Моя галерея. Франческо дель Косса. Косса, франческо дель

Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов Носовский Глеб Владимирович

3.4.6. Зодиак «FR», вероятно, создан художником дель Косса для феррарского герцога Франческо дʼЭсте (1662–1694), но потом ошибочно приписан несуществующему художнику Франческо дель Косса

3.4.6. Зодиак «FR», вероятно, создан художником дель Косса для феррарского герцога Франческо д?Эсте (1662–1694), но потом ошибочно приписан несуществующему художнику Франческо дель Косса

Обратимся теперь к утверждению историков, что фреска с зодиаком «FR» в «Скифской палате» принадлежит будто бы кисти художника Франческо дель Косса , с. 110. Откуда были взяты эти сведения? Зададимся вопросом: известен ли в феррарской истории художник Франческо дель Косса, живший в середине XV века? Ведь если ему поручили столь ответственное дело, как роспись герцогского дворца, то, надо думать, художник этот был достаточно известен в Ферраре. Выясняется, однако, что среди феррарских художников по фамилии Косса известен лишь Стефан Косса. Но - не Франческо! Так, например, Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в конце XIX века, приводит обширный список фамилий феррарских художников. Но ни словом не упоминает о художнике Франческо дель Косса. Относительно феррарской школы живописи и о ее представителей Словарь сообщает следующее.

«Феррарская живопись - плод скрещения различных влияний, преимущественно Мантеньи (Падуя и Мантуя), с его сильным рисунком и ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ (линейная перспектива в живописи появилась, скорее всего, не ранее XVI века - Авт. ), а так же Пьеро делла Франческа (Болонья), с его богатой воздушностью и яркостью красок… Феррарская школа была далека от красоты и гармонии, ее не проникает благородство настроения, характерное вообще для итальянского искусства; НА НЕЙ ЧУВСТВУЕТСЯ ВЛИЯНИЕ КАКОЙ-ТО СЕВЕРНОЙ СТРУИ. - Из более ранних членов группы выдаются Козимо Тура (1432–1495) и СТЕФАНО КОССА (1438–1480). Оставшиеся от них картины рассеяны в различных музеях… Особенно любопытны торжественные фрески („rtionfi“) в palazzo Schifanoja (феррарское Sans Sonci), аллегорически изображающие - под видом 12 месяцев, знаков зодиака, богов и богинь, полевых работ - сцены из жизни при дворе герцогов д?Эсте (сохранились плохо). Тура, кроме того, расписал капеллу великолепного загородного дворца герцога Борсо (Belriguardo). В числе их современников приобрели еще известность Лоренцо Коста (1460–1535)… затем Франческо Бианки (1448–1510), ученик того же и учитель Корреджио, Доменико Панетти (1458–1512), Эрколе деи Роберти (ум. 1496) и Эрколе деи Гранди (ум. 1531)… Последний из упомянутых художников связывал старших с позднейшим поколением школы, оно лучше всего представлено Лудовико Мадзолино (1481–1529). Тимотео Вити (1467–1523), Доссо Досси (1479–1542), Бенвенуто Тиси да Гарофало (1481–1559)… Феррарские художники второй половины XVI века и начала XVII века выродились в „маньеристов“ - подражателей Корреджо и др. (см. E. Muntz, „Hist. de l`art pendant la renaiss.“, II, 270-75, 607-16; III, 261-60)» , статья «Феррара».

И снова мы сталкиваемся с единодушным мнением историков, что, дескать, все замечательные культурные события в Ферраре относятся к XIV–XVI векам. После середины XVI века ничего значительного в искусстве Феррары якобы не происходило. К середине XVI века, как нам говорят, феррарские художники, дескать «выродились в маньеристов». Подлинное искусство - и до того бывшее «слишком северным» и «недостаточно благородным» - окончательно заглохло в Ферраре.

Обратим внимание, что феррарская школа живописи, как считают специалисты, весьма близка к живописным школам итальянских городов Падуи и в Мантуи. См. приведенную выше цитату. Но в обоих этих городах мы обнаружили зодиаки с датами. Напомним полученные нами датировки:

В ряд этих датировок совершенно естественно вписывается и дата зодиака «FR» из Феррары (1680 год н. э.).

Но вернемся к фрескам «Скифской палаты», на которых изображен зодиак «FR». Как мы видим, они, по мнению историков, созданы художниками Козимо Тура и Стефано Косса для феррарского герцога Борсо, правившего в XV веке. Но тогда почему современные историки считают, что фреска с зодиаком создана неким «художником Франческо дель Косса»? О художнике с таким именем история умалчивает. Полученная нами датировка зодиака 1680 годом н. э. позволяет предположительно ответить на этот интересный вопрос. И тогда все становится на свои места.

Дело в том, что в 1680 году в Ферраре правил герцог по имени ФРАНЧЕСКО II д?ЭСТЕ. Время его правления - с 1662 по 1694 год. Значит, феррарский зодиак был создан именно при герцоге Франческо. При этом, в истории феррарской живописи известен художник Стефан Косса, живший якобы в XV веке и имевший прямое отношение к данной фреске, см. выше. Вероятно, он ее и создавал, но только не в XV, а в конце XVII века!

Но тогда возникает естественная мысль. Не составлено ли имя художника «ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ КОССА» из обрывков ДВУХ РАЗЛИЧНЫХ ИМЕН - имени герцога ФРАНЧЕСКО д?Эсте и имени художника Стефана КОССА? Вероятно, в каком-то старом тексте говорилось, что фреска была создана художником дель Косса по повелению герцога Франческо. Историки, следуя своей ошибочной датировке фрески XV веком, не обнаружили в истории Феррары XV века герцога по имени Франческо. Поэтому им пришлось приписать имя «Франческо» художнику. Получился мифический художник «Франческо дель Косса». О том, что такого художника в Ферраре не было, а автором фресок считался художник СТЕФАН Косса, историки дипломатично умолчали. Пошли на очередной обман ради спасения скалигеровской хронологии.

В заключение обратим внимание, что название дворца в Ферраре - «Скифская палата», - удивительным образом перекликается с возмущенным возгласами историков о том, что, дескать, старая феррарская живопись была «слишком северной» и «недостаточно итальянской», см. выше. Видимо, северное русско-ордынское, «скифское» прошлое еще сильно чувствовалось в Ферраре в конце XVII века. И даже отразилось в феррарской живописи того времени.

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Всемирная история без цензуры. В циничных фактах и щекотливых мифах автора Баганова Мария

Балтазар Косса Среди пап и антипап встречались личности совершенно жуткие и одиозные. Один из них - папа Иоанн XXIII, второй папа, избранный в Пизе. Его мирское имя - Балтазар Косса. Он родился на острове Искья в Неаполитанском заливе, в семье, традиционно промышлявшей

Из книги Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты автора Конев Владимир Николаевич

КОССА Михаил Ильич (20.10.1921-20.04.1950) Гвардии старший лейтенантРодился в с. Малокатериновка Запорожского района Запорожской области. Украинец. Работал ретушером, окончил Днепропетровский аэроклуб. В РККА с 1940 г. В 1941 г. окончил Качинскую военную авиашколу пилотов.Участник

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора

3.4.12. На зодиаке «FS» записана дата 24 июня ст. ст. 1661 года В тот день, по-видимому, получил власть герцог Франческо II д?Эсте, при котором приходила комета 1680 года Прежде всего, обратим внимание, что зодиак «FS» имеет исключительно правильный, совершенный вид. Все семь планет

Из книги Господин Великий Новгород. С Волхова или с Волги пошла Русская земля? автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Всемирная история пиратства автора Благовещенский Глеб

Бальтазар Косса (антипапа Иоанн XXIII) (Baldassare Cossa (Antipope John XXIII))(ок. 1370 – 22 декабря 1419), ИталияБальтазар Косса – личность поистине примечательная! Это был человек духовного сана, что не помешало ему в разное время быть обвиняемым в убийствах, занятиях пиратством, инцесте,

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

Балтазар Косса: пират на папском престоле Занятно читать историю римских пап. Католические летописцы то прославляют «великих понтификов», то объявляют их злодеями, «слугами дьявола», или вообще стараются доказать, что того или иного папы не существовало. От всего этого

Из книги Расстрелянные герои Советского Союза автора Бортаковский Тимур Вячеславович

Герой Советского Союза майор КОССА МИХАИЛ ИЛЬИЧ 20.10.1921-20.04.1950 Михаил Ильич Косса родился 20 октября 1921 года в семье украинского крестьянина в селе Мало-Екатериновка Камышеватского района Запорожской области. После окончания 7 классов работал ретушером. Одновременно

Из книги 100 великих узников [с иллюстрациями] автора Ионина Надежда

Бальтасар Косса – пират, студент, римский папа Бальтасар Косса, вошедший в анналы истории под именем антипапы Иоанна XXIII, происходил из древнего и далеко не бедного рода. Владения его отца располагались на острове Искья, расположенном у входа в Неаполитанский залив.

Из книги Вокруг трона Медичи автора Майорова Елена Ивановна

ФРАНЧЕСКО I (1574–1587) Сын и преемник Козимо I - Франческо - держался направления отца, но значительно уступал ему талантами.От своей матери Элеоноры Толедской он унаследовал утонченные черты лица и прекрасные глаза. Иногда - когда он этого хотел - в нем вспыхивало

Из книги Сокровища погибших кораблей автора Рагунштейн Арсений Григорьевич

«Нуэстра Сеньора дель Кармен» Дон Антонио де Эчеверзе выбрал в качестве капитаны своего флота крупнейший и самый новый галеон «Нуэстра Сеньора дель Кармен». Это было недавно построенное судно водоизмещением 713 тонн, вооруженное 72 орудиями. Во флоте Эчеверзы «Кармен»,

автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 3 На мозаиках Рафаэля в капелле Киджи церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (зодиак МР) изображен слегка измененный зодиак Астрономии Астрономически на нем записано либо 23–25 августа ст. ст. 1785 года, либо 11–12 августа ст. ст. 1843 года 3.1. Церковь святой Марии в тополях

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) в Риме, капелла Киджи и зодиак МР Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) на Тополиной площади (пьяцца дель Пополо) в Риме принадлежит к числу наиболее известных средневековых римских церквей, рис,

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира автора Автор неизвестен

Francesco del Cossa . Итальянский художник кватроченто, многие годы работал в Ферраре, потом в Болонье, забытый на века и заново открытый в XIX веке.
Вазари не очень хорошо знал дель Косса, путал его с учеником по фамилии Коста. Лучше всего о Франческо дель Косса написал Павел Муратов в "Образах Италии":
Тридцатилетний Косса впитал в себя всю энергию Мантеньи и Пьеро делла Франческа, и в то же время он не унаследовал от них “проклятия” их гениальности – бремя жизни было легко для него, и просто было для него назначение художника. Его линии ложились широко, весело и гибко, без нечеловеческой твердости и точности Мантеньи. Мистически сияющий воздух Пьеро делла Франческа был понят им только как светлый радующий воздух деревенских далей. Большим достоинством Коссы надо считать его поразительное чувство группировок. По непосредственной и свежей прелести групп он превосходит даже своих великих учителей. Так мог писать только художник, очень близко стоявший к жизни и крепко любивший ее. Жизнь кватроченто всегда будет рисоваться нам в образе рыцарственных групп, созданных Коссой. Сверх того, Косса был превосходным портретистом, и в феррарских фресках есть много отличных голов .

Здесь некоторые его работы





Косса, Франческо дель
Имя при рождении:

Francesco del Cossa

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:

В начале 1470-х годов переехал в Болонью , где расписывал алтарь часовни Гриффони в церкви святого Петрония (). Центральная панель алтаря находится в Национальной Галерее Лондона .

Напишите отзыв о статье "Косса, Франческо дель"

Литература

  • Муратов П. П. Феррара и её художники// Он же. Образы Италии. М.: Республика, 1994, с.72-80

Галерея

Ссылки

Отрывок, характеризующий Косса, Франческо дель

Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.

Значение КОССА, ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ в Словаре Кольера

КОССА, ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ

(Cossa, Francesco del) (1436-1478), итальянский живописец раннего Возрождения, представитель феррарской школы. Выполненные им росписи палаццо Скифанойя в Ферраре представляют собой один из наиболее значительных фресковых циклов светского содержания, созданных в эпоху Возрождения. Косса родился в Ферраре в 1436. Учился, вероятно, у Козимо Туры; испытал влияние Андреа Мантеньи и Пьеро делла Франческа. После завершения в 1470 работы над фресками в палаццо Скифанойя, которые он выполнил по заказу герцога Борсо д"Эсте, Франческо дель Косса переехал из Феррары в Болонью. Главным произведением, созданным художником в Болонье, стал алтарь для капеллы Гриффони в церкви Сан Петронио (в настоящее время разрознен). Косса умер в Болонье в 1478.

Фрески Зала месяцев в палаццо Скифанойя посвящены 12 месяцам года. Они разделены на три яруса. В верхнем регистре помещен цикл праздничных аллегорических сцен, нижний представляет собой несколько картин из жизни двора герцогов д"Эсте. Между ними проходит широкая лента с изображениями астрологических символов.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОССА, ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОССА ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ
    (Cossa) Франческо дель (около 1436, Феррара, - около 1478, Болонья), итальянский живописец Раннего Возрождения. Представитель феррарской школы. Учился, …
  • КОССА в Литературной энциклопедии:
    Пьетро — итальянский писатель. Обучался в иезуитской коллегии, откуда был изгнан за ересь и сочувствие национальному освободительному …
  • КОССА
    (Cossa) Франческо дель (ок. 1436 - ок. 1478) итальянский живописец. Представитель феррарской школы Раннего Возрождения. Сочетал четкую пластичность формы со …
  • ФРАНЧЕСКО
    ФРАНЧ́ЕСКО СФОРЦА (Francesco Sforza) (1401-66), герцог Милана с 1450. До этого кондотьер на службе у Милана, Флоренции, Венеции. Завладел в …
  • ФРАНЧЕСКО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФРАНЧ́ЕСКО ДА МИЛАНО (Francesco da Milano) (1497?-1543?), итал. лютнист, композитор. Был прозван "божественным". Многочисл. сочинения для лютни - интрады, прелюдии, …
  • КОССА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌОССА (Cossa) Франческо дель (ок. 1436 - ок. 1478), итал. живописец. Предст. феррарской школы Раннего Возрождения. Сочетал чёткую пластику форм …
  • ДЕЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ОНАКО (Del Monaco) Марио (1915- 1982), итал. певец (драм. тенор). С 1941 пел на оперных сценах Италии (с 1943 в …
  • КОССА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Cossa) Франческо дель (ок. 1436 - ок. 1478), итальянский живописец. Представитель феррарской школы Раннего Возрождения. Сочетал четкую пластичность формы со …
  • РИМСКИЕ ПАПЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • ФЕРРУЧЧИ ФРАНЧЕСКО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Ferrucci) Франческо (14.8.1489, Флоренция, v 3.8.1530, Гавинана), флорентийский военачальник и государственный деятель. Подеста в тосканских гг. Ларчино (1519), Кампи (1523), …
  • КАВАЛЛИ ФРАНЧЕСКО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Cavalli; настоящая фамилия - Калетти, Caletti) Франческо (Пьер или Пьетро Франческо) (14.2.1602, Крема, - 14.1.1676, Венеция), итальянский композитор. Сын и …
  • ИТАЛИЯ
  • ДОНИ АНТОН ФРАНЧЕСКО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Doni) Антон Франческо (16.5.1513, Флоренция, - сентябрь 1574, Монселиче), итальянский писатель, один из ранних социалистов-утопистов, предшественник Т. Кампанеллы. Из …
  • ГВАРДИ ФРАНЧЕСКО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Гуарди (Guardi) Франческо (крещен 5.10.1712, Венеция, - 1.1.1793, там же), итальянский живописец-пейзажист венецианской школы. Учился у своего брата Джованни …
  • ФЕРРАРА, ГОРОД
  • КОССА ПЬЕТРО
    (Cossa, 1834-1881) — итал. драматург. Приверженец объединения Италии, он вынужден был удалиться на время в Ю. Америку. Его первая трагедия: …
  • КОССА ЛУИДЖИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (Cossa) — известный итал. политико-эконом, род. в 1831 г., профессор в Павии, родоначальник целой итальянской школы политико-экономов. В методологических …
  • КАРРАРА, ФРАНЧЕСКО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Carrara, 1805-88) — итальянский криминалист, адвокат, профессор уголовного права в Пизанском унив., член палаты депутатов, потом сенатор. Пользуясь большим авторитетом …
  • КОССА ЛУИДЖИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Cossa) ? известный итал. политико-эконом, род. в 1831 г., профессор в Павии, родоначальник целой итальянской школы политико-экономов. В методологических вопросах …
  • САРТО, АНДРЕА ДЕЛЬ в Словаре Кольера:
    (Sarto, Andrea del) (1486-1531), итальянский художник флорентийской школы, родился во Флоренции 16 июля 1486. Среди первых произведений художника - пять …
  • ПЕТРАРКА, ФРАНЧЕСКО в Словаре Кольера:
    (Petrarca, Francesco) (1304-1374) итальянский поэт, признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского гуманистического движения. Родился 20 июля 1304 в …
  • КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ в Словаре Кольера:
    (сommedia dell arte), итальянская комедия-импровизация, с постоянными персонажами, переходившими из спектакля в спектакль; была популярна в Италии в 1560-1760. В …
  • ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - живописная школа Италии эпохи Возрождения. Центром феррарской школы, сложившейся под воздействием А. Мантеньи, Пьеро делла Франческа, отчасти нидерландской живописи …
  • ПАПСТВО
  • ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ в Православной энциклопедии Древо.
  • ОРФЕЙ
    В греческой мифологии сын фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона, Clem. Rom. Hom. V 15) и музы Каллиопы (Apollod. I …
  • ВЛАДИСЛАВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ВЛАДИСЛАВ в биографиях Монархов:
    Король неаполитанский из Анжуйской династии, правивший в 1386— 1414 гг. Сын Карла III и Маргариты Дурацио. Ж,: 1) с 1392 …
  • ЧЕНЧИ в Литературной энциклопедии:
    (англ. Cenci, фр. Cenci) 1. персонажи трагедии П.Шелли «Ченчи» (1819-1820). Борджиа, Висконти, Медичи, Сфорца, Ченчи, богатейшие и знатнейшие итальянские семьи, …
  • ИСПАНО-АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии.
  • АЛЬФЬЕРИ в Литературной энциклопедии:
    Витторио, граф ди Кортемилья — величайший итальянский трагический писатель. Р. в г. Асти, в …
  • ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА в Большом энциклопедическом словаре:
    итальянская школа живописи эпохи Возрождения с центром в г. Феррара. Мастера 2-й пол. 15 в. (К. Тура, Ф. дель Косса, …
  • ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    школа, итальянская школа живописи эпохи Возрождения. Центром Ф. ш., сложившейся под воздействием искусства А. Мантеньи, Пьеро делла Франческа …
  • УРУГВАЙ (ГОСУДАРСТВО) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Uruguay), Восточная Республика Уругвай (Republica Oriental del Uruguay). I. Общие сведения У. v государство на Ю.-В. Южной Америки, в пониженной …
  • СФОРЦА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sforza), династия миланских герцогов в 15-16 вв. Родоначальник - Муцио Аттендоло С. (1369-1424), крестьянин из Романьи, прозванный Сфорца за свою …
  • РИМ (СТОЛИЦА ИТАЛИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    делла Франческа (Piero della Francesca) (р. около 1420, Сан-Сеполькро, Тоскана, - похоронен 12.10.1492, там же), итальянский живописец. В 1439 работал …
  • МЕКСИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • КУБА (ГОСУДАРСТВО) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Cuba), Республика Куба (Republica de Cuba). I. Общие сведения Республика Куба расположена на островах Куба (104 тыс. км 2), Пинос …
  • КОЛУМБИЯ (ГОСУДАРСТВО В ЮЖ. АМЕРИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Colombia), Республика Колумбия (Republica de Colombia). I. Общие сведения К. - государство на северо-западе Южной Америки. Граничит на востоке с …
  • ИСПАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Espana); официальное название - Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. - государство на крайнем Ю.-З. Европы. Занимает 5/6 …
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре …
  • БЫТОВОЙ ЖАНР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    жанр, один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Ведущую роль в Б. ж. …
  • БРЕРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Brera), Пинакотека Брера в Милане, одна из крупнейших картинных галерей Италии. Основана в 1809. Включает обширное собрание итальянской живописи 14-19 …
  • АРГЕНТИНА (СТРАНА) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Argentina), Аргентинская Республика (Republica Argentina). I. Общие сведения А. - второе (после Бразилии) по размерам территории и населению государство Юж. …
  • ЭТНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Aetna, итал. Etna и Mongibello) — самый высокий вулкан в Европе, поднимается террасообразно в виде изолированного конуса на равнине Катании …
  • ЭСТЕ, КНЯЖЕСКАЯ ФАМИЛИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ФРАНЧЬЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Франческо Francia), собственно Ф. ди-Марко Раиболини — итальянский золотых дел мастер, медальер и живописец, род. в Болонье, в 1450 г.; …


Мне прислали интересное изображение.
Сначала я даже подумала что это фотошоп.
Но! Это изображение оказалось частью реальной картины, да еще и из старых-престарых времен.
Давайте раскрутим сюжет.))
Вот изначальный объект, который является деталью работы Франческо дель Косса.

Francesco del Cossa - St. Lucia (c. 1472). Detail

А теперь идем задом-наперед - раскручиваем свиток и получаем из детали целое.
Кто изображен на картине? Почему на веточке висят глаза? В чем смысл этой картины?
Ответ таков: изображена святая Люсия - Луция Сиракузская.
Признаюсь, я не знала про такую святую, хотя оказалось что ее чтут во многих странах и даже устраивают праздник в ее честь.
В чем цимус картины?
Создается впечатление что глаза смотрят на тебя и как-будто чего-то ждут.
Оказывается, святая Люсия призывает нас еще раз посмотреть внимательно и увидеть истинный путь.
По-моему,очень даже насущная задача для нашей ненормальной современности. ((

Кто же такая святая Люсия?
Святая Люсия (Лючия, Луция, Лукия, Santa Lucia) Сиракузская (~283~303) - раннехристианская мученица.
Имя происходит от латинского ‘lux’ - ‘свет’. Была дочерью богатого римского гражданина из Сиракуз, Сицилия. Жила на рубеже III и IV вв. нашей эры, в эпоху последних (диоклетиановских) гонений на христиан. Её отец рано умер, а мать, которую звали Евтихией, захотела выдать дочь замуж.
В те времена ещё не было монастырей, но многие благочестивые христиане уже принимали обет безбрачия. Так и поступила Люсия. Мать сначала была против, но, страдая кровотечениями, она излечилась от них в Катании, на могиле святой Агаты († 5/II-251), житие которой во многом напоминает житие св. Люсии, и тогда согласилась с решением дочери. Отвергнутый жених Люсии возбудил против неё преследование.
Судья Сиракуз Пасхазий хотел отдать её в публичный дом, чтобы её там насиловали до смерти, но ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Люсию с места. После этого Люсия была подвергнута пыткам.
Вокруг неё развели костёр и поливали её кипящим маслом, но пламя отступило.
После разнообразных пыток и чудес она была убита ударом меча.
Но другие легенды сообщают и о том, что ей вырвали глаза.
Останки св. Люсии были погребены в катакомбах Сиракуз, которые ныне носят её имя.
На иконах святая Луция изображается обычно с мечом в руках и пальмовой ветвью (символами мученичества), книгой и масляной лампой, иногда также с двумя глазами на подносе.
Существуют даже храмы, посвященные святой Луции -кафедральные соборы в Коломбо и в Шри-Ланке.

Умерла святая Люсия в 304 году.
Но даже после смерти ее страдания не прекратились. Почему-то ее мощи возили с места на место, пока они не нашли успокоение.
Тело святой Люсии покоится в Венеции, но ее слава идет по миру.
Даже в либеральной Швеции,праздник Санта-Люсии 13 декабря находится среди самых ожидаемых в период Рождества.
В этот день отмечается день памяти святой Люсии Сиракузской.
Первоначально в этот день носили белые одежды, пекли традиционную выпечку луссекатт и пели песни.
Этот праздник отмечается в Швеции с конца XIX века.
И в наши дни девочки в этот день носят белые одежды и украшают голову короной из семи свечей.

И вот наконец-то сама картина:
Francesco del Cossa - St. Lucia (c. 1472)

Мощи святой Люсии - один из самых популярных объектов кражи в Венеции.
Их пытались украсть уже много раз: в 1867, 1949, 1969 и в 1981-х годах.

Есть еще и такой вариант изображения святой Люсии.
В руке девушка держит чашу с собственными глазами, которые собирается отправить незадачливому жениху.
И все-таки я делаю вывод что ей выкололи глаза.
Иначе почему все художники того времени изображают ее именно в таком виде. Я им верю больше чем всевозможным толкователям всех времен и народов.
Хотя художественный вымысел и аллегорию еще никто не отменял.))

Santa Lucia. Domenico di Giacomo di Pace Beccafumi (1486-1551)

А теперь еще несколько работ Франческо дель Косса.
Мне очень понравилось рассматривать детали - ощущение калейдоскопа.
Вернулась в детство.))

Триумф Аполлона. Франческо дель Косса, 1476-84 гг. Феррара, палаццо Скифаноя

Аллегория марта -Триумф Минервы. Франческо дель Косса, 1476-84 гг. Феррара, палаццо Скифанойя

Francesco del Cossa. March. 1470s. Fresco. Palazzo Schifanoia, Ferrara. Italy.

Francesco del Cossa. Triumph of Minerva. Detail from March from the Cycle of the Months. 1470s. Fresco. Palazzo Schifanoia, Ferrara. Italy.

Аллегория апреля- Триумф Венеры. Франческо дель Косса, 1476-84 гг. Феррара, палаццо Скифанойя

Francesco del Cossa. "April" from the Cycle of the Months. c.1470. Fresco. Palazzo Schifanoia, Ferrara. Italy.

Francesco del Cossa. "April". 1470s. Fresco. Palazzo Schifanoia, Ferrara. Italy.

Francesco del Cossa. Triumph of Venus. Detail from April from the Cycle of the Months. 1470s. Fresco. Palazzo Schifanoia, Ferrara. Italy.

Francesco del Cossa. Foot Race. 1470s. Fresco. Palazzo Schifanoia, Ferrara. Italy.

Francesco del Cossa. Horse Race. 1470s. Fresco. Palazzo Schifanoia, Ferrara. Italy.

Francesco del Cossa. Annunciation. Tempera on poplar panel. 27.5 x 44 cm. Alte Meister Gallerie, Dresden, Germany.

Francesco del Cossa. St. Peter. Side panel of the Grifoni Polyptych. c.1473. Wood panel. Galleria Brera, Milan, Italy.

А у этого святого ну уж ооочень интересный взгляд!
Он то ли подозревает что-то, то ли замышляет.))

Francesco del Cossa. St. John the Baptist. Side panel of the Grifoni Polyptych. c.1473. Wood panel. Galleria Brera, Milan, Italy.

Франческо дель Косса (Francesco del Cossa), 1436-1478 гг. · итальянский живописец. Мастер феррарской школы. Работал в Ферраре и Болонье (с 1472 г).
Один из ведущих мастеров феррарской школы, Франческо дель Косса унаследовал от своего старшего современника Козимо Туры такие характерные для стилистики этой школы черты, как резкая, иногда граничащая с гротеском характерность образов, напряженность ритма, жесткость моделировки форм, эмалевая драгоценность цвета. В то же время более заметное воздействие на творческое формирование Коссы оказал Мантенья с его классическими интонациями и богатым арсеналом художественных средств.
Большое значение для художника имело и знакомство с работами Пьеро делла Франческа, о чем свидетельствуют тонкость передачи света и изысканная холодная тональность работ Коссы, его интерес к передаче сложных пространственных структур.
Самой значительной работой феррарского периода Коссы являются фресковые композиции "Март", "Апрель", "Май", входящие в выполненный группой феррарских художников цикл "Двенадцать месяцев" (ок. 1469-1470, Феррара, палаццо Скифанойа). Программа росписей, в которых каждому месяцу отведены три расположенных друг над другом регистра, построена на гуманистических и средневековых астрологических представлениях и включает изображения символов месяцев и их декад (средний регистр), триумфы античных божеств и сцены человеческих занятий (верхний регистр) и эпизоды жизни двора герцога Борсо д’Эсте (нижний регистр). Усложненности этого замысла соответствует образный строй и живописный язык росписей Коссы с их утрированной остротой, декоративностью, светской изысканностью.
Особенно впечатляют аллегорические фигуры, персонифицирующие декады месяцев, наделенные тревожной, почти патетической жизненной силой.

Болонский период творчества Коссы представляют "Алтарь Гриффони" (ок. 1473; главная створка, "Св. Франческо Феррер", Лондон, Нац. галерея; боковые створки: "Иоанн Креститель" и "Апостол Петр", Милан, галерея Брера) и алтарная композиция "Благовещение" (ок. 1475-1476, Дрезден, Картинная галерея). Они являются вершиной его живописного мастерства, соединяя скульптурную отчетливость лепки форм, как бы изваянных из драгоценного твердого материала, эмалевое свечение рубиново-красных, густо-синих, серебристо-розовых, изумрудно-зеленых тонов одежд с тонкостью передачи яркого, заполняющего пространство света.
Праздничное великолепие, свойственное этим работам, достигает своего апогея в "Благовещении", решенном как театрализованное светское зрелище.

Музыка: Andante cantabile - А.Севидов (ф-но), Глинка - Серенада Es-Dur из оперы Доницетти «Анна Болейн»