Художественное своеобразие романа обломов. Художественные особенности романа "Обломов" Гончарова И.А. Смысловые особенности композиции «Обломова»

Антитеза - это художественное средство, заключающееся в противопоставлении образов, предметов. В основе многих произведений, в числе которых и роман И.А. Гончарова «Обломов», лежит этот прием. Во многом противоположны образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, на контрасте описано существование людей в городе и в деревне, уклад жизни в Обломовке и в доме Штольца, противоположны и характеры главных героев - Ильи Ильича Обломова и Андрея Иваныча Штольца.
Различия мы видим еще в рассказе о детстве этих двух людей. Обломов хоть и был веселым, подвижным ребенком (например, пользуясь часом послеобеденного сна, «взбегал на галерею, обегал по скрипучим доскам кругом, лазил на голубятню, забирался в глушь сада»), но постепенно зачах в окружавшей его обстановке праздности. Уже после десятиминутного отсутствия маленького барина многочисленные слуги отправлялись на его поиски, тогда как Штольц с детства был приучен к самостоятельной деятельности и мог по три-четыре дня не объявляться дома. Он привык выполнять поручения отца, для чего ему часто приходилось путешествовать, он все всегда делал сам, а Обломов постоянно надеялся на своих трехсот Захаров («триста Захаров»).
Поскольку Гончаров был одним из представителей натуральной школы и был согласен с лозунгом реалистов «среда заела», то он считал, что характер человека во многом зависит от той обстановки, в которой этот человек рос. Поэтому становится понятным, почему столь много авторского внимания уделяется описанию атмосферы, царившей в Обломовке и Верхеево. В первом поместье жизнь текла неспешно, не изменяясь веками, вдали от шума городов, их суеты. Здесь все подчинялись старым обычаям и традициям, существовавшим еще при их отцах и дедах. В доме же Штольца жили люди, привыкшие к работе, труду и самостоятельности. Поэтому неудивительно, что характеры героев, росших в столь непохожих местах, так различаются. Это различие проявляется даже в их портретах. Обломов был «молодой человек... с отсутствием всякой определенней идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица», а во всех движениях его была мягкость, «которая являлась господствующим и основным выражением не лица только, а всей души». Постоянным спутником его был халат - символ лени и бездеятельного лежания на диване.
Штольц же был «весь составлен из костей, мускулов и нервов», у него не было ни одного лишнего движения, и при нем часто находился плащ - символ постоянных разъездов и активной деятельности его владельца. В этих портретах отражены основные черты героев. Для Обломова характерны мягкость, доброта, неспособность к каким- либо действиям, мечтательность. У него отсутствовала цель в жизни, зато для себя он решил, каким человеком он не будет. Это видно из его размышлений о визитерах. Мнение Обломова обо всех них примерно одинаково: «Где же здесь человек? На что он рассыпался и раздробился?» Для Ильи Ильича свойственно неприятие светской жизни с ее суетой и механистичностью, он способен видеть истинные качества человека, понимать его чувства, что характеризует его как глубокую, думающую личность.
Штольц же постоянно занят каким-либо делом, находится в разъездах: сегодня он за границей, завтра - в Об- ломовке, послезавтра - еще где-нибудь. Но мы нигде в романе не видим подробного рассказа о деятельности Штольца, ее результатах, автор лишь информирует нас о ней, отчего действия Андрея Иваныча становятся для читателя похожими на бесполезные, то есть на суету. И эта бесконечная суета Штольца ничуть не лучше жизни Обломова по старым, неизменяющимся традициям. Эти черты, по мнению автора, являются господствующими в двух национальных характерах: в русском и в западном, то есть в немецком. В том, что Обломов вырос в России, впитав все особенности этой земли, а отец Штольца - немец, передавший своему сыну некоторые свои качества, также есть противопоставление.
При столь различных характерах у этих двух героев и взгляды на многие аспекты жизни разные в том числе и на проблему семейного счастья. Для Штольца брак должен быть таким, чтобы влюбленных «будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоем, чувствовать, говорить!». Обломов же, описывая счастливую семейную жизнь, упоминает прежде всего бытовые детали, такие, как различные обеды, ужины, пикники, поездки в гости. Штольц позже скажет, что такой «брак был бы только формой, а не содержанием, средством, а не целью; служил бы широкой и неизменной рамкой для визитов, приема гостей, обедов и вечеров, пустой болтовни». И каждый из героев находит свой идеал. Для Обломова это Агафья Пшеницына, а для Штольца - Ольга Ильинская.
Образы этих двух женщин также противопоставлены. Ольга - это прежде всего думающий человек, что подчеркивает ее портрет: «губы ее были большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли». Она - интересный собеседник и является олицетворением духовной активности, тогда как Пшеницына - это прежде всего активность физическая. Она всегда изображена в движении, в работе. Но между ней и Обломо- вым нет духовной близости, она выполняет функцию хозяйки дома, заботится об Илье Ильиче, опекает его. Ольга же является для Штольца другом (их чувство и выросло из дружбы), компаньоном, с которым он мог обсудить любые вопросы из разных сфер жизни: от политики и искусства до быта и воспитания детей.
Но Ольга не смогла победить обломовщину в душе Ильи Ильича, хотя и был период жизни на даче, когда в ней проснулись надежды на его возрождение. Распорядок дня Обломова на даче противопоставлен его времяпрепровождению в городе. Если на даче он часто гулял, читал, занимался, даже на время забыл о своем халате, то в Петербурге он опять или мечтательно лежал на диване, или спал, укутавшись в этот халат.
Каковы же функции антитезы в романе? Одна из них - это описание двух сторон жизни, различных характеров. Вторая функция - это поиск идеала. По мнению автора, личность, сочетающая в себе лучшие качества Обломова и Штольца, способна стать идеалом. Следование некоторым традициям, доброта, внимание к людям и жажда действий, любовь к труду - те черты, которыми должен обладать гармоничный человек будущего.

В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича - все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров мировой классики.

Огромное значение в произведении играет портретная характеристика героев, с помощью которой читатель знакомится с персонажами и составляет представление о них и о чертах их характеров. Главный герой романа - Илья Ильич Обломов - человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи, с бледным цветом лица, пухлыми руками и изнеженным телом. Уже по этой портретной характеристике мы можем составить представление об образе жизни и душевных качествах героя: детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к бесцельному времяпровождению. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич - приятный человек, мягкий, добрый и душевный. Портретная характеристика как бы подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

В портрете антипода Обломова, Андрея Штольца, автор использовал иные краски. Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

В портрете Ольги Ильинской преобладают другие черты. Она «не была красавицей в строгом смысле этого слова: не было в ней ни белизны, ни яркого колорита щек и губ, и глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчуга во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда». Несколько высокому росту строго соответствовала величина головы и овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - со станом... Нос образовал чуть заметную грациозную линию. Губы тонкие и сжатые - признак ищущей, устремленной на что-нибудь мысли. Этот портрет свидетельствует о том, что перед нами гордая, умная, немного тщеславная женщина.

В портрете Агафьи Матвеевны Пшеницыной проступают такие черты, как мягкость, доброта и безволие. Ей около тридцати лет. Бровей у нее почти не было, глаза - «серовато-послушные», как и все выражение лица. Руки белые, но жесткие, с выступившими наружу узлами синих жил. Обломов принимает ее такой, какая она есть и дает ей меткую оценку: «Какая она... простая». Именно эта женщина была рядом с Ильей Ильичем до его последней минуты, последнего вздоха, родила ему сына.

Столь же важно для характеристики персонажа описание интерьера. В этом Гончаров является талантливым продолжателем традиций Гоголя. Благодаря обилию предметно-бытовых деталей в первой части романа читатель может составить представление об особенностях героя: «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его... На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат... Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу...» Подробно описывая предметы, окружающие Обломова в повседневной жизни, Гончаров обращает внимание на безразличие героя к этим вещам. Но равнодушный к быту Обломов на всем протяжении романа остается его пленником.

Глубоко символичен образ халата, неоднократно появляющийся в романе и указывающий на определенное состояние Обломова. В начале повествования удобный халат является неотъемлемой частью личности героя. В период влюбленности Ильи Ильича он исчезает, и возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда произошел разрыв героя с Ольгой.

Символична и ветка сирени, сорванная Ольгой во время ее прогулки с Обломовым. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Еще одна немаловажная деталь - это развод мостов на Неве. Мосты развели в то время, когда в душе Обломова, жившего на Выборгской стороне, наметился перелом в сторону вдовы Пшеницыной, когда он полностью осознал, какие последствия несет жизнь с Ольгой, испугался этой жизни и снова начал погружаться в апатию. Нить, связывающая Ольгу и Обломова, порвалась, и ее нельзя заставить срастись, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Символичен и падающий хлопьями снег, который знаменует конец любви героя и одновременно закат его жизни.

Не случайно автор так подробно описывает домик в Крыму, в котором поселились Ольга и Штольц. Убранство дома «носило печать мысли и личного вкуса хозяев», в нем было много гравюр, статуй, книг, что говорит об образованности, высокой культуре Ольги и Андрея.

Неотъемлемой частью созданных Гончаровым художественных образов и идейного содержания произведения в целом являются имена собственные героев. Фамилии героев в романе «Обломов» несут в себе большую смысловую нагрузку. Главный герой романа по исконной русской традиции получил свою фамилию от родового имения Обломовки, название которой восходит к слову «обломок»: обломок старого уклада жизни, патриархальной Руси. Размышляя о русской жизни и ее типичных представителях своего времени, Гончаров одним из первых заметил сбой внутренних национальных черт, чреватый обрывом, или обломом. Иван Александрович предугадал страшное состояние, в которое в XIX веке начинало впадать русское общество и которое к XX веку стало массовым явлением. Леность, отсутствие определенной цели в жизни, горения и желания трудиться стало отличительной национальной чертой. Есть и другое объяснение происхождения фамилии главного героя: в народных сказках часто встречается понятие «сон-обломон», который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное угасание.

Анализируя современную ему жизнь, Гончаров искал среди Алексеевых, Петровых, Михайловых и других лиц антипода Обломова. В результате этих поисков возник герой с немецкой фамилией Штольц (в переводе с немецкого - «гордый, исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходство»).

Илья Ильич всю свою сознательную жизнь стремился к существованию, «которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной мирно-хлопотливой жизни». Такое существование он нашел в домике Пшеницыной. «Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки (как «пшеничная булочка»). Имя этой героини - Агафья - в переводе с греческого языка означает «добрая, хорошая». Агафья Матвеевна - тип скромной и кроткой женщины-хозяйки, образец женской доброты и нежности, жизненные интересы которой ограничивались лишь семейными заботами. Служанка Обломова Анисья (в переводе с греческого - «исполнение, польза, завершение») по духу близка Агафье Матвеевне, и потому они так быстро подружились и стали неразлучны.

Но если Агафья Матвеевна любила Обломова бездумно и беззаветно, то Ольга Ильинская буквально «сражалась» за него. Ради его пробуждения она была готова принести в жертву свою жизнь. Ольга любила Илью ради него самого (отсюда фамилия Ильинская ).

Фамилия «друга» Обломова, Тарантьева , несет в себе намек на слово таран . В отношениях Михея Андреевича с людьми выявляются такие качества, как грубость, наглость, настырность и беспринципность. Исай Фомич Затертый , которому Обломов дал доверенность на управление имением, оказался мошенником, тертым калачом . В сговоре с Тарантьевым и братцем Пшеницыной он мастерски обворовал Обломова и хорошо затер свои следы.

Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля - все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

Для раскрытия чувств и мыслей героев автор использует такой прием, как внутренний монолог. Наиболее ярко этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. «Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

Что это? - спросил он только, поглядев на халат.

Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, - сказал Захар.

Обломов как сел, так и остался в кресле».

Главным композиционным приемом романа является антитеза. Автор противопоставляет образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына), чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), образ жизни, портретные характеристики, черты характера, события и понятия, детали (ветка сирени, символизирующая надежду на светлое будущее, и халат как трясина лени и апатии). Антитеза дает возможность ярче выявить индивидуальные черты характеров героев, увидеть и понять два несопоставимых полюса (например два сталкивающихся состояния Обломова - бурную временную деятельность и лень, апатию), а также помогает проникнуть во внутренний мир героя, показать контрастность, которая присутствует не только во внешнем, но и в духовном мире.

Начало произведения построено на столкновении суетного мира Петербурга и изолированного внутреннего мира Обломова. Все посетители (Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев), наносящие визиты Обломову, являются яркими представителями общества, живущего по законам фальши. Главный герой стремится отгородить себя от них, от той грязи, которую приносят его знакомые в виде приглашений и новостей: «Не подходите, не подходите! Вы с холода!»

На приеме антитезы выстроена и вся система образов в романе: Обломов - Штольц, Ольга - Агафья Матвеевна. Портретная характеристика героев также дается в противопоставлении. Так, Обломов - пухлый, полный, «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; Штольц же весь состоит из костей и мускулов, «он беспрестанно в движении». Два совершенно разных типа характера, и трудно поверить что между ними может быть что-то общее. И тем не менее это так. Андрей, несмотря на категоричное неприятие образа жизни Ильи, сумел разглядеть в нем черты, которые трудно сохранить в бурном жизненном потоке: наивность, доверчивость и открытость. Ольга Ильинская полюбила его за доброе сердце, «голубиную нежность и внутреннюю чистоту». Обломов не только бездеятельный, ленивый и апатичный, он открыт миру, но какая-то невидимая пленка мешает ему слиться с ним, идти одной дорогой со Штольцем, жить активной полноценной жизнью.

Два ключевых женских образа романа - Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына - также даны в противопоставлении. Эти две женщины символизируют собой два жизненных пути, которые предоставляются Обломову в качестве выбора. Ольга - сильная, гордая и целеустремленная натура, в то время как Агафья Матвеевна - добрая, простая и хозяйственная. Стоило бы Илье сделать один шаг в сторону Ольги, и он смог погрузиться в ту мечту, которая была изображена во «Сне…». Но общение с Ильинской стало последним испытанием для личности Обломова. Его натура не способна слиться с жестоким внешним миром. Он отказывается от вечного поиска счастья и выбирает второй путь - погружается в апатию и находит покой в уютном доме Агафьи Матвеевны.

Сочинения по литературе: Художественное своеобразие романа гончарова «Обломов» В романе "Обломов" Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения. Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения "Сон Обломова", в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: "Почему я такой?" - и во сне получает ответ на свой вопрос. "Сон Обломова" - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя. Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц.

Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет "добрый барин". Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненная беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными сном и едой, бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полный энергии. Собственно, жизнь Штольца, по его выражению, - бурная, несущаяся река, жизнь же Обломова - "болото". Это два совершенно противоположных характера; Гончаров использует антитезу, чтобы более полно раскрыть образы Обломова и Штольца. Вообще в романе много противопоставлений, основные же - Обломов и Штольц, Обломов и Ольга, Ольга и Пшеницьша. Антитеза Обломов - Ольга подобна антитезе Обломов - Штольц, только здесь вялость и равнодушие Ильи Ильича противопоставлены живости и ненасытному уму Ольги, требующему все время новой пищи для размышлений.

Такая любознательность и широта мышления, в свою очередь, противопоставлена ограниченности и индифферентности Пшеницыной. Чтобы показать возвышенность Ольги и приземленность Агафьи Матвеевны, в описании героинь Гончаров использует следующий прием: говоря об Ольге, он мало внимания уделяет ее внешности, подробнее останавливаясь на внутреннем мире; в описании же Пшеницыной все время упоминаются локти, плечи, шея - детали внешнего облика; таким образом показывается незначительность и узость ее внутреннего мира и мышления. В сравнении выявляются наиболее типичные и значимые черты характера; так создается яркий и рельефный образ. Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи - рассуждения героя, которые он не произносит вслух. Это как бы диалог человека с самим собой; так, Обломов перед "Сном...

" задумывается о своем поведении, о том, как бы вел себя другой на его месте. В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти - ко всему; таким образом, опять же исследуется психология. Художественные приемы, используемые Гончаровым, очень разнообразны. На протяжении всего романа встречается прием художественной детали, подробного и точного описания человеческой внешности, природы, внутреннего убранства комнат, то есть всего, что помогает создать у читателя полную картину происходящего. Как литературный прием в произведении также важен символ. Множество предметов имеют символическое значение, например халат Обломова - символ его повседневной привычной жизни. В начале романа главный герой не расстается с халатом; когда Ольга на время "вытаскивает Обломова из болота" и он оживает, халат забыт; в конце," в доме Пшеницыной, он опять находит применение, уже до конца жизни Обломова. Другие символы - ветка сирени (любовь Ольги), домашние тапочки Обломова (почти как халат) и другие тоже имеют большое значение в романе.

"Обломов" - произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое: автор поставил себе целью не просто описать и рассмотреть, а исследовать истоки, причины формирования, особенности, влияние на окружающих психологии определенного социального типа. И. А. Гончаров добился этого, использовав разнообразные художественные средства, создав с их помощью наиболее подходящую к содержанию форму - композицию, систему образов, жанр, стиль и язык произведения.

«Обломов» (1859) - роман критического реализма, то есть изображает типический характер в типических обстоятельствах при верности деталей (данную формулировку критического реализма даёт Ф.Энгельс в письме М.Гаркнесс в апреле 1888). Эти принципы критического реализма каждый талантливый писатель выражает по-своему, создавая оригинальное литературное произведение, не похожее ни на какое другое. В «Обломове» Гончаров представил своё понимание не отдельной стороны, а всей русской жизни в переломный исторический момент - накануне отмены крепостного права, когда и общественные, и нравственные противоречия особенно обострились. Чтобы раскрыть выбранную тему, Гончаров описывает в романе жизнь одного героя - Обломова, помещика и отставного чиновника, в жизни которого не происходит ничего особенного: он почти всё время спит или мечтает, лёжа на диване сначала в квартире на Гороховой улице, потом на Выборгской стороне, а когда не спит, то ест. Таким образом, в романе очень мало действия, нет занимательного сюжета, хитрых интриг, он даже кажется затянутым.

Экспозиция занимает первую и начало второй части романа (до знакомства Обломова с Ольгой) и изображает практически одно обычное утро из жизни Ильи Ильича. Жизнь главного героя ограничена пределами одной комнаты, где он целое утро не может встать с дивана. Но в первой части, в «Сне Обломова», подробно показывается становление характера Ильи Ильича. Дворянское происхождение и положение помещика, на которого трудятся триста Захаров, а также тепличное воспитание превратили живого и любознательного мальчика в «лишнего человека», ни к чему не годного, ничего не умеющего.

Завязка действия романа - знакомство главного героя с Ольгой. История любви Обломова и Ольги составляет главную сюжетообразующую линию романа, но параллельно развивается вторая сюжетная линия - история дружбы Обломова и Штольца. История любви в жизни главного героя была недолгой и на первый взгляд очень спокойной: не было никаких внешних препятствий для этой любви (кроме разведённых мостов, которые на две недели разлучили влюблённых - 3, VI), ничто не мешало соединению молодых и любящих людей, кроме лени и апатии Обломова. В любовной сюжетной линии присутствуют две кульминации: объяснение-признание в сиреневой аллее (2, VI) и последнее объяснение (3, XI), когда оба понимают, что надо расстаться. Эта вторая кульминация практически совпадает с развязкой в истории любви. Однако роман (жизнь Обломова) продолжается и после разрыва: в четвёртой части Гончаров изображает сонное существование Ильи Ильича в доме вдовы Пшеницыной и его тихую смерть. Здесь же находится кульминация истории дружбы: Штольц берёт на себя управление Обломовкой и разбирается с фальшивым заёмным письмом, составленным ловкими мошенниками Мухояровым и Тарантьевым. Так Штольц на деле доказывает своё дружеское расположение к главному герою, а Обломов - свою полную беспомощность, ибо жизненные интересы героя сузились до сытного обеда и продолжительного сна. Следовательно, в сюжете романа нет ничего оригинального: через историю любви и дружбы раскрывается характер и Онегина, и Печорина. Однако эти «старшие братья» Обломова, как их назвал Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» (1859), совершают хоть какие-то поступки: дерутся на дуэли, испытывает судьбу, мечутся по жизни, пытаясь найти себе достойное занятие. В «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени» показаны столкновения характеров в конкретных обстоятельствах, а в «Обломове» царствует сонная жизнь, которая требует от автора особых приёмов художественного воплощения. Гончаров нашёл оригинальный способ изображения своего героя - через детали и предметы, так как у Обломова нет ни поступков, ни дела, где бы он мог проявить себя.

Добролюбов отмечал, что особенность стиля Гончарова - в тщательности описания: «Автор не поражается одной стороной предмета, одним моментом бытия, а вертит предмет со всех сторон, что позволяет ему охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его» («Что такое обломовщина?»). Гончаров подробно рисует халат, туфли, диван Ильи Ильича, его запылённую комнату, его неловкого, неумелого слугу Захара.

Предметы становятся знаковыми для характера Обломова. На столе в его комнате лежат книги, но они изрядно покрыты пылью. Когда главный герой влюбляется в Ольгу, он запирает в сундук свой чудесный халат, широкий и тёплый, который в романе становится символом мёртвого покоя и сна. Но когда Обломов устраивается на Выборгской стороне, халат достаётся из сундука, стирается, штопается руками заботливой хозяйки Агафьи Матвеевны, и это уже сигнал, что сонная жизнь опять победила Илью Ильича. В «Сне Обломова» автор подробно рассказывает об одном дне в Обломовке: заботы об обеде, устройство господского дома, мёртвый сон после обеда, вечерние посиделки барской семьи.

Показать характер героя через предметы блестяще умел и Гоголь. Помещики в «Мёртвых душах» изображаются сатирически, описание их мёртвых душ писатель сводит к одной главной черте. Например, в Собакевиче подчёркивается хозяйственность, основательность, неуклюжесть. Эти близкие черты проявляются во внешнем облике деревни и во внутреннем убранстве помещичьего дома: избы, заборы, даже колодец были выстроены из таких толстых брёвен, какие идут только на корабельные мачты, а мебель в гостиной Собакевича была простая, но крепкая и устойчивая, как сам хозяин, похожий на медведя средней величины.

Гончаров не повторяет, но развивает гоголевские приёмы изображения. Обломов, может, чем-то и похож на гоголевских помещиков, но упрощать его характер, видеть в нём только примитивную натуру («мёртвую душу») нельзя. Гончаров показывает мыслящего человека, который хочет понять самого себя, мечтает, любит. Главная черта характера Обломова - лень - раскрывается многосторонне, то есть освещается по-разному, с разных точек зрения. В результате писатель создаёт полный и сложный характер главного героя, не ограничиваясь сатирическим заострением одной-двух черт.

В романе Гончаров показывает умирание души главного героя, поэтому детально передаёт переживания Ильи Ильича. Психологизм у Гончарова тоже особый: через описание предметов, бытовых деталей автор изображает не бездушность Обломова (так было у Гоголя), но противоречивую борьбу его чувств и мыслей. Оригинальность психологического раскрытия образа Обломова проявляется в том, что Гончаров показывает не процесс мышления, как Толстой и Достоевский, а уже сложившийся у героя стереотип мыслей, который, как и окружающие предметы, характеризует Илью Ильича. Показательно в этом смысле зарождение его интереса, а потом и любви к Агафье Матвеевне: Обломов начал приглядываться к своей квартирной хозяйке после того, как она угостила его очень вкусным пирогом «с цыплятами и со свежими грибами» (3, III). Пирог напомнил Илье Ильичу Обломовку.

Душевное самочувствие героя передаётся часто через его физическое состояние. Беспокойство, например, выражается тем, что Обломов вертится на своём диване: «Порой он терялся в приливе житейских забот, лежал, ворочаясь с боку на бок, временами слышались его отрывистые восклицания: "Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде трогает"» (1,I). Как бы желая спрятаться от беспокойной жизни, Обломов «кутался в халат или завёртывался в одеяло совсем с головой». Но вот пробудилась мысль, наступила минута самокритики, и «Обломов высвобождал голову из-под одеяла» (1,VIII). Обычно душевные переживания Ильи Ильича сопровождаются болезненным физическим состоянием: он объясняется с Ольгой, и его «руки и ноги похолодели», «он упал духом», «внутри него уже разыгрывалась легкая лихорадка» (2, XII).

Одной из художественных особенностей романа является переплетение лирического, трагического и комического изображения. Добролюбов отмечал, что писательская манера Гончарова ненавязчива, он не поучает читателя, как надо понимать характер или ситуацию, описанную в романе: Гончарову «нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа, - это уж ваше дело» («Что такое обломовщина?»). Но при всей объективности описания у Гончарова чувствуется глубокая симпатия к главному герою, снисходительность к нему, продиктованная ясным пониманием того зла, которое погубило его. Известно, что сначала роман назывался «Обломовщина», то есть идейный акцент ставился на социальные обстоятельства, которые сформировали ленивый, никчёмный характер героя. Однако в окончательном варианте Гончаров изменил название на «Обломов», подчёркивая тем самым важность личной драмы героя.

Комизм присутствует в первой части романа, когда Обломов никак не может встать с дивана, хотя несколько раз уже спускал ноги к домашним туфлям. Всякий раз какая-то мысль останавливала героя и, чтобы обдумать её, он опять укладывался на подушку. Уже в первой части Обломов ставит перед собой кардинальный вопрос: «Почему я такой?» (1,VIII). С этого момента в романе возникает трагическое настроение, которое постепенно усиливается к концу: Обломов, человек умный, совестливый и чуткий, но слабовольный и пассивный, не может побороть свою натуру и быстро движется к трагическому финалу, отдавая себе в том полный отчёт. Автор показывает Обломова через борьбу противоположных стремлений: эта борьба время от времени ведёт героя к мучительному сознанию своей беспомощности и желанию переменить свою жизнь, но все порывы кончаются апатией, сном, победой лени. К сожалению, из двух возможных путей, которые видит перед собой сам Обломов («Теперь или никогда! Быть или не быть!» 2, V), побеждает второй - «никогда», «не быть». Обломов отказывается от активной жизни, добровольно ограничивает своё существование заботами о вкусном обеде и покое в домике на Выборгской стороне. Лирические авторские ноты сильнее всего звучат именно в четвёртой части романа: здесь совершенно явно выражено сочувствие автора беспомощному герою.

Подводя итог, следует сказать, что роман «Обломов» - в высшей степени своеобразное произведение, глубокое по идейному содержанию и неповторимое по художественному воплощению этого содержания. Роман построен весьма просто, без эффектных сюжетных поворотов. Его ценность не во внешней занимательности, а в глубине постижения современной Гончарову русской действительности и человеческой жизни вообще. Ведь Обломов показан одновременно как продукт определённых общественных условий (обломовщины) и как личность, которая пытается им противостоять, не принимая пустую и суетную окружающую действительность. Социальное положение (помещик), неправильное воспитание (ему с детства внушалось, что труд - наказание, а отдых и покой - сказочное блаженство) предопределили, по Гончарову, трагическую судьбу главного героя. Однако неприятие жизни приводило к трагическому концу во все эпохи: обстоятельства побеждали гордого человека, который противопоставлял себя несправедливому окружающему миру. Недаром в «Обломове» повторяется гамлетовская дилемма, а сам Обломов с Захаром напоминают Дон Кихота и Санчо Панса. Испанский рыцарь тоже шёл «против течения» и из-за этого вызывал смех у «нормальных» людей, которые заранее знают, что идти против течения глупо - всё равно проиграешь.

Цели:

  • обобщить материал, известный по предыдущим урокам, о художественных особенностях
  • определить своеобразие стиля и языка произведения;
  • формировать умение анализировать текст и делать выводы.

На доске цитата: «Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целостности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…»
(А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова»)

I. Слово учителя

– Современный Гончарову критик Александр Васильевич Дружинин отмечает важную черту таланта писателя – реализм, согретый глубокой поэзией. Эта целостность является художественным достоинством романа. Поэтому цель урока – найти и показать художественные особенности романа «Обломов», раскрывающие психологию героев, доказав тем самым правоту критика.

II. Беседа

– Произведение Гончарова – замечательный образец социально-психологического и философского романа, в котором исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика «обломовщины».
Что характерно для этого жанра?

Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии:

  • жизнь-суета (гости Обломова);
  • Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки);
  • Жизнь Андрея Штольца.

– Главный герой Обломов сталкивается со всеми типами жизненных философий. К какому типу можно отнести жизнь Обломова?
Главный вопрос романа – философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Дал ли ответ на этот вопрос Гончаров?

Нет, он только показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель.
Автор рассматривает личность в контексте эпохи, выявляет влияние на формирование человека всего, что его окружает. Гончаров сказал об интересе не к личности как таковой, но к «истории души человеческой», т.е. личность он понимает не как нечто неизменное. Для автора человек интересен в динамике его духовного развития, ибо душа и характер человека формируются всю жизнь в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно его собственным желаниям и убеждениям, с другой – обществом и эпохой.
Образ Обломова воистину глубок и объёмен именно потому, что автор исследует и психологию своего героя и рассматривает его как социальное явление.
Психологизм романа заключён в раскрытии внутреннего мира героев. Для раскрытия характера героев Гончаров использует самые разнообразные приёмы.

– Художник только тогда создаёт правдивый образ, когда он вполне верен действительности. Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта .
Приведите примеры описания быта героев.

а) Петербургская квартира Обломова (часть первая, глава 1)
б) Патриархальная Обломовка (часть первая, глава 9)
в) Хозяйственная атмосфера в доме Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1)
Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности.
Писатель умеет обрисовать быт эпохи такими яркими и выразительными красками, что читатель не только видит этот быт, но как бы чувствует, осязает его. Описание быта дышит у Гончарова такой жизненной правдой и естественностью, что со страниц романа, как живая, встаёт обломовская Русь. Взглянув на обломовщину объективно, Гончаров сумел обнажить её социальную никчёмность и растлевающее влияние на человека.

– В связи с полнотой и тщательностью зарисовки быта у Гончарова стоит его внимание к деталям изображаемого быта. Н. А. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят наконец какое-то обаяние».
Назовите детали быта, выросшие в настоящие символы. Какую роль играют эти художественные детали?

Символическое звучание приобретает халат «из персидской материи, настоящий восточный халат», а также ветка сирени , которые много раз упоминаются в романе.
Халат имел для Обломова «тьму неоценимых достоинств» (часть первая, глава 1), так как соответствовал вполне роду «занятия» своего владельца – лежанию на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «A?propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никакого не было», – обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия (часть вторая, глава 9).
Глубоко символично то, что «возвращает» в жизнь Ильи Ильича удобный для ничегонеделанья халат вдова Пшеницына: «Ещё я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть, материя такая славная! Он долго прослужит» (часть четвёртая, глава 5). И хоть Обломов отказывается от этой услуги – «я его не ношу больше» - у читателя появляется предчувствие, что Илья Ильич не устоит перед соблазном возвращения к прежней жизни. Так и случилось – герой остаётся на Выборгской стороне в доме у вдовы до конца своих дней, где и халат на нём «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нём, но он расползался везде и не по швам: давно надо было новый» (часть четвёртая, глава 5).
Взаимоотношения халата и Обломова – отношения господина и раба.
Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым (часть вторая, глава 6). Как намёк на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни. Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руке (часть вторая, глава 7). Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор «выбрала наугад» (часть вторая, глава 8). Однако и на следующем свидании она «мимоходом сорвала ветку сирени, не глядя на него, подала ему». – Что она значит? – Цвет жизни <…> Жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она, в ваших глазах, «во весь рост, с веткой сирени в руках» (часть вторая, главы 8, 9). Для героев романа любовь звучала в Castadiva, «носилась в запахе сиреневой ветки» (часть вторая, глава 10). Так герои сами определяют символический смысл ветки сирени. Когда же жизнь «затворилась» для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором (часть четвёртая, глава 2). О ветках сирени как символе продолжающейся жизни упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…» (часть четвёртая, глава 10).
Т.о., Гончаров показал в романе глубокую связь вещей с психологией героев.
– И. А. Гончаров – первоклассный портретист. Портреты так выразительно обрисованы, что герои встают в представлении читателя как живые. Найдите в тексте портреты главных героев, определите их роль.

Портрет Обломова (часть первая, глава 1): белые руки, мягкие плечи и тучность характеризуют его барскую изнеженность, отсутствие всякой определённой мысли на лице выявляет его беспечность, пассивное отношение к жизни, отсутствие живой ищущей мысли и привычки трудиться; подбором метких глаголов Гончаров сумел показать, что Обломов не привык думать о чём-либо серьёзном, не привык целеустремлённо работать; он живёт бездумно и беспечно за счёт своих «трёхсот Захаров». Неоднократно автор подчёркивает «мягкость» Ильи Ильича, «мягкость, которая была господствующим выражением не лица только, а всей души», «мягкие плечи, мягкие движения», туфли его «мягкие и широкие». В манере описания, в подборе деталей портрета у Гончарова обнаруживается гоголевская традиция: подробное описание лица, одежды, раскрытие характера через внешние детали.
Контрастен портрет Штольца (часть вторая, глава 2): составленная из костей, мускулов и нервов фигура Штольца подчёркивает в нём энергичный склад натуры дельца, силу, спокойствие, уверенность.
Портрет Ольги (часть вторая, глава 5): отметив, что Ольга в строгом смысле не была красавицей, автор замечает, что «если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии». Ольга обаятельна, как пушкинская Татьяна. Каждая деталь в её портрете, нос, губы и т.п. – признак какого-либо внутреннего качества.
Противоположен портрет Пшеницыной (часть третья, глава 2): в отличие от поэтического портрета Ольги это портрет бытовой: бесцветность лица с простодушными глазами, простота, скромность. Ср.: если Ольга – статуя грации и гармонии, то бюст Агафьи Матвеевны – это модель крепкой, здоровой груди (что-то приземлённое).
Т.о., портрет является средством создания образа литературного героя.

– Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего монолога героя. Найдите в тексте примеры внутренних монологов.

1) Часть первая, глава 6: «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов» до слов: «…оказывает подвиги добра и великодушия».
Отметим способ передачи мыслей героя словами, которые свойственны именно ему. Например: «Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, и клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нём мысли… в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и, озираясь кругом… Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!..»
Читателю ясно, что слова господи, благих, чудес, высокого усилия выражают мысли героя, но они сливаются в единое целое со словами автора.
Рассказывая «предысторию» своего героя, писатель использовал приём «необоснованно-прямой речи» для раскрытия психологии Обломова. Он показал ненужность Обломова для общества, его неспособность к серьёзному делу, неумение делать что-нибудь серьёзное. Обломов мог вспыхнуть, загореться желанием, но никогда не приводил в исполнение своих желаний, никогда слово у него не становилось делом.
Таким приёмом Гончаров глубоко и реально раскрывает душевный мир, психологию Обломова, которому суждены «благие порывы, но совершить ничего не дано».

2) Часть вторая, глава 5: монолог Обломова, в котором решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!», показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.

– К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен. Приведите примеры пейзажей в романе. С помощью каких художественных средств автору удаётся передать состояние природы? Каковы функции пейзажа в романе?

1) Часть первая, глава 9: в описании патриархальной деревенской обстановки чувствуется влюблённость Гончарова в красоту русской природы, в её мягкие тона и краски (ср.: величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания автора).
2) Часть вторая, глава 9: восприятие Ольгой природы во время любви к Обломову: всё отвечает её настроению.
3) Часть вторая, глава 10: чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина.
Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы.
4) Часть третья, глава 12: но вот у Обломова произошёл разрыв с Ольгой, которым он потрясён. И природа как бы оттеняет его внутреннее состояние. Вот так же холодным снегом засыпано счастье Обломова.
Часть четвёртая, глава 1: этот мотив снега связывает третью и четвёртую части романа.
Т.о., пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев.

– Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа.

Фольклоризм «Обломова» переводит содержание романа из области только социальных проблем («обломовщина» и герой как вырождение дворянского класса) в сферу философско-этических и национальных проблем жизни.
Роман воспринимается как своего рода «большая сказка». В мировосприятии и характере русского человека, как видится это Гончарову, многое обусловлено древними сказочными представлениями: «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры».
Почти сказочная жизнь в Обломовке: «Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть». Но Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти».
Мотив сна вводит нас в русскую сказочную старину, что заставляет и образ главного героя рассматривать в этом контексте.

– Что рассказывает няня маленькому Илюше? С какими героями он ассоциируется? (часть первая, глава 9).

Есть добрая волшебница в виде щуки, она выберет лентяя, который женится на красавице и будет ходить в серебре, он попадёт в царство, где реки молока и мёда. Илья Ильич ассоциируется с мудрым сказочным дураком и лентяем Емелей. Обломов не просто лентяй и дурак, это мудрый лентяй, он – тот лежачий камень, под который вопреки пословице вода в конце концов всё-таки потечёт. Как и положено сказочным дуракам, Обломов не умеет и не хочет предпринять ничего наступательного, в отличие от других, которые что-то замышляют, суетятся, лезут из кожи вон и в итоге никуда не поспевают. Обломову не надо карабкаться на заморские золотые горы, всё рядом, всё готовое, лишь протяни руку.
Сказка у Обломова смешалась с жизнью, он жил в фантастическом мире сказочных образов, где все ничего не делают.
Также ассоциируется Обломов и с богатырём Ильёй Муромцем, который тридцать лет «сиднем сидел». В роман вводится и былинный мотив «бессильного богатыря». Как отмечают исследователи, Илья Обломов относится к Илье Муромцу как возможность к воплощению, как реальность к идеалу: Илья Муромец преодолевает своё бессилие, готовясь к богатырскому служению Отечеству, а Илья Обломов, решив, что его деятельность и жизнь «кроются в нём самом», так и не смог встать с печи-дивана.
Т.о., сон Обломова – это программа его судьбы.

Подготовленный учащийся сообщает:

Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности (А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина «Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5–9 кл./ под. ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. – С. 46.)

– Исходя из этого термина-определения, проследите за речью главных героев романа. Указывает ли их речь на то, о чём говорится в определении?

Анализ 1, 8 глав первой части.

Глава 1, часть первая.
Отрывки: от слов «Он стоял в полуоборот среди комнаты» до слов «Я встану сам пойду» от слов «И, дожидаясь ответа, Захар пошёл было вон» до слов: «… так и не оберёшься хлопот»; от слов «Я забыл вам сказать, – начал Захар» до слов «Трогает жизнь, везде достаёт».
Эти диалоги ещё глубже раскрывают пассивность Обломова, стремление сохранить покой хотя бы на один день: «Жизнь трогает», – говорит он с сокрушением, когда надо переехать на другую квартиру и когда староста присылает письмо с сообщением, что «доходу стало поменее». Эти сообщения Обломов называет несчастьями. Слово переехать имеет для Обломова страшный смысл. Что значит переехать?
Глава 8, часть первая.
Отрывок: от слов «Не вникнул, так слушай, да разбери, можно переезжать или нет» до слов «… или потеряно, или забыто на старой квартире: беги туда…»
Обломова пугает всё, что нарушает спокойное течение жизни. Переехать – это значит «уйти на целый день да так одетый с утра и уходи» (одетый – это значит не в халате и туфлях без задков, а Обломов «одеваться отвык»). Это значит ломка, шум… Хочешь сесть, да не на что; до чего ни дотронулся – выпачкался; всё в пыли», – даже мыль об этом страшна для Обломова.
Отрывок: от слов «Захар! – протяжно и торжественно крикнул он» до слов: «Неблагодарные! – с горьким упрёком заключил Обломов».

Анализ слов Обломова о «другом», обращённых к Захару.

1. Как язык персонажей служит средством характеристики образов? Какие слова Обломова раскрывают его понятие о жизни, о счастье, о человеческом достоинстве? В чём видит Обломов разницу между собой и «другими»?
2. В какой форме выражает Обломов свои желания? Как это можно объяснить?
3. В чём состоит идеал жизни Обломова? Какими словами выражает Обломов свои мечты о жизни в деревне?

Приёмами раскрытия образа являются описание взаимоотношений действующих лиц, диалоги и монологи персонажей, особенности их речи – речевые характеристики. Язык Обломова и Захара служит средством типизации и индивидуализации образа. Раскрывает типичные черты через индивидуальное, конкретное. Слова Обломова характеризуют его представления о жизни, счастье, человеческом достоинстве, – представления, веками сложившиеся в среде дворян, привыкших жить за счёт крепостных и видевших человеческое достоинство в бездеятельной, беспечной жизни, в сохранении покоя.
Сознание своего барского превосходства над всеми окружающими заставляет Обломова понимать по-своему слово другой , сказанное нечаянно Захаром. В сравнении себя с другими Илья Ильич видит высшую ступень неуважения к своей особе. «Вот ты до чего договорился!» – с возмущением восклицает он. В низведении его Захаром до степени «других» он видит нарушение прав своих на исключительное предпочтение Захаром особы барина. В понимании Обломовым слова другой выражается его барское высокомерие, его понятие смысле и цели жизни, его мораль.
Речью главного героя Гончаров раскрывает его сущность, его душевные черты: и его барские наклонности, и душевную мягкость, и искренность, и способность на глубокое чувство и высокие переживания.
Т.о., речевая характеристика используется, чтобы оттенить индивидуальные особенности персонажей. Она органически связана с чертами внутреннего облика героев.

Один из моментов, на который обращаем внимание, – это часто звучащий мотив «Casta diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831 г.). После исполнения Ольгой арии Обломову грезилась идеальная женщина. (Зачитать 1-3 абзацы главы 6, части второй. Звучит музыка.)

– Почему же именно эту арию Гончаров вводит в роман?

(Подготовленный учащийся сжато рассказывает либретто оперы В. Беллини «Норма»)

– Норма во имя всепоглощающей великой любви восходит на костёр. А когда во время разговора с Ольгой у Обломова закрадывается сомнение, любит ли его Ольга или только выходит замуж, между ними происходит диалог. (Зачитать от слов «Но есть другой путь к счастью», – сказал он…» и до конца главы 12, второй части).
Мы видим, что Ольга на вопрос Обломова, могла ли она пожертвовать своим спокойствием, ступив на определённый путь, во имя любви, отвечает: «Разве нам нужен этот путь?», «Никогда, ни за что!».

– Какая связь между оперой В. Беллини и теми отношениями, которые связывали Обломова и Ольгу?

– Ольга была уверена, что на пути, который предлагал ей Обломов, «впоследствии всегда… расстаются». Когда же произошёл разрыв между героями, инициатором которого была Ольга, Обломов долго болел, и Ольгу едва удалось спасти. Вот вам костёр и Норма, о которых Ольга говорила когда-то: «Я не пойду никогда этим путём».

III. Выводы

– Итак, какой же план урока можно составить? О каких художественных особенностях романа И. А. Гончарова шла беседа?

1. Своеобразие жанра: социально-психологический и философский роман.
2. Быт, деталь.
3. Психологический портрет.
4. Внутренний монолог.
5. Пейзаж.
6. Фольклорно-сказочные мотивы.
7. Речевая характеристика.
8. Музыкальный мотив «Casta diva».

IV. Заключительное слово учителя

– Однако художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире. Гончаров использует различные способы «самораскрытия» героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления героя по вопросам общественным, литературным, идеологическим, диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа Ильи Ильича раскрывается в любви.
Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту.
Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно».