Образы символы в рассказе бунина антоновские яблоки. Описание сада в рассказе «Антоновские яблоки

Цель:

  • Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
  • Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
  • Развить навыки анализа прозаического текста.

Задачи:

Познавательные:

1) выявить первые впечатления обучающихся о прочитанном произведении;

2) проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3) обратить внимание обучающихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4) подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5) рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

Развивающие:

1) развивать у обучающихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2) развивать у обучащихся навык полного грамотного устного ответа;

3) развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитывающие:

1) привить обучюащимся чувство прекрасного;

2) воспитание культурного читателя; письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока : урок объяснение нового материала

Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно-деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.

Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование : рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.

Этапы урока и виды деятельности обучающихся и преподавателя

Метод, приём

1.Организационный момент

Организация учащихся на уроке

фронтальная

2.Мотивация

Пробуждение познавательного интереса

Чтение стихотворения

фронтальная

эвристический

3.Актуализация

Повторение ранее изученного и его расширение

Активное слушание, беседа

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный, просмотр презентации

4.Создание проблемной ситуации

Учитель побуждает учеников обратить внимание на тему урока, объяснить ее

фронтальная

Репродуктивный, поисковый

5.Поиск, разрешение проблемной ситуации

Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;

Работа в тетради, .составление таблицы

Индивидуальная, групповая

исследовательский

6.Обобщение, вывод

Представление полученной таблицы, обощение, вывод

Работа с интерактивной доской

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

7.Отработка новых знаний в творческом задании

Работа с индивидуальными заданиями

Слушание

Индивидуальное сообщение

Репродуктивный

8. Подведение итогов

рефлексия услышанного на уроке

Фронтальная, индивидуальная

эвристический

9.Домашнее задание

Вариативное домашнее задание

Письменная работа

индивидуальная

репродуктивный

Ход урока

О счастье мы всего лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

И. Бунин.

Слово преподавателя: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе «Антоновские яблоки». Для того, чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина «Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку. (Подготовленный обучающийся читает стихотворение «Вечер»)

ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какая основная мысль этого стихотворения? (настроение тихой грусти, печали. Основная мысль - счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).

И.А. Бунин был убежден, что не должно быть «деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему «неестественным и устарелым». Он писал: «Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы - рассказе «Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета - то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его - воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок: «Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее, свежее, тихое утро <…> Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновский яблок, запах меда и осенней свежести. «Предельная концентрированность деталей, смелость сравнений производят впечатления нарядности, богатого убранства повествования, остающегося при этом строгим, резким, четким. В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.

Бунин - величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь - появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше - увидишь всю картину.

Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками, впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? (печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).

Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком «потерянном рае» повествует писатель? (Рай - это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)

Какова композиция произведения? (произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис, проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:

Основная тема части

Основные образы природы

Изображение людей

Образ- символ

Возраст героя

Каким настроением проникнута данная часть рассказа

1.Воспоминания о сборе яблок

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

подросток

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

2.Описание усадьбы тетки - Анны Герасимовны

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.

Образ смертной старухи с могильным камнем

Молодой человек

Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.

3. Великолепные сцены охоты.

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Человек в зрелом возрасте

Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.

4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню.

Взрослый человек

Заупокойная молитва

Обучающиеся работают с текстом, потом представляют свою рабоу.

Общий вывод: четырехчастная композиция «Антоновских яблок» полна глубокого смысла. Судьба конкретной деревни Выселки и конкретных людей воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, да и всей России в целом. Вывод Бунина однозначен: только в воображении, только в памяти остается время счастливой, беспечной молодости, острых ощущений и переживаний, гармоничного существования с природой, жизнью простых людей, величием космоса. Усадебная жизнь представляется неким «потерянным раем», блаженство которого, конечно, не могут возвратить жалкие потуги мелкопоместных дворян, воспринимающиеся скорее как пародия на былую роскошь. Дыхание прекрасного, некогда наполнявший старинные дворянские усадьбы, аромат антоновских яблок уступили место запахам гнилости, плесени, запустения.

Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? (есть, это образ САДА). Реализация домашнего задания, заранее подготовленные учащиеся выступают с сообщением.

Сообщение обучающегося: В «Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом. Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад-дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедши в упадок.

Сад у Бунина - зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями.

В рассказе «Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он - символ благосостояния, довольства, процветания: «…помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен «лиловым туманом», как будто срывает тайны природы.

Интересно, что ещё в 1891 году Бунин задумал рассказ «Антоновские яблоки», но написал и издал его только в 1900-м. Рассказ имел подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”». Почему? Что хотел подчеркнуть писатель этим подзаголовком?

(Эпитафия-изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.)

Домашнее задание:
1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина» или «Что сближает комедию А.П. Чехова «Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?.

В рассказе “Антоновские яблоки ” И.А. Бунин воссоздает мир русской усадьбы .

Cама дата написания рассказа символична: 1900 год – рубеж веков . Она как бы связывает мир прошлого и настоящего.

Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах – лейтмотив не только этого рассказа, но и многочисленных стихотворений Бунина .

«Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счас
тье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(14.08.09)

Вопросы:

1. Определите тему стихотворения.

2. Как передаётся в стихотворении ощущение времени и пространства?

3. Назовите эмоционально окрашенные эпитеты.

4. Объясните смысл строки: “Я вижу, слышу, счастлив...” .

Обратите внимание на:

- предметные реалии пейзажной картины, рисуемой поэтом;

- приёмы “озвучивания” пейзажа;

- используемые поэтом цвета, игру света и тени;

- особенности лексики (словоотбор, тропы);

- любимые образы его поэзии (образы неба, ветра, степи);

- молитвы одиночества лирического героя в “бунинском” пейзаже.


Первые же слова произведения «…Вспоминается мне ранняя погожая осень» погружают нас в мир воспоминаний героя, и сюжет начинает развиваться как цепь ощущений, связанных с ними.
отсутствие фабулы , т.е. событийной динамики .
С южет рассказа лирический , то есть основанный не на событиях (эпический), а на переживании героя.

В рассказе присутствует поэтизацией прошлого . Однако, поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью.

Автор с нескрываемым восхищением говорит об осени и о деревенской жизни, делая очень точные пейзажные зарисовки.

Бунин делает в рассказе не только пейзажные, но и портретные зарисовки. Читатель встречается со многими людьми, портреты которых написаны очень точно, благодаря эпитетам и сравнениям :

бойкие девки-однодворки,
барские в своих красивых и грубых , дикарских костюмах
мальчишки в белых замашных рубашках
старики...высокие, большие и белые как лунь

Какие художественные средства использует автор, описывая осень?
  • В первой главе : «В темноте , в глубине сада – сказочная картина : точно в уголке ада, пылает шалаша багровое пламя. окруженное мраком , и чьи – то черные , точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням» .
  • Во второй главе : «Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе . Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая … Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, что хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах , а в праздник встать вместе с солнцем…» .
  • В третьей : «Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи… ветер не унимался . Он волновал сад рвал , непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро – и скоро, точно дым, затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно , и все чаще начинал сеять дождь…».
  • И в четвертой же главе: «Дни стоят синеватые , пасмурные… Целый день я скитаюсь по пустым равнинам…» .

Вывод
Описание осени передано рассказчиком через цветовое и звуковое ее восприятие .
Читая рассказ, словно сам ощущаешь запах яблок, ржаной соломы, душистый дым костра...
Осенний пейзаж от главы к главе меняется: меркнут краски, меньше становится солнечного света . То есть, в рассказе описана осень не одного года, а нескольких, и это постоянно подчеркивается в тексте: «Вспоминается мне урожайный год»; «Эти были так недавно, а меж тем кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие» .

  • Сравните описание золотой осени в рассказе Бунина с картиной И.Левитана.
  • Композиция

Рассказ состоит из четырех глав:

I. В поредевшем саду. У шалаша: в полдень, в праздник, к ночи, поздней ночью. Тени. Поезд. Выстрел. II. Деревня в урожайный год. В усадьбе у тетки. III. Охота прежде. Непогода. Перед выездом. В чернолесье. В усадьбе у холостяка-помещика. За старинными книгами. IV. Мелкопоместная жизнь. Молотьба в риге. Охота теперь. Вечером на глухом хуторе. Песня.

Каждая глава – это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель.

Эту смену картин и эпизодов сопровождают последовательные упоминания о переменах в природе - от бабьего лета до наступления зимы.

  • Уклад жизни и н остальгия по прошлому
Бунин сравнивает дворянскую жизнь с богатой мужицкой жизнью на примере усадьбы своей тетки «у нее в доме еще чувствовалось крепостное право в том, как мужики снимали шапки перед господами» .

Следует описание интерьера усадьбы, насыщенное деталями «синие и лиловые стекла в окнах, старая мебель красного дерева с инкрустациями, зеркала в узких и витых золотых рамах» .

Бунин с нежностью вспоминает тетушку Анну Герасимовну и ее усадьбу. Именно запах яблок воскрешает в его памяти старый дом и сад, последних представителей дворового сословия бывших крепостных.

Сокрушаясь о том, что дворянские усадьбы умирают, рассказчик удивляется насколько быстро проходит этот процесс: «Эти дни были так недавно а меж тем мне кажется что с тех пор прошло чуть не целое столетие...» Наступает царство мелкопоместных , обедневших до нищенства. «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» Им писатель уделяет особое внимание. Это Россия, уходящая в прошлое .



Автор вспоминает обряд охоты в доме Арсения Семеновича и «особенно приятный отдых, когда случалось проспать охоту» , тишина в доме, чтение старых книг в толстых кожаных переплетах, воспоминания о девушках в Дворянских усадьбах («аристократически красивые головки в старинных прическах кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза...») .
Томительно текут серые, однообразные будни обитателя разоряющегося дворянского гнезда. Но, несмотря на это, Бунин находит в нем своеобразную поэзию. "Хороша и мелкопоместная жизнь!", - говорит он.

Исследуя русскую действительность, крестьянскую и помещичью жизнь, писатель видитсходство как образа жизни, так и характеров мужика и барина : "Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, очень недавно, имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей деловитости и сельскому старосветскому благополучию."

Несмотря на спокойствие повествования , в строках рассказа чувствуется боль за за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживала период падения.

Главным символом в рассказе остаётся образ антоновских яблок . Антоновские яблоки – это богатство (“Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась”) . Антоновские яблоки – это счастье (“Ядрёная антоновка – к весёлому году”) . И наконец, антоновские яблоки – это вся Россия с её “золотыми, подсохшими и поредевшими садами”, “кленовыми аллеями”, с “запахом дёгтя в свежем воздухе” и с твёрдым сознанием того, “как хорошо жить на свете” . И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе “Антоновские яблоки” отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом , тоска по уходящей патриархальной России и понимание катастрофичности грядущих перемен. ..

Рассказу свойственны живописность , эмоциональность , возвышенность и поэтичность .
Рассказ “Антоновские яблоки” – один из самых лирических рассказов Бунина. Автор прекрасно владеет словом и малейшими нюансами языка.
Проза Бунина обладает ритмом и внутренней мелодией , как стихи и музыка.
"Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен
", писал К. Г. Паустовский. Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях. Рассказ
можно назвать стихотворением в прозе , так как он отражает главную особенность поэтики писателя: восприятие действительности как непрерывного течения, выраженного на уровне человеческих ощущений, переживаний, чувствований. Усадьба становится для лирического героя неотъемлемой частью его жизни и в то же время символом родины , корней рода .

Василий Максимов "Всё в прошлом" (1889)


  • Организация пространства и времени
Своеобразнаорганизация пространства в рассказе.. . С первых строк создаётся впечатление замкнутости . Кажется, что усадьба – это отдельный мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир – часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд... И внезапно возникает ощущение того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит слово “вспоминается” . В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда.

Сама дата написания рассказа символична . Именно эта дата помогает понять, почему рассказ начинается (“...Вспоминается мне ранняя погожая осень”) и заканчивается (“Белым снегом путь-дорогу заметал...”). Таким образом образуется своеобразное “кольцо” , которое делает повествование непрерывным. Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти, так как в нём воплощена душа человека, душанарода.


Первые же слова произведения: “...Вспоминается мне ранняя погожая осень” – дают пищу для размышлений: произведение начинается многоточием , то есть описываемое не имеет ни истоков, ни истории, оно словно выхвачено из самой стихии жизни, из её бесконечного потока. Первым словом “вспоминается” автор сразу погружает читателя в стихию собственных (“мне ”) воспоминаний и ощущений , связанных с ними. Но применительно к прошлому употребляются глаголы настоящего времени (“пахнет яблоками” , “становится очень холодно ...”, “долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле” и так далее). Время как будто не властно над героем рассказа. Все события, происходящие в прошлом, воспринимаются и переживаются им как развивающиеся на его глазах. Такая относительность времени является одной из черт бунинской прозы. Картина бытия приобретает символичный смысл: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может жить ни один человек.
Завершается повествование словами песни, которую поют нескладно, с особым чувством.


Широки мои ворота растворял,

Белым снегом путь-дорогу заметал...


Почему Бунин именно так заканчивает своё произведение? Дело в том, что автор вполне трезво сознавал, что “белым снегом” заносит дороги истории. Ветер перемен ломает вековые традиции, устоявшийся помещичий быт, ломает человеческие судьбы. И Бунин пытался увидеть впереди, в будущем, тот путь, по которому пойдёт Россия, но с грустью понимал, что обнаружить его в силах только время. Слова песни, которой заканчивается произведение ещё раз передают ощущение неизвестности, неясности пути.

  • Запах, цвет, звук...
Воспоминание представляет из себя некий комплекс физических ощущений . Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом . Одним из главных образов-лейтмотивов является в произведении образ запаха :

“крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев” ,

“ржаной аромат новой соломы и мякины”,

“запах яблок, а потом уже и другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах...”,

“славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги... Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами...”,

“запах дыма, жилья” ,“тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести”,

“крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою” .


Особая роль образа запаха обусловлена ещё и тем, что с течением времени характер запахов меняется от тонких, едва уловимых гармоничных природных ароматов в первой и второй частях рассказа – к резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, – во второй, третьей и четвёртой его частях (“запах дыма”, “в запертых сенях пахнет псиной”, запах “дешёвого табаку” или “просто махорки”).
Смена запахов отражает смену личных ощущений героя, смену его мировосприятия.
Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет . Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. В первых главах мы видим “багровое пламя” , “бирюзовое небо” ; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – подобная цветовая гамма, построенная даже не на самих цветах, а на их оттенках , передаёт многообразие окружающего мира и его эмоциональное восприятие героем .

Автор использует большое количество цветовых эпитетов . Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: “...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом...” Видит он, как “сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной” ; замечает он и “свежие, пышно-зелёные озими”.


Часто встречается в произведении эпитет “золотой” :

“большой, весь золотой... сад”, “золотой город зерна”, “золотые рамы”, “золотистый свет солнца”.

Семантика этого образа чрезвычайно обширна: это и прямое значение (“золотые рамы”) , и обозначение цвета осенней листвы , и передача эмоционального состояния героя , торжественности минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности , “золотой” поры жизни героя. Эпитет “золотой” относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской, уходящей России. У читателя этот эпитет ассоциируется ещё с одним понятием: “золотой век” российской жизни, век относительного благополучия, изобилия, основательности и прочности бытия. Таким видится И.А. Бунину век уходящий.


Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные... Целый день я скитаюсь по пустым равнинам ”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин” . Полутона и оттенки (“бирюзовый”, “лиловатый” и другие), присутствующие в первых частях произведения, сменяются контрастом чёрного и белого (“чёрный сад”, “поля резко чернеют пашнями... забелеют поля”, “снежные поля”).

Зрительные образы в произведении максимально отчётливы, графичны: “чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды”, “мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе”, “холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо”, “чёрный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы... А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями”.

Подобная кинематографичность изображения, построенного на контрастах , создаёт у читателя иллюзию действия, происходящего на глазах или запечатлённого на полотне художника:

“В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки...”


Cтихию жизни, её многообразие, движение передают также в произведении звуки :

“прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов ... голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”,

“Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле . Дрожь переходит в шум , растёт, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колёса, громыхая и стуча , несётся поезд... ближе, ближе, всё громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть , точно уходя в землю...”,

“на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки”,

слышно , как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют ”, слышится, “как осторожно поскрипывает... длинный обоз по большой дороге” , звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится “приятный шум молотьбы” , и “однообразный крик и свист погонщика” сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все “с грустной, безнадёжной удалью” .

Чувственное восприятие мира дополняется в “Антоновских яблоках” образами осязательными :

“с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла”,
“толстая шершавая бумага”

вкусовыми :

“вся насквозь розовая варёная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас – крепкий и сладкий-пресладкий...”,
“...холодное и мокрое яблоко... почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.


Таким образом, отмечая мгновенные ощущения героя от соприкосновения с внешним миром, Бунин стремится передать всё то “глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни” :
“Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!”

Герою в молодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: “жадно и ёмко дышала моя грудь”, “всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в омётах...”

Однако в художественном мире Бунина радость жизни всегда соединяется с трагическим сознанием её конечности. И в “Антоновских яблоках” мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою, является одним из главных: “Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб... Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч...”

Умирает не просто прежний уклад жизни – умирает целая эпоха русской истории, дворянская эпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа всё более отчётливым и настойчивым становится мотив пустоты и холода .

С особенной силой это показано в образе сада , когда-то “большого, золотого”, наполненного звуками, ароматами, теперь же – “озябшего за ночь, обнажённого”, “почерневшего”, а также художественных деталях, выразительнейшей из которых является найденное “в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко” , которое “почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.

Вот так, на уровне личных ощущений и переживаний героя, изображает Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства , несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном отношении:

"Потом примешься за книги – дедовские книги в толстых кожаных переплётах, с золотыми звёздочками на сафьянных корешках... Хороши... заметки на их полях, крупно и с круглыми мягкими росчерками сделанные гусиным пером. Развернёшь книгу и читаешь: “Мысль, достойная древних и новых философов, цвет разума и чувства сердечного”... и невольно увлечёшься и самой книгой... И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска...


...А вот журналы с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина. И с грустью вспомнишь бабушку, её полонезы на клавикордах, её томное чтение стихов из “Евгения Онегина”. И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою...”


Поэтизируя прошлое, автор не может не думать и об её будущем. Этот мотив появляется в конце рассказа в виде глаголов будущего времени : “Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок...” Приём повтора усиливает грустную лирическую ноту; образы голого леса, пустых полей подчёркивают тоскливую тональность концовки произведения.
Будущее неясно, оно вызывает тревожные предчувствия. Лирической доминантой произведения звучат эпитеты: “грустная, безнадёжная удаль”.
..

Наталья Полякова

Одной из главных особенностей прозы И.А.Бунина, обычно сразу отмечаемой учащимися, является, конечно же, отсутствие сюжета в привычном представлении, то есть отсутствие событийной динамики. Учащиеся, уже знакомые с понятиями “эпический” и “лирический” сюжет, приходят к выводу, что сюжет в “Антоновских яблоках” лирический, то есть основанный не на событиях, а на переживании героя.

Первые же слова произведения: “...Вспоминается мне ранняя погожая осень” – несут немалую информацию и дают пищу для размышлений: произведение начинается многоточием, то есть описываемое не имеет ни истоков, ни истории, оно словно выхвачено из самой стихии жизни, из её бесконечного потока. Первым словом “вспоминается” автор сразу погружает читателя в стихию собственных (“мне”) воспоминаний. Сюжет развивается как цепь воспоминаний и ощущений, связанных с ними. Поскольку перед нами воспоминание, то, следовательно, речь идёт о прошлом. Но у Бунина применительно к прошлому употребляются глаголы настоящего времени (“пахнет яблоками”, “становится очень холодно...”, “долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле” и так далее). Для лирического героя Бунина описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас. Подобная относительность времени также является одной из характерных черт бунинской поэтики.

Воспоминание представляет из себя некий комплекс физических ощущений. Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом.

Одним из главных образов-лейтмотивов, вероятно, является в произведении образ запаха, сопровождающий всё повествование от начала и до конца. Помимо главного лейтмотива, пронизывающего всё произведение, – запаха антоновских яблок – здесь присутствуют и другие запахи: “крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев”, “ржаной аромат новой соломы и мякины”, “запах яблок, а потом уже и другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах...”, “славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги... Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами...”, “запах дыма, жилья”...

Буниным воссоздаются особая красота и неповторимость запахов сложных, того, что называют синтезом, “букетом” ароматов: “тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести”, “крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою”.

Особая роль образа запаха в сюжете произведения обусловлена ещё и тем, что с течением времени характер запахов меняется от тонких, едва уловимых гармоничных природных ароматов в первой и второй частях рассказа – к резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, – во второй, третьей и четвёртой его частях (“запах дыма”, “в запертых сенях пахнет псиной”, запах “дешёвого табаку” или “просто махорки”).

Меняются запахи – меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия.

Зрительные образы в произведении максимально отчётливы, графичны: “чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды”, “мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе”, “холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков”, “чёрный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы... А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями”. Подобная “кинематографичность” изображения, построенного на контрастах, создаёт у читателя иллюзию действия, происходящего на глазах или запечатлённого на полотне художника: “В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки...”

Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. В первых главах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – подобная цветовая гамма, построенная даже не на самих цветах, а на их оттенках, передаёт многообразие окружающего мира и его эмоциональное восприятие героем. Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные... Целый день я скитаюсь по пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”. Полутона и оттенки (“бирюзовый”, “лиловатый” и другие), в изобилии присутствующие в первых частях произведения, сменяются контрастом чёрного и белого (“чёрный сад”, “поля резко чернеют пашнями... забелеют поля”, “снежные поля”). На чёрно-белый фон Бунин-живописец неожиданно наносит весьма зловещий мазок: “убитый матёрый волк окрашивает своей бледной и уже холодной кровью пол”.

Но, пожалуй, наиболее часто встречающимся является в произведении эпитет “золотой”: “большой, весь золотой... сад”, “золотой город зерна”, “золотые рамы”, “золотистый свет солнца”.

Семантика этого образа чрезвычайно обширна: это и прямое значение (“золотые рамы”), и обозначение цвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя, торжественности минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности, “золотой” поры жизни героя.

При всём многообразии значений можно констатировать одно: эпитет “золотой” относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской, уходящей России. У читателя этот эпитет ассоциируется ещё с одним понятием: “золотой век” российской жизни, век относительного благополучия, изобилия, основательности и прочности бытия.

Таким видится И.А.Бунину век уходящий.

Cтихию жизни, её многообразие, движение передают также в произведении звуки: “прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов... голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, “Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колёса, громыхая и стуча, несётся поезд... ближе, ближе, всё громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю...”, “на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки”, “слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют”. Все эти бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.

Чувственное восприятие мира дополняется в “Антоновских яблоках” образами осязательными: “с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла”, “толстая шершавая бумага” – и вкусовыми: “вся насквозь розовая варёная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас – крепкий и сладкий-пресладкий...”, “...холодное и мокрое яблоко... почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.

Таким образом, отмечая мгновенные ощущения героя от соприкосновения с внешним миром, Бунин стремится передать всё то “глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни” 1 .

С максимальной точностью и выразительностью мироощущение героя “Антоновских яблок” выражено словами: “Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!” Герою в молодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: “жадно и ёмко дышала моя грудь”, “всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в омётах...”

Однако, как отмечают большинство исследователей, в художественном мире Бунина радость жизни всегда соединяется с трагическим сознанием её конечности. Как пишет Е.Максимова, “уже раннее творчество говорит о том, что воображение Бунина-человека и Бунина-писателя целиком занимает тайна жизни и смерти, непостижимость этой тайны” 2 . Писатель постоянно помнит о том, что “всё живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели” 3 . И в “Антоновских яблоках” мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою, является одним из главных: “Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб... Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч...”

Умирает не просто прежний уклад жизни – умирает целая эпоха русской истории, дворянская эпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа всё более отчётливым и настойчивым становится мотив пустоты и холода.

С особенной силой это показано в образе сада, когда-то “большого, золотого”, наполненного звуками, ароматами, теперь же – “озябшего за ночь, обнажённого”, “почерневшего”, а также художественных деталях, выразительнейшей из которых является найденное “в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко”, которое “почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.

Вот так, на уровне личных ощущений и переживаний героя, изображает Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном отношении: “Потом примешься за книги – дедовские книги в толстых кожаных переплётах, с золотыми звёздочками на сафьянных корешках... Хороши... заметки на их полях, крупно и с круглыми мягкими росчерками сделанные гусиным пером. Развернёшь книгу и читаешь: “Мысль, достойная древних и новых философов, цвет разума и чувства сердечного”... и невольно увлечёшься и самой книгой... И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска...

«Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит,

Любовь и радость бытия… "

(И.А. Бунин)

В современном мире нет, пожалуй, человека, который бы не был, так или иначе, причастен к искусству. Книги, кино, телевидение, театр, живопись и музыка – все это прочно вошло в нашу жизнь. Но самой влиятельной и высоко ценимой по-прежнему считается художественная литература. Это огромный мир, наполненный образами и символами. Каждый из них имеет своё особое место, своё собственное значение, не одно, без них читатель не смог бы понять ни того, что хочет сказать автор, ни разглядеть сюжета, ни уловить композицию. Поколениями поэты и писатели дарили нам свои шедевры, чтобы их потомки увидели великолепие мира. Каждый символ закреплён в сознании человечества. Благодаря мировой символике, мы понимаем, что хотел сказать нам автор. Символов в литературе огромное количество. Самые популярные из них: свеча – символ человеческой души и вечности; крест – восхождение духа, стремление к Богу; береза – ассоциируется с девушкой (в поэзии), символ здоровья; яблоко.

Дать точное значение последнему – безумно сложно. В Китае яблоко является символом мира и согласия. Христианство толкует его, с одной стороны (в руках Адама и Евы), как плод греха райского сада, с другой (в руках Христа или Девы Марии), - указывает на нового Адама и спасение. В Древней Греции яблоко означало любовь, желание и предлагалось как плод, его можно обнаружить в атрибутике некоторых богинь. Это же и предмет раздора, спора (Мифы Древней Греции). Оно же - плод, дарующий бессмертие (Мифы древних народов) и несущий смерть (русские народные сказки, сказки А.С. Пушкина). В сказках и мифах яблоко - символ дородности и защиты («Гуси - Лебеди» - яблоня прячет героев от Бабы - Яги). Круглая форма яблока символизирует единство, бесконечность, мир, космос.

В русском языке существует немало устойчивых оборотов со словом «яблоко»:

Яблоку негде упасть;

Яблоко раздора;

Яблочко наливное;

Щёчки как яблочки;

Яблоко от яблони недалеко падает;

По яблоку в день – и врач не нужен.

Яблоко может «рассказать» немало человеку о том, что его ждёт, если увидеть его во сне.

Русские поэты и писатели использовали этот образ в своих произведениях: Н.А. Некрасов, И.С. Шмелёв. А сколько известных песен с этим образом! «Яблоки на снегу», «Яблони в цвету», «Эх, яблочко…».

Но, пожалуй, никто не смог так проникновенно использовать образ яблока в своём произведении, как это удалось И.А. Бунину, мастеру-символисту и выдающемуся писателю начала 20 века, человеку с непростой судьбой.

Его рассказ «Антоновские яблоки» (1900), по выражению А. Твардовского, является «исключительным». Уникальность его заключается в том, что с помощью различных образов и символов автор очень живо и красочно изображает картины дворянской эпохи (ее процветания и упадка). Доминирующим является образ антоновских яблок и их значение для повествователя.

Вряд ли можно назвать другого русского писателя, который бы с таким самозабвением, так порывисто выражал свою любовь к искусству и жизни. В своих произведениях он рисовал не просто образы, а изображал что-то большее. Этот писатель вкладывал свою душу и жизненную философию в каждую строчку, сочиненную им.

Он принадлежал к знатному роду, среди его предков такие люди, как А. Бунина и В.А. Жуковский. Несмотря на это, никто не мог предположить, что мальчик, родившийся дворянином, станет великим писателем.

В детстве Иван Алексеевич целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Он был прост. Все люди для него были равными, но он никогда не забывал о своем происхождении.

Возможно, именно поэтому так меланхолична и горда его лирика, когда речь заходит об описании дворянских гнезд. К теме разорения и упадка помещичьей жизни обращались многие писатели того времени, но Бунин смог передать в своем произведении намного больше, чем просто картину тех дней.

Цель моей работы – раскрыть мастерство И.А. Бунина, рассмотрев детали (цвет, запах, вкус) произведения «Антоновские яблоки».

«Антоновские яблоки» - это рассказ об увядании целой культуры - дворянской эпохи. Иван Алексеевич создает образ русской усадьбы, не упуская ни одной детали. Весь рассказ построен исключительно на воспоминаниях лирического героя, возможно, самого автора. Именно поэтому повествование ведется в первых главах от лица маленького мальчика, а затем лирическим героем становится взрослый мужчина. Мы это можем понять из описания природы и всего того, что окружает рассказчика в тот момент. Читая произведение, мы прослеживаем целую жизнь автора (с детства до зрелости). Значит, произведение можно условно разделить на две части. В первой рассказывается о процветании дворянства, вторая часть противопоставляется первой. Автор специально использует антитезу, чтобы мы могли сравнить жизнь данного сословия до упадка и после него.

Антоновские яблоки - своеобразный символ в рассказе Бунина. Именно его повествователь проводит через все произведение. Не случаен и выбор автором времени года, в котором происходит действие – от начала осени – до зимы. Осень - это самое красочная пора, но в то же время чем-то омраченная: время увядания, упадка, начало умирания. Зима – и есть сама смерть. Давайте же обратимся к строкам самого произведения.

В первой части все спокойно и безмятежно. Эпоха дворянства еще в самом расцвете, нет ни единого намека на то, что скоро произойдет ее упадок. Лирический герой радуется всему, что окружает его в этот момент.

«Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, помню...»

Автор вспоминает свое детство. Повторное использование слова «помню» в начале предложения (анафора), говорит нам о том, что лирический герой до сих пор хранит в памяти каждую деталь того времени, когда он был еще ребенком.

Метафоры в первой главе (пряный аромат, сочный треск) передают нам эмоциональное состояние героя. Он спокоен и расслаблен. Первая часть наполнена ароматами, благоуханием. Запахи здесь автор передает через эпитеты, которые несут на себе оттенок чувств восторженности и нежности. (Тонкий - очень нежный, еле уловимый; душистый - пахучий, благовонный; новый - незнакомый, недавно созданный; необыкновенный - превосходный, не сравнимый с другими). Все запахи настолько разные! Пахнет еловым дымом от греющегося самовара, краской, только испеченным ржаным хлебом, свежескошенной травой. А когда все они смешиваются, получается единый неповторимый аромат, который чувствует читатель. Здесь находят место быть также и запах меда, осенней свежести, запах дегтя и сочный запах антоновских яблок, который символизирует детство лирического героя. Для повествователя они (запахи) настолько знакомы и любимы, что он уделяет им немало места в произведении. Остановимся на метафоре «сочный запах». Сочный – слово многозначное. По словарю С. Ожегова, можно определить, что оно означает: 1. Обильный соком Сочное яблоко. Сочная трава. Сочные корма (с повышенным содержанием влаги). 2. перен. Яркий, свежий. Сочные краски. Сочная зелень лугов. Сочные губы. 3. перен. Звучный и мелодичный. С. голос. 4. перен. О речи: меткий, выразительный (разг.). Сочное выражение. С. юмор. (С. Ожегов). Более привычное для нас – 1 – «обильный соком». Но И.А. Бунин использует в качестве эпитета слово «сочный» в переносном значении: «яркий», «свежий». Можно сказать, что запах антоновских яблок, который присутствует в первой части, необычен: маленький лирический герой помнит его (хотя сам запах яблок никогда не пахнет ярковыраженным, яблоко имеет очень тонкий аромат) очень отчётливо. Этот запах ассоциируется с детством. Изменится ли он? Рассмотрим во второй части работы.

Кроме запаха автор останавливает свое внимание на цветах. Все они яркие и сочные, много оттенков красного и золотого. (Коралловые рябины, красные уборы, широким золотом и т.д.) В словаре символов красный и золотой являются цветами вечной молодости, эмоций, любви, праздничности и радости. Зная их значение, мы понимаем общее настроение людей в данный момент. Белый цвет также присутствует в рассказе (белые рубашки, белые головы), он - символ чистоты, истины, светлых чувств и новой жизни. Белый указывает нам на некоторую безмятежность и безграничную свободу, счастливое и беззаботное детство лирического героя.

Стоит особое внимание обратить на небо. В первой части (детстве) небо ясное, без облачков, почти лазурное. Лазурный цвет - символ мира, чистоты, надежды и беззаботности. Издавна этот оттенок синего цвета ассоциировался с божественными силами. Становится понятно, почему И.А. Бунин выбрал именно этот цвет. Он хотел показать, что природа и вещи, окружавшие маленького повествователя, сравнимы с божеством. Небо в его представлении было настолько же чистым и солнечным, как его жизнь в то время.

Надо отметить, что "божественное великолепие мира" - главный мотив творчества И.А. Бунина. Этот мотив прослеживается и в данных строках. Лирического героя поражает и вдохновляет все происходящее вокруг него.

В 1 части отсутствуют тёмные, мрачные тона. Золотой, красный, белый, лазурный – всё наполнено радостью, счастьем, ощущением праздника, любовью, верой в лучшее.

Но читатель не только осязает, но и слышит картину, описываемую Буниным.

Весь мир живет и радуется новому дню. Квохчут дрозды, стучат ссыпаемые из кадушки яблоки, скрипит телега. Слышен детский смех. Среди всеобщего шума проявляется шумный такт колес поезда, приближающегося к станции, оглушительный треск горящего костра. Каждое утро кричат петухи, напоминая о том, что пришел новый день. Нужно отметить, что автор использует в данных строках слово «квохчут». Только домашняя птица может квохтать (издавать короткие, повторяющиеся звуки). Чаще всего их издает самка, которая заботиться о своих детях. Чувствуется в этих строках намек на семейственность и уют.

А сам образ дома предстаёт перед читателем во всём своём великолепии.

Людный, светлый, прочный – такими эпитетами наделяет лирический герой то место, в котором он живёт. А значит и жизнь дворянства пока ничем не омрачена.

Дворянская усадьба немыслима без сада. В рассказе «Антоновские яблоки» он изображается автором с особой выразительностью. При его описании Бунин использует всевозможные эпитеты (гигантские - очень большие, багровое - насыщенный красный цвет, голубоватый - светлый и легкий); метафоры (вишневые сучья, душистый дым). Вишневый цвет - очень насыщенный, глубокий, ассоциирующийся с атласной тканью (переливающейся и приятной на ощупь), а «сучья» (отрасли дерева, по Далю) рассказывают нам о том, что сад этот старый, по тропинкам которого бегало не одно поколение детей. Слово «дым» связано у нас с чем-то серым, едким, с резким и неприятным запахом: он застилает глаза, мешает дышать, обычно ассоциируется со словом «едкий». Но Бунин опять даёт нам для размышлений необычную метафору: «душистый дым». «Душистый» - приятно пахнущий, очень ароматный. Всё принимает и любит в своём детстве лирический герой. Даже «дым детства» запоминается ему как нечто приятное.

Именно эти словосочетания помогают нам представить ту великолепную картину, которую наблюдает повествователь. Сад предстает перед читателем необыкновенно красочным и волшебным, некой сказкой, в которой так часто бывает наш герой.

Благодаря тому, что слова и их значение закрепляются в нашем сознании, мы не только обоняем, слышим, но и видим счастливую и веселую жизнь дворянской усадьбы, деревни, погружаясь вместе с автором в атмосферу, о которой рассказывает наш герой. В этот и заключается мастерство автора.

Но от главы к главе меркнут краски, цвета становятся темнее (лиловый, грязно-желтый, синий).

Звуки «слышны» все реже, запахи еще присутствуют, но они теперь не радуют, а раздражают. Главный персонаж растет, а эпоха дворянства постепенно приходит в упадок.

«Листва почти облетела, и сучья сквозят на темном небе...» Прошлой яркой осени уже нет. На смену ей близиться новая осень - серая и холодная. Дух упадка и разорения дворянства вытесняет радость из людей, живших в то время.

В «Антоновских яблоках» автор показывает два мира: детства (счастья и радости), зрелости (мир грусти, одиночества и обыденности). Надо упомянуть, что у Ивана Алексеевича была достаточно сложная и нелегкая судьба. Возможно, в последних главах через очередную метафору (осень – не только время года, но и пора жизни) он предал свои ощущения взрослого человека: сложных испытаний и непростых решений.

Третья глава - переломный момент в рассказе. Эпоха дворянства еще не ушла, но постепенно угасает.

«Нет троек, нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого...» Снова автор использует анафору, которая помогает почувствовать горечь и переживания лирического героя, которая перекликается с первой главой. Нет больше всего того, что любил и ценил он, что напоминало ему о детстве.

Через описание природы повествователь говорит нам об угасающем духе помещиков и дворян. С помощью большого количества глаголов (рвал, хлестал, обрушивался и т.д.) автор передает неумолимый бег времени: они поставлены в самой высшей степени, передают резкие, внезапные стихийные действия, с которыми человек не в силах совладать. Здесь звучит некая фатальность. Автор понимает, что целая эпоха уходит и никто и ничто не смогут этому помешать.

Теперь звуки стали жесткими, резкими, нескончаемыми, раздражающими, пронзительными и нестройными (гам (беспорядочный гул голосов, крики.), "тявканье (отрывистый лай), рык (дикий, грозный рев, рычанье): все значения – по С. Ожегову). Исчезает гармония звука. Они становятся хаотичными, звериными, раздражают лирического героя и нас вместе с ним. «Домашних» звуков больше нет. Теперь слышны лишь звуки пустоты, тоски и одиночества.

Сейчас они нужны автору, чтобы более образно описать все то, что он видит вокруг себя, что чувствует в данный момент. На смену радости, веселью, счастью постепенно приходит «священная тишина». («священная» -неприкасаемая, божественная; «тишина» - абсолютное молчание, покой, немота). Так молчаливо бывает только на кладбище: никто не осмеливается нарушить тишину ни одним звуком. Из звуков остается только вой метели и собак. Зная лексическое значение слова «вой» (долгий и заунывный звук), мы понимаем, что лирическому герою одиноко сейчас, он чувствует себя несчастным и разбитым.

Снова мы видим намек повествователя на то, что данная эпоха умирает и автору больно от этого, но он очень трепетно (священная) относится к своим воспоминаниям.

Оттенок некой бесконечности и монотонности Бунин предает через гиперболу, используя такие выражения, как с утра до ночи, по целым дням.

Преобладающий цвет теперь черный - цвет траура и горя. Все почернело вокруг: сад, листва, дом и небо. Вся гамма темных оттенков (серый символизирует усталость и разочарование в жизни; коричневый – не нашел применения в символике, но ассоциируется у людей с цветом земли; синий – цвет Руси, народности, но Бунин использует к нему ещё один эпитет «темный») еще раз указывает нам на увядание и упадок дворянства.

Небо, такое чистое и лазурное в 1 части, теперь затянуто тучами, сквозь которые не пробивается солнечный свет, само оно «жидко - голубое». Хотелось бы подробнее остановиться на данном оттенке - эпитете. В словаре «жидкий» означает тягучий, водянистый, расплывчатый. Голубой цвет, как всем известно, светлый и неброский оттенок синего. Мы видим полную противоположность небу из первой части. Если там оно было чистое, насыщенного цвета, божественного оттенка, то теперь оно не ярко выражено, почти не заметно на общем фоне описываемой картины (антитеза). Светлый мир детства ушел вместе с солнцем, а на смену ему пришло серое и скучное настоящее. Мир божественного размывается. Что происходит? Уходит в прошлое целая эпоха.

Дома помещиков стали ветхими и почерневшими от времени, некоторые совсем развалились. Сад стал голым и пустынным.

Через описание сада и дома повествователь передает свое внутреннее состояние. Эпитеты несут на себе оттенок упадка, дряхлости. Они помогают передать общую картину нищенства в деревне (старинный, затхлый, злосчастный, тоскливый, холостятская и т.д.)

Все, что олицетворяет собой дворянскую жизнь, стало черным и увядшим.

«Все почернело вокруг...» Снова автор прибегает к использованию черного цвета, и снова ощущение траура, приближением смерти веет из строк рассказа. Если в первой части все краски были яркие, сочные и светлые, то здесь они темные, блеклые, черные (антитеза).

Нет больше дворянских гнезд. Деревня, где жил лирический герой, стала безлюдной и тихой, как никогда. Нет уже в ней того веселья, квохтанья птиц цветущего сада. «Хорошенькие девушки и женщины жили когда-то в дворянских усадьбах...». Глаголы употребляются Буниным в прошедшем времени – ещё один намёк на уходящее.

Начало последней главы говорит нам о том, что герои до сих пор помнит, ценит и любит эпоху, в которой когда-то жил. «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» Восклицательный знак в конце предложения показывает нам, что сказанные слова имеют большое значение и глубокий смысл для самого повествователя.

«С одной собакой, с ружьем...» - мы понимаем, насколько герою тоскливо. «Целый день скитаясь...» - говорит лирический герой. Обращаясь к лексическому значению слова «скитаясь» - бродить, странствовать, переходить с места на место, без коренного жительства, оседлости; шляться, шататься, бродяжить (В. Даль) - мы понимаем, что у повествователя нет больше того места, который бы он назвал своим домом. Лирический герой тоскует по тому миру, в котором ему было легко и вольготно, где он всегда мог укрыться от повседневной рутины. Места, где он провел свое детство, фактически не стало. В этом нам помогают убедиться такие слова, как «голодный», «озябший», «истощенный». Через данные эпитеты автор раскрывает перед нами образ дворянства в конце его эпохи (упадка и разорения): оно тоже истощено, разорено и умирает. Лирический герой чувствует себя разбитым и подавленным.

Все средства выразительности помогают понять, насколько автору одиноко, что он душевно опустошён и устал.

На смену осени пришла зима. Как известно, это время года олицетворяет собой безлюдность, вечный холод и сон. Время упадка (осень) сменилось временем смерти (зима).

В конце своего повествования автор снова возвращается к утерянному прошлому (своему детству), тем самым указывая читателю на различие двух миров. Лирическому герою совершенно не нравится жить в настоящем. Именно поэтому в рассказе часто встречаются такие сравнения: как в детстве, словно вчера, как раньше. Они придают тексту еще большую эмоциональность и выразительность.

Внимание стоит обратить и на многочисленные восклицания в конце предложений. Казалось бы, эпоха дворянства канула в Лету, лирический герой опечален...

Лирический герой чувствует теперь не тонкие ароматы природы, а зловонные запахи затхлости и серости. («В запертых сенях пахнет псиной...», «запах плесени и грибной сырости...»).

«Запах антоновских яблок исчез...» Эти слова являются самыми важными во всем произведении. Лирический герой связывал их с тем, что было дорого для него. Исчез запах яблок – ушла в прошлое дворянская эпоха, время беззаботного детства героя, целая жизнь тысяч таких же людей, как автор «Антоновских яблок». Бунин говорит о том, что дворянство существовало и, несмотря ни на что, будет существовать в сердцах, в книгах по истории и литературе, песнях.

«Антоновские яблоки» - рассказ о том, что утрачено навсегда. С разных аспектов и разных сторон автор показал нам упадок дворянской эпохи. Благодаря мастерству Бунина-художника, его деталям мы погружаемся в атмосферу тех дней и вспоминаем вместе с автором его детство, в которое он может вернуться только в своих мечтах, переживаем вместе с ним потерю целой эпохи, разорение «дворянских гнёзд». (Об этом же писал такой мастер художественного слова, как И.С. Тургенев). Среди этих деталей такие выразительные, как:

смена времён года – от начала увядания (осень) до состояния вечного покоя (зима);

Смерть помещиков – последних представителей дворянской эпохи;

Взросление героя - от мальчика до мужчины.

Благодаря мастерству Бунина-рассказчика, его эпитетам, метафорам, смене цвета, изменению запахов, звуков (всем деталям) мы проживаем с автором целую жизнь: расцвет и закат дворянской эпохи. Это было славное время как для лирического героя, так и для окружающих.

Ушел из жизни повествователя целый мир - дворянский мир. Мир удивительный, мир, пропитанный прекрасным ароматом антоновских яблок, запахами сада, звуками жизни, мир, в котором было так «холодно, росисто и... хорошо жить».

Гибель поместного уклада, обреченность, сожаление об исчезновении целых сословий и вместе с тем восхищение всем миром - именно это Иван Алексеевич с потрясающей точностью смог показать в своём произведении «Антоновские яблоки». Он сумел совместить внутренний человеческий мир с описанием природы.