Эрудит. Необыкновенные памятники мира

Интересные факты о памятниках

  • С самых давних времен люди сооружают памятники для увековечивания какого-либо события или в честь заслуг отдельных личностей.
  • Первые полноценные памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию) появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны.
  • Древнейшей сохранившейся монументальной скульптурой является Большой Сфинкс в Гизе. Фигура высечена из монолитной известковой скалы. Длина статуи - 73 метра, высота - 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
  • Одна из римских статуй породила слово «пасквиль». Дело в том, что статую, получившую в народе прозвище Пасквино, ещё с XVI века начали обклеивать листками с сатирой на определённых лиц.
  • Самым высоким памятником считается бронзовая статуя Ушику Дайбутсу (Ushiku Daibutsu) расположенная в Ушику, в префектуре Ибараки в Японии. Построена она в 1995 году, общая высота 120 м над землёй, включая 10м основание и 10-метровую платформу-лотус. Лифт поднимает посетителей на высоту 85м над землей, где расположена наблюдательная площадка.
  • В Мельбурне есть «Памятник наоборот» – установлен он вверх пьедесталом.
  • Самое большое количество памятников в мире было создано в честь вождя пролетариата В. И. Ленина.
  • В Индокитае больше всего памятников Будде.
  • В центре Эдинбурга находится недостроенный монумент под громким именем «National Monument of Scotland», за образец которого был выбран Парфенон в Афинах. Его возведение было решено начать в честь погибших солдат еще после завершения Наполеоновских войн. Строительство началось еще в 1822 году, не хватило денег, и возведение монумента прекратили уже в 1829-м.
  • Символом Нью-Йорка и США, символом свободы и демократии называют Статую свободы, на Острове Свободы, в 3 км от южной оконечности Манхэттена, Нью-Джерси. Статуя французского скульптора Бартольди является подарком французов к годовщине принятия Декларации Независимости.
  • Самой крупной конной статуей в мире является конная статуя Чингисхана недалеко от Улан-Батора, открытая в 2008 году, ее высота без постамента составляет 40 м. Памятник окружен 36-ю колоннами, согласно числу ханов Монгольской империи от Чингиса до Лигдэн-хана.
  • В Голландии есть Памятник радиоактивному распаду. Это здание под названием Habog Facility , где хранятся настоящие радиоактивные отходы от двух ядерных реакторов. По местному закону храниться они должны 100 лет. Создатель этого проекта William Ver разукрасил здание в оранжевый цвет, а на стенах написал известные формулы Эйнштейна и Планка. Каждые двадцать лет здание будут перекрашивать в более бледный цвет, что будет символизировать постепенное угасание радиоактивности в отходах.
  • Начало охраны памятников истории и культуры относится к античной эпохе. В V в. император Майориан издал эдикт против разрушения гражданами существующих зданий, использования их в качестве каменоломен. Идеи охраны памятников истории и культуры, близкие современным, возникли в эпоху Возрождения вместе с интересом к античному искусству и развитием коллекционирования.
  • Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята ЮНЕСКО в 1972 году (вступила в силу в 1975 году).
  • Самая высшая степень ценности исторического памятника - включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интересные факты о памятниках России
  • Одним из старейших воинских мемориалов России является Храм-памятник погибшим воинам при взятии Казани в 1552 году.
  • В России самым большим признан памятник Петру Первому Зураба Церетели в Москве. Этот памятник называется «300 лет Российского флота». Его высота – девяносто восемь метров. До того, как появился памятник Петру Первому, самой огромной в России был памятник «Родина-мать» в Волгограде. Его высота составляет девяносто шесть метров.
  • В Санкт-Петербурге находится единственный в мире конный монумент, имеющий лишь две точки опоры – это памятник Николаю I работы Петра Клодта на Исаакиевской площади.
  • Самый старый памятник Москвы – это памятник Минину и Пожарскому перед стенами Кремля.
  • Одним из самых известных памятников Москвы - «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ. Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже. Является символом киностудии «Мосфильм».
  • Одним из символов Санкт-Петербурга и его визитной карточкой является «Медный всадник».
  • Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга никак не прикреплена к пьедесталу, она весит 600 тонн и стоит только за счёт собственной силы тяжести. Несмотря на авторитет архитектора Огюста Монферрана, многие горожане долго боялись, что она упадёт.
  • В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации на 2015 год значится 26 наименований, 16 объектов включены в список по культурным критериям, причём 6 из них признаны шедевром человеческого гения), и 10 объектов включено по природным критериям, причём 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности.
Литературные памятники
  • Памятников, посвященных литераторам и героям их произведений, существует огромное количество, это и скульптурные композиции, и мемориальные доски, и бюсты.
  • Монументы из бронзы и гранита начали литераторам стали сооружать только в XIX веке, часто рядом с памятниками писателям помещают фигуры созданных ими персонажей.
  • Один из первых памятников писателю – памятник М. Сервантесу был поставлен в Мадриде в 1835 (скульптор А. Сола).
  • В России первые памятники были сооружены М. В. Ломоносову в Архангельске (1832, скульптор И. П. Мартос), Н. М. Карамзину в Симбирске (1844, С. И. Гальберг) и Г. Р. Державину в Казани (1847, скульптор неизв.).
  • Самый первый в мире памятник Пушкину был установлен в Италии. В 1837 году, как только весть о гибели поэта достигла Вечного города, княгиня Волконская распорядилась установить стелу в память о нем на своей вилле.
  • Первый памятник литературному герою появился 13 августа 1913 года в Дании. Это памятник Русалочке в Копенгагене. Русалочка стала символом Копенгагена, и датчане верят: пока красавица продолжает сидеть на своем камне, все будет спокойно в Датском королевстве.
  • Немало по всему миру и памятников книге, что отражает осознание людьми великой роли книги в нашей жизни.
Памятники животным
  • Памятники животным есть во всех странах мира. Главным образом удостаивались такой чести домашние животные, но есть памятники и диким животным – от мамонта до мушки дрозофилы.
  • Больше всего памятников и скульптур установлено самым преданным друзьям человека – собакам.
  • Считается, что самый первый памятник собаке поставлен в 3 веке до нашей эры. В городе Коринфе в IV веке до н.э. собаке был поставлен памятник с надписью «Защитнику и спасителю Коринфа». Древнегреческий город Коринф вел войну с городом-государством Спартой. Под покровом ночи враг подкрался к городу, но собака Соэтр (Soter, был одним из 50 сторожевых псов) разбудила гарнизон и этим предупредила вторжение неприятеля. Она была награждена серебряным ошейником. Благодарные коринфяне не остались в долгу, сохранив на века память о верной собаке.
Компьютерные памятники

Есть и такие памятники. Памятники и скульптуры людям с компьютером и ноутбуком есть в разных городах мира, в том числе и в России. Есть памятники компьютеру, отдельно компьютерной мыши, клавиатуре, памятник Internet Explorer, памятники электронной собаке, памятник браузеру Opera и даже памятник Википедии.

Памятники профессиям

Кажется, уже нет такой профессии, представителям которой не были бы установлены памятники – от великих воинов до тружеников ЖКХ, и количество таких памятников растет, и серьезных, и шуточных.

Самые необычные памятники, статуи и скульптуры

Их можно встретить во многих городах мира, это и скульптуры разных вещей (кошелек, клизма, скрепка, прищепка), и героев фильмов и мультфильмов, и различные скульптурные композиции, и даже памятник счастью (Томск).

Это не вся информация об имеющихся памятниках. Информация будет уточняться и дополняться.

Еще о памятниках Кроссворд о памятниках

4 марта 1818 года в Москве был торжественно открыт памятник героям народного ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому работы скульптора Ивана Мартоса. Первоначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, где в 1612 году разворачивались основные действия народного ополчения против польской интервенции, однако затем выбор пал на Москву из-за особой значимости памятника для русской истории. Мы решили рассказать о десяти интересных фактах об этом памятнике.

СБОР СРЕДСТВ

Инициаторами установки памятника выступили члены российского просветительского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств в 1803 году. Сбор средств для постройки и возведения проводился по всенародной подписке по всей России. С этой целью была опубликована гравюра с изображением первой модели памятника. К 1811 году сумма достигла 136 тыс. рублей, из которых 18 тыс. были присланы из Нижегородской губернии.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПАМЯТНИКА

Работа над памятником велась в Санкт-Петербурге, после чего он отправился в Москву водным путем: через Мариинский канал до Рыбинска, оттуда по Волге до Нижнего Новгорода, где памятник задержался на некоторое время в знак уважения к роли новгородцев в Смутное время. Затем транспортировка продолжилась вверх по Оке до Коломны, а оттуда по Москве-реке до Краснохолмского моста. Транспортировка заняла три с половиной месяца: отправившись из Петербурга 21 мая 1817 года, памятник оказался в Москве 3 сентября.

МАТЕРИАЛЫ

Постамент для памятника был изготовлен из гранита. Контракт на его изготовление был заключен с петербургским купцом Самсоном Сухановым, который уже принимал участие в сооружении гранитных колонн для Казанского собора. Гранитный постамент был изготовлен в Выборгской губернии.

Для отливки самой скульптурной группы понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Только чтобы расплавить медь, понадобилось около 10 часов, после чего ее стали заливать в форму. Через пять дней, когда металл остыл, форму разбили, получив «идеальный монумент». Для того времени такая литейная работа считалась уникальной.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ

Изначально скульптор Мартос задумывал обоих героев стоящими на постаменте во весь рост, однако был вынужден изменить свой замысел, так как он вызвал недовольство среди некоторых государственных лиц. Дмитрий Пожарский был князем, а Кузьма Минин — простолюдином, которому не полагалось стоять рядом с князем.

СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Иван Мартос придерживался традиций классицизма, поэтому фигуры Минина и Пожарского напоминают античные статуи. Вместе с тем памятник не лишен русского национального своеобразия: хитон Кузьмы Минина напоминает русскую рубашку, а князь Пожарский в одной руке держит щит с образом Спаса Нерукотворного, который был на стягах русского войска во время Куликовской битвы. Кроме того, на барельефе на тыльной стороне памятника на щите в руках одного из русских воинов изображение иконы Казанской Божией Матери, которая была обретена в день освобождения Кремля от поляков. На лицевом барельефе головы женщин в античных одеждах украшают традиционные русские кокошники.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

Изначально памятник был открыт перед зданием нынешнего ГУМа на Красной площади. Фасадной частью памятник был обращен к Кремлю. Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая его прогнать поляков из Москвы. По замыслу автора, Москва и Кремль, на который указывает Минин, едины и олицетворяют сердце Отечества и святыни духовного и материального характера. В 1931 году памятник был перенесен к собору Василия Блаженного, так как мешал проведению парадов боевой техники на Красной площади и строительству Мавзолея Ленина. Кроме того, существует легенда, что большевикам, недавним хозяевам Кремля, в жесте Минина виделся призыв освободить Кремль от новой власти. Якобы на памятнике даже кто-то нацарапал надпись «Гляди-ка, князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась».

ОБРАЗ АВТОРА

На одном из барельефов слева от женщин, отдающих деньги и драгоценности ради Отечества, можно видеть самого Ивана Мартоса с двумя сыновьями, которых отец отправляет в ополчение. Один из сыновей Мартоса, Алексей, был участником Отечественной войны 1812 года, другой сын, Никита, был убит наполеоновскими солдатами в 1813 году во время учебы в Италии.

Один из самых высоких памятников России москвичи встретили с некоторой критикой. В 1997 году, после его установки, в московских СМИ появилась серия публикаций, призывающие жителей города писать письма в поддержку сбора подписей о сносе монумента. Их насчиталось около 5 тысяч, большинство которых критиковали два пункта - чрезмерную высоту памятника и его местоположение.

Однако, как мы можем наблюдать на данный момент, памятник Петру I в Москве получил право на жизнь. Работу Зураба Церетели воздвигли у по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Официально объявлен создателем и заказчиками как подарок морякам к 300-летию Российского Флота. Общая высота памятника 98 метров, высота фигуры Петра 18 метров.

Некоторые российские газетчики называли данный памятник переработанной статуей Колумба, которую Церетели собирался продать в 1992 году к 500-летию открытия европейцами Америки, но так и не продал.

В 2014 году архитектурный критик Ревзин выразил свое мнение касательно слишком активных акциях протеста против нового памятника. Так, он указал на то, что по Москве слишком резко стали выходить публикации и расклейка плакатов "Вас здесь не было", которые до этого нужно в обязательном порядке согласовать, свести бюджет и получить его. Таким образом, этот процесс, скорее всего, был кем-то запущен, а потом подхвачен горожанами.

Высота монумента сопоставим с высотой Статуи Свободы, которая стоит в Нью-Йорке.

Вот только не стоит забывать, что разница в 5 метров складывается из того, что Статуя Свободы, как цельный памятник, составляет всего 46 метров, но вот стоит он на постаменте высотой 47 метров. Отсюда общая высота считается 93 метра.

сайт вспоминает интересные факты о знаменитом московском монументе.

Освободители

Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский - руководители второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время. Оба они являются русскими национальными героями, так как принимали важнейшее участие в освобождении Москвы от польско-литовских оккупантов в 1612 году.

В 1803 году научные и культурные деятели России выступили с идеей начать сбор средств на постройку памятника, посвященного героям. Изначально его планировалось поставить в Нижнем Новгороде - городе, где собиралось народное ополчение. Вскоре скульптор Иван Мартос приступил к работе над проектом. Идею возведения памятника всецело поддерживал император Александр I.

Чуть позже было решено установить монумент в Москве, городе, который освободили герои. А в Нижнем Новгороде планировалось поставить мраморный обелиск, посвященный Минину и Пожарскому.

Двойной повод

На самом деле памятник Минину и Пожарскому символизирует два события - освобождение Руси от иноземных захватчиков в 1612 году и победу в Отечественной войне 1812 года, которая также вошла в историю как «народная война». Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы. Скульптурная композиция появилась на Красной площади лишь 4 марта 1818 года.

1100 пудов меди

Работы по созданию памятника начались в 1812 году, вскоре после победы русских войск над французами в Отечественной войне. Отливка была поручена петербургскому мастеру Академии художеств Василию Екимову. Отливка была выполнена 17 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди, которую плавили на протяжении 10 часов. Изготовление столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые европейской истории.

Изначально памятник был расположен в центре Красной площади Фото: Commons.wikimedia.org

Гранит вместо мрамора

Изначально планировалось использовать под постамент сибирский мрамор. Однако транспортировать такой груз было настолько трудно через пол-России, что решение изменили. Вместо мрамора взяли гранит, которого было в достатке вокруг Санкт-Петербурга. Огромные камни доставили в Северную столицу с берегов Финляндии. Пьедестал был изготовлен камнетесом Самсоном Сухановым.

Долгий путь

Памятник был очень тяжелым, транспортировать его по дорогам не представлялось возможным. Поэтому доставку из Петербурга в Москву было решено осуществлять водным путем на кораблях. Перевозка заняла несколько месяцев: старт 21 мая, прибытие в Москву 6 сентября 1818 года. По пути останавливались в Нижнем Новгороде. Сначала скульптурную композицию везли через Мариинский канал до Рыбинска, оттуда по Волге до Нижнего Новгорода, где памятник задержался на некоторое время в знак уважения к роли новгородцев в Смутное время. Затем транспортировка продолжилась вверх по Оке до Коломны, а оттуда по Москве-реке до Краснохолмского моста.

Сыновья в роли натурщиков

Изначально скульптор Мартос задумывал обоих героев стоящими на постаменте во весь рост, однако позже был вынужден изменить свой замысел. Первоначальная идея вызвала недовольство среди некоторых государственных лиц. Дело в том, что Дмитрий Пожарский был князем, а Кузьма Минин - простолюдином, которому не полагалось стоять рядом с князем.

А позировали Ивану Петровичу Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского его собственные сыновья.

Авторы величественного памятника получили высокие награды. Так, Ивану Мартосу было присвоено звание действительного статского советника и пожизненная пенсия в размере 4 тыс. рублей в год. Литейщику Василию Екимову по приказу императора была выплачена премия 20 тыс. рублей и вручен орден Анны II степени.

Сердце отечества

В 2005 году композиция появилась в Нижнем Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org

Изначально памятник был открыт перед зданием нынешнего ГУМа на Красной площади. Фасадной частью он был обращен к Кремлю. Минин указывал Пожарскому на Кремль, призывая его прогнать поляков из Москвы. По замыслу автора, Москва и Кремль, на который указывает Минин, едины и олицетворяют сердце Отечества и святыни духовного и материального характера.

Но в 1931 году композицию было решено перенести, так как она мешала проведению парадов боевой техники на Красной площади и строительству мавзолея Ленина. Минина и Пожарского перенесли к собору Василия Блаженного.

Уменьшенная копия

В 2005 году Минин и Пожарский, наконец, появились и в Нижнем Новгороде. Копия памятника работы Зураба Церетели установлена под стенами Нижегородского кремля. Нижегородская композиция на 5 сантиметров меньше московского оригинала.

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.