Пропавшие картины. В каком костре сгорел Кандинский

Мы даже представить себе не можем, сколько мировых шедевров погибло в пожарах, наводнениях, войнах, просто по недомыслию. В лучшем случае осело в частных коллекциях. Окинем взглядом хоть малую часть…

«Леда» растворилась в королевских покоях

Около 1530 года Микеланджело написал картину «Леда и лебедь» на иконографический сюжет: жену спартанского царя Тиндарея соблазняет обернувшийся лебедем Зевс.

Леда и лебедь. Художник Микеланджело. Ок. 1530 г. Копия Россо Фьорентино

Друг и ученик художника Антонио Мини увёз её во Францию. Вскоре «Леда» оказалась в королевском дворце Фонтенбло, где след её пропал навсегда. Мы можем судить о ней лишь по бледной копии Рыжего Флорентийца - художника Россо Фьорентино, служившего при дворе Франциска Первого.

Нечто подобное вышло и с «Ледой и лебедем» Леонардо да Винчи: от картины осталась лишь живописная копия, сделанная его учеником Чезаре да Сесто.

Слишком страшный дьявольский ветер

Русский художник-баталист Василий Верещагин (1842-1904) - особая статья для исследователей. Считается, что пропало множество его полотен - таковы уж были условия, в которых они с натуры создавались.

Но куда исчезла леденящая душу картина «Подавление индийского восстания англичанами» - неизвестно.

В 1874-1876 годах и в 1882 году Верещагин совершил две поездки в Индию. Он замышлял создать цикл картин по истории жестокого покорения и угнетения Индии англичанами. На полотне - расстрел крестьян, восставших против колонизаторов. Способ казни назывался «дьявольский ветер».

В. Верещагин «Подавление индийского восстания англичанами».

Из воспоминаний Верещагина: «Пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом». Казнь была для индусов тем более страшной, что, по их верованиям, душа и тело, буквально разорванные в клочья, уже не смогут возродиться.

Среди приговорённых - старики-крестьяне, воплощающие необоримую духовную силу. По содержанию это одна из самых сильных картин за всю историю мировой живописи.

В 1887 году картина была выставлена в Лондоне и вызвала бурю протестов; художнику, которого бессмысленно подозревать в искажении действительности, угрожали судом. Однако простые лондонцы понимали, что всё так и было. И картина просто исчезла с выставки при невыясненных обстоятельствах. От неё остались лишь многочисленные копии.

В каком костре сгорел Кандинский

Возможно, самый большой ущерб (в значительной степени умышленный) искусству нанёс ХХ век, его войны и диктатуры.

К 1937 году министр пропаганды Германии Геббельс конфисковал у 32 музеев и распорядился разом выставить 650 образцов «дегенеративного» («еврейско-большевистского») искусства. Так назывались теперь модернистские произведения, не отвечавшие вкусам Гитлера и «представляющие опасность для арийской нации».

Эскиз к «Композиции № 2». Художник Василий Кандинский. 1910 г. Сама картина сожжена нацистами в Париже в 1942 г.

На примечательный вернисаж в числе других угодили картины Марка Шагала, Оскара Кокошки, Пауля Клее, Пита Мондриана, Эль Лисицкого, Эмиля Нольде, Макса Эрнста. Всего же было конфисковано 16 558 произведений искусства! Часть их продали на аукционах в Швейцарии, но более тысячи было сожжено, а большую часть рассовали по берлинским подвалам, где они и были найдены в 1945 году.

В 1942 году в саду Национальной галереи Же-де-Пом (Париж) подверглись сожжению картины Пикассо, Дали, Миро, Леже, Клее, Эрнста. Среди уничтоженных нацистами шедевров - три работы из серии Василия Кандинского «Композиции». Одну мы знаем по эскизу, другую - по фотографии.

В 1945 году отступающие нацисты подожгли музей Шлосс Иммендорф, куда была сдана на хранение частная венская коллекция из 14 картин самого ныне дорогостоящего художника в мире - австрийского символиста Густава Климта. Погибли ли они навсегда в пламени? Или были спасены и украшают ныне чьи-то роскошные салоны? Может быть, когда-нибудь узнаем.

Во время бомбардировки союзниками Дрездена в 1945 году снаряд уничтожил машину, увозившую более ста картин из Дрезденской галереи в крепость Кёнигштайн, где их предполагалось спрятать. Одна из них - «Дробильщики камней» Густава Курбе, картина, потрясшая Парижский салон 1850 года.

“Дробильщики камней”. Художник Густав Курбе. 1849 г. Картина была уничтожена при бомбардировке Дрездена в 1945 г.

Во время пожара Второй мировой сгорела (или, опять же, под шумок была украдена из музея Магдебурга) картина Ван Гога «Художник на пути в Тараскон» (1888 г.). Она тем более ценна, что это автопортрет, где Ван-Гог изобразил себя плетущимся по дороге со всеми обычными для художника аксессуарами.

В 1945 году в Берлине при пожаре в бункерах в районе Фридрихсхайн, где были собраны картины из берлинских музеев, сгорел «Портрет куртизанки» Караваджо. Огонь тогда навек погубил ещё как минимум 400 работ Рубенса, Гойи, Кранаха, Йорданса, ван Дейка.

Свиньям на затравку

Караваджо, крупнейший реформатор живописи XVII века, по сути, основатель реализма, вообще пострадал не один раз.

В 1969 году в Палермо из часовни Сан-Лоренцо вынесли его картину «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием».

Микеланджело Меризи де Караваджо. "Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском"

Краденое полотно передали на хранение мафиозной семье Пуллара, которая хранила его в совершенно непригодных условиях. «Рождество» долго обгладывали свиньи и крысы. В конце концов «хозяева» решили её просто сжечь. Версия достоверна (о судьбе картины поведал один завербованный мафиози), но настолько трагична, что смириться с ней очень трудно: картина Караваджо до сих пор стоит на первом месте в списке похищенных итальянских шедевров и на третьем месте - в мировом рейтинге.

Богородица с ножом

Пропавших икон в истории не счесть. Один из последних громких случаев - кража Андрониковской иконы Божией Матери из Вышнего Волочка в 1984 году. Икона представляла собой греческий список начала XIV века, была домашней святыней византийского императора Андроника III Палеолога (в честь него и название) и считалась чудотворной. Андроник пожертвовал её греческому Монемвасийскому монастырю.

В XIX веке настоятель бежал от турок с иконой в город Патрас. Он завещал её своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, а уж сын того в 1839 году отправил её из Афин в Петербург императору Николаю Павловичу. Андрониковская икона сложным путём перекочевала в Зимний дворец, затем в Троицкий собор. В 1877 году была перенесена в женский монастырь Казанской Божией Матери близ Вышнего Волочка.

После безвозвратной пропажи этой древнейшей святыни сохранилась лишь её копия (чудотворная). На шее Богородицы видно изображение нанесённой турком кровоточащей раны. В нижней части подлинной иконы находился футляр с ножом дамасской стали - орудием удара. Но для грабителей решающую роль, скорее всего, сыграли небольшие размеры иконы - 25×35 см.

Где единственный морской пейзаж Рембрандта?

В 1990 году в Бостоне была ограблена частная художественная галерея известной филантропки Изабеллы Стюарт Гарднер, собравшей 2500 предметов европейского искусства. Тринадцать из них были вынесены роковой ночью двумя ворами, переодетыми в полицейских. И это самое крупное ограбление музея в истории США.

Два шедевра достойны особого оплакивания. Первый - «Концерт» Вермеера, стоимость которого (двести миллионов долларов) позволяет причислить его к самым ценным украденным произведениям искусства в мире.

Картина Рембранта «Христос в шторм на Галилейском море»

Второй - единственный морской пейзаж великого портретиста Рембрандта «Христос в шторм на Галилейском море». В 2013 году ФБР объявило, что преступление раскрыто, личности грабителей установлены. Но что до этого человечеству? Полотна-то уплыли безвозвратно.

Очень дорогой утопленник

2 сентября 1998 года самолёт, направлявшийся из Нью-Йорка в Женеву, рухнул в Атлантический океан при попытке аварийной посадки в канадском аэропорту. Погибли более двухсот пассажиров. Оказалось, в бортовой системе, отвечающей за развлечения (кино, видеоигры), произошёл сбой, и короткое замыкание вызвало пожар.

“Художник”. Картина Пабло Пикассо. 1963 г. Погибла во время крушения самолёта в 1998 г.

Погибла и перевозимая картина Пикассо «Художник» (1963 г., полтора миллиона долларов). Случайно ли потерпел крушение самолёт, на борту которого, кроме того, «летели» драгоценности на сумму в миллиард долларов?

В воде была найдена 20-сантиметровая часть картины, драгоценности же пропали безвозвратно.

Маленький домашний пожар на 200 миллионов евро

А эта история два года назад передавалась из уст в уста. 16 октября 2012 года в три часа ночи из роттердамского музея Кюнстхал всего за две минуты были вынесены семь шедевров: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда (общей стоимостью до 200 миллионов евро).

След привёл голландскую полицию в Румынию, где в 2013 году начали задерживать участников ограбления века.

На этом месте на стене висела одна из 7-ми украденных картин. (AP Photo)

Один из шести обвиняемых в похищении картин из роттердамского музея "Кюнстхал" Раду Догару.

Ольга Догару, старушка-мать одного из похитителей, после ареста её сына закопала вещественные доказательства - похищенные полотна - на деревенском кладбище. Позже она решила разделаться с вещдоками куда более радикально - сожгла их в печи.

В золе были обнаружены следы краски и грунтовки (свинец, цинк, медная лазурь), холста и столетних гвоздей. Мир был потрясён. Невежество никогда не служило искусству. Но чтобы дойти до такого!..

Пушистый Иисус

Однако случаются и анекдотичные истории. Так, другая старушка, испанка Сесилия Хименес, 80-летняя прихожанка храма Милосердия в городе Борха в Сарагосе, с разрешения настоятеля отреставрировала фреску начала ХХ века «Ecce Homo» («Се человек») работы художника Элиаса Гарсиа Мартинеса.

Она сделала это столь непрофессионально и безобразно, что полуметровый лик Иисуса теперь называют «Ecce Mono» («Се обезьянка») или «Пушистый Иисус». Благодаря Интернету событие буквально за пару дней получило в мире такую огласку, что в Борху теперь специально заворачивают туристы поглазеть на достопримечательность. Фреску огородили, а церковь берёт плату за её осмотр.

И если поначалу все возмущались и требовали вернуть картине прежний облик, то сегодня гордые всемирным вниманием жители Борхи признали, что работа Сесилии гораздо интереснее исходного оригинала. Она объявлена художником-примитивистом и всерьёз сравнивается с Мунком и Модильяни.

Но вот что интересно - Сесилия Хименес теперь требует, чтобы церковь делилась с ней доходами от туристических посещений, то есть отчисляла «авторские» за сей странный перформанс. Вполне в духе нашего времени.

Андрей Ардер

Высота вестибюля подчеркнута тремя ярусами членений. И еще он был прекрасный фокусник современники говорили откровеннее - маг. Благодаря своей концентрической композиции эта фреска предвосхищает великие плафонные росписи эпохи барокко и завершает эволюцию Корреджо начатую в росписях в церкви Сан-Джованни Эванджелиста: от устремленных к небу головок херувимов к умелой передаче движения ангелов и святых. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к подобным, чисто внешним эффектам. Тем не менее, эта задача вызвала у него глубокий интерес к анализу конструкции арбалета. Отливка статуи не была осуществлена, погибла и модель. К середине тетивы подвешиваются различные грузы. Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Леонардо да Винчи был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании и пр. Основная причина заключалась в дефиците или отсутствии необходимого сырья.

В 1990 году в Бостоне была ограблена частная художественная галерея известной филантропки Изабеллы Стюарт Гарднер, собравшей 2500 предметов европейского искусства. Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие. Это произведение поражает и оригинальностью замысла и совершенством исполнения. Творчество великих мастеров позднего Возрождения - Палладио, Веронезе, Тинторетто. В средневековой Европе изображение природы не было столь распространено, как, например, в Китае, где пейзаж на шелке имел богатую культурную традицию.

Сегодня таким образом проверяются все луки и арбалеты. Здесь впервые появляется счастливый дар Рафаэля - легко усваивать лучшие достижения художественной культуры, творчески переработав полученные впечатления, обогащать ими свое искусство. В них кризис мировоззрения Микеланджело, связанный с общим кризисом культуры Возрождения, сказался в безысходно трагической трактовке темы и в разрушении гармонической формы. Последовавшие за тем грубые реставрации значительно исказили подлинник. Новая эпоха пришла на смену золотой поре итальянского гуманизма. Лиричное искусство Перуджино оказало значительное влияние на весь ранний период творчества Рафаэля. Таким образом, личность Леонардо да Винчи уникальна и многогранна. Эти фигуры несут определённую смысловую и композиционную нагрузку: подчёркивая возвышенный характер образа мадонны, они уравновешивают композицию. Иногда Леонардо да Винчи действительно смотрел глубоко, например, в поисках ответа на вопрос, свидетельствует ли вибрация тетивы сразу после выстрела о потере энергии дугой?

Около 1530 года микеланджело написал картину леда и лебедь егэ ответы

Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Грозен для непокорных карающий меч Ватикана. В этих изваяниях хорошо виден процесс работы Микеланджело, в отличие от современных ему скульпторов он не обрабатывает блок равномерно со всех сторон, но как бы видя в еще не отесанном камне будущее произведение, углубляется в блок в одних местах, оставляя другие почти не обработанными.

Но к большой радости миланцев и всей Италии эта неповторимая работа великого гения осталась на своём месте. Мастер был убежден, что, поняв механизм движения тела и формы его существования, можно постичь его внутреннюю духовную суть.

КАРТИНЫ, ОСТАВШИЕСЯ ТОЛЬКО В КАТАЛОГАХ

Мы даже представить себе не можем, сколько мировых шедевров погибло в пожарах, наводнениях, войнах, просто по недомыслию. В лучшем случае осело в частных коллекциях. Окинем взглядом хоть малую часть…

«Леда» растворилась в королевских покоях

Около 1530 года Микеланджело написал картину «Леда и лебедь» на иконографический сюжет: жену спартанского царя Тиндарея соблазняет обернувшийся лебедем Зевс.


Леда и лебедь. Художник Микеланджело. Ок. 1530 г. Копия Россо Фьорентино

Друг и ученик художника Антонио Мини увёз её во Францию. Вскоре «Леда» оказалась в королевском дворце Фонтенбло, где след её пропал навсегда. Мы можем судить о ней лишь по бледной копии Рыжего Флорентийца - художника Россо Фьорентино, служившего при дворе Франциска Первого.

Нечто подобное вышло и с «Ледой и лебедем» Леонардо да Винчи: от картины осталась лишь живописная копия, сделанная его учеником Чезаре да Сесто.

Слишком страшный дьявольский ветер

Русский художник-баталист Василий Верещагин (1842-1904) - особая статья для исследователей. Считается, что пропало множество его полотен - таковы уж были условия, в которых они с натуры создавались.

Но куда исчезла леденящая душу картина «Подавление индийского восстания англичанами» - неизвестно.

В 1874-1876 годах и в 1882 году Верещагин совершил две поездки в Индию. Он замышлял создать цикл картин по истории жестокого покорения и угнетения Индии англичанами. На полотне - расстрел крестьян, восставших против колонизаторов. Способ казни назывался «дьявольский ветер».


В. Верещагин «Подавление индийского восстания англичанами».

Из воспоминаний Верещагина: «Пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом». Казнь была для индусов тем более страшной, что, по их верованиям, душа и тело, буквально разорванные в клочья, уже не смогут возродиться.

Среди приговорённых - старики-крестьяне, воплощающие необоримую духовную силу. По содержанию это одна из самых сильных картин за всю историю мировой живописи.

В 1887 году картина была выставлена в Лондоне и вызвала бурю протестов; художнику, которого бессмысленно подозревать в искажении действительности, угрожали судом. Однако простые лондонцы понимали, что всё так и было. И картина просто исчезла с выставки при невыясненных обстоятельствах. От неё остались лишь многочисленные копии.

В каком костре сгорел Кандинский

Возможно, самый большой ущерб (в значительной степени умышленный) искусству нанёс ХХ век, его войны и диктатуры.

К 1937 году министр пропаганды Германии Геббельс конфисковал у 32 музеев и распорядился разом выставить 650 образцов «дегенеративного» («еврейско-большевистского») искусства. Так назывались теперь модернистские произведения, не отвечавшие вкусам Гитлера и «представляющие опасность для арийской нации».


Эскиз к «Композиции № 2». Художник Василий Кандинский. 1910 г.

Сама картина сожжена нацистами в Париже в 1942 г.

На примечательный вернисаж в числе других угодили картины Марка Шагала, Оскара Кокошки, Пауля Клее, Пита Мондриана, Эль Лисицкого, Эмиля Нольде, Макса Эрнста. Всего же было конфисковано 16 558 произведений искусства! Часть их продали на аукционах в Швейцарии, но более тысячи было сожжено, а большую часть рассовали по берлинским подвалам, где они и были найдены в 1945 году.

В 1942 году в саду Национальной галереи Же-де-Пом (Париж) подверглись сожжению картины Пикассо, Дали, Миро, Леже, Клее, Эрнста. Среди уничтоженных нацистами шедевров - три работы из серии Василия Кандинского «Композиции». Одну мы знаем по эскизу, другую - по фотографии.

В 1945 году отступающие нацисты подожгли музей Шлосс Иммендорф, куда была сдана на хранение частная венская коллекция из 14 картин самого ныне дорогостоящего художника в мире - австрийского символиста Густава Климта. Погибли ли они навсегда в пламени? Или были спасены и украшают ныне чьи-то роскошные салоны? Может быть, когда-нибудь узнаем.

Во время бомбардировки союзниками Дрездена в 1945 году снаряд уничтожил машину, увозившую более ста картин из Дрезденской галереи в крепость Кёнигштайн, где их предполагалось спрятать. Одна из них - «Дробильщики камней» Густава Курбе, картина, потрясшая Парижский салон 1850 года.


“Дробильщики камней”. Художник Густав Курбе. 1849 г.

Картина была уничтожена при бомбардировке Дрездена в 1945 г.

Во время пожара Второй мировой сгорела (или, опять же, под шумок была украдена из музея Магдебурга) картина Ван Гога «Художник на пути в Тараскон» (1888 г.). Она тем более ценна, что это автопортрет, где Ван-Гог изобразил себя плетущимся по дороге со всеми обычными для художника аксессуарами.

В 1945 году в Берлине при пожаре в бункерах в районе Фридрихсхайн, где были собраны картины из берлинских музеев, сгорел «Портрет куртизанки» Караваджо. Огонь тогда навек погубил ещё как минимум 400 работ Рубенса, Гойи, Кранаха, Йорданса, ван Дейка.

Караваджо, крупнейший реформатор живописи XVII века, по сути, основатель реализма, вообще пострадал не один раз.

В 1969 году в Палермо из часовни Сан-Лоренцо вынесли его картину «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием».

Микеланджело Меризи де Караваджо. "Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском"

Краденое полотно передали на хранение мафиозной семье Пуллара, которая хранила его в совершенно непригодных условиях. «Рождество» долго обгладывали свиньи и крысы. В конце концов «хозяева» решили её просто сжечь. Версия достоверна (о судьбе картины поведал один завербованный мафиози), но настолько трагична, что смириться с ней очень трудно: картина Караваджо до сих пор стоит на первом месте в списке похищенных итальянских шедевров и на третьем месте - в мировом рейтинге.

Богородица с ножом

Пропавших икон в истории не счесть. Один из последних громких случаев - кража Андрониковской иконы Божией Матери из Вышнего Волочка в 1984 году. Икона представляла собой греческий список начала XIV века, была домашней святыней византийского императора Андроника III Палеолога (в честь него и название) и считалась чудотворной. Андроник пожертвовал её греческому Монемвасийскому монастырю.

В XIX веке настоятель бежал от турок с иконой в город Патрас. Он завещал её своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, а уж сын того в 1839 году отправил её из Афин в Петербург императору Николаю Павловичу. Андрониковская икона сложным путём перекочевала в Зимний дворец, затем в Троицкий собор. В 1877 году была перенесена в женский монастырь Казанской Божией Матери близ Вышнего Волочка.

После безвозвратной пропажи этой древнейшей святыни сохранилась лишь её копия (чудотворная). На шее Богородицы видно изображение нанесённой турком кровоточащей раны. В нижней части подлинной иконы находился футляр с ножом дамасской стали - орудием удара. Но для грабителей решающую роль, скорее всего, сыграли небольшие размеры иконы - 25×35 см.

Где единственный морской пейзаж Рембрандта?

В 1990 году в Бостоне была ограблена частная художественная галерея известной филантропки Изабеллы Стюарт Гарднер, собравшей 2500 предметов европейского искусства. Тринадцать из них были вынесены роковой ночью двумя ворами, переодетыми в полицейских. И это самое крупное ограбление музея в истории США.

Два шедевра достойны особого оплакивания. Первый - «Концерт» Вермеера, стоимость которого (двести миллионов долларов) позволяет причислить его к самым ценным украденным произведениям искусства в мире.

Картина Рембранта «Христос в шторм на Галилейском море»

Второй - единственный морской пейзаж великого портретиста Рембрандта «Христос в шторм на Галилейском море». В 2013 году ФБР объявило, что преступление раскрыто, личности грабителей установлены. Но что до этого человечеству? Полотна-то уплыли безвозвратно.

Очень дорогой утопленник

2 сентября 1998 года самолёт, направлявшийся из Нью-Йорка в Женеву, рухнул в Атлантический океан при попытке аварийной посадки в канадском аэропорту. Погибли более двухсот пассажиров. Оказалось, в бортовой системе, отвечающей за развлечения (кино, видеоигры), произошёл сбой, и короткое замыкание вызвало пожар.


“Художник”. Картина Пабло Пикассо. 1963 г. Погибла во время крушения самолёта в 1998 г.

Погибла и перевозимая картина Пикассо «Художник» (1963 г., полтора миллиона долларов). Случайно ли потерпел крушение самолёт, на борту которого, кроме того, «летели» драгоценности на сумму в миллиард долларов?

В воде была найдена 20-сантиметровая часть картины, драгоценности же пропали безвозвратно.

Маленький домашний пожар на 200 миллионов евро

А эта история два года назад передавалась из уст в уста. 16 октября 2012 года в три часа ночи из роттердамского музея Кюнстхал всего за две минуты были вынесены семь шедевров: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда (общей стоимостью до 200 миллионов евро).

След привёл голландскую полицию в Румынию, где в 2013 году начали задерживать участников ограбления века.


На этом месте на стене висела одна из 7-ми украденных картин. (AP Photo)


Один из шести обвиняемых в похищении картин из роттердамского музея "Кюнстхал" Раду Догару.

Ольга Догару, старушка-мать одного из похитителей, после ареста её сына закопала вещественные доказательства - похищенные полотна - на деревенском кладбище. Позже она решила разделаться с вещдоками куда более радикально - сожгла их в печи.

В золе были обнаружены следы краски и грунтовки (свинец, цинк, медная лазурь), холста и столетних гвоздей. Мир был потрясён. Невежество никогда не служило искусству. Но чтобы дойти до такого!..

Пушистый Иисус

Однако случаются и анекдотичные истории. Так, другая старушка, испанка Сесилия Хименес, 80-летняя прихожанка храма Милосердия в городе Борха в Сарагосе, с разрешения настоятеля отреставрировала фреску начала ХХ века «Ecce Homo» («Се человек») работы художника Элиаса Гарсиа Мартинеса.

Она сделала это столь непрофессионально и безобразно, что полуметровый лик Иисуса теперь называют «Ecce Mono» («Се обезьянка») или «Пушистый Иисус». Благодаря Интернету событие буквально за пару дней получило в мире такую огласку, что в Борху теперь специально заворачивают туристы поглазеть на достопримечательность. Фреску огородили, а церковь берёт плату за её осмотр.


И если поначалу все возмущались и требовали вернуть картине прежний облик, то сегодня гордые всемирным вниманием жители Борхи признали, что работа Сесилии гораздо интереснее исходного оригинала. Она объявлена художником-примитивистом и всерьёз сравнивается с Мунком и Модильяни.

Но вот что интересно - Сесилия Хименес теперь требует, чтобы церковь делилась с ней доходами от туристических посещений, то есть отчисляла «авторские» за сей странный перформанс. Вполне в духе нашего времени.

Андрей Ардер

Мы даже представить себе не можем, сколько мировых шедевров погибло в пожарах, наводнениях, войнах, просто по недомыслию. В лучшем случае осело в частных коллекциях. Окинем взглядом хоть малую часть...

«Леда» растворилась в королевских покоях

Около 1530 года Микеланджело написал картину «Леда и лебедь» на иконографический сюжет: жену спартанского царя Тиндарея соблазняет обернувшийся лебедем Зевс.


Леда и лебедь. Художник Микеланджело. Ок. 1530 г. Копия Россо Фьорентино

Друг и ученик художника Антонио Мини увёз её во Францию. Вскоре «Леда» оказалась в королевском дворце Фонтенбло, где след её пропал навсегда. Мы можем судить о ней лишь по бледной копии Рыжего Флорентийца - художника Россо Фьорентино, служившего при дворе Франциска Первого.

Нечто подобное вышло и с «Ледой и лебедем» Леонардо да Винчи: от картины осталась лишь живописная копия, сделанная его учеником Чезаре да Сесто.

Слишком страшный дьявольский ветер

Русский художник-баталист Василий Верещагин (1842-1904) - особая статья для исследователей. Считается, что пропало множество его полотен - таковы уж были условия, в которых они с натуры создавались.

Но куда исчезла леденящая душу картина «Подавление индийского восстания англичанами» - неизвестно.

В 1874-1876 годах и в 1882 году Верещагин совершил две поездки в Индию. Он замышлял создать цикл картин по истории жестокого покорения и угнетения Индии англичанами. На полотне - расстрел крестьян, восставших против колонизаторов. Способ казни назывался «дьявольский ветер».


В. Верещагин «Подавление индийского восстания англичанами»

Из воспоминаний Верещагина: «Пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом». Казнь была для индусов тем более страшной, что, по их верованиям, душа и тело, буквально разорванные в клочья, уже не смогут возродиться.

Среди приговорённых - старики-крестьяне, воплощающие необоримую духовную силу. По содержанию это одна из самых сильных картин за всю историю мировой живописи.

В 1887 году картина была выставлена в Лондоне и вызвала бурю протестов; художнику, которого бессмысленно подозревать в искажении действительности, угрожали судом. Однако простые лондонцы понимали, что всё так и было. И картина просто исчезла с выставки при невыясненных обстоятельствах. От неё остались лишь многочисленные копии.

В каком костре сгорел Кандинский

Возможно, самый большой ущерб (в значительной степени умышленный) искусству нанёс ХХ век, его войны и диктатуры.

К 1937 году министр пропаганды Германии Геббельс конфисковал у 32 музеев и распорядился разом выставить 650 образцов «дегенеративного» («еврейско-большевистского») искусства. Так назывались теперь модернистские произведения, не отвечавшие вкусам Гитлера и «представляющие опасность для арийской нации».


Эскиз к «Композиции № 2». Художник Василий Кандинский. 1910 г. Сама картина сожжена нацистами в Париже в 1942 г.

На примечательный вернисаж в числе других угодили картины Марка Шагала, Оскара Кокошки, Пауля Клее, Пита Мондриана, Эль Лисицкого, Эмиля Нольде, Макса Эрнста. Всего же было конфисковано 16 558 произведений искусства! Часть их продали на аукционах в Швейцарии, но более тысячи было сожжено, а большую часть рассовали по берлинским подвалам, где они и были найдены в 1945 году.

В 1942 году в саду Национальной галереи Же-де-Пом (Париж) подверглись сожжению картины Пикассо, Дали, Миро, Леже, Клее, Эрнста. Среди уничтоженных нацистами шедевров - три работы из серии Василия Кандинского «Композиции». Одну мы знаем по эскизу, другую - по фотографии.

В 1945 году отступающие нацисты подожгли музей Шлосс Иммендорф, куда была сдана на хранение частная венская коллекция из 14 картин самого ныне дорогостоящего художника в мире - австрийского символиста Густава Климта. Погибли ли они навсегда в пламени? Или были спасены и украшают ныне чьи-то роскошные салоны? Может быть, когда-нибудь узнаем.

Во время бомбардировки союзниками Дрездена в 1945 году снаряд уничтожил машину, увозившую более ста картин из Дрезденской галереи в крепость Кёнигштайн, где их предполагалось спрятать. Одна из них - «Дробильщики камней» Густава Курбе, картина, потрясшая Парижский салон 1850 года.


“Дробильщики камней”. Художник Густав Курбе. 1849 г. Картина была уничтожена при бомбардировке Дрездена в 1945 г.

Во время пожара Второй мировой сгорела (или, опять же, под шумок была украдена из музея Магдебурга) картина Ван Гога «Художник на пути в Тараскон» (1888 г.). Она тем более ценна, что это автопортрет, где Ван-Гог изобразил себя плетущимся по дороге со всеми обычными для художника аксессуарами.

В 1945 году в Берлине при пожаре в бункерах в районе Фридрихсхайн, где были собраны картины из берлинских музеев, сгорел «Портрет куртизанки» Караваджо. Огонь тогда навек погубил ещё как минимум 400 работ Рубенса, Гойи, Кранаха, Йорданса, ван Дейка.

Свиньям на затравку

Караваджо, крупнейший реформатор живописи XVII века, по сути, основатель реализма, вообще пострадал не один раз.

В 1969 году в Палермо из часовни Сан-Лоренцо вынесли его картину «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием».

Микеланджело Меризи де Караваджо. "Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском"

Краденое полотно передали на хранение мафиозной семье Пуллара, которая хранила его в совершенно непригодных условиях. «Рождество» долго обгладывали свиньи и крысы. В конце концов «хозяева» решили её просто сжечь. Версия достоверна (о судьбе картины поведал один завербованный мафиози), но настолько трагична, что смириться с ней очень трудно: картина Караваджо до сих пор стоит на первом месте в списке похищенных итальянских шедевров и на третьем месте - в мировом рейтинге.

Богородица с ножом

Пропавших икон в истории не счесть. Один из последних громких случаев - кража Андрониковской иконы Божией Матери из Вышнего Волочка в 1984 году. Икона представляла собой греческий список начала XIV века, была домашней святыней византийского императора Андроника III Палеолога (в честь него и название) и считалась чудотворной. Андроник пожертвовал её греческому Монемвасийскому монастырю.

В XIX веке настоятель бежал от турок с иконой в город Патрас. Он завещал её своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, а уж сын того в 1839 году отправил её из Афин в Петербург императору Николаю Павловичу. Андрониковская икона сложным путём перекочевала в Зимний дворец, затем в Троицкий собор. В 1877 году была перенесена в женский монастырь Казанской Божией Матери близ Вышнего Волочка.

После безвозвратной пропажи этой древнейшей святыни сохранилась лишь её копия (чудотворная). На шее Богородицы видно изображение нанесённой турком кровоточащей раны. В нижней части подлинной иконы находился футляр с ножом дамасской стали - орудием удара. Но для грабителей решающую роль, скорее всего, сыграли небольшие размеры иконы - 25×35 см.

Где единственный морской пейзаж Рембрандта?

В 1990 году в Бостоне была ограблена частная художественная галерея известной филантропки Изабеллы Стюарт Гарднер, собравшей 2500 предметов европейского искусства. Тринадцать из них были вынесены роковой ночью двумя ворами, переодетыми в полицейских. И это самое крупное ограбление музея в истории США.

Два шедевра достойны особого оплакивания. Первый - «Концерт» Вермеера, стоимость которого (двести миллионов долларов) позволяет причислить его к самым ценным украденным произведениям искусства в мире.

Картина Рембранта «Христос в шторм на Галилейском море»

Второй - единственный морской пейзаж великого портретиста Рембрандта «Христос в шторм на Галилейском море». В 2013 году ФБР объявило, что преступление раскрыто, личности грабителей установлены. Но что до этого человечеству? Полотна-то уплыли безвозвратно.

Очень дорогой утопленник

2 сентября 1998 года самолёт, направлявшийся из Нью-Йорка в Женеву, рухнул в Атлантический океан при попытке аварийной посадки в канадском аэропорту. Погибли более двухсот пассажиров. Оказалось, в бортовой системе, отвечающей за развлечения (кино, видеоигры), произошёл сбой, и короткое замыкание вызвало пожар.

“Художник”. Картина Пабло Пикассо. 1963 г. Погибла во время крушения самолёта в 1998 г.

Погибла и перевозимая картина Пикассо «Художник» (1963 г., полтора миллиона долларов). Случайно ли потерпел крушение самолёт, на борту которого, кроме того, «летели» драгоценности на сумму в миллиард долларов?

В воде была найдена 20-сантиметровая часть картины, драгоценности же пропали безвозвратно.

Маленький домашний пожар на 200 миллионов евро

А эта история два года назад передавалась из уст в уста. 16 октября 2012 года в три часа ночи из роттердамского музея Кюнстхал всего за две минуты были вынесены семь шедевров: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда (общей стоимостью до 200 миллионов евро).

След привёл голландскую полицию в Румынию, где в 2013 году начали задерживать участников ограбления века.


На этом месте на стене висела одна из 7-ми украденных картин. (AP Photo)


Один из шести обвиняемых в похищении картин из роттердамского музея "Кюнстхал" Раду Догару

Ольга Догару, старушка-мать одного из похитителей, после ареста её сына закопала вещественные доказательства - похищенные полотна - на деревенском кладбище. Позже она решила разделаться с вещдоками куда более радикально - сожгла их в печи.

В золе были обнаружены следы краски и грунтовки (свинец, цинк, медная лазурь), холста и столетних гвоздей. Мир был потрясён. Невежество никогда не служило искусству. Но чтобы дойти до такого!..

Пушистый Иисус

Однако случаются и анекдотичные истории. Так, другая старушка, испанка Сесилия Хименес, 80-летняя прихожанка храма Милосердия в городе Борха в Сарагосе, с разрешения настоятеля отреставрировала фреску начала ХХ века «Ecce Homo» («Се человек») работы художника Элиаса Гарсиа Мартинеса.

Она сделала это столь непрофессионально и безобразно, что полуметровый лик Иисуса теперь называют «Ecce Mono» («Се обезьянка») или «Пушистый Иисус». Благодаря Интернету событие буквально за пару дней получило в мире такую огласку, что в Борху теперь специально заворачивают туристы поглазеть на достопримечательность. Фреску огородили, а церковь берёт плату за её осмотр.


И если поначалу все возмущались и требовали вернуть картине прежний облик, то сегодня гордые всемирным вниманием жители Борхи признали, что работа Сесилии гораздо интереснее исходного оригинала. Она объявлена художником-примитивистом и всерьёз сравнивается с Мунком и Модильяни.

Но вот что интересно - Сесилия Хименес теперь требует, чтобы церковь делилась с ней доходами от туристических посещений, то есть отчисляла «авторские» за сей странный перформанс. Вполне в духе нашего времени.

Де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (1475 - 1564) - итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Когда Микеланджело разрисовывал потолки Сикстинской капеллы, то он лежал на спине и ядовитая краска капала ему в глаза, поэтому к концу работы он практически ослеп.

Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун . А называется роман «Муки и радости ». Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Достоверность повествования требует поездки на родину живописца.

Продав свой дом в Калифорнии, Ирвинг Стоун переезжает в Италию. Чтобы вернее донести до читателя тайны работы с камнем, писатель берет в руки молот и резец и овладевает мастерством каменотеса. С помощью друзей-ученых писатель проникает в архивы и находит там немало записей, касающихся Микеланджело и его семейства.

Эта книга производит сильнейшее впечатление, и после ее прочтения хочется изучить творчество Микеланджело. Великий скульптор и живописец описан в ней от детских своих лет до самой зрелости, показан путь от мальчика до мастера, очень живо описан характер , его горести, его радости, надежды и разочарования.

Предельное напряжение духовных и физических сил людей, мужество в борьбе, страстность в размышлении о судьбах человека – вот основное содержание искусства Микеланджело. "Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей”, - писал о себе великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело. Он создал гениальные, произведения.

Пьета. 1498-1499. Мрамор. Высота: 174 см. Диаметр: 69 см. Собор Святого Петра, Ватикан, Рим.

Микеланджело Буонаротти, много размышлявший, как и все лучшие люди Возрождения, о свободной и гармоничной жизни, понимал, что право на эту свободу и всестороннее развитие человек должен отстаивать в борьбе.

О чуждом злу, о чистом говорят,

О совершенном мире эти очи, -

Небесных сил в них вижу средоточье,

За человека гордостью объят!

К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия. Проторенессанс в Италии длился примерно полтора столетия, Ранний Ренессанс –

около столетия, Высокий Ренессанс – всего лет тридцать. Его окончание связывают с 1530 годом, трагическим рубежом, когда итальянские государства утратили свободу. Достаточно только трех имен, чтобы понять значение итальянской культуры Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, .

Они были во всем не сходны между собой, хотя судьбы их имели много общего: все трое сформировались в лоне флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, главным образом пап, терпя и милости, и капризы высокопоставленных заказчиков. Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения - Интеллект, Гармонию, Мощь.

Атлант. ок. 1530. Мрамор. Высота: 277 см. Академия изящных искусств, Флоренция.

Микеланджело Буонаротти. Его долгая жизнь – жизнь Геркулеса, вереница подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. Ромен Роллан говорит: "Пусть тот, кто отрицает гений, кто не знает, что это такое, вспомнит Микеланджело. Вот человек поистине одержимый гением. Гением, чужеродным его натуре, вторгшимся в него, как завоеватель, и державшим его в кабале”.

Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). ок. 1521-1534. Мрамор. Высота: 226 см. Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция.


"Как свидетельствуют все старые источники, никакого специального архитектурного образования Микеланджело не получил. Вряд ли в мастерской Гирландайо, где Микеланджело пробыл лишь год, могла архитектура занять сколько-нибудь видное место в системе его обучения. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка”.

В.Лазарев:
Микеланджело был ваятель, архитектор, живописец и поэт. Но более всего и во всем – ваятель: его фигуры, написанные на плафоне Сикстинской капеллы, можно принять за статуи, в его стихах, кажется, чувствуется резец скульптора.
Задумав работу, Микеланджело мог годы проводить в каменоломнях, отбирая мрамор и строя дороги для перевозки; он хотел быть всем зараз – инженером,чернорабочим, каменотесом; хотел делать все сам – воздвигать дворцы, церкви – один, собственноручно. Он трудился как каторжный”.

Р. Роллан:
В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида.

Давид. 1501-1504. Мрамор. Высота: 410 см. Академия изящных искусств, Флоренция.

Статуя Давида - одна из ранних работ Микеланджело, высотой около пяти метров, поставленная на площади синьории, возле Палаццо Веккьо, где находился правительственный центр Флоренции. Установка этой статуи имела особое политическое значение: в это время, в самом начале 16-го века, Флорентийская республика, изгнавшая своих внутренних тиранов, была исполнена решимости сопротивляться врагам, грозившим ей изнутри и извне.

Хотели верить, что маленькая Флоренция может победить, как некогда юный мирный пастух Давид победил великана Голиафа. Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. Три года скульптор работал над статуей. В 1504 году статую поставили на площади Флоренции, прямо под открытым небом, чтобы ее видели все.

Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Они всегда отличаются монолитностью объема: Микеланджело говорил, что хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Их движения сильны, страстны и вместе с тем как бы скованы;излюбленный Микеланджело мотив контрапоста - верхняя часть торса резко повернута.

Совсем не похоже на то легкое, волнообразное движение, которое оживляет тела греческих статуй.

Два главных скульптурных замысла проходят почти через всю творческую биографию Микеланджело: гробница пап Юлия II и гробница Медичи. Юлий II, тщеславный и славолюбивый, сам заказал Микеланджело свою гробницу, желая,чтобы она превзошла своим великолепием все мавзолеи мира. Строптивая независимость художника приводила к постоянным столкновениям и конфликтам с заказчиком. Кроме того, Юлий II скоро охладел к проекту, ему сказали, что это дурная примета – готовить себе при жизни гробницу. Вместо этого в1508г. Он поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы в Риме, что тот и делал в продолжение четырех лет, в то самое время, когда Рафаэль расписывал Ватиканские станцы.

Размеры будущей росписи превышали 600 кв.м. В невероятно трудных условиях, лежа на спине, художник сам, без помощников, изобразил на потолке капеллы библейскую легенду от сотворения мира и до потопа. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью, и не раскрывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руки к создавшему его богу. Через плечо бога смотрит ангел, изумленный красотой человека.


Гробница Папы Юлия II мрамор


Микеланжело Буонарроти Michelangelo Buonarroti

Моисей, Moses 1513-1516

Четыре года провел Микеланджело высоко на лесах, преодолевая боль в мышцах, без конца отирая заливавшую лицо краску. Его глаза после этого почти перестали видеть: чтобы прочесть книгу или рассмотреть какую-нибудь вещь, ему надо было поднимать ее высоко над головой. Постепенно этот недуг прошел. После смерти Юлия II, в 1513 году, Микеланджело снова принялся за его гробницу, изменив первоначальный проект, но новый.

Он не мог сосредоточенно творить: ему приказывали, принуждали, грозили, отрывали от того, чем он успел увлечься. И, наконец, - самое горестное, наложившее печать безграничной скорби на героическое искусство Микеланджело: - осада и падение Флоренции, уничтожение республики, эпоха террора и инквизиции, годы страдальческого одиночества, проведенные в изгнании в Риме.

Папа согласился помиловать художника, если он закончит капеллу, прославляющую Медичи. Микеланджело снова приступил к работе и в 1534 году закончил капеллу с находящейся в ней гробницей. Четыре обнаженные фигуры на саркофагах: "Вечер”, "Ночь”, "Утро” и "День” - как бы символизировали быстро текущее время. Слова, которые Микеланджело вложил в уста своей "Ночи”, раскрывают отношение великого мастера к действительности:

Таковы были мысли побежденных флорентийцев. Окончив капеллу, Микеланджело покинул Флоренцию навсегда, но думы о родине не оставляли его. И когда в 1537 г. был убит тиран Флоренции Алессандро Медичи, художник задумал и позднее создал бюст Брута – тираноборца, убившего римского императора Цезаря.

"Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека”, - говорил Микеланджело. Но Флоренция по-прежнему стонет под властью Медичи, и Микеланджело живет в Риме. В 1534 – 1541 гг. в той же Сикстинской капелле, где он расписывал потолок, художник создает фреску "Страшный суд”.


Колоссальная картина, по мысли церковников, должна была показать слабость человека, его покорность божественной воли. Но Микеланджело и в эту Фреску внес дух непокорности, дух борьбы. В 1945 году он кончает, наконец, гробницу папы Юлия II, заказ на которую он получил 40 лет назад. Лучшие статуи для этой гробницы были сделаны еще в 1513-1516 гг.: это фигура Моисея, - по библейской легенде грозного и мудрого вождя еврейского народа – и изваяние двух связанных пленных юношей. Один из них, собрав все свои богатырские силы из пут, а другой, побежденный, умирает.

Рахель. Фрагмент гробницы Юлия II. ок. 1542. Мрамор. Высота: 209 см. Церковь Сан Пьетро ин Винколи, Рим.

Медленно обходя, спереди и с боков, фигуру "Скованного пленника”, следя за меняющимися пластическими аспектами, зритель видит все стадии героического и напрасного усилия разорвать путы. "Умирающий пленник” не рвет свои узы: закинув за голову руки и склоня голову к плечу, он погружается в состояние, одинаково похожее и на смерть и на сон – благодетельное освобождение от мук. Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий.

Для него пластика человеческого тела, его движения и контрапосты сами по себе были исполнены внутреннего содержания, широкого и емкого.

Так же не поддаются однозначному толкованию скульптуры капеллы Медичи, законченной уже в 30-х годах. Это "Ночь” и "День”, "Утро” и "Вечер” – они полулежат попарно на саркофагах под портретными статуями Джулиано и Лоренцо Медичи, находящимися в нишах. Крышки саркофагов покаты, и положение фигур кажется непрочным, кажется, что они и в дремоте чувствуют ненадежность своего ложа, бессознательно ища опору для ног (а ноги скользят), пытаясь напрячь расслабленные сном мускулы. Эти могучие тела одолевает тягостная истома, они словно отравлены.

Медленное, неохотное пробуждение, тревожно- безрадостное бодрствование, засыпание, цепенящее члены, и сон – тяжелый,но все же приносящий забвение. "Ночь” в образе женщины, которая спит, опираясь локтем на согнутую ногу и поддерживая рукой низко опущенную голову,- самая пластически выразительная и прекрасная из четырех статуй. Ей посвящали стихи. И Микеланджело в ответ на чей-то довольно банальный мадригал, где говорилось, что этот одушевленный камень готов проснуться,ответил четверостишием, ставшим не менее знаменитым, чем сама статуя:

Отрадно спать, отрадней камнем быть,

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать – удел завидный.

Прошу, молчи, не смей меня будить.

Апостол Павел. ок. 1503/1504. Мрамор. Высота: 127 см. Кафедральный собор, Сиена.

Микеланджело не высек из целой горы грандиозную статую, как мечтал. Но он строил величайший в мире собор св. Петра в Риме. 1 января 1547 г. он был назначен главным архитектором этого собора. Даже архитектуру Микеланджело воспринимал как отражение красоты человека."Совершенно несомненно, что архитектурные части подобны частям человеческого тела, - говорил он. – Кто никогда не умел или не умеет хорошо воспроизвести человеческую фигуру, особенно в том, что касается анатомии, никогда этого не поймет.

Микеланджело – художник до последнего вздоха боготворил человеческую красоту. И ему чудилось в ней нечто грозное, роковое – высший предел на границе небытия.

"Микеланджело был первым скульптором, который увидел в человеческом теле, в его движении противоречивость стремлений, черты его внутреннего разлада,черты, которые, может быть, лучше всего выражены в скульптуре при условии,если зритель, обозревая статую со всех сторон, будет вовлечен в постижение переживаний человека. В этом отношении Микеланджело выходит за пределы Ренессанса, который в лице Леонардо и Рафаэля видел высшую задачу искусства в воплощении спокойной, идеальной красоты. В этом, несомненно,сказался передовой характер скульптуры Микеланджело. В этом он предвосхищает последующие столетия”.

"Богоматерь у Лестницы" и "Битва кентавров", которых он высекал для Бертольдо и Великолепного, - платоновский кружок тогда смеялся над ним,потому что работа его казалась ученым "чисто греческой"; "Святой Прокл" и "Святой Петроний", изваянные в Болонье для Альдовранди; деревянное распятие для настоятеля Бикьеллини; "Спящий Купидон", которым он хотел одурачить торговца в Риме; "Вакх", которого он изваял в саду Якопо Галли;"Оплакивание", исполненное по заказу кардинала Сен Дени - для храма Святого Петра; гигант "Давид", созданный для гонфалоньера Содерини во Флоренции; "Святое Семейство", которое выпросил у него Аньоло Дони; картон для картины Битва при Кашине, прозванный "Купальщиками", - он был написан из чувства соперничества с Леонардо да Винчи;

"Богоматерь с Младенцем", изваянная по заказу купцов из Брюгге в первой его собственной мастерской; злосчастная бронзовая статуя - портрет папы Юлия Второго; "Книга Бытия",написанная для Юлия Второго на плафоне Систины; фреска "Страшного Суда", исполненная по желанию папы Павла Третьего для того, чтобы закончить украшение капеллы; "Моисей" для гробницы Юлия; четыре незавершенных "Гиганта", оставшихся во Флоренции, "Утро" и "Вечер", "Ночь" и "День" в часовне Медичи; "Обращение Павла" и "Распятие Петра" в часовне Паулине; Капитолий, Пиевы ворота, три статуи "Оплакивания", высеченные ради собственного удовольствия... и вереница образов вдруг остановилась и замерла: мысленным взором Микеланджело видел теперь только собор Святого Петра.

Гробница Лоренцо Медичи, герцога Урбинского (Капелла Медичи). ок. 1525. Мрамор. Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция.

Собор Святого Петра... Он вошел в этот храм через главный его портал,шагнул на яркий, по-римскому густой солнечный свет, сиявший в широком нефе собора, остановился под самой серединой купола, у гробницы Святого Петра. Он чувствовал, как душа покидает его тело, взмывая все выше и выше, к самому куполу, сливаясь с ним - сливаясь с пространством, с временем, с небом, с богом.



"ПОБЕДА"

Микеланджело оставил дом на площади Сан Лоренцо со всеми сделанными там
рисунками и глиняными моделями, засел в мастерской на Виа Моцца и отдался работе над едва начатым блоком "Победы", который входил в его первоначальный замысел гробницы Юлия. "Победа" возникла у него в образе прекрасного, стройного, как древний грек, юноши, хотя и не столь мускулистого, как прежние его мраморные изваяния. Руки Микеланджело
энергично работали, его резцы вгрызались в податливый камень, но скоро он почувствовал, что в мыслях у него нет того лада и собранности, какие требуются для работы.

Вот он высекает "Победу". Победу над кем? Над чем? Если он не знает, кто Победитель, как он может сказать, кто Побежденный? Под ногами у Победителя он изваял лицо и голову Побежденного - старого, раздавленного бедой человека... самою себя? Так он, наверное, будет выглядеть лет через десять или двадцать - с длинной седой бородой. Что же сокрушило его? Годы?

Неужто Победитель - это Юность, ибо только к юности человек способен вообразить, будто можно стать Победителем? Во всех чертах Побежденного чувствовался жизненный опыт, и мудрость, и страдание - и все же он был попираем, оказавшись у ног юноши.

М. Алпатов.

Много страданий, мук и лишений претерпел великий художник за свою долгую и многотрудную жизнь. Будучи уже стариком, Микеланджело писал:

"Увы! Увы! Я предан незаметно промчавшимися днями. Я ждал слишком долго. Время пролетело, и вот я старик. Поздно раскаиваться, поздно раздумывать – у порога стоит смерть. Напрасно лью я слезы: какое несчастье может сравниться

с утраченным временем. Увы! Увы! Оглядываюсь назад и не нахожу дня, который бы принадлежал мне!

Обманчивые надежды и тщеславные желания мешали мне узреть истину, теперь я понял это. Сколько было слез, муки, сколько вздохов любви, ибо ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой. Увы! Увы! Я бреду, сам не зная куда, и мне страшно. И если я не ошибаюсь, - о, дай бог, чтоб я ошибался, - вижу, ясно вижу, создатель,что мне уготована вечная кара, ожидающая тех, кто совершил зло, зная, в чем добро. И я не знаю ныне, на что надеяться.”

Что же он осуществил? Мало по сравнению со своими замыслами, но колоссально много на весах истории искусства.

И сейчас на площади у церкви Сан-Миньято во Флоренции стоит бронзовая копия Давида как памятник художнику, который своим искусством утверждал свободу и красоту человека и защищал их с оружием в руках.

Лишь я один, горя, лежу во мгле,

Когда лучи от мира солнце прячет;

Для всех есть отдых, я ж томлюсь, - и плачет

Моя душа, простерта на земле.


Ангел с подсвечником

Распятие. ок. 1492-1493. Цветное дерево. Размер: 135 х 135 см. Музей Буонарроти, Флоренция.