Николай Диденко: Когда работал только для себя, чувствовал пустоту. Когда публика перестаёт дышать

В очередном выпуске музыкальной программы - оперный бас, лауреат премии "Грэмми" Николай Диденко. Ведущий поговорит с певцом о его артистическом становлении, о важной роли классической музыки в жизни и духовном пути Николая. В передаче будут использованы архивные видеоматериалы концертных выступлений Николая Диденко.

Сегодня у меня в гостях выдающийся оперный певец, бас, приглашенный солист Большого театра, обладатель премии «Грэмми» Николай Диденко. Николай, здравствуйте!

- Здравствуйте!

Николай Диденко - российский оперный певец, обладатель редкого баса-кантанте - лирического певучего баса. Родился в Москве в 1976 году. В пять лет начал учиться в музыкальной школе им. Стасова по классу скрипки, потом окончил Московское хоровое училище им. Свешникова. В 2003 году окончил аспирантуру в Академии хорового искусства им. Попова. С 2002 года Николай - ведущий солист театра «Новая опера» им. Колобова. В 2003-2005 годах - солист «Хьюстон Гранд Опера» в США.

С 2004 года начинается международная карьера Николая Диденко. Он представляет крупнейшее международное агентство Askonas Holt. В разные годы он сотрудничал с ведущими всемирно известными театрами, такими как Вашингтонская национальная опера, Кельнская опера, Датская королевская опера, «Нью-Йорк Сити Опера», «Опера Бастилия» и многими другими. С 2013 года является приглашенным солистом Большого театра. Важной страницей в жизни Николая является благотворительная программа «Белый пароход», бессменный руководитель которой - он сам. Данный проект проводит реабилитацию, обучает вокалу и игре на музыкальных инструментах одаренных детей с ограниченными возможностями, детей из неполных семей, детских домов и интернатов. Обо всем подробнее поговорим прямо сейчас в программе «Канон».

- Очень рад, что Вы нашли время и посетили нас. Большое Вам спасибо!

- Спасибо! Мне тоже очень приятно!

Николай, Ваш сегодняшний график составлен на месяцы вперед: Вы активный концертный гастролирующий артист. Я читал Ваше интервью и узнал, что в детстве Вы, оказывается, вообще не любили оперное пение. Как так? Сегодня это Ваш основной хлеб. Как Вы пришли в классическую музыку?

- Я вообще в классической музыке с раннего детства: в пять лет я начал обучаться в школе им. Стасова по классу скрипки, потом поступил в Московское хоровое училище им. Свешникова, в котором проучился 11 лет. Потом поступил в Академию хорового искусства им. Попова, затем окончил аспирантуру. Поэтому в классической музыке я с раннего детства, участвовал в самых разных концентрах.

- Может, как раз потому, что Вас заставляли в детстве?

- Нет, совсем нет! Я очень любил хоровое пение, любил дирижировать. Но мне не очень в детстве повезло, так как мы пели, может быть, не с самыми выдающимися оперными певцами того времени, или, может быть, на тот момент мне казалось, что это не очень эстетично и красиво. По крайней мере, у меня вызывало раздражение какое-то дребезжание, большая вибрация, которая тогда присутствовала у многих оперных артистов, и поэтому мне казалось, что это не мое.

- А когда Вы открыли для себя оперное пение?

- Когда мой первый вокальный педагог Соловьев Михаил Владимирович подарил мне пластинку Марио Ланца. Это был достаточно легкий жанр, но при этом исполненный оперным пением и совершенно потрясающим, великолепным голосом, наверное, одним из лучших в истории. Вот тогда я влюбился в это пение, влюбился в жанр!

- А вообще, на Ваш взгляд, как воспитать любовь к классической музыке?

- Нужно детям давать слушать качественную, хорошую музыку, серьезных артистов: певцов, скрипачей, виолончелистов, пианистов. Возможно, сначала нужно давать более простую музыку, чтобы ребенок воспринимал ее на уровне образов, на уровне каких-то мистических героев или сказок, чтобы это было ему интересно. То есть это зависит от того, как педагог или родитель может преподнести классическую музыку. Мне сейчас, кстати, очень нравится проект «Сказки с оркестром», в котором дети могут услышать очень красочную, потрясающую музыку - шедевры классики - именно в контексте какого-то интересного, захватывающего сюжета.

- А вообще, на Ваш взгляд, всем нужно изучать классическую музыку?

- Да, абсолютно! Классическая музыка особенно всем нужна. Потому что человек становится добрее, мудрее, начинает ценить настоящее. Классическая музыка обычно звучит вживую. Сейчас, конечно, мы уже немножко от этого отходим, но в любом случае в концертных залах ее можно услышать.

- То есть «фанеры» не бывает в классической музыке.

- Редко бывает.

- Но бывает все-таки?

- Бывает, но очень редко.

- Скорее на телевидении?

- Да. Так вот этот живой звук завораживает, он совершенно по-другому ощущается. Те звуки, которые обработаны потом в студии и доведены до совершенства, не имеют отношения к живому искусству.

Кстати, что касается звукозаписи. В этом году Вы как раз получили премию Академии звукозаписи США «Грэмми» за хоровое исполнение. Расскажите о проекте, за который Вы получили премию.

- Это был проект Варшавского филармонического оркестра и композитора Кшиштофа Пендерецкого. Он часто меня приглашает на разные проекты. Мне очень повезло: я пел его мировую премьеру, посвященную столетию Первой мировой войны. Это происходило в Брюсселе. Это было грандиозное событие! Туда съехались VIP-персоны, включая председателя Евросоюза и королеву Бельгии. Событие было потрясающее! И вот оно завершалось новым сочинением Пендерецкого. Потом решили записать это произведение и пригласили меня в Варшаву. Мы записали его с Варшавским национальным хором и Варшавским филармоническим оркестром. И вдруг совершенно неожиданно мы получили премию.

- Приятно, наверное!

- Да, было очень приятно!

- Мы хотим пожелать, чтобы премий «Грэмми» у Вас было как можно больше!

- Спасибо!

На самом деле по телевидению показывают только часть: вручение премии за рок-музыку и поп-музыку. А вообще область применения этой премии масштабная.

- Да, действительно, вручение «Грэмми» - это большой день. Он начинается в Лос-Анджелесе ранним утром и заканчивается поздним вечером. Самая главная часть - это вручение премии за поп-музыку, рэп и так далее. Эти направления собирают огромное количество звезд, поэтому прямой эфир начинается в вечернее время. А в дневное время как раз вручают премию классике, джазу и другим направлениям, которые не очень популярны в массах.

Звучит ария короля Рене из оперы «Иоланта». Композитор П. И. Чайковский, исп. Н. Диденко.

Дорогие телезрители, напоминаю вам, что сегодня гость программы «Канон» - оперный певец Николай Диденко. Николай, а что Вас сформировало как певца, как артиста? Чем вообще должен обладать оперный певец помимо голоса?

- Очень много разных факторов. Во-первых, конечно, мое образование - классическое образование в Академии хорового искусства им. Попова. Сам Виктор Сергеевич Попов - великий учитель, который не только работал с хором и прививал нам вкус и любовь к классической музыке, но и учил жить: он очень много давал советов, которые мы, его ученики, до сих пор вспоминаем. Это была какая-то школа жизни. Среди его учеников и Дмитрий Корчак - очень известный тенор, знаменитый на весь мир, и Василий Ладюк. Очень много выпускников Академии хорового искусства сейчас поют по всему миру. И все мы безумно благодарны Виктору Сергеевичу за то, что мы сейчас «в профессии».

- А Ваша семья - музыкальная, она связана с музыкой?

- Да, мой брат поет. Он - оперный певец, долгое время работал в Московском театре «Новая опера» им. Колобова. Сейчас он тоже много гастролирует.

- А родители как-то повлияли на это?

- Мама с очень хорошим голосом, но она не получила классического образования и поет больше как любитель. А что касается составляющих для того, чтобы сформировался артист, то мне очень повезло, я несколько лет проработал в театре «Ленком». Это романтическая сцена, но я работал в вокальной группе на постановках «Поминальная молитва», «Женитьба Фигаро» и «Юнона и Авось». И мне повезло работать с величайшими артистами: рядом были и Збруев, и Абдулов, и Караченцов, и Янковский, и Чурикова, и другие. Я их видел каждый день. Для меня это была сумасшедшая школа, и какие-то вещи, которые я там видел, я до сих пор несу в оперу и стараюсь применять, потому что это было наглядное пособие.

Потом я стажировался в Хьюстоне, а до этого учился в аспирантуре у знаменитого потрясающего вокального педагога Дмитрия Вдовина, который сейчас, наверное, один из самых известных преподавателей у нас в стране. Конечно, я ему тоже бесконечно благодарен за то, что он привел мой голос в ту форму, в которой он сейчас находится и с которой я сумел дальше работать и сложиться как артист.

- Вы говорите, что стажировались в Хьюстоне, а российская и западная школы различаются?

- Да, они различаются. На Западе делается много правильных акцентов, есть много нового, чего у нас здесь никогда не давали. В частности, есть акцент на языки, на правильное произношение. Мы очень скрупулезно изучали правильность фразировки, стилистику разных времен: каким звуком петь Генделя, а каким - Чайковского. Это очень важно, и для меня это была большая школа.

Еще интересная страница Вашей биографии: в юности Вы руководили детско-юношеским хором Патриаршего подворья. Расскажите об этом. Наверное, это очень ответственное дело для нежного возраста?

- Это было в 1993 году. Было очень волнительно, но вот так мне повезло. Я сначала пришел петь в храм в селе Гребнево в Подмосковье. Отец Сергий Киселев - замечательный, очень близкий мне человек - пригласил меня регентовать, потому что в том момент у хора не было регента. Мы собрали очень сильный детско-юношеский коллектив. Потом пошли конкурсы. В Польше мы получили премию за первое место и приз зрительских симпатий. Мне тогда еще было, наверное, лет семнадцать.

- И Вы всем этим руководили. Был период звездной болезни?

- Да, был такой период.

- А как перебороть эту болезнь? Какой совет Вы можете дать уже спустя годы?

- Это возрастное. У меня были хорошие друзья и брат, которые мне быстро и правильными словами указали, что я неправильно себя веду. Я сделал из этого выводы и старался вести себя скромнее. А вообще в жизни у меня было много очень удачных моментов, и я думаю, что чем более успешен человек, тем меньше у него поводов зазнаваться.

- Просто некогда на это обращать внимание?

- Перфекционизм такой.

- Да. Из-за этого у меня мало записей в YouTube, так как я ничего не хочу выставлять. Мне не нравится, и всё. У меня аллергия на свой голос.

А нам нравится! Поэтому я предлагаю нашим телезрителям прямо сейчас посмотреть отрывок Вашего выступления. Дорогие телезрители, Николай Диденко в программе «Канон».

Звучит « Vi ravviso» из оперы « La sonnambula». Композитор В. Беллини, исп. Н. Диденко.

Записала Таисия Зыкова

Оперный певец

Художественный руководитель благотворительной программы для одарённых детей-инвалидов "Белый пароход"

Николай, хочу спросить Вас как певца, что пение дает ребёнку?

Безусловно, для ребенка вокал полезен физически, потому что работают легкие. Так же как и духовые инструменты, которые тоже развивают дыхание.

Могу Вам точно сказать, что не каждое пение развивает ребенка и взрослого. У нас полно на ТВ и радио музыки, которая действует в обратную сторону. Огромное количество певиц и певцов на эстраде, у которых вообще нет голоса, они сипят, поют фальшиво, и дети подражают этому пению. Поэтому не каждое пение полезно. Эти песни не развивают ни вокально, ни умственно.

Если педагоги учат интересным красивым песням - песни Пахмутовой, Чичкова, великие шедевры классики - на этих песнях ребенок развивается, так же как и взрослые.

Я не могу сказать сейчас, что есть в последние несколько лет тенденция к ухудшению образования в этом смысле. Появились известные артисты на оперной сцене, например, Анна Нетребко… Можно по-разному относиться к Баскову, но он много исполнял классических произведений на эстраде, которые популяризировали оперную и классическую музыку, классический вокал. Вот в 90-е годы действительно был полный провал. А сейчас, мне кажется, какой-то интерес молодежи возвращается к серьезному искусству. И интересно, что сейчас много молодежи в концертных залах. Это тоже очень приятно, ведь билеты сейчас не дешевые. Люди находят какие-то средства, чтобы ходить, слушать, приобщаться к искусству живого звука.

Спасибо. Следующий вопрос я хотела задать такой: если ребенок не станет музыкантом или певцом, нужно ли ему знать о Бахе, Моцарте, нужна ли ему классическая музыка?

Думаю, что конечно, нужна. Помимо просто интеллигентности и образованности это дает развитие эстетического вкуса у ребенка. Музыка базируется на эмоциях, контрастах, и если педагог умеет объяснить эту музыку, научить понимать, то это развивает эстетический вкус, но и общий кругозор и все вообще мышление, всего ребенка. Ведь можно целые сказки сочинять под Моцарта. Там есть и злые герои, и добрые, и борьба, и финал. Если педагог умеет это красиво объяснить и умеет правильно преподнести эту музыку, это развивает. На мой взгляд, это категорически необходимо каждому ребёнку.

Спасибо. Вы говорили о своем благотворительном проекте. Можете ли Вы подробнее рассказать, что это за проект, и с какой целью Вы его осуществляете?

Проект «Белый пароход» был создан 6 лет назад на Дальнем Востоке. Попал я туда совершенно случайно, приехал по просьбе московского фонда «Мир искусства» послушать детей из неблагополучных семей, детей с ограниченными возможностями, детей сирот. И отобрать из них самых талантливых для участия в московских проектах. В частности это хор ЮНЕСКО, который дает концерты в Москве и за рубежом. И так получилось, что я познакомился на Дальнем Востоке с Хабаровским благотворительным фондом АРИДИ и вместе пришла мысль создать благотворительный проект. На великой реке Амур курсирует последний теплоход «Василий Поярков», и нам удалось договориться о ежегодной аренде этого теплохода и проведении благотворительного фестиваля каждый август на данном теплоходе.

Мы проводим отборочные туры по всему Дальнему Востоку, в детских домах, музыкальных школах, через Министерство социальной защиты. Ведем поиск детей, у которых есть интерес к музыке. Наличие слуха обязательно, какие-то элементарные навыки должны быть. И приглашаем сильнейших педагогов Москвы, они на этом теплоходе в течение 2-х недель занимаются с этими детьми, мы готовим интересную программу. Там есть и народники и эстрадники, в основном вокалисты. И в конце фестиваля даём гала-концерт. Либо в хабаровском зале, либо в зале Комсомольске-на-Амуре. И на этот концерт мы приглашаем детей, учителей разных школ, и пытаемся объяснить и показать, на какой музыке лучше развивать детей. Также я и другие педагоги даем мастер-классы по Дальнему Востоку, рассказываем педагогам, по какой системе нам преподавали, каким образом сейчас лучше развивать ребенка, развивать его творческое мышление и его вокальные данные. Так что проект довольно широкий, им занимается Академия хорового искусства им. Попова. Педагоги в основном - это педагоги Академии.

Возможно в этом году первого июня получится привезти наших детей с Дальнего Востока, которые участвовали несколько лет в нашей программе, чтобы они пели в Москве вместе с Академией хорового искусства. Таким образом мы стараемся развивать это. Большое количество детей поступило в разные учебные заведения. Ребята, которых мы вели несколько лет, поступили в училища, многие дети после участия в проекте пошли в музыкальные школы и сейчас занимаются музыкой. Пусть это будет для общего развития, но в любом случае интерес к музыке, вокалу проснулся очень большой.

Это замечательно. Я Вам желаю успехов. Наше время - это время технических прорывов, и американский социолог Ричард Флорида говорит: «Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки». Как вы прокомментируете такое высказывание?

Я знаком с одной женщиной, она долгое время работала в НАСА, Американском космическом центре. В этом центре сотрудничают космонавты разных стран, они должны как-то между собой общаться. И эта женщина разработала очень быстрый способ выучивания языка. Он основан на научном методе: выучивание языка на нотах с помощью мелодий. Оказывается, что просто так слово запомнить сложно. Гораздо проще запомнить его с каким-нибудь мелодическим рисунком. И таким образом не только элементарные фразы, но и сложные профессиональные термины, если они связаны с какой-то мелодической линией, они учатся в несколько раз быстрее, запоминаются практически с первого раза. Это одно из подтверждений, каким образом музыка может влиять и на науку и на научное развитие.

Что вы хотели бы пожелать родителям, тем, кто будет читать Ваше интервью?

Во-первых, я хорошо понимаю, что музыкальные школы все платные, но я бы порекомендовал всем родителям найти хоть какие-то небольшие деньги на то, чтобы ребенок обучался какому-то инструменту и был все равно рядом с музыкой. Не только потому, что это развивает ребенка. Это занимает свободное время, которое ребенок может в некоторых случаях потратить на какие-то уличные разборки, алкоголь, наркотики и так далее.

Во-вторых, призываю всех слушать музыку, которая развивает. Это может быть и эстрадная музыка, это может быть джаз. Но это должна быть качественная музыка хороших исполнителей, музыкантов с настоящими голосами, по-настоящему профессионально владеющих инструментами. Если это человек, далекий от музыки, как у нас есть один эстрадный певец, который по телевизору гордо сообщал всем, что «я не профессионал, я нот вообще не знаю, но сочиняю» - гордиться здесь особенно нечем. Профессионализм важен везде.

Поэтому не на вот таких людей равняться и слушать их музыку, а действительно профессиональных музыкантов. Я опять же повторяю, что они есть и в эстраде и в любом музыкальном направлении. Поэтому слушайте настоящую качественную музыку, слушайте шедевры классической и эстрадной музыки, развивайтесь и пойте хорошую музыку.

Николай Диденко родился 1 марта 1976 года в городе Москва. В 1982 году начал учиться в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова. В том же году поступил в музыкальную школу им. В. В. Стасова по классу скрипки. С 1996 года продолжил образование в Академии хорового искусства им. В.Попова, в 2003 году там же окончил аспирантуру. Учился у одного из выдающихся педагогов по вокалу Дмитрия Вдовина.

Выступал с Академическим хором мальчиков под управлением Виктора Попова. В конце 90-х работал как хоровой дирижер, регент, и вместе с детско-юношеским хором Патриаршего подворья неоднократно завоевывал первые места на хоровых фестивалях духовной музыки. Годы спустя Николай неоднократно поднимался на одну сцену вместе со знаменитыми хоровыми капеллами в качестве солиста - в частности, с хором Сретенского мужского монастыря.

С 2002 по 2003 год - ведущий солист театра «Новая Опера», исполнял партии в «Евгении Онегине», «Моцарте и Сальери», «Реквием».

2003-2005- солист Houston Grand Opera, США, исполнил партии в спектаклях «Турандот», «Севильский цирюльник», «Волшебная флейта», «Тоска», «Юлий Цезарь».

С 2004 года Николая Диденко представляет крупнейшее международное агентство «Асконас Холт», Англия. С этого момента начинается международная карьера Николая Диденко.

В разные годы он сотрудничал с Вашингтонской национальной оперой, Кельнской оперой, Датской Королевской оперой, Нью-Йорк Сити Опера, Опера Бастилия (Париж) и другими всемирно известными оперными театрами.

С марта 2013 года Николай Диденко - приглашённый солист Большого театра в опере В. Беллини «Сомнамбула».

Николай Диденко исполнил партии в операх «Моцарт и Сальери», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Тоска», «Юлий Цезарь», «Мадам Баттерфляй», «Севильский Цирюльник», «Турандот», «Волшебная Флейта», «Маленький принц», «Трубадур», «Идоменей», «Ромео и Джулиетта», «Золушка», «Троянцы», «Милосердие Тита», «Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Богема», «Сомнамбула», «Капулетти и Монтекки», «Аида», «Норма», «Турок в Италии», «Фальстаф», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Дон Жуан», «Борис Годунов», мировую премьеру оперы «Лисистрата» и участвовал в концертах исполняя Маленькую Торжественную мессу и «Стабат Матер» Россини; «Раёк», 13 и 14 симфонии Шостаковича, 8 симфонию Малера, Реквием и мессы Моцарта, «Стабат Матер» Дворжака, Реквием Верди.

С 2004 года Николай Диденко является бессменным художественным руководителем благотворительной программы «Белый пароход». Это программа музыкальной реабилитации, обучения вокалу, игре на музыкальных инструментах, работе в хоре для музыкально одаренных детей с ограниченными возможностями, детей из неполных семей, детских домов и интернатов. Возникла на Дальнем Востоке в Хабаровском крае, с годами приобрела всероссийский размах.

За годы существования «Белого парохода» его воспитанники и выпускники получили музыкальное образование в таких ведущих учебных заведениях России как Хоровое училище им. Свешникова, Академия хорового искусства им. В.Попова, ГМУЭДИ, РАМ им. Гнесиных и др., принимали участие в престижных детских и юношеских конкурсах, участвовали в Дельфийских играх, в детском Евровидении, и, главное, обрели новые семьи, опекунов и получили возможность изменить свою прежнюю жизнь.

Проект поддерживается Академией хорового искусства имени В.Попова и благотворительным фондом «АРИДИ». Среди тех, кто поддерживает и тепло отзывается о «Белом пароходе», - композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов.

«Белый пароход» под руководством Николая Диденко с лета 2004 года провел несколько рейсов по Амуру, круиз по Волге, давал концерты как в Хабаровском крае, так и в Москве. Летом 2013 года по мере возобновления рейсов теплохода «Василий Поярков» на Дальнем Востоке Николай Диденко вместе со своими воспитанниками вновь отправился в музыкальный круиз по Амуру. С 2014 года с прекращением пассажирской навигации проект стал сухопутным детским оздоровительным лагерем.

В разные годы сотрудничал со знаменитыми певцами современности: Рамоном Варгасом, Рене Флеминг, Николаем Гяуровым, Миреллой Френи, Эдитой Груберовой, Федерикой Фон-Штаде, Владимиром Галузиным, Марией Гулегиной, Джун Андерсон, Брин Терфилем, Матти Сальминеном, Массимо Джордано, Лорой Клейкомб и др.; под управлением дирижёров Антониелло Аллеманди, Патрика Саммерса, Эдоардо Мюллера, Нелло Санти, Марко Армильято, Владимира Федосеева, Владимира Спивакова, Рудольфа Баршая, Михаила Плетнёва, Геннадия Рождественского и др.

В феврале 2017 хоровая запись Penderecki Conducts Penderecki, Volume 1 с участием артиста номинирована и получила премию Грэмми. Но поскольку в категории "Лучшее хоровое исполнение" приз вручается только дирижерам хора и оркестра, Диденко не является обладателем премии "Грэмми".

СССР Россия Россия

Никола́й Алексе́евич Диде́нко (род. 1 марта , Москва , РСФСР , СССР) - российский оперный певец, бас. Обладатель редкого basso cantante - лирического «певучего» баса .

Биография

Николай Диденко родился 1 марта 1976 года в Москве .

В 1982 году начал учиться в Московском хоровом училище им. А. В. Свешникова . В том же году поступил в музыкальную школу им. В. В. Стасова по классу скрипки . С 1996 года продолжил образование в Академии хорового искусства им. В.Попова , в 2003 году там же окончил аспирантуру (класс профессора Дмитрия Вдовина ).

Выступал с хором мальчиков московского хорового училища им.Свешникова под управлением Виктора Попова . В конце 90-х работал как хоровой дирижер, регент, и вместе с детско-юношеским хором Патриаршего подворья неоднократно завоевывал первые места на хоровых фестивалях духовной музыки. Годы спустя Николай неоднократно поднимался на одну сцену вместе со знаменитыми хоровыми капеллами в качестве солиста - в частности, с хором Сретенского мужского монастыря.

Семья

  • Брат - Диденко, Олег Алексеевич (13.01.1975) - оперный певец, бас, солист театра «Новая опера».

Творчество

С 2002 по 2003 год - ведущий солист театра «Новая Опера », исполнял партии в операх «Евгений Онегин» (Князь Гремин), «Моцарт и Сальери» (Сальери), исполнял «Реквием» Дж. Верди .

С 2004 года Николая Диденко представляет крупнейшее международное агентство «Асконас Холт» (Англия).

В разные годы он сотрудничал с Хьюстонской Гранд Опера , Вашингтонской национальной оперой , Кельнской оперой , Датской Королевской оперой, Нью-Йорк Сити Опера, Опера Бастилия (Париж), Театром Лисеу (Барселона), Опера Бильбао и другими всемирно известными оперными театрами .

С марта 2013 года Николай Диденко - приглашённый солист Большого театра .

Исполнил партии в операх «Моцарт и Сальери», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Севильский Цирюльник», «Волшебная Флейта», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Троянцы», «Милосердие Тита», «Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Богема», «Сомнамбула», «Капулетти и Монтекки», «Аида», «Норма», «Турок в Италии», «Фальстаф», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Дон Жуан», «Борис Годунов» и др., участвовал в концертах, исполняя Маленькую Торжественную мессу и «Стабат Матер» Россини; «Антиформалистический раёк», 13 и 14 симфонии Шостаковича, 8 симфонию Малера, Реквием и мессы Моцарта, «Стабат Матер» Дворжака, Реквием Верди и др. под управлением дирижёров Антонелло Аллеманди , Патрика Саммерса , Эдоардо Мюллера, Энрике Маццоола, Нелло Санти, Марко Армильято, Владимира Федосеева , Владимира Спивакова , Рудольфа Баршая , Михаила Плетнёва , Геннадия Рождественского, Василия Синайского, Александра Анисимова и др.

Участвовал в оперных постановках и концертах со знаменитыми певцами современности: Рамоном Варгас , Рене Флеминг , Николаем Гяуровым , Миреллой Френи , Эдитой Груберовой , Федерикой Фон-Штаде, Владимиром Галузиным , Марией Гулегиной , Джун Андерсон, Брин Терфелем , Матти Салминеном , Массимо Джордано, Лорой Клейкомб и др.

Благотворительная деятельность

С 2005 года Николай Диденко является художественным руководителем благотворительной программы «Белый пароход. Поющие реки России», направленной на творческое развитие и реабилитацию музыкально одарённых детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из социально неблагополучных, неполных, многодетных, малообеспеченных семей. Программа была создана председателем правления благотворительного фонда ХКБФ "АРИДИ" (Хабаровский край) Ириной Юрьевской и Николаем Диденко на базе единственного на Амуре пассажирского теплохода "Василий Поярков". С годами при участии и поддержке Академии хорового искусства им. В.С.Попова приобрела всероссийский размах.

За годы существования «Белого парохода» его воспитанники и выпускники получают музыкальное образование в таких ведущих учебных заведениях России как Хоровое училище им. Свешникова , Академия хорового искусства им. В.Попова, ГМУЭДИ, РАМ им. Гнесиных и др., принимали участие в престижных детских и юношеских конкурсах, участвовали в Дельфийских играх , в детском Евровидении , и, главное, обрели новые семьи, опекунов и получили возможность изменить свою прежнюю жизнь . С 2011 года с проектом сотрудничают композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов .

Напишите отзыв о статье "Диденко, Николай Алексеевич"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Диденко, Николай Алексеевич

– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.
– Да, да, – смеясь отвечали голоса.
– Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай.
Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.

Гвардии старший лейтенант Н. М. Диденко совершил 283 успешных боевых вылета. Проведя 34 воздушных боя, лично сбил 10 самолётов и потопил 2 шхуны противника. 5 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Николай Диденко родился 5 Декабря 1921 года в посёлке Прохладный, ныне город в Кабардино - Балкарии, в семье крестьянина. Образование получил незаконченное среднее, окончил аэроклуб в Нальчике. С 1938 года в рядах Военно - Морского Флота. В 1941 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Октября 1941 года, воевал в Заполярье, в эскадрилье Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова (78-й истребительный авиационный полк, ВВС Северного флота).

К Июлю 1944 года заместитель командира эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка (6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного флота) Гвардии старший лейтенант Н. М. Диденко совершил 283 успешных боевых вылета. Проведя 34 воздушных боя, лично сбил 10 самолётов и потопил 2 шхуны противника. 5 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны Николай Диденко совершил 378 успешных боевых вылетов и довёл общий счёт своих побед до 17. Справедливости ради, следует отметить что по официальным архивным документам боевых потерь Люфтваффе подтверждаются только 7 его личных побед.

После войны Николай Матвеевич продолжал служить в ВВС, командовал частями и соединениями. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1971 года Генерал - Майор авиации Н. М. Диденко - в запасе. Работал в совете по туризму и экскурсиям Кабардино - Балкарской АССР. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды), медалями.

2 Февраля 1975 года Николай Матвеевич Диденко погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в городе Нальчик. Бюст Героя установлен на территории музея авиации Северного Флота. Его имя присвоено тяжёлому истребителю - перехватчику МиГ-31 из состава 174-го Гвардейского истребительного авиационного полка.