Построение животных для художников. Важны такие особенности строения. Как рисовать птичьи ноги

Собака - лучший друг человека. Они бывают любых форм и размеров, поэтому каждый может выбрать любимую породу. Если хотите узнать, из чего сделаны собаки и как их рисовать, а также об их предках, волках, прочитайте этот обучающий материал!

1. Структура скелета собаки

Шаг 1

Чтобы создать правдоподобную позу, вам нужно сначала понять структуру собачьего скелета. Проблема в том, что существует так много пород собак, и они все очень отличаются. Чтобы решить эту проблему, вернёмся в прошлое - к их общему предку, волку.

Шаг 2

Сейчас мы разберём сложный скелет на простые части, которые легко запомнить.


Шаг 3

Когда мы поймём структуру, мы сможем создать любую породу. Перед построением позы сначала нужно посмотреть на фотообразец. Т.к. у каждой породы есть свои уникальные черты, вам нужно отметить их перед построением. Конечно, это не значит, что вам постоянно придётся прибегать к образцам. Вам просто нужно понять, в чём разница между вашей породой и волком!

Шаг 4

Если хотите нарисовать щенка, просто сделайте голову больше. Если это щенок крупной породы, у него будут необычайно большие лапы.


Шаг 5

Сам скелет - не единственное, что составляет позу. Суставы нужны животным, чтобы двигаться, поэтому вам нужно понять их перед тем, как рисовать что-то помимо неподвижного профиля. В этом собаки очень похожи на кошек, поэтому я предлагаю вам взглянуть на первый шаг моего

Когда вы убедитесь, что изучили его, можете нарисовать позу.


3. Мышечная структура собак

Шаг 1

Чтобы дать тело вашей собаке, можете взять упрощённые мышечные массы. Это всё, что вам понадобится, если вы рисуете длинношёрстную собаку как, например, афганскую борзую - никто не увидит мышц под её шерстью!


Шаг 2


Шаг 3

Если вы хотите нарисовать короткошёрстную собаку, нужно узнать побольше. Более детальные мышцы оказываются полезными, когда вам нужно подчеркнуть силу собаки.


Шаг 4

Моя маленькая собачья семья теперь очень мускулистая!


3. Как рисовать собачьи лапы

Шаг 1

Хотя они выглядят очень похожими, передние и задние лапы не одинаковые, также как наши руки и ноги. На "руках" или передних лапах есть большой палец, называемый прибылым пальцем. А запястный шарик на "ногах" или задних лапах называется дефектом.


Шаг 2

Собаки, как и кошки, ходят на кончиках пальцев. У них нет настоящих когтей, они больше как ногти и не используются в боях.


Шаг 3

Чтобы нарисовать собачью лапу, начните с четырёх согнутых линий так, как показано ниже.


Шаг 4

Добавьте подушечки.


Шаг 5

Теперь вы можете нарисовать контуры лапы и добавить ногти. Не делайте их заострёнными и острыми. Они постоянно стачиваются, так как не могут втягиваться как кошачьи.


Шаг 6

Покройте лапу шерстью, оставляя подушечки видимыми.


Шаг 7

Как нарисовать лапу с лицевой стороны:


Шаг 8

У моих собак теперь есть милые лапы!


4. Как пропорционально нарисовать голову собаки/волка

Шаг 1

Начнём с головы волка и подгоним её под разные породы. Сначала нарисуйте круг.


Шаг 2

Добавьте морду.


Шаг 3

Нарисуйте символический нос в нижней части морды.


Шаг 4

Сделайте набросок контуров черепа.


Шаг 5

На верхушке головы нарисуйте уши.

Шаг 6

Затем добавьте лоб.

Шаг 7

Теперь можете добавить глаза между линиями лба. Центральная линия круга должна пересекать их ровно по центру.

Шаг 8

Если хотите нарисовать щенка, вам нужно изменить немного эту схему:

  • Глаза будут круглее и помещены под центральной горизонтальной линией;
  • Мордочка тоже может быть круглее и короче;
  • Уши - мягкие и легко складывающиеся;

Шаг 9

Если хотите нарисовать профиль собачьей головы, нужны другие направляющие линии. Снова начните с круга и добавьте морду.


Шаг 10

Добавьте нос на кончик морды.


Шаг 11

Добавьте ухо.


Шаг 12

Используйте дополнительные направляющие линии, чтобы найти место для глаза.


Шаг 13

А как насчёт других пород? Многие из них действительно не похожи на волка. Это не проблема - просто изменяйте размер элементов головы, регулируйте пространство между глазами и т.д.

Смотря на образец, приложите большой круг, его центральные линии и проверьте все пропорции. Вероятнее всего, вы запомните это с первой попытки!

Шаг 14


5. Как нарисовать глаз собаки/волка

Шаг 1

Сначала нарисуйте овал.


Шаг 2

Добавьте ободок век.


Шаг 3

Добавьте уголки глаза.


Шаг 4

Нарисуйте зрачок. Помните, что его размер зависит от количества света.


Шаг 5

Добавьте светлые области вокруг глаза. Представьте их веками и бровями.


Шаг 6

Чтобы создать глубину, добавьте тень под верхнее веко (оно находится впереди) между обеими светлыми областями и внутри самого глаза.


Шаг 7

Чтобы нарисовать глаз в профиль, начните с каплевидной формы, а не овала. Всё остальное почти такое же.

Теперь вы знаете как рисовать волчий глаз. Главное различие между волчьим и собачьим глазом в том, что у собак ободок век не всегда такой тёмный, и их глаза всегда круглее (поэтому видно белый участок глазного яблока). Самый популярный цвет глаз у собак - коричневый, а у волков преимущественно янтарные/жёлтые глаза (и никогда не бывают голубыми!).

6. Как рисовать собачий нос

Шаг 1

Это достаточно легко! Начните с якоря, потом на его верхушке нарисуйте плавник. Теперь закройте форму и нарисуйте ноздри в форме запятых. Готово!


Шаг 2

Если хотите нарисовать нос в профиль, нарисуйте только половину якоря и плавник, и присоедините к ним шарик.


7. Как рисовать собачьи уши

Шаг 1

У предка собак, волка, заострённые уши, и такие же есть у собак многих пород. Их достаточно легко рисовать. Чем пушистее собака, тем более мохнатые уши (сравните немецкую овчарку и аляскинского маламута).

Шаг 2

Так откуда взялись висячие уши? Все щенки рождаются с висячими ушами , т.к. поддерживающие их структуры ещё не развиты. Собак выводили так, чтобы они стали более дружелюбными и общительными, чем волки; люди хотели, чтобы у собак был характер как у щенков волков. В результате мы получили взрослых собак с щенячьими чертами - игривых, любопытных, инфантильных и иногда с мягкими висячими ушами.

Рисуя висячие уши, помните о их происхождении. Начните с жёсткого основания и затем переломите их. Также следует помнить, что в процессе улучшения пород некоторые висячие уши стали длиннее и шире, потеряв свою типичную треугольную форму. Как у королевского спаниеля .

8. Рисуем собачий рот

Шаг 1

Рот защищает собак от перегрева, поэтому учащённое дыхание для них нормально. Рисуя собаку с открытым ртом, вы создадите милую естественную улыбку. Посмотрите на картинку ниже и запомните слои. Это важно для создания реалистичного собачьего рта!


Шаг 2


9. Несколько слов о собачьей шерсти

Если вы хотите научиться рисовать шерсть, посмотрите этот Здесь я покажу вам, насколько важна шерсть для создания силуэта. Обратите внимание, что собаки ниже - одинакового размера. Всегда начинайте с позы и упрощённых мышц перед рисованием шерсти во избежание ошибок. Также, чем короче шерсть, тем больше нужно уделить внимание мышцам.




Гав! Готово!

Спасибо, что прочитали этот материал по рисованию собак и волков. Можно рассказать ещё о множестве пород, но с этими базовыми знаниями об их строении вы сможете нарисовать любую собаку, какую захотите! Приятного рисования, до скорых встреч!


Знание анатомии четвероногих животных и птиц при работе над их изображением имеет не меньшее значение, чем знание анатомии челове­ка. Правда, движения животных не так многообразны, как движения че­ловека, но зато человека можно рисовать в любом положении, так как человек позирует, а животных, за редким исключением, заставить пози­ровать, как натурщика, нельзя- Особенно трудно заставить животное по­вторить нужное движение, нужную позу, нужный ракурс, а художнику необходимо уметь изображать животных в покое и в движении, в любой позе, в любом ракурсе и тут нельзя полагаться только на глаз, нельзя просто срисовывать. Надо ловить наиболее характерное, производить компоновки фигуры из разных поз и даже с разных одинаковых «натур­щиков». При этом применяется такой прием. Художник становится у клетки, где движется натура (желательно, чтобы было несколько одина­ковых экземпляров) и начинает на большом листе сразу несколько ри­сунков с тех поз, которые принимают животные. Порисовал один рису­нок, поза изменилась, начал другой, еще раз изменилась - начал третий (можно и с другого экземпляра) и т. д. Натура, та или другая, обяза­тельно повторяет позу, хотя бы приблизительно - можно вернуться к предыдущему рисунку, к следующему и т. д. и на каждом из нескольких рисунков постепенно наращивается и обогащается изображение.



Все это требует пристального внимания и большого терпения и по­движности со стороны художника. Сидеть при этом нельзя - надо хо­дить и даже перебегать с места на место.

Это метод познавательного объемного рисунка. Но есть еще метод ли­хих быстрых набросков, которые бывают весьма эффектны, но познава­тельного в этом методе мало, так как рисунки большей частью получа­ются плоскостные и нет времени для объемного анализа. И в том и в дру­гом случае изображение зверей и птиц представляет собой своеобразную охоту за нужной позой, дает в результате много набросков, которые очень трудно связать в стройное целое, если не знать основы построения животных. Этой основой может служить только пластическая анатомия животных. Но так как животные изучаются менее подробно, чем чело­век, то для обычной работы художника достаточно иметь основное поня­тие об их анатомической структуре, т. е. о скелете и расположении и дей­ствии основных мышечных массивов.

При всем многообразии четвероногих животных и птиц оказывается, что анатомия человека настолько сходна с анатомией животных, что до­статочно их сопоставить, чтобы получить понятие об анатомической структуре животных и даже иметь возможность применять те же методы построения фигуры, которые применяются при изображении человека.

«Чувствовать, знать, уметь - полное искусство», - определяет выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. «Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии...» - говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф. Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: «Ученики знают эти предметы, но умеют ли приме­нять их на деле? Нет! Нет! И нет»» Умеют ли наши современники - художники применять на деле знание пластической анатомии, и если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интересовать и в наши дни художников-педагогов. Пластическую анатомию преподают, и в руководствах она изложена весьма добросовестно, с полным знанием фактического материала, но с таким «отрывом от производства», что прямой цели это не достигает. Учащийся может добросовестно прослушать курс, а о применении анатомии на практике при построении фигуры никаких сведений не получить. Преподаватели же изобразительных дисциплин далеко не всегда применяют метод объемного анатомического построения фигуры, который бы суммировал для учащегося полученные им по анатомии сведения. Между тем художник, не знающий анатомического построения (хотя и изучивший анатомию), не может свободно владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью, а только копирует модель, что ведет к рабской зависимости от модели, к натуралистическому рисунку. Разобщенность между изучением пластической анатомии и ее применением характерна для многих руководств и методов преподавания этого предмета.

Млекопитающие

Если сравнить анатомическое строение человека, поставленного на четвереньки, с изображением других млекопитающих - копытных (ло­шадь), крупных кошек (лев) и собак (рис. 70, 71, 72, 73), то можно найти не только сходные элементы скелета, но также убедиться в большой схо­жести их расположения и взаимной связи. Например, позвоночный столб у животных тоже служит основным стержнем скелета: он связы-

вает таз, грудную клетку и голову, но в отличие от человеческого про­должается за таз, образуя хвост; а шейный отдел длиннее и по-другому изогнут. Грудная клетка сдавлена не от груди к спине, как у человека, а справа налево (количество ребер и позвонков вирьирует). Таз сохраняет те же костные элементы и те же выступы, о чем можно судить по экс­терьеру (у лошади выступ, соответствующий передней подвздошной ос­ти, называется маклоком), но вытянут в длину и сдавлен справа налево. Постоянное положение туловища у животных горизонтальное, так как все четыре конечности в основном несут опорную и двигательную функ­цию, хотя у хищников, в особенности кошек, передние конечности сохра­няют и способность хватать, свойственную человеку и обезьянам.

В отличие от человека у большинства животных нет ключицы (рис. 74), плечевой пояс состоит из лопаток, которые соединяются с груд­ной клеткой только мышцами. Плечевая кость обычно короче костей предплечья; она сочленяется с лопаткой плечевым суставом, но сама кость скрыта под мышцами и плечо не выступает наружу отдельно от туловища, как у человека. У животных виден только нижний конец кос­ти, который образует с костями предплечья (или подплечья, как его на­зывают у животных) локтевой сустав. Таким образом, свободная перед­няя конечность в отличие от человека видна только от локтя. Скелет предплечья тоже состоит из двух костей, только строение его отличается у копытных и у хищников. Локтевая кость копытных сильно уменьшена и основой служит лучевая; они сращены неподвижно в положении про­нации- кисть обращена тыльной стороной вперед, движения пронации и супинации полностью отсутствуют, так как хватательных движений нет и кости несут только опорную функцию. Предплечье опирается на кости кисти (лапы), образуя запястный сустав (в обиходе это место непра­вильно именуют коленом). Пясть находится на прямой линии с пред­плечьем и не может разгибаться вперед, как это свойственно человеку. Опирается пясть на фаланги пальцев. У разных копытных (рис. 75) опо­рой служит разное количество пальцев: у свиньи--четыре, коровы - два, лошади - один. Палец опирается на копыто; таким образом, копыт­ные ступают передними ногами на концы пальцев.

У крупных и мелких кошек предплечье отчасти сохранило хвататель­ную функцию и обе кости подвижны относительно друг друга (см. рис. 75). Передняя лапа ступает в положени пронации, но при нападе­нии, терзании добычи и т. п. свободно супинирует и пронирует (в чем легко убедиться, наблюдая тигра или льва, даже кошку). Пясть состоит из пяти костей и лежит на одной прямой с предплечьем, пальцы сильно загибаются вперед, за исключением первого, который висит. Передние фаланги кошки могут загибать вверх, пряча когти, а при сгибании когти «выпускаются». У собак предплечье состоит из двух костей, движения супинации и пронации существуют, но в меньшем объеме. Лапа ступает тоже в положении пронации (так же, как почти у всех четвероногих мле­копитающих), первый палец висит, как у кошек. Первые фаланги ос­тальных четырех пальцев не загибаются вверх - собаки не прячут ког­тей. И кошки, и собаки ступают на ладонную поверхность четырех паль­цев и на головки пястных костей.

На поверхности тела сильно выступают лопатки. Грудина лежит в глубине; по обе ее стороны сильно выступают головки плечевых костей, покрытые мышцами, локоть и запястье рельефны под кожей. У хищников пясть и фаланги менее рельефны, чем у копытных.

Задние конечности всех четвероногих соединяются с тазом тазобед­ренным суставом. Бедренная кость почти вся скрыта под мышцами туло­вища; бедро не выступает наружу отдельно от туловища, как у человека; видны лишь большой вертел и нижний конец бедра, который образует с костями голени коленный сустав. Надколенник и концы костей проступа­ют под кожей. Голень под углом уходит назад и в голеностопном суставе сочленяется с плюсной (сустав у животных именуется скакательным, а плюсна - заплюсной). У копытных заплюсна в спокойном состоянии стоит отвесно и сочленяется с пальцами - у свиней - с четырьмя, ко­ров- с двумя, лошадей - с одним. Пальцы опираются на копыта, таким образом задние ноги копытных тоже ступают на концы пальцев. Скака­тельный сустав и пяточный бугор у копытных расположены очень высо­ко, a vхищников - несколько ниже.

Хищники ступают на разогнутые пальцы и головки плюсневых ко­стей. Плюсневых костей у хищников четыре, пальцев - тоже четыре

(1 палец бывает не всегда). Человек, обезьяна, медведь, напротив, сту­пают на всю стопу. На скелете сзади выступают кости таза - подвздош­ная, седалищные бугры; на бедре - большой вертел, мыщелки, надко­ленник, на голени - мыщелки и обе лодыжки. На стопе резко выделяет­ся пяточный бугор.

Движения млекопитающих, происходящие в суставах - это те же движения, что и у человека (если положение тела человека уподобить положению животного). Лопатка скользит по поверхности грудной клет­ки, главную нагрузку она выдерживает тогда, когда передняя нога упи­рается в землю, поддерживая туловище. В таких случаях при шаге ло­патки попеременно вздымаются над поверхностью спины, а туловище обвисает (как на рессоре), поддерживаемое лопаткой, что особенно за­метно у крупных кошек. При сильном размахе передних ног лопатка сдвигается вперед и назад наподобие маятника или вся целиком, перено­ся плечо, а следовательно, и ногу, что, конечно, меняет рельеф тела, осо­бенно передней поверхности груди (рис. 76).

Движения в плечевом суставе те же, что и у человека, за исключением вращения и отведения в сторону. Движения приведения носят постоянный характер, иначе лапа отклонилась бы в сторону, - она все время удер­живается около туловища. Что касается движения взад и вперед в плече­вом суставе, то они имеют большой размах и сильно влияют на рельеф тела, особенно при разгибании вперед. При этом плечевая кость выбра­сывается вперед, перенося вперед локтевой сустав вместе с нижней частью передней ноги (рис. 76), а так как плечевая кость покрыта и мышцами туловища, то передняя половина груди становится более выпук­лой, что удлиняет туловище со стороны согнутого вперед плеча. Движе­ние совершается в быстром беге и еще усиливается перенесением лопат­ки вперед - это еще больше увеличивает рельеф груди. Соответствующие изменения обратного порядка происходят, когда плечо и лопатка отбра­сываются назад; локтевой сустав и нижняя часть ноги переносятся на­зад, и поверхность груди сглаживается - туловище с этой стороны ста­новится короче (рис. 76).

В локтевом суставе происходят сгибания и разгибания почти так же, как у человека. Когда животное стоит, локтевой сустав разогнут, пред­плечье вертикально, плечо и предплечье образуют тупой угол, а не пря­мую линию, как у человека (сравните рисунки 70, 71, 72, 73). Как сказа­но выше, передняя нога ступает в положении пронации, но у многих жи­вотных благодаря подвижности костей предплечья существуют движения и супинации и пронации; ими обладают крупные и мелкие кошки (тигр, лев, пума, ягуар и т. д.), медведь, зайцы, кролики, белки, многие грызу­ны, но не копытные.

В запястном суставе происходят в основном (в особенности у копыт­ных) движения сгибания и разгибания, причем разгибание прекращает­ся, когда пясть образует с предплечьем одну прямую. У копытных сгиба­ние, в особенности пассивное (при отдыхе лежа), прекращается в момент соприкосновения поверхностей кисти и предплечья (рис. 77); у хищников размах сгибания обычно соответствует человеческому.

В пальцах тоже имеются движения сгибания и разгибания, а у хищни­ков и некоторых грызунов движения в сторону (у кошки, когда она «раз­минает когти», заяц, когда он чистит передние лапы).

Мышечные группы, обслуживающие эти движения, тоже расположе­ны почти как у человека (см. рис. 71, 78).

Лопатка соединена с грудной клеткой и передвигается по ней теми же мышцами, что и у человека (зубчатой, трапециевидной, ромбовидной). С плечевой костью лопатка тоже соединена мышцами, аналогичными

человеческим (дельтовидная мышца здесь утратила функцию отведения)". Часть этих мышц, лежащая поверхностно, сгибает ногу в плечевом су­ставе и тем самым отбрасывает плечо, а следовательно и ногу назад; эти мышцы при напряжении резко граничат сзади с разгибателями локтевого сустава. Кроме того, сгибает ногу в плечевом суставе и отбрасывает плечо назад вместе с лопаткой также и широчайшая мышца спины. Раз­гибание же в плечевом суставе, т. е. вынос плеча и ноги вперед, произво­дится другой частью мышц, идущих от лопатки к плечу,-эти мышцы

рельефа не образуют. У лошадей в выносе плеча вперед участвует (иона рельефна) плечеголовная мышца, аналогичная грудино-ключично-сосце-видной мышце человека; только у лошади она прикрепляется к плечевой кости и разгибает плечевой сустав.

Мышцы, разгибающие в локтевом суставе (трехглавая мышца и др.)* располагаются сзади и очень мощны, так как несут опорную функцию. Сгибатели лежат спереди и незначительны, так как несут малую нагруз­ку. Они почти целиком покрыты мышцами, притягивающими (приводя­

щими) плечевую кость и предплечье к туловищу; эти мышцы (большая грудная и др.) расположены впереди, образуя на передней поверхности груди два мощных бугра, покрывающих спереди плечевую кость (между ними образуется ложбина, в глубине которой находится грудина). Эти бугры попеременно выносятся вперед при беге вместе с лопаткой и плече­вой костью.

Между двумя мышечными группами - трехглавой и сгибателями локтевого сустава - выходит на поверхности основная группа мышц

предплечья - разгибатели кисти. Это очень характерное и рельефное место, важное для пластической связи. Приводящие мышцы и сгибатели локтевого сустава прикрепляются на костях в промежутке между разги­бателями и сгибателями кисти. Сгибатели (кисти), как и у человека, ле­жат на задней поверхности, разгибатели - на передней поверхности предплечья. Разгибатели кисти участвуют также в сгибании локтевого сустава. Вообще предплечья крупных кошек (льва, тигра) поразительно похожи на предплечья человека и формой, и движениями.

В тазобедренном суставе происходят движения сгибания и разгиба­ния и постоянного притягивания к туловищу (приведения), так как почти исключены движения отведения (так же, как и в плече).

Так как бедро покрыто мышцами туловища, его сгибание переносит за собой всю массу задних мышц туловища вперед (вместе с коленным суставом и ногой) и тем изменяет рельеф соответствующей ягодицы и половины таза (см. рис. 76). Равным образом разгибание производит об­ратное движение. В коленном и голеностопном суставах, как и у челове­ка, происходит сгибание и разгибание (в коленном у копытных отсут­ствует вращение голени, которое существует у кошек и человека при сог­нутом колене).

При спокойном стоянии бедро направлено вперед и образует с го­ленью угол, открытый назад (у человека в этом положении бедро и го­лень образуют прямую линию). В голеностопном (скакательном) суставе стопа направлена почти отвесно вниз и у копытных ступает только своей нижней частью; человек же, медведь, обезьяна ступают всей стопой. Также у хищных и копытных в отличие от человека стопа может произ­водить более обширное движение вперед, т. е. больше приближаться к голени, даже соприкасаться с ней, в особенности при отдыхе лежа.

У хищников нога ступает на подошвенную поверхность пальцев и на головки плюсневых костей (см. рис. 77).

Мускулатура задних ног (см- рис. 72, 78) располагается согласно ос­новным опорным функциям конечностей и так же, как у человека, основ­ными группами являются разгибатели. Группа ягодичных мышц почти не несет (характерную для человека) функцию поддержки туловища в вертикальном положении - эту работу мышцы выполняют только тогда, когда животное становится на задние ноги. У животных ягодичные мыш­цы в основном несут функцию разгибателей тазобедренного сустава, что имеет большое значение для движения вперед (особенно важно у лоша­дей-тяжеловозов) . Вся остальная задняя группа мышц, включающая зад­ние мышцы бедра (полусухожильную, полуперепончатую, двуглавую) и задние мышцы голени (трехглавую), у лошадей переходит в общее ахиллово сухожилие, которое прикрепляется к пяточному бугру, и про­изводит разгибание тазобедренного и отгибание назад голеностопного (скакательного) суставов. У хищников места начала и прикрепления этих мышц варьируют, но производят ту же работу. Если при этом одно­временно происходит разгибание в коленном суставе, то вся задняя нога отбрасывается назад. Коленный сустав разгибается четырехглавой мыш­цей, расположенной впереди бедренной кости. Впереди и поверхностнее четырехглавой, резко гранича с боковой стенкой живота, лежат мышцы, сгибающие тазобедренный сустав и тем самым переносящие бедро и всю ногу вперед. На передней поверхности голени расположены мышцы, производящие сгибание стопы и пальцев вперед; сзади между костями и ахилловым сухожилием лежат мышцы, производящие сгибание стопы и пальцев назад. Если смотреть на животное сзади, то с внутренней сторо­ны ноги между тазом и бедром можно увидеть группу приводящих мышц (см. рис. 78).

Таз, бедро и голень покрыты фасциями, аналогичными широкой фас­ции бедра человека. Они удерживают мышцы близ костей и местами при напряжении мышц образуют поперечные вдавления-

Мышцы туловища в общем аналогичны мышцам человека и особого рельефа здесь не обнаруживается.

На шее очень массивна задняя группа мышц, поддерживающих шею, вытянутую вперед и вверх. Спереди на шее по средней линии над ярем­ной впадиной тянется вверх дыхательное горло, по обе стороны его идут мышцы, аналогичные грудино-ключично-сосцевидным человека; они осо­бенно рельефны у лошадей (см. рис. 72, 78).

Мускул, соответствующий человеческому грудино-ключично-сосце-видному, у лошадей состоит из двух мышц: грудино-головной и плечего-ловной (из-за отсутствия ключицы мышца прикрепляется к плечу). Вверху под нижней челюстью на передней стороне шеи между правыми и левыми мышцами (как у человека) располагается дыхательная труб­ка. Плечеголовная мышца внизу и снутри граничит с грудным мускулом; она разгибает плечо, т. е. выносит его, а следовательно, и ногу вперед. При фиксированных передних конечностях эти мышцы сгибают голову вперед; получается то характерное «кивание», которое наблюдается, ког-

да лошадь с силой упирается передними ногами, как бы карабкается, беря подъем, таща тяжелый груз или преодолевая иное препятствие.

Череп животных имеет те же элементы, что и человеческий (только у человека преобладает мозговая часть, а у животных - лицевая). Налицо двусторонняя симметрия, имеются челюсти верхняя и нижняя. Скулы, скуловые дуги, глазницы, лобные кости (даже с надбровными дугами у слона, собак и крупных кошек). Законы построения рисунка черепа те же, что и у человека: строить его надо как симметричную форму, наме­тив среднюю линию скулы, нижнюю челюсть и т. д. (рис. 79).

Строя изображение животного, начинайте с увязки больших объемов грудной клетки с плечевым поясом, животом и тазом, объемно пристраи­вайте то, что будет удобно (ведь животное не позирует) -ноги, шею с головой и т. п., помните о двусторонней симметрии туловища и работайте, непременно наметив срединную линию. Рисуя симметричные элементы на туловище или голове, сочетайте их немедленно друг с другом. Все время помните о скелете, о том, как он залегает в туловище и в голове и как залегает в конечностях; скелет - основа построения - ни один массив туловища или конечности не может быть решен без ясного представле­ния о скелетной связи. От правильно намеченной связи зависит в основ­ном живость изображения.

Как и на человеке, контур текуч и неуловим и становится ясным и условным только при четком и ясном понимании и сочетании объемов. Поэтому в беглом рисунке животного ищите сочетания объемов, а не го­няйтесь только за эффектным контуром. Как на рисунке человека, так и на изображении животного контур появляется, бывает то толстым, то очень тонким, заходит внутрь фигуры и сходит на нет, а из-за него появ­ляется другой контур - это результат взаимоотношения объемов, кото­рые ложатся один на другой и возникают один из-за другого-

При построении объема изображают его поверхность, которая чем дальше от глаза, тем больше уходит в ракурс, пока на границе объема не образуется контур. Стало быть, контур - это ракурс поверхности, поэто­му в зависимости от ее освещения он неравномерен, то он толстый, то тонкий. Объем скрылся за другим объемом - контур сходит на нет, и появляется из глубины изображения новый контур, который образован как ракурс поверхности нового объема. Этот контур выходит на границу фигуры и снова скрывается, чтобы уступить место другому контуру, при­надлежащему другому объему, и так до тех пор, пока не появится контур всей фигуры.

Произведите построение скелета любого четвероногого животного с натуры слегка в ракурсе (рис. 80) спереди и сзади (без отделки, только построение). Рисуя, сравнивайте со скелетом человека и давайте себе отчет в том, что в структуре человека и животного соответствует друг другу. Наблюдайте какое-нибудь животное, мысленно представляя себе, как расположен его скелет. Если сможете, сделайте с него конструктив­ные наброски с разных сторон, в разных ракурсах (рис. 81). При изуче­нии животных избегайте пользоваться чучелами. Чучела часто делают без строгого учета конструкции скелета, отчего форма в них сбита.

Лягушка, ящерица

У земноводных (лягушка) и пресмыкающихся (ящерица) те же эле­менты скелета, что и у млекопитающих (рис- 82). Разница в том, что их брюхо в спокойном состоянии прилегает к земле, структура туловища

(соотношение таза, позвоночника и грудной клетки) не так рельефна, как у млекопитающих, у ящерицы хвост длиннее и массивнее, а у лягушки его нет, у лягушки четыре пальца на передних и пять на задних конеч­ностях. Кроме того, плечи и бедра отходят в сторону, имеют отдельную от туловища форму, а суставы устроены так, что помимо передвижения легко могут класть туловище на землю и поднимать его над землей.

Вопросы. Грудная клетка, таз и позвоночник четвероногого - их сходство и отли­чие от человеческих. Плечевой пояс и передняя конечность - их сходство и отличие от человеческих. Таз и задняя конечность - сходство и отличие от человеческих. Мышпы и движения плечевого пояса и передних конечностей. Мышцы и движения задних ко­нечностей. Череп, голова, шея - сходство и отличие от человеческих.

Волки - это очень часто встречающиеся герои сказок и мультфильмов. С самых малых лет дети начинают интересоваться: «А как же нарисовать волка?» Они начинают просить родителей, бабушек, братьев и сестер нарисовать им этого зверя.

Собрались рисовать волка?

Что же нужно знать, чтобы и любимое чадо порадовать, и самим остаться довольными выполненной работой?

Для творчества следует вооружиться:

  • бумагой, удобнее - формата А4;
  • простым карандашом, лучше - не самым мягким и не самым твердым (твердо-мягким - самое оно);
  • хорошим ластиком.

Перед тем как начать рисовать, опытные художники рекомендуют изучить анатомию волка, просмотреть фото и изображения с этим животным, определиться с позой. Начинающие живописцы делают свои наброски по фотографиям. В этом случае картинка не двигается, что упрощает задачу, также видны границы изображения. Отличным натурщиком может стать любая домашняя собака. Понаблюдав за ней, сделав некоторые зарисовки, можно получить отличный опыт и понять анатомию волка. Ведь собаки - очень похожи на волков по своему строению.

Что такое наброски

Итак, определившись с позой, не стоит сразу прорабатывать тонкие детали рисунка. Для начала следует сделать несколько набросков: простые формы, пропорции, в которых угадываются позы животного, его голова, конечности, тело.

В эскизах должно быть то, что отличает волка от собак, лис и других похожих животных.

Чтобы сделать волка объемным, следует еще раз обратиться к собранной коллекции изображений, внимательно изучить их. А дальше - начинать творить. Для начинающих допускается даже работа под копирку, чтобы придать наброскам правильную форму. В учебе все средства хороши. На эскизе мышцы выглядят овалами, кости - простыми линиями. Не стоит загромождать изображение излишними подробностями.

Обратить внимание нужно на оскал, положение ушей, носа, глаз, научиться правильно передавать пропорции головы волка. Так прорабатывается морда волка. Анатомия волка для рисования очень важна в том случае, если художник стремится нарисовать животное, близкое к реальности. Чем больше вариантов он проработает, тем лучше прочувствует животное, его повадки,настроение, характер.

Проработка конечностей волка

Это поможет создать волка на рисунке более живым, настоящим. Надо сделать несколько зарисовок конечностей с разных ракурсов, в разном положении.

Общение с живой природой в рисовании

Студенты художественных училищ, которые стремятся изобразить животное как можно реалистичнее, изучают анатомию волка, неоднократно посещают зоопарки, где делают множество зарисовок с натуры. Это дает неоценимый опыт, который пригодится в будущем настоящим художникам.

Собираем волка из набросков

Необходимо все наброски собрать воедино, чтобы получить конечный результат. Понимая, что это очень нелегкий труд - перерисовывать много раз одну и ту же конечность, или голову, или хвост, некоторые молодые художники прибегают к хитрости. Если они уверены, что анатомия волка, его пропорции проработаны в эскизах досконально, то отдельные части собираются под копирку или стекло.

На раннем этапе рисования не зазорно пользоваться и клеточками, чтобы не ошибиться в пропорциях, а также чужими наработками. При сборке эскизов частей тела волка не надо торопиться. Прежде чем совершить какой-либо шаг, необходимо очень внимательно осмотреться, определиться с точным положением той или иной части тела.

Не стоит расстраиваться, если сразу не дается анатомия волка, биология - наука не их легких. Если не опускать руки и продолжать работать, пуская в ход все перечисленные приемы и хитрости, то непременно можно добиться желаемого результата. Для этого требуется добавить изображению тени. Начинают обычно с носа, шишек под лапами. Карандашом работают под углом, который впоследствии можно затереть простым листком бумаги, используя его как палитру. Затем приступают к разделению лап между собой.

Придание объема телу волка

Когда все части тела волка собраны воедино, самое время приступить к передаче долгожданного объема. Анатомия волка для художника играет ключевую роль. Стираются ластиком все лишние линии, добавляется волчий мех. В процессе раскрашивания волка с помощью света и тени придается объем фигуре. В природе нет четких очертаний, углов, работает правило линий объемных фигур: жирная-жирная-толстая-худая-почти прозрачная-худая-толстая-жирная-жирная. Части волка, расположенные на переднем плане, рисуются более четко, на заднем - более мягко.

Таковы советы профессионалов, которые помогут добиться прекрасных результатов в рисовании.

Начинающим художникам, желающим только попробовать свои силы, можно вооружиться карандашом, ластиком, листом бумаги и фотографией волка.

Рисовать волка никогда не поздно

В заключение хочется сказать, что начинать рисовать никогда не поздно. Главное качество будущего художника - это желание, а также достаточное количество приложенного времени, сил и терпения. Не стоит отчаиваться, если не получается с первого раза, жалеть потраченного времени, бумаги и карандашей. Важно - не бросать начатое. Со временем рука и глаз почувствуют объемы и пропорции, будут получаться замечательные рисунки. Все великие художники начинали с эскизов и зарисовок.

Sabin Howard разбирается с человеческим телом и показывает, как создается детальная скульптура. Главные аспекты: Понимание анатомических особенностей, Роль силуэта, Традиционных подходы при создании скульптуры, Как соблюдать пропорции, Процесс создания лица, лицевых мышц.

Цифровая живопись в Photoshop с Аароном Блейзом

В этом углубленном видеокурсе, продолжительностью 12 с половиной часов, режиссёр и концепт-художник Аарон Блейз («Братец медвежонок», «Аладдин», «Король лев») покажет вам свой процесс создания цифровой живописи в программе Adobe Photoshop.

Искусство экстремальной фотографии с Джимми Чин

Джимми Чин построил свою карьеру, делая фотографии на немыслимых вершинах мира, которые обеспечили ему обложку в National Geographic и множество наград.

Hard Surface моделирование в Cinema 4D

В этом воркшопе вы узнаете основы создания 3D-моделей с помощью полигональных техник моделирования. Из видео-лекций вы изучите основные производственные техники для создания как сложных так и простых форм.

Концепт-дизайн окружения для игр от Ken Fairclough

В этом курсе будут показаны современные техники концепт-арта для создания окружения в условиях пайплайна, с акцентом на использовании 3D. Использование 3D в концепт-арте стало необходимым, в условиях, когда в играх постоянно улучшается качество изображения (5 частей).

Моделирование техники в Maya

Демонстрируя профессионально-производственные техники моделирования, методы построения чистой топологии, James постоянно будет разбирать/комментировать свой рабочий процесс, чтобы вы лучше понимали происходящее, увереннее чувствовали себя в моделировании.

Светотень и текстурирование с Крисом Легаспи

В этой серии уроков Крис Легаспи продемонстрирует варианты обработки ваших рисунков при помощи различных инструментов. Благодаря доступному и простому объяснению, доработка рисунка станет понятной для всех художников с любым уровнем художественного мастерства.

Освещение для кино и телевидения

В данном курсе представлено самое лучшее объяснение освещения и приемов по освещению, которое я когда-либо встречал. Впервые я наткнулся на материал, раскрывающий все секреты освещения и отвечающий на все мои вопросы.

Создание боевой механики для RPG с помощью C#

азрабатывать RPG-игры порой очень сложно, в них содержится множество систем. С помощью этого курса мы упрощаем данный процесс и учим вас шаг за шагом, как создать основу для хорошей RPG-игры с нуля (4 части).

Разработка зомби-шутера от первого лица

Если вы хотите создать свой собственный шутер от первого лица, адвенчуру от третьего лица или даже ролевую игру, эта серия курсов Udemy - для вас! Начиная с пустого проекта, мы построим все системы вместе, шаг за шагом, для игры под названием Dead Earth. (5 частей)

Учимся программировать на С#, разрабатывая 3D игры

Это долгожданное продолжение курса Complete Unity Developer (Learn to Code by making games in Unity) - одного из самых популярных курсов в интернете! Полностью переработано с нуля с совершенно новыми проектами и нашими новейшими методами обучения (5 частей).

Разрушение от торнадо

В двух частях этого курса мы сфокусируемся на создании полностью завершенной сцены с эффектами, начиная от простой картинки заднего плана и до финального композа. Будем использовать разные программы в этом курсе, а именно 3DEqualizer, Maya, Houdini, ArnoldRenderer и NUKE. (2 части)

Алла прима (расширенное издание)

В новой части автор пересмотрел и переработал материал первого тома, внес в него больше ясности. Кроме того, автор включил в книгу гораздо больше референсных произведений, чтобы читатели глубже прочувствовали каждый важнейший аспект технической стороны.

Уилл Райт учит гейм-дизайну и теории

Познакомьтесь с искусством и наукой геймдизайна с Уиллом Райтом, который спроектировал один из самых популярных симуляторов всех времен - SimCity и The Sims.

Хелен Миррен учит актёрскому мастерству

Лауреатка Оскара, Золотого Глобуса, Эмми и Тони, Хелен Миррен - одна из величайших актрис современности. Вы узнаете, как разбивать сценарий, как исследовать персонажей и мастерски овладеть актёрскими техниками, чтобы выйти за их рамки и обрести свободу в каждой новой роли.

Как создать пять комплексных игровых способностей. В этом курсе, мы проведем вас через процесс использования системы способностей UE4, для создания полностью рабочих способностей. Мы начнем с одного концепта и постепенно будем переходить к более и более сложным вещам.

Разработка плагина для Premiere и After Effects

В этом курсе мы разберём не простую тему разработки плагинов для Adobe Premiere и Adobe After Effects. Хоть С/С++ разработка на самом деле сложнее, чем написание скриптов или выражений, мы изучим достаточно, чтобы с пользой применять образцы проектов.

Возможно, многие хотят нарисовать к Хэллоуину воющего на Луну волка. Или просто хотят нарисовать волка. Или уже вовсю рисуют волков, но не совсем довольны результатами. Референсов в сети множество, а мы поможем вам разобраться, как лесной хищник устроен изнутри, и избежать многих ошибок.

1. Скелет

Рассмотрим скелет самого обычного волка. Кости и их строение у волков не такие, как у людей. Рисунок несколько схематичен, но дает представление об общем устройстве. Самые крупные кости волков - плечевые. Скелет волка идеально приспособлен для быстрого бега.

Одной такой картинки недостаточно, чтобы досконально изучить костное строение животного, поэтому советуем порисовать скелеты в разных ракурсах и позах. В сети такого материала не так уж много, поэтому стоит найти литературу по анатомии животных. Чем больше материала вы изучите, тем лучше и разнообразнее будут результаты. А уж если вы хотите изобразить зомби-волка, то знание скелета вам просто необходимы.

2. Внутренние органы

На рисунке вы видите упрощенное изображение внутренних органов псовых. Подчеркиваем, что это лишь основные формы, а не подробная зарисовка. Если вы рисуете какие-то кровавые баталии между разъяренными волками, вам необходимо знать внутреннее устройство.

Надписи на картинке: (слева) пищевод, трахея, сердце, (сверху) легкие. Желудок, селезенка, прямая кишка, (внизу) печень, кишечник.

3. Мышцы

Теперь вы видите строение мышечного корсета. Изучите направление мышц и сухожилий, их длину, то, как они пересекаются друг с другом.

4. Что где

На этой картинке показано, где у волка какая часть и как она называется. Надписи: (внизу) морда, брыли, щека, грудь, предплечье, локоть, голень, бок, круп, хвост, (сверху) холка, плечо, бедро.

Начинающему анималисту важно понять, почему тело волка имеет именно такую форму, причем понять именно изнутри. Кроме этого, если вы порисуете собственную (или чужую) собаку с разных ракурсов, не пользуясь референсами, вы быстро поймете, как именно рисовать некоторые детали. Голени задних лап у волка значительно короче, чем бедра, хотя на мультяшных картинках они нередко тонкие и длинные.

5. Форма головы

Опять же, на нужно понять, почему голова так выглядит, и так же понять изнутри. На иллюстрации показан череп и форма зубов. Верхняя челюсть всегда перекрывает нижнюю, т.е. при закрытой пасти верхняя челюсть накроет нижнюю, как крышка коробки, и верхние зубы будут наполовину закрывать нижние.

6. Форма лап

Тут у нас милая зарисовочка волчьих лап, поскольку не все художники понимают, как именно они устроены. Если вы хотите создавать реалистичные рисунки, нелишним будет порисовать разные лапы с фотографий.

7. А теперь быстро нарисуем лапу волка. Сначала набросок всей ступни, затем добавляем первый палец, а потом - остальные пальцы. В конце нарисуем когти.

8. Глаза волков очень четко очерчены. Радужка очень светлая, и зрачок отлично виден. А вот форма и цвет могут отличаться.

На этом наш краткий обзор волчьей анатомии окончен. Удачи в рисовании!