Нарисованный портрет женщины. Как рисовать портрет девушки карандашом. Штриховка и проработка полутонов

с чего начать рисунок портрета человека поэтапно? как научиться простраивать лицо человека. Как правильно прокладывать полутени и добиться нужного сходства в портретах карандашом. Как правильно штриховать портрет. Расскажут художники МАСТЕРСКОЙ PORTRET-ART.

Большинство художников-портретистов, работающих в технике «карандаш» творили в различных школах, где обучались мастерству изображения человека. Все художники, исходя из своего образования, создали для себя свою собственную основу того как нужно вести работу над созданием портрета. В этой статье мы поделимся собственными секретами самой распространенной техники рисования.

начало работы и построение головы

Художники нашей мастерской работают механическими карандашами, т.к. они обеспечивают чистоту во время работы, в отличие от классических карандашей их не нужно долго затачивать, они позволяют справляться с мелкими деталями гораздо быстрее. Чтобы нарисовать портрет качественно нам понадобится «кляча», это такой художественный ластик, с помощью которого вы сможете исправить свои ошибки и не испортить портрет. Для рисунка механическим карандашом нам понадобятся стержни. Мы рекомендуем использовать стержни мягкостью НВ, В, 2В, 4В и 7В (где В – означает мягкий, а Н – твердый). Теперь нам нужно взять обычный листик А4 и подложите его под вашу рабочую руку так, чтобы он закрывал ту поверхность, которую вы уже заштриховали.

В первую очередь, вы должны изучить фотографию, а именно общий вид головы, как она повернута относительно горизонтали и вертикали. Чтобы нарисовать портрет человека карандашом правильно, нам необходимо знать некоторые особенности строения черепа. Это можно посмотреть в любом анатомическом атласе. Исходя из формы головы человека, которого вы изображаете, нужно легкими линиями нанести на бумагу общий контур волос, овала лица и обозначить линию губ, носа и его высоты, глаз и бровей.

работа с плоскостями


Теперь, когда общие линии нанесены, мы можем переходить к разбору плоскостей лица. Мы должны обозначить высоту носа плоскостью (при желании ее можно заштриховать, чтобы увидеть объем, так можно поступать со всем участками, находящимися в тени), плоскость скулы, которая находится ближе всего к нам, плоскость губ и плоскость глаз, соединяющуюся с бровями. На этом этапе мы не вырисовываем лицо плавными линиями, мы стараемся очень легко наметить геометрические особенности лица человека.

детализация лица


На этом этапе работы, мы берем клячу и, проводя ею по плоскости листа, снимаем верхний слой карандаша, то есть делаем линии, нанесенные прежде, почти невидимыми. В этом и есть отличие рисования портретов с фотографии от академических портретов, во втором случае линии построения наводятся и останутся в конечном виде портрета, из-за чего он может получиться грязным. Нам это не подходит. После того, как мы сделали линии построения невидимыми там, где это было нужно, начинаем вырисовывать все черты лица, округлять их и придавать лицу сходство с фотографией. Для того, чтобы добиться сходства можно замерять размеры и отношения их к другим размерам лица, тем самым подбирая оптимальные пропорции. К примеру, сколько ширина носа вмещается в ширину лица, и т.д. Замерять можно все что угодно, здесь нет никаких ограничений.

начало штриховки


Для нала штрихования, вы должны закончить все построения и вытереть все ненужные линии на рисунке, т.к. после начала прокладывания тона у вас не будет возможности сделать это аккуратно. Единых правил штриховки не существует, каждый художник делает это так, как ему удобно. Это может зависеть от того как вы привыкли держать карандаш/ручку, от того, правша вы, или левша и т.д. Мы советуем начинать штриховку с самых темных областей портрета. Так как от них позже вы сможете отталкиваться, не затемнив слишком кожу, одежду и глаза.

проработка полутона


Далее мы должны перейти на полутона, то есть придать тон коже лица, волосам и одежде, если она не черная, так как на черной одежде чаще всего стоит сделать акцент, (даже если одежда белого цвета, на ней обязательно будут присутствовать полутень, для выявления рельефа и текстуры). На данном этапе мы не должны вытирать что либо клячей (если только не поставили пятно или не размазали что-то). Начинать интенсивную штриховку полутонов стоит (если вы правша), с левого верхнего угла листа, чтобы не размазывать рукой то, что вы уже сделали, и соответственно, если вы левша все нужно делать зеркально. На этом этапе допускается мелкая проработка фона портрета.

работа с высветлением


Когда вы закончили со штриховкой, у вас должен получиться почти готовый портрет, но он не будет выглядеть объемно. Не стоит расстраиваться, один из самых приятных этапов в рисовании портрета карандашом, это этап, когда вы высветляете самые светлые места на лице. Чаще всего это кончик носа, белки глаз, верхняя часть скул, надбровные дуги, нижняя губа и в некоторых случаях подбородок. Так же, с помощью клячи, вы можете вырисовать складочки на губах и мелкие морщинки, которые сделают ваш портрет более живым. Волосы нужно осветлять на самых больших переломах форм, тогда они кажутся блестящими и живыми.

затемнение глубин и чистка


После высветления, нужно снова затемнить места, где нужно показать пространство, это могут быть: шея, кромка волос, уши, складки на волосах, фон. С помощью этого затемнения мы будем ощущать, что человек, которого мы рисуем, не «приклеен» к листу, а смотрит оттуда. Это очень важный фактор создания портрета карандашом.

Наш портрет уже готов. Но у вас обязательно останутся какие либо ненужные штрихи или пятна от ваших пальцев, потому что они будут испачканы в карандаш (кстати, во избежание грязного портрета, мы советуем вам несколько раз вымывать руки и хорошенько их вытирать), поэтому вам стоит взять клячу в последний раз и вытереть все, что вам зрительно неприятно. Даже при абсолютном сходстве портрета с фотографией, мы всегда оставляем место для творчества, вы не обязаны перерисовывать то, что вам на портрете рисовать не хочется, вы можете творить и придумывать новую одежду, цвет волос, глаз и т.д. Фото не всегда получается удачным по всем параметрам, поэтому, мы додумываем, корректируем и делаем то, что не смог сделать фотограф, в силу специфики своей работы, а именно – создавать идеальный образ.

С любовью и трепетом, Мастерская

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

Наверное, нет на свете людей, которые хоть раз в жизни не брали в руки кисти или карандаш.

Занятие увлекательное и интересное, но непростое. А изобразить на холсте человека - пожалуй, одна из самых сложных задач.

Виды портретов

Чтобы лучше понять, как нарисовать портрет, сначала следует разобраться с классификацией - какие же они бывают?

По жанру По композиции По формату
Исторический Портрет-картина Во весь рост
Психологический Портрет-прогулка Поколенные
Костюмированный Парадный По бёдра
Мифологический Полупарадный По пояс
Семейный Групповой По грудь
Портрет мужчины, женщины, детей Парный По плечи
Автопортрет Индивидуальный В четверть поворота
Сословно-социальный Камерный Анфас
Шарж, карикатура, миниатюрный В профиль
По фотографии Вполоборота
В три четверти

Исторический - на картине изображена известная в истории личность. Нередко такие изображения делали по сохранившимся описаниям современников.

Костюмированный - человек предстаёт в каком-либо образе. Это может быть как наряд выдуманного персонажа - героя мифов, фильмов, комиксов, книг - так и образ реальной личности, как правило, известной. В прежние времена именно такие портреты знати и правителей делались парадными - т. е. в полный рост, на ярком фоне, при всей атрибутике.

Но костюм может быть и поскромнее, всего лишь отражать род занятий - это военный, сословно-социальный портрет - когда примеряется костюм крестьянина, купца и т. д. Этот вид обычно был полупарадным - т. е. с более скромным фоном и не в полный рост.

Мифологический - с живого человека пишут сказочное существо.

Костюмированный, психологический и исторический портреты часто имеют вид портрета-прогулки или портрета-картины, где герои представлены в определённых атмосфере и окружении.

Психологический — главная цель художника - передать на холсте внутренний мир, переживания героя.

Групповой, парный - изображена группа лиц, каким-либо образом связанных друг с другом - например, семейный портрет.

Индивидуальный - вся композиция посвящена одному человеку.

Автопортрет - художник пишет своё лицо.

Шарж, карикатура, миниатюрный - несложные рисунки, выполненные, как правило, карандашом, тушью или акварелью. Такие эскизы напоминают наброски, поскольку рисовальщик выхватывает лишь основные черты лица без детальной прорисовки. Шарж и карикатура носят юмористический, сатирический характер с целью высмеять объект.

По фотографии — портрет по фото довольно новое направление, поначалу не признанное.

Камерный - самый распространённый вид. Нейтральный фон, тщательная прорисовка деталей, фигура человека изображена по пояс, грудь или плечи.

В профиль

Вполоборота

В три четверти

Что нужно для рисования?

Прежде чем начать уроки рисования, нужно обзавестись всем необходимым. Во-первых, это рабочая поверхность.

В идеале это должен быть мольберт, но на первое время может подойти и обычный стол.

Мольберты бывают металлические и деревянные.

Лучше выбрать с подставкой для принадлежностей.

Чтобы закрепить лист на мольберте, нужны канцелярские кнопки-гвоздики для деревянного и магнитики для металлических.

Теперь то, на чём будем рисовать - холст.

Первые наброски можно делать и в обычном альбоме, но для полноценного рисунка понадобятся листы формата А3.

Для красок желательно приобрести свой тип бумаги:

  • ватман - акрил, гуашь, темпера, масло;
  • плотная бумага для акварели;
  • тонированная - для пастели, сангины, угля;
  • бумага для черчения, ватман - для работы с карандашом.

Инструменты:

  1. Канцелярский нож или точилка . Профессиональные художники для заточки карандашей используют именно канцелярский нож - это делает кончик грифеля предельно острым и тонким, что позволяет проводить чёткие и ровные линии. Научиться точить ножом несложно - нужно проводить лезвием от деревянного основания до кончика грифеля со всех сторон, не сильно при этом нажимая на нож.
  2. Для смешивания красок нужна палитра . Лучше всего - пластмассовая, с неё легче всего смыть краску. Можно купить в магазине - но в качестве палитры сгодятся и пластмассовые крышечки от косметики и т. п.
  3. Кисти . Для акварели - белка или колонок. Для гуаши и темперы подойдут и синтетика, и щетина, и натуральный материал. Для акрила, масла - щетина и синтетика.
  4. Мастихин . Лопаточка для нанесения и соскабливания краски, прекрасный вариант для акрила и масла.
  5. Ведёрко для воды, тряпки для кистей и для рук.

Материалы:

  1. Карандаши . Понадобится набор художественных карандашей для рисования разной твердости.
  2. Краски . Самые основные - гуашь и акварель. Акрил и темпера отличаются яркостью и плотностью, их часто советуют для детей. Техника маслом - самая сложная.
  3. Мелки . Пастель - для цветных работ, сангина и уголь - для однотонного рисунка.

С чего начинать учиться?

Мамы могут сами своего ребёнка научить основам рисования - это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Главное - уделять делу время каждый день, и результат не заставит себя ждать.

Этапы обучения:

  1. В первую очередь нужно попробовать поработать со всеми материалами. Каждый из них имеет свой состав, текстуру, особенности - мазок гуашью ложится плотно, акварельные разводы плавно растекаются, мягкий карандаш чертит толстую насыщенную линию и легко размазывается, твёрдый почти царапает лист. Возьмите альбом или блокнот и вволю испробуйте всё, что есть.
  2. Следующий шаг - учимся правильно держать кисть и карандаш. Есть всевозможные варианты на эту тему, но каждый держит так, как ему удобно. Одно общее правило: карандаш не нужно держать, как ручку при письме, чтоб кисть руки не загораживала рисунок. При этом инструмент должен «летать» в руке - и вверх и вниз, и во всех направлениях. Поэтому зажимаем не у основания, а чуть ниже, почти посередине, при этом указательный и большой палец свободно лежат на конусе.
  3. Теперь о том, как рисовать простым карандашом:
    • Сначала просто чертим линии . Прямые, наискосок, волной, полукругом - постепенно линии будут выходить чёткими и уверенными. Здесь главное - тренировка.

    • Штрих . Сперва чертим штришки в одном направлении, потом в разных, а дальше совмещаем, например, вертикальные и горизонтальные, но не накладывая одних на другие, а располагаем их перпендикулярно друг другу. Следующим шагом будет рисовка простых геометрических фигур.
    • . Понятие перспективы заключается в том, что предметы сужаются по мере удаления от определённой точки к горизонту. Умение рисовать в перспективе необходимо, когда нужно изобразить фигуру боком или поворот головы. Увидеть её в окружающей обстановке несложно: это может быть коридор, комната, улица. Если обратить внимание, то можно заметить, что все линии идут наискосок от смотрящего и соединяются в одной точке. Чтобы познакомиться с перспективным изображением на практике, начинаем с самого простого: дорога, коридор и т. п., а потом так же рисуем геометрические фигуры.
  4. Смешиваем на палитре разные краски для получения оттенков. Считается, что основных цвета всего три - красный, жёлтый, синий, а все остальные колеры - это оттенки, результат смешивания. При работе с красками, за исключением акварели, используем белила.
  5. Наконец, можно попробовать нарисовать лицо. Срисовываем с картинок - первое время с самых простых, мультяшных, постепенно переходя к более сложным.

Учимся рисовать портрет — пошаговое руководство для начинающих

В этом уроке мы нарисуем женское лицо. Данная схема рисования универсальна, по ней можно сделать портрет и мальчика, и девочки.

Построение головы и общего контура:


Работа с плоскостями

Теперь прорисуем плоскости в виде геометрических фигур. Начнём с носа - очерчиваем прямоугольником спинку и крылья носа. Затем выделяем плоскость скул в форме трапеции, кругом обозначаем глаза и губы.

Мы разбили будущий рисунок на основные части. Можно таким же образом прорисовать лоб, брови и подбородок.

Детализация лица - глаза, брови, нос, губы, уши

Глаза и брови:

  1. Прорисовываем контуры верхнего и нижнего века. Обратите внимание, что веки отличаются друг от друга, срисовывайте очень внимательно, чтоб не упустить ни одной детали.
  2. Рисуем радужку целиком - т. е. и ту часть, что скрыта верхним веком.
  3. Обозначаем зрачок и блик (отражённый свет).
  4. Переходим к штриховке зеркальной поверхности глаза. Блик оставляем незакрашенным. Радужка глаза темнее у внешнего края и по контуру - в центре и у зрачка она светлее.
  5. Прорабатываем веки и область вокруг глаза. Обозначаем тени - на складке верхнего века, нижнего, у переносицы. Ресничный край нижнего века остаётся светлым, а белок глаза темнее по контуру у края века. Тень от верхнего века отчасти падает и на глазное яблоко.
  6. Создаём объём с помощью штриха, закрашивая всю область - от бровей до нижнего века.
  7. Рисуем брови. Проводим основную линию и от неё начинаем прорисовывать мягким карандашом каждый волосок, все в одном направлении. Также рисуем и ресницы.

  1. Наметьте основные части - спинку, крылья носа, ноздри. Детально прорисуйте внешний и внутренний край ноздрей.
  2. Обозначьте тени. Условно разделите все плоскости на три - тень, переход, светлая часть (её не штрихуем).
  3. Детальная штриховка.

  1. Набросаем общий контур. В первую очередь проведём линию между губами. Для этого рисуем три круга - два внизу, вплотную друг к другу, на месте нижней губы, - и один вверху, посередине между нижними, чтобы круг попал в ямку промеж ними. Линия, где соединяются все три кружка, и будет линией между губами. Обводим контур губ по кругам, дорисовываем уголки, придаём верхней губе форму лука. Не забываем, что нижняя губа немного больше верхней.
  2. Затеняем. Верхняя губа всегда темнее. Обращаем внимание на боковые тени.
  3. Даём объём с помощью штриховки, детально прорабатывая уголки, боковые тени и линию между губами.

  1. Тщательно прорисовываем все части - завитки, слуховой проход, ямку, мочку.
  2. Наносим тень и делаем штриховку, особенно концентрируя внимание на мелких деталях, переходах от света к тени - ухо самое сложное в этом плане.

Штриховка и полутона

Как уже было сказано, от штриха зависит объём. Чтобы нарисовать красивую, выразительную картину - надо хорошо владеть техникой штриховки.

В идеале нужно иметь полный набор карандашей разной мягкости. Это важно не только для насыщенности и глубины оттенка (мягкие дают тёмный глубокий тон, твёрдые - лёгкие и светлые линии) - это важно и в техническом плане, и для передачи плотности, структуры предмета.

Твёрдым карандашом делается эскиз без штриховки, потому что он легко перекрывается и его не будет видно в окончательном варианте.

Мягкий карандаш и чертит мягко. Он идеален для тени, а также для визуальной передачи мягкости изображаемой натуры - им хорошо прорисовывать волосы и одежду.

Техника штриховки подразумевает комбинирование штрихов разной длины и направлений.

Все штришки накладываются ровно, аккуратно, один к другому, штрих не должен быть «мохнатым» и беспорядочным, не нужно накладывать чересчур много слоёв штриховки в одно место - иначе получится просто грязь.

Чтобы создать плавные переходы, например, обозначить складку - накладываем короткие штришки в месте перехода, в остальных местах используя более длинный штрих.

Когда нужно создать переход от тёмного к светлому, создать полутона - сначала штрихуем всю плоскость самым светлым тоном, а потом более мягким карандашом закрашиваем тень.

В определённых случаях можно слегка растушевать место перехода кончиком пальца - например, при прорисовке теней у переносицы.

Пример создания портрета пошагово на фото:

Высветление и затемнение

Затемнение не делается твёрдым карандашом. Чтобы штрих был не виден и чтобы переходы были плавными - штришки должны быть совсем маленькими.

В более тёмных местах углубляем тон насколько нужно, накладывая несколько слоёв штриховки. Светлые места или не штрихуем вовсе, или берём самый твёрдый.

Можно также для создания блика воспользоваться ластиком.

Видео-урок по рисованию портрета по фото:

Портреты для срисовки

Работа с натурой - это очень сложно. Перед этим желательно взять уже нарисованный портрет и повторить его на бумаге. Такая практика поможет набить руку и узнать техническую сторону работы, а также изучить приёмы, к которым прибегают художники.

Как научиться рисовать портреты красками?

Как рисовать карандашом, мы разобрали. Теперь речь пойдёт о рисовании красками. В этом видео будет рассказано о разных техниках, совершенно непохожих - и об акварельной живописи, и о работе с маслом. Каждый сможет выбрать то, что по душе.

Рисование акварелью. Видео-урок:

Рисование маслом, основы для новичка. Видео-урок:

В заключении статьи стоит отметить, что самым главным секретом успеха в рисовании является упорство и каждодневная тренировка. Не стоит опускать руки, если не получилось с первого раза. Пробуйте снова и нарисовать портрет обязательно получится.

В сегодняшнем уроке мы научимся изображению портрета. Наш урок будет состоять из нескольких этапов. Используем в нашем портрете исключительно карандаш. Распределяем наше занятие на этапы, чтоб не пропустить ни малейшей детали изображения портрета. Приступим к работе, «прихватив» с собой: карандаш, лист бумаги и великое желание творить!
1 этап заключается в изображении карандашом контура, состоящего из линий. Контур изображается, так сказать, от руки, лишние линии убираем стёркой!

На втором этапе мы накладываем штрихи там, где есть затемнение волос, для этого необходимо использовать механический карандаш 3В 0.5. Рисуем в основных направлениях.

На третьем этапе заштриховываем тёмные места. Нужно очень аккуратно и с большим вниманием просмотреть их направление, чтобы у нас получились действительно волосы, а не какой-то сноп соломы!

Четвёртый этап также заключается в нанесении штрихов в направлении роста волос. Необходимо в то же время удлинить линии, затемнить необходимые участки портрета:

Пятый этап. Поработаем немного над волосами. Они должны приобрести некий стиль, для этого необходимо затемнить нужные нам участки волос. Сейчас нужно очень аккуратно наносить штрихи, а также мы должны избежать бликов. Далее совет: для более комфортного штрихования – поворачивайте ваш лист бумаги:

Шестой этап. Мы должны закончить работу с причёской. Вернёмся обратно, затемнив слой волос:

Этап седьмой включает в себя растушевку. Неважно какую, она может быть как чистой, так и грязной! Растушевываем волосы по направлению их роста. Не допускайте пересечения штрихов, в противном случае ваша работа будет выглядеть грязной и неаккуратной. Разглаживать нужно только по направлению!

Этап восьмой. Продолжаем дальше наше обучение изображения портрета. Далее необходимо немного поработать с бликами. Нужно как бы «вытянуть» линии там, где есть блики, для этого используем острую стёрку. Это нужно сделать так, чтобы блики были вместе со штрихами карандаша и осветляли необходимые нам места:

Девятый этап – это прорисовывание карандашом мягкостью 3В, можно мягче, затемнённых участков. Также дорисуем прямые волосы к завиткам головы, лица. Однако лицо трогать сейчас не будем. Нам нужно получить своеобразный вид волос, для этого применяем штрихи для отдельных волосинок, различного рода нажимы.

Десятый этап. Поэтапное изображение глаз портрета.

На одиннадцатом этапе мы получили вот такое изображение:

Этап № 12. Добавим коже лица немного тональности:

Этап № 13. Наконец, мы получили готовый портрет, изображая его поэтапно!

Многие люди находят отдушину в рисовании. Некоторые хотят стать профессиональными художниками, но для других это просто любимое хобби. В этой статье будет рассказано о том, как нарисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих. Зачем вообще люди рисуют портреты? Кому-то просто очень нравится человек, которого он хочет нарисовать. Другому интересно попробовать себя. Третий хочет произвести впечатление. Но это всё касается взрослых людей.

А вот многие дети хотят поздравить свою маму с праздником или просто порадовать её. Им приходит идея нарисовать её портрет карандашом. Ведь такой подарок будет приятен, запомнится надолго и займёт своё место в доме. Не все ребята учатся в художественной школе, но хочется, чтобы рисунок был выполнен правильно и порадовал своей красотой . Поэтому здесь будет рассказан урок, как поэтапно изобразить лицо человека на бумаге. А поскольку рисовать можно кого угодно, пускай это будет хоть мама, хоть любимая актриса, то пригодится этот урок самым разным людям.

Даже у начинающих ребят должно получиться хорошо и они быстро научаться технике портрета. А всё потому что выбранный объект для рисования очень нравится и им дети хотят кого-то порадовать. Это лучшая мотивация.

С чего начать рисовать портрет? Первые шаги

Чтобы научится рисовать портрет, необходимо двигаться от простого к сложному. У головы человека на рисунке существует всего три ракурса: анфас, профиль и полуоборот . Для начала стоит попробовать научится правильно изображать лицо человека сбоку. После этого станет намного легче писать его в анфас.

Стоит помнить, что лица мужчины и женщины немного отличаются. При рисовании портрета мужчины следует использовать больше жёстких, чётких линий. В портрете женщины же следует от них отказаться, отдав предпочтение более мягким, плавным и женственным.

Для начала следует нарисовать каркас будущего портрета карандашом. Отобразить форму головы, примерное расстояние между подбородком и затылком, расстояние между глаз. При этом не стоит забыть и о масштабе, пропорциях и других измерениях лица. Штрихи карандаша необходимо делать тонкими и лёгкими, чтобы в любой момент можно было их подкорректировать.

После того как получилось нарисовать основу будущего портрета, следует приступить к изображению черт лица. Чтобы не получилось искажённого изображения, нужно постоянно сверять рисунок и модель.

Как только поэтапно будут отмечены разные части лица, следует выделить те части, которые выступают, а именно лоб, скулы, подбородок . Вообще, следует обратить внимание на особенности лица человека и постараться передать их. Будь то толщина губ, высота лба или расположение глаз.

Причёске следует уделить отдельное внимание, ведь она является составляющей образа, стиля и восприятия человека. Рисовать её нужно длинными штрихами, затемняя волосы у корней, тем самым придавая им объём.

Чтобы придать завершённости рисунку, нужно стереть лишние каркасные линии и приступить к проработке деталей. Кожа, волосы, тени и свет . Всё это следует передать на рисунке карандашом. В этом помогут карандашные штрихи, которые при надавливании становятся светлее или темнее. Фон при этом нужно рисовать тёмными штрихами, надавливая на карандаш . Делать это нужно для того, чтобы человек выделялся и находился на первом плане. Следует обратить внимание на индивидуальные особенности, изюминку человека и передать их на бумаге.

У художников-портретистов есть золотые правила рисования лица, именуемые эталоном:

  • линия глаз – отрезок в середине между верхушкой головы и подбородком;
  • линия носа проходит между бровей и к подбородку;
  • отрезок между носом и губами делится на три части: на нижней линии верхней части и будет начало губ;
  • голову следует также поделить на три равные части, самая верхняя будет обозначить линию роста волос, средняя – бровей, а нижняя – носа.

Как нарисовать глаза?

Рисованию глаз следует уделить отдельное внимание, так как они являются зеркалом души и очень важны при изображении человека. С чего следует начать:

  • нарисовать два овала;
  • внутри них ещё два – радужка и зрачок;
  • нарисовать ресницы, не прямыми палками, а дугообразные от века к бровям, более густые на уголках и короткие у начала;
  • штриховать так, чтобы края радужки были затемнены, а на зрачке обозначались блики.

Портрет карандашом




Уроки рисования в интернете

В современном мире, даже если человек не учился рисованию в изостудии и является совсем начинающим художником, для него ещё не всё потеряно. Ведь в век интернета множество художников совершенно безвозмездно выкладывают уроки рисования в сеть . Поэтапные фото с изображением каждого шага, обучающие видео. Всё это поможет овладеть навыком и научиться рисовать прекрасные портреты. Стоит лишь найти соответствующее видео или блог и тогда даже у начинающих начнут получаться красивые картины.

Какой бы ни была интересной и полезной статья, не каждый способен воспринимать написанное с лёгкостью, многим проще будет всё-таки увидеть, чем прочитать и пытаться понять самостоятельно. Рисовать с туториала будет достаточно просто и увлекательно.

Стоит запомнить, что настоящий художник – это тот, кто не представляет свою жизнь без рисования и держит карандаш в руках каждый день!