О фильме "Ван Гог. С любовью Винсент"

«Печаль будет длиться вечно»… В 2015 году Европа отмечает 125 лет со смерти Ван Гога. Выставки, экскурсии, фестивали и спектакли служат одному – напомнить нам, кем был этот удивительный, незаурядный человек.

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №1. Всего 10 лет творчества

Всемирно известный художник, чьи работы сегодня покупают за десятки миллионов долларов, занимался живописью всего 10 последних лет своей жизни.

Ван Гог. "Едоки картофеля" (1985)

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №2. Торговец предметами искусства

Прежде, чем найти себе занятие по душе, Винсент Ван Гог попробовал себя в торгово-художественной сфере, работая в фирме своего дяди в Лондоне. Имея дело с живописью, Ван Гог научился её понимать и любить. Но из-за нерадивого характера был уволен с работы, несмотря на родственные связи с самим владельцем.

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №3. Ван Гог - проповедник?

Долгое время Ван Гог серьёзно хотел стать священником, как его отец. Он проявлял живой интерес к Библии, занимался её переводом. Готовился к экзаменам в университет в Амстердаме на факультет теологии, но быстро охладел к учёбе. Позже посещал протестантскую миссионерскую школу неподалёку от Брюсселя, и даже был отправлен на полгода на юг Бельгии читать проповеди беднякам. Там Ван Гог проявил необычайное усердие, за что был награждён доверием местных жителей. Они даже поручили ему ходатайствовать от имени рабочих к дирекции шахт для улучшения условий труда. Но в этом деле Ван Гог потерпел крах. Ходатайство не только было отклонено, но и самого Ван Гога отстранили от службы. И без того эксцентричный и вспыльчивый молодой человек перенёс это событие болезненно.

Ван Гог. "Спальня Ван Гога в Арле" (1888)

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №4. Горе-ученик

Депрессия после неудачного пасторского опыта подтолкнула Ван Гога на поиски себя в живописи. Он даже поступает в Брюссель в Королевскую Академию изящных искусств, но, проучившись год, бросает. Вместо этого Винсент много работает самостоятельно, берёт частные уроки, изучает разные техники.

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №5. Отвергнутый в Париже

Самый продуктивный период художника - парижский. Здесь он знакомится с импрессионистами, которые оказывают на него существенное влияние. Здесь же Ван Гог участвует во многих выставках, но публика категорически не воспринимает его работы, вынуждая его вернуться к обучению.

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №6. Миф об отрезанных ушах

В 1889 году в процессе поиска концепции для общей мастерской между Ван Гогом и Полем Гогеном состоялся конфликт, в ходе которого Ван Гог напал на Гогена с бритвой в руках. Гоген не пострадал, зато Ван Гог в ту ночь отрезал себе мочку уха. Что это было - муки раскаяния или последствия чрезмерного употребления абсента - доподлинно неизвестно. Тем не менее, после этого случая Ван Гог оказывается в психиатрической лечебнице с диагнозом «Эпилепсия височных долей». Жители городка Арль, где произошёл инцидент с бритвой, попросили мэра города изолировать Ван Гога от общества, поэтому художника отправляют в поселение для душевнобольных Сан-Реми-де_прованс. Но и там Ван Гог усердно трудится, создавая, в том числе, знаменитую работу «Звёздная ночь».

Ван Гог. "Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой" (1898)

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №7. Признание после смерти

Первое признание публики пришло к Ван Гогу в последний год жизни, после участия в выставке «Группы двадцати», когда вышла первая положительная статья о его работе «Красные виноградники в Арле».

Ван Гог. «Красные виноградники в Арле» (1888)

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №8. Загадочная смерть

Ван Гог отошёл в иной мир в возрасте всего 37 лет. Обстоятельства его смерти до сих пор неоднозначны. Умер он от потери крови после огнестрельного ранения в грудь из пистолета, которым художник отгонял птиц во время пленера. Точно неизвестно, было ли это самоубийство или покушение. Последними словами Ван Гога были: «Печаль будет длиться вечно».

Ван Гог. Последняя работа. "Пшеничное поле с воронами" (1890)

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №9. Самый близкий человек

Особенным человеком в жизни Ван Гога был его родной брат Тео. Именно он поддерживал его больше других, помогал в организации «южной» мастерской. Именно он пытался организовать посмертную выставку художника, но заболел психическим расстройством и последовал за братом ровно через полгода.

Ван Гог. 10 интересных фактов. Факт №10. Миф о единственной проданной картине

Существует версия, что за всю недолгую жизнь Ван Гог продал лишь одну работу - «Красные виноградники в Арле». Миф, конечно, эффектный, но имеются документы, свидетельствующие, что и раньше художник продавал свои картины, правда, за более скромные деньги.

9 ноября 2017 года в российский прокат вышел фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». Психотерапевт Светлана Белухина погружается в психоаналитическое расследование причин гибели Ван Гога, созданное сценаристами, и рассказывает о борьбе художника за обретение собственной идентичности, о тесной связи мании и меланхолии, сопровождавших художника на протяжении жизни (сегодня это заболевание носит название «биполярное расстройство»), и о том, как отразилась на творчестве Ван Гога биполярность его природы.

«Он чувствовал глубоко, он чувствовал нежно …»

Фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» – не только образец невероятного труда всех, кто принял участие в его создании, и веры в успех, он стал, пожалуй, отражением жажды жизни самого художника и главное – даром любви современного мира к давно ушедшему Винсенту. Той безусловной любви, которой он так отчаянно и упорно искал у матери и которую ему все же удалось пробудить в человечестве.

Это первый в мире полнометражный анимационный фильм, полностью нарисованный масляными красками. Более 5 лет в производстве, 115 художников всего мира трудились над созданием 65 000 картин, чтобы оживить 120 оригинальных работ Винсента и рассказать историю жизни, а также загадочной смерти величайшего художника 19 века. Режиссер и продюсер – Хью Велчман, обладатель премии Оскар. Музыка великолепного Клинта Мансела (Clint Mansell), автора саундтреков к «Фонтану», «Реквиему по мечте», «Черному лебедю» и др.

Винсент Ван Гог, «Звездная ночь» (1889 г.) / Google Art Project

Фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» — работа уникальная. Сценаристы отошли от традиционного жизнеописания, чтобы погрузить зрителя в почти психоаналитическое расследование, каким оно и бывает в кабинете аналитика – с сопротивлением, забыванием и вытеснением, а затем с постепенным проявлением все новых и новых фактов, иллюстрирующих драму внутреннего мира человека.

По сюжету в детективное расследование пускается Арман Рулен, сын арлеанского почтмейстера. Последнее письмо Винсента к брату Тео, которое нужно доставить лично, толкает Армана начать свои сыскные мероприятия сперва в Арле, затем в Париже и, наконец, письмо приводит его в Овер-сюр-Уаз, где Винсент прожил последние дни перед смертью в 1890 году.

Расследование причин гибели художника превращается сначала в гипотезу об истоках глубокой внутренней драмы Винсента и как результат – рождения в нем Художника, а затем, после прояснения обстоятельств, принимает форму неизбежного осознания и печального принятия причин его гибели.

Постепенно Арману и зрителям становится ясно, кем на самом деле был Винсент, как глубока его боль и насколько он был травмирован. Речь идет о так называемом замещающем ребенке Замещающие знаменитые дети: Бетховен, Шатобриан, Сальвадор Дали, Камилла Клодель, Райнер Мария Рильке, Герман Гессе… У французского аналитика Дидье Анзье мать была замещающим ребенком. . Винсент родился, напомним, ровно через год, день в день после мертворожденного первенца, носившего то же имя. Не начавшееся горевание по умершему сыну помешало родителям, в первую очередь матери, дать второму ребенку жизненно необходимую любовь и принятие. В воображении родителей умерший был идеальным (а умерший всегда идеальный), и второй Винсент всю жизнь был вынужден бороться за обретение собственной идентичности. И он с невероятным упорством и жаждой делал это через свое творчество. Только за три месяца до смерти он создал 80 картин и 60 набросков. Он писал:

«Я хочу прикасаться к людям своим искусством, я хочу чтобы они говорили ­– он чувствует глубоко, он чувствует нежно».

Но, как мы знаем, из 800 картин, написанных им за 10 лет творчества, была продана всего одна – «Красные виноградники в Арле».

В своем младшем брате Ван Гог всегда искал чуткую, теплую и ресурсную мать, какой реальная так и не смогла стать, но рождение племянника, еще одного Винсента, оказалось опытом непосильной конкуренции, и действительно могло привести Ван Гога к мысли прекратить борьбу и покончить с жизнью. И мир оказался к Винсенту не чутким, и доктор Гаше стал ему совсем не тем доктором, какой ему был нужен, чтобы справиться с внутренней драмой.

Читайте также

К слову, Зигмунду Фрейду на момент гибели Винсента было только 34 года. Тогда в Вене он занимался истерией, а свою «Печаль и меланхолию» написал лишь в 1915 году, где открыл ключ к механизму этого явления.

«Меланхолический комплекс действует, как открытая рана, привлекает к себе энергию всех привязанностей… и опустошает «я», – указывал он.

Ощущение упадка сил, отсутствие энергии, снижение настроения, периодически отмечаемых у Ван Гога по воспоминаниям тех, кто был с ним знаком, означает снижение ощущения его субъективной и телесной реальности, а эйфория и гипоманиакальное поведение являлось своеобразной защитой от поглощающего страха смерти и ощущения несуществования. Философ Карл Ясперс в своей работе «Стриндберг и Ван Гог» так писал о трудолюбии художника:

«Он воспринимает работу как целительное «развлечение».

«Она у меня поддерживает размеренность, писал Ван Гог, – так что я себе этим не врежу».

Термины «мания» и «меланхолия» известны с античности, хотя Аристотель не только не признавал меланхолию болезнью, но считал, что она вдохновляет великих художников его эпохи. Интересно, что античный медик Аретей из Каппадокии предположил взаимосвязь мании и меланхолии, но это долгое время оставалось незамеченными. В 17 веке Теофил Боне объединил эти понятия в описании состояния, которое назвал «manico-melancolicus». Затем в 1851 году Жан-Пьер Фальре опубликовал статью о «циклическом помешательстве» (la folie circulaire), выявив, как тяжелая депрессия сменяется маниакальным возбуждением, что стало первым в истории случаем постановки диагноза «биполярное расстройство». Кроме того, Фальре отметил генетическую причину БАР. Через шесть лет после смерти Ван Гога немецкий психиатр Эмиль Крепелин начал исследовать маниакально-депрессивный психоз, а его статья 1921 года «Маниакально-депрессивное безумие и паранойя» до сих пор является основой психиатрии.

Основной причиной возникновения биполярного расстройства, от которого, считается, возможно, страдал Ван Гог, сегодня принято считать эндогенные факторы, генетическую предрасположенность. Такие внешние условия, как ранние неудовлетворительные отношения с матерью и отцом в атмосфере отрицания гибели первенца, могут быть отнесены только к факторам риска возникновения психических нарушений.
Важно отметить, что в работе Бенуа Бейля «Замещающий ребенок» приводятся данные исследований, позволяющих связать последующие нарушения психического развития ребенка с психопатологическими причинами и условиями, существовавшими в момент его зачатия (отрицание смерти и желание родителей заменить умершего ребенка живым), а это значит, что можно предупредить или снизить риски их возникновения. С помощью современной аналитической психотерапии можно отделить представления матери об умершем ребенке в ее психическом пространстве от представлений о том ребенке, который только должен родиться. Психотерапия запускает работу горя по умершему ребенку и открывает жизненное пространство для нового человека.

Возвращаясь к обстоятельствам смерти Ван Гога, следует упомянуть, что до сих пор существует гипотеза о том, что его застрелили – выстрел в живот был произведен под таким острым углом, под каким сам человек не может его произвести. Однако является ли подозреваемый в этом нападении хулиган Рене Сакре-Тан его убийцей, доказать невозможно.

На сегодняшний момент можно сказать лишь, что Ван Гог хотя и оказался каким-то образом смертельно ранен в живот, изначально был «смертельно раненным человеком». С рождения или даже с зачатия он в статусе замещающего ребенка носил в своем психическом меланхолическую рану родителей, образовавшуюся в результате неотгореванной утраты первенца.

Несмотря на то, что в фильме в основном переданы сконцентрированные события тяжелого периода непосредственно перед гибелью художника ­– фильм, тем не менее, не оставляет тягостного чувства. Он будит скорбь, рождает светлую грусть и надежду.

Особенную роль, конечно, играет уникальный способ экранизации этой истории, что завораживает и делает погружение в мир Ван Гога ­– реальный и психический ­– максимально полным.

Винсент Ван Гог, «Автопортрет» (1887 г.) / Google Art Project

Чередование ярких картин, написанных маслом, ­прежде всего портретов и пейзажей, и картин в черно-белом фотореалистичном стиле позволяет переключаться между событиями расследования и прошлым художника. Это дихотомичное чередование планов также намекает на особенности смены фаз при биполярном расстройстве ­– депрессивной и маниакальной. На ум тут же приходит дихотомичность творчества Ван Гога в целом ­– его мрачная палитра голландского периода и буйное и маниакальное разноцветье прованского этапа, где цветовое решение становится особенным: исчезают чёрный и белый, яркие цвета сочетаются между собой, создавая особую игру оттенков.

Невозможно остаться равнодушным и не быть очарованным этой гениальной задумкой режиссера оживить полотна. Они включены в картину как ключевые кадры или фрагменты, неспешно приходящие в движение. И само это движение, несомненно, становится полноценным персонажем фильма. Будто из тумана прошлого в серебристых переливах крупных мазков вдруг возникает образ юной матери в свете утреннего солнца, легко и непринужденно отводящей назад упавшую на глаза прядь волос; вот она поворачивает к ребенку свое лицо, и оно озаряется ласковой и нежной улыбкой.

Через это движение полотен, оживление природы, которое мы видим на экране, передана идея о том, что Винсент, пожалуй, все-таки достучался. Его попытка оживить свою эмоционально-мертвую мать через свое творчество удалась. И вот так, через отклик его почитателей со всего мира, пусть символически, через время и расстояние в травмированной душе произошло то нежное движение, которого он так жаждал в своей жизни. Что-то, наконец, оттаяло.

Хочется думать об этом фильме как отражении бессознательного не только команды и режиссера, но и, безусловно, отражении бессознательного нашего общества, сделавшего возможным появление на свет как самой команды и замысла, так и преданных зрителей, способных ощущать и ценить это невероятно нежное движение любви.

Дата создания: 1908 год.
Габариты: 180*180 см.
Местонахождение: Галерея Бельведер, Вена.

Поцелуй

Детали и техника

«Поцелуй» - является, наверно, самой узнаваемой и популярной работой Густава Климта . Она была написана в «золотой», самый плодотворный этап его творчества. Название «золотой» дано неспроста, бросив взгляд на эту картину мы увидим множество золотых деталей, Климт использовал в написании сусальное золото, из-за такой техники период и получил свое название.

Сюжет

Данное полотно довольно символично, хотя имеет простой сюжет. На картине изображены мужчина и женщина, стоящие посреди цветочного холма. Мужчина склоняется к женщине, чтобы одарить её поцелуем, его лицо скрыто от зрителей. Главными в картинах Климта были женщины, поэтому лицо мужчины здесь не важно. Герои картины не замечают происходящего вокруг, они заняты друг другом. Мы можем заметить, что на картине нет лишних деталей, только герои.

Описание

Картина выглядит очень необычно благодаря тому, что фигуры как будто сливаются в одно целое. В позе двух героев картины читается буря эмоций и страсть. Но по различию орнамента на их одеяниях все же можно увидеть тонкую грань между ними. Специалисты выдвинули версию, что узоры на одеждах героев связаны с их полом. Узоры на мужском плаще выполнены в виде четких геометрических фигур неброских оттенков. Узоры на одежде женщины наоборот более плавные и утонченные, в них используются нежные тона.

В фоне также присутствует позолота, её отблески напоминают сияние звезд на небе. Этот эффект дополняет ощущение того, будто за нашими героями обрыв или пропасть, они как будто на краю мира, одни во вселенной.

Древо жизни. Густав Климт.

Картина «Поцелуй» отличается от прочих картин Климта тем, что в этой картине он изображает не плотские удовольствия и эротику, а самое нежное и прекрасное чувство-любовь. Густав Климт был поклонником трудов Зигмунда Фрейда, и бытует мнение, что одна из его теорий вдохновила художника на написание этой картины. Критики считают, что образом женщины Климту послужила Эмилия Флёге , его верная спутница жизни.

Картина «Поцелуй» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Валентина

Правообладатель иллюстрации Van Gogh

Летним днем в 1890 году Винсент Ван Гог застрелился на поле в окрестностях Парижа. Обозреватель исследует картину, над которой он работал тем утром, чтобы понять, что она говорит о состоянии психики художника.

27 июля 1890 года Винсент Ван Гог вышел на пшеничное поле, раскинувшееся позади замка во французской деревушке Овер-сюр-Уаз в нескольких километрах от Парижа, и выстрелил себе в грудь.

К тому моменту художник уже полтора года страдал от психического заболевания - с тех самых пор, как декабрьским вечером в 1888 году, в период своей жизни в городе Арле во французском Провансе, несчастный отрезал себе бритвой левое ухо.

После этого у него эпизодически случались приступы, которые подрывали его силы и после которых он по несколько дней, а то и недель находился в состоянии помутненного сознания или утрачивал связь с реальностью.

Впрочем, в промежутках между срывами его ум был спокоен и ясен, и художник мог писать картины.

Более того, пребывание в Овере, куда он приехал в мае 1890 года после выхода из психиатрической лечебницы, стало самым плодотворным этапом его творческой жизни: за 70 дней он создал 75 картин и более ста рисунков и эскизов.

Умирая, Ван Гог выговорил: "Вот так я и хотел уйти!"

Однако несмотря на это, он чувствовал себя все более одиноким и не находил себе места, убедив себя в том, что жизнь его была напрасна.

В конце концов он раздобыл небольшой револьвер, принадлежащий хозяину дома, который он снимал в Овере.

Это-то оружие он и взял с собой в поле в тот роковой воскресный день в конце июля.

Однако в руки ему попал всего лишь карманный револьвер, не очень мощный, так что когда художник спустил курок, пуля, вместо того, чтобы пронзить сердце, отрикошетила от ребра.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В Музее Ван Гога в Амстердаме выставлено оружие, из которого, как считается, застрелился художник

Ван Гог потерял сознание и упал на землю. Когда наступил вечер, он пришел в себя и стал искать револьвер, чтобы довести дело до конца, но не нашел и поплелся обратно в гостиницу, где ему вызвали доктора.

О случившемся сообщили брату Ван Гога, Тео, который прибыл на следующий же день. В течение некоторого времени Тео думал, что Винсент выживет - но поделать уже ничего было нельзя. Той же ночью, в возрасте 37 лет, художник умер.

"Я не отходил от его изголовья, пока все не было кончено, - писал Тео своей жене Йоханне. - Умирая, он выговорил: "Вот так я и хотел уйти!", после чего прожил еще несколько минут, а потом все закончилось, и он обрел покой, которого не мог найти на земле".

Густав Климт. Поцелуй. 180х180 см. 1907-1908 гг. Галерея Бельведер, Вена

Если вы когда-нибудь слышали о Густаве Климте (1862-1918 гг.), значит вы точно знаете и его работу «Поцелуй».

Что мы видим на картине? Двое влюблённых на цветочном лугу обнялись словно под единым золотым покрывалом. Мужчина целует женщину в щеку. А вокруг никого. И ничего. Лишь золотой фон. А стоят они на краю то ли оврага, если прозаично. Либо вселенной, если уж совсем романтично.

Почему же именно эта картина стала самой знаменитой среди работ Густава Климта? И все ли на ней так однозначно? На самом ли деле эти люди влюблены?

Почему «Поцелуй» именно такой?

В картине переплетены многие техники. Но больше всего заметно влияние византийской иконы. Когда смотришь на «Поцелуй», сразу вспоминаются иконы в золотых окладах. Когда вся поверхность изображения покрыта золотым «покрывалом». И лишь лики и руки прорисованы красками.

Византийские иконы в окладах были широко распространены в России, где, конечно, Климт не был. Но подобные иконы встречаются в итальянских церквях. Где художник и мог их видеть.

Но в целом “Поцелуй» вписывается в стиль Модерн или Ар-нуво (на французский манер).


Альфонс Му́ха. Грезы. Цветная литография. 1897 г. Частная коллекция

Цветочные орнаменты. Витиеватые линии. Повышенный эротизм. Нарочитая эстетика. Любимый стиль многих женщин.

Именно поэтому у «Поцелуя» больше поклонниц, нежели поклонников. Это самый женственный стиль среди всех направлений в искусстве.

Добровольный ли поцелуй?

Принято считать, что Климт изобразил влюблённых. Мужчина целует женщину в щеку. И мы понимаем, что это только любовная прелюдия. Ещё чуть-чуть, их одеяния спадут. А дальше… впрочем Климт чаще писал именно это «дальше». Но в этой картине все только начинается.

Но на самом ли деле он изобразил влюблённых? Когда я обратила внимание на позу и жесты героини, у меня возникли сомнения.


Густав Климт. Фрагмент «Поцелуя». 1908 г. Бельведер, Вена

Посмотрите, как необычно ведут себя руки девушки. Ее левая рука придерживает руку мужчины у ее щеки. Как будто делая слабую попытку ее отстранить.

Правая же рука вроде и охватывает мужчину сзади, но пальцы сильно напряжены. Как будто не решаются полноценно прикоснуться к «любимому». У мужчины такой двусмысленности в жестах нет.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Можно было бы списать такую необычную жестикуляцию на личное видение Климта. Может он считал, что именно так женщина выражает свою страсть.

Но если посмотреть на другие его работы, то сразу становится понятным: он прекрасно знал, как обнимает по-настоящему любящая или полностью отдающаяся страсти женщина.

Слева: Эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена. Посередине: фрагмент фриза «Древо жизни». 1909 г. Дворец Стокле, Брюссель. Справа: Рисунок «Обнимающаяся стоя пара». 1908 г. Музей истории города Вена.

С ногами героини тоже не все так просто. Она стоит на коленях. По сути в подчиненной позиции. Что уже никак не соответствует статусу влюблённой. К тому же стопы девушки сильно напряжены, а пальцами ног она упирается в край обрыва.


Густав Климт. Поцелуй. Деталь. 1908 г. Бельведер, Вена

Как будто в последней надежде удержаться и не сорваться. Да еще стебли вьюна как-то уж очень напоминают оковы.

Обратите внимание, что на эскизе обрыв тоже присутствует, но влюблённые на равных стоят на ее краю. И нет ощущения, что кто-то из них может сорваться.

Густав Климт. Рисунок «Обнимающаяся стоя пара», эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена

Такое ощущение, что Климт на самом деле собирался изобразить влюблённых. Но все же остановился на более неоднозначном варианте отношений.

Он – намного старше ее. Это очевидно по заострённым чертам его лица. Она – в ситуации, когда не может сказать «нет». Либо она отвечает согласием, либо ее ждёт пропасть. Отсюда – напряжение в руках и ногах и подчиненная позиция.

Для начала 20 века – вполне распространённая ситуация. Красивые бессеребреницы быстро подчинялись страсти богатых, не всегда молодых поклонников.

Почему «Поцелуй» такой целомудренный?

Всем известно, что Климт – это про ню. Очень женственное, сияющее, стильное, но все же ню. Почти на каждой его картине есть обнаженные рыжеволосые или темноволосые красавицы.


Густав Климт. Даная. 1907-1908 гг. Музей Леопольда в Вене

«Поцелуй» среди этих эпатажных работ кажется более, чем целомудренным. Хоть в детскую вешай репродукцию. Почему же?

Климта в начале 20 века обвиняли в чрезмерной откровенности и даже создании порнографии. Особо чопорные товарищи предлагали даже выдворить его из страны.

На что Климт парировал ещё одной откровенной работой «Моим критикам». Где пышнотелая девица повернулась к зрителю своей аппетитной … спиной. Правда потом мастер поменял название на «Золотые рыбки».

Густав Климт. Золотые рыбки. 1901-1902 гг. Швейцарский институт исследования искусства, Цюрих

Но все же критики сильно его донимали. Дошло до того, что с начала 20 века Климт отказался выполнять заказы на монументальные росписи в общественных местах. Предпочитая создавать картины на продажу.

Вполне возможно, что «Поцелуй» был неким отступлением от всепроникающего ню под давлением общественности.

Самое удивительное, что это картина считается главным и самым узнаваемым шедевром Климта. Вот такой парадокс. Столько откровенных, аппетитных прелестей. А самой узнаваемой стала наиболее целомудренная работа мастера.

Впрочем, никакого парадокса. За счёт того, что картина вполне тянет на статус «6+», ее смело вставляли в любой школьный учебник. Если нужно было детям рассказать об искусстве 20 века. А дети вырастали и помнили именно этот шедевр.

Подведем итог. Почему же «Поцелуй» – это шедевр.

«Поцелуй» – квинтэссенция стиля и мастерства Климта. Используемые в картине приемы не новы для художника. Наоборот, они все встречаются в других его работах. «Ковры» из цветов. Золотое одеяние героев.



Слева: Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих. Справа: Золотая Адель. 1907 г. Новая галерея в Нью-Йорке

В картине много деталей. Цветы под ногами героев, замысловатый рисунок их одеяний. Но всему этому противопоставлена и лаконичность. Почти однородный золотой фон и одиночество двух фигур.

Это не просто история о двух влюблённых, это картина о чувственном опыте вообще. Наклон головы, распожение рук и плеч превращаются в символ влечения. Если у зрителя есть опыт влюблённости или сильной эмоциональной привязанности, он сразу его вспоминает, когда смотрит на «Поцелуй».

Все вместе – повышенная эстетика, сочетание детализации и лаконичности, а также линии и формы, которые легко вызывают эмоциональный отклик у зрителя – делают «Поцелуй» шедевром.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте