Педагогические методы Е.Б. Вахтангова и их современное применение. Основные принципы вахтанговской режиссерской школы

История вахтанговской школы
История вахтанговской школы - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже почти девять десятилетий.
В ноябре 1913 года группа московских студентов организовала любительскую театральную студию и пригласила в качестве руководителя молодого актёра Московского Художественного театра, ученика Станиславского, будущего великого русского режиссёра Евгения Багратионовича Вахтангова.
Студийцы предложили Вахтангову постановку спектакля по пьесе Б.Зайцева "Усадьба Ланиных". Премьера состоялась весной 1914 года и закончилась провалом. "А теперь давайте учиться!" - сказал Вахтангов. И 23 октября 1914 года Вахтангов провёл первое занятие со студийцами по системе Станиславского. Этот день считается Днём рождения Училища.
Студия всегда была одновременно и школой, и экспериментальной лабораторией.
Весной 1917 года после успешного показа студенческих работ "мансуровская" (по имени одного из московских переулков на Арбате, где она располагалась) студия получила своё первое название - "Московская драматическая Студия Е.Б.Вахтангова". В 1920 году она была переименована в III Студию МХТ, а в 1926 году - в Театр им. Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нём театральной школой. В 1932 году школа становится специальным средним театральным учебным заведением. В 1939 году ей присвоено имя великого русского актёра, любимого ученика Вахтангова Бориса Щукина, в 1945 году дан статус высшего учебного заведения. С этого времени она известна как Высшее театральное училище (с 2002 года - Театральный институт имени Бориса Щукина) при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.
Авторитет педагогов Института очень высок и в нашей стране, и в мире. Достаточно вспомнить, что вахтанговская методология воспитания актёра оказала огромное влияние на педагогику великого Михаила Чехова.
Вахтанговская школа - не просто один из театральных институтов, а носитель и хранитель театральной культуры, её лучших достижений и традиций.
Педагогический состав Института формируется только из выпускников, которые передают вахтанговские заветы из поколения в поколение, а принципы школы - из рук в руки. Бессменным руководителем школы с 1922 по 1976 год был ученик Вахтангова, студиец первого набора, выдающийся русский актёр и режиссёр Борис Захава. Нынешний Художественный руководитель института - народный артист СССР, вахтанговец, знаменитый актер театра и кино, профессор В.А.Этуш занимал пост ректора в течении 16 лет (с 1986 по 2002гг.). С июня 2002 года ректор института - народный артист РФ, ведущий актер Театра им.Евг.Вахтангова, профессор Е.В.Князев.
Школа по праву гордится своими выпускниками. Среди них множество выдающихся актёров российского театра и кинематографа, творчество которых уже стало историей. Это Б.Щукин, Ц.Мансурова, Р.Симонов, Б.Захава, А.Орочко, И.Толчанов, В.Куза, О.Басов, В.Яхонтов, А.Горюнов, В.Марецкая, А.Грибов, А.Степанова, Д.Журавлёв, Н.Гриценко и многие другие. На современной российской сцене работают М.Ульянов, Ю.Борисова, Ю.Яковлев, В.Этуш, В.Лановой, А.Демидова, А.Вертинская, О.Яковлева, К.Райкин, А.Калягин, А.Ширвиндт, Л.Максакова, И.Купченко, М.Державин, В.Шалевич, Е.Князев, С.Маковецкий, М.Суханов, Е.Симонова, О.Барнет, И.Ульянова, Н.Усатова… Этот список постоянно пополняется. Есть театры, актёрский состав которых почти полностью сформирован из "вахтанговцев". Это прежде всего Театр им. Евг.Вахтангова, а также Театр на Таганке под руководством Ю.Любимова. Много выпускников Школы в труппе Театра Ленком под руководством М.Захарова, в Театре Сатиры и в "Современнике".
Без вахтанговских актёров невозможно представить творчество таких выдающихся мастеров отечественного кинематографа как И.Пырьев, Г.Александров, Ю.Райзман, М.Калатозов и других. Среди самых прославленных актёров отечественного кино - "щукинцы" О.Стриженов, Т.Самойлова, Р.Быков, В.Ливанов, А.Миронов, А.Кайдановский, Л.Филатов, Н.Гундарева, Л.Чурсина, Ю.Назаров, Л.Зайцева, Н.Русланова, Н.Варлей, А.Збруев, Н.Бурляев, И.Метлицкая, Ю.Богатырев, Н.Волков, Л.Ярмольник, В.Проскурин, Л.Борисов, Е.Коренева, А.Ташков, Ю.Беляев, А.Белявский, А.Пороховщиков, Е.Герасимов, А.Соколов, С.Жигунов и другие.
Многие выпускники института стали широко известны благодаря телевидению - А.Лысенков, П.Любимцев, А.Гордон, М.Борисов, К.Стриж, А.Гольданская, Д.Марьянов, С.Урсуляк, М.Ширвиндт, Я.Арлозоров, А.Семчев, О.Будина, Е.Ланская, Л.Вележева, М.Порошина и многие другие.
Вахтанговская школа дала российской сцене известных режиссёров - Н.Горчакова, Е.Симонова, Ю.Любимова, А.Ремизову, В.Фокина, А.Вилькина, Л.Трушкина, А.Житинкина. В её стенах делал свои первые режиссёрские и педагогические опыты знаменитый Юрий Завадский. Она воспитала великого Рубена Симонова, которому Театр им.Евг.Вахтаногова обязан самой блестящей эпохой своего существования.
Школа помогала и помогает рождению новых театральных студий и коллективов. Это прежде всего театр Юрия Любимова на Таганке, возникший из дипломного спектакля "Добрый человек из Сезуана" Б.Брехта; молодёжный молдавский театр "Лучаферул" в Кишинёве; театр-студия имени Р.Н.Симонова в Москве; театр "Современник" в Ингушетии; студия "Учёная обезьяна" в Москве и другие.

История Театрального института имени Б.Щукина
23 октября 1914 года считается днем рождения Театрального Института имени Бориса Щукина. В этот день (по старому стилю 10 октября) Евгений Вахтангов прочел свою первую лекцию по системе К.С.Станиславского, собравшимся вокруг него студентам Коммерческого института. С этого дня началась история. Но была еще и предистория.
Евгений Богратионович Вахтангов (1883 – 1922), ученик К.С.Станиславского и Л.А.Сулержицкого, сотрудник МХТ и студиец Первой Студии МХТ (1912), поставил свой первый профессиональный спектакль по пьесе Г.Гауптмана «Праздник мира» в Студии осенью 1913 года. В этой постановке он выразил свое отношение к миру и театру. Но его учителя, видя в нем только ученика, а не самостоятельное творческое лицо, в постановку вмешались: ломали и исправляли. Вахтангов же в творческую личность развился очень быстро. Уже к 1911 году он мыслил самостоятельно и свободно. Познакомившись с работой Станиславского по системе, записал: « Хочу образовать Студию, где мы учились бы. Принцип – всего добиваться самим. Руководитель – все. Проверить систему К.С. на самих себе. Принять или отвергнуть ее. Исправить, дополнить, или убрать ложь». (Вахтангов. Сборник материалов, М.ВТО,1984, стр. 88).
Желание проверить открытия Учителя, зависимое положение в театре и Первой студии заставили Вахтангова искать возможности организовать собственную студи. Встреча со студентами Коммерческого института произошла глубокой осенью 1913 года помимо воли Вахтангова. Они сами выбрали и нашли его, предложив возглавить их любительский кружок и поставить спектакль. Вахтангов согласился. Встреча произошла 23 декабря 1913 года на квартире, которую снимали сестры Семеновы, на Арбате. Вахтангов пришел торжественный, празднично одетый, даже смутил своим видом будущих студийцев. Вахтангов начал встречу с того, что объявил свою преданность К.С.Станиславскому и МХТ, а задачей назвал распространение системы Станиславского.
На первой же встрече договорились о постановке пьесы Б.Зайцева «Усадьба Ланиных». На март 1914 года было снято помещение Охотничьего клуба, где они собирались сыграть спектакль.
Вахтангов сразу же принялся за дело, но, понимая, что у любителей нет никакого опыта, стал заниматься с ними упражнениями по системе. Занятия продолжались два с половиной месяца. 26 марта спектакль состоялся. Исполнители играли свои роли в упоении, но через рампу до зрителей их энтузиазм не доходил. Вахтангов бегал за кулисами и кричал им: «Громче! Громче!» - его не слышали. После спектакля он сказал: «Вот мы и провалились!» Но и тут ему не поверили. Пошли в ресторан отмечать премьеру. В ресторане художник спектакля Ю.Романенко предложил всем взяться за руки, образовать цепь. « Теперь минутку помолчим, и пусть эта цепь навсегда свяжет нас друг с другом в искусстве» (Летопись училища, т.1, стр.8). Вахтангов предложил студентам-любителям начать учиться искусству театра. Для этого надо было найти помещение, где можно было бы работать. С этим и разошлись до осени. Но когда Вахтангов пришел в театр, его ждал гневный разнос К.С.Станиславского, получившего сведения из газет о провале работы Вахтангова. Он запретил Вахтангову работать вне стен МХТ и его студии.
И все же 23 октября 1914 года состоялось первое занятие новой студии. Она называлась в разное время: «Студенческой студией», «Мансуровской студией» (по местонахождению Мансуровский пер. д. 3).»Студией Вахтангова». Но работала тайно, чтобы Станиславский и МХТ не знали о ней.
Вахтангов строил Дом. Студийцы все делали своими руками, так как Вахтангов считал, что Дом становится только тогда твоим, когда ты вобьешь в стены его хотя бы один гвоздь.
Занимаясь системой Станиславского, Вахтангов изменил порядок элементов системы, предложив путь от простого к сложному: от внимания к образу. Но в каждом последующем элементе заключались все предыдущие. При создании образа должны были быть использованы все элементы системы. Делали упражнения, этюды, отрывки, импровизации, самостоятельные работы. Показывали избранным зрителям Исполнительские вечера. А в 1916 году Вахтангов принес в студию первую пьесу. Это было «Чудо святого Антония» М.Метерлинка. Пьеса была сатирическая, но Вахтангов предложил ее поставить, как психологическую драму. Это было естественно, ведь студийцы не были еще готовыми актерами, в освоении образа они шли от формулы Станиславского «Я в предполагаемых обстоятельствах». Поэтому Вахтангов и требовал от них оправдания поведения воплощаемого образа. Спектакль показали в 1918 году, и был он фактически выпускным для первой группы учеников.
Первыми студийцами были студенты Коммерческого института, среди которых Б.Е.Захава, Б.И.Вершилов, К.Г.Семенова, Е.А.Алеева, Л.А.Волков. Постепенно в Студию приходили новые студийцы: П.Г.Антокольский, Ю.А.Завадский, В.К.Львова,А.И.Ремизова, Л.М.Шихматов. В январе 1920 года в студию были приняты Б.В.Щукин и Ц.Л. Воллерштейн (взявшая себе псевдоним Мансурова). Каждый, желающий стать студийцем, проходил сначала собеседование, которое определяло, может ли он стать студийцем по своему нравственному и интеллектуальному уровню. И только после этого претендента экзаменовали. Вахтангов, строя театр и желая иметь постоянную школу при нем, присматривался к ученикам и определял, кто из них будет педагогом, кто режиссером. Главное было развить в учениках самостоятельность.
В 1919 году Вахтангов прошел через две операции на желудке. Они не дали результатов – развивался рак. Желая спасти студию, Вахтангов обратился к своим учителям во МХТ и попросил взять его студию в число студий МХТ. Осенью 1920 года Вахтанговская студия стала Третьей студией МХТ. Перейдя в Академическое ведомство, студия получила собственное здание на Арбате, маленький, полуразрушенный особняк Берга, который студийцы своими руками превратили в театр. 13 ноября 1921 года театр открылся спектаклем «Чудо святого Антония» М.Метерлинка уже в новом, сатирическом решении. Для театра Третьей студии МХТ ставит Вахтангов и свою знаменитую «Принцессу Турандот» К.Гоцци, в которой наиболее ярко выразилось направление вахтанговского театра. Сам он его назовет «фантастическим реализмом». Поставленная в традициях театра комедии дель Арте, «Принцесса Турандот» поразила Москву 1922 года своей театральностью, свободой актерского выявления, фантазией режиссера и художника(И.Нивинский). «Принцесса Турандот» оказалась последним спектаклем Вахтангова. 29 мая 1922 года он умер. Студийцы остались без вождя и должны были строить театр, к которому стремился их руководитель, в одиночестве. Студийцам удалось отстоять свою самостоятельность, не потерять здания, не разрушить, существующую внутри студии школу, и в 1926 году получить статус Государственного театра имени Евгения Вахтангова.
Много лет, до 1937 года маленькая вахтанговская школа существовала внутри театра. Будущие актеры принимались в школу по принципу их необходимости театру. Прием в школу означал прием в театр. Они учились и работали в спектаклях театра сразу, с первого курса. А педагогами были ученики Вахтангова: Б.Захава, В.Львова, А.Ремизова, Л.Шихматов, Р.Симонов…
В 1925 году во главе школы был поставлен Б.Е.Захава (1896 – 1976), который и руководил школой до самой своей смерти.
В 1937 году школа переехала, во вновь построенное здание по Б.Николопесковскому пер д.12а, и отделилась от театра. Была она на правах техникума, но уже с четырехгодичным сроком обучения. Артисты, выпущенные из школы, разъезжались по разным театрам страны. В 1939 году умер Борис Васильевич Щукин (1894 – 1939), блистательный артист вахтанговской школы, педагог, режиссер. В память его, в том же году, училищу было присвоено имя Б.В.Щукина. В 1945 году училище было приравнено к Высшим учебным заведениям, оставив за собой старое название. С 1953 года в училище начинают учиться целевые курсы – группы студентов из национальных республик, которые, в большинстве случаев становятся основателями новых театров. Традиция национальных коллективов сохраняется до сих пор. Сейчас в институте учатся две Корейские и Цыганская студии. В 1964 году из дипломного спектакля «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта образовался нынешний театр на Таганке во главе с Ю.П.Любимовым, выпускником училища, актером театра им. Вахтангова и педагогом училища. В 1959 году было создано заочное режиссерское отделение, выпустившее многих знаменитых режиссеров.
После смерти Б.Е.Захавы целое десятилетие училищем управлял чиновник из Министерства. Он нравственно и художественно не справился с управлением таким сложным организмом, как училище. И в 1987 году на пост Ректора единогласно был выбран Народный артист СССР В.А.Этуш.В данный момент он является Художественным руководителем Института. При Ректоре Этуше училище вышло на международную арену: ученики и педагоги стали выезжать со своими работами в разные страны мира, вести занятия в школах разных стран. Был организован и специальный фонд «Вахтангова 12а», который в трудную минуту всегда поддерживает училище.
В 2002 году училище было переименовано в Театральный институт имени Бориса Щукина.
В учебном театре каждый год с осени до весны идут дипломные спектакли, а исполнители ролей нередко получают престижные премии за лучшее исполнение. Такими премиями в разные годы отмечены М.Аронова, Н.Швец, Д.Высоцкий. В течение ряда лет первые премии получают спектакли института на фестивале студенческих спектаклей в г.Брно (Чехия).

23 октября 2014 года Театральному институту имени Бориса Щукина
- Вахтанговской школе - исполняется 100 лет!


Датой основания Училища принято считать 23 октября 1914 года. В этот день Евгений Вахтангов, молодой ученик Станиславского, провёл первое занятие со студийцами, которые в ноябре 1914 г. организовали любительскую театральную студию.

В 1917, после первой удачной премьеры, появилось первое название — Московская драматическая Студия Е. Б. Вахтангова. В 1920 году она была переименована в III Студию МХТ — Вахтангов, болевший раком, желая сохранить студию, обратился к своим учителям во МХТ и попросил взять его студию в число студий МХТ. Составом этой самой студии Вахтангов ставит свою знаменитую "Принцессу Турандот".

29 мая 1922 года Вахтангов после продолжительной болезни умер, не сумев даже прийти на премьеру и увидеть в зрительном зале свой последний самый знаменитый спектакль "Принцесса Турандот". Оставшись без руководителя, артисты продолжили свой путь, и в 1926 году коллективу удалось, отстояв здание и право на творческую жизнь, получить статус Государственного театра имени Евг. Вахтангова с постоянно действующей при нём театральной школой.

Только в 1932 году школа получила статус среднего театрального учебного заведения. В 1939 году ей присвоено имя великого русского актёра, любимого ученика Вахтангова — Бориса Щукина, в 1945 году школе придан статус высшего учебного заведения. Носил название Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина.

С 2002 года — Театральный институт имени Бориса Щукина.

Сегодня 23 октября в 20.00 на сцене Театра имени Вахтангова состоится
вечер, посвященный Юбилею.

Вечер намерены посетить первые лица государства Президент РФ В.В.Путин и Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, а также Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, Председатель Государственной Думы РФ Нарышкин С.Е., заместитель Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, Министр культуры РФ В.Р. Мединский, Министр образования Д.В. Ливанов.

Целью торжественного вечера является не просто "празднование" очередного дня рождения Школы. Задача - отразить в программе все основные этапы обучения артистов, подчеркнуть, что в институте царит дух демократизма, о чем свидетельствует тот факт, что на одной и той же сцене в юбилейный вечер окажутся и педагоги, и студенты, а также продемонстрировать, что "коренные" традиции и методы воспитания актеров и режиссеров являются живыми и действенными, несмотря на солидный возраст Школы.К организации праздника мы подошли чрезвычайно серьезно: был специально написан сценарий, распределены роли и в сущности праздничная программа представляет собой спектакль о Вахтанговской школе.

В нем заняты выпускники Щукинского училища разных лет: Владимир Этуш, Юлия Борисова, Василий Лановой, Александр Ширвиндт, Михаил Борисов, Павел Любимцев, Анна Дубровская, Александр Гордон и многие другие. В числе выпускников-юбиляров (выпуски 1954, 1964, 1974, 1984, 1994, 2004 годов) - Алла Демидова, Зинаида Славина, Алексей Кузнецов, Юрий Шлыков, Рубен Симонов, Сергей Проханов, Александр Трофимов, Лика Нифонтова, Светлана Рябова, Наталья Карпунина, Мария Аронова, Нонна Гришаева, Кирилл Пирогов, Владимир Епифанцев, Виктор Добронравов и другие талантливые актёры.

История вахтанговской школы

История вахтанговской школы - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже почти девять десятилетий.

В ноябре 1913 года группа московских студентов организовала любительскую театральную студию и пригласила в качестве руководителя молодого актёра Московского Художественного театра, ученика Станиславского, будущего великого русского режиссёра Евгения Багратионовича Вахтангова.

Студийцы предложили Вахтангову постановку спектакля по пьесе Б.Зайцева "Усадьба Ланиных". Премьера состоялась весной 1914 года и закончилась провалом. "А теперь давайте учиться!" - сказал Вахтангов. И 23 октября 1914 года Вахтангов провёл первое занятие со студийцами по системе Станиславского. Этот день считается Днём рождения Училища.

Студия всегда была одновременно и школой, и экспериментальной лабораторией.

Весной 1917 года после успешного показа студенческих работ "мансуровская" (по имени одного из московских переулков на Арбате, где она располагалась) студия получила своё первое название - "Московская драматическая Студия Е.Б.Вахтангова". В 1920 году она была переименована в III Студию МХТ, а в 1926 году - в Театр им. Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нём театральной школой. В 1932 году школа становится специальным средним театральным учебным заведением. В 1939 году ей присвоено имя великого русского актёра, любимого ученика Вахтангова Бориса Щукина, в 1945 году дан статус высшего учебного заведения. С этого времени она известна как Высшее театральное училище (с 2002 года - Театральный институт имени Бориса Щукина) при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.

Вахтанговская школа - не просто один из театральных институтов, а носитель и хранитель театральной культуры, её лучших достижений и традиций.

Наши выпускники преподают актёрское мастерство во многих театральных школах России. Профессора и педагоги Института постоянно выезжают на консультации, проводят семинары и мастер-классы в больших и малых театральных центрах страны, а в последние годы - и за рубежом.

Педагогический состав Института формируется только из наших выпускников, которые передают вахтанговские заветы из поколения в поколение, а принципы школы - из рук в руки. Бессменным руководителем школы с 1922 по 1976 год был ученик Вахтангова, студиец первого набора, выдающийся русский актёр и режиссёр Борис Захава. Нынешний Художественный руководитель института - народный артист СССР, вахтанговец, знаменитый актер театра и кино, профессор В.А.Этуш занимал пост ректора в течении 16 лет (с 1986 по 2002гг.). С июня 2002 года ректор института - народный артист РФ, ведущий актер Театра им.Евг.Вахтангова, профессор Е.В.Князев.

Школа по праву гордится своими выпускниками. Среди них множество выдающихся актёров российского театра и кинематографа, творчество которых уже стало историей. Это Б.Щукин, Ц.Мансурова, Р.Симонов, Б.Захава, А.Орочко, И.Толчанов, В.Куза, О.Басов, В.Яхонтов, А.Горюнов, В.Марецкая, А.Грибов, А.Степанова, Д.Журавлёв, Н.Гриценко и многие другие. На современной российской сцене работают М.Ульянов, Ю.Борисова, Ю.Яковлев, В.Этуш, В.Лановой, А.Демидова, А.Вертинская, О.Яковлева, К.Райкин, А.Калягин, А.Ширвиндт, Л.Максакова, И.Купченко, М.Державин, В.Шалевич, Е.Князев, С.Маковецкий, М.Суханов, Е.Симонова, О.Барнет, И.Ульянова, Н.Усатова… Этот список постоянно пополняется. Есть театры, актёрский состав которых почти полностью сформирован из "вахтанговцев". Это прежде всего Театр им. Евг.Вахтангова, а также Театр на Таганке под руководством Ю.Любимова. Много выпускников Школы в труппе Театра Ленком под руководством М.Захарова, в Театре Сатиры и в "Современнике".

Без вахтанговских актёров невозможно представить творчество таких выдающихся мастеров отечественного кинематографа как И.Пырьев, Г.Александров, Ю.Райзман, М.Калатозов и других. Среди самых прославленных актёров отечественного кино - "щукинцы" О.Стриженов, Т.Самойлова, Р.Быков, В.Ливанов, А.Миронов, А.Кайдановский, Л.Филатов, Н.Гундарева, Л.Чурсина, Ю.Назаров, Л.Зайцева, Н.Русланова, Н.Варлей, А.Збруев, Н.Бурляев, И.Метлицкая, Ю.Богатырев, Н.Волков, Л.Ярмольник, В.Проскурин, Л.Борисов, Е.Коренева, А.Ташков, Ю.Беляев, А.Белявский, А.Пороховщиков, Е.Герасимов, А.Соколов, С.Жигунов и другие.

Многие выпускники института стали широко известны благодаря телевидению - А.Лысенков, П.Любимцев, А.Гордон, М.Борисов, К.Стриж, А.Гольданская, Д.Марьянов, С.Урсуляк, М.Ширвиндт, Я.Арлозоров, А.Семчев, О.Будина, Е.Ланская, Л.Вележева, М.Порошина и многие другие.

Вахтанговская школа дала российской сцене известных режиссёров - Н.Горчакова, Е.Симонова, Ю.Любимова, А.Ремизову, В.Фокина, А.Вилькина, Л.Трушкина, А.Житинкина. В её стенах делал свои первые режиссёрские и педагогические опыты знаменитый Юрий Завадский. Она воспитала великого Рубена Симонова, которому Театр им.Евг.Вахтаногова обязан самой блестящей эпохой своего существования.

Школа помогала и помогает рождению новых театральных студий и коллективов. Это прежде всего театр Юрия Любимова на Таганке, возникший из дипломного спектакля "Добрый человек из Сезуана" Б.Брехта; молодёжный молдавский театр "Лучаферул" в Кишинёве; театр-студия имени Р.Н.Симонова в Москве; театр "Современник" в Ингушетии; студия "Учёная обезьяна" в Москве и другие.

Дорогие мои!
Если б вы знали, как вы богаты.
Если б вы знали, каким счастьем в жизни владеете…

Е. Б. Вахтангов, 1915 год

Вековой юбилей отметила знаменитая Вахтанговская школа – театральный институт им. Б. Щукина. Датой создания Школы принято считать 23 октября 1914, день, когда Евгений Багратионович Вахтангов прочел своим студийцам лекцию о системе К.С. Станиславского. Для занятий студийцы во главе со своим Учителем сняли квартиру в Мансуровском переулке (что между Остоженкой и Пречистенкой). Вахтангов не уставал повторять: «ТЕАТР – ПРАЗДНИК. В студию надо приходить праздничными. Нужно, чтобы в душе художника звенели серебряные колокольчики! Или огромные колокола! Нельзя творить искусство в обычном, повседневном, будничном самочувствии!» — в таком праздничном виде и был увековечен Евгений Багратионович около здания института. Открытие памятника Учителю состоялось за неделю до празднования столетия школы.
Основная суть студийности, о чем часто повторял Вахтангов – держать цепь, чего, собственно, и придерживаются нынешние студенты и выпускники института. В очередной раз эта «цепь» замкнулась в театре им. Е.Б. Вахтангова на праздновании векового юбилея училища.

В этот праздничный вечер в театр съехалось множество выпускников училища разных лет: Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Владимир Этуш, Юлия Борисова, Наталья Селезнева, Лидия Вележева, Александр Олешко, Нонна Гришаева и многие другие знаменитые его выпускники. Чтобы перечислить всех, кто пришел, понадобилась бы ни одна страница.

Корреспонденты MuseCube воспользовались случаем, решили узнать, какие главные правила вынесли из стен Щукинского училища его знаменитые выпускники. Нонна Гришаева говорит, что обязана педагогам тем, что именно в стенах института ей объяснили, указали, показали – она именно характерная артистка. Лидия Вележева считает, что училище учит любить свою профессию всем сердцем и душой, педагоги учат создавать роли так, что зритель до конца верит, что твой герой – это ты и есть, а за пределами картины удивляется, насколько точно сделан герой – совершенно не узнаваемый в настоящей личности Артиста. Александр Олешко сделал для себя вывод, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, и жизнь – праздник, театр – это радость, учение – это счастье. А учеба Виктора Добронравова привела его к такому правилу: «Священнодействуй или убирайся вон!». Ректор Щукинского училища считает, что студенты и выпускники за время учебы должны понять, что нужно жить – не зазнаваться и учиться ставить перед собой большие серьезные цели.

В театре праздник: отовсюду слышатся радостные разговоры, льется смех, сияют улыбки. Перед началом вечера Владимир Владимирович Иванов , режиссер праздничного концерта, созывал гостей в зал колокольчиком, что создавало особую, домашнюю атмосферу, возвращало в прошлое.

Праздничный концерт проходил в стиле экскурсии по Выставке Достижений Народного Хозяйства. Из павильона в павильон провожал гостей экскурсовод – главный натуралист России Павел Любимцев . Выставка открылась памятником «Рабочий и колхозница» в исполнении Анны Дубровской и зав. кафедрой режиссуры Михаилом Борисовым .
Ректор Щукинского училища – Князь Мессинг, он же Вольф Князинг, он же Евгений Князев , перевоплотившийся в магистра всех возможных и невозможных парапсихологических наук, рассуждая о своих феноменальных способностях, начал вечер:

Без напряженья, должен вам сказать:
Могу предметы я передвигать.
Удар меня не свел на днях едва,
Я посмотрел на расписание устало:
Речь передвинулась на место мастерства,
А мастерство на место танца встала.
Еще мой уникальный дар таков,
Что я везде вхожу без пропусков:
В любую дверь.
И что особенно приятно,
Без пропусков я захожу обратно.
Еще могу ладонь над книгой подержать,
И содержанье не читая рассказать,
Но это пустячок…
Студенты, точно знаю, сдают предметы, тоже книг не раскрывая…
Все это звучало под загадочную, интригующую музыку из уст взъерошенного Князинга.
Вахтанговцы в этот вечер вспомнили великих ушедших мастеров, порадовались заслугам и достижениям своих коллег, вспомнили ушедших в мир иной в этом году выпускников. Парадом детишек с именами новорожденных малышей поприветствовали семьи, в которых в этом году родились дети. Громкими аплодисментами приветствовали выпускников юбилейных годов, начиная с 1954 года.

Вахтанговская школа представляет и объединения студий различных стран: ВДНХ без фонтана «Дружбы народов» быть не может, так и вахтанговская школа не смогла обойтись без своего «фонтана», в котором представлены народы, у которых были и есть студии при театральном институте: канадцы, молдаване, украинцы и многие другие.

Под девизом «Нет юмора и темперамента» на сцену поднялся «ошибка набора» – Геннадий Хазанов . Тогда, при поступлении в 1963 году, Александр Ширвиндт посоветовал ему идти в ГУЦЭИ – «Есть такое заведение – компенсация для бездарных». Вспомнив это, Хазанов начал свое выступление с цитаты: «Как сказал мудрец Коэльо, ничего в мире не бывает совершенно ошибочного. Даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время». Говоря про Ширвиндта, Хазанов не обижается: «Дай бог ему здоровья, вот он сидит во втором ряду. Спасибо вам большое, что не взяли, а то… работал бы сейчас в драматическом театре и ждал бы гранта…»

Через некоторое время после выступления Геннадия Хазанова на сцену поднялся сам Александр Ширвиндт . Как любой «Щукинец» Александр Анатольевич обладает отличной самоиронией: «Этот юбилей какое-то радостно-грустное событие. Недавно мне исполнилось 80 лет, потом отметили 90-летие Театру сатиры, а сейчас 100 лет училищу. Поднабрал!»

Не обошлось без перевоплощений: Нонна Гришаева вышла в образе Ларисы Гузеевой из программы «Давай поженимся», Валерия Ланская предстала перед зрителем Ильей Авербухом, а Александр Олешко , появившийся на сцене в образе Елены Малышевой, отметил, что актер – это не профессия, а диагноз, ссылаясь на примеры из «Уроков актера над собой» К.С. Станиславского.

Кульминацией вечера стал выход Юлии Константиновны Борисовой и Василия Семеновича Ланового в образах Принца Калафа и Принцессы Турандот (из одноименного спектакля «Принцесса Турандот», который долгое время являлся визитной карточкой театра). Только тут они сыграли «Турандот» наоборот: Лановой загадывает принцессе загадку. По словам артиста, если принцесса не отгадает, голову отрубят тому, кто всё это придумал, то есть – ведущим. «Такие головы не хочется рубить», – с улыбкой говорит Юлия Борисова.

Вечер завершает «новогоднее обращение президента» – на экране появился художественный руководитель института Владимир Абрамович Этуш , как и положен под фанфары: «Через несколько минут мы шагнем из настоящего в будущее. Минувший век был непростым, но интересным. Мы добились очень многого. Да практически всего, что мы на данный момент добились, мы добились за этот век. И еще большего добьемся в наступающем столетии. Поэтому встречаем его с надеждой. Давайте поблагодарим друг друга за понимание и помощь, за любовь и заботу. Желаю всем нам здоровья и счастья! С новым веком, щукинцы!» Сам же Владимир Абрамович поднялся на сцену под громкие аплодисменты, не произнеся ни слова. На сцене конец юбилейного торжества – торжественный хор всех студентов школы во главе с ветераном вахтанговской школы Владимиром Этушем.

Щукинцы считают институт своим домом. Домом, в котором все начинали свой путь. Домом, из которого они вышли совершенно новыми людьми. Домом, в который могут всегда прийти за советом. Одной большой и дружной семьей, замкнув цепь, как завещал Вахтангов, все вместе шагнули в новый век в истории Театрального Института им. Бориса Щукина.

Александра Дубровская, специально для MUSECUBE

Фотоотчёт Кристины Бабаевой смотрите

Вахтанговская школа
Интервью с ректором театрального училища имени Щукина Евгением Князевым.

- Когда мы говорим Вахтангов - то представляется какое-то особенное направление. В чем изюминка?

В России и в мире существует огромное количество театров. Много их создается и в наши дни. Поживут какое-то время и, захирев, умирают. А Вахтангов создал не просто театр. Он создал целое направление, которое до сих пор называется «вахтанговским». В России. На Западе оно пока еще не очень-то прижилось, хотя мы могли бы переключиться на другую волну и сказать, что мы - система Станиславского. Но говорим по-другому: «Да - мы система Станиславского, но «вахтанговское» направление. Что это такое? Вот критики, когда видят яркий, полноценный, полнокровный, талантливый спектакль, который блистает, который зажигает своей энергией, называют его «вахтанговским». Мы к этому привыкли. Привыкли гордиться яркими спектаклями... А идея «вахтанговского» направления очень проста - «глубокая форма при ярком содержании». Это яркое содержание нам было привито, и мы продолжаем с ним жить. Это психологическое существование в театре нам очень нравится. Мы его поддерживаем. Нас за это ругают, нас обвиняют, говорят: «...вахтанговские ваши штучки эти устраиваете на сцене...». Но, если не будет яркости в спектакле, то это к нам уже не имеет никакого отношения. Вот совсем вкратце о нашем направлении.

- Когда появилось Театральное училище им. Щукина?

Обычно школа появляется на основе существующего театра. Проходит какое-то время, и у него возникает необходимость в своего рода подпитке. И тогда создается школа. В нашем случае получилось с точностью до наоборот: 23 октября 1914 года появилась театральная школа и только 7 лет спустя, в 1921 году, из школы родился театр. В 2014 году театральному училищу исполнится 100 лет, а театру - только 93.

- Как Вы находите таланты?

Таланты мы находим по всей России. Конкурс в наш институт на протяжении всех лет, сколько я себя осознаю, - примерно 3000 человек на одно место. Начиная с апреля два раза в неделю наши педагоги прослушивают по 150 - 200 человек. Мы разрешаем приходить всем, кто хочет заняться театром... До последнего конкурса доходит человек 40, из них остается 25, которые будут учиться в институте. Критерий один - мы отбираем действительно одаренных людей. У нас иногда учатся студенты, которых ни при каких обстоятельствах ни один театральный ВУЗ никогда бы не принял к себе на курс. Их нельзя назвать блистательными красавцами и красавицами, но они талантливы. И только мы можем позволить себе такие вещи - зачислить людей по принципу заложенной в них одаренности, а не показателей участия в конкурсе красоты.
Но если бы Вы только видели тех, кого мы выбрали из этого множества тысяч претендентов... Самых лучших... Но и они плохо двигаются, плохо говорят, не умеют ни петь - ни-че-го. Это лучшие-то!.. И тогда для них начинается каждодневная работа с 9 утра до 11 вечера, каждый день, на протяжении 3 лет. Только к третьему курсу они становятся способны делать маленькие-маленькие показики, что называется, для пап и мам. И лишь к четвертому курсу появляются дипломные спектакли, на которые мы открываем двери для зрителя. На спектакли нашего театрального училища в Москве практически невозможно попасть. Они все идут с аншлагами. Начиная с сентября и до конца мая студенты играют спектакли практически каждый вечер и учатся быть в репертуаре. Вот оно - ещё одно преимущество русского репертуарного театра, когда сегодня играют комедию, завтра - драму, послезавтра поют и танцуют или читают классику. Великая школа!

- Где по окончании училища можно встретить ваших выпускников?

Театр Вахтангова имеет право «первой ночи». Пока выпускник не покажется в Театре Вахтангова, ни в какой другой театр он пойти не может. Конечно, бывают и исключения, как, например, произошло с Натальей Гундаревой, которой предложили остаться в театре, но она сказала: «А что я буду у вас играть? Вот в Театре Маяковского мне предложили роль Липочки из Островского», - и не пошла в Театр Вахтангова. А вообще для большого процента выпускников Щукинского училища попасть в Вахтанговский театр - большая честь. Но тут начинается другая история. Зарплаты актеров очень невысоки, и если возникают предложения, интересные с коммерческой точки зрения, например, сняться в каком-нибудь телесериале, то устоять молодому дарованию не всегда удается...

- С чем связаны краткосрочные «гастроли» Театрального училища имени Щукина в Женеве?

Мы приехали сюда по приглашению Университетского центра в Женеве, который возглавляет Т.И.Гасанов. Это наш первый опыт, но мы договорились, что каждый год в конце марта - начале апреля мы будем приезжать в Женеву с выпускным курсом, чтобы показать спектакль и новые работы.

По окончании спектакля «Танцуем и поем» Вы объявили со сцены о наборе курса театрального училища в Университетский центр в Женеве. Мы не ослышались?

Нет, не ослышались. Мы, действительно, совместно с Т. И. Гасановым продумываем концепцию создания факультета театрального института на базе Университетского центра в Женеве. Какая структура у него будет, мы пока еще точно не знаем, мы ее обдумываем. Но то, что такой факультет будет, - это факт.

- Швейцария и Женева, в частности, не являются признанными центрами театрального искусства, как, например, Лондон или Париж. Почему Вы выбрали Женеву?

Я был в Женеве лет 15 назад. В течение 10 дней в Большом театре с переводом для швейцарской публики мы играли спектакль «Без вины виноватые» Островского в постановке Фоменко. Каждый день у нас был переполненный зал. Было, конечно, много русских зрителей, но основная аудитория состояла из швейцарцев. Нас воспринимали очень тепло. Сказать, что в Швейцарии не любят театр, - неправильно. А вот известной театральной школы, построенной на признанных традициях, здесь нет. Поэтому мы постараемся восполнить имеющийся пробел.

- Кто будет учиться на театральном факультете в Женеве?

Да все, кто пожелает. Помимо русских людей, составляющих традиционно основу студенческого контингента Театрального института им. Щукина, я надеюсь, что и у швейцарцев, и у женевцев, а может, и жителей других стран возникнет желание поступить на наш факультет. Пока мы делаем акцент на русскую аудиторию и в скором времени объявим конкурс в Москве. Посмотрим, какая будет реакция. Я не исключаю, что будут желающие, которые захотят поучиться в Женеве. Кстати, к нам в Москву приезжают учиться люди со всего мира: из Америки, Франции, Израиля, Кореи, Болгарии... Но так как мы - русская школа, то мы можем принять на курс всего 5-6 иностранцев. Поэтому если в Женеве появится филиал нашего театрального училища и это станет известно, то у иностранных студентов будет больше возможности поучиться театральному мастерству у российских педагогов.