Паустовский иногда к дяде коле проблема. Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского. Разбор реального кима по русскому языку с объяснением

В чём суть писательства как призвания? На этот вопрос отвечает в своём произведении КГ Паустовский «повесть о жизни». Обращаясь к проблеме, автор знакомит читателя с историей молодого писателя, которому выпала честь получить наставления от сельского аптекаря Лазаря Борисовича. Стоит отметить, что, несмотря на свою профессию, Лазарь очень хорошо знал обо всех тонкостях литератора. Он посоветовал, юному герою отправиться в люди и там «бывать везде»: начиная с театров, заканчивая тюрьмами, и только тогда он сумеет задать себе вопросы и постичь все тайны ремесла. Позиция Паустовского в этом вопросе была проста: удостоиться звания писателя сложно. Нужно «работать как вол, и не гнаться за славой», чтобы понять "жизнь во всех её проявлениях" и только после этого суметь преподнести её читателю в «известных дозах».

Так, для примера представляется биография Солженицына и его произведения «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день из жизни Ивана Денисовича». Это те самые темы, о которых не поднималась речь в обществе, однако Александра Исаевича всё равно читали, несмотря на все запреты со стороны государства. Если бы это были книги-однодневки, которые создавались из фантазий писателя, а не из той житейской школы, смогли бы под страхом закона люди того времени покупать эти книги как контрабанду? Ведь в них отражалась сама суть человека: не которое пропагандировалось по телевизору, а которое было настоящим и присутствовало в той или иной мере в жизни каждого. И все это знали, поэтому так и желали как можно скорее раскрыть сокровенные страницы.

Или наоборот, если бы автор старался не во благо обществу, а в свою корысть? Тогда бы эту роль встали писатели из организации МАССОЛИТ, из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В книге, абсолютно все члены, писали произведения только те, которые были угодны властям и государству. А взамен претендовали на квартиры, дачи, путёвки – на всё кроме искусства. Были ли их рукописи пропитаны жизнью или смыслом? Скорей всего нет. В противопоставление им выступал Мастер. В отличие от объединения он сумел поднять глубоко-нравственные проблемы человечества. И хоть у него было мало читателей, книга мастера была посвящена вечным вопросам, поэтому она была сохранена, и оказалась у Воланда на руках, ведь «рукописи не горят». Роману же, он отдал большую часть своих дней, здоровья и своего психического состояния, став жертвой критиков. Он писал не ради славы, а ради того, чтобы нашёлся тот, кто её прочтёт. Это знание также зародились в его голове не из его фантазий. В произведении освящалось, что путь его был разнообразен: начиная с работника в музее, «историком по образованию», заканчивая переводчиком на пяти языках.

Дело писателя – сложная ниша. Он никогда не должен гнаться за земными ценностями. Его факты, почерпаны из нескончаемого потока жизни, а его единственная награда – благодарные читатели, только они могут по достоинству оплатить тот труд, который вложил писатель в своё творение. В этом и заключается суть писательства как призвание.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Маленькая порция яда

Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. Звали его Лазарем Борисовичем.

Это был довольно странный, на наш взгляд, аптекарь. Он носил студенческую тужурку. На широком его носу едва держалось кривое пенсне на черной тесемочке. Аптекарь был низенький, коренастый, заросший до глаз бородой и очень язвительный.

Лазарь Борисович был родом из Витебска, учился когда-то в Харьковском университете, но курса не окончил. Сейчас он жил в сельской аптеке с сестрой-горбуньей. По нашим догадкам, аптекарь был причастен к революционному движению.

Он носил с собой брошюры Плеханова с множеством мест, жирно подчеркнутых красным и синим карандашом, с восклицательными и вопросительными знаками на полях.

По воскресеньям аптекарь забирался с этими брошюрами в глубину парка, подстилал на траве тужурку, ложился и читал, закинув ногу на ногу и покачивая толстым ботинком.

Как-то я пошел к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тети Маруси. У нее началась мигрень.

Мне нравилась аптека - чистенькая старая изба с половиками и геранью, фаянсовыми склянками на полках и запахом трав. Лазарь Борисович сам собирал их, сушил и делал из них настои.

Никогда я не встречал такого скрипучего дома, как аптека. Каждая половица скрипела на свой лад. Кроме того, пищали и скрипели все вещи: стулья, деревянный диван, полки и конторка, за которой Лазарь Борисович писал рецепты. Каждое движение аптекаря вызывало столько разнообразного скрипа, что казалось, в аптеке несколько скрипачей трут смычками по сухим перетянутым струнам.

Лазарь Борисович отлично разбирался в этих скрипах и улавливал самые тонкие их оттенки.

Маня! - кричал он сестре. - Ты что же, не слышишь? Васька пошел на кухню. Там же рыба!

Васька был черный облезлый аптекарский кот. Иногда аптекарь говорил нам, посетителям:

Очень прошу вас, не садитесь на этот диван, иначе начнется такая музыка, что только останется сойти с ума.

Лазарь Борисович рассказывал, растирая в ступке порошки, что, слава богу, в сырую погоду аптека скрипит не так сильно, как в засуху. Ступка внезапно взвизгивала. Посетитель вздрагивал, а Лазарь Борисович говорил с торжеством:

Ага! И у вас нервы! Поздравляю!

Сейчас, растирая порошки для тети Маруси, Лазарь Борисович издавал множество скрипов и говорил:

Греческий мудрец Сократ был отравлен цикутой. Так! А этой цикуты здесь, на болоте около мельницы, целый лес. Предупреждаю - белые зонтичные цветы. Яд в корнях. Так! Но, между прочим, в маленьких дозах этот яд полезен. Я думаю, что каждому человеку следует иногда подсыпать в пищу маленькую порцию яда, чтобы его пробрало как следует и он пришел в себя.

Вы верите в гомеопатию? - спросил я.

В области психики - да! - решительно заявил Лазарь Борисович. - Не понимаете? Ну, давайте проверим на вас. Сделаем пробу.

Я согласился. Мне было интересно, что это за проба.

Я тоже знаю, - сказал Лазарь Борисович, - что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и поступает в университет. Тогда в голове карусель. Но все-таки надо задуматься!

Над чем?

Как будто бы и думать вам не о чем! - сердито воскликнул Лазарь Борисович. - Вот вы начинаете жить. Так? Кем же вы будете, позвольте полюбопытствовать? И как вы предполагаете существовать? Неужели вам удастся все время веселиться, шутить и отмахиваться от трудных вопросов? Жизнь - это не каникулы, молодой человек. Нет! Я предсказываю вам - мы накануне больших событий. Да! Уверяю вас в этом. Хотя Николай Григорьевич насмешничает надо мной, но мы еще посмотрим, кто прав. Так вот, я интересуюсь: кем же вы будете?

Я хочу… - начал я.

Бросьте! - крикнул Лазарь Борисович. - Что вы мне скажете? Что вы хотите быть инженером, врачом, ученым или еще кем-нибудь. Это совершенно не важно.

А что же важно?

Спра-вед-ливость! - крикнул он. - Надо быть с народом. И за народ. Будьте кем хотите, хоть дантистом, но боритесь за хорошую жизнь для людей. Так?

Но почему же вы это мне говорите?

Почему? Вообще! Без всякой причины! Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. Я это давно заметил. Так вот, будьте любезны - поразмышляйте!

Я буду писателем, - сказал я и покраснел.

Писателем? - Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. - Хо-хо! Мало ли кто хочет быть писателем! Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.

Но я уже писал… и печатался.

Тогда, - решительно сказал Лазарь Борисович, - будьте любезны подождать! Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

Он был, видимо, взволнован и, пока отвешивал порошки, два раза уронил пенсне.

Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил:

Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. Так? А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. Писатель! Он должен так много знать, что даже страшно подумать. Он должен все понимать! Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! Да! Вот. Одно могу вам сказать - идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки. Кругом, всюду - в театры, в больницы, в шахты и тюрьмы. Так! Всюду. Чтобы жизнь пропитала вас, как спирт валерьянку! Чтобы получился настоящий настой. Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! Но тоже в известных дозах. Да!

Он еще долго говорил о призвании писателя. Мы попрощались около парка.

Напрасно вы думаете, что я лоботряс, - сказал я.

Ой, нет! - воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. - Я же рад. Вы видите. Но согласитесь, что я был немножко прав и теперь вы кое о чем подумаете. После моей маленькой порции яда. А?

Он заглядывал мне в глаза, не отпуская моей руки. Потом он вздохнул и ушел. Он шел по полям, низенький и косматый, и все так же срывал верхушки полыни. Потом он достал из кармана большой перочинный нож, присел на корточки и начал выкапывать из земли какую-то целебную траву.

Проба аптекаря удалась. Я понял, что почти ничего не знаю и еще не думал о многих важных вещах. Я принял совет этого смешного человека и вскоре ушел в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлеченные размышления.

Это было трудное и настоящее дело.

Молодость брала свое. Я не задумывался над тем, хватит ли у меня сил пройти эту школу. Я был уверен, что хватит.

Вечером мы все пошли на Меловую горку - крутой обрыв над рекой, заросший молодыми соснами. С Меловой горки открылась огромная осенняя теплая ночь.

Мы сели на краю обрыва. Шумела у плотины вода. Птицы возились в ветвях, устраивались на ночлег. Над лесом загорались зарницы. Тогда были видны тонкие, как дым, облака.

Ты о чем думаешь, Костик? - спросил Глеб.

Так… вообще…

Я думал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь, с ее любовью, стремлением к правде и счастью, с ее зарницами и далеким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума. Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда - до конца своих дней.

История знает немало людей, считающих себя писателями и даже неоднократно публиковавшихся в СМИ. Однако лишь немногие из них пришли к известности и заняли своё место в истории литературы, и этому существует множество причин. В чем суть писательства как призвания? Над этим вопросом предлагает нам задуматься Константин Георгиевич Паустовский.

Обращаясь к проблеме, автор знакомит нас с историей, в которой молодому начинающему писателю посчастливилось получить важный жизненный совет от очень мудрого человека. Классик обращает наше внимание на то, что Лазарь Борисович относился к профессии писателя очень серьезно и поэтому он, узнав, что герой рассказа выбрал своим призванием писательство, решил немедленно посвятить этого молодого парня во все тонкости профессии, обращая внимание на самые важные детали. Автор делает акцент на том, что эта беседа не прошла бесследно: герой, будучи лишь в начале своей карьеры, не осознавал полностью, что значит иметь призвание писателя, и только после советов от «смешного человека» серьезно задумался над своим положением и многое осознал.

Константин Георгиевич считает, что профессия писателя есть утверждение жизни «всюду и всегда до конца своих дней». Писатель должен много работать, пренебрегая славой, и понимать жизнь во всех её проявлениях, быть буквально пропитанным ею, чтобы суметь донести всё самое нужное и в «известных дозах» людям.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что суть писательства как призвания состоит в постоянном анализе жизни, в труде и самоотдаче, в активной жизненной позиции: нужно знать все о обо всем, чтобы суметь донести это в нужных дозах людям. Настоящий писатель не должен гнаться за славой – его единственной целью должен быть «чудодейственный бальзам» из бесконечного потока информации.

В романе Д. Лондона «Мартин Иден» автор знакомит нас с судьбой выдающегося писателя, сквозь тернии пришедшего к славе. Главный герой, Мартин Иден, осознав своё стремление к писательству, почувствовав острую потребность выплеснуть все накопленные знания на бумагу, столкнулся с многими трудностями, среди которых были и неодобрения со стороны близких, и нищета, и редакторы-обыватели, неспособные увидеть настоящий талант. Однако герой, не движимый только лишь пустым желанием обрести славу, продолжал читать огромное множество книг, вспоминать своё тяжелое прошлое, анализировать всю красоту настоящего и писать об этом, снова и снова обходя все преграды. Мартин Иден многое понимал, многое чувствовал и видел, он хотел донести все это людям, с каждым днем все больше совершенствуя свой писательский навык, и через время, спустя месяца, годы тяжкого труда и бедности, он смог донести своё творчество людям.

С похожей ситуацией мы встречаемся и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», который, как известно, повествует и о судьбе самого автора. Писатель знакомит нас с историей из жизни Мастера, отдавшего на алтарь творчества большую часть своей жизни, своё здоровье. Герой буквально жил своим романом, ведь он вложил в это произведение весь свой накопленный опыт, все накопленные знания, которых было немало, которые, тщательно ограненные, должны были быть донесены до общественности, однако этому препятствовало множество факторов, главным из которых были критики-дилетанты. Мастер не желал славы, он хотел лишь, чтобы его роман нашел своего читателя, и оттого болезненнее было от плохих рецензий от людей, ничего не смысливших в писательстве, но отказывающих Мастеру в публикации. Но назначением героя было именно писательство, это, что самое главное, понимала Маргарита, и поэтому вскоре все встало на свои места.

Таким образом, можно сделать вывод, что писательство – это призвание, состоящее в упорном труде и постоянном, многогранном анализе жизни. На это способен не каждый, именно поэтому известно так мало настоящих писателей, способных остаться в истории.

Каждый из нас читал произведения великих писателей. Их мастерство передавать жизненную мудрость посредством бумаги поражает. Однако не каждый понимает всю тяжесть бремени повествователя.

Так кто же такой истинный писатель? Ответ на данный вопрос даёт автор текста, размышляя над поставленной проблемой.

Часто люди считают, что профессия литератора легка. Сиди да пиши интересные истории. Однако это глубокое заблуждение. Истинный писатель — человек, познавший всю соль жизни. Пройдя через трудности самостоятельно, повествователь набирается жизненного опыта, которым впоследствии делится с окружающими через книгу. Ведь книга должна учить, приносить пользу читателю. Именно поэтому писатель должен обладать большой житейской мудростью. Об этом пишет К. Г. Паустовский: «Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни». Автор говорит, что, лишь пропустив все невзгоды через себя, повествователь может учить других: «Чтобы жизнь пропитала вас! Чтобы получился настоящий настой! Тогда вы сможете отпускать его людям…»

Таким образом, истинный писатель — это человек, познавший всю соль жизни. Именно такой позиции придерживается автор. И я абсолютно с ним согласен. Проиллюстрирую это примерами.

Чтобы писать о низах, нужно в них оказаться. Так, в произведении Максима Горького «На дне» изображена жизнь деклассированного общества. Вся тяжесть и горечь существования этих людей описана в мельчайших подробностях. Именно поэтому данное произведение было так горячо воспринято общественностью. А всё потому, что М. Горький не понаслышке знает о тяготах такого существования, он сам через это прошёл. Данный пример доказывает, что истинный писатель — человек, испытавший тяготы на себе.

Чтобы исчерпывающе писать о жизни, нужно её познать. Так, Сергей Есенин является деревенским поэтом. Он вырос в селе и ощутил все тяготы быта на себе. Именно поэтому его творения так красочны. Данный пример доказывает: для того чтобы стать литератором, нужно столкнуться с трудностями самостоятельно.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать: истинный писатель — человек, имеющий колоссальную жизненную мудрость. Ведь чтобы учить других, нужно познать это на себе.

Владислав Соболев

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

К сожалению, единственным из доступных способов передачи информации в обществе на данный момент является слово — именно посредством речи, как письменной, так и устной, осуществляется общение, выражение мыслей и чувств, что постепенно начало перерастать в проблему. В данном тексте Д.С. Лихачев предлагает нам задуматься над актуальной проблемой отношения человека к языку.

Обращаясь к теме, автор сравнивает речь человека с его внешним обликом: неряшливость в одежде также, как и в языке, является неуважением к себе и к окружающим, свидетельствует о вкусе человека, а также об отсутствии воспитанности и интеллигентности. Писатель обращает наше внимание на то, что нет причин запрещать человеку гордиться своей родиной и использовать в речи деревенские мотивы – зачастую это приносит удовольствие окружающим, однако совсем другая ситуация с теми, кто «щеголяет» таким способом: речь должна соответствовать личности человека, в зависимости от его истинного происхождения, хобби и возраста. Автор делает акцент на том, что бравирование грубостью и в одежде, и в манерах, и в речи является признаком жестокости, слабости и психологической незащищенности человека: демонстрируя презрение к определенным явлениям, мы тем самым выражаем наше к ним неравнодушие, заинтересованность, страх и волнение.

Д.С. Лихачев считает, что язык является важнейшей частью нашего образа. Только человек, осознающий весомость своей речи, осознающий значимость каждого произнесенного слова, уважающий свой язык, может считаться по-настоящему сильной, здоровой и уравновешенной личностью. По тому, как и что мы говорим, окружающие создают наш образ и определяют степень нашей интеллигентности, психологической уравновешенности и уровень закомплексованности.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что, то, как и что говорит человек, полностью создает его психологический и моральный облик. Поэтому очень важно следить за своей речью, как и за своим внешним видом, и уважительно относиться к каждому произнесенному слову.

Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» с помощью реплик персонажей в полной мери выражает их нравственный облик. Главная героиня, госпожа Простакова, бранными выражениями, грубостью, жестокостью, ненавистью по отношению как к крепостным, так и к членам семьи, создает себе образ безграмотного самодура. Чем больше мы углубляемся в произведение, тем больше мы понимаем, что это лицемерная, меркантильная, алчная, злая, грубая и вместе с тем очень глупая женщина. И то, как она льстит в угоду себе, как общается с крепостными, отбирая у них все до нитки, как пользуется сиротством Софии, как обращается с членами семьи, и, что является главным, как относится к своему сыну — подтверждает первое впечатление о героине, созданное при помощи характеристики речи.

Евгений Онегин, герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», создал себе образ светского интеллигента, незаурядного, умного человека не только при помощи опрятного внешнего вида, но и по больше части при помощи речи. Будучи в какой-то мере начитанный личностью, Евгений мог поддержать любой разговор, вовремя вставить несколько нужных слов, где-то блеснуть строками из известных произведений. Именно поэтому герой долгое время без труда пользовался успехом у дам, однако позже мы узнаем, что созданная посредством речевой характеристики нравственность и уверенность в себе рушатся о двуликость Евгения, о его поведение в деревне, до и после дуэли.

Таким образом, можно сделать вывод, что наши имидж, образ, роль в обществе формирует язык человека, и поэтому очень важно следить за состоянием нашей речи, за её чистотой, правильностью и соответствием настоящему облику личности.

Текст №2:

Михаил Шолохов - мастер больших литературных полотен, но при этом его очерки наполнены той же глубиной и размашистостью, что присуща великим повестям. В своих небольших произведениях автор тонко передает чувства народа и демонстрирует связь литературы с их жизнью.

В этом прекрасном очерке Шолохов поднял различные проблемы и озвучил разные вопросы. Но мне бы хотелось рассмотреть самый яркий из них - вопрос величия русского народа. Этот очерк открывает с теплого задушевного разговора автора с читателем о героизме русского народа. Сам автор вспоминает бои под городами-героями, могилы погибших солдат, седых одиноких родителей. Он рьяно призывает бороться и дальше за то, чего мы уже достигли, не терять надежды на самое светлое будущее.

Нельзя не согласится в автором. Опыт прошлых лет, послевоенные достижения в разных отраслях не могут не восхищать и вдохновлять на новые свершения. Неутомимым русский дух советского времени может и должен служить путеводным маяком для наших современников.

Данный текст пронизан восторженностью и восхищением автора. Такой эффект достигается благодаря использованию большого количества художественных средств выразительности: восклицательных предложений, обращений («мой друг», «мать»), эпитетов («черная погибель»).

Я думаю, такой героизм схож с жертвенностью. Так, например, в своем предельно честном произведении «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернак устами дяди главного героя Н. Веденяпина высказывается, что зверя, живущего в душе каждого из нас, нельзя остановить хлыстом. Это по силу только человеку, жертвующему собой. И конечно же, нельзя обойти стороной прекрасное произведение Э. Хемингуэя «Старик и море», который повествует о природе мужества и героизма. В нем писатель произносит важные слова: ««Человек создан не для того, чтобы претерпевать поражения. Уничтожить его можно, но победить – нет!».

Шолохов прекрасно передал духовный рост русского человека, перемены в нем, вызванные сложной жизнью, силу духа и величайшие преобразования самой страны. После такого наставления хочется возрождать страну вместе, не смотря ни на что. Быть дальше таким же великим и непобедимым народом, которым нас видит писатель.

Текст №3:

Говорят, в старину всем значимых персонам, великим и важным людям - королям, вельможам, их семьям близкому окружению - с детства в еду и питье добавляли маленькие порции яда. Делалось это для того, чтобы организм привыкал к инородному веществу и в последствии спокойно реагировал на большие дозы. Сейчас такой поступок кажется смешным или глупым. Но не занимаемся ли мы тем же самым? Может быть, яд - это не только физическое вещество?

Простой и легкий, на первый взгляд, рассказ К.Г. Паустовского совсем не так прост, как кажется. Автор поднимает важную проблему — проблему восприятия жизни со всеми ее сложными моментами. Конечно, жизнь - это праздник, но разве можно воспитать себя, свою личность и свой характер, если не воспринимать ее целостно: со всеми сложностями, проблемами? Если не пытаться их самостоятельно решить? Если не разбавлять этот праздник «маленькими порциями яда»?

Безусловно, данная проблема актуальна во все времена. Все чаще можно заметить, как современная молодежь старается скрыться от возникших проблем. Очень просто отказаться от своих сложностей, переложить их и всю ответственность на плечи других людей. Легче всего сказать: «Это был не я». Но сформируется ли характер такого человека?

Авторская позиция легко угадывается в речи его персонажа-аптекаря. Автор считает, что невозможно все время шутить, веселиться, воспринимать жизнь в качестве вечных каникул. Нужно бороться за хорошую жизнь, но не избегать сложностей.

Я согласен с автором. Не зря есть такое понятие - школа жизни. Это как раз те моменты, которые заставляют держать себя в строю, не унывать и не опускать голову. Бороться с собой и окружающим миром, воспитывать в себе боевой дух и характер.

Авторский текст очень красочен, он легко и интересно читается. Этот эффект создается благодаря большому количеству художественных средств выразительности: сравнениям («пропитала, как спирт валерьянку»), восклицательным предложениям.

Я снова вспоминаю произведение великого классика Ф. Достоевского и его роман «Преступление и наказание». Для меня центральное место в нем занимала Сонечка Мармеладова. Это хрупкая девушка с несчастной судьбой преодолевала такие трудности, которые сможет вынести далеко не каждый. Она закалялась, как сталь, становясь еще сильнее, чем была, вызывая уважение читателя. Или вспомним печальную судьбу Натальи из произведения романа-эпопеи Шолохова «Тихий Дон». Эту женщину ждала трагический финал, но до конца она была честной, искренней, настоящей. Самым светлым, на мой взгляд, образом произведения.

Мне вспомнилась поговорка: в каждой бочке есть ложка дегтя. Наверное, жизненные трудности — и есть этот деготь. Но без него нельзя разобрать и почувствовать прекрасный вкус всего того, что окружает и наполняет нашу бочку жизни.