Оборотничество: тайна трансформации человека в зверя. "Оборотни" (легенды и мифы)

08.09.2004 в 00:00, просмотров: 2060

Мелкий столичный предприниматель рассказал мне историю о том, как его собственная милицейская “крыша” позвала его в понятые.

“Звонят: друг, помоги. Приехал, вижу: человек сидит в наручниках в машине. Его вытаскивают, отстегивают наручники: вот, только что задержали. “А вы мне еще часа два назад звонили - это ничего?” - “Неважно. Будешь смотреть с этого момента. Так положено”. Рядом вторая понятая стоит - жена собровца. На видеокамеру снимают: “Сейчас будем обыскивать”. Раз - в карман куртки, а там - ствол заряженный: “Пожалуйста, смотрите - оружие. Теперь носок снимаем. Ой! Нашли наркотическое вещество. А теперь давайте машину посмотрим. Ага! Под половичками везде порошок рассыпанный”.

Я тогда не знал, что все это они сами подбросили. Уже потом, с месяц прошло, похвастались: “Закрыли мы этого лося. Вот так сажаем, кого нам надо”.


Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Конституция РФ, ст. 49

Оперативные технологии

Отдельные, но многочисленные стражи правопорядка щедро подбрасывают “чеки”, “траву”, патроны, нерабочие гранаты, запалы и прочее тем, “кому надо”, а также гастарбайтерам, бомжам, пьянчужкам... Так организуются “народные”, популярные статьи Уголовного кодекса: “три гуся” (222-я - приобретение, хранение и ношение оружия и боеприпасов) и 228-я (сбыт наркотических веществ). Можно вспомнить, не сходя с места, уйму примеров таких “организованных” дел.

Дело наркосбытчика Исламова (русского, но с настораживающей фамилией) - самое обыденное, рядовое. По всем документам значится, что дурак Исламов при понятых продал оперативнику два спичечных коробка марихуаны. Теперь пятый месяц сидит в “Матросской Тишине”. Как сказали в отделе милиции, “мальчику светит максимальный срок”. И поделом.

Но вдруг - редкий случай! - у ментов случился прокол. Их поймали за руку. И все доказательства вины сбытчика посыпались одно за другим: оказались враньем, путаницей и подставой. Протоколы допросов и очных ставок читаются как детектив.

А цена вопроса, если вдуматься, - до 10 лет колонии. Включая время, проведенное в камере СИЗО, где вместе с Исламовым сидят около 60 человек.

Значит ли это, что все до единого стражи правопорядка, которые занимаются подбросом, - “оборотни в погонах”? Это скорее вопрос масштаба и технологий. У настоящих-то “оборотней” - крутые бабки, банковские счета и виллы. А у юного опера из райотдела милиции - “палка” в плане по раскрываемости преступлений да жирный плюс всему отделу. Хотя, конечно, если повезет, то лучше деньгами...

Почти все герои этой истории, начиная с 23-летнего обвиняемого, очень молоды, они практически ровесники. И 21-летний опер - главный свидетель обвинения, и понятые, и девушка-следователь из ОВД. В 21 год нельзя своим умом додуматься до некоторых оперативных технологий. Можно только перенимать опыт старших товарищей.

Рота почетного караула

Поклонник здорового образа жизни, учитель физкультуры Саша Исламов из Нижегородской области не курит даже обычных сигарет - какая уж там марихуана. Точнее, не курил до “Матроски”.

После армии он остался в Москве, устроился в кафе барменом. Хотя, отслужив, получил самые блестящие рекомендации, с которыми прямая дорога хоть в милицию, хоть в ФСБ. Его армейская служба была почетной и непростой - в комендантском полку Кремля.

Из характеристики военнослужащего 2-й роты почетного караула отдельного комендантского полка Александра Исламова:

“Зарекомендовал себя только с положительной стороны. Спокоен и рассудителен, имеет по каждому вопросу свое мнение, умеет его высказать и отстоять в дискуссии. Выполнял задачи по охране военных и государственных объектов, воинских судов, специальные задачи - конвоирование подсудимых, инкассация денег, поимка дезертиров. За образцовое выполнение специальных мероприятий, отличную физическую подготовку имеет ряд поощрений от Президента РФ, министра обороны, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, военного коменданта города Москвы...”

Этой весной Исламов собирался продать свою “шестерку”. Чтобы сэкономить на ремонте, отогнал ее на родину, сдал там в сервис. Отремонтированную машину собирался снова перегнать в Москву: покупатель уже нашелся и даже задаток уплатил. Наконец Исламову позвонили из автомастерской и велели срочно приезжать: машина готова, и если ее не забрать до 24 апреля - выставят за ворота.

С утра 23 апреля с.г., перед работой, Александр купил себе билет на вечерний рейс до Арзамаса. Поезд уходил из Москвы в 21.55. Потом на работе он договорился об отгулах с завтрашнего дня, но уехать не успел.

На мобильник Исламову позвонил некто Максим Смирнов, бывший повар кафе, которого годом раньше оттуда “попросили”. (“Когда стало известно, что он наркоман, мы его уволили. Профилактически”, - деликатно объяснили мне в кафе.) Смирнов сообщил, что желает отдать Исламову давний долг. Тот крайне удивился неожиданному звонку, потому что уже махнул рукой на эти деньги: прежде, сколько ни требовал их со Смирнова, тот отвечал, что отдавать нечем. “Подъезжай, не опаздывай, а то мне на поезд нужно”, - согласился Александр.

В 20.00 он взял заранее собранную дорожную сумку, попрощался с сотрудниками родного кафе и спустился на улицу - на проспект Вернадского.

Чужие здесь не ездят

Никакого Смирнова перед кафе не оказалось, зато вместо него Исламова поджидали несколько незнакомых мужчин. Они приехали на двух иномарках (одна без номеров). Исламову выкрутили руки и потащили к машине. Он упирался, но в конце концов совместными усилиями бармена-физкультурника впихнули в салон. Позже следователь ОВД Ольга Ларкина, которая ведет его уголовное дело, назвала процесс запихивания Исламова “заварушкой”.

Мимо по проспекту шли местные милиционеры - участковый и сотрудник роты патрульно-постовой службы: они сменились с дежурства и торопились в кино. Но на разводах в ОВД им наказывали: в районе участились грабежи, увидите подозрительную машину, хотя бы даже милицейскую, но из чужого отдела, - перепишите номера, доложите руководству.

Вот парни и подошли выяснить, что происходит, показали удостоверения. Им ответили: не лезьте, тут проводят мероприятие оперативники из ОВД “Орехово-Борисово Южное”.

Здесь? На проспекте Вернадского?! - удивились милиционеры. - И где ж понятые?

Вон, - кивнул опер на двух молодых людей, которые в это время изо всех сил удерживали Александра за руки.

Ну, вы представляете себе таких “понятых”-мордоворотов? Но самое забавное, что оба указанных молодых человека спустя очень короткое время стали ими вполне официально.

А надо сказать, что проспект Вернадского, 109, - это территория отдела милиции “Тропарево-Никулино”, а вовсе не “Орехово-Борисово Южное”. Правила хорошего милицейского тона требуют: если задержание происходит на чужой “земле”, неплохо отвезти задержанного в местный ОВД или, на худой конец, хотя бы проинформировать хозяев. “Мы вам перешлем на него материал”, - пообещал заезжий опер. И обе иномарки умчались. Дорожная сумка Исламова осталась стоять на асфальте.

Когда все стихло, к милиционерам вышел работник кафе: он видел все с лестницы заведения, но подойти боялся. Позже нашлись еще два очевидца “заварушки”, причем один из них - сотрудник милиции из УВД округа. А участковый наутро подал своему начальству рапорт о происшествии.

Версия №1. Клуб “Чебурашка”

Мужчины, умыкнувшие Исламова, оказались оперуполномоченными отдела угрозыска ОВД “Орехово-Борисово Южное” Алексеем Базуровым, Александром Макаровым и Павлом Игумновым.

Об очевидцах случившегося они тогда, понятно, еще ничего не знали. В родном ОВД капитан Макаров оформил первичные документы о том, что Исламов при понятых (тех самых молодых людях, помните?) и свидетелях Макарове и Игумнове продал их младшему коллеге Базурову марихуану и получил меченые деньги.

Вот только случилось это не на проспекте Вернадского, а на улице Ясеневая (то есть уже на родной “земле” ОВД). И вовсе не 23 апреля в 20.30, а 24 апреля в 0.30 - спустя четыре часа.

“В ночном клубе “Шапокляк”, адреса не помню, - легкой рукой пэтэушника выводил 21-летний Базуров свое объяснение, - я познакомился с молодым человеком по имени Саша, который предложил продать наркотик “марихуана”. Я взял у него номер мобильника для того, чтобы в дальнейшем изобличить его в преступной деятельности. Мы встретились у ночного клуба “Чебурашка”.

Исламов, проведя полночи в милиции, послушно повторил эту странную историю про “Чебурашку”.

Я не хочу комментировать причины, по которым он это сделал. Мне достоверно известно только, что в суде, решающем вопрос об аресте, здоровяк Исламов терял сознание, и к нему вызывали “скорую помощь”. Как не могу комментировать такие его показания:

“В машине они мне сказали, что мне грозит срок от 6 до 10 лет, но вопрос можно решить за 10 тыс. долл. Я сказал, что таких денег я никогда не найду. Они ответили, что тогда они раскрыли преступление и на этом заработали “палку”. В ОВД я сказал, что ничего подписывать не буду. Тогда Базуров начал меня бить по голове толстой папкой с жестким переплетом. В какой-то момент я изменил положение головы, и он попал мне по виску над правой бровью. Одна моя рука была пристегнута наручниками к спинке стула. Потом он заставил меня снять обувь и стал наносить удары предметом, похожим на дубинку, по ступням и пяткам. После этого Макаров начал мне угрожать, что если я не подпишу документы, то меня вывезут на окраину города и закопают живьем. Или посадят в камеру с уголовниками, чтобы те меня “опустили”. Или я внезапно умру в камере. Также мне сказали, чтобы я отказался от защитника”.

Нужные показания появились. Дело о сбыте наркотиков принял к производству следственный отдел ОВД “Орехово-Борисово Южное”.

Версия №2. Марихуаны не оказалось

Уже через сутки (родные в это время еще обзванивали адвокатов) Александр отказался от версии оперов. Тут наконец вступил в дело адвокат и принялся сам искать свидетелей задержания Исламова. Всех нашел: и молоденьких милиционеров из “Тропарево-Никулино”, и сотрудника кафе. И вот тогда - и только тогда - вслед за Исламовым, меняют показания его оппоненты - оперативники. Так появилась версия №2, пытающаяся объяснить их появление на проспекте Вернадского.

Базуров сообщил следствию, что в поисках потенциального продавца наркоты он прошел по цепочке осведомителей: знакомая наркоманка свела его с Максимом Смирновым (который и выманил бармена из кафе), а тот, в свою очередь, указал на бывшего сослуживца и своего кредитора как на человека, который готов продать два спичечных коробка марихуаны.

Так Смирнов и оперативника удовлетворил, и от давнего долга освободился. “Опекаемые” милицией наркоманы действительно вынуждены периодически кого-то сдавать, чтобы не трогали их самих. Это обычная практика оперативной работы.

Но задержания на проспекте Вернадского не случилось, пояснил оперативник, потому что марихуаны при Исламове не оказалось. Он якобы пообещал принести наркотик в полпервого ночи к клубу “Чебурашка”, в Ясеневе. Там-то его и взяли.

Разбирать все несуразицы и несовпадения в милицейской версии так же занятно, как читать детектив. Никаких понятых на проспект Вернадского, оказывается, не брали. Их пригласили в отдел милиции и только после инструктажа, а также подготовки меченых купюр (как оно и положено) отвезли к “Чебурашке”. А в “Тропарево-Никулино” бравые опера выехали на “оперативный эксперимент по закупке наркотического средства”. Получается, собрались “экспериментировать” без понятых, без документального оформления?

Возможно ли, чтобы “спокойный и рассудительный” Саша Исламов, которого ждали в Нижегородской области срочные дела, отказался от поездки, кинулся в другой район Москвы к случайному знакомому, чтобы заработать на продаже наркотика 800 рублей?

Я пообещал компенсировать ему деньги на билет, - нимало не смутившись, ответил Базуров.

И с понятыми началась какая-то непонятная закавыка.

Профессиональные понятые

Понятой А. в деталях рассказал, как оперативник, купив у Исламова наркотик, прямо возле крыльца “Чебурашки” передал его под протокол сотруднику милиции: целлофановый сверток был “опечатан штампом дежурной части ОВД “Орехово-Борисово Южное” и заверен подписями понятых”.

Понятой Б. вспомнил, что опер сделал это в самом ОВД.

А. сообщил, что познакомился с напарником только в милиции.

Б. проговорился: оба, оказывается, знакомы со школы.

А. по просьбе адвоката назвал место своей работы (его напарник вообще не работает). Адвокат не поленился, проверил: такой фирмы по указанному адресу нет.

Ну до чего же незаменимые пареньки эти бойкие понятые! Настоящие профессионалы.

Вашим сотрудникам звать в понятые больше некого? - спросила я у следователя Ольги Ларкиной. У ее ног резвился черный котенок, на полу кабинета стояла мисочка с накрошенными кусочками сосисок. На книжной полке, среди кодексов, примостились две куклы.

Лейтенант юстиции с полминуты глядела в окно:

У нас территория маленькая, все друг друга знаем.

А почему вы упорно не верите Исламову?

Вот если бы он с самого начала рассказывал правду, а не менял показания, - даже как будто жалеючи вздохнула следователь, - тогда - да, Исламову можно было бы и поверить. А так...

Но отчего же столько веры операм, менявшим показания куда чаще, чем он?

Нету ответа.

Исламову еще крупно повезло: целая толпа народу видела, как ему выкручивали руки и засовывали в машину в то время и в том месте, когда этого не было по официальной версии следствия №2. Их показания просто кричат о том, что уголовное дело сфальсифицировано, грубо и небрежно.

Тогда какой должен быть следующий шаг? Правильно: запачкать свидетелей.

Заинтересованные лица

Участкового из ОВД “Тропарево-Никулино”, который узнал в оперативнике Базурове мужчину, захватившего Сашу Исламова на проспекте Вернадского, немедленно назвали “крышей” бармена-наркодилера (потому, мол, он за него и заступается). О сотруднике роты ППС сказали, что он, наверное, подрабатывал в кафе (это неправда). Недолго думая, следователь Ларкина сочла обоих сотрудников милиции “лицами, заинтересованными в исходе дела, благоприятном для обвиняемого”, к показаниям которых надо относиться критически. И она вынесла постановление об исключении из числа доказательств показаний обоих милиционеров - как недопустимых. А заодно “выкинула” и показания третьего свидетеля защиты - коллеги бармена.

Я спросила у следователя: в чем проявляется заинтересованность сотрудника кафе? “Потому что они - друзья”, - ответила Ларкина. И сослалась на статью УПК, якобы запрещающую брать показания у друзей.

Такого в УПК нет, - смеются опытные юристы. - Это произвол. Единственное, что может сделать следователь, - критически оценить показания свидетеля.

Расстроенный участковый Стас (он просил не упоминать его фамилии: опасается лишних проблем по службе) провожает меня у крыльца опорного пункта. Вздыхает:

Я из милиции ухожу. Неприятно. Не ожидал, что столкнусь с таким беспределом...

Еще 13 июля следствие было закончено. Начальник 2-го отдела управления по надзору за процессуальной деятельностью Мосгорпрокуратуры Хетагуров в ответ на 16 жалоб адвоката сообщил, что прокуратура провела проверку материалов этого дела. Проверка показала, что доводы Исламова о своей непричастности не были проверены в должном объеме. Посему нагатинскому прокурору даны указания провести дополнительные следственные действия. Все знают, чем заканчиваются такие проверки...

Ведь Нагатинская прокуратура уже отказалась возбудить уголовное дело в отношении сотрудников ОВД “Орехово-Борисово Южное” по факту фальсификации материалов.

Тема оборотничества будет обсуждаться вечно. Само понятие «оборотень» имеется у всех народов мира и означает приблизительно одно и то же – человека, который может превращаться в животное. Самое интересное, что в легендах некоторых народов мира к оборотням относятся с уважением, считают их подобием божества и прекрасными воинами. В современном мире оборотни стали постоянными героями фильмов ужаса.

Официальная наука всегда относилась к существам подобного рода скептически и всячески пыталась опровергнуть информацию о них. Но, следует сказать, что опровергнуть факт существования оборотней у ученых не получилось, так как в мире встречается масса доказательств существования оборотничества. С различных уголков нашей планеты периодически доходят новости о неопознанных существах, напоминающих одновременно людей и животных, причем описания поведения этих существ практически одинаковы. Очевидцы с разных стран, причем не всегда цивилизованных, описывают внешность оборотней одинаково, что заставляет задуматься.

Как человек трансформируется в животное

Оборотень может за доли секунды трансформироваться из человека в животное. Случается с ним это с регулярной периодичностью в определенный период, а точнее, каждое полнолуние. После ночной прогулки под луной существо обратно приобретает облик человека. Оборотней в легендах одарили невероятной силой и выносливостью, а также неуязвимостью. Справиться с таким существом можно с помощью серебра или обсидиана.

Трансформация оборотня происходит неконтролируемо, поэтому сам человек-зверь после трансформации ничего не помнит и не понимает. Часто люди с таким даром не догадываются о том, кем они являются.

Откуда взялись легенды об оборотнях

Об оборотнях говорили на протяжении практически всего существования человечества. Такие существа имеются во всех культурах. В Европе оборотнями называли колдунов, которые с помощью магии могли превращаться в любое животное. Кроме этого, в оборотничестве обвиняли обыкновенных людей, на которых якобы накладывалось проклятье, после чего те превращались в полнолуние в волков.

В Африканских странах считается, что оборотни превращаются в леопардов (там даже племя оборотней существует), в Индии оборотни становятся тиграми, в Ю. Америке – ягуарами. И только в Греции всегда считали, что люди-оборотни превращаются в волков.

В одной из легенд Древней Греции рассказывается о загадочном острове, который якобы находится в Аркадии среди болот. Именно оттуда происходят оборотни, так как раньше только там проживала группа особых людей, способных перевоплощаться в волка по ночам. К этим необычным людям можно было присоединиться обычному человеку, но только при условии, что он пройдет особый ритуал посвящения. К слову, жители Эллады считали эпилептические припадки признаками оборотничества либо ликантропии (еще одно название оборотничества).

Баварцы (жители Баварии) считают, что оборотня можно узнать в толпе людей по зрачкам, которые у него имеют узкую форму. Такие сверхлюди часто пристально всматриваются в лица обычных людей, пытаясь найти жертву, которую можно обратить в себе подобного. Датчане считали, что признаком оборотничества является форма бровей. А в Ирландии верили, что оборотничество является недугом, поэтому семьи, в которых жили оборотни, считались больными и опасными. Возможно, именно поэтому оборотни обитали отдельно от людей, скрывались от них в густых лесах и на болотах.

В средние века люди верили, что оборотней создает магия. Несчастные, которые умудрились чем-то насолить колдуну или ведьме, могли поплатиться за свои поступки, превратившись в оборотня. Более того, в некоторых книгах и документах того времени описывались рецепты зелья которое может сделать человека оборотнем, а также присутствовали рецепты лекарства от оборотничества.

В Центральной и Восточной Европе с XV по XVII происходила ожесточенная охота на всякого рода нечисть, в том числе и оборотней. Несчастных подозреваемых отлавливали и пытали, добиваясь признания. Страшнейшие пытки заставляли признать что угодно, после чего «преступника» торжественно казнили – сжигали, вешали и так далее. Тогдашний ассортимент пыток поражал разнообразностью. В итоге, в 1520-1630 годах казнили за оборотничество около 30000 человек.

Факт о встрече с оборотнем во Франции (в 1521 году)

С 1521 года осталось одно официальное сведение о встрече с оборотнем. Согласно старинной документации, некий путешественник, проезжающий через Францию, решил остановиться в небольшом пограничном городке Полиньи. Ночью на него напал волк. Отбиваясь от хищника, путешественник нанес ему несколько серьезных ударов ножом, после чего животное отступило. Путешественник решил преследовать зверя, который мог принести ему пользу, так как волчья шкура в те времена имела внушительную цену. Ближе к утру пострадавший вышел по следу волка к хижине Михаэля Вердунга (местного жителя). Хозяина дома путешественник застал именно в тот момент, когда его жена перевязывала ему раны, расположенные в тех же местах, где и у волка. Вердунга обвинили в оборотничестве, доставили в город и казнили.

Во время пыток оборотень признался, что использовал для трансформации особую мазь, которой натирался ночью, после чего превращался в волка. Он охотился исключительно на людей, так как тайно ненавидел горожан Полиньи.

Оборотни у славян

В славянской мифологии оборотней называли «вовкулаками», «волкодлаками», «волколаками». Самое интересное, что у славян этот персонаж всегда описывался как положительный. У наших прямых предков оборотничество считалось даром, а самих оборотней – абсолютно нормальными существами, к которым следует относиться с уважением. Недавно мы рассказывали о племени «невров», которых считали перевертышами. Ознакомиться со статьей о «неврах» можно на данном сайте, что будет интересно и познавательно.

Славянские перевертыши в любой момент могли превращаться в различных животных: медведей, волков, туров, рысь. Эти звери помогали им справиться с противником, превосходящим по силе. В горностая или куницу славянские оборотни превращались тогда, когда им необходимо было пробраться во вражеский стан. Птицей, преимущественно соколом, они становились тогда, когда необходимо было осмотреть окрестности.

Когда в славянские земли пришло христианство, божественные защитники оборотни стали изгоями и демонами. Несмотря на это, в народном фольклоре остались истории о величественных оборотнях, которые частенько приходили на помощь людям.

Дети-маугли: люди, выращенные в звериных стаях

Истории о детях-маугли нельзя назвать вымыслом, так как таких детей продолжают находить в мире по сей день. Одним из самых ранних подобных случаев считается история Ромула и Рема – младенцев, выкормленных волчицей. В четырнадцатом веке в небольшом городке появилось странное существо со звериными повадками, ведущее себя агрессивно и несвойственно человеку. Когда его поймали, оказалось, что это человеческий ребенок 8-и лет. Примерно тогда же в баварских лесах обнаружился еще один ребенок-маугли. Одичавший мальчик со звериными повадками попался в сети охотников. Реабилитировать его так и не удалось, так как ему было уже 12-13 лет, а в таком возрасте человека кардинально перевоспитать практически невозможно.

К слову, одичавшие дети совершенно не похожи на выдуманного персонажа Маугли. Они выглядят странно и даже пугающе. Их телосложение формируется неправильно, нестандартно из-за ходьбы на 4-х конечностях. Тело зачастую покрыто множеством шрамов, а зубы у реальных маугли далеки от идеальных. Их поведение можно назвать абсолютно неадекватным. Такие дети при первом контакте с обычными людьми начинают рычать, кусаться, кидаться на своих «спасителей». Переучить маугли можно до определенного возраста (до 10 лет примерно), после чего реабилитация становится практически невозможной. Попав в современное общество, эти дикие дети обречены практически всю жизнь находиться в психиатрических лечебницах и детских домах.

Максимальное количество диких детей находили в Индии. В 1843-1933 годах в данной стране выловили шестнадцать детей-волчат, несколько детей с повадками пантер, леопардов и прочих хищных кошек, а также около 10 обезьяноподобных детей и мальчика-антилопу. Очень много выловленных детей-оборотней погибли, не выдержав разлуки с привычным для них образом жизни. Уникальным случаем стала история мальчика-волчонка Дина, который смог прожить в цивилизации двадцать лет. За это время ему так и не удалось научиться нормально стоять на 2-х ногах, ходить как обычные люди и вести себя аналогично.

Ликантропия – редчайшее заболевание, из-за которого люди становятся оборотнями

История названия заболевания «ликантропии» такова: однажды боги прокляли греческого царя Аркадия Ликаона, который отличался особой жестокостью. Царь стал волком, но не просто одичал и изменил облик, а сохранил человеческие повадки. Благодаря этому он остался правителем.

Современные медики называют ликантропией особое помешательство – психическое расстройство, при котором человек начинает думать, что превратился в животное. Оказывается, о существовании этого недуга знали даже в Древней Греции. В те времена ликантропию называли «сумасшествием волка».

В наши дни с ликантропами работают психиатры. Некоторые страдающие от такого расстройства не только думают, что они животные, но и ведут себя соответственно: нападают на людей, пытаются ходить на четвереньках, употребляют в пищу не обработанные термически продукты и так далее. Это психологическое расстройство, к счастью, встречается крайне редко, особенно в тяжелой стадии. На сегодняшний день существование реального оборотня, который действительно принимает звериный облик, а после становится человеком, подтвердить не удалось.

Оборотни - злые, кровожадные люди, способные превращаться в волков. Питаясь исключительно человеческим мясом и кровью, они выходят по ночам на поиски своих жертв, которыми часто становятся одинокие путники. остаются полулюдьми-полуволками, другие полностью превращаются в волков. Считается, что оборотень способен выворачивать свою шкуру шерстью внутрь, превращаясь на некоторое время в человека. Многие люди, подозреваемые в том, что они являются оборотнями, были разорваны на клочки их преследователями в поисках шерсти. Однако иногда оборотня узнавали и в человеческом облике. Считается, что оборотни отличаются сильной волосатостью, имеют густые, сросшиеся брови и маленькие, острые уши. Часто третий палец на их руке имеет такую же длину, как и второй, а суставы пальцев покрыты волосами. Традиционно считается, что оборотни принимают человеческий облик, лишь когда они ранены и оставляют за собой кровавый след.

Как и настоящие волки, оборотни могут оставаться одинокими долгие годы. Однако стремление присоединиться к стае, изначально заложенное у них в подсознании, зачастую заставляет их покинуть на время свое тайное убежище. Тогда оборотень обычно исповедуется о своей сущности священнику или рассказывает близкому другу. Иногда он может превратить другого человека в оборотня, чтоб тот смог стать его спутником. Именно в такие моменты всегда осторожный и осмотрительный взрослый оборотень дает себя обнаружить. Рассказ Гулара он подтверждает стадный характер оборотней, которые рыщут стаями, подобно хищникам. В 1542 году их стало такое множество в Константинополе и они так свирепствовали, что «великий Господин в сопровождении своей стражи отправился с оружием в руках истреблять их; он собрал их сто пятьдесят у городских стен, но они перескочили через них и мгновенно исчезли на глазах у всего народа» (Жак д"Отен).

Несколько другой случай у тех, кто был рождён от оборотня. Поведение детей различается в зависимости от среды обитания и условий, ограничивающих их поведение. Ребёнок не в состоянии скрыть отличительные черты оборотня: он проявляет повышенную любознательность, используя при этом всё то, чем наделили его родители - острый слух, обоняние, грацию и силу. В силу природы оборотня ребёнок рождается изначально чистым. Как следствие, у детей оборотней наблюдаются свойства чистых. Это свойство он сохраняет до того момента, пока не испытает влечение к пище, отличающейся, как говорят, "таким нежным и тонким вкусом, что тот, кто его пробовал, уже никогда не забудет", то есть попробовав человеческой плоти. Такой ребёнок заметен тому, кто знает, кого он ищет.

В своем сборнике «Удивительных историй» («Histoires admirables») Симон Гулар обращает внимание также и на удивительную подвижность оборотня, на скорость перемещений, наводящую на мысль о дьявольских чарах: «Он бегает так же быстро, как волк, и это не следует считать невероятным, потому что стараниями злых демонов оборотни становятся подобными волкам. Они оставляют за собой на земле волчьи следы. У них страшные горящие глаза, как у волков, они совершают такие же набеги и зверства, как волки, душат собак, перегрызают горло маленьким детям, лакомятся человеческим мясом, как волки, ловко и решительно проделывают все это на глазах у людей. И когда они бегут вместе, они обычно разделяются для охоты. Наевшись же до отвала, воют, подзывая других».

Оборотни в определениях церковных судов и Священном писании - это проявление дьявольских сил в человеческих жизнях. В Священном писании образ волка, нападающего на стадо, появляется в Нагорной проповеди Христа: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матфей, 7:15) и в «Слове Павла в Милете к пресвитерам из Ефеса»: «Ибо я знаю, по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (Деяния, 20:29).

Появившееся в англосаксонских уложениях понятие «оборотень» знаменательно тем, что оно заменило собой библейского «волка». Дьявол известен тем, что вербует людей в союзники и слуги, зачисляя их в свое демоническое войско. Для этого же он пользуется и своей способностью превращать людей в оборотней: оборотничество - всего лишь дьявольское наваждение, но, испытывая такую духовную метаморфозу, человек начинает сотрудничать с ним.

Помимо духовных текстов оборотень появляется и в повествовательных произведениях, описанных в античных мифах (Гомер, Вергилий, Овидий, Петроний), Однако оборотень в средневековых английских рассказах не выступает обобщенным олицетворением зла, как в античной мифологии, но изображается как беспомощная жертва семейных козней, обычно супружеской измены. Кельтское сказание об «Артуре и Горлагоне» (его латинская версия появилась в конце XIV века) тоже повествует о том, как женское предательство вызвало физическое превращение. Согласно Алфреду Натту, этимологически слово «Горлагон» означает «оборотень»: «Gorlagon - это метатеза от Gorgalon, происходящего от Gorgol - древнеуэльскому Guruol или Guorguol, слову, первый слог которого родствен латинскому vir и англосаксонскому wer». У сэра Томаса Мэлори в «Смерти Артура» (1470) описывается похожая история, когда славный рыцарь был «предан своей женой, благодаря которой он стал оборотнем». В одном из романов Гийома де Палерно (Франция, около 1350), переведенном на английский, испанский языки, принц превращается в оборотня своей жестокой мачехой. Одним из главных персонажей оборотень предстает и в средневековой поэме «Уильям и оборотень».

Легенд, мифов, рассказов об оборотнях тясячи, ниже представлены некоторые из них.

Если верить Диодору Сицилийскому, первым, кто принял животное обличье, был бог Оcирис. Он превратился в волка, чтобы избавить Египет от злых сил, которые могли поработить страну вскоре после сотворения мира. «Рассказывают, что, в то время как Изида вместе со своим сыном Гором готовилась сразиться с Тифоном, Оcирис вернулся из преисподней и в обличье волка помогал жене и сыну, а после поражения Тифона победители велели людям поклоняться зверю, принесшему им победу».

Во Франции существует немало легенд о волках-оборотнях. В одной истории времен средневековья рассказывается об охотнике, на которого в лесу напал огромный волк. Ему удалось отрубить одну из лап зверя, но тот сумел вырваться и убежать, и охотник положил свою добычу в сумку. Возвратившись домой, он был очень удивлен, увидев, что лапа превратилась в женскую руку. Но на одном из пальцев он узнал кольцо, которое некогда подарил своей жене. Взбежав по лестнице, он увидел, что его жена лежит в постели, истекая кровью от множества ран; на одной руке у нее была отрублена кисть.

В норвежской саге рассказывается о том, как чародей напустил чары на две волчьи шкуры. Всякий, кто надевал их, превращался на десять дней в волка. Шкуры были обнаружены воинами Зигмундом и Синиотом, которые нашли приют в лесной хижине. Ничего не подозревая о чарах, Зигмунд и Синиот украли шкуры у хозяев хижины. Кто надевал эту шкуру, уже не мог ее сбросить. Зигмунд и Синиот, превратившись в волков, стали выть, нападать на людей и даже начали грызться друг с другом. По истечении десяти дней чары шкур утратили свою силу, и воины сбросили и сожгли их.

Геродот рассказывает, что для жителей одной области Скифии превращение в волков являлось обычным делом и что это также широко распространено у северных народов. Когда римляне пытались помешать переходу Ганнибала через Альпы, в их рядах появился волк, который, загрызая всех, кто попадался ему на пути, прошел через все войско и удалился невредимый. В 1042 году жители Константинополя были крайне встревожены одновременным появлением на улицах сразу 15 волков. А в 1148 году в черте Женевы объявился волк невероятных размеров, который загрыз 30 человек.

В 1521 году были казнены три колдуна: Мишель Удон из Плана, небольшой деревушки недалеко от Полиньи, Филибер Монто и еще один по прозвищу Большой Пьер. Они сознались, что превращали себя в волков и в их обличье загрызли и съели несколько человек. Мишель Удон, пребывая в образе волка, был ранен одним господином, который отправился за ним следом и нашел его в хижине уже успевшим превратиться в человека как раз в тот момент, когда жена промывала ему рану. В доминиканской церкви в Полиньи долгое время хранились изображения этих колдунов.

Говорили, что в Восточной Европе в средние века существовали люди, которые днем прятались, а ночью выбирались из дома, отправлялись на заброшенные кладбища и там лаяли и выли на могилах. Эти несчастные, настоящие ли оборотни или пораженные болезнью, были очень худые и бледные. У них были глубоко запавшие глаза и покрытые струпьями ноги. Также говорилось, что они одержимы «неутолимой жаждой».

Члены рода Антея в Аркадии превращались в волков в определенное время года; Деменет Паррасий стал волком после того, как отведал детских потрохов; Боян, сын Симеона, вождя болгар, мог обращаться в волка по своему желанию, как и Мер, о котором Вергилий сказал:
Я часто видел Мера крадущимся по лесу
В волчьем облике.

Похожее Овидий говорит о Ликаоне:
Пораженный, он волком выл в одиночестве
И уже не мог заговорить, как бы этого ни хотел.

Оборотень – мифическое существо, существовавшее в легендах практически каждого народа.

Под этим термином подразумевается человек, дух или демон, умеющий превращаться в какое-либо животное и наоборот. Хотя принято считать, что оборотни в большинстве случаев принимают форму волков.

При этом превращение может произойти как по желанию человека, так и стать следствием определенных факторов: смены циклов луны, запаха крови, воя животных и так далее.

Что это за монстры

Изначально оборотнями называли людей, способных превращаться в различных существ, и даже в неодушевленные предметы при помощи магии и колдовства. В большинстве случаев их изображали какими-либо монстрами.

Например, у греков оборотень – это тощий колдун, у которого ослиная голова и обезьяний хвост. Такие «перевертыши» ходят по улицам в зимние ночи и пугают людей. Но после водоосвящения, проводящегося на праздник Богоявления, мир очищается от этих чудовищ до следующей зимы.

У разных народов свое представление о том, в каких животных оборачивается оборотень. Это может быть леопард, лев, лисица, медведь и даже тюлень, как «шелка» в кельтской мифологии.

Но все же оборотень для большинства людей ассоциируется с волком. Такое существо имеет немало имен: ликантроп, вервольф, волколак, мардагайл, вилтаки.

Считалось, что превращение из человека в зверя происходит по-разному. Если оборотень – колдун, то он мог «надевать» шкуру животного в любое время по своему желанию. При этом он сохранял свой разум, и логически мыслил в любой ситуации.

Если же человек был укушен монстром или на него наложили проклятие, то он мог трансформироваться в любой момент без своего желания.

В большинстве случаев превращение происходило при полнолунии, но спровоцировать его мог не только свет ночного светила, но и запах крови или вой другого монстра.

Сам процесс трансформации довольно болезненный и в этот момент «перевертыш» наиболее уязвим.

После обращения человек не мог контролировать свои инстинкты, и убивал все живое на своем пути, при этом он не помнил ничего о своих «проделках».

Привлекательность оборотней

У этих монстров есть немало преимуществ перед обычными людьми. Прежде всего, они сильны, выносливы и быстры, как и те звери, в которых обращаются. Кроме того, у этих чудовищ есть еще и другие способности:

  • Регенерация тканей . Считается, что у оборотней очень быстро восстанавливаются клетки. Благодаря этой особенности существа не стареют, и не подвержены никаким болезням.
  • Бессмертие . Оборотня практически невозможно убить, и опасность для них представляет только серебро, и в тех случаях, когда чудовище получает ранение точно в сердце или мозг.
  • Хитрость и знания . Эти монстры опасны тем, что, даже находясь в звериной шкуре, они не становятся глупей, и могут применить все знания и навыки, которые были у них в человеческом облике. Чудовища с легкостью перехитрят охотников, увидят западню издалека и обойдут все ловушки на своем пути к жертве.

Такие навыки делают оборотней отличной машиной для убийства. А если учесть, что «перевертыши» в легендах обладали повышенной кровожадностью и беспощадностью, то станет понятным, почему люди испытывали ужас, и в то же время уважение к этим существам.

Как стать оборотнем

Существует немало легенд о том, как научиться превращаться в животное. По поверьям стать оборотнем можно такими способами:

Применить специальное магическое заклинание;

Быть укушенным или оцарапанным вервольфом;

Выпить глоток воды из волчьего следа, или напиться из водоема, который использует звериная стая;

Родиться в канун Рождества;

Съесть мозг или плоть волка;

Носить одежду из звериной шкуры;

Кроме того, считалось, что дети оборотней с рождения умеют превращаться в зверей.

При этом люди, ставшие «перевертышами» после укуса или проклятия, могут быть излечены. Но только в том случае, если они смогут выдержать голод и не попробуют человеческой плоти. Тогда можно провести ритуал очищения и спасти человека.

Если же оборотень отведал людской плоти, то его душа проклята, и он будет вынужден носить «звериную шкуру» до самой смерти.

В мифологии многих народов считается, что снять проклятие можно, убив того монстра, который укусил человека. В этом случае все жертвы вервольфа вновь становятся нормальными людьми.

Мифы о вервольфах

Почему же волк стал символом оборотней?

На протяжении многих сотен лет, это животное оставалось вполне фантастическим. И, несмотря на то что его повадки были довольно изученными, люди не прекращали наделять волка невероятным «дьявольским» умом и сообразительностью.

Считалось, что зверь может загипнотизировать человека и тот лишится всякой воли к сопротивлению и потеряет «дар речи».

Первая легенда о превращении в волка появилась еще во времена Древней Греции.

Однажды Зевс решил посетить царя Ликаона в образе простого странника. Но жестокий властитель приказал убить путника, чтобы узнать человек это или бог. В наказание Зевс разрушил дворец царя, а его самого превратил в волка на всю оставшуюся жизнь.

Так появился термин «ликантропия», означающий превращение человека в зверя.

Но раньше волки были пусть и фантастическими, но вполне почитаемыми животными.

Многие воины выбирали себе в тотем этого зверя.

По преданиям, человек с «душой» волка обладал выносливостью, силой и скоростью, а также и умом, что делало его непобедимым в любом бою.

В истории есть немало упоминаний о племенах, обитавших в разных уголках планеты, которые считали себя вервольфами.

К примеру, у балтов была каста воинов, являвшимися слугами бога-волка.

Эти «оборотни» перед каждым боем проводили специальный ритуал, включавший в себя прием наркотических веществ, если быть конкретным – белены.

Под действием растения воины видели галлюцинации о своей трансформации в волков, и в «зверином облике» шли в сражение.

С повсеместным распространением христианства все волчьи культы стали считаться языческими, и с ними безжалостно боролись.

Первые отцы-основатели церкви отрицали какую-либо возможность существования любых оборотней и ликантропов. Но немного позже христианские проповедники изменили свое мнение.

Средневековые гонения

Более поздние легенды о волках-оборотнях появились в XIV веке.

В одном из средневековых городов произошло массовое нападение собак на домашних животных. Отыскав стаю, горожане обнаружили в ней волка, который якобы умеет обращаться в человека. Позже был «установлен» и сам оборотень – в ликантропии обвинили одного из жителей.

Под пытками человек «сознался» в том, что он превращается в волка, и совершил несколько убийств. Его, конечно, казнили, но история получила громкую огласку. Скоро во всех городах и селах только и разговоров было, что об оборотнях.

Эти слухи всячески поддерживала Инквизиция, которая с радостью начала искать не только ведьм, но и «перевертышей». Немало людей созналось под пытками в умении обращаться в зверей. А количество оборотней сожженных на костре исчисляется сотнями, если не тысячами.

Самым известным случаем о суде над вервольфом стал процесс Жиля Гарнье, проходивший в XVI веке.

По мнению следователей, подсудимый встретил в лесу дьявола и продал ему свою душу.

Взамен Гарнье получил зелье, которое дало ему возможность превращаться в волка.

Так или иначе, этот «оборотень» действительно убил немало людей.

Он насиловал женщин и детей, отгрызал у убитых гениталии и делал еще много жутких вещей.

В 1621 году, после выхода книги «Анатомия меланхолии», написанной ученым и священником Робертом Бартоном, отношение к оборотням изменилось.

Подтверждал его теорию и тот факт, что в те времена лекарственные препараты от многих заболеваний создавались на основе настойки опия и белладонны.

Эти растения являются известными галлюциногенами, и неудивительно, что многие пациенты после лечения такими препаратами «становились оборотнями».

Научная точка зрения

Найдено немало рисунков времен каменного века, на которых изображены гибриды людей и животных. Наши предки нередко изображали смесь человека со зверем: оленем, лошадью, кошкой, птицей, рыбой. Кроме того, часто создавались статуи полулюдей.

Самая древняя статуэтка гибрида человека и кошки была обнаружена на территории Германии, и ее возраст составляет около 32 тысяч лет.

Но откуда же мог взяться образ оборотней?

Прежде всего, такие «монстры» могли появиться вследствие физиологических нарушений в теле какого-либо человека.

К примеру, существует недуг под названием «врожденный гипертрихоз ».

Это заболевание, вызывающее рост волос на теле, лице и верхних конечностях, могло изменить облик человека и сделать его похожим на зверя.

А так как раньше люди были склонны к суевериям, то они могли наделить «ликантропией» всех, кто был болен этим заболеванием.

Еще один недуг, благодаря которому человек мог «стать оборотнем»– это порфириновая болезнь .

Это заболевание не только провоцирует усиленный рост волос, но и делает заметным другие проявления, совпадающие с мифами о вервольфах.

У пациентов развивается светобоязнь, кроме того, их кожа меняет цвет, черты лица искажаются, и отделяется плоть от ногтей, делая их похожими на когти.

В большинстве случаев у больных наблюдаются и психологические расстройства, которые делают их более агрессивными. А неадекватное поведение больных, вкупе с физическими изменениями вполне могли стать причиной появления мифов о ликантропии.

Оборотень в искусстве

Несмотря на популярность вервольфов, прижиться им в литературе не удалось.

Кадр из фильма «Американский оборотень в Лондоне»

Но ситуация кардинально изменилась с появлением кинематографа.

Первый раз оборотень появился на широком экране еще в 1913 году и с той поры занял лидирующие позиции среди всех «киношных монстров». Он смог подвинуть даже своего извечного литературного противника – вампира.

В 1981 году вервольф получил «Оскара» в номинации «за лучший грим». Речь идет о киноленте «Американский оборотень в Лондоне».

Несмотря на то что сюжет картины довольно банален, внешний «естественный» вид главного героя произвел на зрителей неизгладимое впечатление.

Кроме того, поражали и спецэффекты картины, ведь шерсть, клыки и волчья морда вырастали «прямо на глазах».

С того времени оборотни не раз появлялись в различных кинолентах и блокбастерах и каждый раз эти монстры обеспечивали фильму коммерческий успех.

С развитием технологий вервольфы заняли еще одну нишу в современном искусстве, а именно стали любимыми персонажами в компьютерных играх.

Попробовать себя в роли оборотня можно в таких известных РПГ, как Diablo II , The Elder Scrolls V: Skyrim , World of Warcraft: Cataclysm , Werewolf: the last warrior и многих других.

Понятие «оборотень» знакомо почти всем народам. Для современного человека это слово ассоциируется с очередным «ужастиком» и является воплощением чего-то магического.

На протяжении огромного количества лет официальная наука пыталась отнести оборотничество к чистому вымыслу, однако оказалось, что сделать это невозможно. Ведь факт остается фактом: рассказы о странных существах, собранные в разных уголках нашей планеты, совершенно необъяснимым образом совпадают. Сходство внешности, характеров, поведения, привычек оборотней в сказаниях различных народов не может быть обычной случайностью.

Легенды утверждают, что «перевертыш» — это человек, который в течение нескольких мгновений может превратиться в зверя, а затем по истечении некоторого времени вернуть себе привычный облик. Оборотни феноменально сильны, практически неуязвимы (справиться с ними можно только при помощи серебра или обсидиана) и одержимы жаждой убийства.

Трансформация обычного человека в монстра часто происходит бесконтрольно, во время полнолуния. Что же реального, в конце концов, нашли современные специалисты в кошмарных вымыслах древних и средневековых авторов?"

Легенды об оборотнях, можно сказать, явление повсеместное и очень древнее. Они присутствуют практически во всех культурах. Европейские народы считали, что такими уникальными способностями обладали колдуны, которые для своих нужд принимали образ волка. Оборотнями также называли обычных людей, превращенных в волков волшебными чарами.

Интересно, что аналогичные убеждения существовали также на других континентах, вот только в Африке вместо волка фигурирует леопард, в Индии — тигр, а в Южной Америке — ягуар. В Греции, правда, тоже считали, что люди могут превращаться исключительно в волков.

Одна из легенд даже рассказывает об особом острове, который находился в Аркадии, посреди глухого болота. На нем якобы жила особая группа волков-людей, к которым мог присоединиться любой желающий, прошедший церемонию посвящения. Жители Эллады даже припадки эпилепсии считали одним из проявлений ликантропии.

Особенно много легенд о людях, умеющих превращаться в волков, существует в Баварии. Правда, эти рассказы так тесно переплетаются с историями о вампирах, а внешности обоих вариантов «нечисти» столь схожи (и тот и другой имеют длинные зубы и когти), что отделить оборотня от упыря подчас очень сложно.

Однако у «перевертышей», по мнению баварцев, очень узкие зрачки, и эти существа часто пристально вглядываются в лица обычных людей. К тому же, в северной Германии почему-то бытовало поверие, согласно которому произнесение слова «волк» в декабре провоцирует нападение оборотня на людей.

Датчане пребывали в непоколебимой уверенности на счет того, что оборотня можно распознать, ориентируясь на форму бровей. А ирландцы верили, что оборотничество является чем-то сродни болезни и поэтому может поражать целые семьи.

Существа с аномальными способностями в Ирландии описывались специфически. Например, наиболее известная легенда об оборотне из Мита гласит, что «перевертыш» пригласил в свой дом... священника. Падре должен был ухаживать за больной женой-волчицей хозяина.

Со временем понятие «оборотень» сузилось. Так стали называть человека, умеющего превращаться в волка. Почему именно в этого зверя? Если внимательно проанализировать старые предания, станет ясна некая закономерность: рассказы о бесчинствах загадочных существ появились в то время, когда волки, расплодившись, начали представлять собой реальную угрозу жизни людей.

В Средние века бытовало убеждение, что оборотнем можно стать по воле колдуна или ведьмы. Естественно, не было недостатка и в «рецептах», как от этой напасти избавиться. Особенно усердствовали жители Центральной и Восточной Европы. Здесь в XV—XVII веках развернулась самая настоящая жестокая «охота на ведьм».

Несчастных, подозреваемых в колдовстве, зверски пытали, а затем сжигали на кострах, топили, колесовали или вешали. При этом оборотни «составляли компанию» очередной разоблаченной ведьме. Как говорится, «все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно»: если верить официальным документам, в XVI веке французский парламент принял закон об истреблении «перевертышей».

В результате, с 1520 по 1630 год в стране по обвинению в колдовстве и оборотничестве было уничтожено более 30 000 человек...

Даже спустя три века страх перед «людьми-волками» не исчез. Французские крестьяне из отдаленных районов страны боялись выходить из дома по ночам: они опасались нападения Луп-Гару (французское название оборотня). Кстати, жители Бретани и Нормандии и по сей день верят в то, что человек может стать волком.

Возможно, столь стойкое убеждение не будет казаться удивительным, если пролистать старинные документы. В 1521 году путешественник, проезжавший через французский приграничный городок Полиньи, подвергся нападению волка. Отбиваясь от обезумевшего зверя, человек нанес хищнику несколько ран мечом.

Волк начал отступать к логову. Преследовавший его путник вышел к хижине некоего Михаэля Вердунга в тот самый момент, когда хозяину дома его супруга перевязывала раны, нанесенные мечом. Вердунга арестовали по обвинению в оборотничестве и доставили в город. Естественно, что под пытками задержанный долго хранить молчание не смог.

Он признался, что натирал тело специальной мазью, при помощи которой превращался в зверя, и затем охотился на людей. Каннибала после суда сожгли на костре.

Несколько позднее в Оверни рассматривали дело женщины-оборотня (властям сообщил о ней муж «волчицы), на счету которой было несколько человеческих жизней. Во время одной своей «охоты» «перевертыш» лишилась кисти руки; отрубленную конечность представили суду в качестве доказательства. После пыток и признания в совершении ряда преступлений женщину сожгли. Подобных свидетельств существует изрядное количество.

В Восточной Европе, в Германии и Франции долгое время верили в то, что оборотень просто может менять свою кожу, выворачивая ее наизнанку стороной, якобы покрытой густым мехом. Для того же, чтобы вернуться в человеческое обличие, монстру достаточно проделать эту же операцию еще раз. Из-за этого суеверия тысячи людей были буквально порезаны на куски «правдоискателями», пытавшимися вывернуть их кожу «мехом наружу».

В славянской мифологии оборотня называли вовкулаком (волкодлаком, волколаком). Характер он имел специфический; здесь явно произошло смешение фольклорных черт и элементов христианской демонологии. У славян, в отличие от народов Европы, в древности оборотень был персонажем... положительным.

Наши предки считали факт «перекидывания» в зверя явлением абсолютно нормальным; к тому же, подобные практики, по уверениям древних, были достаточно распространенным явлением на славянской территории. Во всяком случае, Геродот без особого удивления констатировал тот факт, что племя невров (видимо, обитавшее на территории современной Беларуси) ежегодно на несколько дней меняет обличие, превращаясь в крупную стаю волков.

А если вспомнить героический эпос наших предков, то в нем главный герой сплошь и рядом являлся оборотнем и описывался как существо божественного происхождения. Причем «диапазон» возможностей таких героев был удивительно широк.

Герои в самый критический момент могли превратиться в тура, медведя, волка либо рысь, чтобы помочь справиться с превосходящими силами противника; в горностая либо куницу — чтобы пробраться в стан врага, выведать секреты либо напакостить в чужом складе и попортить оружие; в сокола — чтобы обозреть окрестности и быстро добраться до нужного места.

Однако с принятием христианства в качестве официальной государственной религии все в корне изменилось. Прежние божества получили статус демонов; естественно, что обладающие экстраординарными способностями герои и «перевертыши»-помощники либо срочно «растеряли» свои необычные качества, либо превратились в чудовищ, столкновение с которыми грозит человеку муками и гибелью.

Правда, несмотря на это, истории об оборотнях, время от времени меняющих человеческое обличие на волчью или медвежью шкуру, не потеряли своей популярности и продолжали занимать видное место в народном фольклоре.

Одной из разновидностей легенд об оборотнях являются истории о детях, воспитывавшихся в волчьей стае и поэтому перенявших все повадки и привычки диких животных. К сожалению, подобные истории созданы на вполне реальной основе.

Одним из наиболее ранних описанных случаев выкармливания малышей волками считается история Ромула и Рема. А в XIV веке в Гессе, в лесах около города, появилось странное существо. Когда в 1344 году «зверя» изловили, оказалось, что это — восьмилетний мальчик, полностью одичавший и ведущий себя совершенно по-волчьи.

Приблизительно в те же годы в лесах Баварии нашли еще одного маугли. К-сожалению, для этого найденыша обстоятельства сложились практически безнадежно: мальчику было уже более 12 лет, и по крайней мере 10 из них он провел в волчьем логове.

Одичалые дети не похожи на симпатичного Маугли из мультфильма. Они покрыты шрамами, болячками, не заботятся о своей гигиене, рычат и кусаются.

«Диких» людей находили в разных странах, но наибольшее число их было обнаружено в Индии. С 1843 по 1933 год здесь поймали 16 детей-волков (обоих полов), несколько малышей-пантер, леопардов, обезьян и даже мальчика-антилопу.

Трудно сказать, почему некоторых «человеческих детенышей» животные берут под свою защиту и воспитывают, как собственное потомство. Однако те маугли, которые выживали в джунглях, прекрасно приспосабливались к дикой жизни (даже их зубы изменялись!), четко повторяли повадки своих приемных родителей и практически утрачивали человеческий облик.

Насильно оторванные от ставшей уже привычной жизни, в человеческом мире они быстро погибали... Уникумом в этом смысле стал мальчик-волк Дина: он «продержался» среди людей 20 лет и за это время с большим трудом научился прямо стоять, одеваться, пользоваться посудой и понимать окружающих.

Конечно, одичавшие дети оборотнями считаться никоим образом не могут. Однако существование таких «полулюдей» оказало влияние на формирование легенд о страшных «перевертышах». Ведь внешность маугли и в самом деле страшна для обычного человека: «дикари» грязные, покрыты царапинами и болячками, со спутанными длинными волосами, с поломанными зубами; рот перепачкан кровью от съеденного сырого мяса.

Ногти у них длинные, острые и прочные, поэтому напоминают когти хищника.

Маугли принимают позы, свойственные животным, копируют поведение остальных членов «своей» стаи, издают абсолютно животные рычание и вой, а также отличаются особой свирепостью.

О том, что настоящие оборотни все же существуют, парапсихологи говорили давно. Естественно, что представители официальной науки с таким утверждением категорически не соглашались. На протяжении столетий все попытки логически объяснить феномен «перевертышей» в просвещенных кругах считались откровенной чушью.

Однако некоторые обстоятельства заставили специалистов с большим вниманием отнестись к «сказочной» проблеме. Относительно недавно заговорили о том, что в основе всех рассказов об оборотнях может лежать довольно редкое заболевание — ликантропия.

Данная напасть получила название по имени царя Аркадии Ликаона, упомянутого в греческой мифологии. Легенда рассказывает, что этот правитель отличался несусветной жестокостью, приносил богам человеческие жертвы и даже попытался «угостить» Зевса, прибывшего к нему в гости, телом только что зарезанного ребенка.

За все зверства боги превратили Ликаона в волка. При этом царь сохранял некоторые приметы своего естественного облика, понимал все происходящее с ним и даже пытался говорить.

Итак, медики окрестили ликантропией особую форму умопомешательства, при которой больной начинает считать, что превратился в животное (чаще всего — в волка). К тому же, оказалось, что еще в глубокой древности знали об этом явлении.

В Древней Греции данное заболевание называлось «волчьим сумасшествием». А Марцелл Сидст в 125 году до н. э. описал человека, пораженного ликантропией, указав при этом, что жертву недуга охватывает безумие, которое сопровождается не только волчьей свирепостью, но также приступами поистине зверского голода.

Наконец и современные эскулапы обратили внимание на свидетельства своих древних коллег, а также на удивительную «живучесть» и широкую распространенность рассказов об оборотнях.

В 1963 году в Королевское медицинское общество была представлена работа «О порфирии и этиологии оборотней». Ее автор, доктор Ли Иллис из Хэмпшира, во время проведения исследований обработал огромное количество документальных свидетельств и хроник, а также около 80 случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами.

В результате он привел ряд аргументов, объяснявших вспышки ликантропии в Европе и других частях мира в разное время. По мнению доктора, все появления оборотней имеют под собой достоверное медицинское обоснование.

Ли Иллис утверждал: «Я полагаю, что так называемые вервольфы (оборотни) прошлого, по крайней мере, в большинстве случаев, страдали от врожденной порфирии. Доказательство этому лежит в соответствии между симптомами этой редкой болезни и описанием оборотней во множестве дошедших до нас свидетельств».

Автор работы указал, что порфирия является следствием редкого вида генетических нарушений. Они, в частности, приводят к тому, что у несчастной жертвы заболевания начинает развиваться особая кожная чувствительность к свету (особенно солнечному).

Это явление носит название везикулярной эритемы и приводит к тому, что больной под действием света начинает покрываться воспаленными пятнами. Обычно поражение кожи сопровождается мучительными болями, в результате чего люди не только утрачивают человеческий облик, но и лишаются рассудка.

Тем более что одним раздражением кожи дело не заканчивается. Воспаления довольно быстро превращаются в глубокие язвы, которые затем переходят на хрящи и кости. У больного постепенно разрушаются веки, нос, уши и пальцы. Иногда кожа жертвы бунта гормональной системы идет темными пятнами, а зубы из-за отложившегося в эмали порфирина приобретают красный или красно-коричневый цвет. В итоге больной, конечно, в волка не превращается, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании.

В общем, состояние страдающих порфирией, как оно обрисовано с медицинской точки зрения доктором Иллисом в его оригинальной работе, точно соответствует состоянию оборотня. Судите сами: больной предпочитает выходить из дома по ночам — дневной свет вызывает у него непереносимые боли; психические проявления болезни постепенно усиливаются, переходя от легкой истерии в маниакально-депрессивный психоз; воспаления на открытых частях тела и лице напоминают ссадины и укусы, типичные для «перевертыша». Борода у несчастного длинная и запущенная — из-за острого воспаления кожи ее не стригут и не бреют, а исказившиеся черты лица больного иногда напоминают страшную маску.

Все эти классические признаки легендарного оборотня засвидетельствованы многими средневековыми судьями.

Врач указывает, что порфирия имеет несколько разновидностей. Все они основываются на генных «сбоях» и возникают вследствие нарушения обмена веществ.

Но та разновидность заболевания (врожденная порфирия), которая привела к рождению мифа о людях-оборотнях, по счастью, крайне редка.

Однако вариант наследственности Иллис не только не исключил, но в некоторых случаях назвал закономерным. Ведь на развитие порфирии влияют как генетические отклонения, так и особенности климата каждой местности, продукты и способы питания.

Этим, похоже, объясняется тот факт, что в Западной Европе «волчье безумие» было столь частым явлением и порой охватывало целые селения (особенно много подобных случаев зарегистрировано в Швеции и Швейцарии). А вот на Цейлоне никогда не слышали о подобной болезни. Легенды об оборотнях здесь тоже не зафиксированы.

В наши дни нападения ликантропов на людей тоже происходят. Правда, нечасто. С 1990 года в Бразилии, Испании и Великобритании жертвами больных порфирией стали 46 человек. По данным США, в их стране существуют около тысячи людей, страдающих этой редкой и страшной генетической болезнью.

Открытие Ли Иллиса положило начало исследованиям проблемы, с которой человечество сталкивалось с глубокой древности. Тем более что версия английского доктора прояснила далеко не все вопросы, связанные с оборотничеством. В частности, все источники упоминали о том, что «перевертыш» мог в нужный момент (чаще всего, спустя несколько часов) вновь обрести человеческий облик.

Иллис писал, что «обратное превращение» является теоретически возможным, но... маловероятным. Объяснить, почему на оборотней так влияет стремительный рост луны, ученому также не удалось.

Кстати, в тех редких случаях, когда появление «перевертыша» не связано с полнолунием, оно наблюдается в особых местах, описываемых как «черная земля», «черные скалы», «черные камни» (там, где присутствуют минералы или горная порода темного, почти черного цвета). Почему? На этот вопрос медицина не может пока дать ответ. Так что загадка человека-волка не раскрыта до конца и поныне...