Расшифровка русских имен. "настоящие русские" имена. Русские женские имена и их значения

План – конспект урока изобразительного искусства

В 7 классе на тему

« «Библейские темы в изобразительном искусстве.

Ветхий Завет»

Выполнила

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 36 г.о. Самара

Демина Ирина Александровна

Самара 2015г.

Тема урока «Библейские темы в изобразительном искусстве. Ветхий Завет»

I. Организация деятельности учащихся

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправится с утра?

Идти за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Идти, мой друг, всегда идти

Дорогою Добра.

Вопрос: Что такое религия? Ответы детей-- форма культуры

Вопрос: Какие мировые религии вы знаете?- ответы детей

Вопрос: Назовите основателей религий мира- ответы детей

Вопрос: Давайте вспомним храмы религий мира ответы детей

Каждая религия имеет свои свящ енные писания - основополагающие тексты какой-либо религии. Священные писания, как правило, ссылаются на своё сверхчеловеческое происхождение или вдохновение божества.

  • Трипи́така (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины») - свод буддийских священных текстов,
  • Коран - священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».
  • Би́блия (греч. «книга, сочинение») - собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет был заимствован христианством из иудаизма, оригинал называется Танах и является священным текстом для иудеев. Ветхий Завет состоит из 39 книг и разделяются в иудаизме на три отдела. Эта часть Библии является обшей Священной Книгой для иудаизма и христианства.
  • Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. до н. э. на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке.
  • В период с III в. до н. э. по I в. н. э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык.
    • Архиологические раскопки подтверждают гибель городов Содома и Гоморры упомянутых в Библии
    • английский археолог Леонард Вулли, открыл в 1923 году город Ур. У подножия древней ступенчатой башни шумеров в г. Уре и сейчас может каждый желающий спуститься вниз по лестнице в узкую шахту и увидеть свидетельства гигантского и катастрофического потопа. Большинство ученых считают, что гигантское наводнение идентично с библейским Всемирным потопом. Следы этого потопа ученые находят и на европейском континенте.

Тема нашего урока Библейские сюжеты в живописи, поэтому мы рассмотрим сегодня более подробно Библию как уникальный памятник культуры. Попробуем дать анализ историческим, философским, нравственным и художественным проблемам, которые она ставит перед людьми

Еврейский мудрец Гилель сказал: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. ».

Эти слова называют «золотым правилом Гилея», а изложенный в них принцип воспринят многими народами и считается главным правилом человеческой морали.

Вы уже Изучали на уроках литературы Ветхий Завет, на уроках истории вы говорили о Египте. В частности о походах фараонов (посмотрите на слайд).

Вопрос: Откуда вам известны, указанные сведения? А историкам? Ответы (из исторических источников, можно перечислить, вспомнив, вещественные и письменные)

Работа с таблицей: “Факты истории и события в Библии”.

Вопрос: Можно ли назвать Ветхий Завет – историческим источником? Существует огромное количество археологических доказательств, подтверждающих историческую достоверность библейского повествования

Вопрос: Являются ли факты, указанные в Библии реальными? Что же говорит нам археологическая наука о событиях, описанных в Библии?
1. Таковы, например, археологические находки, связанные с именем древнееврейского царя Соломона

Вопрос: Чем отличается Библия от мифологии, в частности древнеегипетской, о которой у вас уже шла речь на уроках? Ответы(Единобожие и многобожие)

Вопрос: Что кроме истории можно почерпнуть в В.З.?

А) это система философских знаний ответ Рассуждения о Смысле жизни человека.

Б) система нравственных, общечеловеческих проблем – десять заповедей.

В чём своеобразие первых четырёх, почему можно выделить две группы? (1-взаимодействие Бог-человек, вера-безверие, 2-взаимоотношение человек-человек).

Вопрос: Следуют ли этим заповедям люди неверующие?

Итак, В.З. затрагивает историю, поднимает философские и нравственные проблемы, НО в какой форме это происходит? Художественный текст! т.к. он насыщен художественными образами.

Пример: Вавилонская башнячему учит нас история, рассказанная в этой главе? Какой урок должен вынести человек разумный?

Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня»

  • Расскажите о строительстве Вавилонской башни.
  • За что Бог покарал людей?
  • Почему понимание языка друг друга так важно для людей?
  • К чему ведёт непонимание языка?

Ной и Ноев ковчег. Поль Гюстав Доре

Ноев ковчег – модель мира. Ной – образ праведника, высоконравственности и ценности семейных отношений!

Всемирный потоп Иван Константинович Айвазовский

Миф о Всемирном потопе есть во многих религиях: в Полинезии, в Древней Греции, в Вавилоне.

Мифы о Потопе – следствие наблюдений, сделанных в разных уголках Земли в связи с большими наводнениями, колебаниями земной коры, вызвавшими разъединение континентов и опускание под воду различных участков суши.

А Рублёв « Святая Троица» Символика деталей картины «Чаша» имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка».

Пример: Слайд презентации “Суд царя Соломона”. Никола Пуссен

Давайте вспомним о чём рассказывает притча?

Таким образом, Ветхий Завет – это уникальный памятник культуры, в котором, в отличие от других памятников, включены исторические, философские, нравственные и художественные проблемы. Он многогранен и всеобъемлющ. Ветхий завет “даёт пищу” для всей мировой культуры: литературы, изобразительного искусства, театра и т.д.

По мнению христиан Книги Ветхого Завета написали Пророки. Считают что это люди, которые имели особый дар – слышать, что говорит им Бог. Такой дар называют пророчеством, а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророком.

Задание : нарисовать любой сюжет из Ветхого Завета.

Урок № 22-23 7 класс

Тема урока: Библейские темы в изобразительном искусстве

Ц е л и : создать условия для формирования у учащихся умений анализировать произведения великих художников выполненных в религиозно-мифологическом жанре.

Задачи : познакомить учащихся с библейской темой в изобразительном искусстве; рассказать о творчестве конкретных авторов; развивать интерес к творческому наследию величайших художников; развивать творческие способности детей, умение на­ходить красоту, гармонию, прекрасное в окружающей жизни; активизировать познавательный интерес к окру­жающему миру и интерес к процессу обучения.

Демонстрационный материал и оборудование : презентация «Библейские сюжеты в живописи», репродукции картин художников религиозно-мифологического жанра разных эпох: репродукции картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна», Рембрандта «Возвращение блудного сына», А. Иванова «Явление Христа народу» и «Явление Христа Марии Магдалине».

Ход урока

I . Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

II . Этап актуализация субъективного опыта учащихся

У ч и т е ль. Послушайте стихотворение. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле?

Говорят: талант от Бога

Этим дан, а этим нет...

Всем зато дана дорога ­

Кто какой оставит след?

С. Викулов.

В этой четверти мы с вами знакомимся с тематической картиной.

Вопросы к уч-ся.

    О каком жанре мы говорили на прошлом уроке?

(Об историческом)

    Какие ещё жанры тематической картины вы знаете?

(Бытовой, сказочно-былинный, религиозно-мифологический)

III . Этап изучения нового материала

Вступительная беседа.

Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности.

Библия (греч. «книга, сочинение») - собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет был заимствован христианством из иудаизма, оригинал называется Танах и является священным текстом для иудеев. Ветхий Завет состоит из 39 книг и разделяются в иудаизме на три отдела. Эта часть Библии является обшей Священной Книгой для иудаизма и христианства. Вторая часть христианской Библии - Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)), написанных в I в. н. э.

Сама жизнь подсказывала художникам, ваятелям, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Джотто, Рублёва, Крамского, Сурикова, Иванова.

Библия Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений.

Объяснение темы урока.

На сегодняшнем и последующих уроках мы будем говорить о библейских темах в живописи и сами выполним рисунки на сюжеты из библии. Для этого вам было дано задание повторить материал, изученный на уроках православной культуры, выбрать для себя наиболее интересный сюжет для дальнейшего иллюстрирования. Но вначале мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев.

Демонстрация презентации.

2-й слайд. Библейские темы и иконопись.

Библейские темы в живописи: сцены жизни Христа, его учеников-апостолов, Святых, Пророков, Мучеников.

Иконы – это портреты, лики святых, ангелов, апостолов, Христа и Богоматери…

3-й слайд. Примеры живописных произведений и иконописи.

4-й слайд. Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений.

Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в XVII -XVIII веках. В этих темах современные художники находят аналогии нашей жизни. Через изображения библейских сюжетов можно выразить самые разные человеческие чувства.

5-й слайд . Фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе «Бог отец» Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи.

По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.

6-й слайд . И. Айвазовский «Хаос, Сотворение мира» Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи.
На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.
Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.

7-й слайд . П. Брейгель «Вавилонская башня» Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники. Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды. Изображённые на картине люди - рабочие, каменотёсы - кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода - легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду - дань происхождению притчи.
8-й слайд . Рембрандт «Пир Валтасара» большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта; "Пир Валтасара" демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: "Мене, мене, текел, упарсин". Даниил сказал царю, что они означают его гибель; предсказание сбылось в ту же ночь. На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения.

9-й слайд . Рембрандт «Святое семейство»Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Мать, дитя, даже колыбель - чисто голландские типы XVII века. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.

10-й слайд . Рембрандт «Возвращение блудного сына» История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта. Действительно, это произведение выглядит завещанием, подводящим итог жизненных скитаний художника. Картина полна нежности и сострадания. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Голова отца - один из самых незабываемых образов Рембрандта. Все в ней - сострадание и всепрощение. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние. Стоящая справа фигура - скорее всего, старший сын, исполненный добродетелей. Его лицо выражает непонимание и с трудом сдерживаемый гнев.

11-й слайд . Доменико Венициано «Благовещение» отличие от современных ему художников флорентийской школы, Доменико Венециано питал активный интерес к колористическим задачам, используя цвет для выражения эмоциональных оттенков. Серебристый тон его картин (“Благовещение”, Музей Фицуильяма, Кембридж) объединяет цветовую гамму, создает ощущение их наполненности светом и воздухом. Достижения Доменико Венециано были развиты его учеником Пьеро делла Франческа. Умер Доменико Венециано в 1461 году во Флоренции.

12-й слайд. Рафаэль «Сикстинская Мадонна». Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и младенца, сулит бурю.

13-й слайд . А. Иванов «Явление Христа народу»

На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др.), он восклицает: "Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды, достойные покаяния!" Все вмиг подчиняются его словам и устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Он. Особое значение придавал А. Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он "просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок". В первую очередь поражает

композиционное мастерство, с которым Иванов обращает множество четко индивидуализированных персонажей к единой возвышенной цели.
На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг?

14-й слайд . И. Репин «Воскрешение дочери Иаира» Однажды, когда до конкурса оставалось уже мало времени, Репин возвращался от Крамского и вдруг совершенно ясно увидел эту сцену. "Мне представилось то настроение, когда умерла моя сестра Устя, как это поразило всю семью и дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило". Наутро он стер тряпкой всю свою четырехмесячную работу. Взял уголь и стал писать заново. "Холст начал втягивать меня своим мрачным тоном. К вечеру моя картина была уже столь впечатляюща, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине". Чтобы постоянно пребывать в нужном трагическом состоянии, он просил брата Василия, ученика консерватории, играть ему Бетховена. "Музыка переносила меня к моему холсту, я наслаждался этими звуками до бесконечности, они трогали меня до слез".

15-й слайд . В. Поленов «Христос и Грешница» Сюжетом этого полотна послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в Евангелии от Иоанна, в главе VIII. Там говорится:

«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Воплощая в произведении идею всепрощения, победы добра над злом, Поленов придавал большое значение названию. Авторское название «Кто из вас без греха?» было заменено цензурой на «Христос и грешница». Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.

16-й слайд . Н. Крамской «Христос в пустыне» «Мой Бог – Христос, - писал Крамской, - потому что Он сам справился с дьяволом. Он черпает силу в Себе Самом…» Искушения овладевают человеком постепенно, как ржавчина. Поддался один раз, поддался другой… И наступает третий соблазн. Соблазн самодостаточности и самодовольства. Он так и называется «Я сам!». Иногда в это шапкозакидательство впадают целые народы, когда ни один человек не находит в себе силы сказать «Не искушай Господа!». Тогда спасти людей могут только крестные страдания…

17-й слайд . Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» фреска работы Леонардо да Винчи , изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками . Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане . Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует таинство.

18-й слайд . Ге Николай Николаевич. Тайная вечеря. Выдающийся портретист и исторический живописец, Ге тяготел к образам и темам, исполненным этического и философского значения. "Тайная вечеря" - первая большая работа художника, недавнего ученика, затем пенсионара Академии художеств. Противопоставление Христа и Иуды, трагедия учителя, предвидевшего предательство ученика ("Один из Вас предаст меня"), но готового к самопожертвованию, - основа драматического конфликта полотна. Оно писалось во Флоренции, затем было перевезено в Петербург и вызвало бурную полемик

19-й слайд . Джотто «Оплакивание Христа». Этот шедевр Джотто - жемчужина капеллы дель Арена. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. Именно сюда ведут глаз зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Очень выразительна поза Богородицы, склонившейся над Христом и неотрывно вглядывающейся в безжизненное лицо Сына. Эмоциональное напряжение этого "живописного" рассказа беспрецедентно - аналогов ему в тогдашней живописи мы не найдем. Символическим тут выглядит "пейзаж". Каменный склон делит картину по диагонали, подчеркивая глубину роковой утраты.
Окружающие тело Христа фигуры своими позами и жестами выражают различные эмоции. Мы видим перед собой стоически переживающих горе Никодима и Иосифа Аримафейского, рыдающую Марию Магдалину, прильнувшую к ногам Христа, женщин, заламывающих в отчаянии руки, и оплакивающих смерть Спасителя ангелов.

20-й слайд . А. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». Образ Иисуса в картине наделен идеальной красотой: его лицо и фигура напоминают статую Христа работы Торвальдсена, а одеяния – складки покрывала «Сикстинской мадонны» Рафаэля. В сравнении с ним образ Марии Магдалины отличается большей живостью. Художник сумел передать сложное чувство: радость, горе, волнение одновременно изображены на лице Марии. Золотые волосы, мягко льющиеся на плечи, теплота тициановского колорита говорят о влиянии на художника венецианской живописи. Известно, что Иванов в ходе работы над картиной совершил поездку на север Италии – с тем, чтобы «изучить характер всех школ».

IV . Этап закрепление новых знаний.

Итак мы познакомились с творчеством великих живописцев. Каждый по своему отразил в картине библейский сюжет, глубоко пережив его, пропустив через свою душу. А теперь вам предстоит по своему представить один из библейских сюжетов на следующем уроке вы начнёте работу. Вы выполните рисунки в альбомах, а сейчас мы с вами выполним устные зарисовки. Ваша задача описать композицию, которую вы выбрали дома, используя может быть те находки, которые вы увидели в картинах известных живописцев.

Выполнение учениками устных зарисовок на тему.

V . Этап обобщения и систематизации знаний

Подведение итогов урока. Подпиши картину.

Наш урок был посвящён произведениям живописи на сюжеты из библии. Давайте проверим ваши знания, полученные на сегодня на уроке. Вы должны определить: о каких картинах идёт речь. Дети получают таблички с высказываниями и прикрепляют их к картинам.

    Основная тема произведения –трагедия человека, растратившего попусту жизнь

    В результате своих трудов художник создал обширную галерею – портреты людей, различных по своему возрасту и характеру.

    Образ Иисуса в картине наделен идеальной красотой: его лицо и фигура напоминают статую Христа работы Торвальдсена, а одеяния – складки покрывала «Сикстинской мадонны» Рафаэля.

    Художник исполнил этот образ в 1519 году для алтаря церкви Святого Сикста в Итальянском городе Пьяченца по заказу Папы Юлия II .

    Это полотно художник писал, говоря его словами «слезами и кровью». Он сознательно хотел создать свой образ Христа, не похожий на другие Его изображения.

VI . Этап рефлексии .

Сделав свои выводы по поводу сегодняшнего урока, прочитайте высказывания великих литераторов, философов и художников и скажите, с каким из высказываний об искусстве вы согласны.

    Искусства смягчают нравы. (Овидий)

    Задача искусства – волновать сердца. (Гельвеций)

    Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Гегель)

    Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа: оно даёт жизнь, оно совершенствует человека (Н. Н. Ге)

    Христианское искусство – всегда действие, основанное на великой идее искупления. (О. Мандельштам)

VII . Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации к Библии. Сделать композиционные зарисовки.

VIII . Организованное окончание урока.

7 класс

Урок – конференция

5. Андрей Рублёв «Троица».

Ход урока:

Организация класса.

Уч. Изо.

УЧ ПК:

Уч. Изо:

УЧ. ПК : Беседа.10 заповедей

Уч. Изо:

Ученик

Уч. Изо : «Тайная Вечеря»

Ученик:

Ученик:

Ученик:

Уч. Изо

Ученик:

Уч. Изо

Учитель ПК: о сюжете, о содержании.

Уч. Изо:

Уч. ПК. (по сюжету).

Ученик (по сюжету)

Уч. Изо

Уч. Изо

Уч. Пк

Ученик:

Уч. Изо:

Ученик:

Уч. Изо

Уч. ПК

Уч. Изо:

Уч. Изо:

Ученик: (о жизни художника).

Ученик:

Уч. ПК

Вопрос детям:

А что такое «канон»?

Уч. Изо

Уч. Пк

Ученик: (о ветхозаветной «Троице»).

Ученик: (о «Троице» Рублёва).

Уч. Изо

Уч. Пк:

Уч. Изо

(ответы уч-ся).

Красный – радость, восторг;

Синий – подавленность;

До свидания!

Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве».

Урок – конференция

Цель: Дать понятия смысла изображения библейских сюжетов, как особого языка в христианском изобразительном искусстве средних веков. Раскрытие сущности современных и вечных человеческих отношений и ценностей.

Рассматриваемые произведения на экране:

1. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»

2. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

3. Рембрандт Ван Рейн «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Отречение апостола Перта», «Жертвоприношение Исаака», «Возвращение блудного сына», «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии».

4. Александр Иванов «Явление Христа народу».

5. Андрей Рублёв «Троица».

Просмотр «Видеодиалога с Богом».

Ход урока:

Организация класса.

Уч. Изо. Ребята, сегодня мы с вами подготовили удивительный материал для обсуждения и познания истинных человеческих ценностей.

Разглядывая полотна художников, вслушиваясь в стихи и музыку, вы не всегда догадываетесь, что с вами говорит Библия, что именно её рассказы, её слово вдохновило кисть живописца и перо поэта. И когда старшие втолковывают вам, как подобает, а как не гоже поступать честному человеку, то самим подчас невдомёк, что их поучение заимствованы у Библии.

УЧ ПК: В течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях, притчах.

Библия дошла до нас сквозь толщу веков. Её запрещали, но она уцелела. Понадобилось 18 столетий, чтобы составить Библию. Над ней работали свыше 30 авторов. Было написано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время.

Из каких частей состоит Библия?

Уч. Изо: Для европейского искусства, для картин, мозаик, фресок, библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру.

Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в 17 – 18 веках. Они не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Через библейские сюжеты в изобразительном искусстве можно выразить разные сложные человеческие чувства. Великие художники мира отражали в своих картинах библейские сюжеты, тем самым воспитывая своих современников по законам жизни взятых из заповедей Всевышнего.

УЧ. ПК : Беседа.10 заповедей

Уч. Изо: Одной из самых выдающихся картин эпохи Возрождения является картина «Сикстинская Мадонна», написанная Рафаэлем Санти. (1483 – 1520) г.р.

Ученик : В 1515 – 1519 годах Рафаэль создаёт для церкви Святого Сикста в Пьяченце образ Мадонны с Младенцем, названной «Сикстинская Мадонна».

В центре полотна изображена как бы сходящая с неба Дева Мария, несущая младенца Христа. Ей указывает путь святой папа Сикст, а святая Варвара благоговейно преклоняет перед ней колени.

Внизу два ангелочка, забыв о своих играх, задумчиво глядят вверх. Не сразу обращаешь внимание, что фон картины на самом деле состоит из множества ликов – это сонм небожителей взирает на происходящее. А происходит вот что: Дева Мария сходит на землю, чтобы отдать своего Сына в жертву за людей. В её душе происходит борьба: она понимает, что без этой жертвы мир не может быть спасён, и в то же время не может расстаться со своим любимым сыном. Художник выразил это в движении её рук: правой рукой она прижимает к себе Младенца, не желая с ним расставаться, а левой словно отдаёт миру. В чуть приподнятых бровях Мадонны, в широко раскрытых глазах есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. У младенца выражение лица не по- детски серьёзное. Он тоже знает свою судьбу, знает, кто он и зачем явился в этот мир. Дева Мария на картине Рафаэля является воплощением материнской любви и христианской жертвенности и милосердия. Рафаэль невероятным образом достигает зыбкого равновесия между телесным и духовным. Фигура Девы Марии одновременно и легка и весома: она обладает статичностью иконы и в то же время движется вперёд, к людям.

Совершенство картины – в сочетании её духовных и художественных достоинств. Это сделало её одним из наиболее прославленных шедевров мировой живописи. Хранится она в Дрезденской картинной галерее в Германии.

Уч. Изо : «Тайная Вечеря»

К «Тайной Вечере» обращались многие художники. Леонардо да Винчи – гений человеческого разума. 1452 – 1519 г.р. создал свою фреску по заказу герцога Людовика Моро, который правил Миланом. Фреска изображена в трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие.

Леонардо выбрал момент, когда Христос говорит своим ученикам:

Ученик: «Воистину говорю вам – один из вас предаст меня…»

Ученик: «У Леонарда да Винчи все фигуры композиции расположены на одной линии – лицом к зрителю. Христос изображён без ореола, нимба, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они своё душевное беспокойство.

«Тайная Вечеря» - одно из величайших творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагична из – за людского варварства. Вся композиция «Тайная Вечеря» пронизана движением, которое породили слова Христа. Это высший накал чувств человеческих отношений. Иисус Христос – центр всей композиции, центр водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонарда идеал человеческой красоты, ничего не выдаёт в нём божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трагичен, но он остаётся человеком.

От центра ИИСУСА Христа движение растекается по фигурам апостолов вширь. Одиннадцать апостолов были написаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в Милане и его окрестностях. Прообраз Христа неизвестен. Иуду мастер искал среди преступников, когда же служитель церкви, выразил недовольство по поводу проволочки, уязвлённый Леонардо предложил священнику стать моделью для написании Иуды.

Фреска «Тайная Вечеря» оказала огромное влияние на живописную технику художников последующих поколений.

Ученик: (Рассказать о вандализме над фреской)

Уч. Изо : В истории изобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художник Рембрандт Ван Рейн почти 100 лет, пожалуй, более, чем кто – либо другой, сумел глубоко волнующе, правдиво раскрыть неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека. В его создание библейские герои служат ярким олицетворением прекрасных человеческих качеств. Это видно из его полотен «Святое семейство».

Ученик: На протяжении 40 – х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Одно из лучших решений этой темы – эрмитажная картина «Святое семейство» созданная художником в 1645 году. Евангельская тема рождает у зрителей множество ассоциаций с повседневной народной жизнью, современной Рембрандту. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. Комната окутана полумраком из разных источников мягко впивается свет, трепетно скользя по лицу Марии, освещая колыбель, придавая изображённому оттенок одухотворённости. Слегка пошевельнулся во сне ребёнок, и женщина, повинуясь тонкому материнскому инстинкту, отрывается от чтения. Приподнимает полон и озабоченно смотрит на малыша. Она сама чуткость, сама настороженность. По существу, большая человечность и проникновенность картины создаётся лишь одним её взглядом.

Светлая возвышенность запечатлённого мгновения сказывается и в том, что к матери и мальчику неслышно спускаются ангелы.

Уч. Изо : Продолжением темы является картина Рембрандта «Поклонение Волхвов».

Учитель ПК: о сюжете, о содержании.

Вопросы ученикам по картине: Что является главным зрительным центром? В каком колорите написана картина?

Как использует художник световой эффект (силуэт)?

Уч. Изо: Рембрандт посвятил много своих шедевров библейской теме. Мы видим «Отречение апостола Петра». Здесь изображён тот момент, когда …

Уч. ПК. (по сюжету).

Ученик (по сюжету)

Уч. Изо (композиция) «Приношение в жертву Исаака».

Уч. Изо : Мы познакомились с манерой письма Рембрандта с композиционным строем его картин. Для сравнения посмотрите на картину Брейгеля «Шествие на Голгофу». Изображение людской толпы, в которой еле рассматривается главное событие. Фигура сгорбленная под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества людей.

Но вернёмся к картине Рембрандта «Снятие с креста».

Уч. Пк : о сюжете, когда сняли тело, куда положили.

Ученик: Ночь. Скорбная тишина. Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Они пришли на Голгофу отдать последний долг своему учителю. При холодном свете факелов они снимают с креста его мёртвое тело. Один из мужчин, взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которых Христос распят на перекладине; другие принимают на руки его сползающее вниз тело; женщины готовят ложе для останков, расстилая на земле большую, тяжелую ткань. Всё совершается неторопливо, в почтительном и пе5чальном безмолвии. Различны переживания собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие мужественную скорбь, третьи – благоговейный ужас, но каждый из присутствующих людей глубоко проникнут значительностью событий. Безгранична скорбь старика. Принимающего мёртвого Христа. Он держит Его с заметным усилием, но очень бережно. Осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу. Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших её людей. Мертвенно бледно её измождённое лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперёд руки. Картина захватывает глубокой проникновенностью, и жизненной правдой.

Уч. Изо: Не менее правдоподобным дан сюжет большой человеческой трагедии. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире с мольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын.

Ученик: (притча о блудном сыне).

Ученик: В картине «Возвращение блудного сына», изображён полный стыда и раскаяния сын. Он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, в стоптанных сандалиях, демонстрирует зрителю огрубевшие пятки. Впервые за много лет, ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него на груди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивление, ни восхищение не выражает старик; он давно простил сына и давно ждал этой встречи. Полуслепой, на ощупь, он нежно склонил голову над сыном, опустив на спину свои старческие руки. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть немой укор и горестную смиренность.

Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Но все же в этой встрече больше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокий след в жизни того и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточно обратить внимание на выражение лица, горестно наклонённ6ую голову, сгорбленную фигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать.

Уч. Изо : Многие художники 17 века изображали блудного сына во время кутежа или за карточным столом, намекая на тщетность мирских удовольствий. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в своей картине. Для того, чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий путь потерь любимых, славы, богатства и признания – и оканчивать свою жизнь в нищете и забвении. Его последняя картина как бы итог мудрых раздумий о мире и о людях.

Уч. ПК : А вот ещё один сюжет по заповеди: «Не прелюбодействуй». «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии». Автор картины Рембрандт.

Уч. Изо: о композиции этой картины…(можно привлечь для беседы детей).

Уч. Изо: На следующем слайде мы видим картину «Явление Христа народу» русского художника Александра Иванова.

Ученик: (о жизни художника).

Ученик: (о картине «Явление Христа народу»).

Уч. ПК : На протяжении веков иконы были единственными предметами живописи на Руси и являются отдельным жанром в изобразительном искусстве. Иконопись появилась в 10 веке, когда Русь приняла от Византии новую религию – Христианство.

Вопрос детям: - В каком году произошло Крещение Руси? А каким богам поклонялись до принятия христианства?

К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической системой изображения.

А что такое «канон»?

Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Таким образом Русь получила икону как одну из «оснований» новой религии.

Уч. Изо : Изображая события из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцы находили мотивы, задевающие душу каждого человека, старались выразить своё представление о добре и зле. Иконописец в своей работе не мог сам придумать сюжет, но мог добавить кое – какие детали, изменить цветовые отношения. Самым известными у нас на Руси являются иконописцы: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Чёрный, Андрей Рублёв. Рассмотрим знаменитую Рублёвскую «Тройцу», ставшую как бы символом новой Руси.

Уч. Пк : Существует Ветхозаветная «Троица» и «Троица», написанная Андреем Рублёвым. Андрей Рублёв «Троицу» написал по сюжету ветхозаветной «Троицы», где изображаются Авраам, Сарра, слуга, убивающий ягнёнка, дом их, гора, мамврийский дуб.

Ученик: (о ветхозаветной «Троице»).

Ученик: (о «Троице» Рублёва).

Уч. Изо : Несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.

Уч. Пк: Мы обязаны, должны знать все заповеди Божьи, чтобы жить праведно, быть добрее, с чистыми помыслами в душе и поступали с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами так же.

А сейчас для раздумья вы посмотрите «Видеодиалог с Богом».

Уч. Изо : Ребята, мы заканчиваем нашу конференцию. Вы были активны, хорошо подготовили свои выступления, большое вам «Спасибо» за это и за урок в целом. И нам хотелось бы узнать, какой вывод каждый для себя сделал, какими нравственными качествами должен обладать человек.

(ответы уч-ся).

А сейчас, уходя с урока, изобразите свой знак, выбрав тот цвет, который соответствует в данный момент вашему настроению (на столе разложены кружочки обозначающие ваше настроение) и прикрепите на доску.

Красный – радость, восторг;

Синий – подавленность;

Зеленый – узнали много нового и интересного.

До свидания!


(Изобразительное искусство, Основы православия, Православное краеведение)

по теме

7 класс урок №21.

Выполнил: Усова Людмила Николаевна

МКОУ Подгоренская СОШ

Район: Калачеевский

Область: Воронежская

Конспект урока

Педагог: Усова Людмила Николаевна

Предмет: Изобразительное искусство, Основы православия, Православное краеведение.

Класс: 7

УМК:

Тема: Библейские темы в изобразительном искусстве.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: интегрированный с элементами проектной деятельности.

Урок №21

Цель: развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

1) Формировать представление о сложном мире сюжетно-тематической картины на примере картин религиозно-мифологического жанра, фресок и икон Преображенского храма села Подгорного Калачеевского района.

2)Продолжить знакомство с творчеством великих художников и историей создания знаменитых полотен, с творчеством мастеров родного края (фресковая роспись и иконопись Преображенского храма)

3) Формировать зрительские умения и навыки.

4) Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки публичного выступления, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

5)Развивать интерес к искусству, и искусству родного края.

УУД:

1)личностные – направить ценностно-смысловую ориентацию учащихся на достижение своей цели;

2)регулятивные – умение учащихся организовать свою учебную деятельность;

3)познавательные – используя общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем достичь определённых результатов в выполнении проектов;

4)коммуникативные – учить детей участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные результаты:

- развитие интереса к искусству и искусству родного края

Развитие умений креативного подхода к выполняемому заданию, самоконтроля, рефлексии и самооценки.

Уважение к наследию предков, культурным памятникам, к творческим личностям.

Метапредметные результаты:

Формирование позитивной мотивации к изучению изобразительного искусства, Основ православия и Православного краеведения.

Развитие умений и навыков самостоятельной работы, поиска материала.

Развитие умения слушать изучаемую тему, наблюдать, осуществлять сравнение и извлекать нужную информацию.

Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать полученную информацию, строить сообщение на основе полученных знаний.

Развитие умений работать индивидуально, в паре, в группе.

Предметные результаты:

Приобщение учащихся к другим культурам на основе изучаемых произведений, в том числе и к Православной культуре, национальной культуре

Расширение образовательного кругозора в рамках изучаемой темы изучение культуры места, где проживают учащиеся.

- расширение словарного запаса учащихся в рамках темы.

Методы работы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные.

Содержание: Архивные и краеведческие документы музея "Живые истоки", материал по теме урока взятый из учебника "Библейские темы в изобразительном искусстве ".

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, парная , групповая.

Оснащение: компьютер, интерактивная доска, листы самооценки, раздаточный материал, смайлы для рефлексии, мультимедийная презентация к уроку, проектные работы учащихся, фотографии Преображенского храма Усовой Л.Н..

Литература:

1. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009

2. Ф.Ф.Луценко "Летопись слободы Подгорной", документы музея "Живые истоки" села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

3. В.Гюго Стихотворение о Библии (интернет)

4. М.Н. Босикова Стихотворение "Люблю мой край"

5.Усова Л.Н. Стихотворения к уроку

Ход урока

Основные этапы урока

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационно- мотивационный

Приветствует учащихся, настраивает учащихся на работу.

Готовятся к уроку, занимают свои места, проверяют наличие материала и оборудования к уроку.

Планируют учебное сотрудничество с учениками и учителем. Общаются в парах, группах. Готовятся к реализации проекта.

Выбирают средства для реализации своего проекта

    2-3 минуты

Учитель:

Прозвенел, друзья, звонок.

Начинается урок.

Отложили все портфели.

Всё готово? Посмотрели.

Стали ровно, тихо сели.

И учиться захотели.

Вас сегодня видеть рада.

Как работалось, ребята?

Вы работать поучились.

Все ль проекты получились?

А теперь, прошу я вас,

Чтобы был серьёзным класс...

2.Целеполагание

Обозначить тему урока, на примере различных источников.

Учитель предлагает посмотреть ролик "Мой родник" для определения темы урока. Задаёт наводящие вопросы учащимся. Читает стихотворение В.Гюго о Библии.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Доброжелательность эмоционально - нравственная отзывчивость.

5-6 минут

Ребята, я сейчас прочту стихотворение известного писателя В.Гюго.

Слайд №2

А теперь внимательно посмотрите ролик "Мой Родник"

Слайд №3

Как вы думаете о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Давайте попробуем связать тему воедино.

Сегодня на уроке мы познакомимся с темой связанной с Библией, историей родного края и православным храмом. Давайте определим тему.

Слайд №4

Отгадываем загадки

Итак: наша тема звучит - "Библейские темы в изобразительном искусстве"

Слайд №5

Самое интересное, что у нас сегодня не только урок Изобразительного искусства, но и Основ православия, и Православного краеведения. Три урока связанных вместе. И так, начнём.

3. Актуализация знаний по теме

Подвести учащихся к определению актуальности и нужности данной темы урока.

Подводит черту по определению уровня подготовки материала по проектам.

Умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Выделение главного и осознание того, что уже усвоено.

10-13 минут

Ребята, на прошлом занятии вы выбрали себе задания для самостоятельной работы дома, проекты. Давайте, посмотрим что же у нас получилось. Перед вами табличка, которую необходимо быстро заполнять во время выступления учащихся, подготовивших домашнее задание, проекты.

Проекты учащихся

Оценка проекта

Что понравилось?

Что не понравилось?

Новые слова

Проект " История Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект "Фрески Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект "Иконы Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект по истории Преображенского храма села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

1. Проект " История Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд №6 (коллективная работа 3-4 учащихся)

2. Проект "Фрески Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд№7 (коллективная работа 3-4 учащихся)

3. Проект "Иконы Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд №8 (коллективная работа 3-4 учащихся)

Во время показа с 6 по 8 сладйд выступают учащиеся с проектом по истории Преображенского храма села Подгорного (коллективная работа 3-4 учащихся)

История села Подгорного и история его Преображенской церкви очень давняя. После заселения слободы Подгорная в начале XVIII века появилась необходимость в постройке храма. Царское правительство, в то время, требовало наличие Божьего храма в каждом крупном населённом пункте. И поэтому, сход граждан вынес решение построить церковь. Но за какие деньги? Наши предки были люди небогатые, пожертвовать крупную сумму мог не каждый.

Со временем выход нашёлся. В то время соседний Калач был уже застроен. В нём проживало достаточно много богатых людей, занимавшихся хлебопашеством и торговлей. Так как чернозёмные земли нашего края всегда высоко ценились, то нашёлся один богатый человек, по прозвищу «Голый пан», который на выгодных для него условиях получил за плату землю в пользование. Ему достался на северной окраине слободы, на реке под Сапожковой горой квадрат земли 50 десятин, из которых 15 десятин были пригодны к использованию, а остальные мелкие топкие болота, заросшие ольхой, вербой, лозой и камышами.

За деньги, полученные от пана, общество слободы Подгорной купило на стороне готовую деревянную церковь, которая в 1730 году, по другим данным в 1740 году уже стояла на площади. Название своё она получила в честь праздника Преображения Господня.

Проходило время, церковь ветшала, очень сильно увеличилось население Подгорного. Общество слободы Подгорной вынесло решение о постройке кирпичной церкви. Она строилась на средства верующих. Зажиточные крестьяне не особо были щедры, чтобы пожертвовать церкви более солидные суммы, а у бедных давать было нечего. Поэтому приходилось всё делать за счёт сбора денег «Церковниками» на стороне. Выбранные люди из числа верующих ходили с колокольчиками по дворам круглый год и собирали, кто, что даст на постройку, получалась за ряд лет порядочная сумма денег. Преображенская церковь строилась 12 лет, после чего достраивалась 2 раза. Окончательно церковь была достроена в 1822 году.

Преображенская церковь расположена в центре села. Имеет, характерную для церквей юго-востока Воронежского края конца XVIII - начала XIX в. объемную композицию. К вытянутой с севера на юг храмовой части (ядро храма и приделы) примыкают три прямоугольные, со скругленными углами апсиды и широкая трапезная - зимняя церковь. Ядро храма увенчано высоким световым восьмериком с восьмилотковым куполом и восьмигранной глухой главкой. С запада к трапезной примыкает трехъярусная колокольня с боковыми объемами первого яруса. Колокольня завершена главкой на высокой восьмигранной ножке.

Декор фасадов выполнен в русском стиле, характерном для 3-й четверти XIX в. Филенчатые пилястры фланкируют фасады всех объемов и членят приделы на прясла, каждое из которых завершено фронтоном-кокошником. Тимпаны фронтонов имеют ковровое орнаментальное заполнение штукатурными розетками и полурозетками. Аналогичные фронтоны завершают северный и южный фасады первого яруса колокольни. Фасады трапезной и апсид опоясывает несколько фризовых тяг. Оконные проемы - арочные в рамках с килевидными архивольтами. Входы в церковь с лучковыми перемычками, обрамлены пилястрами, на которые опираются сандрики в формах барокко.

Церковь сделана из кирпича местного производства. Под горой (богатой красной глиной) было налажено изготовление и обжиг кирпичей. Каким было строение, где делали кирпичи нам не известно. Но ямы, из которых брали глину, видны до сих пор.

Фундамент здания не высокий, примерно 50 сантиметров высотой, выложен из известняка объёмом 100 x 50 x 50 сантиметров. Так как камень очень крепкий, то можно сделать вывод, что он привезён из других мест. Наш местный камень для таких работ не подходит. За период времени в 200 лет церковь не просела и не потрескалась только благодаря фундаменту.

Стены храма имеют толщину боле полуметра. Окна зарешечены самодельными коваными решётками, покрашенными в синий цвет (кое-где ещё видны следы краски).

Полы в храме сохранились ещё со времён постройки. Сделаны они из местного материала (вербы и дуба).

Наша церковь – трёхпрестольная. Её пределы освящены в честь трёх праздников. Преображение Господне – в центре. С правой стороны – предел «Святых Отцов I Вселенского Собора». С левой стороны предел «Богоматери Скорбящей Всех Радостей».

Внутри храма находилось много фресок, большинство сохранилось и до наших дней. Иконы, висевшие на громадных по объёму колонах, были написаны на холсте масляными красками. В селе у местных жителей до сих пор есть иконы из Преображенского храма. Центральную часть храма украшал семирядный иконостас. Что было большой редкостью для сельских храмов нашего района того времени. Два другие предела украшали трёхрядные иконостасы. Красиво было и убранство церкви. Под центральным куполом находилась большая люстра с подсвечниками. Точно такие же, но меньшего размера люстры были в центральной части каждого предела.

Постановлением Главы администрации города Воронежа «О принятии под государственную охрану памятников истории, археологии и архитектуры города Воронежа» от 22.10.1992 № 472. Преображенской церкви присвоен № Р (Р – объект культурного наследия регионального значения).

Закрылась церковь в 1936 году. Проект по восстановлению храма начал свою работу в 2004 году. Храм был открыт в 2008 году.

Учитель: Ребята, сдайте свои записи, они мне помогут оценить вашу работу по домашнему заданию и разобрать на следующем уроке непонятное: слова, высказывания, уточнить данные по темам.

Физкультминутка

Учить учащихся релаксировать, отдыхать, расслабляться, переключаться от одной деятельности к другой.

Показывает различные физкультурные движения для разминки.

Узнают как можно весело и необычно провести физкультминутку.

Учатся работать в группе.

2-3 минуты

(комплекс упражнений, проводят дежурные класса)

Учитель:

Всё ребята, отдыхаем.

Физминутку выполняем.

Две минутки отдыхаем.

И к работе приступаем.

К нам дежурные идут,

Физминутку проведут.

4. Изучение нового материала

Погружение в проблему данной темы, работа над проектами.

Учитель организовывает погружение в проблему урока.

Приобретение новых знаний. Построение логической цепи рассуждений.

Инициативное сотрудничество учащихся в поиске и выборе информации, в выборе способа её реализации, преподнесения классу.

Выделение новой информации.

15 минут

У ч и т е ль . Послушайте стихотворение. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле?

Говорят: талант от Бога

Этим дан, а этим нет...

Всем зато дана дорога

Кто какой оставит след?

С. Викулов.

В этой четверти мы с вами знакомимся с тематической картиной.

О каком жанре мы говорили на прошлом уроке? (Об историческом )

Какие ещё жанры тематической картины вы знаете?· (Бытовой, сказочно-былинный, религиозно-мифологический )

Учащимся предлагается раздаточный материал, таблица, которую необходимо заполнить в процессе объяснения нового материала.

Художники

Картины

Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Библия как сама жизнь подсказывала художникам, скульпторам, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Рублёва, Крамского, Сурикова, Иванова. Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем говорить о библейских темах в живописи и на следующем сами выполним рисунки на сюжеты из Библии. Для этого вам было дано задание повторить материал, изученный на уроках православной культуры, выбрать для себя наиболее интересный сюжет для дальнейшего иллюстрирования. Но вначале, на сегодняшнем уроке, мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев.

Слайд № 10 "Библейские темы в изобразительном искусстве"

1. Леонардо да Винчи "Благовещение".

Сюжет картины основан на Библиях 15 столетия. Архангел Гавриил явился к Деве Марии с известием.

Он становится на колени перед ней и сообщает ей благую весть о том, что она выбрана чтобы родить Сына Бога. Сцена справа - соответствует архитектуре того времени. Архангел Гавриил держит в руке лилию (символ чистоты Марии). Леонардо впервые мастерски использовал пейзаж, усиливающий впечатление от картины.

2. Микеланджело Буонарроти "Отделение света от тьмы".

Сюжет из Библии о сотворении первых людей на земле.

В образ Бога - величественного, могучего стара, подчёркнут созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку.

3. Питер Пауль Рубенс "Поклонение пастухов".

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных, тяжёлых фигур в стремительном движении, эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени наделяют картину эмоционально заряженной атмосферой. Богатые краски наделяют изображение кипучей энергией. Хотя он и писал грубоватые библейские сцены, но на холсте всегда была высочайшая жизненная драма.

4. Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына".

Рембрандт «Возвращение блудного сына» История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта.

5. Андрей Рублёв "Троица".

Главным творением Андрея Рублева, вершиной его искусства явилась "Троица" (1420-е), самая прекрасная и совершенная русская икона, исполненная в память и почитание великого просветителя Руси преподобного Сергия Радонежского (XIV в.). В "Троице" представлено триединое божество в образе трех ангелов, восседающих вокруг стола с жертвенной чашей. Изображение на этой иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, ангел, помещенные в центре, олицетворяет второе лицо Троицы - Бога-Сына, Иисуса Христа. Левый ангел - это первое лицо Троицы - Бог-Отец, правый ангел - Святой дух. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, триединого божества, воспринималась как олицетворение духовного единства, согласия, взаимной любви и смирения.

6. Крамской Иван Николаевич "Христос в пустыне".

«Христос в пустыне», «Мой Бог – Христос, - писал Крамской, - потому что Он сам справился с дьяволом. Он черпает силу в Себе Самом…». Сюжет взят из Евангелия. Рассказывает о том, как Спаситель в течение 40 дней после Крещения был в пустыне, искушаемый дьяволом. Боролся. И победил.

7. Суриков Василий Иванович "Милосердный самаритянин".

Сюжет картины написан на одну из известных Иисуса Христа , упоминаемая в . Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего - представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что « примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий ».

8. Иванов Александр Андреевич "Явление Христа народу".

На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Особое значение придавал А. Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он "просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок". В первую очередь поражает композиционное мастерство, с которым Иванов обращает множество четко индивидуализированных персонажей к единой возвышенной цели. На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг? картина писалась 20 лет, о так и не была закончена. Но всё равно считается одним из мировых шедевров.

5. Рефлексия

деятельности:

- анализ и оценка успешности достижения цели

- анализ успешности деятельности

обучающихся в целом и самооценивание своего результата работы

(3 мин)

Подвести итоги урока, оценить деятельность товарищей. Выбрать домашнее задание с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

Подводит итоги: что делали на уроке и для чего, как прошёл урок, какое настроение у детей.

Осуществление самооценки собственной деятельности.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Осознавать познавательную рефлексию.

5-7 минут

Итак мы познакомились с творчеством великих живописцев. Каждый по своему отразил в картине библейский сюжет, глубоко пережив его, пропустив через свою душу. А теперь вам предстоит по своему представить один из библейских сюжетов. на следующем уроке вы начнёте работу. На следующем уроке вы выполните рисунки в альбомах, а сейчас мы с вами.

Учитель организовывает рефлексию, предлагая продолжить высказывание:

-Я знаю картины …

-Я знаю художников, работавших на библейские темы...

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

- Я бы хотела, хотел, узнать...

- Над этим нужно поработать...

6. Домашнее задание

1 минута

Учитель: Ребята, поработайте над сюжетом будущей картины на библейскую тему. Можно сделать несколько набросков по выбранной вами теме.

7. Орг. окончание урока

1 минута

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня очень плодотворно поработали на уроке. Хочется отметить всех, а особенно...

Духовные шедевры живописи, рассказы о родных местах и произведениях искусства родного края делают нас добрее, нравственно богаче. Вспомните: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнётся уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.

Закончить урок хочется словами стихотворения нашей поэтессы, землячки Босиковой М.Н.

Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейская тема в изобразительном искусстве Урок по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского Выполнила учитель изобразительного искусства МБОУ СШ №10 г. Павлово, Нижегородской области Игнатьева Татьяна Николаевна

Крамской Иван Николаевич Год рождения: 27 мая 1837 Дата смерти: 24 марта 1887 Христос в пустыне Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. В конце зимы 1863-1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин - он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей.

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека

Христос для Крамского был самым главным нравственным идеалом в его жизни, совершенством мироздания, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир. В 1869 году Крамской решился поехать за границу, и воочию увидеть, творчества тамошних художников, как самые знаменитые европейские мастера изображали бога в своих полотнах, он часто посещал Дрезденскую галерею и подолгу любовался образом Сикстинской Мадонны. Искушение Христа Хуан де Фландес. XVI век

В течении долгих десяти лет Крамской вынашивал желание написать картину «Христос в пустыне», им было сделано много набросков, но все они не устраивали его. Первый вариант картины (1867) Голова Христа (этюд)

Когда картина была закончена, она была выставлена на выставке художников передвижников. Реакция общества на картину была разная, одни поговаривали, что Христос в картине выглядит без черт святости, другие утверждали, что бога нельзя изображать в каких либо затруднительных ситуациях и только прогрессивная часть общества отнеслась к картине положительно, увидев в картине разительные перемены в написании Христа в искушении, ранее не виданные ими. Образ Христа в картине Крамского совпадает с признаками обычного человека имеющего земной облик, облик человека в противостоянии самому себе и миру рода человеческого.

Никола́й Никола́евич Ге Родился в 1831 году умер в 1894 году Николай Ге работал над этим полотном в 1861-1863 годах в Италии, во Флоренции. Его увлекала история христианства, библейские сюжеты. В картине «Тайная вечеря» ценители живописи прослеживают целую историю – борьбы добра и зла, трагедию и предательство. Тайная вечеря

На картине изображена тайная вечеря - описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них - Иуда Искариот - предаст его.

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Считается, что «любимым Евангелием Ге» было Евангелие от Иоанна, в котором события, связанные с тайной вечерей, были описаны так

В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды. Изображённый против света, он как бы противопоставлен тем, кто остаётся в освещённом помещении. Это имеет символическое значение: «Чёрное дело измены воплощает тёмная фигура освещённого со спины Иуды. Свет же объединяет группу единомышленников». Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн, а справа - Пётр, которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную „арку“ над полулежащим Христом». За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы. Иисус Христос выделен не только композиционно, но и своей глубокой задумчивостью, которая «контрастирует с волнением окружающих: с демонстративно уходящим Иудой, со вскочившим Петром, с испуганно привставшим Иоанном и встревоженно переговаривающимися учениками». Он глубоко переживает крушение идеалов и горечь разочарования, понимая, что его ученик безвозвратно отказывается от его заветов. Бездействие Христа - знак не только глубокой печали и покорности судьбе, но и «осознанной жертвенности».

Используемые ресурсы https://ru.wikipedia.org