Почему мертвых душ гоголя называют поэмой. План сочинения — Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? Смысл названия: буквальный и метафорический

Если обратиться к литературным словарям, то «поэму» можно определить, как стихотворное лиро-эпическое произведение, отражающее определенные жизненные или исторические события, которые представляются читателю через восприятие рассказчика.

« » являются величайшим памятником мировой литературы, которые создавались Николаем Гоголем не один год. В своем произведении автор сумел показать нам жизнь российского государства в середине 19 века с его бездушной бюрократической машиной, крепостным правом и душевным разложением человеческой личности.

Мастерски воспользовался «подарком» Пушкина. Во время работы над «Мертвыми душами» Николай Васильевич решил развить идею и создать целых три тома поэмы. В них он собирался показать нам все грани жизни русского государства. Основной идеей второго и третьего тома, по замыслу автора, должно было стать душевное возрождение главного героя. Все же, первоначально «Мертвые души» задумывались Гоголем как роман, но позже, в одном из писем Жуковскому, он называет свое произведение поэмой. По моему мнению, именно широта описываемых событий, изобилие лирических отступлений натолкнули Николая Васильевича на мысль о названии «Мертвых душ» поэмой.

По замыслу Гоголя, поэма «Мертвые души» должна была стать в один ряд с «Одиссеей» Гомера и «Божественной комедией» Данте. «Мертвые души» должны были открыть перед нами «ад», «чистилище» и «рай» тогдашней России. Гоголь пытался не только обратить наше внимание на проблемы российского государства, а и предложить путь их решения.

Композиция поэмы довольно проста. Все структурные элементы произведения связаны между собой личностью главного героя – Павла Ивановича Чичикова и его желанию обогатиться. Даже вставная конструкция произведения – «Повесть о капитане Копейкине» - не выбивается из общего содержания.

Кроме этого, «Мертвые души» обладают еще одним характерным элементом, который присущ именно поэме. Это лирические отступления, в которых Гоголь дает свою оценку происходящим событиям. Именно лирические отступления дают нам возможность ощутить автора, узнать его мысли, почувствовать эмоции. В своих лирических отступлениях Гоголь поднимает две темы – тему России и тему дорог. Автор свято верит, что придут времена и Россия возродится, что люди перестанут быть жестокими и эгоистичными, а их душа наполниться любовью и счастьем.

Произведение «Мертвые души», которое написал Гоголь, на сегодня остается одним из самых гениальных творений не только этого писателя, но и вообще в русской литературе. Данную работу смело можно назвать вершиной таланта Николая Васильевича, который сумел очень точно изобразить современную ему Россию, показать жизнь всех слоев населения, несостоятельность бюрократического аппарата и убожество В гениальности произведения никто не сомневается, только вот уже на протяжении многих десятилетий как поклонники творчества, так и критики не могут понять, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?

По признанию самого писателя, идею написать это творение подал ему Пушкин, который все время восхищался манерой написания произведений Гоголя и его умением с помощью описания всего нескольких черт характера оживить своих героев. У Александра Сергеевича самого была задумка написать похожую поэму, но он решил отдать ее своему другу. Многие считают, что из этого и выплывает ответ на вопрос о том, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, ведь изначально работа задумывалась именно в таком виде.

Николай Васильевич взял у Пушкина лишь идею, потому что при написании работы он начал углубляться и более детально описывать не только характер героев, но и их судьбу, жизнь всей страны того времени. В разные периоды писатель именовал свое творение романом, сочинением, повестью, но почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, остановившись именно на этом жанре, остается загадкой. Есть предположение, что он так поступил, увидев всю насыщенность и широту лирических элементов.

Поэма построена очень четко и ясно, главный герой Чичиков путешествует по всей России, чтобы стать обладателем крупных средств, скупая мертвые души. Манилов, Ноздрев, Собакевич, Коробочка, Плюшкин - это не просто фамилии помещиков, которых он навещал, это образ жизни, мышление и чувства людей этого сословия. Николай Васильевич желал написать не один том, а три, которые вывели бы героев на другой уровень, где они смогли бы морально возродиться.

Поэма Гоголя «Мертвые души» должна занимать почетное место рядом с такими мировыми произведениями, как «Одиссея» Гомера и «Божественная комедия» Данте. В первой работе описывается жизнь древних греков, во второй средневековый феодализм, а Гоголь описал жизнь в России первой половины 19 века. Он также хотел, чтобы его герои прошли ад, чистилище и рай, показать нравственное падение общества, волнующие но чтобы среди всего этого беспорядка и гнили был и просвет - путь к духовному возрождению.

После знакомства с этим произведением становится ясно, что оно написано в нетрадиционной форме и не имеет аналогов во всем мире. Возможно, именно в этом и кроется ответ на вопрос, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой. В структуре произведения значимая роль отводится лирическим отступлениям, что характерно для этого жанра. Именно в отступлениях прослеживаются мысли писателя, который делится с читателем своими переживаниями по поводу ситуации в родной для него стране. Свой первый том Гоголь завершил, оставив предположение, что государство ждет возрождение и просветление душ всего народа. Писатель хотел воссоздать идеальный мир, поэтому назвал свое творение лиро-эпической поэмой.

Почему «Мертвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?

«Мертвые души» Н.В. Гоголя – явление столь же гениальное и удивительное, сколь и произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Оба текста (с точки зрения жанрового определения) оказываются авторской новацией в системе жанров русской литературы девятнадцатого века. Как необыкновенно казалось тогда литературному обществу определение лирического произведения как «романа» (хоть и «в стихах»), и столь же удивительно звучит определение «поэма» по отношению к прозаическому тексту.
Виссарион Григорьевич Белинский, великий критик девятнадцатого столетия, характеризует произведение Гоголя как роман, выстраивая четкую систему доказательств. Однако, прекрасно зная точку эту зрения, Гоголь и во втором издании «Мертвых душ» определяет жанр произведения как «поэма». На это есть ряд существенных причин, которые можно обнаружить при детальном анализе текста.
Во-первых, согласно определению, поэма – это лироэпический жанр, в котором на первый план выводятся какие-либо значительные и весомые характеры. Можно с уверенностью утверждать, что произведение Н.В. Гоголя – это не просто текст, это не просто повествование о судьбе и похождениях Чичикова, об его удивительной афере, о дерзкой и невероятной идее и прочее. Нет, текст поэмы – это еще и место осязаемого существования автора: читатель не может не обнаружить живой писательский дух, отраженный в лирических отступлениях, в которых Гоголь рассуждает о судьбе России. То есть тонкая лирика души автора, его искренние переживания тесно переплетаются с основной сюжетной линией, очерченной в произведении.
Во-вторых, герои «Мертвых душ» - это своеобразные «антибогатыри». Они значительны, известны всему народу, они прославились, но все их действия и поступки характеризуются с отрицательной стороны, они вызывают неприязнь. Лермонтов, представляя читателю Печорина как героя своего времени, в тех же тонах описывал типичную натуру современного поколения (стоит сказать, что и не без тени сожаления). Так и Гоголь: он показывает все самое гнусное, обнажает читателю обыденную и всем известную Россию – не сильное государство с великими победами и многовековой историей, но страну со своими безобразными, низменными страстями и скверными пороками, в которой действуют не бравые герои-освободители, а мелкие и жадные помещичьи души. Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрев и Плюшкин – вот самые значительные характеры того времени: характеры низкие и глупые, безнравственные и абсолютно мертвые, пустые; однако это герои своего времени, это нравы России, смело и ярко показанные великим писателем.
В-третьих, стоит заметить, что Гоголь называл «Мертвые души» поэмой еще и потому, что считал значительным и очень важным сам замысел своего произведения: он мыслил его весомым импульсом к духовному возрождению России.
Возможно, что именно такое отношение к своей идее и дало повод Н.В. Гоголю определить жанр своего произведения как «поэма».

Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. По этим чертам становится ясна основная мысль произведения, и мы примерно угадываем его содержание: от определения "роман" мы ждем описания длительного периода жизни героев, от комедии - динамичного действия и необычной развязки; лирическое стихотворение должно погружать нас в глубину чувств и переживаний. Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу приводит читателя в недоумение. Так, недоуменно было встречено и одно из величайших, но в то же время и загадочных произведений XIX века - поэма Гоголя "Мертвые души".

Жанровое определение "поэма", под которой тогда однозначно понималось лироэпическое произведение, написанное в стихотворной форме и романтическое по преимуществу, принималось современниками Гоголя поразному. Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над авторским определением жанра произведения. Но мнения разошлись, и другие усмотрели в этом определении скрытую иронию.

Почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей? Неужели поэма настолько вместительна, чтобы дать простор всем мыслям и духовным переживаниям Гоголя? Ведь "Мертвые души" воплотили в себе и иронию, и художественную проповедь. Безусловно, в этом-то и состоит мастерство Гоголя. Он сумел перемешать черты, присущие разным жанрам, и гармонично соединить их под одним жанровым определением "поэма".

Что же нового внес Гоголь? Какие из черт поэмы, корни которой уходят в античность, он оставил для раскрытия своего творческого замысла? Прежде всего нам вспоминаются "Илиада" и "Одиссея" Гомера. На этой основе развернулась полемика между Белинским и Аксаковым, который считал, что "Мертвые души" написаны точно по образцу "Илиады" и "Одиссеи". "В поэме Гоголя является нам тот древний гомеровский эпос, в ней возникает вновь его важный характер, его достоинство и широко-объемлющий размер", - писал Аксаков.

Действительно, черты сходства с гомеровской поэмой очевидны, они играют большую роль в определении жанра и раскрытии замысла автора. Уже начиная с заглавия, аналогия со странствиями Одиссея очевидна. На яростные протесты цензуры против такого несколько странного названия - "Мертвые души" - Гоголь ответил, прибавив к главному названию еще одно - "Похождения Чичикова". Но похождения, путешествия, странствия Одиссея и описал великий Гомер.

Одной из самых ярких аналогий с поэмой Гомера является появление Чичикова у Коробочки. Если Чичиков Одиссей, странствующий по свету, то Коробочка предстает перед нами, пусть в таком необычном виде, нимфой Калипсо или волшебницей Цирцеей: "Ах, сударь-батюшка, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи. Где так изволил засалиться?" Такими словами приветствует Коробочка Чичикова, и так, только превратив их в настоящих свиней, встречает спутников Одиссея Цирцея. Пробыв у Коробочки около суток, Чичиков сам превращается в борова, поглощая пироги и прочие яства. Надо заметить, что Коробочка (кстати, единственная женщина среди помещиков) проживала в своем отдаленном поместье, напоминающем заброшенный остров Калипсо, и продержала Чичикова у себя дольше всех помещиков. У Коробочки приоткрывается тайна шкатулочки Чичикова. Некоторые исследователи полагают, что это жена Чичикова. В этом ярко проявляется мистицизм и загадочность гоголевского произведения, оно отчасти начинает напоминать лирическую поэму с волнующим мистическим сюжетом. Заглавие "Мертвые души" и черепа, нарисованные самим Гоголем на титульном листе, только подтверждают эту мысль.

Другим напоминанием о гомеровской поэме может служить образ Собакевича. Стоит лишь взглянуть на него, и мы узнаем в нем циклопа Полифема - мощного, грозного великана, обитающего в таких же огромных берлогах. Дом Собакевича вовсе не отличается красотой и изяществом, а про такое здание мы говорим - циклопическое сооружение, имея в виду его форму и полное отсутствие какой-либо логики в построении. Да и сам Собакевич противоречив: его "половина" - Феодулия Ивановна, тощая как жердь, является полной противоположностью своему мужу.

Но не только в описаниях помещиков мы находим сходство с гомеровской поэмой. Интересен также и эпизод на таможне, не уступающий по своей хитрости смекалке Одиссея. Перевозка кружев на баранах явно перенята у античного героя, который спас свою жизнь и жизни своих товарищей, подвязав людей под овец.

Аналогии есть и в композиции - экспозиция о прошлых делах Чичикова дана в конце произведения, так же, как и Одиссей рассказывает Алкиною о своих бедствиях, уже находясь почти рядом с родной Итакой. Такой перестановке вступлений, заключений и главной части способствует и еще один интересный факт: и Одиссей, и Чичиков путешествуют как бы не по своей воле - они оба постепенно затягиваются стихиями, которые управляют героями, как хотят. Обращает на себя внимание сходство этих стихий: в одном случае это грозная природа, в другом - порочная природа человека.

Итак, мы видим, что композиция непосредственно связана с жанром поэмы, и гомеровские аналогии здесь имеют огромное значение. Они играют большую роль в жанровом определении и расширяют поэму до размеров "малого рода эпопеи". На это прямо указывают необычные композиционные приемы, позволяющие охватить значительный отрезок времени, и вставные рассказы, усложняющие сюжетную линию произведения.

Но говорить о прямом влиянии античного эпоса на гоголевскую поэму было бы неправильно. Начиная с древних времен многие жанры прошли сложную эволюцию. Думать, что в наше время возможен древний эпос, это так же нелепо, как и полагать, что человечество может вновь сделаться ребенком. Об этом писал В. Белинский, полемизируя с К. Аксаковым. Но поэма Гоголя, конечно, куда философичней, и некоторые критики находят влияние другого великого произведения, правда, уже эпохи Возрождения - "Божественной комедии" Данте.

В самой структуре поэмы просматриваются некоторые черты сходства: во-первых, указывается на трехчастный принцип композиции произведения, и первый том "Мертвых душ", задуманных как трехтомник, являет собой, условно говоря, Ад дантовской комедии. Отдельные главы представляют собой круги ада: 1-й круг - Лимб - поместье Манилова, где находятся безгрешные язычники - Манилов с женой и их дети. Сладострастники Коробочка и Ноздрев населяют второй круг ада, далее следуют Собакевич и Плюшкин, одержимые Плутосом - богом богатства и скупости.

Город Дит - губернский город, и даже стражник у ворот, у которого усы кажутся на лбу и напоминают таким образом рога черта, уже говорит нам о сходстве этих порочных городов своим видом. В то время, когда Чичиков покидает город, в него вносят гроб покойного прокурора - это черти волокут его душу в ад. Через это царство тени и мрака проглядывает лишь один луч света, губернаторская дочка - Беатриче (или героиня 2 тома "Мертвых душ" Уленька Бетрищева).

Композиционные и текстовые аналогии с комедией Данте указывают на всеобъемлющий характер гоголевского произведения. Одним сравнением России с адом в первом томе Гоголь помогает нам понять, что Россия должна воспрянуть духом и из ада пройти в чистилище, а затем в рай. Такие несколько утопические и гротесковые идеи Гоголя, его всеуничтожающие и поистине гомеровские сравнения могли быть выражены только в поэме, такой мистической и необычной по своему сюжету, как у Данте.

В том, что Гоголь не сумел осуществить свой творческий замысел, состоявший в создании чистилища и рая (двух последующих томов), состоит эстетическая трагедия Гоголя. Он слишком хорошо осознавал падение России, и в его поэме пошлая российская действительность нашла свое философски полное отражение. Получилась как бы пародия, изобличение пороков российской действительности.

Задуманное Гоголем возрождение Чичикова несет в себе оттенок некоего донкихотства. Перед нами открывается еще один возможный прообраз поэмы Гоголя – травестированный рыцарский роман (которым является и "Дон-Кихот" Сервантеса). В основе травестированного рыцарского романа, а иначе плутовского, также лежит жанр похождений.

Чичиков путешествует по России, занимаясь аферами и сомнительными предприятиями, но сквозь поиски сокровищ проглядывают поиски духовного совершенства - Гоголь постепенно выводит Чичикова на прямой путь, который бы явился началом долгого пути возрождения во втором и третьем томах "Мертвых душ". Травестирование жанра, как, например, травестирование рыцарского романа в плутовской, приводит иногда к тому, что большое влияние начинают оказывать и фольклорные элементы. Их влияние на формирование жанрового своеобразия "Мертвых душ" достаточно велико. Причем на творчество Гоголя, который был украинофилом, непосредственное влияние оказали именно украинские мотивы, тем более что и травести оказались наиболее распространенными на Украине (например, поэма Котляревского "Энеида"). В. Бахтин находит в гоголевской поэме "формы веселого карнавального шествия по преисподней".

Итак, перед нами предстают обычные герои фольклорных жанров - богатыри, изображенные Гоголем как бы в перевернутом виде (в виде антибогатырей без душ). Это гоголевские помещики и чиновники, например, Собакевич, который, по мнению Набокова, является чуть ли не самым поэтическим героем Гоголя. Большую роль в поэме играет и образ народа, но не жалкие Селифан и Петрушка, которые, по сути, тоже внутренне мертвы, а идеализированный народ лирических отступлений. Он не только указывает на такой фольклорный жанр, как лирическая народная песня, но как бы подводит нас к самому глубокому в художественном и идейном смысле жанру - художественной проповеди.

Гоголь сам мыслил себя богатырем, который, прямо указуя на недостатки, воспитает Россию и удержит ее от дальнейшего падения. Он думал, что, показав "метафизическую природу зла" (Бердяев), возродит падшие "мертвые души" и своим произведением, как рычагом, перевернет их развитие в сторону возрождения. На это указывает один факт: Гоголь хотел, чтобы его поэма вышла вместе с картиной Иванова "Явление Христа народу". Таким же лучом, способствующим прозрению, Гоголь представлял и свое произведение.

В этом и есть особый замысел Гоголя: сочетание черт разных жанров придает его произведению всеобъемлющий дидактический характер притчи или поучения. Первая часть задуманной трилогии написана блестяще только один Гоголь сумел так ярко показать безобразную российскую действительность. Но в дальнейшем писателя постигла эстетическая и творческая трагедия, художественная проповедь воплотила только первую свою часть - порицание, но не имела конца - раскаяния и воскресения. Намек на раскаяние содержится в самом жанровом определении. Именно лирические отступления, которыми и должна быть наполнена настоящая поэма, указывают на него, хотя они и остаются, пожалуй, единственной чертой настоящего лироэпического произведения. Они придают всему произведению внутреннюю грусть и оттеняют иронию. Сам Гоголь говорил, что 1-й том "Мертвых душ" - это лишь "крыльцо к обширному зданию", 2-й и 3-й тома - чистилище и возрождение.

Писатель думал переродить людей путем прямого наставления, но не смог: он так и не увидел идеальных "воскресших" людей. Но его литературное начинание было продолжено в русской литературе. Достоевский, Толстой смогли показать перерождение человека, воскресение его и той действительности, которую так ярко изобразил Гоголь.

По школьной программе каждый из нас должен прочитать одно из величайших произведений мировой литературы – «Мертвые души» Гоголя. И при этом учителя всегда акцентируют внимание на том, что оно принадлежит к жанру поэмы. Как такое может быть? Почему «Мертвые души» не считаются, к примеру, романом или повестью? Ведь оно написано в прозе, а все известные поэмы созданы в стихотворной форме… На этот вопрос мы сегодня вам ответим.

Мнение самого автора

Согласно литературной традиции, «Мертвые души» необходимо отнести к социально-сатирической повести. Но общеизвестно, что сам Гоголь определял свое «детище» как поэму, и у него были на это свои соображения.

Николай Васильевич в качестве высшей литературной мысли возносил эпический жанр, но в то же время замечал, что есть промежуточный вид между эпосом и романом – так называемый «менее эпический вид». Этот термин лучше всего описывает жанровые и смысловые особенности «Мертвых душ», но такое длинное название слишком сложно для восприятия, поэтому Гоголь использует термин «поэма». Этот термин также позволил автору помимо эпического начала использовать в повествовании лирические элементы.

Особенности поэмы как жанра

Поэма – это жанр, которые гармонично вобрал в себя элементы эпоса и лирики. В традиционном понимании такие произведения должны иметь стихотворную форму, но в литературной практике известны также прозаические поэмы – помимо «Мертвых душ», следует в этой связи упомянуть «Москва-Петушки» В. Ерофеева, а также «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна. Таким образом, действительно поэма может быть написана в прозе, если выполняются следующие условия:

  • наличие объемных лирических отступлений на форе эпичного изображения действительности;
  • наличие героев и/или антигероев;
  • особый прозаический язык повествования (близкий к стихотворному по мелодичности, ритмике, широкому набору выразительных средств лексики и пр.).

Все эти признаки можно найти в «Мертвых душах» Гоголя.

Сочетание лирики и эпоса

Поэтика Гоголя является поэтикой контрастов, противоречий. Данный писатель стал мастером сложного и горького гротеска, который подчеркивался резкими скачками от комического к серьезному, от смеха к пафосу. В этом и состоит сочетание лирики и эпоса.

В авторском повествовании очень четко прослеживаются два контрастных стиля, которые соответствуют двум совершенно иным жанрам: поэтика возвышенности (что характерно для лирики) и поэтика тривиальности, реализма (что характерно для эпоса). Первый из них воплотился в лирических отступлениях, которые можно с уверенностью назвать полноценными стихотворениями в прозе.

Эпическая составляющая реализована в основной сюжетной линии «Мертвых душ», где автор описывает пошлость и уродство российской реальности той эпохи.

Итак, мы видим, что произведение сочетает в себе эпическое и лирическое начала, что вполне соответствует поэме как жанру.

Наличие героев и/или антигероев

В «Мертвых душах» изображена целая линейка антигероев (включая главного персонажа Чичикова). В поисках своих «мертвых крепостных» Чичиков объезжает помещичьи усадьбы неподалеку от города Н., где встречается с негативными характерами.

Так, Манилов, несмотря на свою внешнюю симпатичность, является излишне сентиментальным и слащавым персонажем, воплощением розового оптимизма и глупой мечтательности. Он не имеет ни характера, ни собственной воли. Остальных помещиков также нельзя назвать иначе, как «антигерои»: это и ограниченная узким мышлением Коробочка, и авантюрист Ноздрев, и хитрый «кулак» Собакевич, и, конечно же, жадный и полностью деградирующий Плюшкин. Итак, второй признак жанра поэмы также налицо.

Особый язык повествования

Гоголевские сравнения – это один из самых знаменитых трюков в поэтике автора. Сравнение людей и животных, иронические метафоры, многогранные аллюзии помогают писателю достичь потрясающих эффектов. Гоголь играет на контрасте основных эпических форм с ритмическими конструкциями и комическим содержанием.

Необычная образность всех персонажей достигается за счет преувеличения некоторых их характеристик, что не характерно для жанра повести или романа. Гоголь не проникает в психику героев, а с помощью описания отличительных жестов, мимики и позы дает читателю возможность самостоятельно составить правильный образ.

Многочисленные лирические отступления, вставные элементы, возвышенные размышления и искренние переживания автора за судьбу своей родины выводят «Мертвые души» за рамки эпического жанра. Особенно показателен в этом плане финал, в котором Гоголь дает живописный портрет “птицы-тройки” – большое обобщение мыслей писателя о людях и России.

Итоги

Резюмируя все вышесказанное, произведение «Мертвые души» можно действительно отнести к жанру поэмы. Причем, к уникальной поэме, которой нет аналогов в мировой литературе. Благодаря простым формам, жесткой сатире и искренним авторским эмоциям «Мертвые души» признаны острым и очень емким портретом крепостной России.