Как узнать онлайн есть ли слух? Не нужно непременно стремиться определить, есть ли музыкальные способности, нужно просто заниматься с малышом музыкой с рождения

Как определить музыкальные способности ребенка?

Часто, перед тем как повести своего ребёнка на занятия музыкой, родителей волнуют примерно такие вопросы:

«Как узнать, есть ли у ребенка склонность к музыке?»

«Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?»

«Достаточно ли развиты способности моего ребенка, чтобы учиться музыке?» и другие.

В этой статье мы обсудим пять наиболее актуальных вопросов, связанных с определением музыкальных способностей ребенка. Ответы на эти вопросы помогут родителям сделать правильный выбор – отдавать ли ребенка учиться музыке или нет.

Вопрос 1: Как определить склонность ребенка к музыке?

Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

  • Беседа с ребенком
  • Определение общей музыкальности ребенка
  • Тестирование музыкальных способностей

Как определить музыкальность ребенка в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также различные способы тестирования музыкальных способностей, мы подробно рассмотрим чуть позже. Сейчас, я хочу обратить ваше внимание на первый способ.

Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а возвращаться к нужной вам теме время от времени.

Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.

1) Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте критических выводов! Возможно, ваш ребенок – интроверт, и глубокие чувства, которые его переполняют, просто не проявляются «снаружи». Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит ни только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить – возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

Итак, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству. Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Помните, для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя). Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь и танцевать; он не только с удовольствием споет, но и танцевать при этом начнет. У вас есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой, и он сможет достигнуть определенных успехов.

Вопрос 2: Как определить наличие музыкальных способностей в раннем детстве?

Наблюдая за ребенком (или вспомнив, каким он был в этом возрасте), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

  • повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
  • явное проявление интереса к звучанию музыки,
  • яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке),
  • малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

Некоторое время назад, ученые проводили специальное исследование с малышами в возрасте до одного года – с помощью несложных тестов они выяснили, что большинство детей, якобы, с рождения обладает «абсолютным» музыкальным слухом. Этот факт подтверждает мнение, что все люди обладают примерно одинаковыми способностями (в том числе и музыкальными), и только уровень развития этих способностей у всех разный.

Этот факт позволяет также сделать следующий вывод: само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той или иной сфере деятельности. Можно обладать развитыми от рождения музыкальными способностями – красивым, сильным голосом, абсолютным слухом, и при этом ненавидеть музыку. Любое образование, в том числе и музыкальное, для того и существует, чтобы развивать необходимые способности в своей сфере и давать определенные знания. Что же тогда важно для достижения успеха? Важен интерес, склонность человека к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.

Вопрос 3: Как определить склонность к музыке у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте?

В этом возрасте применимы все три способа – беседа с ребенком, тестирование (мы поговорим о нем чуть позже), и определение общей музыкальности ребенка.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?

1) Сохранение интереса к музыке , проявленного еще в раннем детстве. Если ваш ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.

Следует помнить, что воспитание ребенка играет большую роль в этом вопросе, но не главную. Если ребенок музыкален от природы – он проявит это, неважно, занимались вы с ним музыкой или нет. Если от природы у него нет склонности, «тяги» к искусству, вы можете «расшибить себе лоб», но только разовьете в ребенке отвращение к музыке. Все что вы можете – помочь ребенку раскрыть свою музыкальность, дать ему возможность проявить себя. Если ребенок проявил интерес к музыке в раннем детстве, но родители не обратили на это внимание, интерес ребенка, скорее всего, угаснет. Но это может произойти и в том случае, если вы усиленно занимались с ребенком – пели и разучивали песенки, слушали музыку, играли на детских музыкальных инструментах. Что поделать, человеческая природа – сложная и непредсказуемая вещь!

2) Ваш ребенок легко и на долго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет , любит «сочинять» . Реже – сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта. Во всяком случае, все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ваш ребенок любит выступать на публике , любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина . У него хорошее воображение , он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.

Вопрос 4: Есть ли у ребенка музыкальный слух?

Существует ряд традиционных тестов , для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти. Подобные тесты обычно проводят на собеседовании, когда принимают ребенка в музыкальную школу. Эти тесты очень простые, но для их выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и навыков у родителей, и, в ряде случаев, наличие фортепиано.

Тест 1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха , способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется – не переживайте, понять эти вещи не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения.

Тест 3. Спойте ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросите ребенка повторить. Затем спойте ноту Ля первой октавы и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, спойте ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой – Ре первой октавы. Попробуйте разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно, что бы вы пели сами, без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном. Дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу. Если же у вас не получается, и вам трудно точно попасть в ноту, лучше, конечно же, использовать фортепиано. Не используйте детские музыкальные инструменты – дудочки, ксилофоны, детские синтезаторы и прочие.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:

Тест 5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют вам проверить:

  • музыкальный слух ребенка,
  • музыкальную память,
  • «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
  • диапазон голоса ребенка,
  • может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).

Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Бывают, конечно, и исключения, так называемые «гудошники». Эти дети могут петь в очень узком диапазоне, совершенно не интонируют и не могут понять даже общее направление мелодии. На самом деле, таких детей достаточно много, но в музыкальных учреждениях умеют работать с ними и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня (кроме того, неспособность к пению не мешает им быть талантливыми пианистами или трубачами ).

Вопрос 5: Как определить чувство ритма?

Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также используют в музыкальных учреждениях во время вступительной беседы с ребенком.

Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности. Например, такие:

Тест 2. Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».

Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной детской музыки, например, «Летки-Енки».

Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает гарантии того, что через месяц ему не надоест.

Выводы:

1) Родители легко могут определить склонность ребенка к музыке, наличие музыкальных способностей и уровень их развития вышеперечисленными способами.

2) Развитые музыкальные способности, такие как музыкальный слух или чувство ритма, не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет (не важно, на профессиональном уровне или любительском).

3) Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным» . Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности и у него появиться интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у ребенка нет способностей и склонности к музыке.


С давних времен считается, что наличие у человека музыкального слуха - дар божий. Ученые объясняют это понятие, способностью распознавать ноты, воспринимать звуки и воспроизводить их с помощью голоса. Существует два основных вида музыкального слуха: абсолютный и относительный.Абсолютным музыкальным слухом природа одаривает с рождения. Обладавшие им люди, могут с легкостью повторить любой музыкальный фрагмент.Относительный слух можно постепенно развить, занимаясь музыкой.

Для того чтобы выявить в себе наличие музыкального слуха, необязательно обращаться к музыкантам. Самый простой способ, как проверить музыкальный слух - это попробовать максимально точно повторить услышанную мелодию, стараясь при этом воспроизвести ритм. Даже если с первого раза повторить не удалось - это еще не значит, что музыкальный слух отсутствует. Это может быть следствием нарушений координации в работе слухового или голосового аппарата. В этом случае, развить музыкальный слух можно при помощи специальных упражнений.

Итак, как развить слух? Существует много способов. Можно чаще петь с аккомпаниатором, пытаться петь двухголосные мелодии, петь одни и те же мелодии в разных тонах или петь гамму вверх-вниз. Хорошо помогает развить слух пение в составе хора, особенно если это партии вторых голосов.

Выявив в себе наличие музыкального слуха, многие задаются вопросом, как улучшить слух. Во-первых, можно тренировать музыкальный слух с помощью специальных онлайн – программ. Нужно стараться своим голосом дублировать песни. Вслушиваясь в мелодию можно попробовать распределить её на звуки любого музыкального инструмента, например гитары.

Гитара - самый распространенный и удобный, для домашнего использования, музыкальный инструмент. Если дома есть гитара, и с помощью упражнений все таки удалось вытянуть свое ухо из под медведя, нужно знать, как настроить гитару на слух.

Для этого нужно: настроить первую струну, которая отвечает ноте «Ми», вторую струну нужно настраивать, прижав на пятом ладу. Настраивание длится до достижения такого же звучания как у первой струны. Третья струна прижимается на четвертом ладу,и должна соответствовать по тональности, открытой второй струне. Четвертая струна прижимается на пятом ладу, и должна соответствовать по тональности, открытой третьей струне. Пятая струна прижимается на пятом ладу, и должна соответствовать по тональности, открытой четвертой струне. Шестая струна прижимается на пятом ладу и должна соответствовать по тональности, открытой пятой струне.

Для того чтобы легче было настраивать гитару, звучание струн можно скачать. Еще более упростит настройку специальная программа – тюнер. Самая удобная в использовании программа AP Guitar Tuner 1.02. Её легко можно скачать в интернете. С помощью этих программ, прилагая минимум усилий, можно добиться идеальной настройки гитары, которой удивятся даже опытные музыканты.

Диагностика музыкальных способностей ваших детей

Как выявить музыкальные способности у ребенка и нужно ли их выявлять вообще? Как не ошибиться в диагностике способностей? Действительно ли нужно выявлять способности как можно раньше, чтобы было больше шансов успешно их развить?

Надо сказать, что не только родители юных дарований, но и специалисты-музыканты вкупе со специалистами-психологами пока так и не определили точных критериев музыкальных способностей и наилучших методов их выявления.

Уже 150 лет продолжаются дискуссии и обмен мнениями, но тема эта актуальна до сих пор. Насколько индивидуальны и уникальны творческие способности каждого человека, настолько индивидуальны и критерии оценки этих способностей у каждого отдельно взятого экзаменатора или исследователя.

Поэтому оставим это безнадежное дело на откуп ученым, а сами займемся практикой. Ведь кто лучше нас с вами знает наших детей? Только МЫ, "самая строгая мать " (реже отец), можем точно определить, насколько музыкален и талантлив наш ребенок, и на каком инструменте ему играть. Никакие ученые методики нам не помеха.

Ребенок узнает знакомые мелодии,

Ребенок различает звуки по высоте:
("птичка поет высоким голосом, а медведь ревет низким ", " у мамы голос выше, чем у папы, а у маленькой дочки выше, чем у папы и у мамы " и т. д.)


- Самостоятельно или вместе со взрослым подпевает повторяющиеся фразы песен и музыкальных пьес.

Поет в темпе и ритме предлагаемой мелодии, не опережая и не отставая от поющего рядом взрослого (или артиста "в телевизоре").

Во время пения отчетливо произносит слова. Поет ровно и без напряжения. Песню начинает и заканчивает вовремя, без спешки или отставания;

Ребенок ритмично хлопает, топает или делает другие движения под музыку;

Ребенок различает по звучанию знакомые ему музыкальные инструменты. Например, может отличить звук фортепиано от звука скрипки или какого-либо другого музыкального инструмента;

Ребенок способен распознавать какие музыкальные инструменты были использованы для проигрывания той или иной мелодии;

Способен определить жанр прослушанного музыкального произведения (песня, танец, марш);


- И все же ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю.Б.Алиев, исследователь современных проблем музыкального воспитания детей, считает

Само по себе понятие «Музыкальный слух» нужно рассматривать, как способность быстро улавливать, опознавать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки. Для того, чтобы искусственно развить музыкальный слух понадобится применение систематизированных методов, при помощи которых можно достичь максимального результата.

При правильной и качественной проверке музыкального слуха можно выявить потенциальные способности, которые в дальнейшем можно развивать как у детей, так и у взрослых.

Когда лучше всего провести диагностику музыкального слуха

По большому счету – в любое время, в любом возрасте. У некоторых специалистов бытует мнение о том, что мы обретаем музыкальный слух на генетическом уровне, хотя это является правдой только наполовину. Чтобы добиться музыкальных высот и стать профессиональным музыкантом каких-то особенных одаренностей не требуется. Ведь имея в наличии даже некоторые «зачатки» музыкальных способностей можно надеяться на получение в дальнейшем высокого результата при регулярных занятиях. Такие занятия можно сравнить со спортивными тренировками. Занимаешься – получаешь результат.

Как проходит проверка музыкального слуха

Такую проверку обязательно должен проводить профессиональный музыкальный педагог, или музыкант-специалист с педагогическим образованием. Учитель музыкальной школы – самый оптимальный вариант. Проверка проходит в несколько этапов. После чего можно сделать некоторые выводы. Каждый преподаватель знает о волнении человека на экзамене и обязательно учитывает этот факт при проверке желающего заниматься музыкой. Ведь его ответ может стать неким «приговором» для «испытуемого». Он может не справляться с поставленными задачами даже из-за обычного волнения или стеснительности. Слух проверяют по трем основным критериям:

  • Наличие чувства ритма;
  • Чистое интонирование голосом (пропевание звуков);
  • Музыкальная память.

Проверка ритмического слуха

Чувство ритма обычно проверяют таким образом: преподаватель стучит по столу или хлопает в ладоши определенный ритм (чаще всего это знакомые ритмы из песен), после чего предлагает повторить его испытуемому. При точном повторении ритма можно говорить о наличии чувства ритма (ритмического слуха).

Далее ритмические рисунки немного усложняются. Именно во время усложнения простых ритмов выявляется наличие чувства ритма. Ведь именно чувство ритма, во время проверки наличия музыкального слуха, является главным и точным критерием последующей оценки.

Чистота интонирования

Это не самый главный критерий для оценки музыкальных способностей, но очень главная процедура. Ее проходят все кандидаты на звание «слухач». Для такой проверки преподаватель напевает или наигрывает знакомую мелодию, а испытуемый ее повторяет. Таким образом, выявляется чистота голоса и возможная перспектива для занятий вокалом. Тембровая красота голоса проверяется только у взрослых.

Если ребенок имеет не очень сильный, чистый голос, но чувство ритмического слуха у него в норме, он свободно сможет заниматься обучением на музыкальном инструменте. Не стоит путать с проверкой вокальных данных, это совсем другое. Здесь имеет значение только музыкальный слух. И самое главное, если испытуемый совсем не поет или поет «грязно» — это вовсе не значит, что слуха у него тоже нет.

Угадывание музыкальных звуков

Самое интересное. Проверяемый поворачивается спиной к фортепиано, а преподаватель нажимает любую клавишу. После этого испытуемый должен ее найти, основываясь на своих ощущениях и музыкальной памяти. В основном нажимаются ноты в середине клавиатуры (средний регистр), но при хороших результатах учитель может нажимать и достаточно низкие и достаточно высокие звуки на клавиатуре. Потенциальный «слухач» обязательно сможет найти эти звуки.

Вот таким нехитрым способом можно проверить человека на наличие музыкального слуха. Такую проверку проходят все без исключения желающие заниматься в музыкальной школе. Так что зная это, вы сможете дома самостоятельно потренироваться, после чего смело идти на проверку в музыкальную школу!

Часто мы задаем себе вопрос: «Есть ли у меня слух»? Заглядывая в голубые экраны телевизоров, мы видим разнообразные вокальные конкурсы. И иногда победители этих конкурсов не имеют даже музыкального образования, просто у них есть слух и голос, а остальное прилагается.

Обычно считают бездарными музыкально тех людей, которые не могут отличить фальшивую ноту от настоящей. Тех, кто не может подобрать мелодию на слух. Самое первое, напойте любую мелодию на диктофон и попросите прослушать пару друзей. Ваши друзья должны быть предельно честными. Если они скажут, что вы «не попадаете» в ноты, то скорее всего у вас нет слуха. Но это не беда. Помните, что слух всегда можно развить.

Следующий шаг – это пойти к профессионалу. Этот человек должен сам петь и играть. Именно он может дать вам первые ответы на вопросы и помочь понять, над чем именно нужно работать, что бы развить слух.

Большая проблема в том, что слух нужен для того, чтобы играть на музыкальных инструментах. Вам просто необходимо будет слышать, где вы играете правильно, а где ошибаетесь.

Определяем, есть ли слух

На сегодняшний момент существует несколько способов проверить, есть ли музыкальный слух или нет.

  • Попросите человека, умеющего играть на фортепиано, сыграть вам одну ноту. При этом вы не видите, какую именно клавишу играл человек. Запомните на слух эту ноту. После самостоятельно надавливая клавиши фортепиано, отыщите эту клавишу. Если у вас получилось отыскать ту же самую ноту, значит, у вас есть слух.
  • Как проверить есть ли слух у ребенка? У детей проверяют наличие слуха при помощи хлопанья в ладоши. Прохлопайте мелодию в ладоши, только не самую простую, и попросите ребенка ее повторить.
  • Возьмите в руки карандаш или ручку. Ваш знакомый должен выстукивать любой ритм с интервалом от пяти до восьми секунд. Вы должны повторить этот ритм с большой точностью. Паузы и длительность должны быть такими же.

Как узнать есть ли слух, более точным способом?

Если вы уже можете сами играть на фортепиано, то вам подойдет «музыкальная контрольная». Вам играют поочередно один звук за другим в той октаве, где вам удобно петь. А вы должны «попасть» в унисон тем звукам, которые слышите.

После заданий, которые описаны выше, вы можете усложнить себе задачу. Вам играют ноты, а вы должны их записывать в нотную тетрадь. Это наиболее четкий способ определить степень развитости вашего слуха. Но не переживайте, со временем в вашей тетради не будет ни одной ошибки.

Самое главное - не расстраиваться, есть ли музыкальный слух сейчас у вас не идеальный.

Всегда занимайтесь над своим усовершенствованием. Вы всегда должны помнить, что почти все звезды вокала развивали свои способности долгим и упорным трудом.