Почему русских назвали русскими? Происхождение русского народа. Как произошел русский народ

История русского народа изначально вершилась на обширных географических просторах. Древнерусское государство, возникнув в IХ в., простиралось от Белого моря на севере до Черного моря на юге, от низовий Дуная и Карпатских гор на западе и Волго-Окского междуречья на востоке. Это была летописная Русская земля и область расселения древнерусской народности, которую уже в те далекие времена отличало сильно осознанное единство со своей землей. Понятие Русь пришло в историю Киевской Руси от предшествующих столетий. Оно имеет древнюю хронологию и локализуется на юго-востоке восточнославянского ареала — это правый берег Среднего Полноправья — Подонье — Приазовье. На этой территории в VI-VII столетиях существовал сильный племенной Русский союз, послуживший в IХ-Х вв. ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли почти все восточнославянские племена.

Слово Русь принадлежит к индоевропейской семье языков. Двойственная огласовка корня Рос/Русь есть отражение древнего индоевропейского чередования гласных в его местном варианте. Первоначальное значение слова Русь связывается с понятием светлый, белый. Такое понимание русская народная лексика сохраняла вплоть до ХХ века. Слово Русь как весь белый свет или тверское понятие на Руси, т.е. на открытом месте, просторе, на юру.

По мере расселения восточнославянских земледельцев в Древнерусском государстве происходил непрекращающийся процесс внутреннего освоения земель, сопровождавшийся этнокультурными контактами с разноязычными народами и в первую очередь с наиболее территориально расселенными балтами (балты — народы индоевропейского происхождения, носители балтийских языков, населявшие в прошлом и населяющие сегодня территорию Прибалтики от Польши и Калининградской области до Эстонии) и финно-уграми. В Х-ХП веках славяноруссы начинают массовое освоение Волго-Окского бассейна, где позже сформировалось ядро историко-этнической территории русских. Древнерусское государство погибло под натиском Батыева нашествия (1240г.), которое сопровождалось массовым истреблением населения и уничтожением городов. Итогом распада государственности и великокняжеских усобиц стало обособление этнотерриториальных объединений, что в исторической перспективе привело к сложению русского, белорусского и украинского народов.

Освоение русскими обширных пространств является отличительной чертой истории России. Очень рано русские осваивают бассейны великих северных рек – Печоры, Онеги, Северной Двины; в ХIII веке русские уже компактно заселяют Северо-Восточную Русь; в ХVI-ХVП вв. осваивают Среднее и Нижнее Поволжье, Северное и Южное Приуралье, запустевшие из-за набегов кочевников лесостепи и степи Донской Руси, а также Северный Кавказ. Особенность движения русских на северо-восток и восток характеризуется двумя важными факторами. Это, прежде всего, обилие свободных угодий, что позволяло русским переселенцам не сталкиваться в своих интересах с коренными народами. Во-вторых, осваивались почти безлюдные пространства: на северо-востоке – огромная область Поморья с труднопроходимыми лесами и лесотундрами, с холодным субарктическим климатом; на востоке – Заволжье с дремучими лесами и, за Уралом, юг Сибири, Алтай и Забайкалье; на юго-востоке – огромные пространства с полупустынями вплоть до Средней Азии. Выдающееся геотерриториальное значение для русских имело освоение Сибири и Дальнего Востока. В итоге с ХV века Русское государство становится евроазиатским. В этом выдающийся феномен русских, сумевших объединить евразийское пространство в единое государство.

В старом русском лексиконе есть ёмкое и гордое слово землепроходцы. Так именовали первую горстку отважных людей, которые открывали для себя новые земли и сами же их хозяйственно осваивали (в отличие от колониальных завоеваний европейцев). В течение всего обозримого исторического периода русскими было освоено 21 млн. кв. км земель. Это стало возможным благодаря созданию русской государственности и развитому самосознанию народа. В начале ХХ века русские были вторым по численности народом мира. Вместе с ними возрастала численность населения империи. Если при Петре I население России составляло несколько более 13 млн. человек, то в 1913 г. – 174 млн. Такое увеличение произошло главным образом вследствие быстрого прироста населения; в меньшей степени за счет присоединения новых земель. К началу ХХ в. русские в Европейской части России составляли 90% населения. Всего численность русских в 1913 г. была около 76 млн. человек.

С начала ХХ в. число русских, несмотря на значительные потери в результате двух мировых войн и других социально-экономических катаклизмов, выросло почти в 2 раза. По переписи 1989 г. в СССР число всех русских составляло 145 млн., в том числе в России – 120 млн. Это объясняется не только значительным естественным приростом населения, но и слиянием с русскими отдельных групп других народов. С 1970-х годов темпы прироста русских стали заметно сокращаться из-за резкого снижения рождаемости, а с 1990-х годов – еще и резко возросшей смертности. По переписи 2000 г. численность русских в России составила 126 млн. человек. Увеличение на 6 млн. человек числа русских в России по сравнению с переписью 1989 г. произошло исключительно за счет притока русского населения из бывших союзных республик в Россию (примерно, 4 млн. человек), а также вследствие изменения этнического самосознания у части населения других национальностей, проживающих в России; кроме того с 2000 г. слегка стабилизировались показатели естественного прироста населения.

Меняется и картина расселения. Уже в течение 1980-х годов наблюдалось сокращение миграций русских за пределы России при одновременном их оттоке из бывших союзных республик. В 1990-е годы этнотрансформационные процессы (процесс называется этнотрансформационным, когда при изменении отдельных компонентов этноса, изменяется этническое самосознание входящих в него людей, при этом, изменяется и этническая принадлежность человека) усилились. Возрос поток русских мигрантов в дальнее зарубежье. В итоге депопуляционных процессов (депопуляционные процессы — снижение темпов роста населения, уменьшение его численности) демографы прогнозируют значительное сокращение численности русского населения к середине ХХI в.

Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы, входящей в индоевропейскую семью языков. Является наиболее распространенным языком мира, одним из шести официальных и рабочих языков ООН, а также одним из пяти рабочих языков парламентских ассамблей Совета Европы в Страсбурге. До распада СССР общее число говоривших на русском языке было около 250 млн. человек. Из Древней Руси русский язык унаследовал свою письменность. В основе современного русского алфавита лежит кириллица – одна из древнейших славянских азбук.

Этноконсолидирующую роль (этноконсолидация — отношение людей к языку, национально-культурная идеология) на всех этапах русской истории играло Православие. Эту историческую миссию Русское Православие продолжает и в современных условиях. Народные традиции празднования Пасхи, Троицы, Рождества Христова, Успения и многих храмовых (престольных) праздников способствуют укреплению семейно-родственных и территориальных этнических связей.

Этнокультурное единство русского народа на всем пространстве его расселения не исключало многообразия различий и особенностей в разных сторонах жизни. Эти особенности и различия сформировались в ходе этнической истории русских под влиянием многообразия природно-климатических условий и соответственно территориально-хозяйственных укладов жизни. Поэтому в этнографической литературе традиционно выделяются этнокультурные ареалы (от area – площадь, пространство), характеризуемые спецификой диалектных наречий, антропологическими типами, наличием этнографических групп населения, этнокультурными особенностями в хозяйственных занятиях, промыслах и материальной культуре, многообразием локальных обычаев и обрядов при единстве общей модели ритуально-праздничной культуры. К примеру, этнографы традиционно выделяют на Европейской территории расселения русских северный и южный этнокультурные ареалы, а между ними промежуточный центр. Такое деление основывается на различиях в говорах и элементах народной культуры. Еще в начале ХХ в. эти различия между северорусским и южнорусским ареалами были весьма ощутимы. В течение ХХ в. шло сглаживание некоторых этнокультурных различий (особенно в одежде, а также языке сглаживаются местные говоры — почти не осталось областных диалектов). Но свои особенности в жизни северных и южных русских останутся, поскольку ощутимая разница в природно-климатических зонах влияет и на специфику повседневной культуры.

Каждый народ на земле являет собой биосоциальный и культурно-исторический феномен. Каждый народ внес свой особый вклад в цивилизационные процессы. На этой стезе немало сделано русскими. Но главное, по некоему историческому промыслу, что выпало осуществить русским, — это объединить огромные евразийские просторы от Балтики до Тихого океана в единое историческое, социокультурное и одновременно этнически многообразное пространство. В этом выдающийся культурно-цивилизационный феномен русских.

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

О русских известно с древнейших времён. О них упоминают и западноевропейские хроники, и славянские летописи. И сегодня русские остаются основным народом России, сохраняя своей особый характер и богатую культуру.

Антропологи относят русских к так называемой европеоидной расе. Внешний облик, рост, цвет глаз и волос, телосложение русских сформировались в результате длительного развития их исторических предшественников: скифов и праславян, а также контактов с другими народами - балтами, финно-уграми и даже тюрками. У обычного, типичного русского светлые волосы, не очень широкое лицо, достаточно крупный нос. В северных областях Европейской России часто встречаются светлоглазые и светловолосые люди; в центре - кареглазые, с мягкими, как правило, тёмно-русыми, слегка вьющимися волосами, а на юге - смуглокожие и темноглазые: сказывается примесь кровей монгольских и кавказских народов. У русских на северо-востоке страны тонкие прямые волосы и немного суженный разрез глаз.

О русских известно с древнейших времён. О них упоминают и западноевропейские хроники, и славянские летописи. Существует немало теорий, объясняющих происхождение слов «Русь», «русские». Многие современные учёные связывают название восточной группы славян с левым притоком Днепра - рекой Рось. В первые века новой эры по берегам этой реки жило крупное племя «россов», или «родиев», которое, возможно, и дало название первому восточнославянскому государству - Русь.

В начале XIV в. московским князьям удалось сплотить отдельные земли, измученные междоусобными войнами, а к концу XV в. освободиться от ордынского ига. Созданное московскими правителями Российское государство (в западных хрониках оно именовалось Московией) быстро приобрело, по словам выдающегося русского историка Николая Михайловича Карамзина, «независимость и величие». Иван III (1462-1505 гг.) - первый московский князь, который стал именоваться «самодержцем всея Руси».

Московиты XV-XVII вв. говорили на одном языке и осознавали себя единым народом с общей верой (православием) и культурой. Они воспринимали как братьев жителей бывших древнерусских земель, которые оказались в составе Великого княжества Литовского. Начиная с этого времени, Россия не раз заявляла о себе как о многонациональной державе. Идея об особой миссии Московии как ядра мировой христианской православной империи, о её объединяющей силе поддерживалась теорией о Москве как «третьем Риме». По словам монаха Филофея (XVI в.), «два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быти».

Границы Российского государства в течение XVI и XVII столетий неуклонно расширялись. Присоединение Казанского и Астраханского ханств (соответственно в 1552 и 1556 гг.), освоение Сибири открыли пути хлынувшим на эти земли русским переселенцам. Новые природные и культурные условия заставляли колонистов усваивать формы обработки земли и ведения хозяйства, характерные для местных жителей. Привыкая к чуждым условиям быта, русские в свою очередь делились с соседями собственным опытом, в том числе земледельческим.

Начало формирования русской нации учёные относят к концу XVI в. Возникли единая материальная и духовная культура, единое управление в созданном государстве, общность территории и, чего ранее не было, хозяйственной жизни.

Переселение русских на земли Левобережной Украины, вошедшие в 1654 г. в состав Российского государства, освоение «охочими людьми» уральских и сибирских земель, успешная борьба России за выход к Балтике и основание в 1703 г. новой столицы - Петербурга - расширили территорию, населённую русскими. Во второй половине XVIII в. к ней были присоединены земли Правобережной Украины и Крым. В том же столетии переселенцы из центра страны продвинулись на Камчатку и начали осваивать земли за Беринговым проливом - «русскую Америку» (Аляску, часть Калифорнии и Алеутских островов).

В переписях того времени отмечалось вероисповедание, а не национальная принадлежность людей, поэтому сказать точно, какова была численность каждого народа в многонациональной Российской империи, трудно. По данным конца XVIII в., из 37 млн. человек, населявших Российскую империю, русские составляли приблизительно 53 %, украинцы - 21, белорусы - 8%.

К началу XIX в. среди русских сложились две крупные этнографические группы - севернорусская и южнорусская. Они различались типом жилища, одеждой, особенностями языка, формой ведения хозяйства.

Севернорусская группа в начале XIX в. занимала территорию от реки Волхов на западе до реки Мезень и верховьев Вятки и Камы на востоке (современные Карелия, Новгородская, Архангельская, Вологодская,

Ярославская, Ивановская, Костромская, часть Тверской и Нижегородской областей). Жители этих земель говорили (и говорят до сих пор) на «окающем» диалекте (например, произносят: полтинник). Они строили монументальные высокие дома; дворов в поселениях было немного. Основу традиционного женского костюма здесь составляли сарафан и надевавшаяся под него сорочка, которые обильно украшали вышивкой или льняным кружевом. Пахотным орудием северян была соха.

Южные великорусы - жители чернозёмной полосы России от бассейна реки Десна на западе до реки Сура (притока Волги) на востоке (современные Рязанская, Пензенская, Калужская, Тульская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Брянская, Курская, Орловская, Белгородская области), Они говорят на «акающем» диалекте (здесь скажут: палтинник). Основу женской одежды составляла богато расшитая сорочка с понёвой. Дома на юге строили не столь высокие, как северяне, а поселения были, наоборот, большие.

Междуречье Оки и Волги (современные Московская, Владимирская, Калужская, Рязанская, Пензенская, часть Тверской и Нижегородской областей) оказалось «переходной» зоной, в культуре которой скрещивались и видоизменялись южнорусские и севернорусские черты.

У русских, проживавших на западе России, было много общего с белорусами (светлый цвет одежды, кулинарные предпочтения, например любовь к картофелю), а русское население Среднего Поволжья заимствовало у своих соседей, волжан-неславян, орнаменты на одежде и особенности внутреннего убранства жилища.

Особым укладом хозяйственной жизни и быта отличались русские Сибири. Они составляли почти 70% переселенцев, прибывавших в этот регион в XVIII-XIX вв. Среди старообрядцев, которые спасались здесь от преследований «никониан», сложилось несколько групп (см. том «История России», часть 3, «Энциклопедии для детей»). С середины XVII в. в Забайкалье целыми семьями селились старообрядцы, отсюда и пошло название - семейские. Как правило, колонисты занимали земли по берегам крупных рек (Оби, Енисея, Ангары, Лены, Амура, Колымы) и их притоков. В конце XIX в. русские заселили юг Сибири вдоль Транссибирской магистрали, строившейся в 1891 -1916 гг.

К началу XX в. русские составляли 75 % населения Сибири, 70 % - Приуралья, 63 % - Поволжья, 40 % - Кавказа, 7 % - Средней Азии. Российское правительство не предоставляло им преимуществ на присоединённых землях, поэтому между русскими и нерусскими крестьянами не возникало вражды. Однако основная часть русских (более 90 %) по-прежнему проживала не в Сибири, а на европейской территории России. Почти все они (98 %) были православными.

Русские в течение многих веков жили сообразно своим неписаным законам, «по совести и правде». В русском национальном характере практически отсутствовала ксенофобия (ненависть к чужому, иноземному). Для русских была нехарактерна и мстительность: допускались либо непосредственная реакция на обиду, либо прощение вины. Православие требовало соблюдения строгих нравственных норм. Современные психологи, изучающие национальный характер разных народов, относят к традиционным чертам русских такие: долготерпение - и одновременно способность безоглядно подняться на бунт, «бессмысленный и беспощадный», по словам Александра Сергеевича Пушкина; надежду на истинного царя (правителя), способного защитить от неправды, - и в то же время мечты о «вольной воле» и свободе; подвижничество, героизм - и слабохарактерность, покорность (недаром Николай Алексеевич Некрасов писал: «Ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь»); жажду абсолютного (добра, равенства, справедливости) - и отрицание относительного (успеха для одного себя, счастья на время). Русские всегда высоко ценили доброе имя, честь, репутацию в глазах друзей и соседей, стремление к объединённому, «всем миром», решению спорных вопросов.

Октябрь 1917 г. открыл новую страницу в этнической истории русских. Советское государство стремилось заменить всё «национальное» «интернациональным», рабоче-крестьянским. Основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин прямо говорил о необходимости «не думать о своей нации и выше её ставить интересы всех, всеобщую свободу и равноправие. С «несогласными» центральные власти вели решительную борьбу. В печати слово «русский» стали заменять на «российский» (пролетариат, революция, культура и т. п.). «С Россией кончено...» - горестно заключал поэт Максимилиан Александрович Волошин, видя, как стираются грани между национально-русской и многонациональной культурами Российской империи.

Советские законы провозглашали равенство всех народов, религий и языков. После гражданской войны идеологи новой жизни открыто заявили о политике «коренизации», т. е. о повышении доли представителей коренного, нерусского населения в государственных структурах.

На словах советское руководство стремилось к «расцвету всех наций и культур», их «сближению и слиянию». На деле такая политика привела к тому, что резко сократилось преподавание на национальных языках, а это вызывало естественный протест нерусских народов. Русский был законодательно объявлен «вторым родным языком» для всех народов Союза, Однако русские не имели никаких преимуществ. Уровень их жизни в РСФСР, особенно в провинции, был при этом ниже, чем во многих республиках (прежде всего в Прибалтике). Такое положение приводило к взаимной антипатии в повседневном быту. Объявление РСФСР «первой среди равных» порождало национальную рознь между русским и другими народами «братской семьи республик». Стремление же развивать «многонациональную советскую» (а по сути дела - национально безликую) культуру в ущерб культурам национальным, в том числе русской, приводило к искоренению особенностей русского народного быта.

Распад СССР в декабре 1991 г. изменил положение русских в бывших советских республиках. Они превратились там в национальное меньшинство и стали быстро пополнять ряды эмигрантов.

В 90-х гг. в России возникли националистические партии и движения. Во многом это объясняется стремлением возвратиться к прежним нравственно-моральным устоям общества, ранее искоренявшимся, желанием возродить русскую культуру.

После распада Советского Союза Россия остаётся одной из самых больших мировых держав. Русские проживают в ней на громадной территории от Калининградской области до Дальнего Востока, от Мурманска и севера Сибири до предгорий Кавказа и бывших среднеазиатских республик. Их общая численность в мире - более 146 млн. человек; из них в РСФСР живёт почти 120 млн. (из 148 млн. населения страны в целом). В «ближнем зарубежье» (т. е. на территории бывшего СССР) оказалось почти 24 млн., в «дальнем» (в США, Канаде и других странах) - 2,5 млн. человек. Русские в Российской Федерации считают родным языком русский и используют при письме кириллический алфавит. Большинство верующих - православные.

Женщин среди русских больше, чем мужчин (52,7% против 47,3%), правда, с каждым годом это различие становится всё менее заметным. Наиболее распространённой у русских сегодня является семья из трёх человек (родители и один ребенок), что не обеспечивает даже простого воспроизводства.

Половина всех русских в Российской Федерации (49,7 %) проживает в центре Европейской России, на северо-западе, в Волго-Вятском районе и Поволжье. Русские южной и северной этнографических групп сохраняют свои особенности, прежде всего традиции строительства и украшения домов, а также кулинарные.

Сегодня русские остаются основным народом России, сохраняя своей особый характер и богатую культуру.

При оформлении статьи использованы фотографии из книги В. Белова "Лад"

Русская Цивилизация

Русские - народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек), самое многочисленное из славянских племен. За пределами Российской Федерации живут на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Эстонии, Азербайджане, Таджикистане, Литве, Туркмении, Грузии, Армении, а также в США, Канаде, странах Западной Европы и др.Язык русский восточной группы славянских языков индоевропейской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице. Верующие в основном православные.Русские, как и украинцы и белорусы, произошли от древнерусской народности (9-13 вв.), сложившейся из восточнославянских племeн в процессе распада родоплеменных отношений и создания Древнерусского государства вокруг Киева.По мнению многих исследователей, наименование русских восходит к названию одного из славянских племeн - родиев, россов, или русов. Наряду с древним самоназванием в 19 - начале 20 вв. употреблялось название великорусы, или великороссы.Формирование русской, или великорусской, народности произошло в ожесточeнной борьбе против тяжелейшего монголо-татарского ига и в ходе создания Русского централизованного государства вокруг Москвы в 14-15 вв. В 16-17 вв. границы Русского государства значительно расширились; в это время русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь.В 18-19 вв. дальнейшее расширение границ государства сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них экономическое и культурное влияние и сами воспринимали достижения их культуры и навыки хозяйства.В начале 20 века на обломках Российской империи было создано новое государство v Советский Союз, объединившее множество различных национальностей. Самой многочисленной нацией, однако, оставались русские. В 1991 году СССР прекратил свое существование.В силу специфических условий развития в разных районах страны среди русских к середине 19 в. сложился ряд этнографических групп. Наиболее крупные из них, различающиеся по наречиям языка ("окающий" и "акающий") и особенностям в постройках, одежде, некоторых обрядах и т.п., - северные и южные великорусы. Связующее звено между ними - средневеликорусская группа, занимающая центральный район - часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья; она имеет в языке и культуре как северно-, так и южновеликорусские черты.Более мелкие этнографические группы русских - поморы (на берегу Белого моря), Мещера (в северной части Рязанской области), различные группы казаков и их потомков (на реках Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири); старообрядческие группы - "поляки" (на Алтае), семейские (в Забайкалье), "каменщики" (на реке Бухтарма в Казахстане); особые группы составляют русские на Крайнем Севере (по рекам Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие многие черты окружающих народов. В настоящее время эти этнографические группы во многом утратили свои уникальные особенности, по ряду исторических и политических причин.

Как произошел русский народ. Сейчас (при современной системе просвещения в России) все меньше русских людей знает о происхождении своего народа. Самое большее, что сейчас знают, что русские жили в Древней Киевской Руси. Но даже это не сосем правильно. Во времена Киевской Руси еще не было русского народа, в те далекие времена русский, украинский и белорусский народ был единым целым народом и звали этот народ русичами (русами). Сначала я хотел написать историю происхождения русского народа, начиная с современных времен и далее углубляя в глубь веков и даже начал так писать. Но я понял, что все таки понятнее будет писать эту статью, начиная с самых древнейших времен (я начну с 17 миллионов лет назад) и постепенно (хронологически) описать эту историю (с этническими картами) с остановками и описанием этнических процессов на Земле и Восточной Европе, с остановками (и картами) в следующие годы: Итак начнем с самых древнейших времен. 17 миллионов лет назад (смотрите карту) Как видно по карте – тогда на Земле жили только асуры (лемурийцы), это были гиганты с черной кожей. Сейчас потомками этих черных гигантов являются – аборигены Австралии, папуасы, веддоиды Цейлона, койсанцы и пигмеи Африки. Это был первый народу существовавшему на Земле в 17 миллионов лет назад. Это был единственный народ на Земле. Его имя асуры (в некоторые исследователи называют их лемурийцами, греки называли их титанами, у этого народа много имен). И правда представители этого народа имели очень высокий рост – от 38-50 метров, постепенно этот рост уменьшался – вплоть до 6-7 метров. Как появился этот народ на Земле я здесь рассказывать не буду. Это отдельная длительная история. Могу сказать только одно, в создании этого народа участвовали высокоразвитые цивилизации. 4 миллиона лет назад. Как видно по этой карте, примерно в это время на Земле началось разделение единственного народа (асуров) на три других народа – атлантов, поздних асуров и муанцев. 1 миллион лет назад. В эти времена на Земле господствующим народом были атланты. Были конечно и другие народы – муанцы и поздние асуры, но они были в полном подчинении цивилизации атлантов (тольтеков). 79 тыс.лет д.н.э. Что же было примерно 80 тысяч лет назад. На Земле главную роль играют атланты, но они уже не так едины и сильны. Есть большие группы племен – аккадийцы, туранцы, австралоиды (потомки поздних асуров и муанцев) и другие смешанные народы, много в Европе появляется потомков атлантов, переселившихся с погибающего материка Атлантида. Карта мира приобретает вид, похожий на современный. Лемурии и материка Му давно уже нет, от Атлантиды остался остров Посейдонис. 22 тысячи лет д.н.э. Мы теперь будем рассматривать только часть мировой карты, а именно Восточную Европу и начнем мы с северной части Европы, так как она более всего нам нужна для рассмотрения нашей истории. Посмотрим что же было на севере Европы примерно 22000 лет д.н.э. На месте современных островов – Шпицбергена, Новой Земли и Земли Франца-Иосифа был тогда большой материк под названием Арктида (иногда его называют Гипербореей), там жили гиперборейцы (это северные атланты, переселившиеся сюда с погибающего материка Атлантида и острова Посейдонис). Как мы видим кроме гиперборейцев в центре Восточной Европы еще жили племена сунгирьской культуры и племена костенковской культуры. Некоторые современные историки считают, что именно от сунгирьцев произошли все индоевропейцы, а от костенковцев произошли все европеоидные народы но это не так. Мы не исследуем эти вопросы. Нас интересует происхождение только индоевропейцев. И мы нашли древнюю родину индоевропейцев (а значит и славян). Но напомню гиперборейцы являются также предками всех уральских (финно-угорских) народов. 12 тысяч лет д.н.э. Что же было в 12000 году д.н.э? В это время на севере Европы был еще большой ледник, он появился примерно в 12500 году д.н.э. Этот ледник уничтожил (покрыл льдами) северный материк Гиперборею. Гиперборейцам пришлось уйти на юг (на северный и средний Урал). Там была легендарная страна Биармия (Пермь Великая). Биармийцы (борейцы) являются потомками гиперборейцев. Они же являются предками всех индоевропейцев (включая славян) и также уральских (финно-угорских) народов. Южнее борейцев жили племена гагаринцев – это потомки поздних атлантов, переселившихся с Европы. Историки называют их потомками кроманьонцев. 6500 г.днэ. Как мы видим в это время - на обширной территории от Среднего и Южного Урала до Прибалтики жили племена шигирской культуры. Эти племена являются потомками бореев (биамийцев, потомков гиперборейцев). Это были предки всех индоевропейских народов и уральских (финно-угорских) народов. В эти времена наверное еще было трудно провести грань между будущими индоевропейцами и уральцами. Немного позднее из общей массы шигирцев выделилась бутовская культура (это тоже часть шигирцев, но они все таки уже ближе к нашим предкам (древним славянам), тем более что ареал обитания бутовцев совпадает с прародиной древних славян. Но еще раз напомню, что это еще были не славяне. 4800 г.д.н.э. К 4800 г.днэ из шигирской культуры выделились три новые группы народов (индоевропейских) – нарвская культура (нарвцы), верхневолжская культура (волжцы) и основная группа индоевропейцев (индоевропейцы). Все остальные племена, живущие южнее не являются предками индоевропейских народов. Волжцы продолжают расселяться на юг. 4100 г.д.н.э. К 4100 г.днэ на основе продвигавшихся на юг верхневолжцев образовалась новая культура – сурско-днепровская (сурцы). К этому времени на месте оставшихся бореев и остатков северных племен шигирской культуры остались лишь древние финно-угры. Образовалась днепро-донецкая культура (днепровцы), азовско-днепровкая культура (азовцы) и среднестоговская культура (стоговцы). Эти группы племен были новыми группами индоевропейцев. 3100 г.д.н.э. К 3100 году д.н.э. на Средней Волге сформировалась балахнинская культура (балахнинцы). В степях Евразии (от Иртыша до Дуная) сформировалась новая культура – ямная (ямники). Это новые группы индоевропейцы (ямников можно уже назвать «ариями», это восточная группа индоевропейцев. На севере Белорусии сформировалась северобелорусская культура (северцы). В верховьях Оки сформировалась белевкая культура (белевцы), южнее Оки сформировалась рязанская культура (рязанцы). Ближе всех к древним славянам – днепродонецкая культура (днепровцы) – это потомки племен верхневолжской культуры. В это время существовала и сама верхневолжская культура (волжцы), но к этому времени племена волжцев уже не были индоевропейцами, в их состав с севера влилось много уральских (финно-угорских) племен. На картах я буду все группы племен, которые влияли на формирование славянских (а позднее русского) народов, я буду подписывать еще и буквами. 2500 г.д.н.э. К 2500 г.днэ – в центре Восточной Европы (в верховьях Дона) сформировалась новая культура – культура шнуровой керамики (шнуровики). Эта культура сформировалась на основе ямной культуры и других культур Восточной Европы, родственных индоевропейцам (белевской, рязанской,балахнинской). Племена шнуровой керамики были индоевропейцам – скотоводами «пастухам», которые начали свое движение на запад - в Западную Европу. Началось заселение Европы индоевропейцами. Все новые культуры, которые стали появляться западнее этого очага были тоже культурами шнуровой керамики (но с другими названиями). С 2500 годв днэ началось массовое проникновение индоевропейцев в Западную Европу. С этого времени ямная культура включала в себя в основном только предков всех древних иранцев и индийцев. Племена ямной культуры часто называют ариями. На основе валдайской и северобелорусской культур сформировалась неманская культура (неманцы). Это были предки западных индоевропейцев. 2100 г.д.н.э. К 2300 году д.н.э. произошли следующие значительные этнические события. К этому времени началось движение племен шнуровой керамики (индоевропейцев) на запад – в Центральную Европу. В бассейне Среднего и Верхнего Днепра возникла средне-днепровская культура (днепровцы-2). В Скандинавии и Прибалтике образовась культура ладьевидных топоров (ладьевцы) (это тоже индоевропейцы – шнуровики). По «Сказанию о князьях Словене и Русе» именно в это время (на месте современного Великого Новгорода) был основан город Словенск, а на месте современной Старой Руссы – город Русса. На этом месте в те времена существовала фатьяновская культурв (это тоже индоевропейцы, которые тоже участвовали в формировании славян и русов). Сформировалась волынская мегалитическая культура (волынцы). В северо-западе от Кавказа образовалась майкопская культура (майкопцы). Это племеена – предки хеттов, лувийцев, палайцев, в последствии переселившихся в Малую Азию, а также оставшихся на месте синдов и меотов. Примерно в это же время появился центр всех арийских (индо-иранских) племен – город Аркаим (на южном Урале). Позднее – к 2100 г.днэ – на основе культуры ладьевидных топоров в Прибалтике сформировалась прибалтийская культура (прибалты). На востоке Польши и западе Белорусии появилась культура злота (злоты). Это продолжение движения индоевропейцев на запад (это тоже культура шнуровой керамики). На западном побережье Черного моря возникла усатовская культура. (усатовцы). 1900 г.д.н.э. В низовьях Волги, Дона и Днепра появилась катакомбная культура (катакомбники). Это предки киммерийцев и скифов. На Северном Кавказе сформировалась северокавказская культура (северокавказцы). В западной Украине появилась городская культура (городцы). На юге Румынии и севере Болгарии сформировалась культура глина (глина). В западной Румынии появилась культура перьямош (перьямцы). Если кто то спросит, племена какой культуры были предками славян, то я отвечу, что это была средне-днепровская культура (днепровцы 2), но на формирование славян оказывали влияние и племена соседних культур. 1600 г.д.н.э. К этому времени племена культуры колоколовидных кубков (подственные древним иберам) продвинулись до территории Западной Украины (заняв всю Польшу). На территории Прибалтики появилась культура – юго-восточно прибалтийская На территории Румынии вонникла культура монтеору (монтеоры). На севере Болгарии формируется новый народ – греки (это дорийцы, ионийцы, этолийцы). Но индоевропейцы продолжили свое движение на запад. 1300 г.д.н.э. К 1500 г.днэ в бассейне Средней Оки появилась сейминская культура (сейминцы). В верховьях Дона и на Средней Волге появилась срубная культура (срубники). На территории Польши и Украины появилась тшцинецкая культура (тшцинецы). На уге Урала и севере Казахстана сформировалась андроновская культура (андроновцы). В низовьях Дуная появилась культура тей (тей). На Балканах сформировался новый народ – фракийцы (фракийцы). Позднее – к 1300 г.днэ –в долине Кубани сформировалась прикубанская культура (кубанцы) – это предки будущих синдов и меотов. В Западной Украине сформировалась комаровская культура (комаровцы). В Центре Европы сформировалась культура курганных погребений (курганники). Это всего вероятнее предки древних кельтов. 1100 г.днэ. К 1100 г.днэ в центре Европы сформировалась лужицкая культура (лужичане). Это предки не только древних славян, но и германцев. На северо-востоке Румынии и на территории Молдавии сформировалась культура ноа (ноа). На западном берегу Среднего Днепра возникла белогрудовская культура (белогрудовцы). 900 г.д.н.э. К этому времени в бассейне Десны сформировалась юхновская культура (юхновцы). На восточном берегу Среднего Днепра сформировалась чернолесская культура (чернолесцы). В западной Украине образовалась высоцкая культура (высоццы). В степях восточнее среднего Днепра возникла бондарихинская культура (бондарихинцы). 700 г.д.н.э. К 800 г.днэ в Северном Причерноморье сформировался новый народ – киммерийцы (киммерийцы). Позднее – к 700 г.днэ - в южной части Прибалтики сформировалась балтийская курганная культура (прибалты-3). В Северном Причерноморье, в бассейне Нижнего Дона сформировался новый народ – скифы (скифы). В нижнем течении Волги и Урала появился новый народ – савроматы (савроматы). На территории Югославии появились племена гальштатской культуры (гальштаты). Гальштаты – это предки будущих кельтов. К этому времени наиболее вероятными предками славян являются чернолесцы и высокцы, хотя и восточные лужичане тоже были предками славян. 500 г.д.н.э. К 550 г.днэ в верховьях Днепра и Волги возникла днепро-двинская культура (двинцы). На западном берегу Днепра сформировалась зарубинецкая культура (зарубинцы). На берегах Черного моря появились греческие колонии (греки). А к 500 г.днэ между Средней Волгой и Верхним Доном образовалась городецкая культура (городецы). На Среднем Днепре сформировалась милоградская культура (милоградцы). На территории Польши сформировалась поморская культура (поморцы). В Прибалтике и северо-западе Белорусии сформировалась культура штрихованной керамики (штриховики). Между Волгой и Окой сформировалась верхнеокская культура (окцы). 300 г.д.н.э. К этому времени на территории Молдовы появилась культура поянешти (поянешти). На юго-востоке Польши возникла губинская культура (губинцы). На территорию Словакии проникли племена латенской культуры (кельты). На территории Югославии сформировался новый народ – иллирийцы (иллирийцы). 150 г.д.н.э. К этому времени в степях Северного Кавказа появился новый народ – аорсы (аорсы). Это ираноязычный народ, он выделился из состава савроматов. На юге Польши и западе Украины появилась пшеворская культура (пшеворцы). На севере Польши сформировалась оксывская культура (оксывцы). Все историки считают, что пшеворцы и милоградцы являются славянами. 200 год нашей эры. На карте 200 года северными соседями славян были финно-угорские племена. Восточными и южными соседями славян были сарматские племена (это индоевропейские племена кочевников). На юго-западе от славян (территория Молдавии, Румынии, Болгарии) жили фракийские племена (это тоже индоевропейцы). Далее на западе от славян (в центре Европы) жили кельты и германцы (это тоже были индоевропейцы). 450 год. Но обратите внимание, что если южными соседями антов были тюркские племена, то западнее антов жили славянские племена склавинов. Склавины – это восточные славяне. Без них невозможно проследить и нашу историю. Были времена, что и восточные и западные славяне были одной большой группой родственных племен – славянами. 950 год. Как видно по этой карте, на территории древней Руси жили несколько групп восточно-славянских племен (с севера на юг) – славяне ильменские, кривичи, полочане, вятичи, кривичи, радимичи, древляне, северяне, поляне, волыняне, дулебы, белые хорваты, тиверцы, уличи. Часто эти все племена перед общей угрозой объединялись в союзы. Известен один из них. Когда на территорию Руси начали продвигаться гунны (тюркоязычные кочевники с Центральной Азии), у восточных славян был союз известный под именем анты. Это отражено в еще более древней карте 450 года. 1300 год. По это карте видно, что в 1300 году народ был еще единым и носил одно название – русичи. Киевская Русь к 13 веку превратилась в раздробленное государство, в котором вся власть была уже не в Киеве, а в ряде феодальных государств, во главе которых стояли князья. Это и стало причиной слабости этой территории. 1600 год. К 1600 году русские, украинцы и белорусы уже были отдельными (родственными) народами. Почему же эти родственные народы разделились? Потому что Киевская Русь к 13 веку превратилась в раздробленное государство, в котором вся власть была уже не в Киеве, а в ряде феодальных государств, во главе которых стояли князья. По этой причине эти государства были подчинены другим государствам. Большая часть (восточная) была подчинена Золотой Орде (монголо-татарскому государству) и на этой территории начал формироваться русский народ. Юго-восточная часть бывшей Киевской Руси была подчинена длительное время польскому государству и население ее стало украинцами. Сейчас можно кратко проследить путь формирования русского народа, конечно эта таблица описывает упрощенный путь: Гиперборейцы - Борейцы Борейцы - Шигирская культура Шигирская культура - Верхневолжская культура и Восточные индоевропейцы. Верхневолжская культура - Сурско-днепровская культура Сурско-днепровская культура - Днепро-донецкая культура Индоевропейцы восточные - Ямная культура Ямная культура - Шнуровой керамики культура Шнуровой керамики культура - Среднеднепровская культура Днепро-донецкая культура - Среднеднепровская культура Среднеднепровская культура - Тшцинецкая культура Тшцинецкая культура - Лужицкая культура Лужицкая культура - Поморская культура Поморская культура - Пшеворская культура Оксывская культура - Пшеворская культура Пшеворская культура - Славяне Славяне - Анты Анты - Русичи (большая группа восточно-славянских племен) Русичи - Русские, украинцы, белорусы. В завершении этой статьи я хочу сказать. Не надо после прочтения этой статьи говорить, что именно русский народ является потомками самого древнего народа – асуров. Все народы мира являются потомками этого народа.