Памятник мальчик пускающий кораблики в городе саброза. Карта саброзы на русском языке

А лександр Дюма прославился, помимо прочего, тем, что в своих заметках о путешествии по России писал и о «развесистой клюкве».

В Португалии клюква не растет, зато не под пером писателя, а на самом деле родится вполне развесистая... капуста. Ее здешняя разновидность достигает высоты 3-4 метра.

Hа высоком стволе (а как еще скажешь?) растут листочки, которые и идут в пищу. Из них, например, варят самый распространенный в стране суп - caldo verde. Этот суп, как и сама «развесистая» капуста встречаются по всей Португалии, и долина Доуру не является исключением.

Зато лишь в районе, примыкающем с севера к долине Доуру, делают так называемое vinho verde - «зеленое вино». Это молодое, слегка игристое вино, несмотря на свое название, бывает и белым, и красным. (В усадьбе Матеуш, как я уже говорил, делают и розовое.)

Причем район производства «зеленых вин», как и район производства портвейна, строго ограничен. И даже самое дешевое «зеленое вино» (90 центов за литровую бутылку) имеет наклейку, указывающую область его происхождения.

Так что северная Португалия - единственное место на земле, где «красное» вполне может называться «зеленым». Но этим парадоксы земель, где протекает Доуру, не ограничиваются.

На вопрос, какой официальный язык в Португалии, каждый ответит - португальский. И, конечно, будет прав. Но лишь отчасти.
Мало кто знает, что Португалия - ныне двуязычная страна. В качестве второго официального языка сравнительно недавно введен диалект, который распространен в районе Миранда-ду-Доуру, опять-таки, возле «винной» реки!

Это мирандеш - архаичный португальский, близкий к испанскому. На нем говорит всего несколько тысяч человек, однако общеевропейские нормы в отношении национальных меньшинств сделали свое дело, и теперь на нем даже выходит газета.

Люди, говорящие на мирандеш, зовутся мирандезиш. Благодаря многовековой изоляции они, кроме языка, сохранили и другие следы своей древней культуры, которая роднит их... с кельтами.

Кельты, как известно, составляли значительную часть населения Европы до времен римского владычества. И вот в районе, где живут мирандезиш, мужчины до сих пор на праздники надевают национальный костюм - юбку, играют на традиционных инструментах вроде волынки и исполняют танцы, похожие на ирландские.

Большое научное открытие было сделано в этой глухомани в начале 90-х годов. При строительстве плотины на реке Коа, одном из левых притоков Доуру, были найдены древние наскальные изображения, целая галерея эпохи палеолита.

То, что изображения принадлежали к эпохе раннего каменного века, рабочие, обнаружившие их, конечно, не знали. Да и поначалу, когда вокруг находки поднялся шум, кое-кто в компании, ведущий строительство, решил, что наскальные изображения - дело рук... «зеленых», которые таким образом пытались остановить возведение гидротехнического сооружения.

Ho «зеленые» были ни при чем. Спустя три года ЮHЕСКО внесла галерею доисторических художников в список Всемирного наследия. Уникальность и ценность этой галереи не только в ее масштабности и в сохранности изображений, но и, так сказать, в долговечности художественной школы! Картины здесь продолжали создавать и в неолит, и даже в совсем близкую нам эпоху - последние изображения на скалах принадлежат сыну местного мельника, жившему здесь всего несколько десятилетий назад.

Работа над галереей продолжается... Может быть, в ней оставят свой след и виноделы, которым река Доуру обязана своей главной и самой громкой славой?

Сегодня крупный текстильный центр, некогда известный лишь своим монастырем, он лежит на реке Аве. Самое примечательное сооружение города - бывший монастырь Сан-Бенту, основанный бенедиктинцами в VIII веке, а позже значительно перестроенный в XVII веке. Сейчас в нем находится сельскохозяйственный колледж.

Пенафиел (Penafiel)

Этот небольшой городок, расположенный на высоком холме над рекой Соуза, интересен ренессансной церковью Игрежа-Матриш, а также комплексом Hосса-Сеньора-да-Пьедаде, построенным в 1908 году как удивительная смесь неоготики и византийского стиля. В Португалии город больше известен, как центр производства "зеленого вина".

Амаранте (Amarante)

Этот симпатичный город, лежащий на реке Тамега со старинным мостом, склонившимися над рекой деревьями, и куполами монастырской церкви - одна из жемчужин Северной Португалии. Вдоль узких улочек города стоят дома XVII века с ярко раскрашенными деревянными балконами. Первое поселение на этом месте относится, вероятно, еще к 360 году до н.э. А в 1809 году французы почти полностью сожгли город.

В городе почти все связано с именем Святого Гонсалу, местного святого, который родился в XII веке. Он считается покровителем брака и плодородия, к нему обращаются, когда думают о супружестве или рождении ребенка. В первый выходной день июня проходит праздник Феста-де-Сан-Гонсалу, который начинается с молитв о женихе или невесте, а затем продолжается в виде танцев, музыки и раздачи печений "гонсалуш" в виде фаллоса.

Когда в XIII веке из-за наводнения старый римский мост через Тамегу рухнул, считается, что новым его заменил Святой Гонсалу. Нынешний мост Понте-де-Сан-Гонсалу пересекает реку у монастыря, тоже носящего имя святого. Монастырь Сан-Гонсалу был построен в 1540 году, но его богатый интерьер в стиле барокко относится к XVIII веку. В капелле покоится прах святого-покровителя города (умер в 1259 г.). Изображение Св. Гонсалу на гробнице стерлось от тысяч поцелуев и прикосновений тех, кто ищет помощи. Стоит посетить также Муниципальный музей Амадеу-де-Соуза-Кардозу (Alameda Teixeira de Pascoaes 10:00-12:30/14:00-17:30, закрыт по понедельникам и праздникам), где выставлены произведения современного португальского искусства, в основном живопись и скульптура, а также археологические находки.

Главные экспонаты - удивительно интересные полотна уроженца Амаранте кубиста Амадеу де Соуза-Кардозу (1887-1918 гг.), который жил и работал в Париже, где делил ателье с Модильяни. Любопытны также фигуры, связанные с культом плодородия, который предшествовал Сан-Госалу. Это "диабу" и "диаба" - разнополая пара дьяволов, вырезанных из черного дерева. Ими в XIX веке заменили более древнюю "парочку", уничтоженную во время наполеоновского вторжения. Эти фигурки были центром местного обряда плодородия, и их угрожал сжечь епископ Браги. Вместо этого "диабу" был просто "кастрирован"…

Мезан-Фриу (Mesao Frio)

Это местечко расположено над долиной Доуру к юго-востоку от Амаранте за невысоким хребтом Серра-ду-Маран, который представляет естественную защиту здешних виноградников. Здесь расположена прекрасная усадьба Солар-да-Реде в стиле барокко, прослеживающая свою историю с XV века. Сейчас в ней находится роскошная поузада. От нее открывается великолепный вид на Доуру и виноградники.

Пезу-да-Регуа (Peso-da-Regua)

Этот городок - центр автомобильных и железных дорог района. А до 1756 года, когда маркиз Помбал выбрал его в качестве центра района, отведенного под выращивание винограда для производства портвейна, это была деревня с хижинами рыбаков и лодочников. Отсюда "рабелу", груженные бочками, шли через ущелья к Вила-Hова-де-Гайя. Эти барки использовались даже после того, как в 1880-х годах здесь появилась железная дорога. Можно посетить "Каза-ду-Доуру" ("Дом Доуру"), где размещается организация производителей портвейна, контролирующая качество лозы. Здесь под рассказ о секретах изготовления портвейна можно попробовать разные виды этого вина из специальных бокалов.

Ламегу (Lamego)

Этот бывший епископский город с мощным кафедральным собором очень живописно расположился у подножия холма со знаменитой святыней. Ламегу был основан кельтами. Считается, что здесь проходили заседания кортесов, которые и признали в 1143 Афонсу Энрикеша первым королем Португалии. В XVI веке значение города вновь возросло - уже как центра производства текстиля и виноделия, и в нем появились прекрасные барочные здания.

Сегодня главной достопримечательностью является святыня Hосса-Сеньора-душ-Ремедиуш (Богоматерь Исцелений, или Лекарств) на горе Санту-Эштеван.

Маленькая часовня на вершине горы, посвященная в 1391 Святому Стефану (Эштевану), стала привлекать паломников, поклоняющихся Богоматери, и в 1761 году на этом живописном месте и был построен храм Богоматери Исцелений с двумя башнями, ставший важнейшей святыней. Она чем-то похожа на комплекс Бон-Жезуш в Браге. Ведущий к ней каскад двойных лестниц из 686 ступеней имеет девять террас, украшенных роскошными панно из азулежу. Лестница и церковь кажутся единым ансамблем, но лестница была создана лишь в XIX веке.

С этой горы, высотой 600 метров, открывается прекрасный вид на город и долину Доуру вдали. Больше всего паломников собираются сюда 8 сентября, на праздник Hосса-Сеньора-душ-Ремедиуш. Некоторые поднимаются по лестнице на коленях.

Музей Ламегу (Largo de Cam?es 10:00-12:30/14:00-17:00, закрыт по понедельникам и праздникам), основанный в 1917 году и являющийся одним из лучших провинциальных музеев, располагается в бывшем епископском дворце - прекрасном здании 18 века. В музее великолепная коллекция фламандских гобеленов XVI века и живописи XVI-XVIII веков, а также скульптуры и мебели.

Гордостью собрания является "Сотворение зверей" - часть серии панелей алтаря, которые приписывают великому португальскому художнику XVI века Грау Вашку. Одним из ценнейших памятников архитектуры города является средневековый кафедральный собор - Се - в центре города (Largo da Se). Эта готическая церковь-крепость заложенная в 1129 году, сохранила свою квадратную башню, однако в остальном была сильно перестроена в XVI и XVIII веках.

В 4 километрах от Ламегу находится визиготская часовня VII века Сан-Педру-де-Балземан, старейшая в стране, хотя в 17 веке к ней был добавлен новый фасад.

Хотя Ламегу и расположен в зоне, отведенной для производства портвейна, но город знаменит также тем, что здесь, в погребах "Сaves da Raposeira", начиная с 1898 года производится первое португальское игристое вино по методике шампанских вин.

Кинты и виноградники Верхней Доуру

К востоку от Пезу-да-Регуа и Ламегу по склонам гор тянутся сплошные виноградники. Это и есть район, который Помбалом еще в середине XVIII века был отведен для производства портвейна. Общая площадь зоны производства портвейна - 350 тысяч гектаров, из которых под виноградниками занята десятая часть.

Виноградники Верхней Доуру существовали еще в римские времена. Вина "реки Доуру" упоминаются в документах XIV века, а с XVI столетия снискали настолько высокую репутацию, что их стали закупать для дворов Лиссабона и Мадрида, а также вывозить в Бразилию и восточные колонии. А о винах Мезан-Фриу, Пезу-да-Регуа и Ламегу вообще говорилось, что они "самые превосходные". Одновременно с "демаркацией" этого района, проведенной впервые в мировой практике виноделия маркизом Помбалом, была основана и специальная Компания вин Верхней Доуру для поддержания качества продукции и цен.

Культурный ландшафт Верхней Доуру с террасами, кинтами, деревнями, часовнями и железной дорогой (она считается самой живописной в стране) - прекрасный пример традиционного европейского винодельческого района - благодаря его целостности и сохранности внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И неслучайно сами португальцы говорят, что история Верхней Доуру - это история портвейна.

Среди террас тут и там красными черепичными крышами пестреют винодельческие усадьбы, где осенью готовят вино, которое весной отправляется в погреба Вила-Нова-ди-Гая. А на склонах видны огромные буквы с названиями винодельческих фирм и их фирменные знаки. Самые известные винодельческие кинты находятся в районе Пиньяна. Здесь в конце октября, в ознаменование окончания сбора винограда, проходит праздник с танцами и музыкой, а также демонстрацией старинных обычаев.

В Пиньяне главной достопримечательностью служит маленькое здание железнодорожного вокзала. Он украшен 24 панно из азулежу с изображением горных пейзажей Верхней Доуру, картин уборки винограда, погрузки бочек с вином на "рабелу". На стенах вокзала можно увидеть и пастухов Верхней Доуру в костюмах из конопляной соломы, да и многие другие картины давно ушедшего в прошлое быта местных жителей. Если не считать Сан-Бенту в Порту, станция в Пиньяне самая, пожалуй, красивая в стране.

Вино традиционно вывозилось по Доуру на барках "рабелу". Плавание по реке, изобиловавшей порогами, мелями и стремнинами, было крайне опасным. В 1862 году у местечка Кашан-де-Валейра погиб знаменитый "портвейный барон", англичанин Джозеф Джеймс Форрестер (основанная им фирма "Форрестер" процветает до сих пор). Когда лодка перевернулась, говорят, его своей тяжестью утащил на дно пояс-кошелек, а вот женщины, плывшие с ним, спаслись, так как их держали на воде кринолины.

Сейчас Доуру безопасна для судоходства от Порту до испанской границы - ее преградил каскад плотин, которые регулируют уровень воды и вырабатывают электроэнергию. Одна из них - Каррапателу - держит свой рекорд: ее 35-метровый шлюз является вторым по высоте в Европе! А на месте гибели барона Форрестера в 1976 году построена плотина Валейра.

Прекрасный вид на долину открывается со смотровой площадки Сан-Салвадор-ду-Мунду. Здесь раньше молились Спасителю матросы, просившие помощи при проходе стремнин Валейры. Сюда до сих пор приходят девушки, мечтающие выйти замуж.

Саброза (SABROSA)

В этом поселке на вершине холма среди виноградников над рекой Пиньян сохранилось немало домов 15 века. В одном из них в 1480 году родился Магеллан. На этом доме висит мемориальная доска, которая подтверждает, правда с оговоркой - "согласно традиции" - этот факт. Если бы не эта доска, дом мало чем отличается от соседних, и в нем тоже живут. На центральной площади, перед зданием местной управы сооружен небольшой современный бассейн с памятником - мальчик, пускающий кораблики.

Усадьба Матеуш (MATEUS)

Эта усадьба, название которой хорошо известно по всему миру благодаря розовому вину "Матеуш Розе", расположена в пригороде города Вила-Реал. Прекрасный дворец (с ноября по февраль 10:00-13:00/14:00-17:00, с марта по май и в октябре 09:00-13:00/14:00-18:00, с июня по сентябрь 09:00-19:00, закрыт 25 декабря), являющийся квинтэссенцией португальского барокко, был построен по проекту Николo Назони в начале XVIII века для Антониу Жозе Болелью Моурана. Его потомки до сих пор живут здесь, но посетители могут осмотреть сад и часть самой усадьбы.

В интерьерах - великолепные резные деревянные потолки, мебель разных эпох, живопись XVII-XVIII веков, серебряная и керамическая посуда, а также богатейшая библиотека с замечательным и редчайшим изданием "Лузиад" Камоэнса. Усадебный сад славится своими прекрасными камелиями, но самым запоминающимся в нем является так называемый "Кедровый туннель". Имеющий 35 метров в длину и 7,5 метра в высоту, он был создан из кедров, посаженных в 1941 году.

Вила-Реал (Vila Real)

Главный город провинции Доуру-Алту расположен над ущельем, образованным слиянием рек Кабрил и Коргу.

Кафедральный собор (Avenida Carvalho Araujo), построенный в XV-XVI веках, - прекрасный пример готики. Первоначально он был церковью доминиканского монастыря, однако остальные его постройки сгорели при подозрительных обстоятельствах в середине XIX века.

В южной части проспекта Avenida Carvalho Araujo, на доме № 19, можно увидеть мемориальную доску, которой отмечено место рождение Диогу Кана, мореплавателя, открывшего в 1482 году устье реки Конго. Церковь Игрежа-душ-Клеригуш на соседней улице Rua da Portela также известна как Капела-Hова, или Капелла-де-Сан-Педру. Ее барочный фасад и потолки приписывают Никколо Назони. Главными местными сувенирами являются кувшины из черной глины.

От Вила-Реал удобно добраться до Природного парка Алван, который занимает площадь 72 кв. км между реками Коргу и Тамега, чтобы полюбоваться его разнообразными пейзажи - от возделанных зеленых равнин до мрачных горных ландшафтов на высоте до 1339 метров. Еще севернее находятся пустынные и редконаселенные горы Серра-ду-Баррозу с вересковыми пустошами.

В одной из его деревень - Ботикаш - производят напиток, который прославился благодаря своему мрачному названию - "Вино мертвых". В 1809 году местные жители закопали свои запасы вина земля в землю, чтобы они не достались наступающей французской армии. Когда французы ушли, его раскопали, и оказалось, что качество вина улучшилось. Вино прозвали "Винью душ сантуш" (Vinho dos mortos - "Вино мертвых"), а с тех пор местные жители стали специально закапывать бутылки (на срок порой до двух лет), прежде чем его употреблять.

Шавеш (Chaves)

У верхнего течения реки Тамега стоит городок Шавеш, живописно расположенный среди плодородной долины. Термальные источники и запасы золота привлекали еще римлян, которые в 78 году нашей эры основали здесь Акве-Флавиа. Из-за стратегического положения городка его не удавалось захватить ни свевам, ни визиготам, ни маврам, прежде чем португальцы окончательно не завоевали его в 1160 году. Название города (в переводе с португальского "Ключи") порой связывают с ключами от севера, которыми наградили Hуну Алвареша Перейру, героя сражения при Алжубарроте. Действительно, город занимает ключевое положение на реке Тамега и является воротами между севером страны и ее внутренними районами. Однако скорее верна более приземленная версия, что "Шавеш" это просто искаженное латинское "Флавие".

Старый город расположился вокруг площади Pra?a de Cam?es, которая представляет собой настоящий архитектурный музей. С нее видны остатки замка, пожалованного Hуну Алварешу Перейре королем Жуаном I. На ней расположены церковь Игрежа-Матриж с прекрасным романским порталом, барочная церковь Мизерикордия с роскошным интерьером (золоченый резной алтарь, росписные потолки, панно из азулежу на стенах). В замке находится Военный музей и музей региона Флавие. В Военном музее собраны униформы, различные регалии и доспехи. Во дворе выставлены археологические находки, но большая их часть - в Музее региона Флавие, расположенном за башней, во дворце Пасу-дуж-Дукеш-де-Браганса. Помимо находок, относящихся к римским временам, там представлена интересная этнографическая коллекция, включающая местный пастушеский костюм из соломы.

Нынешний мост через Тамегу сооружен на средства местных жителей, о чем свидетельствует специальная надпись. Но у него был более древний предшественник, построенный в 100 году нашей эры при императоре Траяне, о чем напоминают два дорожных камня. Термальные источники Шавеша - одни из самых горячих в Европе: вода бьет из земли температурой 73 градуса.

Мурса (Murca)

Главная достопримечательность этого городка - гранитная фигура свиньи каменного века - "порка", стоящая в сквере на главной площади. Вероятно, она связана с культом плодородия. "Порки" меньшего размера можно встретить в Брагансе, Шавеше и других местах. Эту фигуру можно видеть на этикетках известного красного вина "Porca de Murca".

Мирандела (Mirandela)

Этот небольшой городок расположен на берегу реки Туа. Римский мост с 20 асимметричными арками был перестроен в XVI веке и сегодня используется только для пешеходов. Здание ратуши XVII века некогда принадлежало семье Тавораш, но она была обвинена в попытке покушения на короля в 1759 году и с тех пор все ее следы исчезли.

В 15 километрах к северо-востоку от Миранделы находится местечко Ромеу с частным музеем диковинок. В нем экспонируются всякие необычные вещи, собранные местной семьей Менериш - "форды" модели "Т", музыкальные шкатулки и фотооборудование.

Браганса (BRAGANCA)

Город находится среди угрюмого высокогорного плато на крайнем северо-востоке Португалии. Он вырос на имеющем стратегическое положение холме, на котором с давних времен свои укрепления возводили поочередно владевшие им народы и правители, пока Фернан Мендеш, шурин короля Афонсу Энрикеша не возвел здесь в 1130 году хорошо укрепленную крепость. Как и ее предшественницы, она была названа Бригантия.

Над городом и крепостью возвышается мощная главная башня, сооруженная в 1187 году Саншу I. Уникальным сооружением на территории крепости является Домус-Муниципалис XII века рядом с церковью Санта-Мария. Это - некое подобие ратуши романской эпохи (в нем "достойные люди" решали свои споры), а нижняя часть пятиугольной в плане гранитной постройки использовалась как большая сводчатая цистерна.

Рядом со зданием стоит позорный столб - гладкая колонна, установленная на каменной "порке". Примитивная скульптура такого рода, берущая начало еще в кельто-иберийской эпохи, часто встречается на севере Португалии (в городском музее можно увидеть скульптурную группу из трех поросят).
Башня замка Торре-да-Принсеза хранит много печальных преданий о томившихся там женах знати, в том числе и о несчастной жене Фернана Мендеша.

Крепость была родовым замком королевской династии Браганса, правившей страной с 1640 по 1910 год и происходившей от внебрачного сына Жуана I, который в 1442 году стал первым герцогом Браганса.
Хотя город и был "родовым гнездом" королевской династии, он так никогда и не преодолел своей изоляции, и монархи династии Браганса предпочитали резиденцию в Вила-Висоза. С постройкой шоссе от Порту к испанской границе, жизнь в городе оживилась, свидетельством чему явилось сооружение в 1996 году нового кафедрального собора.

Церковь Сан-Висенте (Largo Principal), построенная в XIII веке, была перестроена в XVII веке, когда ее интерьер был обильно украшен позолотой. Как считается, именно в ней в 1354 году проходило тайное венчание Инеш де Каштру и короля Педру.

Музей Абаде де Басал (Rua Abilio Be?a 27 со вторника по пятницу 10:00-17:00, по субботам и воскресеньям 10:00-18:00, закрыт по понедельникам и праздникам) расположен в бывшем епископском дворце в обширном парке. Музей носит имя аббата Басала (1865-1947 гг.), местного ученого, чьи работы по истории края были опубликованы в одиннадцати томах. Дворец строился в XVII веке, а затем был перестроен в XVIII и XX веках. В экспозиции - археологические находки (в частности "порки"), предметы религиозного искусства, монеты, живопись XVIII-XX веков, скульптура XV-XX веков, керамика XVIII-XIX веков, мебель XVII-XX веков, средневековые орудия пыток и богатая этнографическая коллекция (в том числе местные традиционные костюмы "паулитейруш").

Природный парк Монтезинью (PARQUE NATURAL DE MONTESINHO)

Этот заповедник площадью 700 кв. км считается одной из самых диких местностей в Европе и носит прозвище "Тьерра Фриа" ("Холодная земля"). Ландшафты парка достаточно разнообразны - от вересковых пустошей до дубовых лесов. Здесь встречаются такие редкие на Пиренеях животные, как волки, золотые орлы, кабаны, выдры. По территории парка разбросаны традиционные маленькие деревушки из каменных домиков с деревянными балконами. Особенно известна деревня Виньяйш (Vinhais). Здесь также встречается множество характерных для этих мест голубятен ("помбал") - каменных строений в форме подковы. Голубей здесь разводили не для развлечения, и даже не только в качестве домашней птицы "на мясо", но и как источник удобрения, которое высоко ценилось.
На территории парка находится и одна из самых старых деревень края Риу-де-Онор (Rio de Onor). Люди, живущие по обоим берегам одноименной пограничной речки, разговаривают на уникальном диалекте - смеси испанского и португальского, который прозвали "рионореш".

Миранда-ду-Дору (Miranda do Douro)

Этот город стоит высоко над ущельем Доуру, которая здесь служит границей с Испанией. Однако в течение столетий связи с Испанией не было, и даже наоборот, городская крепость была главным пунктом по защите глубокого ущелья Доуру. Стратегическое положение города и основание здесь епископства в 1545 году способствовали его превращению в культурный и религиозный центр Траз-уж-Монтеш. Но в 1762 году во время семилетней войны против Франции и Испании в крепости взорвался пороховой погреб. Тогда погибло 400 человек, а от укреплений остались лишь руины. Это событие подтолкнуло перенести епископство в Брагансу, а город надолго погрузился в летаргический сон.

Сохранился кафедральный собор 16 века с двумя башнями. В соборе любопытна деревянная статуя Иисуса в детском возрасте ("Менину Жезуш-да-Картолинья"). Она представляет собой мальчика, который, согласно преданию, появился во время осады испанцами города в 1711 году и, подняв дух деморализованной португальской армии, привел ее к победе. Статую нарядили в костюм, а позже одели еще и цилиндр ("картолинья").

Региональный музей области Миранда (Pra?a Dom Jo?o III летом 10:00-12:30/14:30-17:45, зимой 10:00-12:15/14:00-17:15, по воскресеньям 10:00-12:45, закрыт по понедельникам и праздникам) расположен в здании Домус-Муниципалис в историческом центре города. В нем представлены археологические находки и этнографические коллекции, в первую очередь местные костюмы, кухонная утварь, мебель.
В районе Миранда-ду-Дору сохранился старый диалект мирандеш, архаичный португальский, близкий к испанскому. На нем говорит всего несколько тысяч человек, однако недавно ему придан официальный статус. Люди, говорящие на мирандеш, зовутся мирандезеш. Благодаря многовековой изоляции они, кроме языка, сохранили и другие следы своей древней культуры, которая восходит своими корнями еще, вероятно, к кельтам. Частью мужского национального костюма у мирандезеш является юбка. А во время праздников они играют на традиционных инструментах вроде волынки и исполняют танцы, похожие на ирландские.

Проспект Свободы в Лиссабоне приводит прямо к площади маркиза Помбала, в самом центре которой в 1934 году был установлен памятник в честь выдающегося политического деятеля - Себастьяна Жозе Помбала. Занимавший пост главного королевского министра маркиз Помбала с 1750 по 1777 год, фактически управлял страной. Помбала изображен в полный рост и смотрит в сторону района Байша, застроенного по инициативе министра и разработанному им плану. Под левой рукой маркиза Помбала изображен лев, символизирующий власть.

Постамент украшен скульптурными изображениями, рассказывающими об основных реформах маркиза Помбала в области сельского хозяйства, образования и государственного управления. Отдельное место занимает сюжет, посвященный вкладу министра в развитие университета в Коимбре, где по его приказу началось обучение математике и естествознанию. На камнях мостовой рядом с памятником выложен мозаичный герб города.

Рядом с постаментом установлены расколотые каменные глыбы - в знак памяти об ужасном землетрясении 1755 года, практически полностью уничтожившем Лиссабон и многие города Португалии. В те непростые годы король практически полностью доверил Помбалу управление страной и руководство восстановительными работами. Португальцы всегда будут помнить неоценимый вклад маркиза Помбала в развитие страны.

Памятник Первооткрывателям

Памятник сделан из известняка и железобетона, его высота составляет 54 метра, ширина основания - 20 метров. Открытие памятника состоялось в 1960 году.

Монумент сделан в виде каравеллы, украшенный гербом Португалии времён королевской династии Авизов. Главная в скульптуре - фигура Энрике мореплавателя, за ним, по 16 фигур с каждой стороны, располагаются 32 фигуры людей, прославившихся во времена великих открытий.

Внутри монумента находятся лекционный зал, выставочные павильоны и лифт, поднимающийся до смотровой площадки. На площади перед скульптурной композицией из гранита выложены роза ветров и карта мира с датами португальских морских экспедиций.

Памятник Фернанду Пессоа

Памятник Фернанду Пессоа находится в городе Лиссабон – столице Португалии. Он был установлен у дома 4 на улице Rua Serpa Pinto, на 4 этаже которого 13 июня 1888 года родился знаменитый португальский поэт Фернанду Пессоа, автор знаменитой фразы: «Если после того, как я умру, захотят написать мою биографию, нет ничего проще. В ней только две даты - дата моего рождения и моей смерти. Между ними все дни принадлежат мне».

Бронзовая скульптура в стиле авангард представляет собой фигуру человека, который стоит лицом к фасаду здания. На его голове надета большая книга, полностью скрывающая лицо. Памятник еще раз напоминает всем, кто видит его, что жизнь Фернанду Пессоа была всецело посвящена литературе.


Любой рекламный проспект о Бельгии или о Брюсселе будет неизменно содержать картинку статуи Писающего мальчика - именно этот фонтан (обнаженный мальчик, пускающий струю в небольшой бассейн) является главной достопримечательностью страны. На деле же, если бы не толпы туристов, фотографирующих фонтан со всех сторон, мимо Писающего мальчика можно легко пройти мимо: он довольно крохотный и находится хоть и в центре, но на углу пересечения улиц. Так что же в нем такого особенного?


Сейчас, конечно, особенно в туристический сезон, пройти мимо этого фонтана почти невозможно: несмотря на то, что он огорожен забором и приблизиться к Писающему мальчику (Manneken Pis) вплотную нельзя, вокруг всегда будет множество гостей города и продавцов сувениров. Копии Писающего мальчика делают из шоколада, из карамели, из металла и пластмассы, в виде штопора и в виде брелока, его изображение печатают на футболках, кепках и сумках. Сейчас Писающий мальчик - это настоящий бренд Бельгии.


Когда именно возникла первая статуя Писающего мальчика, достоверно неизвестно. Но та, которую можно наблюдать сегодня, была отлита в 1619 году Жеромом Дюкенуа Старшим. Позже статую несколько раз воровали (последний раз статую крали в 1960-х годах), так что бельгийским властям пришлось поступить точно так же, как и датским с Русалочкой - в центре города установили копию статуи, а оригинал надежно спрятали.


Однако существует версия, что на этом месте стоял похожий фонтан намного задолго до 1619 года, возможно даже с 1388 года. Есть две версии, почему эту статую вообще создали. По первой версии мальчик изображает сына Готфрида III Лёвенского, люльку с которым подвесили высоко на дереве в 1142 году во время решающей битвы гримбергенской войны. Малыш должен был воодушевлять своим видом войска и дразнить неприятеля, и, согласно легенде, во время битвы малыш писал сверху на сражающихся воинов.


Вторая легенда относится к XIV веку, когда Брюссель находился в осаде, и неприятель собирался проникнуть за стены города, установив взрывчатку под укреплением. Это увидел мальчик по имени Юлианске и, не зная как еще поступить, просто помочился на взрывчатое вещество и потушил фитиль, и таким образом спас весь город.


Есть менее пафосные истории возникновения статуи. Одна из них, например, рассказывает о заезжем богатом торговце, сын которого убежал и пропал, когда они гостили в Брюсселе. На поиски мальчика были брошены все силы, и действительно - мальчика нашли. Его обнаружили как раз в тот момент, когда он писал в саду, ни о чем не подозревая. Радостный торговец, согласно легенде, был так рад, что его наследник жив и здоров, что решил поставить целый фонтан в честь своего сына.


Четвертая легенда похожа на предыдущую, только вместо богатого торговца сына потеряла местная женщина, и в панике она стала бегать и спрашивать у каждого прохожего, не видели ли они ее сына, приставая даже к меру города. В результате долгих поисков мальчика нашли в тот момент, когда он мочился на углу пересечения улиц.


Так или иначе, с тех пор вокруг статуи образовалась целая традиция по смене нарядов мальчика. Пусть малыш и небольшой по размерам, но другого такого модника среди статуй точно не найти. Сейчас у Писающего мальчика есть несколько сотен нарядов, есть календарь нарядов и есть даже специальные Друзья Писающего Мальчика, которые отвечают за своевременную смену одежды.


Рядом с фонтаном на центральной площади города в Королевском музее находится экспозиция костюмов Писающего мальчика, которая насчитывает более 800 нарядов. В начале каждого года утверждаются даты и наряды для статуи, а Друзья следят, чтобы все наряды были вовремя надеты и в сохранности после отправлены в музей.


Считается, что первый костюм для мальчика прислал курфюрст Баварский Максимилиан-Эммануил в 1698 году, и эту одежду тоже можно увидеть в Музее, но основная часть экспозиции, конечно, собралась за XX век. Каждый раз, когда мальчика одевают, это происходит в торжественной обстановке в сопровождении играющего оркестра.


Часто Писающего мальчика одевают в национальные костюмы других народов, но иногда на нем можно увидеть и просто забавные наряды, вроде наряда Дракулы или Санта Клауса. Но, пожалуй, ни один костюм не вызывает у публики такой ажиотаж, как когда воду в фонтане заменяют на пиво или вино. Тогда Друзья Писающего мальчика наполняют стаканы прямо струей, выпускаемой Мальчиком и бесплатно раздают их прохожим.


Историю статуи Русалочки, которая установлена в столице Дании Копенгагене, можно прочитать в нашей статье " ."

По материалам thevintagenews.com

В Португалии очень много памятников: и любимому всеми Камоэнсу, и Вашку да Гаме, и королям. Я не очень чувствителен к скульптуре, однако некоторые памятники привлекли моё внимание. Например, памятник поэту Пессоа на площади Шиаду в Лиссабоне. Очень оригинальное решение – посадить статую за столик открытого кафе. Выигрывают все – и покойный поэт, к творчеству которого таким образом привлекается внимание, и кафе («А-Бразилейра»), использующее статую, как приманку, и публика, получающая удовольствие от экстравагантного соседства. Памятник Жозе I стоит в центре площади Комерсиу. Эта площадь представляет собой как бы ворота в город со стороны моря. Памятник обычный для монарха – сидит дядька на коне и смотрит вдаль. Король-всадник облачён в боевые доспехи, хотя при жизни не прославил себя особыми воинскими доблестями. Его заслуга скорее в другом: Жозе I выдвинул на пост премьера такого выдающегося деятеля как Себаштиана ди Карвалью (позднее маркиз Помбал). И не только выдвинул, но и поощрял деятельность реформатора, который, кстати, возродил столицу после разрушительного землетрясения 1755 года. Самому Помбалу «достался» грандиозный памятник. На чудесном белом постаменте, украшенном скульптурами, стоит чёрный маркиз. У маркиза длинные вьющиеся волосы (или парик?). В правой руке он держит шляпу, а в левой – стопку документов. Из-под левой руки маркиза выглядывает лев. Я не думаю, что при жизни маркиз гулял со львом (хотя и это возможно). Вероятно, лев аллегорический. Он как бы защищает маркиза от недругов или символизирует силу второго (после короля) человека в государстве. Ещё один памятник водружён на высоченной колонне, что на площади Росиу. Это памятник Дону Педру IV, бразильскому королю. Во время его правления (XIX в.) португальская королевская семья пребывала в изгнании, т.е. в Бразилии. Дон Педру IV правил недолго, чем прославился – не известно, поэтому для меня загадка, чем он заслужил столь величественный памятник. Король как бы реет над площадью. Он стоит в раскованной позе, небрежно опершись на саблю. Ну, и ещё один памятник, о котором я ничего не знаю. Это мужчина и женщина. Обнажённая женщина раскинула руки, как бы говоря «возьми меня, я вся твоя». Мужчина, наоборот, весьма сдержанно на неё смотрит. Взвешивает силы, очевидно. Ну, ладно. Памятники – памятниками, а люди интереснее. А из всех людей интереснее всего старики и дети. Старики хороши мудростью, которая видна в их глазах, а дети – чистотой. Правда, современные дети – особая статья. Например, в Алфаме я направил аппарат на группу португальских детсадников. Так знаете, что я услышал? «Дяденька, а нас снимать нельзя». Причем, по-английски. Тогда я попросил один снимок. «Ну, один можно», - согласилась синьорита лет пяти. Португальцы – толковый народ. На вопросы отвечают не спеша, хорошенько сначала поразмыслив. Да и речь у них приятная. Смахивает... как бы на польскую или русскую? Сам не пойму, но жужжат и шипят они однозначно много. Из плакатов на улицах больше всего развешено флажков коммунистической партии Португалии, которая вообще пользуется огромной популярностью. Другие партии, конечно тоже не спят. Сейчас, в преддверии выборов, весь Лиссабон обклеен портретами кандидатов. Народ серьёзно относится к политике, однако свободно проявляет своё чувство юмора, о чём свидетельствует плакатик, который я снял мимоходом. Далай Лама тоже пользуется поддержкой населения – на некоторых домах выписан его портрет. Кому он нужен в Лиссабоне, мне неведомо. В заключение хочется сказать, что Португалия – красивая и здоровая страна. Живым там весело живётся, а мёртвым покойно лежится. Поэтому хочется пожелать ей дальнейшего благополучия и процветания.