Произведения на тему честь и бесчестие аргументы. Проблема чести и бесчестия. А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

Честь и бесчестие... Мы часто слышим эти слова, а задумываемся ли, что они означают?Честь – это достойные уважения моральные качества личности. Это нравственные принципы, которые человек готов защищать до последнего своего вздоха.

Бесчестие – это проявление человеческой слабости, трусости, это гнусные поступки, это безнравственность и беспринципность. Эти два понятия наиболее полно раскрываются тогда, когда человек попадает в экстремальную ситуацию нравственного выбора.

Многие писатели в своих произведениях обращались к теме чести и бесчестия. В Быков в повести «Сотников» рассказывает о судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам и сделавшим свой выбор.

Сотников с честью, выдержав все пытки фашистов, готовиться с достоинством встретить смерть.

И только одна мысль не дает ему покоя: вместе с ним погибнут неповинные люди. Перед смертью он думает о спасении других. Свою казнь он встречает мужественно и достойно.

Иначе ведет себя Рыбак. Только одна мысль сейчас в его голове: любой ценой остаться в живых. И он сохраняет себе жизнь, встав на путь бесчестия. Рыбак соглашается служить фашистам, он участвует в ликвидации Сотникова. Его путь- путь предателя. И не сойти ему уже с этой дороги. Оказавшись перед выбором, он выбирает бесчестие.

Сейчас, конечно, не военное время. Но жизнь часто ставит нас перед выбором. И какой путь выбрать – зависит от нас. Будет ли это дорога чести или бесчестия. Давайте не будем забывать о чести, долге, высокой нравственности.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Нравственные качества человека 2. Честь и достоинство как высшие ценности человека 3. Конфликт человека и общества 4. Человек и социальная среда 5. Межличностные отношения 6. Страх в жизни человека Утверждающие тезисы 1. Человек всегда должен оставаться человеком. 2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь. 3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой. 4. Характер раба определяет социальная среда, а сильная личность сама влияет на окружающий мир. Цитаты 1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель). 2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель). 3. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский писатель и философ). 4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт). 5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Оруэлл, английский писа­тель). 6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, русский писатель). Аргументы Честь - бесчестие. Верность - предательство 1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством. 2) Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обост­ренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отка­зался принимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на ули­цу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за челове­ческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с ти­ранией, мракобесием. 3) Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жал кой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от под­польщиков сведения и был расстрелян. 4) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с досто­инством принял смерть. 5) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение. 6) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять. 7) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая ii от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончи­ли жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому. 8) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!» 9) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдать ся. Положение осажденных было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам при­шлось снять осаду. 10) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и поп­росила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страшно!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха. 11) О майоре Дмитрии Островерхове писали многие газеты. В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через несколько секунд произойдет непоправимое, Дмит­рий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка. 12) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Алек­сандр -2 получил смертельное ранение. 13) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя. 14) Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необхо­димого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил пере­ждать основное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше остальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, на рушив законы чести, и он покончил жизнь самоубийством. 15) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывает ся, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример показывает, что даже в дикой при роде многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романтиками, а реально существующие чувства, обусловленные самой жизнью. 16) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно го­лодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил. 17) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жад­ность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он понимает, что потерял уважением своих соплеменников. и спешит вымолить у них прощение. 18) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью. 19) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие стра­ны начались долгие переговоры о мире, то испанцы потребовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мо­реплавателем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства. 20) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трам­вай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несо­гласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам. 21) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили «Тойоту» последней модели. Он попросил выплатить ему стоимость ав­томобиля и разделил деньги между всеми членами команды. 22) Известного революционера Г. Котовского за разбои при говорили к смертной казни через повешение. Судьба этого не заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопотать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжествен­но пообещал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена. Роль примера. Воспитание человека 1) Важную воспитательную роль играет пример и в жизни животных. Оказывается, не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инс­тинктивной. Ученые выяснили, что котята, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращен­ные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами. 2) Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Купленные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-сладкоежкам. 3) Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзей, жизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, пре - одоление трудностей есть важнейшее условие полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная биография ге­роя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудовищем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет). 4) И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отом­стить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого уче­ного. 5) Царь Николай i нанял для образования своего сына Александра ii выдающегося русского поэта В. Жуковского. Когда будущий наставник царе­вича представил план образования, отец приказал выбросить из этого плана занятия латынью и древнегреческим языком, которые его самого из­мучили в детстве. Он не хотел, чтобы и его сын тратил время на бессмысленную зубрежку. 6) Генерал Деникин вспоминал, как, будучи ротным командиром, он попытался внедрить в отношения с солдатами, основанные не на «слепом» подчинении командиру, а на сознательности, понимании приказа, старался при этом избегать суровых наказаний. Однако, увы, рота вскоре оказа­лась в числе худших. Тогда, по воспоминаниям Деникина, вмешался фельдфебель Степура. Он построил роту, поднял свой огромный кулак и, об­ходя строй, стал повторять: «Вот это вам не капитан Деникин!» 7) Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними начинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые без жалостные хищники, вырвавшие свое право на существование в кровавом поединке. Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильнейший, - это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, холодных акул. 8) Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, Где дети находили что-то интересное, с увлече­нием обсуждали очередную находку. Когда приезжал инспектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопли­во залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал. что дети учатся не только по книжкам, но и в ходе живого общения с природой. 9) На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником. 10) Представьте, что вы плывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны вздымаются до самых небес. Ветер с воем срыва­ет клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные тучи и тонут в морской бездне. Экипаж несчастного корабля уже устал бороться с бурей, в кромешной тьме не видно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч ма­яка, который указывает путь. Надежда радостным светом озаряет глаза моряков, они поверили в свое спасение. Великие деятели стали для человечества чем-то вроде маяков: их имена, словно путеводные звезды, указывали путь людям. Михаил Ломоносов, Жанна д" Арк, Александр Суворов, Николай Вавилов, Лев Толстой - все они стали живым примерам беззаветной преданности своему делу и пода­рили людям веру в свои силы. 11) Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография челове­ческой души, человеческого сердца это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом. 12) Говорят, что к Шекспиру пришел молодой человек и спросил: - Я хочу стать таким же, как вы. Что мне нужно делать, чтобы стать Шекспиром? - Я хотел стать богом, а стал только Шекспиром. Кем же будешь ты, если хочешь стать всего лишь мной? - ответил ему великий драматург. 13) Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человеческое общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачивал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четвереньках, что у них исчезала спо­собность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут вос­питавшие их звери... О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное. 14) Ученые давно уже говорят о так называемой <<пирамиде способностей». В раннем возрасте почти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше - в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем ничтожный процент по- настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В со­циально-биологическом плане утрата талантливости с возрастом объясняется тем, что наибольшие способности нужны человеку в период освое­ния азов жизни и самоутверждения в ней, то есть в ранние годы; затем в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений - «взрослый, оставшийся ребенком», то есть человек, со­храняющий обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще - к миру.

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Историческая память 2. Отношение к культурному наследию 3. Роль культурных традиций в нравственном становлении человека 4. Отцы и дети Утверждающие тезисы 1. Без прошлого нет будущего. 2. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени. 3. Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа. Цитаты 1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У Фолкнер, американский писатель). 2. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна. американский философ). 3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский писатель). 4. Народа умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов, русский писа­тель). Аргументы 1) Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строи­тельство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой «дом». 2) Человек, который смотрит вдаль с горы, может увидеть больше. Так и человек, который опирается на опыт своих предшественников, видит гораздо дальше, а его путь к истине становится короче. 3) Когда народ глумится над своими предками, над их мировоззрением, их философией, обычаями, он к той же участи готовит и себя. Подрастут потомки, и они будут смеяться над своими отцами. Но прогресс заключается не в отрицании старого, а в созидании нового. 4) Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплоще­ние беспамятства. 5) Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. манкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!» 6) Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот дра­матический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа. 7) В одном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, которые летят на огромном космическом корабле. Они летят много лет, и новое поколение не знает, куда летит корабль, где находится конечный пункт их многовекового путешествия. Люди охвачены мучительной тоской, их жизнь лишена пели. Этот рассказ - тревожное напоминание всем нам о том, как опасен разрыв между поколениями, как опасна утрата памяти. 8) Завоеватели древности сжигали книги и разрушали па мятники, чтобы лишить народ исторической памяти. 9) Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих детей грамоте и музыке. Это было самое страшное наказание, потому что раз­рывались живые нити с прошлым, разрушалась национальная культура. 10) В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии. 11) В годы Великой Отечественной войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные сыны, чувство единства с «богатырями» прошлого. 12) Выдающийся физик М. Кюри отказалась патентовать свое открытие, объявила, что оно принадлежит всему человечеству. Она говорила, что не смогла бы открыть радиоактивность без великих предшественников. 13) Царь Петр 1 умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди. заметил. как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! ТЫ мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь». 14) Когда родители не понимают стремлений своих детей, не понимают их жизненных целей, то часто это приводит к неразрешимому конфлик­ту. Анна Корвин-Круковская, сестра известного математика С. Ковалевской, в молодости успешно занималась литературным творчеством. Однаж­ды она получила благожелательный отзыв от Ф. М. Достоевского, который предлагал ей сотрудничество в его журнале. Когда отец Анны узнал о том, что его незамужняя дочь переписывается с мужчиной, то пришел в ярость. «Сегодня ты продаешь свои повести, а потом начнешь продавать себя!» - накинулся он на девушку. 15) Великая Отечественная война кровоточащей раной будет вечно тревожить сердце каждого человека. Блокада Ленин града, в которой от голо­да и холода умерли сотни тысяч людей, стала одной из самых драматичных страниц нашей истории. Пожилая жительница Германии, чувствуя вину своего народа перед погибшими, оставила завещание о пере воде своего денежного наследства на нужды Пискаревского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге. 16) Очень часто дети стыдятся своих родителей, которые кажутся им нелепыми, несовременными, отсталыми. Однажды бродячий шут на глазах веселящейся толпы стал высмеивать молодого правителя одного маленького итальянского городка за то, что у того мать была простой прачкой. И что же сделал разгневанный сеньор? Он приказал убить свою мать! Конечно, такой поступок молодого изверга у каждого нормального чело века вызовет закономерное возмущение. Но давайте посмотрим внутрь себя: как часто мы испытывали чувство неловкости, досады и раздраже­ния, когда наши родители позволяли себе высказывать свое мнение при наших сверстниках? 17) Недаром время я называют лучшим судьей. Афиняне, не поняв величия истин, открытых Сократом, осудили его на смерть. Но прошло совсем немного времени, и люди поняли, что убили человека, который стоял выше их в духовном развитии. Судей, которые вынесли смертный приговор, из города изгнали, а философу поставили бронзовый памятник. И теперь имя Сократа стало воплощением беспокойного стремления человека к правде, к познанию. 18) В одной из газет написали статью про одинокую женщину, которая, отчаявшись найти достойную работу, стала кормить своего грудного сына специальными лекарствами. что бы вызвать у него эпилепсию. Тогда бы ей назначили пенсию по уходу за больным ребенком. 19) Однажды одного моряка, допекающего весь экипаж своими шутливыми проделками, смыло волной в море. Он оказался в окружении стаи акул. Корабль быстро уходил в сторону, помощи ждать было неоткуда. Тогда моряк, убежденный атеист, вспомнил картину из детства: у иконы молится его бабушка. Он стал повторять ее слова, взывая к Богу. Чудо произошло: акулы его не тронули, а через четыре часа, заметив пропажу матроса, судно вернулось за ним. После плавания моряк попросил прощения у старушки за то, что в детстве подсмеивался над ее верой. 20) Старший сын царя Александра П был прикован к посте ли и уже умирал. Императрица ежедневно навещала великого князя после обязатель­ной прогулки в коляске. Но однажды Николай Александрович почувствовал себя хуже и решил отдохнуть в часы обычного визита к нему матери. В результате они не виделись несколько дней, и Мария Александровна поделилась с одной и фрейлин своей досадой на это обстоятельство. «Да отчего ж Вы не поедете в другой час?» - удивилась та. «Нет. Это мне неудобно», - ответила императрица, будучи не в силах нарушить заведен­ный порядок даже тогда, когда речь шла о жизни ее любимого сына. 21) Когда в 1712 году царевич Алексей возвратился из-за границы, где провел около трех лет, отец Петр 1 спросил его, не забыл ли он то, чему учился, и тут же велел принести чертежи. Алексей, опасаясь, что отец заставит сделать чертеж в своем присутствии, решил уклониться от экзамена самым трус­ливым образом. Он «умыслил испортить себе правую руку» выстрелом в ладонь. Решимости всерьез выполнить намерение у него не хватило, и дело ог­раничилось ожогом руки. Симуляция все же избавила царевича от экзамена. 22) В персидской легенде рассказывается о надменном султане, который во время охоты отлучился от своих слуг и, заблудившись, набрел на ша­лаш пастуха. Измученный жаждой, он попросил напиться. Пастух налил воду в кувшин и подал его владыке. Но султан, увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул: - Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов - Разбившийся сосуд произнес: - Ах, султан! Напрасно ты мною гнушаешься! Я твой прадед, и я некогда был, как и ты, султаном. Когда я умер, меня похоронили в великолеп­ной гробнице, но время превратило меня в прах, который смешался с глиной. Горшечник, выкопав ту глину, наделал из нее множество горшков и сосудов. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, из которой ты произошел и в которую ты когда-нибудь превратишься. 23) В Тихом океане есть крошечный клочок суши - остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огромныв статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные ка­менные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Смысл человеческой жизни 2. Верность своему призванию 3. Поиск жизненного пути 4. Истинные и ложные ценности 5. Счастье 6. Свобода Утверждающие тезисы 1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализация. 2. Любовь делает человека счастливым. 3. Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы. 4. Служить делу жизни - вот главная цель человека. 5. Человека нельзя лишать свободы. 6. Нельзя насильно сделать человека счастливым. Цитаты 1. Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, полководец). 2. Только труд дает право на наслаждение (Н. Добролюбов, литературный критик). 3. Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и ли­шаться. А спокойствие - душевная подлость (Л. Толстой, писатель). 4. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, писатель). 5. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А. Тарковский, поэт). 6. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А.Маклин, английский писатель). 7. Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь (М. Зощенко, русский писатель). 8. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д.Ору ЭМ, английский пи­сатель). 9. Не существует больших талантов без большой воли (О. Бальзак, французский писатель). 10. Думать и творить, творить и думать - вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель). 11. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокойства или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель). 12. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э. Берджес, английский писатель). Аргументы Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье 1) Давайте представим, что какой-то добрый волшебник или какие-то высокоразвитые инопланетяне решили облагодетельствовать человечество: они избавили людей от необходимости трудиться, возложив всю работу на умные машины. Что стало бы тогда с нами, с нашей вековой мечтой о праздной и веселой жизни? Человек бы утратил радость преодоления, и жизнь превратилась бы в мучительное существование. 2) Из крошечного яблоневого семечка, брошенного в землю, со временем вырастет дерево, которое будет давать сладкие, сочные плоды. Так и человек должен реализовать заложенные в нем природой силы, прорасти, чтобы плодами своих трудов радовать людей. 3) Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадост­ное существование «без слез, без жизни, без любви». 4) Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жителей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода. 5) Самореализация - одна из важнейших потребностей человека. С точки зрения мещанина, считающего спокойную сытость высшим благом, пос­тупок декабристов кажется верхом безумия, каким-то нелепым чудачеством. Ведь почти все они выходцы из богатых семей, довольно успешно делали карьеру, были известны. Но жизнь противоречила их убеждениям, их идеалам, и они променяли роскошь на кандалы каторжников ради своей цели. 6) Некоторые туристические фирмы в сШа предлагают своим клиентам странные виды отдыха: пребывание в плену, по бег из плена. Расчет вер­ный, потому что люди, уставшие от скуки, от унылой повседневности, готовы платить огромные деньги, чтобы оказаться в экстремальных услови­ях. Человек нуждается в трудностях, нуждается в борьбе с лишениями и опасностями. 7) Один талантливый изобретатель придумал тару, в которой не билась посуда, придумал особые тележки для транспортировки древесины. Но его изобретения никого не заинтересовали. Тогда он стал делать фальшивые деньги. Его поймали и посадили в тюрьму. Горько сознавать, что общество не сумело создать условия для того, чтобы этот человек смог реализовать свой незаурядный талант. 8) Некоторые ученые продолжают утверждать, что не человек произошел от обезьяны, а напротив, обезьяна произошла от людей, которые в ре­зультате деградации превратились в животных. 10) В журналах рассказывали о любопытном эксперименте ученых: возле норы, ИЗ которой доносились угрожающие звуки. Они поставили клетку с крысами. Зверьки осторожно стали подкрадываться к норке, заглядывать в нее, а потом, поборов страх, полезли вовнутрь. Что же заставило животных лезть туда? Корм у них был! Никакой физиологической потребностью невозможно объяснить такое «любопытство»! Следовательно, жи­вотным тоже присущ инстинкт познания. Есть какая-то могучая сила, которая заставляет нас открывать что-то новое, расширять границы уже познанного. Неугасимая любознательность, неиссякаемая жажда истины - это неотъемлемые качества всего живого. 11) Акула, воли перестает двигать плавниками, камнем пой дет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности. 12) Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием. 13) Всех героев Л. Толстого правильнее делить не на плохих и хороших, а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способность к духовному саморазвитию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность это и есть, по мнению Толстого, наиболее полное проявление человечности. 14) А.Чехов в своих произведениях показывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья,>, как в них угасают высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся!», - этот призыв звучит почти в каждом произведении пи­сателя. 15) Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую ДУШУ. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества,>, он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге. 16) Образ Обломова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вы­растить детей... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. 17) М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. 18) Газеты рассказывали о молодом человеке, который после операции на позвоночник стал калекой. У него появилась уйма свободного времени, которое он не знал, на что тратить. Он признавался, что самый счастливый момент в его жизни наступил тогда, когда друг попросил его перепи­сать конспекты лекций. Больной понял, что и в таком положении он может быть нужен людям. После этого он освоил компьютер, стал разме - шать в Интернете объявления, в которых искал спонсоров для детей, нуждающихся в срочной операции. Будучи при кованным к инвалидному креслу, он спас десятки человеческих жизней. 19) Однажды в Андах произошла авиакатастрофа: в ущелье рухнул самолет. Часть пассажиров чудом уцелела. Но как вы жить среди вечных сне­гов, вдали от человеческого жилья.? Кто - то стал пассивно ждать помощи, кто-то пал духом, готовясь к смерти. Но были те, кто не сдался. Они, проваливаясь в снег, срываясь в пропасти, пошли на поиски людей. Израненные, едва живые, они все-таки выбрались к горной деревушке. Вско­ре спасатели вызволили из беды оставшихся в живых. 21) Средневековые рыцари совершали многочисленные подвиги, надеясь на то, что самый достойный из них увидит священную чашу Грааля. Ког­да же самого достойного призвали в храм, чтобы он смог увидеть священный сосуд, то счастливчик испытал самое горькое разочарование в жизни: что же делать потом? Неужели конец всем поискам, опасностям, сражениям, неужели больше не нужны подвиги? 22) Преодоление трудностей, напряженная борьба, неустанный поиск - это необходимые условия для становления чело века. Вспомним известную притчу про бабочку. Однажды человек увидел, как через маленькую щель в коконе пытается выбраться бабочка. Он долго стоял и наблюдал за безуспешными попытками несчастного существа выбраться на свет. Сердце человека наполнилось жалостью, и он ножиком раздвинул края коко­на. Наружу выбралось хилое насекомое, которое с трудом волочило беспомощные крылья. Человек не знал, что бабочка, разрывая оболочку ко­кона, укрепляет свои крылья, развивает необходимые мышцы. А он своей жалостью обрек ее на верную смерть. 23) Какой-то американский миллиардер, видимо Рокфеллер, одряхлел, и ему стало вредно волноваться. Читал же он всегда одну и ту же газету. Чтобы не волновать миллиардера разными биржевыми и прочими неприятностями, выпускали один особый экземпляр газеты и клали ему на стол. Таким образом, жизнь шла своим чередом, а миллиардер жил в другом, иллюзорном, специально созданном для него мире. Ложные ценности 1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. 2) Газеты рассказывали о судьбе преуспевающего менеджера, который увлекся ролевой игрой в бойцовском клубе. Его посвятили в сан рыцаря, дали новое имя, и придуманная жизнь так увлекла молодого человека, что он забыл о работе, о своей семье... Теперь у него другое имя, другая жизнь, и он жалеет только об одном, что нельзя навсегда уйти из реальной жизни в ту жизнь, которую он для себя придумал. 4) Имя простой крестьянской девушки Жанны дАрк сегодня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удавалось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных поражений французы, на­конец, смогли победить захватчиков. Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель. 5) Маленькая девочка, занимаясь на трапеции, упала и раз била нос. Мать бросилась к дочери, но Илья Репин ее остановил, чтобы посмотреть на стру­ящуюся из носа кровь, запомнить ее цвет, характер движения. Художник в это время работал над полотном «Иван Грозный и сын его Иван». Этот факт, который большинство людей расценит как проявление бездушия со стороны отца, говорит об особой природе художника. Он самоотверженно служит искусству, его правде, и жизнь становится материалом для его творений. 6) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, температура понизилась до минус шести. А между тем по сценарию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим отдыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требует от человека жертв, полной самоотдачи. 7) М. Горький, работая над одним из своих романов, описывал сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрикнул и упал без чувств. При­ехавшие врачи обнаружили у писателя рану в том самом месте, куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показывает, что подлинный писатель не просто выдумывает события, а пишет кровью своей души, все созданное он пропускает через свое сердце. 8) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бовари» рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за путавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно по­том он говорил: «Госпожа Бовари - это я». 9) Верность своему призванию не может не вызывать уважения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним пришли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трога - тельно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский. 10) Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бруно в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он отрекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой. 11) Когда родился Сократ, его отец обратился к оракулу, чтобы узнать, как воспитывать сына. Оракул ответил, что мальчик не нуждается ни в наставниках, ни в воспитателях: он уже избран на особый путь, и руководить им будет его дух-гений. Позже Сократ признавался, что часто слы - шал внутри себя какой-то голос, который приказывал ему, что делать, куда идти, о чем думать. Эта полулегендарная история выражает веру в избранность великих людей, которые окликнуты жизнью для больших свершений. 12) Врач Н. И. Пирогов, наблюдая однажды за работой скульптора, пришел к мысли использовать при лечении больных гипсовую повязку. Ис­пользование гипсовой повязки стало подлинным открытием в хирургии и облегчило страдания многим людям. Этот случай говорит о том, что Пи­рогов был постоянно поглощен своими мыслями о том, как лечить людей. 13) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпеливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся акте­ре: «Нам надо было отснять 22 минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе». 14) Научный поиск требует самоотверженного служения. Древнегреческий философ Эмпедокл говорил современникам: «Ничто не рождается из ничего и никуда не исчезает, одно переходит в другое». Люди смеялись над бреднями безумца. Тогда Эмпедокл, чтобы доказать свою правоту, бросился в огнедышащее жерло вулкана. Поступок философа заставил сограждан задуматься: может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая не боится даже смерть. Не случайно идеи древнегреческого философа стали источником для научных прозрений в более поздние эпохи. 15) Майкл Фарадей однажды попал на лекцию к известному английскому химику Дэви. Молодой человек был околдован словами ученого и решил посвятить свою жизнь научному познанию. Чтобы иметь возможность с ним общаться, Фарадей решил устроиться слугой в дом Дэви.

Как проявит себя человек на войне - тяжелейшем испытании, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие?

Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» -обобщённый образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря и ни на что и вопреки всему. Не случайно автор даёт такое название рассказу - о человеке во время войны пишет он в нём, о тех людях, которые остались верны долгу, на запятнали свою честь.(«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.»)
Каждый день на войне - это уже подвиг, борьба за жизнь, изгнание врагов с родной земли. Разве не подвиг, когда Андрей шёл в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив даже своих врагов («Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»)
Разве не нравственный подвиг совершил он, когда уже после войны остался человеком, сочувствующим другим, усыновившим мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства.(«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»)
К сожалению, на войне проявлялась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения жизни становились предателями. Выжить любой ценой - это было для них главное. О какой чети и совести можно говорить, если рядом она, смерть? Так думали они в те минуты, переходя черту порядочности, человечности. Вспомним солдата, который готов был выдать своего офицера немцам, лишь бы остаться живым (эпизод в церкви, когда Андрей был в плену и убил этого предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.»)
На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм - что выбирал человек, это зависело он тех нравственных принципов и идеалов которые лежали в основе его жизненной позиции. Но выиграли мы войну потому, что бесчестных было намного меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизма, любовь к родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино.

Предлагаю 10 аргументов по теме «Честь и бесчестие»:

    А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

    М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

    Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»

    А.Н.Островский « Гроза»

    Л.Н.Толстой « Война и мир»

    Е.И.Замятин «Мы»

    М.А.Шолохов «Судьба человека»

    В.Быков « Сотников»

    В.Распутин « Живи и помни»

    А.В.Каверин « Два капитана»

«Береги честь смолоду»,- именно такой эпиграф имеет повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это и порядочность, нравственная чистота героев, таких как П.Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь, верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине.

Противопоставлены в повести Пётр Гринёв и Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв - человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Швабрин (даже фамилия у него какая отвратительная). Он груб с Машей, сиротой, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь(Гринёв: « С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»)

Эгоизм, себялюбие несовместимы с понятием чести.

Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым(он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”).

Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Оно формируется с детства. Читатель видит, как в семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное - человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её и возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин (Гринёв Пугачёву: «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»)

Повесть А.С.Пушкина имеет огромное воспитательное значение. Каким быть, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни- над этим размышляет читатель произведения.

М.Ю.Лермонтов в «Песне» затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих пред человеком,- проблему чести. Как защитить честь свою и своих близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любом ситуации?

Действие разворачивается в далёком 16 веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её - замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом .(«И ласкал он меня, целовал он меня; на щеках моих и теперь горят, живым пламенем разливаются поцелуи его окаянные!..»).

Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж-купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, Калашников пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. Так и произошло. Его казнили, хотя и победил в равном бою Калашников. Смело в глаза говорит купец царю: Я убил его вольной волею, А за что, про что - не скажу тебе, скажу только Богу единому.

Степан Калашников умирает, но остаётся верным своим принципам, человеком чести. Кирибеевич вызывает негативное отношение. Хотя это и «удалой боец», но лживый, эгоистичный, даже царю он способен лгать (говоря о любив к Алёне Дмитриевне, он утаил, что она замужем)

Многому учит это произведение: тому, как нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду. Конечно, сегодня для этого существуют другие, более гуманные средства. Но проходить мимо бесчестного отношения нельзя.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Два сына у главного героя повести «Тарас Бульба»- Остап и Андрий, но как не похожи они. Остап - честный, отважный, открытый человек. Ещё в детстве брал вину на себя, когда они с мальчишками обворовывали сад. Он никогда не предавал своих товарищей, бился до конца с поляками - врагами Родины. И умирает Остап, героически перенося ужасные муки.

Совсем другой Андрий. Это романтическая,нежная натура. Он ласковый, спокойный. Однако прежде всего Андрий думает о себе. И в детстве он мог обмануть, и в Запорожье перешёл в стан врага ради любви к полячке. Он предал Родину, товарищей, брата, отца. Личные интересы, чувства у него на первом плане. Умирает он от рук своего отца, который не смог вытерпеть предательства сына.

Один - человек чести, достоинства. Другой – предатель, бесчестно и бесславно закончивший свою жизнь.Как так произошло? Не может понять этого Тарас Бульба, сам человек чести, преданный Отечеству, товариществу и братству.

Автор даёт понять читателям, как легко поддаться чувствам, особенно любви. Но всегда нужно думать о людях, которые верят тебе, о близких, оставаться честным прежде всего с самим собой. Самый ужасный поступок на войне - предательство своих товарищей, таким людям нет прощения и понимания.

Семья. Это опора общества. Именно в семье формируются основы характера и мировоззрения человека. Какими должны быть отношения в семье: мужа и жены, свекрови и невестки, всех родственников? По каким принципам они должны строиться? Что делает семью крепкой, а людей в них счастливыми? На эти вопросы пытается ответить автор, изображая героев пьесы.

По чести и совести, по любви хочет строить свои отношения в семье мужа Катерина. Воспитанная в атмосфере доверия, она думает, что и в семье Кабановых всё будет таким же. Но как она ошиблась! Властная Кабаниха, безвольный муж, обман, стяжательство, ханжество- вот что видит героиня в новой семье. Любовь Бориса- это и радость, и горе для героини. Воспитанной по законам божьим, Катерина понимает, что совершает огромный грех. изменяя мужу («Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.»). Она и наказывает себя ужасной карой- погибает, понимая, что самоубийство- это тоже страшный грех (… быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что.)
Человек нравственной чистоты, Катерина не смогла жить по законам мира Кабановой. Быть бесчестной - это не по её нравственным правилам.

Как легко приспособилась к жизни Варвара !(И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало») А ведь она ровесница Катерины. Для Варвары ничего нет страшного в обмане, когда все вокруг врут. Да и Катерине именно она помогла совершить первый шаг к падению - дала ключ от заветной калитки. Да, в мире Кабановых надо жить, не давая себя в обиду. Но это не значит, что нужно терять своё достоинство, унижать себя., становиться в ряд с такими, как Дикой и Кабаниха. Оставаться в любой ситуации человеком чести, нравственной чистоты- именно этому учит нас пьеса А.Островского.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Роман Л.Н.Толстого « Война и мир» посвящён одной из страшнейших войн, которые пережила Россия, - войне с Наполеоном в 1812 году. По-разному общество отреагировало на войну. Большая часть - независимо от сословного, социального положения - плечом к плечу защищала родину. «Дубина народной войны» поднялась над врагом, изгнав его с нашей земли.

Но были и такие, для которых главное - своя жизнь, свои интересы. Они далеки от народа, да и России чужды.

Люди чести - главные герои произведения : Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый на своём месте совершал свой подвиг, приближая победу: Андрей – в Бородинском сражении («Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате»); Пьер- с его желанием быть рядом с народом во время сражения, стремлением убить Наполеона, Наташа- с её помощью раненым. Как красивы душой они, эти люди чести и достоинства!

Кутузов, Александр 1, Багратион и другие - исторические личности. Они патриоты страны, их талант и дальновидность тоже привели к победе. А сколько людей из народа показано автором! Их нравственная чистота понимание своего долга, незаметная ежедневная работа - всё это привело к победе. Это и артиллеристы капитана Тушина(Андрей о батарее Тушина, что успехом дня “обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина”); и солдаты капитана Тимохина, и кавалеристы Уварова, и партизаны Денисова, и многие - многие люди России.

А вспомним Анатоля Курагина, растерянного, жалкого после ранения. И в мирное время ему не были свойственны честь и совесть. И на войне он так далёк от народа, по сути, одинок со своей болью, своим страхом.

А чем руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, когда они поступали в действующую армию? Далеко не понятиями чести и патриотизма. Карьера, чины - вот что для них основное. А как низок военный чиновник Берг, который в оставленной Москве скупает дёшево вещи. Сравните: он и Наташа, семья Ростовых, отдающая подводы для раненых. Какая пропасть между этими героями!

Всех судьба поставила в одинаковые условия, всем необходимо было пережить испытание. Люди чести, патриоты страны - именно им обязана Россия совей победой над Наполеоном.

Е.И.Замятин « Мы»

Роман Е.Замятина «Мы» был написан в 1920 году. Автор в фантастической форме попытался предостеречь о возможных последствиях начинавшегося формироваться тоталитарного режима в Советской России. Подавление личности, отсутствие свободы может привести к потере индивидуальности, когда люди станут единой массой, живущей по единым правилам с чётко определённым распорядком в течение всего дня. Люди потеряли своё « я», они превратились в «мы» , в котором каждый имеет просто номер.

Однако автор показывает, что полностью задушить человеческое в людях невозможно. Главный герой – Д-503, автор записок, испытывает постепенную духовную эволюцию. Героиня I -330 тайно показывает ему иную жизнь, за пределами их Единого Государстве, где светит солнце, настоящее, ласковое, где цветёт трава, так удивительно пахнут цветы. Так влечёт к себе этот Древний Дом. Борясь с собой, герой соглашается на захват «Интеграла», чтобы покинуть это государство. Но замысел раскрыт, участников подвергают операции по стиранию памяти – по «удалению фантазии».

Д-503 снова спокоен. Однако I -330 не предаёт своих идей, не соглашается на операцию. И она будет по законам государства подвергнута пыткам, как и другие участники заговора. Герой уже спокойно смотрит на их мучения, он абсолютно счастлив. Никакие угрызения совести по поводу того, что именно он выдал всех заговорщиков, его уже не беспокоят.

Как многое читается между строк! Какой глубокий смысл вложил автор в картину этого фантастического сюжета! Всегда были и будут люди чести, готовые до конца бороться с несправедливостью, с беззаконием, пусть даже ценой своей жизни. И, к сожалению, всегда находятся те, кто предаёт свои идеи, кто пойдёт по пути бесчестия, жестокости, безразличия. Как важно, чтобы в огромной массе людей слышался честный голос каждого, чтобы «мы» стало олицетворением единства народа, его сплочённости. «Мы», состоящее из отдельных « я»- личностей, нравственно цельных, порядочных, не допускающих бесчестия. И хотя в романе именно Д-503 произносит слова: « Я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен – мы победим, потому что разум доложен победить», – автор выражает свою надежду на победу именно разума в людях, чтобы эта утопия не стала реальностью. Ведь не случайно автор определил жанр своего произведения как антиутопия, подчеркнув тем самым, что такое может произойти, если не предпринять определённых шагов по борьбе с тоталитаризмом. Честь, совесть должны победить в людях.

Как проявит себя человек на войне - тяжелейшем испытании, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие?

Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» -обобщённый образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря и ни на что и вопреки всему. Не случайно автор даёт такое название рассказу - о человеке во время войны пишет он в нём, о тех людях, которые остались верны долгу, на запятнали свою честь .(«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.»)
Каждый день на войне - это уже подвиг, борьба за жизнь, изгнание врагов с родной земли. Разве не подвиг, когда Андрей шёл в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив даже своих врагов («Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»)
Разве не нравственный подвиг совершил он, когда уже после войны остался человеком, сочувствующим другим, усыновившим мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства .(«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»)
К сожалению, на войне проявлялась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения жизни становились предателями. Выжить любой ценой - это было для них главное. О какой чети и совести можно говорить, если рядом она, смерть? Так думали они в те минуты, переходя черту порядочности, человечности. Вспомним солдата, который готов был выдать своего офицера немцам, лишь бы остаться живым (эпизод в церкви, когда Андрей был в плену и убил этого предателя:
«Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.»)
На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм - что выбирал человек, это зависело он тех нравственных принципов и идеалов которые лежали в основе его жизненной позиции. Но выиграли мы войну потому, что бесчестных было намного меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизма, любовь к родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино.

В.Быков « Сотников»

Сущность характера человека отчётливо проявляется в трудных ситуациях, когда нужно сделать выбор, и часто это выбор между ложью, предательством и честью, между жизнью и смертью. Сделали свой выбор и герои повети В.Быкова «Сотников»- Рыбак и сотников. Два бойца, воспитанных в одной стране, на единых ценностях, оказались перед лицом врага. Какой выбор сделать – погибнуть, не предав своих товарищей, или совершить героический поступок.

Рыбак стал предателем. Случайность ли это? Сила обстоятельств, огромное желание выжить любой ценой? Да, и это тоже. Однако автор показывает в течение повести, что герой этот слишком эгоистичен, да и за провиантом для партизанского отряда он пошёл потому, что в той деревне жила его бывшая возлюбленная, он хотел встретиться с ней. Как раздражал Рыбака больной Сотников! Он мог бы его, раненого и беззащитного, спокойно оставить на произвол судьбы, но понимал, что перед отрядом придётся держать ответ. Везде ищет выгоду Рыбак, и, попав в плен, решил пойти на сделку со своей совестью. (« Но ведь кому не известно, что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит. Да и как иначе?)
Честь, долг - всё это ушло на задний план, главное- выжить любой ценой.(«… здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства.)

Сколько нравственной стойкости в Сотникове! Это человек чести, для него друзья, Родина, защита Отечества - не просто слова- это суть его характера. Почему Сотников, больной, пошёл за продуктами? Да потому, что другие просто не хотели этого сделать .(« Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». )
Он всегда был там, где трудно. Просто, тихо, скромно он совершает свой подвиг человека, не предав никого
.(« Он ничего не боялся, и это давало ему определенное преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже.»)
Сотников совершенно не думает о подвиге, ведь, возможно, о его смерти вообще никто не узнает. Но он, как человек чести, остаётся вере воинскому, человеческому долгу до конца : «…надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.»
Рыбак и сотников оказались по разные стороны: « Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов.»

Никогда не будет прощения предателям. Вечная память героям, отдавшим жизни за Родину, народ, оставшимся верным чети и долгу!

В.Распутин « Живи и помни»

Произведение В.Распутина « Живи и помни»- многоплановое. Автор размышляет над многими проблемами, одна из которых - проблема чести и бесчестия. Как сохранить своё человеческое достоинство, не запятнать свою честь в ситуациях, в которых порой так трудно сделать выбор. Что позволяет людям сделать этот выбор?

Герой повести - Андрей Гуськов, хороший боец, храбрый, героически защищавший свою родину, получивший отпуск домой за свои подвиги, дожидавшийся отпуска в госпитале. Однако отпуск отменили. Что же происходит с героем? Почему вдруг он становится изгоем. Предателем, врагом народа? Как получилось, что отважный боец вдруг так изменил сам себе, став позором семьи, причиной гибели своей жены и неродившегося ребёнка? Да, он очень хотел домой, он не был виноват в том, что ему не дали съездить домой, что пора ехать в часть. Но так сильна тоска по дому. Именно она одолела героя, поддавшись ей, Андрей нарушил воинский долг, оказался дома, но уже не как герой, а как предатель. Как страшно герою осознавать, что «никогда больше не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, не пахать этих полей…Теперь раз и навсегда он поймет, что сюда ему ходу

Порой такой зыбкой бывает черта меду честью и бесчестием. Человек даже не замечает, как переходит её. А за ней – позор, стыд, осуждение окружающих. Сколько несчастья принёс Андрей своим родителям, своей жене! Переступив черту дозволенного, он разом отделил себя от людей, став изгоем, и назад дороги уже не было.

Человек, живя, должен помнить, что он в ответе за каждый свой шаг, поступок, а особенно в ответе за близких людей, которые могут пострадать от непродуманного шага. Оставаться в любой ситуации человеком чести, не уронить своего достоинства - только так должен жить человек, таков закон жизни среди людей.

А.В.Каверин « Два капитана»

Повесть В.Каверина «Два капитан» была написана в 1944 году, когда стран вела страшную войну с фашистами. Понятие чести, достоинства, необходимость отстаивания их в любых ситуациях – всё это было как никогда актуально в то время. И сегодня повесть Каверина одна из любимых книг, особенно молодёжи, которая ищет свой жизненный пусть, формирует нравственные установки и ценности.

Два капитана – Саня Григорьев и Татаринов. Их объединяет порядочность, нравственная чистота. Ещё мальчишкой Саня заинтересовался судьбой пропавшей экспедиции Татаринова. Впоследствии он пытается узнать правду о ней, восстановить честнее имя капитана. Он узнаёт, что команда Татаринова открыла новую Северную землю, что виновником гибели людей стал двоюродный брат капитана - Николай Антонович. Именно он недобросовестно подготовил снаряжение для экспедиции, что стало причиной гибели людей.

Восстановить честное имя бывает порой не так и просто. Григорьев своей правдой практически убивает вдову Татаринова, отталкивает от себя его дочь - Катю, которую он так полюбил. Однако Григорьев идёт до конца:

публикует дневник штурмана, находит тело капитана, читает доклад об экспедиции на заседании Географического общества.

До конца в поисках правды шёл Александр Григорьев. Верила своему мужу жена Татаринова. Это произведение учит идти до конца, когда цель - праведная, когда дело идёт о восстановлении чести и справедливости. А бесчестные люди тоже дождутся своего наказания, как наказан мнимый друг Сани - Ромашка, посаженный за свои злодеяния в тюрьму, как изгнан из науки Николай Антонович. При любых испытаниях необходимо не терять человеческого достоинства, оставаться человеком чести, преодолевать препятствия и двигаться вперёд.