Неожиданная реальность: как живут цыганские миллионеры Румынии

Вашему вниманию предлагаются несколько заметок международных вещателей о цыганах и их истории из Румынии, Испании, Болгарии и Франции. Румыния и Испания – две страны с очень известными в мире цыганскими общинами. Цыгане Румынии - это и самая большая, по неофициальным данным, цыганская община в Европе. В свою очередь, цыгане Испании – это, по неофициальным данным, третья по численности цыганская община континента, пропускающая вперед, кроме Румынии, только цыганскую общину Болгарии. Также в «Информации о теме» мы приводим статистическую справку «Где больше всего в Европе живет цыган».

В аудиофайле №1 вы можете послушать приведенную и в тексте этого обзора русскую программу Radio Exterior de España об испанских цыганах, а в аудиофайле №2 фрагмент русской передачи «Международного Французского Радио РФИ» на ту же тему.

  • аудио файл №1
  • аудио файл №2

На иллюстрации флаг всех цыган, принятый Всемирным конгрессом рома в 1971 году. Флаг несет чакру (колесо), символизирующую индоарийское происхождение цыган и их кочевую жизнь. Синий цвет на флаге символизирует небо, а зеленый - поле.

Цыгане в румынской истории

Ромеи, румыны и рома

«Интер-радио Румынии» в одной из своих русских программ от 11 февраля 2008 года о происхождении румын (доступной на нашем сайте ) указывало, касаясь и вопроса самоназвания цыган- мы приводим несколько выдержек из разных мест передачи:

«Судя по всему, у византийских греков возникли проблемы с румынами из-за использования этнонима «румын», так как византийцы сами считали себя потомками римлян и называли себя «ромеями». Между этими двумя названиями существовала настоящая конкуренция. Греки не могли допустить, что население, основным занятием которого было пастушество, имело такое же происхождение, составляя им конкуренцию.

Даже часть цыган называет себя «рома», потому что на своём пути при переселении в Центральную Европу и на север Дуная они жили некоторое время на территории Византийской империи и считались гражданами Византии, то есть Нового Рима. Иными словами, пути происхождения всех этих названий ведут в Рим, сколь бы запутанными бы эти пути ни были.

В Средние века слово «румын» (rumân) означало «крепостной». (Румынами на нынешних румынских территориях, находившихся в зависимом положении от Османской империи и частью от империи Габсбургов, в то время называли зависимых крестьян, которые составляли подавляющее большинство населения. Прим. сайт). В летописях и документах бояр обозначали отдельно, словом «бойер» (boier; мн.ч. boieri). Т.е. этот первоначальный этноним, то есть название народа, получил социальный смысл. Нет никаких сомнений в том, что слово «румын» происходит от слова «Рома», то есть Рим, законы лингвистики это доказывают совершенно точно, так как в румынском языке латинский звук «о» переходит в «u» («у»). Но каким образом этноним превратился в социальный термин сказать трудно».

Если статус самих румынских крестьян был низок, то статус цыган в старой Румынии был поистине скандальным. Хотя все - и румыны, и рома, носили гордое «римское имя».

Вот как описывало положение цыган в контексте румынской истории бухарестское иновещание 14/11/2005:

«В современном сознании слова “раб” и “рабство” ассоциируются с рабовладельческими отношениями в древнем мире или с использованием африканских невольников на плантациях Нового Света в 16 -19 вв.

Но рабство было распространено на всех континентах и существовало в той или иной форме во все времена, вплоть до середины 19 века. Румынские княжества Молдавия и Валахия не были исключением. Цыгане, жившие на территории княжеств - а именно о цыганах пойдет речь в нашей программе - были рабами государства, церкви и частных лиц на протяжении 600 лет. Отмена рабства цыган в середине 19 века, за что боролись либеральные интеллектуалы, стало одним важных моментов в становлении современного румынского общества. Последние цыгане-рабы, которыми владели бояре, были освобождены в 1855-1856 гг., а после объединения княжеств в 1859 году отмена рабства цыган была закреплена в Конституции 1864 года. На протяжении 150 лет, прошедших со времени эмансипации цыган, положение этого меньшинства постоянно улучшалось, в соответствие с историческими эпохами. В рамках сегодняшнего выпуска, вместе с научным сотрудником бухарестского Института истории им. Николае Иорги, историком Виорелом Акимом, мы постараемся воссоздать политический, экономический и социальный контекст освобождения населения рома (цыган) в середине 19 века:

«Рабство цыган длилось в румынских княжествах примерно шесть веков, с момента прихода этого народа индийского происхождения на территорию Румынии в 13 столетии, вплоть до середины 19 века. Рабство цыган было четко оформленным институтом румынского общества в Средние Века и Новое время, который регулировался точными законами, определявшими права цыган, точнее их отсутствие, и нормы обращения с цыганами. Цыгане были рабами бояр, монастырей или государства. Когда около 1830 года в Валахии и Молдавии начался процесс модернизации, румынская интеллигенция стала рассматривать рабство цыган как пережиток прошлого, недопустимый в том новом обществе, которое она стремилась построить. Но идея полной отмены рабства непросто пробивала себе дорогу в обществе. Первые требования относятся к 1837-1838 годам, а до этого никто не ставил вопрос об эмансипации столь многочисленного населения. К 1845 году, в канун революции 1848 года, идея раскрепощения цыган начала приобретать все больше сторонников».

Гуманистические аргументы в пользу полной отмены рабства цыган нашли слабый отклик среди их владельцев. Тогда, румынские аболиционисты выдвинули аргумент экономической неэффективности рабства. Ведущие румынские интеллектуалы, такие как Михаил Когэлничеану или Ион Кымпиняну - последний в 1837 году стал первым из бояр, кто добровольно освободил своих рабов, - вели яростную аболиционистскую кампанию в прессе и в публичных выступлениях. Историк Виорел Аким рассказывает о тактике, которую использовали аболиционисты:

«Отношение к идее отмены рабства было довольно сдержанным, так как крупные бояре, которые одновременно были и крупнейшими владельцами цыган-рабов, не хотели расставаться со статусом рабовладельцев, вопреки тому, что рабство было нерентабельным. Поэтому одним из аргументов интеллектуалов-аболиционистов была как раз экономическая нерентабельность рабства. Содержание целых армий рабов при крупных боярских хозяйствах стоило намного дороже, чем реальные доходы от бесплатного, на первый взгляд, труда этих людей. И когда после 1850 года бояре осознали необходимость освобождения цыган, произошло это не столько по гуманистическим, сколько по экономическим причинам».

Освобождение цыган было длительным процессом, так как речь шла о весьма многочисленном населении - оно насчитывало примерно 200 - 250 тысяч человек. Виорел Аким:

«Освобождение цыган-рабов было сложным процессом, потому что было несколько категорий рабов. Если освобождение государственных рабов произошло быстро и довольно рано, в 1843-1844 годах, то в случае рабов, принадлежавших монастырям и частным владельцам, процесс шел сложнее. И это, потому что речь шла о собственности. Реформы, которые румынское общество начало осуществлять, были нацелены на укрепление собственности и преобразование ее в буржуазную собственность. В 1844-1847 годах государству удалось путем специальных законов обязать монастыри и остальные церковные учреждения освободить своих цыган. Оппозиция со стороны церкви была незначительной. Зато большой проблемой стало освобождение частных рабов, и государству снова пришлось вмешаться и даже проявить изобретательность. Можно сказать, что был создан механизм, который поощрял рабовладельцев освобождать цыган, продавая их государству. Государство выкупало цыган-рабов по цене рынка рабов, а потом освобождало, предоставляя им статус свободных людей».

По законам об эмансипации, действовавшим в румынских княжествах, освобожденные цыгане становились либо крестьянами-барщинниками, либо горожанами-ремесленниками. Первые жили в селах и обрабатывали участки боярской земли в качестве обязательной повинности, находясь в том же положении, что и многие обычные крестьяне до земельной реформы 1864 года. Городские цыгане входили в категорию горожан и платили за лицензию на право практиковать свое ремесло. А были они включены в категорию крестьян или горожан, в зависимости от того, где их застало освобождение. На практике, однако, дела обстояли не так просто. Говорит историк Виорел Аким:

«Освобождение цыган имело не только положительную сторону для этого столь многочисленного населения бывших рабов. Превратившись в обычных граждан, они стали налогоплательщиками, и были вынуждены платить налоги, подобно крестьянам или горожанам. Так что, с фискальной точки зрения, освобождение цыган, как это ни парадоксально, ухудшило их положение, и освободившееся население не восприняло раскрепощение как особое благодеяние. А для властей стало большой проблемой заставить этих людей платить налоги государству. В ответ на меры принятые государством, значительная часть освобожденных цыган попросту бежала с тех мест, где они проживали в течение нескольких поколений. Были и проблемы полицейского характера, которые властям удалось решить намного позднее, в 1860-х годах».

Несмотря на все сложности, освобождение цыган стало важной мерой в процессе модернизации и демократизации румынского общества. Это был пусть и запоздалый, но смелый шаг румынских властей, если учесть что именно вопрос освобождения рабов стал в те же годы причиной гражданской войны в США» («Интер-радио Румыния» 14/11/2005).

Румынские цыгане сегодня

И в настоящее время цыгане не до конца интегрировались в румынское общество:

«На днях в Румынии часто появляется рекламное сообщение, которое поощряет программу, посредством которой молодые выпускники лицея, принадлежащие цыганскому меньшинству, могут записаться в государственный институт. Министерство образования создало 400 мест при государственных факультетах страны, курсы которых могут посещать молодые цыгане, если представят все необходимые документы.

Это еще только скромное начало. Статистические данные показывают, что только 5% цыган закончили курсы лицея. Более того, только 33% членов этого этнического меньшинства закончили 8 классов, а 23% цыган никогда не ходили в школу. Даже среди молодых цыган, опрошенных в последнее время, только 5% являются выпускниками лицея, а 21% даже не закончили курсы начальной школы. Более того, 19% детей от 7 до 11 лет не ходят в школу, по сравнению с только 2% румынских детей из этой же возрастной категории. В этих условиях задается вопрос - кому и как станут полезными эти программы.

Раду Моцок, директор программ в рамках «Фонда для открытого Общества»:

«Румынская система образования находится еще далеко от решения этой проблемы, то есть отсутствие образования в рядах цыган, поколение за поколением. Проблема не является новой, или неизвестной до сих пор, просто нам не удалось ее решить. Поколение за поколением цыгане отказываются от школы, и это отсутствие воспитания скапливается. Отсюда и этот безвыходный круг - не имея образования нет возможности найти рабочее место, по крайней мере легально. Так смыкается круг бедности. Мы представляем программы, которые имеют неоспоримые формальные измерения, но в момент их применения на практике появляется вопрос отсутствия денежных средств, инфраструктуры, компетентных человеческих ресурсов. Очень много цыган не имели даже документов. Министерство администрации и внутренних дел начало программы по регистрации, по предоставлению паспортов, даже для цыган, которые не появлялись ни в каких статистиках, ни в учетах полиции, ни в учетах населения».

Являясь частью программы под названием «десятилетие интеграции цыган 2005-2015» (речь идет о начатой 3 года назад программе, целью которой является устранение на протяжении 10 лет разницы между стилем жизни цыган и стилем жизни большинства населения, путем внедрения адекватных политик при соответствующих бюджетах) Румыния регистрирует улучшение положения в области расовой сегрегации. В опубликованном в феврале Фондом для открытого общества исследовании указывается, что было зарегистрировано улучшение восприятия меньшинств населением, составляющем большинство.

Социолог Мэлина Войку:

«Уровень нетерпимости по отношению к цыганам значительно понизился с 1993 по 2006 год. Фактически он сократился на половину. В 1993 году 72% румын отказывались иметь соседей, принадлежащих цыганскому меньшинству, в то время как в 2006 году только 35% румын придерживались этого мнения. Уровень терпимости составляющего большинство населения повысился не только по отношению к цыганам, это общий тренд. В том, что касается желания социального взаимодействия, проявленного румынами и цыганами по отношению друг к другу, последние данные указывают на то, что желание цыган иметь связи с румынами превышает уровень открытости большинства населения, которое предпочитает это взаимодействие на уровне общественного пространства. Допустимо, чтобы дети цыган и дети румын играли вместе, допустимо, чтобы соседи были цыгане, однако недопустимо, чтобы член твоей семьи вступил в брак с членом цыганского меньшинства. Другими словами, когда положение касается частного пространства, оно резко становится недопустимым».

В этом же исследовании представлен и анализ жизненных условий цыган и их душевного состояния, по сравнению с румынами, и указывается, что цыгане также смотрят на жизнь как самые бедные румынские граждане, независимо от этнической группы, которой они принадлежат. Представленные на национальном плане данные указывают на то, что место жительства и регион сильно влияют на доступ к услугам. С этой точки зрения, следует заметить, что 60% цыган живут в сельской среде.

Цыганское этническое меньшинство представлено в политической жизни политическими партиями и альянсов, созданных по этническим критериям, которые однако не пользуются популярностью в рядах этнических меньшинств, и это доказали результаты всех прошедших в последние годы выборов. Есть также неправительственные организации, специализирующиеся в проблемах цыганского меньшинства, но и правительственная структура - Национальное Агентство для цыган». («Интер-радио Румынии» 16/05/2007).

В поисках лучшей жизни румынские цыгане отправляются в страны Евросоюза. Но не всегда они там достойно представляют свою страну. Вот одно из потока сообщений последних лет:

«Румыны - представляют собой самую многочисленную общину иностранцев живущих в Италии - их около 300 тысяч с официальными документами, но, согласно неофициальным статистическим данным, их число достигает миллион. Хотя в последнее время, для большой части итальянской прессы, слово «румын» стало синонимом «преступника», реальность совсем иная. Большинство румын проживающих в Италии это граждане с законным статусом, не имеющие никаких проблем с властями.

К сожалению, как считает журналист Ариго Леви, в статье посвященной этому вопросу в газете «Ла стампа», именно они и становятся первыми жертвами своих сограждан - преступников, которые известны в Италии своими правонарушениями, грабежами и преступлениями, большинство из них совершаются с особым насилием. Очень известным в Италии является случай молодой Ванессы Руссо, которая умерла после того как цыганка из Румынии заколола ее зонтом в глаз. (Тогдашний) Мэр Рима, Вальтер Велтрони, процитировал из доклада итальянского министерства внутренних дел, что из 3557 арестованных в столице Италии за первые 8 месяцев года человек, 75% это румынские граждане. Другая проблема связана с тем, что итальянская пресса назвала «инвазией цыган», в своем большинстве происходящих из Румынии. Десятки тысяч румынских цыган попрошайничают на улицах итальянских городов, на окраинах которых они и разместили свои палатки. Власти в Риме и Бухаресте считают необходимым тесное сотрудничество между правительствами двух стран ввиду изыскания решения для проблемы правонарушений совершенных румынами в Италии». («Интер-радио Румынии» 16/05/2007).

Прошлое и настоящее испанских цыг а н

(Вы также можете послушать в нашем аудиофайле №1 в левом верхнем углу этой страницы приведенную ниже в тексте русскую программу Radio Exterior de España об испанских цыганах, где звучит и их музыка).

«(Испанская) газета «El Mundo » за 2 октября 2009 года опубликовала заметку под заглавием «Испанские цыгане самые здоровые среди сородичей Европы». Курьезный факт.

Сегодня в мире по приблизительным данным насчитывается 12 миллионов цыган из 80 самых крупных этний (наций мира). Цыгане, gypsies - на английском, вohémiens - на французском, zingari - на итальянском, - самое многочисленное меньшинство Европы.

«Цыгане шумною толпой по Бесарабии кочуют…» Бессмертная поэма Пушкина. Древнейшее племя родом из Индии и Пакистана кочевало и кочует до сих пор по всему миру.

Что же касается Испании. Странные вещи происходят с народами, которые издревле в причудливой игре истории попадали в Испанию. То ли бескрайнее небо, то ли бесконечное солнце, то ли омытые морем берега. Но все пришлые народы обретали в Испании свой второй дом. Что евреи-сефарды, что арабы. Цыгане, по-моему, не исключение. Потому что, добравшись в начале 15 века до Иберии, цыгане «ромали» избрали Испанию своей отчизной. Они уже, кстати, не кочуют. Они давно осели и стали частью испанского социума. Что касается культуры Испании, то всемирно знаменитый бренд «Made in Spain» - культура фламенко, без цыган просто немыслима.

«Лучше смеяться, чем плакать» - поет знаменитый испанский певец Peret (сам цыганского происхождения. Прим. сайт). Хитано (gitano) - так звучит «цыган» по-испански. Термин происходит от «ехиптано» - египтянин, потому что темноволосые и темнокожие пришельцы представлялись перед местными жителями как египтяне благородных кровей.

Это исторический факт. В 1425 ромали, испрашивая охранную грамоту у испанского короля Хуана II Арагонского, именовали себя в прошении «кондес де египто минор» - «гранды из малого Египта». Я пыталась выяснить, где находится малый Египет. Не нашла. Наверное, и свита короля Хуана Арагонского тоже. Но звучит то завидно и важно - «кондес де египто минор». Впечатляет. (Возможно, речь идет о территории собственно Египта - без Нубии и некоторых других территорий, также входивших временами в состав египетского государства. Прим. сайт).

С конца 15 века в Европе, а Испания не исключение, назрел экономический и социальный кризис. Правителями были приняты жестокие законы против представителей бродячих профессий и просто бродяг, число которых сильно увеличилось. Хитанос тоже стали жертвой закручивания гаек. В 1499 году католические короли Изабель и Фернандо королевским указом дали цыганам срок в два месяца, чтобы они или осели окончательно - оставили свои привычки и обычаи, занялись каким-либо ремеслом, или в изгнание, или на галеры рабами.

Началось повсеместное преследование цыган. Кортесы Кастилии в 1594 году пошли еще дальше - предложив запретить женщинам и мужчинам цыганской этнии жить вместе. Нечего тут потомство разводить. В 1633 году в Испании цыган перестали признавать как народность и вообще запретили употребление слова хитано.

Вплоть до начала 20 века испанские цыгане были не в милости у властей, а в отношениях с простыми жителями у цыган дело обстояло попроще - то ссоры, то братания. Помнит история страны и постыдный день 30 августа 1749, когда на всех цыган по всей территории страны была проведена так называемая большая облава по указу короля Фернандо VI. Да что далеко ходить. Статья 4 и 5 регламента Гражданской гвардии от 1943 года предписывала особое наблюдение за потенциальными бандитами - хитанос.

Расизм в Испании в отношении хитанос-цыган дело живучее, однако в начале 1970-х годов даже католическая церковь (кто бы мог подумать) выступила в защиту этнии, став инициатором создания первой публичной ассоциации цыган. Где? В Каталонии, в Барселоне.

«Цыганское начало самое первичное, самое глубокое и самое аристократичное, что есть в моей стране. То самое основополагающее, что хранит непотухающий жар, кровь и алфавит универсальной правды Андалусии» - говорил Федерико Гарсия Лорка.

Андалусия - колыбель испанского фламенко и любимая земля испанских хитанос, взлелеявших это фламенко. В Испании между 500000 и 600000 жителей цыгане, подавляющая их часть 280 тысяч проживает в Андалусии. У них есть свой собственный узаконенный андалусийским региональным парламентом день цыган Андалусии - 22 ноября.

Так сколько же испанцев у нас в Испании, в чьих жилах течет цыганская кровь. Полмиллиона или, все-таки, 600 тысяч? Трудно дать точную цифру, потому что статья 14 испанской конституции 1978 года гласит, что «все испанцы равны перед законом и не допускается какая-либо дискриминация по рождению, расе, полу, вероисповеданию и взглядам». Соответственно, когда производится перепись населения, представители цыганской этнии не фигурируют в списках как цыгане, а как испанцы. Это, кстати, еще одна юридическая особенность Испании: термин гражданство совпадает с термином национальность. И у всех граждан Испании национальность тоже одна испанец или испанка. Неважно, кровь какой этнии течет в твоих жилах.

В 1971 году в Лондоне состоялся первый всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и признание национальных символов флага и гимна, основанных на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов - колесо кибитки, подкову, колоду карт, которыми украшаются цыганские книги, журналы, сайты.

В честь первого всемирного цыганского конгресса 8 апреля эта дата считается днем цыган, а второй всемирный конгресс цыган (прошел) здесь у нас - в Андалусии, в прекрасной Гранаде.

А что же статья в «El Mundo»? Она гласит, что каждый десятый испанский хитано подвержен какой-либо хронической болезни. Эти данные опубликованы в докладе «Здоровье цыганского общества в Европе». Он был подготовлен комиссией охраны здоровья Европейского Союза. Специалисты из комиссии проанализировали цыганские этнии Испании, Португалии, Словакии, Чехии, Греции, Румынии и Болгарии. И выяснилось, что несмотря на хронические болезни, все равно испанские хитанос имеют более крепкое здоровье и лучшее самочувствие, чем их сородичи. Самые распространенные недомогания - головная боль, гипертония и аллергические реакции. «Типикос» - типичные для всей Испании. К тому же в нашей стране цыгане имеют лучшее медицинское обслуживание. Еще бы! Испанцы-цыгане чуть что, чаще остальных испанцев, бегут в скорую помощь. Данные того же доклада». (Русское вещание Radio Exterior de España, ноябрь 2009 года)

Этот обзор «Цыгане в контексте румынской и испанской истории» составлен по материалам трех передач русского вещания «Интер-радио Румыния» и передачи испанского иновещания Radio Exterior de España на русском языке.

Запись аудио и расшифровка аудио в текст части этих программ проведена редакцией Portalostanah.ru.

Информация по теме: Где больше всего в Европе живет цыган

Румыния и Болгария являются странами с самым большим количеством цыганского населения, - сообщал телеканал «Евроньюс» в одной из сентябрьских русскоязычных передач 2010 года. Причем Румыния занимает, согласно телеканалу, первое место в этом списке. Телеканал оценил приблизительное количество цыган Румынии от нескольких сот тысяч до двух миллионов. Цыганская община Болгарии была названа второй по численности.

(Телеканал не упомянул об общине испанских цыган. Неофициальное количество испанских цыган (а официально в переписях все граждане Испании записываются как испанцы), согласно передаче «Международного Испанского Радио» на русском языке от ноября 2009 года, 500 - 600 тыс. человек).

В свою очередь русское вещание «Радио Болгария» в своей программе от 24 августа 2010 года приводило следующие цифры по цыганским общинам Румынии и Болгарии, касаясь французской политики высылки цыган:

«По неофициальным данным, в Румынии проживает приблизительно 2 млн. 400 тысяч цыган, а в Болгарии они насчитывают около 800 тысяч.

По информации болгарских дипломатов, на данный момент во Франции находятся порядка 2-3 тысяч болгарских цыган, что весьма незначительная цифра для более 60-миллионного населения страны. (Наряду с небольшими, в несколько тысяч человек, общинами цыган из Румынии и Болгарии, община собственно французских цыган составляет около 500000 человек. Прим. сайт).

В конце июля президент Франции Николя Саркози, образно говоря, «объявил войну» незаконным цыганским лагерям в стране, которые в общей сложности насчитывают около 300. Данная реакция была вызвана нападением, которое сорок человек цыганского происхождения совершили на французских полицейских после смерти молодого цыгана, попытавшегося убежать от проверки дорожной полиции. По мнению министра внутренних дел Франции Бриса Ортфе, некоторые из этих лагерей являлись источниками «незаконного трафика, эксплуатации детей с целью попрошайничества, проституции или мелких преступлений». Париж планирует в трехмесячный срок ликвидировать лагеря, а нелегально пребывающим в них преимущественно румынским, а также болгарским цыганам было рекомендовано покинуть Францию при обеспеченном билете на самолет в Родину и дополнительном финансовом бонусе в размере 300 евро на взрослого и 100 евро на ребенка.

В силу гарантированного права на свободное передвижение в рамках ЕС, однако, они могли бы вернуться обратно во Францию, когда угодно. Французские власти, однако, заявили, что этим лицам будет отказано в повторном или очередном предоставлении социальной помощи. С этой целью французская полиция сняла отпечатки пальцев у всех, кто добровольно принял предложение вернуться на Родину. Таким образом, они будут идентифицированы в случае, если вновь потребуют помощи от социальных служб государства. Потому что не секрет, что именно щедрые социальные пособия привлекают цыган в более богатые европейские государства, также как возможность зарабатывать дополнительно нелегальным путем». Конец цитаты.

По разным данным, цыгане в Болгарии (сами себя они называют рома, болгары употребляют также название «цигани») являются вторым крупнейшим меньшинством страны и третьей по величине этнической группой (после собственно болгар и турок). По данным переписи 2001 года, в Болгарии насчитывалось 370 908 цыган, что составляет 4,7 % от общей численности населения страны, т.е. согласно переписи, Болгария - это европейская страна с самым высоким процентом цыган к общей численности населения. (По неофициальным данным, это количество составляет 7-8% от общей численности населения Болгарии, с численностью общины болгарских цыган в 700-800 тысяч, учитывая что некоторое количество цыган относят себя к болгарской или турецкой общинам).

В Румынии, согласно переписи 2002 года, цыгане являются лишь третьим по численности национальным меньшинством к общему количеству населения, уступая венгерской общине и собственно румынам. Однако, согласно этим же данным румынской переписи 2002 года, число цыганской общины в стране составляет всего 535140 человек, или 2,5 % от общей численности населения. Заниженное, по сравнению с неофициальными данными, количество цыган в Румынии, по мнению экспертов, связано с тем, что многие румынские цыгане записывают себя румынами, или вообще не участвовали в переписи и не имеют документов. Напомним, по неофициальным данным, Румыния является лидером в Европе по численности своей цыганской общины - около 2, 5 миллионов человек. (Информация по теме «Где больше всего в Европе живет цыган» и статистическая справка подготовлена Мониторингом сайт. Опубликовано 10/09/2010).

Информация

Румынские цыгане острохарактерны тем, что они везде. Начиная примерно с девяностых невозможно пройти по центру крупного европейского города, не наткнувшись на тётку, лепечущую с характерным акцентом:
- Молодой-красивый, дай копеечку! - на местном государственном языке. А поскольку лица на гаджинский взгляд у цыганок одинаковые, а костюмы все на одну цыганскую моду, то человеку, вздумавшему побывать во всех столицах Европы по очереди, будет казаться, что его преследует одна и та же зловещая женшшина.
Дядьки у румынских цыган, возжаждавшие познать сладкую заграничную жизнь, занимаются преимущественно двумя видами деятельности: музыкой и кражами. Те, что в музыке хороши, заключают контракты с крупными звукозаписывающими компаниями; те, что похуже, идут играть в метро, распугивая чернокожее население Парижа и сильно усатое Берлина непривычным звуками. Утончённые французы, полагающие, что родина любых цыган, не играющих джаз - Россия, время от времени задумываются о депортации туда своих музыкальных гостей и очень удивляются тому, что по документам те никак в Россию права попасть не имеют, а только, напротив, в Евросоюз.

С цыганами Европы, кстати, у румынских цыган крайне напряжённые отношения, но это будет раскрыто в постах о цыганах Европы:)

Румынских цыган очень любят фанаты Кустурицы и Гатлифа (особенно Кустурицы), поскольку в европейских столицах они встрёпанные, бедные, сильно окольцованные, поют, танцуют и воруют. Впрочем, румынские цыгане в собственно Румынии фанатов частенько разочаровывают, ибо там они гораздо разнообразнее. В Румынии они могут быть, видите ли, шахтёрами, академическими музыкантами, садоводами и изготовителями хозтоваров. Shit happens. Зато какие там бывают дома-а-а-а! Ну, мало таких. Но зато богатые за всех! А ещё там есть цыганский король! Почему он король? А он сам так говорит.

Румынские цыгане создали Румынии свою академическую музыку, и очень этим гордятся. В какой-то момент Румыния решила стать ну совсем культурной страной и открыть консерваторию. К большому удивлению инициаторов, во всей стране на тот момент не нашлось ни одного исполнителя академической музыки, который не был бы цыганом, да и те не знали нот - запоминали на слух с пластинок. Пришлось, говорят, звать чужих евреев, чтобы обучить своих цыган нотной грамоте. А уж дальше культурномузыкальная жизнь наладилась и пошла себе.

Кстати, все румынские цыгане знают, что прежде страна принадлежала им. А потом пришли злые румыны, цыган поработили, а страну, название и чуть-чуть языка забрали себе. Между нами - всё, кроме порабощения, миф. Но румынским цыганам в глаза это говорить не стоит, обижаются очень.

Совершенно поражает склонность румынских цыган к обнажению торса, куда там Хоакину Кортесу! Причём эта склонность не зависит от комплекции и возраста, а раньше не зависела и от пола - долгое время румынские цыганки вызывали жгучую зависть радикальных шведских феминисток обнажёнными по случаю тёплой погоды сосцами. Я знавала румынского цыгана, который русской зимой шёл по улице в плаще - распахнутом, под ним рубашке - распахнутой, голой коричневой грудью наружу. Когда его спрашивали, комфортно ли ему вот так-то, он смотрел удивлённо и сообщал, что ветра нет.

Если вам надо выдающихся румынских цыган, то это будут Ион Войку, Серджу Челибидаке и Рона Хартнер. А если вы жаждете их искусства, то у них его очень много. Я вот лично люблю слушать их группу «Fanfare Ciocarlia», душевно играют!

А муж мой говорит, что всё шахтерское движение Румынии всегда держалось на цыганах. Естественно, шахтёрах.

С начала XXI века, благодаря усилиям местных просветителей (прежде всего Г. Сарэу), министерство просвещения Румынии начало издавать учебники на цыганском языке (язык и математика). В учебниках используется усреднённая наддиалектная норма на основе влашских диалектов.

См. также

  • Рабство в Румынии - объектами рабства, существовавшего официально до середины XIX в. были в основном цыгане.

Напишите отзыв о статье "Цыгане в Румынии"

Примечания

Отрывок, характеризующий Цыгане в Румынии

– Душенька моя, – сказал он: слово, которое никогда не говорил ей. – Бог милостив. – Она вопросительно, детски укоризненно посмотрела на него.
– Я от тебя ждала помощи, и ничего, ничего, и ты тоже! – сказали ее глаза. Она не удивилась, что он приехал; она не поняла того, что он приехал. Его приезд не имел никакого отношения до ее страданий и облегчения их. Муки вновь начались, и Марья Богдановна посоветовала князю Андрею выйти из комнаты.
Акушер вошел в комнату. Князь Андрей вышел и, встретив княжну Марью, опять подошел к ней. Они шопотом заговорили, но всякую минуту разговор замолкал. Они ждали и прислушивались.
– Allez, mon ami, [Иди, мой друг,] – сказала княжна Марья. Князь Андрей опять пошел к жене, и в соседней комнате сел дожидаясь. Какая то женщина вышла из ее комнаты с испуганным лицом и смутилась, увидав князя Андрея. Он закрыл лицо руками и просидел так несколько минут. Жалкие, беспомощно животные стоны слышались из за двери. Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее. Дверь держал кто то.
– Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка.
«Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками.

В Румынии под Бухарестом находится один из самых богатых городов в мире – цыганский Бузеску. В нём находится около 800 домов, каждый стоимостью от 2 до 30 млн. долларов. Это Беверли-Хиллз №2 – столица цыган-миллионеров.

«Король» румынских цыган Флориан Чиоаба (ему титул достался по наследству от отца) имеет до 50-80 млн. евро в год. К его клану Колдаш принадлежит около 300 семей, и минимум половина из них имеет дома стоимостью от 3 млн. евро.


Общий доход «короля» и его клана приближается к 300-400 млн. евро в год. Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.


Похожая картина наблюдается в среде цыганской «элиты» и других стран Восточной и Центральной Европы. Даже в нищей Молдавии цыганский «барон» Артур Черарь и его клан имеют до 20-40 млн. евро в год. А в Косово клан «барона» Неджмедина Незири – до 100 млн. евро в год (в основном косовские цыгане промышляют в Германии и Австрии).


Как и большинство остальной «элиты» Восточной Европы, а также бывшего СССР, эти цыгане нарочито демонстрируют роскошный образ жизни, буквально купаясь в золоте (на внутреннюю отделку дома цыганского «король» Румынии Флориана Чиоаба ушло до 55 кг золота). Из их сверхдоходов «быдлу» перепадают лишь крохи, да и то – в основном за какие-то грязные дела. Не вызывают возмущения сверхроскошь «элиты» и у подчинённого им народа: втайне большинство из низов мечтает, что когда-то тоже сможет стать обладателям золотого унитаза и «права первой ночи».


Цыгане-миллионеры Восточной Европы – это идеальный пример для либертарианцев. Всего добились сами, без помощи государства. Налогов не платят, но и от власти ничего не требуют. Живут в полной свободе – от предрассудков брачного законодательства, с оружием, и т.п. «Цыган расправил плечи», – наверное, Айн Рэнд сегодня так назвала бы свою книгу-пособие об идеальной жизни либертарианца.


Октябрьский номер журнала National Geographic рассказывает о жизни цыган-миллионеров в их мировой столице – румынском городе Бузеску. Этот населённый пункт расположен в 80 км к юго-западу от Бухареста Его население – 5 тыс. человек. В Бузеску построено около 800 домов, каждый стоимостью от 2 до 30 млн. долларов. В целом стоимость всего этого недвижимого имущества цыган-миллионеров оценивается в 4 млрд. долларов.


Как и их собратья с российской Рублёвки, цыгане из Бузеску не платят никаких налогов государству, формально считаясь безработными либо владельцами фирм с нулевым балансом. Есть, правда, одно исключение – их виллы считаются недостроем, а потому облагаются небольшим налогом на имущество, обычно это 200-300 евро в год.


Один из таких цыган-миллионеров по фамилии Парачив рассказывает, как он стал богачом. После установления капитализма в Румынии в 1989 году, основным промыслом предприимчивых цыган стала скупка чёрных и цветных металлов (интересно, что такое же сколачивание первичного капитала было отмечено и в России). «Надо было быть дураком, чтобы после Революции 1989 года не построить себе 5 вилл!», – говорит один из миллионеров по имени Николай Марин.


Ну а затем сколотившие капитал цыгане занялись и другими бизнесами, к примеру, контрабандными поставками сигарет в богатые страны Евросоюза.


Как и в России, первым делом нувориши начали показанное сверхпотребление. Дорогие машины, дворцы, золото. Но есть одно отличие цыган-миллионеров от российских богачей – сегодня они выкачивают деньги не из своей страны, а из богатых европейских государств. Цыганско-румынские нувориши сколачивают деньгу во Франции, Италии, Испании. И эти капиталы вкладывают на своей родине – в Румынии. Тогда как российские нувориши, наоборот, предпочитают выкачивать деньги из России и вкладывать их в дворцы в Лондоне или на Лазурном берегу.

Бузеску - один из необычных и удивительных городов мира, расположенный в Румынии недалеко от Бухареста. В нем всего около 800 домов, каждый из которых принадлежит миллионеру. Все бы ничего, если не учитывать, что их владельцы - цыгане.

Двухэтажные дома здесь редки - они самые старые, построенные сразу после падения коммунистического режима в 1989 году. В основном, здесь принято строить дома повыше - 3, 4-5 этажные виллы. Архитектура самая разнообразная. Как говорят цыгане: если мы увидим что-то красивое, нам нужно еще лучше. Есть и дома в стиле швейцарского шале, и огромные махины, больше напоминающие офисные здания из стекла и бетона, и сооружения в стиле замков с зубчатыми крышами.

Часто единственные обитатели таких особняков - это старики и маленькие дети, которые живут в задних комнатах и едят на кухне. Огромные дома стоят практически пустыми. Парадные залы посещаются только во время приема гостей.

Поразительно то, что внутренний уклад жизни богатейших цыган планеты практически ничем не отличается от их привычного, традиционного. К примеру, для соблюдения ритуальной чистоты, многие рома не могут готовить пищу и использовать туалет под одной крышей, поэтому несмотря на многоэтажный дворец туалет будет расположен в виде какой-нибудь небольшой каморки на задворках участка. Старые женщины до сих пор выращивают на задних дворах скот, шьют лоскутные одеяла. Им непривычно жить в многоэтажных хоромах, поэтому в Бузеску часто можно увидеть жилыми лишь пристройки и флигельки.

Местные цыгане не скрывают, откуда у них богатство: «Торговля металлом». В Бузеску большая часть цыган относится к группе калдераш - «медники». Они традиционно связаны с кузнечным делом. В начале 1980-х семьи Бузеску ездили по стране в повозках для продажи казанов - медных перегонных кубор для производства бренди. Для хороших мастеров это был очень выгодный бизнес - каждый такой казан стоил несколько сотен долларов. Попутно цыгане подворовывали и перепродавали черный и цветной металл.

После 1989 года предпринимательская жилка калдерашей смогла сделать из миллионерами. Создатели казанов и их сыновья поехали по всей Румынии и Восточной Европе, попутно собирая по заброшенным фабрикам ценные металлы и сплавы серебра, меди, стали, алюминия. «После революции даже дурак мог построить пять особняков, продавая металл», - усмехнулся Марин Николаэ, бывший торговец казанами.

Эти цыгане из Бузеску нарочито демонстрируют роскошный образ жизни. Выражение «купаться в золоте» здесь отнюдь не фигурально - на внутреннюю отделку дома цыганского «короля» Румынии Флориана Чиоаба ушло до 55 кг золота. Сверхроскошь «элиты» (общий годовой доход Флориана Чиоаба и его клана составляет 300-400 млн евро в год). Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.

Конечно, так живут далеко не все цыгане даже в Бузеску. Есть более или менее богатые рома, но нищих в этом городе просто нет. Цыгане-миллионеры из румынского Бузеско работают вахтовым методом: на 3-4 месяца уезжают в Западную Европу на заработки, после ненадолго возвращаются, чтобы сыграть свадьбу, побывать с родственниками.