Музей на делегатской выставки

Анна отзывы: 21 оценок: 22 рейтинг: 6

Шоу кружевниц - это красиво и познавательно!

Побывав когда-то в вологодском музее кружева, я узнала о необыкновенном перфомансе, когда собирается несколько десятков кружевниц, демонстрирующих свое мастерство, технику и традиции кружевоплетения.
Оказывается, подобное шоу проходит вот уже в третий раз и в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской,3.
Действо красивое и познавательное. Мастерицы из разных городов плели кружево начатых работ под звуки арфы, никому не отказывая в общении, консультации, возможности сфотографировать работы и попробовать свои силы в этом головоломном рукоделии..
Удивительно, как доброжелательны и улыбчивы эти женщины!
Очень приятно, что традиции кружевоплетения сохраняются, вызывают интерес (посетителей было достаточно много), мастерство не угасает и передается новым поколениям - только в Москве и Подмосковье существует несколько клубов и школ, где преподают кружевоплетение, были мастера из Орла, Санкт-Петербурга, Перми, кружево ручной работы выглядит не только декоративно, но современно и модно.
После шоу интересно было пройти по залам музея, посмотреть старинные образцы кружева, тканей и костюмов.

Анна Русских отзывы: 10 оценок: 10 рейтинг: 1

Солнечный, теплый...
Взяв его в руки ощущаешь, накопленную за века, силу и энергию.
А если чуть-чуть потереть пальцами или между ладонями - то можно ощутить ели уловимый аромат древнего соснового леса.
Ведь камень, о котором пойдет речь - затвердевшая живица древнейших хвойных деревьев верхнемелового и палеогенового периодов.

Янтарь (Amber), а речь пойдет именно о нем, использовался человеком с глубокой древности. Установлено, что янтарь был известен верхнепалеолитическому человеку: куски янтаря обнаружены внутри жилища этого времени в Межиричи (Украина). На Восточном побережье Балтийского моря известны исторические центры добычи и обработки янтаря эпохи неолита: район Куршской косы и Паланги в Литве и Сарнате в Западной Латвии.
В виде украшений янтарь был в ходу и в Древней Руси. Находили археологи его в Новгороде, на Рязанской земле. По мнению ряда исследователей янтарь поступал в качестве сырья из Приднепровья и Прибалтики. Часть попавшего посредством торговли в Новогород янтаря шла как поделочный материал на нужды самих новгродцев, а часть шла на продажу в Среднюю Азию и на Восток.

Янтарь - это смола древних деревьев Pinus suссinifera (Сосна янтароносная), которые на сегодняшний день сохранились только в Новой Зеландии и в национальном парке Калифорнии.
Классический цвет янтаря - желтый, камень прозрачный или полупрозрачный. Цвет варьирует от очень светлого желтого до насыщенного желтого, он может быть оранжево-желтым, коричнево - желтым, медовым, коричневым, встречаются черные и зеленоватые образцы. Бело - желтоватый непрозрачный янтарь тоже встречается часто - такую окраску ему придают мельчайшие пузырьки воздуха, попавшие в смолу при её образовании. Специалисты - оценщики насчитывают около 350 разновидностей этого камня.

14 марта во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась интерактивно-познавательная выставка -

Выставка, которая продлится до пятого декабря, раскрывает невероятные секреты происхождения, добычи, истории и полезных свойств загадочного солнечного камня. Особенностью выставки является полное интерактивное погружение в мир необычного минерала, история которого насчитывает более 75 миллионов лет.
Прогулка по залам выставочного пространства начинается в древних лесах доисторической эпохи, где и зарождалась солнечная смола. Здесь можно познакомиться с уникальным экспонатом, на котором виден настоящий отпечатком лапы динозавра.
Здесь же можно увидеть потрясающие по красоте и научной ценности, застывшие в камне насекомых Юрского периода.

На выставке представлены основные вехи истории янтаря: начиная с эпохи палеолита, когда именно из этого камня было изготовлено первое в мире ювелирное украшение, затем к янтарным изделиям древнего Египта, Греции, Рима, и шедеврам средних веков Европы и Китая.

В экспозиции можно увидеть совершенно уникальные и необыкновенные предметы ювелирного искусства, выполненные из янтаря.

Выставка, открытая в Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, совместный проект с "Музеем Янтаря".

В интерактивной части экспозиции посетителям представится удивительная возможность самим добыть свой кусочек солнечного камня, возрастом от 40 до 60 миллионов лет, а также
увлекательный мастер-класс от ведущих мастеров по обработке древней окаменевшей смолы, с возможностью самостоятельно обработать кусочек этого волшебного дара солнца и времени.

За увлекательный рассказ об этом удивительном камне, о его свойствах и секретах работы с ним большое спасибо Михаилу Авиденкову.

Кстати, он поделился с нами секретом, как отличить натуральный янтарь от подделки.
Ведь ни для кого не секрет, что в наше время технического прогресса подделка дело несложное, да и нехитрое.
Однако, необходимо понимать различие между подделкой и глубокой переработкой янтаря с применением инновационных технологий. Добросовестные переработчики не скрывают происхождения камня и способа его обработки (переработки), в отличие от мошенников, выдающих изделия из отходов производства за высококачественный натуральный янтарь.
Существует так называемый прессованный янтарь, который изготавливается из 100 % натурального сырья, имитации и фальсификации янтаря - из материалов имеющих минимальное содержание янтарного сырья или без него. В имитацию янтаря из эпоксидной смолы, которые имеет большое распространение, нередко даже вводят какое-нибудь «ископаемое» насекомое.
К тому же, в настоящее время существует множество пластмасс, которые очень хорошо воспроизводят основные свойства натурального янтаря.
Так вот, что бы отличить натуральный янтарь от подделки. достаточно поместить его в лучи ультрафиолета. Солнечный камень начинает светиться изнутри. Думаю вы догадались, какое изделие является подделкой.

Открытием для меня стало существование зеленого янтаря. Обработанный и отшлифованный, он напомнил мне Green Gold. Камень, с которым я впервые познакомилась в Бразилии. Копал обладает той же природой, что и янтарь, но, в отличие от закаленного и окаменелого янтаря, представляет собой намного более молодой образец древесной смолы (до 250 лет). Копал является незрелым образцом древесной смолы по сравнению с янтарем. В Колумбии находятся крупные месторождения копала, нередко продаваемого под видом янтаря - экспертиза установила, что тамошним образцам меньше 250 лет - ничтожный возраст по сравнению с подлинным древним минералом. Если при покупке минерала вы видите Колумбию как поставщика - можете быть уверены, что перед вами копал.

"Время есть всё время... Оно неизменно. Его нельзя ни объяснить, ни предугадать. Оно просто есть. Рассмотрите его миг за мигом - и вы поймете, что мы просто насекомые в янтаре".
Курт Воннегут

Уникальная экспозиция приурочена к году Камня, проходящему в 2018 году в Музее
Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в рамках программы «Достояние России. Традиции для будущего».
Обязательно идите на выставку семьей, с детьми.
Удивительные открытия гарантированы.

Ирина отзывы: 9 оценок: 9 рейтинг: 7

Замечательный музей. Интересна постоянная экспозиция, в которую входит и лаковая миниатюра, и советский фарфор, и предметы интерьера 18-19 веков, и деревянные игрушки - Сергиево-Посадская, Каргопольская. Все это мило и, если часто ходить в музей, привычно. Но в музее часто проводятся выставки (причем одновременно несколько). Выставки могут быть и громкие, из зарубежных коллекций (выставка Веджвудского фарфора), и просто значительные (выставка фарфора Товарищества Кузнецова из частных коллекций) и "камерные" (когда выставляются предметы из запасников музея). Эти "камерные" выставки не очень уступают по своей привлекательности для посетителей другим выставкам.
Действующие в эти дни выставки (Весна в Октябре и Мечты о космосе) доставили очень сильное эстетическое удовольствие. Почти на каждой посещенной в течение жизни выставке можно увидеть что-то новое, не виденное ранее. Я видела немало предметов советского фарфора, стекла в разных музеях, но на выставке оказалось много незнакомого. Может ли советский фарфор из постоянной экспозиции музея отличаться от советского фарфора с выставки Весна в Октябре? Может! И весьма существенно. Авторские работы советских мастеров из стекла, фарфора потрясающи по своей красоте, а ведь все эта красота большей частью сокрыта в фондах.
На выставке Мечты о космосе не виденным ранее оказались два произведения искусства из стекла - Рождение звезды и Парад планет (в стеклянном теле скульптуры запечатлен металлический осколок\силуэты планет). Жаль только, что технология производства подобного на выставке не описана, но иногда лучше и не знать всех секретов.

Хотя это один из самых молодых музеев в Москве, он по праву входит в топ-лист музеев культуры России. В его фондах хранится около 200 тысяч экспонатов – изделия народных промыслов, коллекции керамики и фарфора, игрушки, предметы интерьера, быта и традиционная одежда народов, населяющих территорию России. Именно здесь, например, хранится самое большое собрание керамических работ великого русского художника Михаила Врубеля. А в мастерской музея вы сможете попробовать создать собственный шедевр.

Музей расположен в старинном дворянском особняке на Садовом кольце недалеко от Театра кукол имени Образцова. Рядом находятся: , Музей музыкальной культуры им. Глинки, дома и усадьбы старой Москвы.

История музея

При создании музея в основу экспозиции легли коллекции Музея народного искусства начала ХХ в. Первое название музея-предшественника звучало несколько странно – «Кустарный музей». В 1885 г. купец-меценат Сергей Морозов открыл в Москве музей, в котором выставлялись предметы крестьянского творчества, начиная от кустарных вышивок и заканчивая произведениями лучших палехских, федоскинских и холмогорских мастеров. В советское время к народным промыслам вновь возвращается интерес — был создан даже специальный Научно-исследовательский институт художественной промышленности для их изучения. В 1981 г. коллекции института были переведены в здание усадьбы Остерманов на Делегатской улице, где открылся новый общественный музей. Под его крышей заняли свое место крупнейшие коллекции предметов быта, керамики, тканей, посуды, утвари. Кроме того, сюда же поступили бесценные частные коллекции, как, например, собрание художественного металла Г. Кубрякова, тканей Н. Шабельской, коллекции фарфора Л. Утесова, М. Мироновой и А. Менакера.

Архитектурный ансамбль

Зданию музея исполнилось более 250 лет. Его первыми владельцами были бояре Стрешневы, чьи потомки передали усадьбу своему дальнему родственнику — графу Ивану Остерману. В XIX веке дом был отреставрирован и расширен. В советские времена здание было национализировано и служило резиденцией правительства Советской России. В начале 1950-х годов к зданию пристроили еще один, уже трехэтажный корпус. Интерьеры дома Остермана сохранились до наших дней лишь частично. Наконец, в 1981 г. усадьбу передали Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства. Ее огромная территория — 2,0719 га – позволяет реализовывать самые амбициозные культурные мероприятия.

Перед южным фасадом гостей встречает парадный двор, куда когда-то подъезжали кареты. От главного дома тянутся два длинных флигеля – это историческая часть усадьбы, построенная при И. Остермане. Они соединяются с домом полукруглыми галереями.

Сокровища музея

Главная экспозиция посвящена русскому народному искусству . Она развернута в четырех залах второго этажа. Здесь представлены предметы XVII‒XX вв., которые были созданы умелыми руками русских мастеров: керамические кувшины и горшки, деревянные скобкари, ложки, прялки, столики и шкафчики.

В центре размещена коллекция народных женских костюмов , по каждому из которых можно определить, в какой губернии жила его хозяйка. Представлены повседневные и праздничные девичьи наряды. Все предметы, от наличников и фронтонов деревенских домов до ложек и поставцов, щедро украшены росписями, вышивкой или резьбой. В мотивах русского искусства чувствуется влияние востока: сказочные единороги, львы, птицы-сирины и др. сказочные персонажи.

Каждый элемент костюма или архитектурная деталь защищали хозяев от сглаза и порчи. Красотой поражают свадебные одежды, золотые монастырские вышивки и кружева. Выставка полна открытий: посетителям предстоит узнать, что такое рубель и сечка, сколько форм у русских кокошников, какими бывают прялки и многое другое.

В последнем зале представлены русские народные игрушки : дымковская, абашевская, богородская, архангелогородская. Их можно рассматривать бесконечно, лучше всяких слов они рассказывают о русской жизни и празднике. Очень интересна также музейная коллекция резной кости, которая представляет основные косторезные промыслы: Холмогоры, Чукотку, Якутию и др.

В четырех залах советского фарфора собраны самые лучшие произведения эпохи. Многие из них были подарены знаменитыми артистами – легендой эстрады певцом Леонидом Утесовым и семьей артистов Мироновых-Менакер, которые всю жизнь собирали советский агитационный фарфор. Здесь, например, огромное блюдо «Празднование 1 мая», тарелка с надписью «Кто не работает, тот не ест» с профилем Ленина, изумительное панно «Обсуждение сталинской конституции в кишлаке».

Еще четыре зала на первом этаже занимает постоянная экспозиция «Лаки России» , открытая в 2013 г. и посвященная в основном изделиям . Тут представлены работы мастеров 20-80-х гг. XX в. — Владимира Крылова, Аристарха Дадыкина, Ивана Баканова и других. Иконописные традиции в изобразительном искусстве раскрыты на примере произведений «Изба-читальня», «274 дня на льдине», «Салют Родины» и другие. В витринах — шкатулки, табакерки, канцелярские наборы, стаканы, коробочки. Здесь же представлены иконы, написанные мастерами Холуя и Мстеры.

Музей располагает обширной коллекцией предметов мебели XVIII‒XIX вв., художественной бронзы и стекла, керамики, металла. Уникальная ваза фирмы Овчинникова, выполненная в технике перегородчатой эмали, гравированные кубки елизаветинского и екатерининского времен, предметы из «Кабинетского» сервиза Императорского завода и Орденских сервизов завода Гарднера, серии фарфоровых скульптур «Народы России» — вот далеко не полный перечень подлинных шедевров. Наибольший интерес у посетителей вызывает собрание керамических работ Михаила Врубеля , созданных им в мастерских усадьбы Абрамцево. Такой обширной коллекции нет даже в . Тут знаменитые скульптуры – иллюстрации к русским сказкам и потрясающий камин, полностью состоящий из поливных изразцов.

В музее представлена коллекция мебели начала XX в ., созданная по эскизам Сергея Малютина, Александра Головина, Сергея Коненкова и других мастеров модерна. Представлено, например, известное кресло под названием «Дуга, топор и рукавицы» В.Шутова с резной надписью на спинке-дуге: «Тише едешь, дальше будешь», а также предметы мебели в национальном стиле, выполненные в конце XIX в. в абрамцевской мастерской Мамонтовых.

Общеизвестно, что искусство делает жизнь прекраснее. Но картины, скульптуры и некоторые другие произведения служат для лицезрения, эстетического наслаждения и стимулируют духовное самосовершенствование человека, а вот применить их для практических целей возможно не всегда. Чего не скажешь об экспонатах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В них собраны повседневные вещи, которые не только служат своему прямому предназначению, но и радуют глаз, являясь своего рода шедевром. В музее представлены посуда, одежда, мебель и много другого, чем обычный человек украшает свой быт.

Располагается этот столичный музей по адресу Делегатская улица, дом 3. Это здание – памятник архитектуры XVIII столетия. По фамилии бывшего владельца оно называется усадьбой Остермана.

Первое, самое объемное отделение Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, отведено для народных промыслов (с XVI века и до наших дней). Здесь можно полюбоваться керамическими изделиями, красивыми сарафанами, неописуемыми головными уборами, резными шкатулочками и ларцами, аутентичной и высокохудожественной мебелью в народном стиле. Все эти богатства показывают, каким бы необразованным и бедным на разных этапах истории ни был простой русский крестьянин, во все эпохи в его душе жила тяга к прекрасному. А фантазия и золотые руки помогали выразить это стремление в виде таких вещей, которые кажутся теперь нам пришедшими из какой-то волшебной русской сказки.

Во второй части коллекции – творчество мастеров России до XX столетия. Резьба по дереву, камню, всевозможная мебель, посуда – все имеет свою уникальность, удивляет даже современных мастеров. А ювелирные украшения, представленные на экспозиции, заставляют восхищенно восторгаться самых сдержанных представительниц прекрасного пола.

В третьей части выставки – фарфоровые статуэтки времен Советского Союза. Здесь есть и дизайнерская посуда, украшавшая дома партийных вождей тех лет, и особенно интересные экспонаты массового производства, такие как сервизы, которые стояли в сервантах наших бабушек. Есть в музее и образцы камнерезного искусства, старинные фолианты и другие вещи из коллекций частных коллекционеров.

Интересно, что Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства постоянно меняет часть экспонатов, работая над созданием постоянной коллекции. Экскурсия по музею рассчитана как на взрослых посетителей, так и на детей. Причем у ребятишек поход в этот музей оставляет более яркие впечатления и вдохновляет их на творчество. Многие родители отмечают, что сын или дочь, никогда не интересовавшиеся творчеством, придя с экскурсии, пробуют расписать дома тарелку, вышить узор или повторить еще что-то, что они увидели на выставке. Случается такая метаморфоза иногда и с взрослыми, уже сформировавшимися людьми. Музей становится тем толчком, той музой, которая открывает в человеке то, о чем он и сам ранее не догадывался.

Для тех, кто всерьез заинтересовался богатствами, хранящимися во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, разработаны углубленные образовательные программы. Во время тематического занятия можно лучше познакомиться с конкретным предметом. Сотрудники музея проводят занятия со школьниками в театрализованном формате. Причем предоставляется база для самостоятельных творческих исканий, для этого искусные и опытные мастера обучают всех желающих некоторым видам народного творчества.

All-Russia Museum of Decorative Applied and Folk Art

Музей основан в 1981 г. и размещен в городской усадьбе графов Остерманов-Толстых. Архитектурный комплекс сложился в XVII-XIX вв. Основу коллекции составили материалы, переданные предприятиями художественной промышленности и народных художественных промыслов.

Реликвии

Коллекция художественных тканей Н.Л. Шабельской; собрания художественных лаков, самоваров, резных изделий из кости.

Коллекция

Коллекция музея охватывает период с XVI в. до 1990-х гг. и включает свыше 107 тыс. единиц хранения основного фонда. В их числе изделия народных художественных промыслов России XVII-XX вв.: резьба и роспись по дереву, деревянная и глиняная игрушка, фарфор Гжели, подносы Жостова и Урала, лаковая миниатюра, самовары, каслинское литье, изделия из кости и камня, кружево, ткачество; художественный фарфор; художественный металл; русская народная игрушка; русская вышивка и ткани; головные уборы. Произведения декоративно-прикладного искусства народов России: якутская и чукотская резьба по кости; тувинская резьба по камню; мордовская, марийская, чувашская вышивка; ювелирные изделия из Бурятии и Дагестана. Произведения современных художников декоративно-прикладного и народного искусства. Личные фонды исследователей народного искусства (B.C. Воронова, В.М. Василенко, И.А. Крюковой и др.). Научная библиотека, включающая много редких изданий.

Экспозиция

«История русского декоративно-прикладного и народного искусства XVII-XX вв.». Залы личных собраний (коллекции русского фарфора М. Мироновой и А. Менакера, самоваров Г.А. Кубрякова).

Экскурсии

Проводятся обзорные и тематические экскурсии, посвященные истории русского декоративного искусства, народных художественных промыслов и ремесел. В музее проходят фестивали детского народного творчества «Мастера», заседания «Клуба искусствоведов».

Адрес:

ул. Делегатская, 3. Тел.: 921-01-39, 923-77-25, 923-17-41. Время работы: ежедневно с 10 до 18 ч, во вторник и четверг - с 12 ч 30 мин до 20 ч, кроме последнего четверга месяца. Выходной - пятница.
Проезд: М. «Сухаревская», «Маяковская», трол. 10, «Б», до ост. «Театр кукол Сергея Образцова».