Здесь.

Ответь на вопросы:

1. Чем она напоминает арию из классической оперы?

2. Чем отличается от неё?

3. Почему эта мелодия привлекает внимание не только певцов "лёгкого" жанра, но и классических оперных исполнителей?

5. Задание 2.

Послушай фрагменты из мюзикла:

Увертюра

"Песню Джелликл-кошек".

"Песню Бастофера Джонса"- важного, солидного кота.

Кошки - Ритм Там Тагер.

"Песню Макэвити" - кота-разбойника.

ученик 5"А" класса Грибушин Николай

Мю́зикл - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются: диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта , комическая опера , водевиль , бурлеск . Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался. Мюзикл - один из наиболее коммерческих жанров театра . Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект М Ю З И К Л Работу выполнил: Ученик 5А класса Грибушин Николай Руководитель: Семочкина Ю.Н.

Цель: Узнать историю возникновения МЮЗИКЛА

Этапы Подготовительный Основной Заключительный

Подготовительный этап Библиотека Интернет - ресурсы

Основной этап Мюзикл-(от английского слова Musical) – развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства: эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.

О ткуда появился мюзикл? Мюзиклы пришли к нам из Америки в 60-е г.г. ХХ в. И быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных музыкальных пристрастий.

Среди наиболее известных мюзиклов - «Моя прекрасная леди» «Звуки музыки» «Приключение кузнечика Кузи» «Юнона и Авось» "Notre Dame de Paris» «Кошки» Призрак оперы и т.д.

Среди наиболее известных мюзиклов -

Особенности мюзикла Манера пения в мюзикле отличается, например, от оперной. Это скорее напевание, восклицания, вскрики, пение-шёпот. Танцующий хор в мюзикле – обычное явление. Оркестр аккомпанирует действию, сопровождая и пение, и танцы, используя ритмы и тембры джаза, рок-музыки.

Разновидности мюзикла Мюзикл-опера – разновидность, которая сочетает в единстве свойства и признаки обоих жанров(«Иисус Христос- супер звезда» Ллойда Уэббера, «Орфей и Эвридика » А. Журбина) Мюзикл-оперетта- жанр, сочетающий характерные черты оперетт и мюзикла («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, « Вестсайдская история» Л. Бернстайна) Мюзикл-драма- жанр опирается на разговорный диалог (« Трёхгрошовая опера» Бертольда Брехта, муз. Курта Вайля). Мюзикл- обозрение –эстрадное ревю, но скреплённое драматическим сюжетом: (к/ф «Весёлые ребята») Исаак Дунаевский.

Джорж Гершвин Л.Бернстайн Эндрю Ллойд Уэббер Ричард Роджерс

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Проводя это исследование, я познакомился с новым для меня жанром музыкального искусства - мюзиклом, с его особенностями, направлениями. Узнал, насколько востребован и актуален мюзикл в наши дни.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ