Путешествие по эрмитажу для детей и родителей

Госуда́рственный Эрмита́ж - один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Находится в Санкт-Петербурге. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже (от фр. ermitage - место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж. Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Государственный Эрмитаж входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира.

Коллекция Екатерины Великой

Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по другим данным их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710-1775), в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Среди них были полотна таких мастеров, как Дирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Из 228 картин, переданных в Россию в 1764 году, сегодня в Эрмитаже сохранились по меньшей мере 96 полотен. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж). Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж». В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр. Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла в 1772 году покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII века. В их числе - «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Джамбаттиста Питтони, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто. Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретённая в 1779 году, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка.…

13:00 — REGNUM Сегодня, 12 декабря, в петербургском издательстве «Арка» выходит первый в России музейный комикс «Путешествия по Эрмитажу. Царица тюльпанов» Варвары Помидор и Дарьи Агаповой . История в необычной форме показывает мир искусства с помощью произведений, представленных в главном музее Северной столицы.

Куратором проекта выступил директор издательства «Бумкнига» Дмитрий Яковлев:

«Желание увидеть российский комикс про музей у меня появилось после того, как я увидел рисованные истории, которые издает Лувр совместно с издательством Futuropolis. Это было примерно восемь лет назад. Мы даже связались с Лувром и предложили им провести выставку в Петербурге. Но тогда, к сожалению, не нашли отклика в наших музеях. Примерно три года назад мы обсудили эту идею с Варварой Помидор, и она решила взяться за проект. Параллельно я предложил его в издательство «Арка», которое является партнером «Эрмитажа». Им идея понравилась, и работа началась. Книга получилась великолепная, и я очень надеюсь увидеть продолжение».

Главными героями рисованной истории стали школьники Тася и Ваня, которые случайно встречаются в Эрмитаже и начинают вместе открывать для себя произведения искусства, переносясь во времени и пространстве.

«Идея создать комикс о приключениях в Эрмитаже возникла в издательстве «Арка» давно, но только когда сложилась сильная команда — художница Варвара Помидор, с её нежнейшей графической манерой, которая позволяет бережно работать с коллекцией Эрмитажа, специалист по детским музейным программам Дарья Агапова и Дима Яковлев, который знает про комиксы почти всё — наши мечты стали реальностью и воплотились в захватывающей и очень трогательной истории, которую придумали Варвара и Дарья, — рассказывает Полина Ермакова , главный редактор издательства «Арка». — Я уверена, что эта книга понравится и любителям комиксов, и музейным завсегдатаям, и тем, кому ещё только предстоит открыть мир комикса, а главное — необыкновенный мир Эрмитажа».

Комикс выполнен цветными карандашами и акварелью. Такая техника добавляет истории некой «детскости» и делает её ближе к главным героям. В то же время детальная графика позволяет читателю погрузиться в атмосферу Эрмитажа и по-новому взглянуть на известные всему миру произведения искусства.

Чтобы подробнее узнать о комиксе и работе над ним, корреспондент ИА REGNUM пообщался с авторами рисованной истории Варварой Помидор и Дарьей Агаповой.

: Как происходило ваше сотрудничество?

Варвара: Эта книга — мой первый опыт работы в соавторстве. С Дашей Агаповой мы знакомы давно. Она не раз приглашала меня поучаствовать в её музейных проектах как художника и дизайнера, мы вместе делали детскую программу к выставке про Петра I в Манеже, «Музейные сундучки» для Гатчинского дворца. В данном случае я пригласила Дашу поработать над этой книжкой вместе. Мы обсуждали сюжет, текст, структуру книжки, графическое развитие истории, отдельные кадры.

: Какие плюсы и минусы вы можете выделить в совместной работе?

Варвара: Работать вместе намного легче, быстрее решаются спорные вопросы, развеиваются сомнения. У каждого есть приоритеты. В каких-то вопросах я полностью доверяю Даше. Но в то же время всё можно обсуждать, додумывать. На любую идею соавтор может посмотреть немного со стороны, что очень важно в работе. До этого мой муж Эльдар всегда был таким помощником.

: Как долго вы работали над рисованной историей? Возникали ли какие-то трудности?

Варвара: Когда мы договорились с издательством «Арка» о книге, мне выдали специальный «безлимитный» пропуск в музей. Полгода я собирала материал и написала три истории. Но они никак не вписывались в форматы комикса. Мне хотелось обо всём рассказать очень подробно. Как всё уместить? Тогда я попросила Дашу прочитать текст. Она сразу дала много дельных советов, и стало понятно, как выбраться из того «завала» важных и интересных вещей, под которым я застряла. Я предложила Даше стать соавтором, и мы стали вместе работать над текстом. Потом я отвлеклась на иллюстрации к книжкам Руне Белсвика «Простодурсен» — на 8 месяцев погрузилась «в приречную страну». И вот спустя два с половиной года книжка про Эрмитаж вышла из типографии.

: Каким образом вы выбирали те или иные произведения искусства для того, чтобы перенести их на страницы своего комикса?

Дарья: Я бы сказала, что скорее они нас выбирали. У героев книжки очень разные характеры и смотрят они по-разному — Тасю больше интересуют детали, фактуры, выражения лиц, а Ваня — дотошный молодой человек, чуть что, сразу заглядывает в смартфон, выясняет, что, где и когда. Сказывается разница и в возрасте, и в темпераментах. Мы старались реконструировать способ мысли героев нашей истории: как Тасю «ведут» любопытство и блуждающий взгляд, а Ваню — пытливый ум и исследовательский интерес, в чём они друг другу помогают, как пересекаются. Из этой логики и родился выбор произведений, причем Эрмитажа нам не хватило, пришлось включить некоторые вещи из других музеев мира, которые возникали на экране Ваниного телефона. Так появилась карта путешествия по свету в конце книги.

: На какую аудиторию ориентирована рисованная история?

Дарья: Можно было бы сказать, что это история для ровесников героев книжки, то есть для младших подростков 10— 13 лет, которые могут себя идентифицировать с Тасей и Ваней. Но, мне кажется, в еще большей степени это книжка для родителей, потому что она дает возможность внимательнее посмотреть на то, как воспринимает мир ребенок, какой он, что для него важно. Родители часто хотят от музея прямой пользы — научился чему-то, запомнил что-то, а мы хотели показать, что с ребенком, воспринимающим искусство, происходят и более важные, более глубокие вещи.

: Что больше всего запомнилось вам в работе над книгой?

Дарья: Для меня это было опытом необыкновенно комфортного сотрудничества. Когда Варя возвращала мне мысль в виде рисунка, у меня постоянно было чувство, что я получила в награду непонятно за что возможность присутствовать при рождении чуда, это звучит сентиментально, но это действительно удивительный процесс, когда слова воплощаются в образы и при этом вдруг какой-то новый смысл рождается, непредусмотренный заранее.

: Планируете ли вы продолжить историю Эрмитажа или создать подобный комикс о других музеях Петербурга?

Варвара : Сейчас мы редактируем текст второй истории, действие которой так же происходит в Эрмитаже, в залах Японии. Но нам интересно погулять и по другим музеям, а может быть, и побродить по улицам города.

Когда-то это был очень небольшой музей в составе Зимнего дворца, созданный Екатериной II исключительно для себя любимой и дворцовой знати. Такой культурный закуток для формирования утонченного вкуса избранных. И только после февраля 17-го Эрмитаж разросся до сегодняшних размеров и стал главным в этом ансамбле зданий между Дворцовой площадью и Дворцовой набережной. И пошел в него народ сплошным потоком, наслышанный о несметных сокровищах музея.

И они в нем действительно есть. По размерам своих фондов Эрмитаж стоит в одном ряду с самыми выдающимися музеями мира – около трех миллионов произведений искусства и памятников культуры. Начавшись с небольшой коллекции голландских и фламандских живописцев, Эрмитаж превратился в крупнейшее хранилище живописи и скульптуры, предметов ювелирного и прикладного искусства, коллекций нумизматики и оружия…

Конечно, ни сил, ни времени все это осмотреть, приехав в Питер на выходные, ни у кого не найдется. Эрмитаж для тех, кто знает толк в том, что в нем хотел бы найти и увидеть. А для «простых смертных» есть разные тематические экскурсии. Да и просто пробежаться по залам, подышать загадочной атмосферой высокого искусства, никому не помешает.

Но я бы советовал все же идти в него, подготовившись. Что-нибудь заранее почитать, разложить в голове основные школы и направления, запомнить некоторых авторов… Еще будет полезно побродить по виртуальному Эрмитажу на его официальном сайте. Там даже есть такая интересная функция, как создание собственной коллекции произведений, которые можно потом попробовать отыскать в бесчисленных залах и полюбоваться воочию. И только тогда, возможно, Эрмитаж тоже снизойдет до вас, станет «френдли» и поведет вас за руку в волшебный мир искусства. А Питер в вашем представлении обретет ту самую ауру «культурной столицы», о которой вы много раз слышали, но не могли понять, где же она…

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи: Расширить знания детей о культурных ценностях нашей страны Развивать гордость за культурное наследие России Духовно- нравственное воспитание

3 слайд

Описание слайда:

Однажды французский поэт и философ Поль Валери сказал о живописи как об искусстве, которое открывает перед нами вещи такими, какими они были однажды, когда на них смотрели с любовью. Именно такое ощущение появляется, когда смотришь на картины Эрмитажа. Этот музей удивительным образом собрал в себе художественные сокровища всех поколений от позднего средневековья и до наших дней. Более четырёх тысяч великолепных произведений, которые появились под кистью величайших мастеров из разных уголков мира. Это ли не считать настоящим богатством сегодняшнего времени?!

4 слайд

Описание слайда:

Эрмитаж восхитительным образом открывает перед ценителями высокого искусства благородство и элегантность западноевропейской живописи, роскошь и неподдельную искренность картин художников Фландрии и Голландии, богатый внутренний мир и теплоту сердец удивительных мастеров Англии и Испании XVII - XVIII веков. Среди всех полотен запоминаются чувственные и волнующие работы раннего итальянского Возрождения. Знаменитые художники ярко передали своё цветоощущение, которое сегодня отражает утонченные силуэты классических шедевров той эпохи и современной эстетики.

5 слайд

Описание слайда:

Особенно в коллекции Эрмитажа хочется отметить картины Анри Матисса. Этот художник с помощью своих полотен заставлял мир излучать удивительную красоту, ритмическую экспрессию и необыкновенное свечение. Казалось бы, его работы настолько просты, однако предельно упрощенные линии и формы показывают зрителю напряжение «кричащего» эмоционального мира. Такой подход наблюдается во многих работах, представленных в знаменитом музее. Но, несмотря на присущую им классику и органичность, живопись Эрмитажа полна яркой динамики. Именно такое сочетание футуризма и классицизма так притягивает внимание ценителей высокого искусства из всех уголков мира.

6 слайд

Описание слайда:

Коллекция Эрмитажа – немного истории Особенно знаменита и наиболее известная часть коллекции – это картинная галерея. Которая включает в себя произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Сезанна, Моне, Ван Гога, Матисса, Гогена. Сразу с момента своего создания коллекция Эрмитажа, как настоящая сокровищница, являлась очень важной для всех, кто интересовался историей и искусством. До получения статуса музея в 1852 году доступ в Эрмитаж был весьма ограничен. Так, А.С.Пушкин добивался возможности поработать с коллекцией через В.А.Жуковского, который работал учителем русского языка у принцессы Шарлотты (будущей жены Николая 1, императрицы Александры Фёдоровны). Начало истории музей берёт в 1764 году, когда императрице Екатерине Великой предложили в Берлине коллекцию в 255 картин, в счёт уплаты долга перед Россией. Сразу после этого Екатерина издала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на продажу. С тех пор коллекция постоянно увеличивалась.

7 слайд

Описание слайда:

Современный Государственный Эрмитаж – это сложный музейный комплекс, состоящий из шести зданий расположенных вдоль набережной реки Невы. Главным зданием является Зимний дворец. Музейный комплекс Эрмитаж состоит из 5 зданий. Все они проектировались и были построены под руководством лучших архитекторов своего времени. До сих пор великолепие, изящность и гениальность самих зданий Эрмитажа вызывает восторг у многих современных экспертов. Главное здание, Зимний дворец, бывшая резиденция российских императоров, было создано архитектором Расстрели в стиле барокко и построено между 1754 г. и 1762 г. Это роскошное и скрупулезно выполненное строение удивляет своим простором, в здании более 1500 залов, более 1700 дверей и более 1000 окон. Многие туристы, впервые побывавшие в Эрмитаже отмечают, что само здание заслуживает не меньшего внимания, чем сама коллекция.

8 слайд

Описание слайда:

Большой Эрмитаж включает в себя здание Эрмитажного театра. Оно было построено в 1787г. архитектором Кваренги, вдохновившегося достижениями зодчества Древнего Рима. Поэтому зрительные места здесь располагались в форме амфитеатра. Восхитительный мрамор розового и серого цвета, статуи Аполлона и девяти муз создавали ощущение античности. Во времена императрицы Екатерины 2 в театре ставились спектакли для родственников и приближенных, иностранных дипломатов и других знатных гостей. Перед началом спектаклей приглашенная интеллигенция неспешно прогуливалась по Эрмитажу, созерцая полотна Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Рембрандта и многих других мастеров. В настоящее время здесь устраиваются вечера балета с участием известнейших звезд сцены, концерты классической музыки, оперные вечера.

9 слайд

Описание слайда:

После правления Екатерины, при Николае 1, было возведено ещё одно здание этого величайшего музейного комплекса, названное Новым Эрмитажем. Его главный фасад, выходящий на Миллионную улицу, украшен мощными гранитными фигурами атлантов. Это первое в России здание, построенное специально для художественного музея.

10 слайд

Описание слайда:

Нельзя упустить возможность полюбоваться интерьером Золотой гостиной с озолоченными стенами. Здесь имеется коллекция резных камей, купленная Екатериной Великой у герцога Орлеанского. В малиновой гостиной организовывались вечера музыки, о чем напоминает отделка стен шелком с изображением музыкальных инструментов.

11 слайд

Описание слайда:

Продолжая экскурсию по музею, невозможно пройти мимо такого ценного экспоната, как Колыванская ваза. Ее вес составляет 19 тонн, а высота достигает 3 метров. Выполнена ваза на Колыванской фабрике в Алтае, путем длительного высечения (в течение14 лет) из монолита ревневской яшмы. Затем ваза была доставлена в Петербург и установлена в Эрмитаже.

12 слайд

Описание слайда:

Кроме всего этого, в Эрмитаже представлен просторный Двадцатиколонный зал, оформленный монолитными колоннами из серого гранита, с изящно оформленными римской мозаикой, полами. Здесь господствует разнообразие античных ваз и амфор. Наиболее известна чернолаковая Кумская ваза, называемая «Царицей ваз», размещенная в центре зала, под специальным стеклянным колпаком. Она посвящена богам плодородия, отличается красивым рельефом, сохранившим позолоту и следы ярких красок. Здесь же имеется небольшая, но вполне достойная внимания этрусская коллекция.

13 слайд

Описание слайда:

Очень интересной и запоминающейся будет экскурсия по первому этажу Нового Эрмитажа. Здесь предоставляется возможность увидеть замечательные коллекции античного искусства. Среди них статуя Юпитера, высота которой достигает более 3 метров, найденная на загородной вилле римского императора Домициана. Скульптура Венеры Таврической была приобретена у римского папы ещё во времена Петра 1 и считается первым античным памятником Российской Империи. Античному миру в музее посвящено более 20 залов. Искусство Древней Италии и Рима, Древней Греции, Северного Причерноморья выражено редчайшими коллекциями ваз, драгоценных камней, ювелирных изделий, скульптур, терракот.

14 слайд

Описание слайда:

Обширный музейный комплекс предоставляет уникальную возможность посетить Золотую и Бриллиантовую кладовые, свято хранящие изделия из драгоценных металлов и камней. Многочисленные экспонаты доставлены из самых разных стран и являются элементами их истории – от эпохи скифского и греческого золота до современных ювелирных изысков. Завораживают взгляд фантазии искусных ювелиров, воплощенные в чудесном разнообразии браслетов, афинских перстней, табакерок, бонбоньерок, несессеров, драгоценного оружия, предметов роскоши российских цариц. Также можно увидеть золотые изделия и драгоценности членов императорской семьи Романовых, памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия известной фирмы «Фаберже». Созерцая собственными глазами все это великолепие, невольно возникает мысль о том, насколько одухотворенно выражается мастерство композиций художников и скульпторов, и как немыслимо виртуозно их техническое исполнение. Эрмитаж – обитель ожившей истории, после посещения которой каждый хранит впечатления от увиденного всю оставшуюся жизнь.

15 слайд

Описание слайда:

Мадонна Бенуа Эта картина, названная по имени один из ее прежних владельцев, отличается от Мадонн других художников более темными цветами и тонкостью передачи света. В эскизах этого периода Леонардо пытался передать впечатление движения, движение передано и здесь. Картину только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века… потеряли. Художник Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа 1475-1478

16 слайд

Описание слайда:

Мадонна с гвоздикой Мадонна дель Гарофано, или дель Фьори(«с гвоздикой» или «с цветкoм») написана в ранний период творчества, когда ещё было сильно влияние работ учителя Верроккио и работ старых голландских мастеров, расценена, как первая независимая работа. Авторство подтверждено. Вазари отмечает деталь, поразившую его: «Графин с цветами, наполненный водой. Отпотевание воды на поверхности было изображено так, что она казалась живее живого». Художник Леонардо да Винчи Мадонна с гвоздикой 1475,Мюнхен (Alte Pinakothek), Германия

Описание слайда:

Рембрандт Харменс ван Рейн. Святое семейство и ангелы, 1645 Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Мать, дитя, даже колыбель - чисто голландские типы XVII века. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.

19 слайд

Описание слайда:

Испанский художник Диего Веласкес родился и вырос в Севилье. Его первые произведения - к ним принадлежит и эрмитажный «Завтрак» - написаны в этом городе. «Завтрак» - одно из наиболее ранних произведений молодого мастера. В нем чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. Веласкесу позировали хорошо знакомые люди, их изображения встречаются во многих работах художника. Так, старик слева повторяется в сходном варианте Будапештского музея. Мальчика, находящегося в центре нашей картины, можно видеть в «Музыкантах» (Берлин-Далем, музей), в «Приготовлении яичницы» (Ричмонд, коллекция Кука) и «Севильском продавце воды» (Лондон, коллекция Веллингтона). Что касается фигуры справа, то существует предположение, что это автопортрет Веласкеса. Несмотря на желание художника сделать сцену непринужденной, персонажи выглядят позирующими.