Приемы юмористического повествования в достижении комического эффекта в произведениях Н. В. Гоголя. Основные формы и приемы комического в творчестве виктора голявкина

В последние десятилетия большое внимание уделяется общению людей друг с другом. Психологи дают множество советов, помогающих преодолеть трудности в общении, на страницах современных журналов появляются статьи, посвящённые данной теме. Некоторые исследователи выделяют непринуждённое общение как главную характеристику умения вести диалог. Анекдот является одним из элементов такого общения.

Е. Э. Сурова в статье «По-ту-да абсурдность» говорит о том, что «анекдот является неким оживляющим фактором. Он заполняет паузу, снимает напряжение и усталость, «разряжает» обстановку» . В своей работе исследовательница называет критерии, при которых анекдот «состоялся»:

1. Анекдот должен быть уместен.

2. Анекдот должен включать проблемы повседневной жизни.

3. Анекдот должен быть «наивным», то есть опыт одного конкретного человека комически сопоставляется с опытом его оппонента.

До самого недавнего времени школьный анекдот как жанровая разновидность устного народного творчества не был объектом исследования в филологии, хотя исследования языковых и речевых приемов формирования юмористического текста очень популярны. Специальные работы посвящены стилистическому приему парадокса (Г. Я. Семен, Б. Т. Танеев) и лингвистическим аспектам феномена иронии (О. П. Ермакова, С. А. Золотарева, В. Е. Жаров). Анекдот как жанр привлекает исследовательское внимание Л. И. Гришаевой, А. Д. Голобородько, А. Р. Габдуллиной, В. Н. Дружинина и И. А. Савченко, К. В. Душенко, О. А. Чирковой, В. М. Иванова, А. Д. Шмелева и ЕЛ. Шмелевой и др.

Однако работ, специально посвященных анализу создания комического эффекта в школьном анекдоте, не существует. Всем вышесказанным определяется актуальность данной работы.

Прежде чем обратиться к жанру анекдота, необходимо выяснить соотношение юмора и комизма как эстетических категорий. Юмор соотносится с одной из самых сложных категории эстетики - с категорией комического, которая охватывает большую группу разнородных явлений, разнообразных по форме и по содержанию.

Юмор вызывает столь большой интерес к себе благодаря своей включенности в контекст культуры. Удовольствие от юмора, под которым в наивном словоупотреблении имеется в виду «беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо и изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде» имеет психологическую природу и при этом ускользает от психологических объяснений.

О юморе часто писали как о средстве избавиться от целого ряда существенных, но порой обременительных человеческих проявлений; его понимали как средство вырваться из-под гнета разума, видели в нем альтернативу состраданию, средство победить пиетет и страх, видели в нем антитезу стыда. По 3. Фрейду, остроумие помогает преодолеть преграды, сооруженные логикой и моралью. Мы в работе будем обращаться к комическому в целом.

Обратимся к истории возникновения жанра анекдота. В течение ХХ в. в зарубежных исследованиях было представлено различное понимание термина анекдот. В «Словаре литературных терминов» написано, что anecdote представляет собой короткую, нередко нравоучительную, историю о знаменитых людях и служит для репрезентации героя анекдота как представителя определенной социальной группы или эпохи. Примерно так же понимали анекдот и в России конца XVIII - XIX вв.

С анекдотом в современном русском понимании этого слова также соотносится английское joke, или немецкое Witz. Следует отметить, что в русской традиции различаются шутка как речевой жанр и анекдот - как жанр фольклорный (для зарубежных исследований такое разделение менее характерно). В «Энциклопедии простых форм» разница между joke и anecdote определяется следующим образом: anecdote связан с историческим героем или прецедентом, для joke характерна вымышленная ситуация.

Синонимичные термины blason populaire и ethnic slurs обозначают как существующие в данной культурной группе этнические стереотипы, которые хорошо известны всем членам этой культурной группы, так и тексты, в которых эти стереотипы обыгрываются (например, поляки в представлении американцев - грязные, глупые, нечистоплотные, и анекдоты рассказываются про грязных, глупых поляков).

Термином Shaggy Dog Story обозначается определенная разновидность анекдотов, близкая русскому типу абсурдного анекдота, возникшая изначально из серии историй о животных (преимущественно - собаках) - Shaggy dog story: 1) буквальный перевод – «история о пуделях», 2) «анекдот с неожиданной концовкой, часто абсурдной».

По частоте обращения исследователей к конкретному материалу первое место делят между собой «еврейские анекдоты» и русские «антисоветские». Огромное количество работ также посвящено интерпретации анекдотов о представителях разных национальностей. Внимание исследователей привлекают и новые циклы анекдотов, возникшие на основе фильмов, мультфильмов, телепередач и т. д.

История изучения анекдота в XX веке началась с опубликования в 1905 году работы Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному». Его тезисы стали отправной точкой для многих интерпретаций анекдота. Теория Фрейда объясняет существование и распространение анекдотов тем, что они выражают скрытый смысл, который Супер-Эго, являющееся внутренним цензором, не дает выразить человеку прямо. Реакция смеха облегчает человеку выражение этого скрытого смысла. Поэтому анекдот может выступать в качестве компенсатора, который позволяет защититься от негативных эмоций, поступающих извне.

Итак, мы будем использовать термин «анекдот» в следующем значении:

Анекдот – очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным острым концом.

Школьный анекдот – это жанровая разновидность анекдота, обладающая следующими отличительными особенностями:

Место действия – школа;

Действующие лица: учителя, родители, ученики, директор – т. е. участники образовательного процесса.

Глава 2. Лингвистические средства создания комического эффекта

Существуют разные средства создания комического эффекта в школьном анекдоте. Условно мы разделили их на две группы: нелингвистические (18%) и лингвистические (82%). Среди лингвистических средств создания комического эффекта в школьном анекдоте можно выделить фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические. Охарактеризуем каждую подгруппу.

2. 1. Фонетические средства создания комического эффекта

Анекдоты этой группы характеризуются тем, что юмор создается с помощью игры звуков. Например:

Урок английского языка в деревенской школе. Учительница:

Иванов - как будет по-английски "дверь"?

В данном случае русское слово написано английскими буквами, ученик не смог дать перевод слова.

В другом анекдоте действие происходит в грузинской школе:

Намечается контрольное списывание диктанта в грузинской школе. - Запомните дети: белька, вилька, торелька - пишется без мягкого знака; сол, фасол, антресол – пишется с мягким знаком!

В этом случае юмор в том, что акцент учителя и правильное написание слов противоположны.

Таким образом, в первую группу вошли анекдоты, связанные со столкновением разных языков в сознании учителя и ученика.

В эту группу вошло 11 анекдотов, что составляет 7 % от общего числа проанализированных анекдотов.

2. 2. Лексические средства создания комического эффекта

Эта группа является самой многочисленной. В нее вошло 85 анекдотов (57%). Юмор создается за счет игры: а) с прямым и переносным значением слова. Например:

1. Мой друг Мудрик – очень яркая личность! У него голубые глаза, красные губы, рыжие волосы и зеленый свитер.

2. Удивительная вещь – экзамен. Одних он удивляет вопросами, других – ответами.

б) текстуальными синонимами. Например:

В девятом классе идет урок биологии. Учительница объясняет строение обезьяны. Вовочка балуется и не слушает. Она его успокаивает и говорит: «Вовочка, смотри внимательнее на меня, а то не будешь иметь никакого представления об обезьянах» в) антонимами. Например:

1. Добрая половина российских учителей пишет замечания в дневник, а злая половина еще и вызывает родителей в школу.

2. – Что ты знаешь о культурных растениях?

Культурные растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, а некультурные нахально им пользуются.

г) фразеологизмами. Например:

Учительница объясняет детям деление. Написала на доске «2:2» и спрашивает:

Дети, кто знает, что это означает?

Ничья! – подскакивает с первой парты Женя.

2. 3. Словообразовательные средства создания комического эффекта

Несмотря на то, что в эту группу вошло всего 3 (2%) анекдота, мы выделили ее отдельно. В этой группе ученик и учитель по-разному анализируют состав слова:

Папа, а музыкальные танки бывают?

Да нет, откуда ты взял?

Учительница рассказала, что в Америке ковбои скачут на музтанках.

Ну если только в Америке Ихние ковбои, как бы тебе сказать, сынок В общем, со странностями они

2. 4. Морфологические средства создания комического эффекта

В эту группу вошли анекдоты, основная масса которых строится на обыгрывании: а) числительных:

1. В школьной столовой.

Мне три вторых.

А корень из минус двух не хочешь?

2. – Тому, кто пойдет первым к доске, поставлю на балл больше.

Иду! Ставьте мне три! б) местоимений:

Назови два местоимения.

Кто, я? в) степени сравнения прилагательных:

Урок русского языка в одесской школе.

Сегодня ми изучаем степени сравнения прилагательных. Чтоби било ясно, я сразу приведу примеры. Берем слово "хорошо". Сравнительная степень - "лучшЕе", превосходная степень - "очень хорошо", и степень, которая ни с чем не сравнится - "Чтоб я так жил!" ПонЯли? Тогда возьми, Моня, слово "плохо" и сделай с ним то же самое!

Прекрасно! Давай превосходную степень.

Очень плохо.

Великолепно! Ну, и последняя степень?

Чтоб Ви так жили!

Количество анекдотов этой группы – 11 (7%).

2. 5. Синтаксические средства создания комического эффекта

Эта группа включает анекдоты с пропуском слова, что рождает непонимание:

Я свободно разговариваю на русском, английском, французском да и на других уроках тоже.

Также в данную группу включаются фразы с субъектно-объектными отношениями:

Почему-то фраза «Учитель завалил ученика на экзамене» звучит совершенно обыденно, а вот «Ученик завалил учителя после экзамена» вызывает бурную реакцию.

Иногда комический эффект создается за счет особого текста, например, изображающего речь учителя на уроке:

Учитель истории рассказывает о битве при Фермопилах. За несколько дней до битвы персидский царь послал к грекам посла с требованием. перестань разговаривать, Петров, вам говорят!. с требованием положить. книги, Шахов, должны лежать в столе, а не раскрытыми на нем. с требованием сложить оружие. Гордый ответ греков был следующий. вы, Карпов, подвиньтесь полевее, чтобы я мог видеть, что за глупости Коржевский делает. да, ответ был: приди и возьми. Когда грекам объявили, что число персов так велико, что от них затемнялось солнце, тогда предводитель греков - Леонид сказал. Право, Касаткин, если вы будете баловаться, то я вас к стене поставлю. Леонид сказал: тем лучше, мы будем сражаться, изменник по имени. Соколов, давайте сюда веревку, здесь не место играть!. Да, Эфиаль показал персам дорогу через горы, и тогда между греками послышались крики ужаса. кто это, черт возьми, бросается жжеными бумажками?

Количество анекдотов в этой группе – 14 (9%).

Заключение

Итак, мы проанализировали на предмет создания комического эффекта одну из жанровых разновидностей анекдота – школьный анекдот и пришли к следующим выводам:

1. Вывели термин «анекдот».

2. Охарактеризовали жанровую разновидность анекдота – школьный анекдот.

3. Разделили средства создания комического эффекта на две группы: нелингвистические (18%) и лингвистические (82%).

4. Среди лингвистических средств создания комического эффекта в школьном анекдоте выделили фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.


федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
дальневосточный государственный гуманитарный университет

Филологический факультет

Кафедра русского языка

О. Славкина , студентка 742 гр.

СПОСОБЫ создания комического эффекта в рассказах аркадия бухова

курсовая работа
по специальности 031001 – филология

Хабаровск, 2008

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………….3
§1. АРКАДИЙ БУХОВ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ………… ……………….5

      Аркадий Бухов – писатель-сатириконовец…………………… ……………5
      Приемы создания комического эффекта……………………………………9
§2. НАИБОЛЕЕ ЧАСТОТНЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА…………………………………………………………… ………….21
2.1 Олицетворение…………………………………………… …………………22
2.2 Гипербола……………………………………………………… ……………24
2.3 Фразеологический каламбур……………………………………………….28
2.4 Смешение разностилевой лексики……………………… ………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……………33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….34
            ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития языка все большее внимание уделяется языковой игре, основанной на актуализации прямого и переносного значения слова, а также на трансформации устойчивых сочетаний с целью создания комического эффекта.
Как известно, комический эффект создается на основе игры значений, а также на контрасте: кто говорит и что говорит; кто говорит и как говорит; кто говорит и где говорит; что говорит и как говорит и т.д. Поэтому комическое может создаваться за счет очень многих стилистических приемов.
Творчество Аркадия Бухова представляет собой, на наш взгляд, очень богатый материал для изучения приемов создания комического эффекта.
Актуальность и новизна данной работы состоит в том, что лингвистических исследований, посвященных изучению стилистических приемов в рассказах Аркадия Бухова, до настоящего момента не было. Тем не менее, творчество этого писателя широко иллюстрирует различные способы создания комического.
Объектом нашего исследования являются приемы создания комического эффекта в рассказах Аркадия Бухова. Предмет – изучение используемых Буховым приемов создания комического эффекта в его произведениях.
Таким образом, целью нашей работы является анализ приемов, способствующих созданию комического эффекта в рассказах А. Бухова.
Поставленная цель предполагает решение нами следующих задач:
      сформировать представление об А. Бухове как о человеке и художнике
      выяснить, какими средствами может создаваться комический эффект
      выявить и описать способы создания комического эффекта в рассказах Бухова
      определить наиболее частотные приемы создания комического в рассказах писателя
Фактологическим материалом для нашего исследования послужило прозаическое творчество Бухова – рассказы разных лет из сборников: «Жуки на булавках» (1915 г.), «Тихие неприятности» (1915 г.), «Чертово колесо» (1916 г.), «Точка зрения» (1916 г.), «Оккультные науки» (1917 г.), «Кесарево – кесареви» (1917 г.), а также рассказы из журнальных публикаций до 1928 г.
Нами было проанализировано 98 рассказов Аркадия Бухова, из которых были выбраны рассказы, наиболее ярко иллюстрирующие разные способы создания комического эффекта.
В работе были использованы следующие методы:
      метод сплошной выборки
      метод анализа языковых единиц
      метод количественного подсчета
      описательный метод
Теоретическая значимость нашей работы : положено начало в исследовании стилистических приемов в прозаических произведениях Аркадия Бухова.
Практическая значимость: результаты нашего исследования могут быть использованы при подготовке к экзамену по предмету «стилистика», а также на занятиях при изучении выразительных средств языка и на уроках русского языка в школе при изучении раздела «стилистика».
В работе принято условное сокращение : ФЕ – фразеологическая единица.

§1. АРКАДИЙ БУХОВ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ

      Аркадий Бухов – писатель-сатириконовец
Об Аркадии Бухове на сегодняшний день написано очень мало. Как и многие виртуозные писатели того времени, он незаслуженно забыт. А между тем его произведения являются замечательным свидетельством активных изменений в стране и обществе. Многие проблемы, освещаемые в рассказах Бухова, существуют и по сей день. Вместе с другими писателями журнала «Сатирикон» он осмеивал пошлость обывательской жизни, взяточничество чиновников, нередко встречающееся лицемерие в семейных отношениях.
«Это был странный человек. Плотный, среднего роста, всегда стандартно хорошо одетый, с белым, пухлым, булкообразным и неподвижным лицом, он приходил в редакцию - буквально, я не преувеличиваю, - с десятком рассказов, фельетонов, обзоров, стихотворений, написанных за одну ночь» - вспоминает о нем секретарь журнала «Сатирикон» Ефим Зозуля .
Рассказы его были всегда выдержаны в одном стиле и почти всегда главным действующим лицом в них был образ рассказчика-автора.
Родился Аркадий Сергеевич Бухов 26 января 1989 года в Уфе. Отец писателя был железнодорожным служащим. Вслед за старшим братом Михаилом, Аркадий поступил на юридический факультет Казанского университета. На первом же году своего обучения Бухов был сослан на Урал, на золотые прииски Кочкарь, – за активное участие в студенческом движении 1907 года.
После возвращения из ссылки, Бухов пишет сатирические рассказы и фельетоны в журнал «Стрекоза», переименованный в 1908 в «Сатирикон».
В 1909 году он публикует свою первую книгу – «Критические штрихи» - о лирическом творчестве Александра Блока и Михаила Кузьмина.
В Петербурге Бухов поступает на юридический факультет, но уходит с 4 курса для профессиональной литературной деятельности.
В тяжелое время политической реакции и террора появляется журнал «Сатирикон».
«На одном из очередных заседаний редакции было решено превратить "Стрекозу" из юмористического журнала в сатирический, отражающий злободневные события общественной и политической жизни в стране. Тут же придумали журналу другое имя. Его предложил Радаков. Он вспомнил знаменитый древнеримский роман "Сатирикон" - пестрый калейдоскоп кошмарной эпохи Нерона, где рельефные жизненные подробности причудливо перемешаны с гротескными образами беспутного омерзительного мира (его автором считают Гая Петрония Арбитра)». . Писательский коллектив журнала ставил перед собой цель исправить и очистить общество путем сатиры на современные им нравы.
Не смотря на жесткую цензуру, сатириконцы продолжали выпускать журнал и прививать читателям вкус к подлинному и остроумному юмору, разоблачая пошлость мещанской жизни.
Для большинства сатириконцев смех – был способом укрыться от ужасов жизни, единственной возможностью продержаться в это грязное и тяжелое время. Ярким примером может служить стихотворение Саши Черного «Оазис»:
Когда душа мрачна, как гроб,
И жизнь свелась к краюхе хлеба,
Невольно поднимаешь лоб
На светлый зов бродяги Феба, -
И смех, волшебный алкоголь,
Наперекор земному аду,
Звеня, укачивает боль,
Как волны мертвую наяду.

Саша Черный .
«"Сатирикон" активно противостоял двум отрицательным тенденциям в развитии тогдашней сатиры: убогому злопыхательству черносотенной юмористики и беспардонному зубоскальству уличной прессы. Редакция нового журнала поставила перед собой цель - взбодрить приунывшее русское общество с помощью "противления злу смехом" или напоить его "волшебным алкоголем"» .
В начале империалистической войны, Бухов был взят в армию, но вскоре демобилизован, как «политически неблагонадежный».
В 1918 году Аркадий Аверченко закрывает журнал в связи с переходом власти в руки народа. В этом же году Бухов переезжает со своей женой в Минск, а затем в Вильнюс. Там создается театральная труппа и писателю предлагают заведовать репертуаром. После непродолжительного существования, труппа распадается в Гродно и Бухов зарабатывает на жизнь частными уроками.
Спасаясь от Белопольских оккупантов, семья Бухова переезжает на литовскую территорию. Но надежды укрыться в Литве не оправдались – ее также оккупируют Белопольские легионы и Бухов вынужден перебраться в Каунас, где 26 октября 1920 года выходит газета «Эхо» и писатель становится ее сотрудником. Фактически это был орган печати русских эмигрантов.
В 1925 году Бухов откупает газету и становится ее главным редактором.
Газета «избрала равнение на Москву» . Находиться и дальше за рубежом становилось небезопасно – семья Бухова стала подвергаться нападкам антисоветских эмигрантских кругов и местных националистов.
3 октября 1927 года ВЦИК СССР удовлетворил просьбу Аркадия Бухова принять его в советское гражданство и вернуться с женой и дочерью на родину.
Творчество Бухова становится еще более социально целеустремленным, он начинает активнее бороться со всем тем, что было противно его душе.
На протяжении долгого времени творчество Аркадия Бухова было забыто и только недавно современные читатели вновь стали обращаться к произведениям этого замечательного сатирика, находя в них искрящийся остроумием юмор и оптимизм, который не позволяет унывать в трудных жизненных ситуациях. Так, с 2005 года издательство «Эксмо» выпускает серию книг под общим названием «Антология сатиры и юмора», куда входят сборники рассказов таких замечательных юмористов, как Н.А.Тэффи, Михаил Зощенко, А.Аверченко, Аркадий Бухов и многих других.
Рассказы Бухова приобретают большую ценность и в наши дни, заставляя читателей смеяться до слез.
Нам интересно, на чем основан этот комический эффект и какими средствами он создается.
      Приемы создания комического эффекта
Комический эффект может создаваться на основе любого стилистического приема. В нашей классификации будут приведены приемы, встречающиеся в рассказах А. Бухова.
Чаще всего, невозможно резко провести границу между приемами, создающими художественный образ в одном контексте. Уместнее говорить о конвергенции 1 приемов – при этом какое-то одно из используемых автором средств будет ведущим, организующем в данном примере.
Аллегория (от греч. allegoria – иносказание) – «многочисленная развернутая метафора-загадка, выполняющая пояснительную функцию» . «Термин для обозначения иносказательного образа, основанного на сходстве явлений жизни: связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности. Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления, т.е. животные замещают человека и их отношения и действия соотносятся с «моралью», выводами уже из области человеческих отношений» . Очень яркий пример с использованием аллегории представлен в рассказе А. Бухова «Лень»: «И кажется ему в это время, что если бы у дверей его комнаты положили бы какой-то особенный, чудовищно большой клейкий лист для мух, в котором бы вязли все близкие и чужие люди со своими разговорами, суетой и привычкой залезать в душу, – наступило бы полное блаженство…» . Здесь люди аллегорически изображаются как назойливые, надоедливые насекомые – мухи, что отражает желание главного героя уединиться и отдохнуть от вторжения кого-либо в его внутренний мир.
Алогизм – (от греч. alogia – нерассудительность, безумие) – «нарушение логических связей в речи. <…> Общим для категорий А. и неправдоподобия является понятие абсурда» .
Пример: «Диалоги получались хотя и красивые, но часто не соответствующие развитию фабулы.
– Была та смутная пора, – горячо говорил герой пьесы, – когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая мужалась гением Петра…
Героиня, не давая ему окончить фразы, возражала уверенно и сердито:
– Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть…
Ссора кончалась только благодаря вмешательству третьего лица, введенного в пьесу режиссером для заполнения пустого места <…>, причем это третье лицо давало резюме, мирившее всех:
– Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» . Здесь уместно также говорить о контаминации приемов – с алогизмом соединяется антифразис, так как используемые слова «возражала», «ссора», «резюме, мирившее всех » в данном контексте имеют противоположные значения. Комический эффект основывается здесь также и на том, что диалог героев построен по принципу центона 2 .
Анаграмма – (греч. ana – «пере-»; gramma «буква») – «звуковой повтор, служащий выделению тематически ключевого слова. На повторении одного звука основана монофоническая Анаграмма. <…> Полифонические анаграммы обычно менее удачны, поскольку полифония накладывает существенные ограничения на выбор слов, происходящий в этом случае зачастую в ущерб смыслу текста» .
Пример: « – Спи, Чирис-Кавр…. Как дальше-то тебя?
– Я забыл, – шепнул я, – что-то вроде Бал-Тал
Талбал , – добавил Петя. – Спи» .
Антитеза (от греч. antithesis – противоположение) – «стилистическая фигура 3 , построенная по принципу контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т.п. Антитеза основана на сравнении двух противоположных явлений или признаков, присущих, как правило, разным предметам. От оксюморона А. отличается тем, что для не характерно слияние воедино противоположных понятий» .
Пример: « – Разве это сказка ?
– А что же это – научная статья , что ли? – вскипел я» . В этом примере комический эффект создается за счет явного противопоставления в разговоре героев двух совершенно различных жанров – сказки и научной статьи. Рассказчик, пытаясь удовлетворить просьбе своей возлюбленной, начинает рассказывать придумываемую им сказку, вклинивая в повествования просторечные междометия и слова, но с явным усердием старается сделать то, что от него требуется. И потому так искренне его возмущение недовольством любимой.
Антифразис (от греч. antiphrasis – противоположный по смыслу) – «употребление слова а также словосочетания и предложения в значении, противоположном обычному, что достигается с помощью контекста и особой интонации (в устной речи)» .
Пример: « – Что? Уходить? И вы думаете, что в такую ночь я…
Через полчаса бесплодной борьбы с неиссякаемой добротой отзывчивого человека мне пришлось остаться ночевать у Шванина. Ночью он четыре раза осторожно заглядывал в отведенную мне комнату» . Герой говорит о доброте Шванина, но читатель вполне понимает из контекста, что доброта эта оборачивается для героя тяжелым испытанием, она носит навязчивый характер. В данном примере также можно увидеть оксюморон – «бороться с добротой ». Доброта в общечеловеческом понимании – не то, с чем требуется бороться.
Буквализация (реализация) метафоры – «стилистический прием, который состоит в том, что метафорическое выражение нарочито осмысляется и употребляется в прямом (буквальном, непереносном) значении» .
Пример: « – Расскажи мне голубую сказку , – попросила Шура, пристраивая голову на моем плече, – расскажи, милый.
– Голубую?.. Тебе непременно… голубую ? – нерешительно переспросил я, перебирая в уме все, что я смог бы вместить в это понятие.
<…> чувствуешь себя поставленным в необходимость обманывать любимую женщину рассказами о каких-то чертях, да еще чтобы все это было голубое …» . В приведенном примере устойчивое метафорическое выражение «голубая сказка» понимается героем буквально, что свидетельствует о сильном различии мировоззрений двух героев.
Гипербола (от греч. hyperbole – преувеличение) – «прием, основанный на чрезмерном преувеличении, интенсификации. Изображение в сильно преувеличенном виде каких-либо свойств, признаков предмета или процесса, явления для усиления впечатления» .
Пример: «Все комнаты, соразмерно общей величине дома, широки и просторны, так что на каждого человека приходится по нескольку кубических верст воздуха . Каждому из супругов – по отдельной половине дома, соединенных телефоном, аппараты которого так далеко находятся друг от друга, что телефон даже неловко называть домашним . <…> Если в припадке отчаяния мужу захочется устроить скандал, ему придется идти до будуара жены столько времени, что к половине пути настроение его начинает меняться, а к дверям будуара он доходит уже веселым , жизнерадостным и с назойливой мечтой о том, что бы ему подарить жене» . В данном примере представлена развернутая гипербола, где размеры квартиры преувеличены не только описанием длительности перемещения жильцов и гостей из одной части дома в другую, но и за счет замены компонента в устойчивом сочетании: «кубических верст воздуха». Как известно, объем воздуха может измеряться кубическими сантиметрами, метрами, но никогда – километрами и тем более верстами. К тому же используемое слово «верста» придает еще большую масштабность жилому помещению и содержащемуся в нем воздуху, так как верста больше километра.
Градация (от лат. gadatio – постепенное повышение < gradus – ступень, степень) – «стилистическая фигура, состоящая из ряда словесных компонентов (не менее трех): слов, словосочетаний, частей предложения, предложений, изобразительно-выразительных средств языка, расположенных в порядке их возрастающей, или (реже) убывающей семантической и/или эмоциональной значимости, которая порождает стилистический эффект» .
Пример: « – Милый мой, – тихо говорила она, целуя меня в поникшую голову, – ты теперь лучше . Ты стал нездешнее . У тебя становится голубая душа » . Благодаря используемому здесь приему градации, мы понимаем, насколько сильно сломлен характер героя.
Зевгма – (от греч. zeugma – "связь") – «семантико-синтаксический прием комического, при котором к многозначному слову (чаще глаголу) присоединяются семантически неоднородные слова, весьма далекие друг от друга по смыслу» .
Пример: «Если это ошибка моего приятеля и лошади , то пусть они делят мои расходы пополам : я не хочу отвечать за чужие ошибки» . Приятель героя поставлен перед ответственностью за свою ошибку рядом с животным – лошадью, которое, естественно не может нести никакую ответственность. В данном случае уместно также говорить об олицетворении лошади, которая наделяется человеческими качествами: способностью ошибаться и отвечать за свои поступки.
Ирония (с греч. – «притворство») – «это сочетание семантических полярностей, контрастов, несоответствий» . Ирония основывается на «двойной актуализации контекста и прямо противоположного подтекста» .
Пример: «Для людей со здоровым организмом и крепкими нервами, которых нельзя добить одним ударом, кто-то придумал верное и непоборимое средство и назвал его рассрочкой » . В данном примере рассказчик, прибегая к иронии, подвергает критике существующую систему рассроченного платежа и ее негативное воздействие на жизнь людей.
Канцеляризмы – «слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено за официально-деловым стилем, особенно за его канцелярско-деловым (административно-канцелярским подстилем» . Канцеляризмы являются неотъемлемой частью любого официально-делового текста, но используемые в художественном стиле способны создать комический эффект на основании их неуместности в таком употреблении.
Пример: «Так бы я мог спокойно слушать и лежа в постели, но раз разговор шел о Ксении Михайловне, это требовало более тщательного внимания и дипломатического места за приоткрытой ставней» . В данном примере речь идет о ребенке (главном герое), который подслушивает разговор взрослых. Герой, используя в своей речи канцелярские штампы «более тщательное внимание» и «дипломатическое место» иронизирует над собой в детстве и над своими попытками оправдать свое поведение.
Метафора – «способ переосмысления значения слова на основании сходства, по аналогии. <…> В основе метафоры лежит сравнение. Ее традиционно называют сокращенным сравнением – без предикатов подобия (похож, напоминает и др.) и компаративных союзов (как, как будто, как бы, словно, точно и др.)» . «Существенной особенностью метафоры является двуплановость ее содержания, обеспечиваемая взаимодействием («игрой») основного и вспомогательного субъектов (то есть значения и внутренней формы метафорического знака). Такое взаимодействие является залогом семантической полноценности метафоры» .
Пример: «Судьба сталкивала меня с глупыми будничными женщинами, повисающими тяжелыми тупыми жерновами на покорной мужской шее » . В приведенном примере можно отчетливо увидеть распространение фразеологического сочетания «повиснуть на шее» развернутой метафорой.
Метонимия (от греч. metonymia – переименование) – «троп, в основе которого лежит перенос значения по принципу смежности понятий, т.е. причинной или иной объективной связи между ними» . «Метонимическим считается перенос названия с одного объекта на другой на основании одной из реальных (пространственных, темпоральных и др.) связей между этими объектами» .
Пример: «Сам я лег на полу на свежем номере ежемесячного журнала и на обрывках разорванного Метерлинка » . Метерлинк – фамилия известного драматурга символистского театра. В данном примере перенос названия произошел на основании закрепленности за автором его произведений. Понятно, что сам писатель не мог лежать там разорванным – это были его произведения.
«Олицетворение (калька с лат. persona – лицо, личность + facere – делать), Персонификация – стилистический прием, с помощью которого неодушевленные предметы, явления природы, отвлеченные понятия предстают в человеческом образе (антропоморфизм) или в образе другого живого существа» . Олицетворение может создаваться на основании других стилистических приемов: параллелизма, сравнения, метафорического определения, риторического обращения к неодушевленному адресату, аллегории, замены компонента фразеологической единицы (ФЕ).
Пример: «Когда он говорил о них, казалось, что он провел все свое детство в беговой конюшне, умеет быстро сойтись с любой, даже самой замкнутой лошадью и выведать от нее беговую тайну завтрашнего дня » . В этом примере можно четко увидеть олицетворение, созданное на основе замены компонента во фразеологическом единстве «легко сойтись с кем-либо», а также распространение устойчивого оборота, который трансформируется в «быстро сойтись с любой, даже самой замкнутой лошадью».
Омонимия и Смежные явления «(от греч homonymia – одноименность) – наличие в языке единиц, совпадающих по форме (звучанию и/или написанию), но имеющих разную семантику (значение) и не связанных ассоциативно.
Пример: « – Ну, брось, сейчас одна лошадь будет бежать…
– Совсем одна ? Эта уж наверное первой придет…» . Здесь комический эффект основан на использовании двух омонимов: «одна» – в значении местоимения и «одна» – в значении числительного, что позволяет увидеть расстройство и скептический настрой героя – одна лошадь просто не может не прийти первой.
Просторечная лексика – «слова, словоформы и словосочетания, присущие просторечию, т.е. обиходно-бытовой речи разных социальных слоев, стоящей за пределами литературного языка или на его периферии» .
Пример: «Жизнь устроена так, что масса достойных уважения людей целую жизнь трется около воздвигаемых домов и на голову их не падает ни одной пылинки…» . Из контекста рассказа мы понимаем, что приводимое метафорическое описание связано с переживаниями чувств любви. Используемое просторечие подчеркивает авторскую досаду по поводу несправедливости выбора жизнью людей, обретших любовь.
Речевой штамп (от лат stampa – печать) – «некогда образные слова и выражения, потерявшие свою яркость и выразительность в силу большой частотности употребления. Их неоправданное использование является речевым недочетом, нарушающим коммуникативно-прагматическую норму. Речевые штампы, являясь словами и оборотами речи со стертой семантикой и потускневшей эмоциональной окраской, лишают речь конкретности, индивидуальности, простоты и поэтому оцениваются негативно» . Поэтому многие писатели используют данный прием для создания нарочитой искусственности речи персонажей, ее пафосности и, как следствие, – создания комического эффекта.
Пример « – Поручик Жерминаль, – сказал один из главнокомандующих батальона, – вы любите жизнь?
– Да, я люблю жизнь , – сказал поручик, откладывая в сторону блиндированную шпагу, - но я отдам ее » . Здесь комический эффект основан на употреблении пафосного речевого штампа «я люблю жизнь, но я отдам ее » – для высмеивания писателей-«военных беллетристов» с их чрезмерной пышностью слога и оторванностью от реальных военных действий.
Ретардация (лат. retardatio – замедление) – «стилистический прием, заключающийся в намеренном создании и поддерживании напряженности в тексте и оттягивании кульминационного момента и, соответственно, развязки» .
Пример: «Нужно встать за проволочное заграждение» – подумал Дементьев, но потом выпрямился и стал думать.
Снаряд летел.
Дементьев бросился вниз к письменному столу и написал телеграмму:
и т.д.................

Со страниц повести Гоголя шагнула настоящая народность, не лубочная, не подделка, а живые люди с их печалями и радостями, тревогами и надеждами. И, конечно же, юмор писателя. Он буквально пронизывает ткань повести. Мастерство писателя необъятно, неисчерпаемо: способность соединения несоединимого, живопись словом. В. Г. Белинский говорил: "Явился у нас писатель, юмористический талант которого имел до того сильное влияние на всю литературу, что дал ей совершенно новое направление"

Данная тема исследования очень актуальна и интересна. Этот год стал юбилейным для писателя (1809г.) Новые и новые читатели, знакомясь с произведениями Гоголя, не перестают восхищаться мастерством художника. Его же юмор буквально пронизывает ткань повестей.

"Вечера на хуторе близ Диканьки» - первая книга Н. В. Гоголя, сразу же завоевавшая успех и признание. Автор рисовал добрые и привлекательные образы людей из народа, в то же время страшное негодование писателя вызывала духовная пустота, мелочные интересы. В этом произведении заложена присущая только Гоголю манера - замечать за смешным грустное, «сквозь видный миру смех. незримые ему слезы». Поэтому в сцены, наполненные живым юмором, солнечным смехом. С помощью юмора автор критикует не все в изображаемом человеке или явлении, а только отдельные стороны.

Исследуя данную тему, я обратился с вопросом к людям разного возраста: "Какие эмоции вызывают у вас произведения Н. В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" и "Ночь перед рождеством"?" Ответ же был практически одинаков – это юмор, смех, вызываемый разными сценами, смешные слова, действия героев.

Предметом исследования в работе является цикл "Вечера на хуторе близ Диканьки"Н. В. Гоголя, а именно " Майская ночь, или Утопленница" и "Ночь перед рождеством"

Объектом исследования в работе стали пословицы и поговорки, слова и фразы разностилевой лексики, элементы художественного повествования помогающие созданию комического эффекта.

Гипотеза: неожиданность, гипербола, несоответствие и смешение слов и фраз разных стилей влечет за собой создание комического эффекта.

Для создания научно – исследовательской работы применялся описательный метод – один из самых актуальных в лингвистике: язык постоянно изменяется, и эти изменения необходимо зафиксировать. Лингвистический метод позволяет выявить и проследить использование слов, фраз, пословиц и поговорок в разных стилях.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить и проследить закономерности использования слов, фраз, пословиц и поговорок, а также элементы художественного повествования, помогающие созданию комического эффекта в произведениях Н. В. Гоголя.

Основные задачи исследования:

1. Проследить, как объединяются слова и фразы разных стилевых пластов.

2. Исследовать соединение высокой, поэтичной лексики с простонародной.

3. Проанализировать использование элементов художественного повествования: неожиданность, гипербола.

4. Выяснить, какие именно слова и фразы помогают созданию комического эффекта.

5. Обратить внимание, как в разговорном стиле используются пословицы и поговорки.

Работая над данной темой, я обращался к статье Г. П. Соколовой ""На урок с Н. В. Гоголем", проанализировал сборник Н. В. Гоголя " Вечера на хуторе близ Диканьки", а именно произведения "Майская ночь, или Утопленница" и "Ночь перед рождеством"

"Вечера на хуторе близ Диканьки"

"Вечера на хуторе близ Диканьки" - первая книга Н. В. Гоголя, сразу же завоевала успех и признание. А. С. Пушкин писал: «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой». Автор рисовал добрые и привлекательные образы людей из народа, в то же время страшное негодование писателя вызывала духовная пустота.

В этом произведении заложена присущая только Гоголю манера - замечать за смешным грустное, «сквозь видный миру смех незримые ему слезы». Поэтому в сцены, наполненные живым юмором, солнечным смехом, то и дело вплетаются тревожные нотки. Автор пытается перевернуть несправедливый мир с помощью сокрушительной сатиры. Имени автора на книге не было, вместо этого на титуле обозначено: «Повести, изданные асичником Рудым Паньком». С виду простак, а на самом деле мудрый и лукавый хуторянин посмеивается над представителями власти. К примеру, в «Ночи перед Рождеством» автор с помощью умелой сатиры изображает мир, в котором господствует черствость, корысть, умственная ограниченность, злоба, недоброжелательство.

Так, рисуя образ Солохи, автор высмеивает хитрость, лицемерие, стремление делать подлость людям ради удовлетворения своих интересов. Она «кланялась всем», со всеми была приветлива, но приветливее всего была она с казаком Чубом, у которого в сундуках было много полотна, «восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою», во дворе было много разной живности, а огород густо засеян овощами, маком, подсолнечником и табаком. «Все это Солоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству, заранее размышляя о том, какой оно примет порядок, когда перейдет в ее руки» А чтобы ее планы никоим образом не разрушились, она строила всякие козни кузнецу Вакуле, старалась поссорить его с Чубом, чтобы «Вакула не подъехал к его дочери и не успел прибрать всего себе».

В то же время в повести присутствует и добродушный смех, который мы мгновенно отличаем от смеха едкого, бичующего. С помощью юмора автор критикует не все в изображаемом человеке или явлении, а только отдельные стороны. Поэтому юмор содержит не только насмешку, но и авторское сочувствие, симпатию.

Это тот смех, где столько же простодушия, сколько и природной мудрости.

В произведении патетика народного и национального чувства, выраженная с исключительной проникновенностью, становится близкой, общедоступной любому читателю в любое историческое время.

Особенность разговорной речи

Разговорная речь широко представлена в художественной литературе, при этом автор лишь создает подобие естественной разговорной речи. Тщательно отбираются писателем стилистические средства, характерные для разговорного стиля. Разговорный стиль речи допускает слова и выражения, придающие общению непринужденную тональность.

Н. В. Гоголь широко использует слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Слово просторечие имеет несколько значений. Оно употребляется и для названия разновидности русского языка, и для стилистической квалификации одного какого-либо слова в толковых словарях с пометой "прост. ".

Как названия разновидности русского языка слово ПРОСТОРЕЧИЕ обозначает ненормированную речь, ПРОСТУЮ РЕЧЬ, фамильно-разговорную речь, свободную от каких бы то ни было ограничений запретов.

Если раньше (до революции1997г.) словом ПРОСТОРЕЧИЕ обозначалась речь малограмотного (и неграмотного) городского населения, то в настоящее время просторечие вышло за городские рамки и наблюдается в общении грамотных людей в неофициальной ситуации.

Чем же привлекательно просторечие? Свободой в выборе слов и выражений, возможностью вводить в речь выразительные слова и обороты, прозвища, такие, о которых Н. В. Гоголь сказал: "А уж куда бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племён, а все сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку"

И ещё одно высказыванье писателя о меткости народных русских слов: "Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из самого сердца, так бы кипело и животрепетало, так метко сказанное русское слово".

Особенно разнообразна просторечная лексика, обозначающая негативную или ироническую оценку каких- либо качеств человека. Просторечные слова часто дополняют синонимические ряды, включающие стилистически нейтральные, книжные и разговорные слова. Некоторые формы встречаются в художественной литературе как средство характеристики персонажей.

Разговорная речь помимо своей прямой функции средства общения выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной социальной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект. Остановимся подробнее на отдельных сторонах разговорной речи.

Приемы юмористического повествования в достижении комического эффекта

В своей работе я попытался рассмотреть следующие элементы, создающие эффект комического:

1. Пословицы и поговорки - "кипящим источником народной поэзии".

2. Прием несовместимости. Соединение высокой, поэтической лексики с простонародной.

3. Прием гиперболы.

4. Прием неожиданности. Неожиданными могут быть мысли и поступки героев, развитие сюжета.

5. Прием несоответствия, который создается путем контраста, противоречия: безобразного – прекрасного, ничтожного – возвышенного.

Пословицы и поговорки

Широко Гоголь употреблял пословицы и поговорки, он видел в них "необыкновенную полноту народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного соображения". Гоголь называл пословицы и поговорки "кипящим источником народной поэзии". Это обусловлено не только отраженной в них житейской мудрости, их эстетическим качествам, но и достоинствами их языка.

"Куды тебе хороша! Стара як бис. Харя вся в морщинах, будто выпорожненный кошелек. – И низенькое строение винокура расшаталось снова от громкого смеха". ("Майская ночь, или Утопленница")

"Эге! Влезла свинья в хату, да и лапы сует на стол. "("Майская ночь, или Утопленница")

"Боже тебя сохрани, сват!" ("Майская ночь, или Утопленница")

"месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том все село".

"Надобно же было, - продолжал Чуб, утирая рукавом усы, - какому-то дьяволу, чтоб ему не довелось, собаке, поутру рюмки водки выпить, вмешаться!. Право, как будто на смех Нарочно, сидевши в хате, глядел в окно: ночь - чудо! Светло, снег блещет при месяце. Все было видно, как днем. Не успел выйти за дверь - и вот, хоть глаз выколи!" (Ночь перед рождеством")

"Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею". (Ночь перед рождеством")

"Однако ж проницательный глаз увидел бы тотчас, что не изумление удерживало долго голову на одном месте. Так только старый, опытный кот допускает иногда неопытной мыши бегать около своего хвоста; а между тем быстро созидает план, как перерезать ей путь в свою нору. Еще одинокий глаз головы был устремлен на окно, а уже рука, давши знак десятскому, держалась за деревянную ручку двери, и вдруг на улице поднялся крик" ("Майская ночь, или Утопленница")

Прием несовместимости

В словаре современного русского языка в статье к слову выходить дано 16 значений, но первое такое: "идя, шагая, покидать помещение, уходить из него". Разве на четвереньках шагают? В данном отрывке используется прием несовместимости.

"Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том все село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех". (Ночь перед рождеством")

"При этом слове сердца наших героев, казалось, слились в одно, и это огромное сердце забилось так сильно, что неровный стук его не был заглушен даже брякнувшим замком. Двери отворились, и Голова стал бледен как полотно; винокур почувствовал холод, и волосы его, казалось, хотели улететь на небо; ужас изобразился в лице писаря; десятские приросли к земле и не в состоянии были сомкнуть дружно разинутых ртов своих: перед ними стояла свояченица". ("Майская ночь, или Утопленница")

Эпитеты "Орлиный, соколиный" обычно используются в устном народном творчестве для характеристики героя, описания внешности, Гоголь же использует данные слова для создания комического эффекта, сопоставляя не сопоставимое. Данные эпитеты никак не соотносятся с самим героем и словами "голова крив, одинокий глаз его злодей"

"И с той самой поры еще голова выучился разумно и важно потуплять голову, гладить длинные, закрутившиеся вниз усы и кидать соколиный взгляд исподлобья". ("Майская ночь, или Утопленница")

"Голова крив; но зато одинокий глаз его злодей и далеко может увидеть хорошенькую поселянку. Не прежде, однако ж, он наведет его на смазливое личико, пока не обсмотрится хорошенько, не глядит ли откуда свояченица". ("Майская ночь, или Утопленница")

"Голова, как хозяин, сидел в одной только рубашке и полотняных шароварах. Орлиный глаз его, как вечереющее солнце, начинал мало-помалу жмуриться и меркнуть". ("Майская ночь, или Утопленница")

Соединение высокой, поэтической лексики с простонародной

Умение Гоголя соединить высокую, поэтическую лексику с простонародной, что необходимо для создания запоминающихся сцен, юмористических картин. Ярким примером являются следующие фразы.

"Ей все игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее. И все бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей! Чудная девка! Чего бы я не дал, чтобы узнать, что у нее на сердце, кого она любит!" (Ночь перед рождеством")

Смешение разностилевой лексики мы видим и других примерах, уста, очи, ланиты и здесь же губы, глаза, щеки

"Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах". (Ночь перед рождеством")

"- Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! - произнес ободренный кузнец и прижал ее к себе, в намерении схватить поцелуй; но Оксана отклонила свои щеки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его". (Ночь перед рождеством")

Слово «мужественно», "торжествующая", не очень-то соответствуют облику героев и вызывает улыбку, когда мы читаем:

Но ткач и кум мужественно отстояли мешок и заставили ее попятиться назад. Не успели они оправиться, как супруга выбежала в сени уже с кочергою в руках. Проворно хватила кочергою мужа по рукам, ткача по спине и уже стояла возле мешка. (Ночь перед рождеством")

Между тем торжествующая супруга, поставив на пол каганец, развязала мешок и заглянула в него. Но, верно, старые глаза ее, которые так хорошо увидели мешок, на этот раз обманулись. (Ночь перед рождеством")

Ступай, ступай, чертова баба! Это не твое добро! - говорил, приближаясь, кум. Супруга принялась снова за кочергу, но Чуб в это время вылез из мешка и стал посреди сеней, потягиваясь, как человек, только что пробудившийся от долгого сна. (Ночь перед рождеством")

Синонимы к слову лицо: первым стоит слово физиономия, потом рожа, морда, мурло, моська, мина, харя, рыло, ряшка (груб. прост), лик (устар.) и т. д. у Гоголя же слова лицо и мина или лицо – рожа поставлены рядом, чем и достигается комический эффект.

"По временам на лице его, которого бороду и усы метель намылила снегом проворнее всякого цирюльника, тирански хватающего за нос свою жертву, показывалась полусладкая мина". (Ночь перед рождеством")

"- Здравствуй, Солоха! - сказал, входя в хату, Чуб. - Ты, может быть, не ожидала меня, а? правда, не ожидала? Может быть, я помешал?. - продолжал Чуб, показав на лице своем веселую и значительную мину, которая заранее давала знать, что неповоротливая голова его трудилась и готовилась отпустить какую-нибудь колкую и затейливую шутку". (Ночь перед рождеством")

"Винокур, пользуясь временем, подбежал, чтобы посмотреть в лицо этому нарушителю спокойствия, но с робостию попятился назад, увидевши длинную бороду и страшно размалеванную рожу". ("Майская ночь, или Утопленница")

"Помилуй, пан голова! – закричали некоторые, кланяясь в ноги. – Увидел бы ты, какие хари: убей бог нас, и родились и крестились – не видали таких мерзких рож. Долго ли до греха, пан голова, перепугают доброго человека так, что после ни одна баба не возьмется вылить переполоху". ("Майская ночь, или Утопленница")

Прием гиперболизации

«Вишь, какое диво!» - подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот, и уже вымазал губы сметаною. Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила, заметя притом, что один только Пацюк может помочь ему. (Ночь перед рождеством")

Пацюк «жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру» (Ночь перед рождеством")

«этот еще ленивее Чуба: тот, по крайней мере, ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять!» (Ночь перед рождеством")

"По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? - говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. - Лгут люди, я совсем не хороша». Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. «Разве черные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркала, - так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! - и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть». (Ночь перед рождеством")

Прием неожиданности

Прием неожиданности характерен для развития сюжета.

"Так, черт хотел завладеть душой Вакулы, а сам оказался под его властью" ("Ночь перед рождеством")

Тут, схвативши хворостину, отвесил он ему три удара, и бедный черт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил заседатель. Итак, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен. ("Ночь перед рождеством")

Прием несоответствия

Чаще всего юмор построен на несоответствии внешнего и внутреннего, например, когда пан голова, богатый казак Чуб и дьяк хотят быть важными особами, а попадают в комическое положение. Читая повесть, мы от души смеемся над этими «важными» посетителями Солохи, попавшими в один мешок, над головой, не сдержавшим икоты и кашля и оказавшимся разоблаченным.

В повести мы видим и спесивых генералов, которые услужливо суетятся и кланяются Потемкину, они, «казалось, ловили его каждое слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его».

Заключение

Таким образом, проанализировав произведения "Ночь перед рождеством" и "Майская ночь, или Утопленница", мы пришли к выводу, что при помощи отдельных элементов художественного повествования Н. В. Гоголь добивается комического эффекта.

Можно сделать вывод и подтвердить гипотезу, что:

1. Приемов юмористического повествования много, например, неожиданность. Неожиданными могут быть мысли и поступки героев, развитие сюжета.

2. Прием несоответствия создается путем контраста, противоречия: безобразного – прекрасного, ничтожного – возвышенного, внутренней пустоты – внешности с претензией на значительность

3. Прием гиперболы

4. Широко Гоголь употреблял пословицы и поговорки, он видел в них "необыкновенную полноту народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного соображения".

5. Ярко использован прием несовместимости. Гоголь сумел соединить высокую, поэтическую лексику с простонародной, что необходимо для создания запоминающихся сцен, юмористических картин.

Практическая значимость

Данную работу можно использовать на уроках литературы при изучении творчества Н. В. Гоголя, а именно, его произведений "Ночь перед рождеством" и "Майская ночь, или Утопленница". Также материал исследования можно использовать и при изучении темы "Пословицы и поговорки". На уроках русского языка примеры из работы можно использовать, изучая тему "Лексика".

Комический эффект обычных общеупотребительных слов связан прежде всего с возможностями их метафоризации и с многозначностью. Комизм усиливается за счет отдельных слов при их различном связывании, приобретении ими дополнительной комической окраски в комической среде, при недоразумениях, возникающих в ходе диалогов и взаимных реплик персонажей. Разумеется, комические возможности слов проявляются и в языке автора в ходе повествования, однако язык персонажей обладает более широкими возможностями для достижения художественных целей .

Комическое охватывает сатиру и юмор, являющиеся равноправными формами комического.

В филологической и эстетической литературе часто смешиваются и отождествляются приемы и средства комического.

Средства комического, наряду с языковыми, охватывают и другие средства, вызывающие смех. Языковые средства комического составляют фонетические, лексические, фразеологические и грамматические (морфологические и синтаксические) средства.

Приемы комического порождаются различно и формируются, прежде всего, языковыми средствами.

Комическое искусство способно выявлять комический потенциал не только общеупотребительных, эмоциональных слов, но и терминов, терминологических слов и сочетаний. Важным условием приобретения лексическими единицами комической окраски является комическая среда, неожиданная связь слова в тексте с другими словами и выражениями.
В прозе возможности слов в создании комического эффекта, не считая иронической интонации, заключаются в следующем:

а) историческое формирование значения определенной части лексических единиц в комическом качестве;

б) неожиданная многозначность, омонимия и синонимия лексических единиц;

в) изменение стилистических условий употребления слов, принадлежащих различным сферам.

Фразеологические единицы служат для выражения комического в трех случаях:

а) сопровождаясь иронической интонацией;

б) исторически сформировавшись в языке в комическом качестве;

в) при удачном сочетании с другими словами и выражениями.

Значительную роль в искусстве комического играют остроты, отличающиеся экспрессивностью и вызывающие смех.

Комический эффект играет важную роль и в отношении культуры в целом. Современные социологические исследования показывают, что, с одной стороны, оно способно выступать инструментом разрушения традиций, с другой, сохранять и поддерживать существующую систему, что может быть рассмотрено как деструктивная и конструктивная функции комического.

1.2 Стилистические способы выражения комического эффекта

Существуют такие виды комического эффекта как юмор, сатира, гротеск, ирония, карикатура, пародия и т.д. Подобное выделение видов происходит от смешения форм и приемов комического. Гротеск, карикатура, пародия входят в технику гиперболы и в совокупности составляют прием деформации явлений, характеров, а также в одинаковой степени служат и сатире и юмору.

«Юмор (англ. humour - нравственное настроение, от лат. humour - жидкость: согласно античному учению о соотношении четырёх телесных жидкостей, определяющем четыре темперамента, или характера), особый вид комического эффекта; отношение сознания к объекту, к отдельным явлениям и к миру в целом, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьёзностью» . Согласно этимологии слова, юмор заведомо «своенравен», «субъективен», личностно обусловлен, отмечен отпечатком «странного» умонастроения самого «юмориста». В отличие от собственно комической трактовки, юмор, рефлектируя, настраивает на более вдумчивое, серьёзное отношение к предмету смеха, на постижение его правды, несмотря на смешные странности, - в этом юмор противоположен осмеивающим, разрушительным видам смеха.

В целом юмор стремится к сложной, как сама жизнь оценке, свободной от односторонностей общепринятых стереотипов. «На более глубоком (серьёзном) уровне юмор открывает за ничтожным возвышенное, за безумным мудрость, за своенравным подлинную природу вещей, за смешным грустное» . Жан Поль, первый теоретик юмора, уподобляет его птице, которая летит к небу вверх хвостом, никогда не теряя из виду землю, - образ, материализующий оба аспекта юмора.

«В зависимости от эмоционального тона и культурного уровня юмор может быть добродушным, жестоким, дружеским, грубым, печальным, трогательным и тому подобное» . «Текучая» природа юмора обнаруживает «протеическую» (Жан Поль) способность принимать любые формы, отвечающие умонастроению любой эпохи, её историческому «нраву», и выражается также в способности сочетаться с любыми иными видами смеха: переходные разновидности юмор иронического, остроумного, сатирического, забавного .

1.2.2 Ирония

Ирония переводится с греческого «eironeia», буквально - «притворство».

В различных областях знаний комический эффект определяется по-разному.

В стилистике - «выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение» .

Ирония есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписывают свойство, которого в нём нет, но которое надо было ожидать. Обычно иронию относят к тропам, реже - к фигурам стилистическим. Намёк на притворство, «ключ» к иронии содержится обычно не в самом выражении, а в контексте или интонации, а иногда - лишь в ситуации высказывания. Ирония - одно из важнейших стилистических средств юмора, сатиры, гротеска. Когда ироническая насмешка становится злой, едкой издёвкой, её называют сарказмом.

В силу своей интеллектуальной обусловленности и критической направленности ирония сближается с сатирой; вместе с тем между ними проводится грань, и ирония рассматривается как переходная форма между сатирой и юмором. Согласно этому положению, объектом иронии является преимущественно невежество, в то время как сатира обладает уничтожающим характером, создает нетерпимость к объекту смеха, общественной несправедливости. «Ирония – средство невозмутимой холодной критики» .

1.2.3 Сатира

Сатира (лат. satira, от более раннего satura - сатура, буквально - «смесь, всякая всячина»), вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным, «редуцированным»; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект) посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект).

В отличие от прямого обличения, художественная сатира как бы двусюжетна: комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в «подтексте», в сфере подразумеваемого . Для собственно сатиры характерна негативная окрашенность обоих сюжетов - видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных тонах, ирония - комбинация внешнего позитивного сюжета и внутреннего негативного.

«Сатира - насущное средство общественной борьбы; актуальное восприятие сатиры в этом качестве - переменная величина, зависимая от исторических, национальных и социальных обстоятельств» . Но чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем «живучей» сатира, тем выше её способность к возрождению. Эстетическая «сверхзадача» сатиры - возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком.

Сатира, сохранила черты лиризма, но утратила жанровую определённость и превратилась в подобие литературного рода, определяющего специфику многих жанров: басни, эпиграммы, бурлеска, памфлета, фельетона, сатирического романа. В последние полвека сатира вторгается в научную фантастику (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут и др.).

2 Анализ рассказов и выделение уровней комического эффекта

На примерах рассказов, исследованных в курсовой работе, видно, что комический эффект широко использовался авторами ХХ века на различных уровнях. Поэтому будет рассматриваться функционирование способов и приемов выражения комического эффекта на различных текстовых уровнях:

Уровень сюжета,

Уровень персонажа,

Уровень предложения,

Уровень словосочетания.

Авторы часто используют различные средства и приемы для создания комического эффекта на уровне сюжета. Преобладающими средствами являются ирония и сатира, а приемами – метафоры, повторения, вводные конструкции и новообразования.

На примере рассказа OwenJohnson«TheGreatPancakeRecord» видно, что даже название говорит о несерьезности данного «спортивного» рекорда. В нем рассказывается о том, как прославлялись мальчики из колледжа. У каждого из них были какие-либо увлечения спортом, но однажды к ним пришел новенький, который не занимался никаким видом спорта. Джонни Смид любил только поесть и поспать. Когда у учащихся закончились деньги на еду, они договорились с владельцем лавки, что если Джонни съесть больше 39 блинов, то он будет кормить их бесплатно. Рекорд заключался в том, чтобы съесть больше, чем кто-либо за все время существования колледжа.

«Forty-nine pancakes! Then, and only then, did they rea­lize what had happened. They cheered Smeed, they sang his praises, they cheered again.

"Hungry Smeed"s broken the record!"».

Использование иронии в данном случае подчеркивает «значимость» данного рекорда для колледжа.

Рассмотрение данного произведения сквозь призму приемов комического интересно и научно плодотворно.

1)Достигается комический эффект посредством различных приемов. Главный среди них - развернутое изложение фактов, призванных подтвердить «высокие» качества героя.

«Прекрасный человек Иван Иванович!» - восклицает Гоголь. И - сразу же вслед за этим продолжает: «Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под навесом везде скамейки. Иван Иванович, когда сделается слишком жарко, скинет с себя и бекешу и исподнее, сам останется в одной рубашке и отдыхает под навесом и глядит, что делается во дворе и на улице. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Отворите только окно - так ветви и врываются в комнату. Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, черешни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница».

Вместо изображения душевных, нравственных качеств Ивана Ивановича, призванных подтвердить, что он и в самом деле прекрасный человек, дается описание принадлежащей ему недвижимой собственности.

«Прекрасный человек Иван Иванович!» -- второй раз восклицает писатель и «подкрепляет» свое утверждение тем, что герой его «очень любит дыни».

Аналогичным образом характеризуется и Иван Никифорович: «Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор возле двора Ивана Ивановича. Они такие между собой приятели, каких свет не производил».

2)Следующим средством создания комического в повести являются алогизмы (принцип разрушения логики) в речи повествователя названной повести проявляются в нарушении логической основы сравнения: «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив, шаровары в таких широких складках...».

В создании комического характера Гоголь часто использует как карикатуру, так и гиперболу. Гипербола, в отличие от карикатуры, преувеличивает не одну какую-то черту в характере героя, а весь комический персонаж. Так, с помощью гиперболы гоголевские герои оказываются «суммой» сразу нескольких человеческих пороков, как, Иван Иванович и Иван Никифорович. «Используя прием гиперболы, Гоголь в повести высмеивает не только пошлость, ничтожность и банальность своих героев, но и всю абсурдность мира, в котором они прозябают» .

Продолжая поставленную тему, следует сказать, что в рассказе о нелепой ссоре двух друзей-соседей Н.В.Гоголь доходит до гротеска, максимального комического преувеличения, которое порой делает персонажей неправдоподобными и парадоксальными. Но у Н.В.Гоголя этого не происходит, потому что писатель умеет представить любой неправдоподобный факт как самый реальный и обыденный, благодаря своему авторскому чувству меры и такта в использовании комических средств.

Гипербола у Н.В.Гоголя многофункциональна. Порой Н.В.Гоголь использует гиперболу как бы в шутку, не в сатирических целях, а для усиления комизма характера: «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением».

Другим часто используемым гоголевским приемом создания комического характера является выбор профессии персонажа. В повести писатель рисует в сатирическом свете представителей власти, в том числе и самого главу города.

С беспощадной иронией повествует писатель о «славных» деяниях городничего как во время недавней войны («Ах, я вам расскажу, каким манером я перелез через забор к одной хорошенькой немке»), так и в дни управления вверенным ему городом. И облик «мудрого блюстителя порядка», и характер его деятельности становятся предельно ясными с момента его появления у Ивана Ивановича. «На мундире у городничего, - пишет Гоголь, - посажено было восемь пуговиц, девятая как оторвалась во время процессии при освящении храма назад тому два года, так до сих пор десятские не могут отыскать, хотя городничий при ежедневных рапортах, которые отдают ему квартальные надзиратели, всегда спрашивает, нашлась ли пуговица».

Решающую роль в создании персонажа играет имя героя, являющееся важнейшим юмористическим и сатирическим средством в поэтике Гоголя. Схожесть в именах Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича является отображением их одинаковой ничтожности, различие в именах служит импульсом, ведущим к их последующей ссоре.

Язык Гоголя, "небывалый, неслыханный по своей естественности" (В.В. Соколов) в полной мере вмещает и отражает его необычный юмор. Иронией пропитано каждое слово; речь самих героев вызывает у зрителей смех над ними. Создается впечатление, что "Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем" - это одна большая шутка, и, несмотря на несомненное существование трагических нот, они все же облачены в своеобразный, присущий только Гоголю юмор.

Литература

  1. Ю. В. Манн «История всемирной литературы». - Т. 6. - М., 1989. -С. 369-384;
  2. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987;
  3. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М., 1984;
  4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971.